А. А. Кириленко
Германо-германские отношения и официальный визит Э. Хонеккера в 1987 году
Восстанавливается история визита лидера ГДР Эриха Хонеккера в ФРГ в контексте германо-германских отношений. Автор показывает, что визит, неоднозначно воспринятый политиками и общественностью двух республик, имел ряд положительных следствий для обеих стран.
Одним из ключевых моментов в истории развития германогерманских отношений стал 1987 год. Для обоих германских го-
1 Таблица составлена по материалам отчётов облздравотдела и областных съездов врачей (ГАКО. Ф. 233. Оп. 6. Д. 7. Л. 2-24; Д. 14, Л. 4-18; Д. 32. Л. 2, 37).
сударств он был отмечен двумя важнейшими событиями. С одной стороны, он связан с празднованием в обеих странах 750-летнего юбилея Берлина, который символизировал собой раскол страны. С другой, в этом году состоялось первое официальное посещение лидером ГДР территории ФРГ, что стало апогеем развития двусторонних контактов.
Освещая историю поездки председателя Госсовета ГДР в ФРГ, необходимо обратиться к предыстории визита. Его идея возникла ещё во время встречи Гельмута Шмидта и Эриха Хонеккера в Вербеллинзее (ГДР) в 1981 г., когда федеральный канцлер пригласил своего восточногерманского коллегу посетить с ответным визитом ФРГ. Но новый виток напряжённости в отношениях между двумя сверхдержавами (СССР и США) поставил под вопрос этот проект.
После прихода к власти христианско-либеральной коалиции в ФРГ глава нового федерального правительства Гельмут Коль сделал очередное приглашение Э. Хонеккеру посетить Бонн1. Как и ранее, главным противником этого визита выступило руководство Советского Союза. Позиция СССР объяснялась размещением на территории ФРГ американских ракет «Першинг-2» средней дальности и стремлением советского руководства повлиять на этот процесс через германо-германские отношения. В конечном счёте, 24 июля 1983 г. Эрих Хонеккер отказался от запланированного визита в ФРГ. Такой шаг генерального секретаря СЕПГ объяснялся его приверженностью внешнеполитическому курсу руководства Советского Союза. Во время своего пребывания с официальным визитом в Москве (с 4 по 6 июля 1983 г.) Гельмут Коль заявил, что правительство ФРГ привержено политике мира и отказа от применения силы. При этом он подчеркнул принадлежность ФРГ к НАТО2. На эти слова федерального канцлера новый генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов ответил: «При нынешнем положении дел советские ракеты средней дальности в зоне Европы - это только противовес ядерным ракетам НАТО. Но если на западногерманской земле будут размещены американские ракеты, ситуация кардинально изменится. Неизбежными будут и определенные осложнения в отношениях между двумя сторонами.
1 Твх1в /иг Веи^сЫа^роНйк. Вопп, 1985. ЯеШе 3. ВА 1. 8. 12-21.
2 Правда. 1983. 6 июля.
Что же касается немцев в ФРГ и ГДР, то им придется смотреть друг на друга через густой частокол ракет»1. Другими словами, Андропов чётко сформулировал Колю позицию советского руководства по этому вопросу, подчеркнув возможность неприятных последствий для Европы и всего мира. После очередных двусторонних переговоров между представителями ФРГ и ГДР стороны всё же договорились, что визит Хонеккера состоится в сентябре 1984 г. Но, как и раньше, из-за позиции Советского Союза он был отменён.
Между тем ухудшение социально-экономического положения в ГДР во второй половине 80-х гг., а также смена внешнеполитических ориентиров нового руководства СССР создали благоприятные условия для этого визита. Не последнюю роль здесь сыграла позиция советского руководства и доктрина «нового политического мышления»2 М. С. Горбачёва. Но, несмотря на ослабление международной напряжённости, в Москве, как и в Вашингтоне, очень внимательно следили за всеми аспектами проведения встречи лидеров двух германских государств, так как ФРГ и ГДР всё ещё оставались форпостами обоих военно-политических блоков.
Пятнадцатого июля 1987 г. в западно- и восточногерманских СМИ появилось официальное сообщение о том, что визит председателя Государственного совета ГДР Э. Хонеккера в ФРГ состоится в сентябре. В течение последующих трех дней в газетах ГДР публиковались письма трудящихся с одобрением этого решения. Одновременно сообщалось о принятии Государственным советом законов об отмене смертной казни в ГДР, о создании в Верховном суде инстанции для апелляций, о широкой амнистии, в том числе и для политических заключённых. Эти решения Госсовета явно преследовали цель создать в Западной Германии благоприятную атмосферу для визита лидера ГДР.
