ГЕРМАНИЯ В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ГЕРМАНИИ
Первая мировая война закончилась для Германии поражением. Она была вынуждена подписать тяжелые условия Версальского мирного договора, в соответствии с которым она теряла 67 тыс. км2 территории в Европе и все колонии, должна была выплачивать странам Антанты многомиллионные репарации. Германии запрещалось иметь авиацию, подводный флот и крупные бронированные корабли, производить самолеты и дирижабли, броневики и танки, химическое оружие. Рейхсвер — вооруженные силы Германии -ограничивались Версальским договором до 100 тыс. человек. Германия превратилась в страну-изгой, подвергавшуюся постоянным унижениям и попраниям ее национального достоинства.
От полной изоляции Германию спас подписанный с СССР Рапалльский договор, предусматривающий экономическое и военное сотрудничество между двумя странами. Оба государства строили свои отношения на основе равноправия, учета взаимных интересов и общих врагов. СССР становился для Германии источником дефицитного сырья, такого как молибден, никель, хром, вольфрам и марганец. Особое значение имели марганцевые руды, без которых невозможно наладить производство стали. Территория СССР превращалась в нелегальную базу по производству танков и самолетов для Германии. Активным поборником сотрудничества с Красной Армией был немецкий генерал фон Сект. В союзе с РККА он видел возможность обойти статьи Версальского договора, содержащие военно-технические ограничения. В рейхсвере была создана специальная группа для взаимодействия с РККА. В Москве вскоре появилось представительство этой группы, именуемое «Московский центр».
В военно-экономическом сотрудничестве с СССР были заинтересованы не только немецкие военные, но и промышленники. Результативными оказались секретные переговоры Л.Д. Троцкого. Промышленные магнаты и главы крупнейших концернов тяжелой промышленности дали согласие на участие в военно-экономических проектах. Строительство самолетов осуществля-
лось немецкими заводами «Альбатрос», подводных лодок — промышленниками Бломом и Фос-сом, заводов боеприпасов — фирмами Круппа. Другой страной, оказавшей поддержку Германии, были Соединенные Штаты Америки. В 1924 г. они предложили Германии план Дауэса. В соответствии с этим планом США предоставляли Германии заем в размере 30 млрд золотых марок на восстановление промышленности. Полученные доходы давали возможность Германии выплачивать репарации Англии и Франции. Экономическая поддержка со стороны США дала возможность Германии восстанавливать и развивать дальше свою промышленность. Страна справилась с гиперинфляцией. С середины 20-х гг. наступил экономический подъем. Интенсивному подъему немецкой экономики способствовал значительный приток иностранных капиталов. Заграничных инвесторов привлекали высокие ставки ссудного процента, характерные для банков Германии. В 1925 - 1929 гг. учетная ставка центральных банков Германии составляла 7,2 % годовых, в то время как в США она равнялась 4,1%, в Великобритании - 4,8%, во Франции - 5,1% [1, с. 557]. К 1930 г. 38% депозитов германских банков принадлежало иностранцам. Движение краткосрочных капиталов определялось высокой учетной ставкой банков, низкой инфляцией и стабильными ценами. Значительные суммы представляла собой вексельная задолженность германских фирм английским и американским банкам. Экономический подъем создавал иллюзию политической стабильности. В 1926 г. Германия стала членом Лиги Наций. Однако эйфория длилась недолго. С 1929 г. Германия оказалась в тисках мирового экономического кризиса.
Промышленное производство Германии в силу узости внутреннего рынка выросло только на 8% по сравнению с довоенным. Даже в период экономического подъема производственные мощности были загружены только на 70%, а безработных было 4 млн человек [2, с. 236]. В 1930 г. произошла смена правительства. Вставший во главе нового кабинета молодой Брюнинг наделил себя чрезвычайными полномочиями. Однако новое правительство не оправдало связанных
с ним ожиданий. Экономический кризис углублялся. К 1932 г. потерпели крах 68 тыс. промышленных предприятий, производство сократилось на 40%, внешняя торговля — на 60% (в 2,5 раза), судостроение упало на 80% (в пять раз). Ремесленное производство и мелкая торговля, в которых было занято более 13 млн человек, также сократились в 2 раза. Число безработных достигло 8 млн, доходя в отдельные месяцы до 10,5 млн человек, или около половины всех лиц наемного труда. Лишь 20% безработных получали пособие ниже среднего прожиточного минимума [3, с. 180]. В этих условиях правительству пришлось пойти на сокращение и без того скудных социальных программ и снижение заработной платы. Общий фонд зарплаты рабочих уменьшился в 2 раза. Прожиточный минимум рабочего составлял 40 марок в неделю, а получаемая заработная плата — 20 марок. Каждый четвертый в Германии того времени голодал. Разорились миллионы крестьян.