У большинства граждан ФРГ данное известие вызвало широкое одобрение. Оппозиция в бундестаге в лице социал-демократов также выступила за этот визит, видя в нём продолжение своей
1 Правда. 1983. 6 июля.
2 Новое политическое мышление - система приоритетов общечеловеческих идеалов и ценностей во внешней и внутренней политике, провозглашенная во второй половине 80-х гг. руководством КПСС и СССР.
политики, начатой ещё со встречи Шмидта и Хонеккера в Вер-беллинзее, и тем самым стараясь извлечь для себя определённые политические выгоды. Западногерманский историк В. Брунс отмечал, что визит Хонеккера увенчал долгий и трудный путь, начало которому положила СДПГ в ^б9 г., когда В. Брандт впервые высказался о необходимости подобных встреч на высшем уровне между лидерами двух германских государств\ Что же касается реакции членов ХДС/ХСС в бундестаге, то тут мнения разделились. Многие депутаты явно не поддерживали данную встречу, что стоило Колю утраты симпатий ряда сторонников по правящей коалиции.
Официальный визит Хонеккера в Федеративную республику проходил с 7 по ii сентября i987 г. Несмотря на его «рабочий характер» (подчёркивалось, что стороны не имеют полных дипломатических отношений}, он протекал по всем международным правилам встреч двух лидеров независимых государств. Это выразилось в прохождении председателя Государственного совета ГДР мимо роты почётного караула и в исполнении гимнов обоих государств. В своих воспоминаниях Коль пишет: «Звуки государственного гимна ГДР явились для меня трудным испытанием»2. Данные слова канцлера неудивительны, так как таким приёмом он фактически официально признавал независимость ГДР, на что до этого не мог пойти ни один из федеральных канцлеров. Биограф Г. Коля В. Мазер отмечает: «Канцлер встретил Хонеккера с ледяным выражением лица, а во время всех телевизионных передач демонстративно подчёркивал, что этот вид исполнения служебных обязанностей глубоко противоречит его внутреннему на-строю»З. Здесь стоит уточнить, что Гельмут Коль на официальном уровне был просто обязан продемонстрировать своё отношение к ГДР, её руководству и их внутренней политике. Поэтому, подчёркивая особый статус германо-германских отношений, в аэропорту Хонеккера встречал глава Ведомства федерального канцлера Вольфганг Шойбле, а кортеж был из i7 мотоциклов сопровождения вместо положенных 2i.
1 Bruns W. Nach dem Honecker-Besuch und wie weiter? // Аш8епроН1;1к. 1987. № 4. S. 345.
2 KohlH. «Ich wollte Deutschlands Einheit». Berlin, 1996. S. 31-32.
3 Мазер В. Гельмут Коль. М., 1993. С. 240.
В своих выступлениях канцлер твердо и недвусмысленно дал понять Хонеккеру, что, несмотря на всю официальность его визита, он ничего не меняет в содержании германского вопроса, для ФРГ эта проблема остается «открытой» до полного объединения страны. В своих выступлениях перед восточногерманской делегацией и журналистами разных стран он не только раскрывал содержание германо-германских отношений на данный момент, но и выделил круг задач, решение которых, по его мнению, было необходимо для дальнейшей активизации германской политики. Седьмого сентября 1987 г. Коль заявил: «Правительство ФРГ отстаивает единство немецкого народа. Мы уважаем существующие границы между двумя нашими государствами, однако хотим преодолеть раскол Германии мирным путём, посредством соглашений. Центральной проблемой в отношениях между ФРГ и ГДР остаётся судьба Берлина. Мы считаемся с особым статусом этого города, а также строго придерживаемся Четырёхстороннего соглашения, в котором это прописано. Но вместе с тем мы выступаем за сохранение и развитие связей между западной частью города и территорией ФРГ. Наши отношения ни в коем случае не могут развиваться только вокруг Берлина»1.
Данное выступление федерального канцлера ещё раз свидетельствует, что, несмотря на всю важность развития отношений с ГДР, первоочередная задача ФРГ оставалась неизменной - преодоление раскола страны. На этом Г. Коль вновь сделал акцент во время официального ужина: «Преамбула нашего Основного закона не подлежит никакому обсуждению, ибо она отвечает нашим убеждениям. Мы призываем весь немецкий народ добиться единства и свободы Германии путем свободного самоопределения. Германский вопрос остается открытым, но его решение не стоит сейчас в повестке дня мировой истории» .