Учитывая сложность экономической ситуации в странах мира, американский президент Гувер в 1931 г. предложил объявить годичный мораторий на выплату межгосударственных долгов. Этот год стал весьма заметной вехой в мировом экономическом кризисе: центр тяжести переместился из производственной сферы в финансовую. С этого времени именно финансовые факторы стали оказывать прямое и косвенное воздействие на состояние промышленности, торговли и сельского хозяйства. Летом 1931 г. всю Центральную Европу, включая Германию, охватил банковский кризис. На мировой экономике отрицательно сказалось крушение английского фунта стерлинга. Отмена золотого стандарта привела к его резкой девальвации. Поскольку британский фунт стерлингов был устойчивой мировой валютой, лишь немного уступавшей американскому доллару, постольку Лондон оставался главным финансовым центром мира. Многие государства размещали свои валютные резервы в английских банках и стремились приобрести ценные государственные бумаги Великобритании. От британского фунта зависели валюты всех стран обширной Британской империи, по которым также прокатилась волна девальвации.
Следующим шагом явилось банкротство одного из крупнейших австрийских банков «Кре-дитанштальт», потерявшего в результате кризиса две трети своих золотовалютных резервов. Кризис в производственной сфере привел к образованию предприятий-должников, не способных погашать кредиты. Последовала цепная реакция: упали в цене акции предприятий, последовала утечка иностранного и национального капитала,
свои сбережения и долги потребовали вкладчики и кредиторы. Банкротство банка «Кредитан-штальт» нанесло серьезный удар по экономике Румынии и Болгарии, а также самой Австрии, так как этот банк контролировал половину австрийской экономики.
Крах австрийского банка и девальвация английского фунта стерлинга сделали банкротство больших банков (гроссбанков) Германии лишь вопросом времени. Надо отметить, что немецкая банковская система имела ряд особенностей. Если британские и американские банки заметно меньше занимались долгосрочным финансированием промышленности, эмитентными операциями и приобретением акций предприятий, то немецкие банки выступали как универсальные. Они сложились как кредитные учреждения многопрофильного характера. Функции гроссбанков были разнообразны. Они осуществляли краткосрочное и долговременное кредитование, эмиссию ценных бумаг акционерных компаний, приобретение акций компаний и предприятий, над которыми в ряде случаев осуществляли непосредственный контроль. Это повышало привлекательность банков, давало возможность приобрести экономическую власть, но повышало риски и снижало ликвидность банков. Особенно уязвимыми гроссбан-ки становились в период кризисов. Долгосрочные кредиты и активы в форме участия в капитале было затруднительно быстро реализовать.
В активах немецких банков большую долю составляли «бродячие» капиталы или, как их еще называют, «горячие» деньги. Эти деньги привлекала высокая процентная ставка по банковским вкладам, которая в Германии была выше, чем в Америке, в 3 раза и составляла 15% годовых в начале 30-х гг. Вкладчики разных стран переводили деньги в немецкие банки, где более высокие проценты обеспечивали им повышенные доходы. Хотя эта процедура сопровождалась дополнительными рисками, желающих обменять доллары на марки по курсу дня нашлось немало. При этом практиковались различные формы вложения капитала, например приобретение ценных бумаг, предоставление кредита заемщику из Германии. При малейшем, порой кажущемся опасении инвесторы требуют возврата кредитов, поэтому движение «горячих» денег трудно прогнозировать. Отказ от кредитов и изъятие «бродячих» капиталов способствовали углублению экономического кризиса и финансовой нестабильности.
Первым в Германии начала 30-х гг. пережил банкротство «Дармштедтер-унд Национальбанк» (сокращенное название «Данатбанк»). Этот банк
активно ссужал текстильную промышленность, которую и контролировал. Экономический кризис привел к упадку текстильной отрасли, банкротству ее компаний и, как следствие, обесценению их акций и кредитов. Началось массовое изъятие вкладов из «Данатбанка». Только за июнь 1931 г. банк лишился 40% своих вкладов. Это заметно ухудшило платежный баланс банка, истощило его золотовалютные резервы. Президент банка Я. Гольдшмидт объявил правительству, что с 13 июля банк прекращает выплаты по вкладам [4, с. 200]. Катастрофа принимала национальные масштабы. К тому же банкротство банка такого уровня порождало проблемы и на внешнем финансовом рынке. За помощью «Данатбанк» обратился к Рейхсбанку. Он мог объявить о поднятии учетной ставки. В таком случае общее повышение процента могло остановить иностранных инвесторов от требования возврата кредитов. В наборе средств Рейхсбанка оставались две крайние меры: объявить девальвацию или заморозить счета и активы иностранцев. Воскресное совещание чиновников и банкиров не дало никаких результатов. Рейхсбанк, как и другие гроссбанки, не оказали «Данатбанку» помощи и поддержки.
Как только 13 июля 1931 г. «Данатбанк» объявил о прекращении платежей, натиску вкладчиков подверглись и другие кредитные учреждения. Вклады изымались из всех банков и сберегательных касс. Сначала их выплачивали полностью, затем стали вводить ограничения, выдавая не более 100 марок в одни руки. Самым уязвимым звеном в цепочке кредитного механизма Германии оказались сберегательные кассы, так как в них размещали вклады преимущественно рабочие и другие не очень состоятельные слои населения [1, с. 596-597]. Впервые в истории Германии правительство распорядилось о закрытии всех кредитных учреждений. Банки не работали два дня, затем в течение трех недель выполняли только необходимые финансовые операции и только после этого приступили к обычной работе. Сберегательные кассы не работали еще дольше. «Данатбанк» слили с другим гроссбанком, называемым «Дрез-днер банк», который успешно существует и сейчас. Контрольным пакетом акций объединенного банка владело правительство Германии.
Изъятые из банков деньги население либо хранило дома, либо меняло на иностранную валюту, либо вывозило за границу. В любом случае происходил подрыв денежной системы Германии. Страна начала испытывать нехватку наличных денег, что приводило к падению покупательной способности населения и затовариванию торговли и промышленности. Наряду с банковс-
ким кризисом Германия столкнулась и с валютным кризисом. Из страны убегал не только иностранный, но и национальный капитал. Действующие валютные ограничения способствовали развитию различных форм махинаций. Создавались подставные фирмы, получавшие разрешение на покупку валюты и вывоз ее за границу, в декларациях указывались завышенные закупочные цены, а разница оставалась также за границей. Пышно расцветала чиновничья коррупция.
В этих условиях резко истощался золотовалютный резерв Рейхсбанка. Процент покрытия банковской эмиссии золотом, установленный законом в 40%, упал ниже этого уровня [4, с. 206]. Для спасения марки требовались срочные заграничные кредиты. Президент Рейхсбанка обращался к Америке, Англии, Франции и Швейцарии, где только что был создан банк международного расчета в Базеле. Как не пугало немецкое правительство мир нацистским или большевистским террором, ни Лондон, ни Париж, ни Базель, ни Нью-Йорк не пришли на помощь Германии. Ей пришлось самостоятельно выбираться из банковского и валютного кризисов. Принятые правительством меры позволили избежать девальвации марки и укрепить кредитную систему. Тем не менее банковский кризис 1931 г. имел серьезные политические и социально-экономические последствия.
ПРИХОД ФАШИСТОВ К ВЛАСТИ
Экономический кризис 1929 - 1933 гг., имевший мировой характер, так или иначе повлиял на идейно-политические позиции всех классов капиталистического общества и на качественное состояние самого капитализма. Как пишет английский ученый Харолд Джемс: «Банковская катастрофа привела к тому, что экономический кризис стал казаться всеобщим кризисом системы капитализма. Уже горевшее пламя народного антикапитализма превратилось в мощный адский пожар» [5, с. 323]. Политики и идеологи капитализма приступили к поискам путей его модернизации в двух основных направлениях: путем насилия или методом реформ. Страны с прочными демократическими традициями сумели осуществить социально-экономическое и политическое маневрирование на основе реформаторских тенденций, которые особенно отчетливо проявились в Англии, Франции и США. Там, где с помощью буржуазно-либеральных реформ не удалось добиться политической стабильности, буржуазия отказалась от демократии и использовала метод насилия для сохранения капитализма. Речь идет прежде всего о Германии, Италии, Японии.