Эрих Хонеккер в ответной речи не стал вступать в дискуссию с Колем по этому поводу. Он лишь указал: «Развитие отношений между ГДР и ФРГ является реальностью современного мира, а она свидетельствует о том, что социализм и капитализм так же невозможно объединить, как огонь и воду. Наличие двух герман-
1 Materialien zu Deutschlandfragen. Politiker und Wissenschaftler nehmen Stellung 1986/87. Bonn, 1988. S. 147-149.
2 Ibid. S. 151-154.
ских государств является фактом. Мы должны строить отношения между нашими государствами на благо мира и разрядки»1.
Помимо обсуждения дальнейшего развития германогерманских отношений, в частности, развития двусторонних поездок граждан обоих государств, стороны также подписали ряд соглашений, в которых были обозначены конкретные области и направления контактов между двумя государствами. Так, ФРГ и ГДР достигли договорённости о совместных действиях по охране окружающей среды. Она предусматривала создание совместных проектов, проведение регулярных консультаций, а также западногерманские инвестиции в технологии борьбы с загрязнением воздуха и воды в ГДР. Развитие активного сотрудничества в данной области ещё раз подчеркивало взаимную зависимость двух германских государств. Помимо этого, были подписаны соглашения по сотрудничеству в области науки и техники, а также об обмене информацией и опытом в области защиты от излучений.
Во время пребывания в Бонне Эрих Хонеккер сделал очередную попытку обсудить с правительством Западной Германии так называемые «герские требования»2. Но все попытки восточногерманской стороны добиться их исполнения наталкивались на протесты и отказы; единственное, на что смогла пойти западногерманская сторона, это обещание учитывать позицию ГДР по вопросу демаркации границы по реке Эльбе.
Лидеры двух германских государств подчеркнули в совместном коммюнике, что главным для них является развитие нормальных добрососедских отношений между ГДР и ФРГ. Руководители двух стран высказались за уважение независимости и самостоя-
1 Materialien zu Deutschlandfragen... S. i57—16G.
2 Они были сформулированы в октябре i98G г. в программном выступлении Э. Хонеккера в городе Гера: реорганизация постоянных представительств ГДР и ФРГ в Берлине и Бонне в посольства; признание Западной Германией гражданства ГДР; ликвидация Бюро учёта в Зальцгиттере (бюро вело регистрацию действий властей ГДР, которые в соответствии с нормами ФРГ подлежали уголовному преследованию}; урегулирование вопроса о границе по р. Эльбе (со времени оккупационного режима часть границы проходила по правому берегу, а ГДР настаивала на прохождении границы по середине фарватера}.
тельности каждого из двух государств в их внутренних и внешних
делах1.
В завершение своего двухдневного пребывания в Бонне Эрих Хонеккер пригласил посетить ГДР с ответным визитом федерального президента Рихарда фон Вайцзеккера, с которым он встречался в столице ФРГ, а также канцлера Гельмута Коля.
Визит генерального секретаря ЦК СЕПГ не ограничился только пребыванием в Бонне. Э. Хонеккер побывал в ряде городов и земель Федеративной Республики Германии. Так, 10 сентября он посетил свой родной город Нойнкирхен в Сааре, где не был с момента образования двух германских государств. Особое место в этих поездках заняла встреча в Мюнхене с председателем ХСС и премьер-министром Баварии Ф.-Й. Штраусом. Во время совместного обеда Штраус и Хонеккер также обсуждали развитие германо-германских отношений. Председатель ХСС акцентировал внимание на том, что они получили новый толчок в своем развитии, который смогли ощутить на себе обычные люди. Штраус вспоминал: «Я не скрывал горькой правды от сидящего напротив меня гостя, затронул проблему немецкого раскола, говорил о стене и колючей проволоке». Он заявил Хонеккеру: «Мы хотим сохранить единство немецкой нации. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы люди могли беспрепятственно приходить друг к другу и говорить друг с другом. Я с большим вниманием выслушивал ваши доводы, слова, высказанные на вашей родине, в Сааре. Мы не делаем из них утопических и фантастических выводов, но видим в ваших вселяющих надежду словах путеводную нить в лучшее обеспеченное будущее»2. Во время своего посещения Саара Хо-неккер сказал, что границы между двумя германскими государствами могут играть не только разделяющую, но и объединяющую роль. Данные слова вызвали широкий резонанс в западногерманском обществе, и, разумеется, Штраус не мог проигнорировать это высказывание своего гостя. Ведь тем самым генеральный секретарь ЦК СЕПГ не отрицал возможности объединения страны, конечно, имея в виду, что это произойдёт после победы в ФРГ социализма.