В Германии в годы экономического кризиса обострились социальные противоречия. К послевоенному унижению прибавилось чувство зависти к представителям других более благополучных народов. Дешевая для иностранцев послевоенная Германия обрекала своих жителей на нищету и полуголодное существование. Местное население с ненавистью смотрело на богатых интуристов, живущих в шикарных отелях и скупавших антиквариат и недвижимость. Немецкое общество от ветеранов-фронтовиков до крестьян и от ученых до промышленников все больше расходилось с либеральным правительством Веймарской республики. На смену демократическим ценностям приходили ксенофобия, национализм и реваншизм. Создавалась благоприятная среда для становления и развития национализма и его крайнего проявления — фашизма. Фашистская идеология нашла пристанище не только в Германии. В зависимости от политического и социально-экономического уровня развития стран развивались различные формы и типы фашизма. Но при всей специфике сущность этого явления оставалась одна: открытая террористическая диктатура наиболее реакционной части буржуазии.
В Германии фашистская партия возникла в 1919 г. Характерно ее название — Национал-социалистическая рабочая партия. С помощью такого нехитрого демагогического приема в ее ряды стремились привлечь рабочих, крестьян, лавочников и предпринимателей. В эти же годы начинает делать свои первые шаги в политической карьере печально знаменитый Адольф Гитлер. В юности он очень бедствовал. Правда, никогда нигде не работал и не знал, что такое зарплата. Жил на деньги, присылаемые из дома. Активно посещал музеи, оперу, особенно если исполняли музыку Вагнера, библиотеки. Любовь к чтению и феноменальная память помогли ему восполнить отсутствие высшего образования. Когда же деньги из дома перестали поступать, он жил тем, что продавал нарисованные им акварели с видами Вены. Его жизнь круто изменила Первая мировая война, которую он встретил с восторгом. Он подал прошение о зачислении на военную службу и был отправлен на фронт. На войне он проявил личное мужество. Он взял в плен 14 солдат, за что был награжден Железным крестом. Эту награду давали только офицерам, Гитлер же получил ее, будучи солдатом. После войны он снова испытывал денежные затруднения. Только занятие политикой дало ему возможность пополнить свой кошелек.
Деньги в партийную кассу нацистов поступали от промышленных и финансовых организа-
ций крупного капитала. Уже в 1923 г. крупнейшие магнаты германского капитала начали финансировать нацистскую партию и ее лидера. Среди них можно назвать таких промышленников, как Г. Крупп, Г. Стиннес, Ф. Тиссен, Ф. Флик, Я. Шахт. Спровоцированный в ноябре того же года нацистский пивной путч пока закончился неудачей. Правда, в 1924 г. нацистам удалось пройти в нижнюю палату парламента — рейхстаг. Деньги на проведение предвыборной кампании выделили баварские промышленники.
Экономические трудности и лишения помогали нацисткой партии обрести популярность в народных массах. Социальной базой фашизма во всех странах, в том числе и в Германии, выступала мелкая буржуазия. Большинство массовых разорений в годы экономического кризиса пришлось как раз на представителей этого слоя. Потерявшая опору в жизни, деклассированная мелкая буржуазия стала питательной средой для идей национализма. Эта социальная среда обладала большой разрушительной силой и повышенной агрессивностью. Пошла за Гитлером и часть рабочего класса. Многих привлекала в нацистской организации полувоенная дисциплина и форма, строгая иерархия, порядок внутри рядов, наличие вождя (фюрера) и четкость программы выхода из кризиса: ликвидация капиталистических монополий, организация дешевых кредитов для мелких торговцев и ремесленников. Обывателю импонировали популистские обещания и лозунги, провозглашаемые партией Гитлера: безработным — работу и увеличение пособий, рабочим — высокую зарплату и улучшение условий труда, крестьянам — ликвидацию арендных платежей и долгов, мелким торговцам и ремесленникам — снижение налогов и введение дешевых кредитов, создание новой армии и провозглашение идей реваншизма.
Если социальной опорой нацистов была мелкая буржуазия, то финансовое благополучие партии базировалось на поддержке монополистической буржуазии. Об этом говорит тот факт, что НСДАП достаточно легко справлялась с финансовыми затруднениями. Нацисты первыми создали частную партийную армию СА, содержание которой доходило до 90 млн марок. Поскольку приходные книги имперского казначейства были сожжены в Мюнхене до прихода туда союзных войск, то источники финансирования нацистской партии можно восстановить по косвенным данным и показаниям имперского казначея К.Шварца, которого допрашивали с 1945 по 1947 год. Источники субсидий были многочисленны и довольно разнообразны:
• взносы рядовых членов НСДАП, которые не могли покрыть и малой доли партийных расходов;
• поступление финансовых средств от рейхе-фера, по крайней мере на первых порах существования национал-социалистов;
• пожертвования эмигрантских финансовых групп, обосновавшихся в Мюнхене, помогли приступить к изданию собственной газеты;
• деньги из иностранных источников, в частности от американского промышленного магната Генри Форда;
• богатые покровители из числа промышленников Баварии. Главную роль среди них играли председатель баварского союза промышленников X. Ауст, мюнхенские промышленники фон Маффей и А. Питч, издатель X. Брукман;
• контакты с представителями монополистической верхушки всей Германии.
В начале 20-х гг. все больший интерес к НСДАП начинает проявлять владелец берлинской фабрики пианино К. Бехштейн, магнат стальной промышленности Ф. Тиссен, выделивший 100 тыс. золотых марок на борьбу против Веймарской республики, крупную сумму денег через банкира Мину ассигновал промышленник Стиннес. Во второй половине 20-х гг. нацистов поддерживали промышленники Рура, предприниматели Нюрнберга.
Глубоко потрясший всю капиталистическую систему экономический и финансовый кризис 1929 - 1933 гг., вызвал глубокие политические и социальные перемены. В этих условиях происходила жесткая поляризация общества: теряли позиции умеренные партии, росла популярность крайне правых и крайне левых организаций. Усилению позиций правых помогала западная пропаганда. Она всячески стремилась ослабить революционное движение, помешать распространению коммунистических идей.
Среди факторов, которые помогли приходу к власти фашистов, определенную роль сыграла политика СССР как внутренняя, так и в международном рабочем движении. Ликвидация новой экономической политики в СССР, террор против нэпманов и интеллигенции, массовая конфискация мелких предприятий, волна насилия в деревне были умело использованы западной пропагандой для развенчания привлекательности коммунистических идей и первого в мире социалистического государства. Большой урон международному рабочему движению нанесла неправильная оценка социал-демократического крыла со стороны политического руководства Советского Союза и Коминтерна. Уже в двадцатые
годы Сталин и его окружение квалифицировали социал-демократов как «социал-фашистов», «умеренное крыло фашистов», «главную опору фашистов». В конце 20-х — начале 30-х гг. в условиях наступления фашизма такой политический экстремизм становился особенно опасен. Политическая задача, выходившая на первый план, состояла в укреплении общенародного антифашистского движения и в организации борьбы за единый фронт рабочего класса. Другими словами, требовалось найти общие точки соприкосновения и выработать единство действий коммунистов и социал-демократов. Тем более, что социал-демок-ратические партии на западе преобладали в рабочем движении. Особенно резким нападкам со стороны Сталина подвергались левые социал-де-мократы. Сталин, забывая о том, что именно левое течение социал-демократии пользовалось большим влиянием в среде рабочего класса и в конечном итоге послужило основой создания коммунистических партий, обвинял их в оппортунизме и показной революционности. Наибольший ущерб эта позиция причинила Германии, где угроза фашизма была особенно значительной. Например, французская компартия пошла на сближение с социал-демократами и фашизму победить не удалось. Даже приход фашистов к власти не сразу отрезвил руководство Коминтерна. Призывы Мориса Тореза в 1934 г. о создании Народного фронта расценивались в Коминтерне как оппортунизм и предательство дела коммунизма.