1 Neues Deutschland. Berlin (Ost}. i987. ^. September. S. 3.
2 Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М., i99i. С. 488.
Пребывание Хонеккера в ФРГ профессор политологии Фрайбургского университета Вольфганг Ягер оценил как «высшую точку в германо-германских отношениях после І9б9 г.»1 Известный немецкий журналист и публицист Оскар Ференбах приходит к выводу, что главная задача канцлера при встрече с Хонеккером заключалась в том, «чтобы парализовать набиравшую силу тенденцию признания правомочности существования двух германских государств»2. Западногерманский еженедельник «Дер Штерн» отмечал: «Визит Хонеккера принуждает к честности: раздел Германии окончателен, но он в то же время сулит шанс на прочную разрядку в Европе, которая важнее, чем некое национально-государственное объединение»З. Несмотря на такую позицию еженедельника, стоит уточнить, что на сентябрь 1987 г. в германо-германских отношениях речь об объединении страны могла идти лишь как об очень отдалённом будущем. В связи с этим в ходе западногерманского визита Э. Хонеккера и двусторонних переговоров с Г. Колем сторонами вообще не поднимался вопрос об объединении Германии. На тот период времени лидеры двух германских государств исходили из того, что раздел страны - это исторически сложившийся факт. В связи с этим политика Г. Коля в отношении ГДР в 1987 г. была вынуждена меняться, теперь главный акцент делался на постепенном сближении двух стран через расширение контактов между людьми и активное сотрудничество в различных областях. Наверное, если бы Коль мог предположить развитие событий 1989 —199в гг. в ГДР, то он не пошёл бы на приглашение в 1987 г. Хонеккера в ФРГ, так как это выводило германо-германские отношения на новый уровень. Визит Э. Хонеккера продемонстрировал историческую действительность не только немецкому народу, но и мировому сообществу.
Визит Эриха Хонеккера в ФРГ имел ряд положительных следствий для обеих сторон. Для Гельмута Коля это выразилось в тех послаблениях, на которые пошло впоследствии руководство СЕПГ. Так, в ГДР были амнистированы многие политзаключённые, на германо-германской границе был отменён приказ о
1 Jager W. Die Uberwindung der Teilung: der innerdeutsche Prozess der Ver-einigung 1989/9G. Stuttgart. 1998. S. 1З.
2 Ференбах О. Крах и возрождение Германии. М., 2GG1. С. 2З5.
3 Der Stern. 1987. № З7. S. З.
стрельбе по её нарушителям, открылись новые пограничные переходы, возросло число культурных, спортивных и молодёжных обменов между двумя государствами и т.д. Другими словами, ФРГ, работая на перспективу, стала ещё глубже развивать сотрудничество с ГДР, тем самым ослабляя ее позиции. Что же касается ГДР, то своим посещением Э. Хонеккер всё же смог добиться официального признания со стороны Западной Германии, что способствовало укреплению суверенитета ГДР. Поэтому с точки зрения международных отношений это была дипломатическая победа ГДР.
Другим важным следствием стало подписание соглашения о сотрудничестве в области науки и техники: ГДР с помощью ФРГ пыталась преодолеть своё научно-техническое отставание от передовых капиталистических стран и сделать свои товары конкурентоспособными на международном рынке. Вместе с тем это приводило к ещё большему сближению двух государств и росту зависимости ГДР и в финансовом, и в научно-техническом отношении. Правительство Гельмута Коля прекрасно осознавало всю значимость этих процессов и, соответственно, старалось придать им динамику. Можно констатировать, что в этот период была окончательно сформирована стратегия Западной Германии в развитии отношений с ГДР. Продолжение активных отношений с ГДР не должно было укреплять коммунистический режим, а наоборот, эта политика означала ещё большее втягивание Восточной Германии в финансово-экономическое и правовое пространство ФРГ с прицелом на возможность дальнейшего объединения страны.
Об авторе
Кириленко Александр Александрович - аспирант кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта, alexsandr-tilsit@mail.ru