Однако необходимо отметить, что Гитлер пришел к власти не путем путча или переворота, а демократическим путем, получив большинство голосов в ходе выборов в рейхстаг. Популярность фашистов росла постепенно. Если в 1928 г. фашистская партия получила 800 тыс. голосов, то в 1930 г. их электорат возрос в 8 раз, и на основе 6 млн 400 тыс. голосов они смогли создать в рейхстаге солидную фракцию. Правда, сильными оставались позиции социал-демократов (8,5 млн голосов) и коммунистов (4,5 млн голосов). В 1932 году на выборах в рейхстаг гитлеровская партия получила 13 млн 750 тыс. голосов, коммунисты — 5 млн 300 тыс. голосов, социал-демократы — около 8 млн голосов [6, с. 192]. О высокой политизации германского общества говорит тот факт, что в выборах всегда участвовало подавляющее большинство избирателей — 80-85%. Если бы коммунисты и социал-демократы выступали единым фронтом, то могли бы победить в 1930 и в 1932 гг. Продвижение Гитлера к власти было бы остановлено. Но этого не случилось, так как лидеры обеих рабочих партий вели жестокую борьбу между собой, не объединяясь в единый фронт.
Выборную кампанию национал-социалистов начала 30-х гг. финансировали угольные синдикаты и концерны Рурской области, Союз предпринимателей Северо-Западной Германии (только на пропаганду выделено 300 тыс. марок), Объединение стальной промышленности Северо-Западной Германии и Союз по защите совместных экономических интересов в Рейнской области и Вестфалии. С их помощью был создан специальный политический фонд, находившийся в распоряжении Гитлера.
Не менее тесные связи установила НСДАП с банками Германии. Активным сторонником нацистов был член правления Немецкого банка фон Штаус, познакомивший бывшего президента Рейхсбанка Я. Шахта с Герингом. С этого времени Шахт стал активным сторонником нацистов среди германских банкиров. Поддерживали нацистов и кельнские банкиры фон Штейн и фон Шредер. Несмотря на огромные долги нацистской партии (по некоторым подсчетам 12 млн марок), банки удостоверяли ее кредитоспособность и гарантированность займов.
Наконец, финансовую поддержку Гитлеру и его партии оказывал нефтяной магнат Детердинг. В частности, избирательная кампания 1932 г., ставшая решающей в приходе Гитлера к власти, финансировалась на деньги хозяина «Ройял датч шелл». Сума субсидий составила около 10 млн марок [7, с. 25].
Несмотря на то, что в 1932 г. на Лозаннской конференции был фактически наложен мораторий на выплату репараций, правительство Брю-нинга пало. Народ предпочел видеть в качестве президента Веймарской республики старого и больного фельдмаршала П. Гинденбурга. Он был монархистом и реваншистом, но к нацистам относился настороженно. Формирование нового правительства было поручено крайне правому политику Ф. Папену (позднее осужденному как военный преступник и оправданному на Нюрнбергском процессе 1945 - 1946 гг.). Положение нового правительства изначально было шатким. Разные слои населения ждали появление лидера, способного оживить промышленность, дать работу, сплотить общество на основе национальной идеи, подавить внутренних и внешних конкурентов. Среди средств массовой информации появился Имперский комитет в поддержку народного волеизъявления, основанный А. Гутенбергом. Средства массовой информации в лице этого комитета стали усиленно рекламировать Гитлера, считая, что в любой удобный момент его можно будет убрать. Через полгода Папен со своими единомышленниками предложил президенту
себя в качестве вице-канцлера, на должность же канцлера выдвинули Гитлера как лидера самой крупной фракции в рейхстаге, наивно видя в нем ручную и декоративную фигуру.
30 января 1933 г. президент Германии П. Гин-денбург назначил главой правительства (рейхсканцлером) нацистского фюрера А. Гитлера. Показателен тот факт, что уже 20 февраля состоялась встреча Гитлера с крупнейшими промышленниками и видными банкирами. После изложения Гитлером программы установления неограниченной диктатуры промышленники выразили согласие выделить 3 млн марок партиям гитлеровской коалиции. Впоследствии Крупп и Шахт участники этой встречи объясняли свою поддержку Гитлера тем, что он производил впечатление человека, способного обеспечить спокойное и поступательное развитие экономики. По инициативе самих промышленников был создан «фонд Адольфа Гитлера», в который только в 1933 г. было перечислено 30 млн марок [7, с. 28]. В первом составе правительства вместе с Гитлером было три нациста. Однако в обстановке террора и политической демагогии нацисты получили 44% голосов на новых выборах в рейхстаг после поджога его здания. С демократией было покончено. Депутаты от коммунистической фракции не были даже приглашены на заседание парламента. Большинство депутатов других фракций (кроме социал-демократов) послушно проголосовали за наделение Гитлера чрезвычайными полномочиями. Впоследствии Гитлер говорил, что если коммуниста еще можно сделать нацистом, то социал-демократа — никогда. В 1934 г. скончался Гинден-бург. Нового президента выбирать не стали. Гитлер стал фюрером, канцлером, президентом.
ЭКОНОМИКА ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ
Придя к власти, фашисты приступили к реализации своих экономических, военных программ и ликвидации буржуазно-демократических свобод. Были запрещены профсоюзы, коммунистическая и социал-демократическая партии. Активисты левых партий оказались в спешно созданных 26 концлагерях. Остальные партии объявили о своем «самороспуске». На политическом небосклоне осталась только фашистская партия. Было ликвидировано местное самоуправление и утвердилось главенство партии над государством. Ликвидируются все гражданские права и свободы, запрещаются стачки и забастовки, принимается декларация о прекращении классовой борьбы.
В экономической сфере главным инструментом развития становится государственно-монополистическое регулирование, действующее в
интересах не мелкой, как это декларировалось ранее, а монополистической буржуазии. В июне 1933 г. был организован Генеральный совет германской экономики, в который вошли 12 представителей крупнейших компаний Германии. Впоследствии союз не играл той заметной роли, которая отводилась ему первоначально. Предпринимательские союзы объединяются в корпорацию «имперское сословие германской промышленности». Принудительному картелированию подверглось более 700 тыс. мелких и средних предприятий. Генеральный совет возглавил семь имперских хозяйственных групп: промышленную, энергетическую, ремесленную, торговую, банковскую, страховую и транспортную. Они в свою очередь возглавляли отраслевые группы. К 1937 г. каждая отрасль получила своего фюрера.
Чтобы окончательно покончить с мелкобуржуазными иллюзиями, которые были нужны исключительно для пропаганды, в 1934 г. Гитлер устраивает «ночь длинных ножей». Гитлеровцы уничтожают собственные боевые отряды рядовых штурмовиков и их руководителя Рэма, некогда близкого к Гитлеру. Во имя союза с монополиями пришлось пожертвовать несколькими тысячами представителей мелкой буржуазии, которая приняла предвыборную и партийную демагогию Гитлера за чистую монету и начала действовать против монополий. Армия стала монополией юнкеров, промышленные монополии сохранили свою неприкосновенность. Вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей. В каждой области имелась палата — высший орган экономической власти, возглавляемый местным вождем.
Для крупных предпринимателей Германии Гитлер с его окружением были шайкой грязных политических дельцов, которых можно было использовать в своих интересах для разрушения парламентской системы, для подавления забастовочного движения рабочих, для создания военной экономики и развязывания войны. Без их поддержки Гитлер не пришел бы к власти. Но пренебрежение к этому выскочке и парвеню они испытывали всегда. Например, Крупп, сыгравший большую роль в упрочении фашистского режима, встретился с Гитлером впервые только тогда, когда он стал канцлером.
Что же получила монополистическая буржуазия с приходом Гитлера к власти? Прежде всего был преодолен кризис властных структур и произошла консолидация государственной власти окончательно к середине 1934 г. Это обстоятельство существенно укрепило позиции промышленников на предприятиях, резко сократило
забастовочную борьбу рабочих. Не ошиблись они и в социально-экономической политике Гитлера. Собственность на средства производства так и осталась в руках тех же лиц, что и в Веймарской республике. Своей собственности лишились «неарийцы», например, финансисты- и промышлен-ники-евреи, а также лица, имевшие в прошлом какие-либо столкновения и конфликты с нацистской партией. Их имущество было конфисковано, передано во владение государства или же за бесценок продано «арийским владельцам».
Промышленные монополии были заинтересованы в скорейшей ликвидации последствий экономического кризиса 1929 - 1933 гг., который многих из них поставил в трудное финансовое положение. Выправить ситуацию могла только государственная поддержка. В связи с этим идея расширения государственного вмешательства в экономику в целях наведения порядка и спасения всевластия монополий приобретала все большую популярность в соответствующих кругах. Удельный вес государственно-монополистического регулирования в экономике заметно вырос к середине 30-х г. Значительное расширение государственного сектора, исторически присущего Германии, при фашистах происходит за счет крупных инвестиций в нерентабельные, но необходимые с военно-стратегической точки зрения отрасли экономики, за счет массовой «ариизации» промышленных предприятий.
Показательна в этом отношении история возникновения и взлета крупнейшего государственно-монополистического объединения фашистской Германии — концерна «Герман Геринг». Это акционерное общество по добыче железной руды и производству чугуна было создано в 1937 г. с капиталом в 5 млн марок. Концерн приступил к форсированной добыче железной руды в тех месторождениях, от которых отказался частный капитал. Через год первоначальный капитал концерна был увеличен в 80 раз и составил 400 млн марок. С каждым годом концерн расширялся, втягивая в свою орбиту все новые капиталы финансистов-евреев и предприятия и синдикаты промышленников, которые некогда сотрудничали с нацистами, а теперь бежали из Германии, например магната Тиссена. После захвата Австрии, Чехословакии, Эльзаса, Лотарингии и Люксембурга в концерн были включены металлургические предприятия этих стран. Постоянное расширение концерна требовало проведения его частой реорганизации. К началу Второй мировой войны на предприятиях концерна работало 600 тыс. человек [7, с. 73-74].
Динамично и быстро росли доходы предпри-
ятий Круппа, концернов «Фарбениндустри», «АЭГ», «Хеш», «Клекнер». Их чистая прибыль к началу 40-х г. составляла десятки и сотни миллионов марок. Деловая активность германских акционерных обществ также не отставала от концернов. Фашистское правительство установило 6% ограничения выплаты дивидендов на акцию. Акционерные общества успешно изобретали способы игнорирования этого ограничения. Большая часть прибыли маскировалась под видом амортизационных отчислений или уплачивалась в облигациях Золотоучетного банка, который вкладывал значительные суммы в государственные бумаги. Акционерные общества свои налоговые обязательства покрывали налоговыми бонами, полученными в результате выкупа государством своих обязательств у акционерных обществ, а эквивалентные суммы в денежном выражении передавали акционерам. Нередко акционерные общества прибегали к «разводнению» акционерного капитала путем выпуска дополнительных акций. Эта операция утраивала капитал. Возможности для накопления богатств имелись неограниченные, поэтому фашистский режим вполне устраивал монополистическую буржуазию.
Некоторые концерны и акционерные общества имели широкие международные связи, размещая свои филиалы главным образом в Швейцарии и США. При этом надо иметь в виду, что война не всегда обрывает деловые связи. Так, выплаты по лицензиям осуществлялись американскими контрагентами германским концернам не только после начала мировой войны, но и после вступления в нее США. Монополии не только работали на войну, но и обогащались за ее счет, становясь собственниками трофейных предприятий с дешевой рабочей силой, вывозя из оккупированных стран ценное сырье или приобретая его по низким ценам,-широко используя рабский труд насильно угнанных иностранных рабочих.
Под контроль государства было поставлено и сельское хозяйство. Право наследования земли получили крупные капиталистические хозяйства гроссбауэров и юнкеров. В соответствии с восстановленным средневековым принципом майората земли наследовал старший сын. Остальные сыновья вынуждены были искать хлеба на службе государству.
Заметно возросли прибыли германских банков. На сотрудничество с нацистами пошел гениальный финансист Ялмар Шахт. Судьба его поистине драматична. После Первой мировой войны он был одним из основателей демократической партии Германии. При нацистах занимал пост министра хозяйства и президента Рейхсбанка.
Он добывал деньги для вооружения Гитлера и в течение ряда лет был самым близким к нему человеком. Одним из первых в немецком руководстве он понял всю чудовищность нового режима. За близость со многими участниками заговора против Гитлера 20 июля 1944 г. он был посажен в концлагерь. Освободили его союзники и отдали под суд. Вопреки мнению советской стороны на Нюрнбергском процессе Шахт был оправдан. Проведя в заключении еще 6 лет, он вышел на свободу в 1951 г. в возрасте 73 лет. После освобождения он опубликовал ряд книг. В качестве финансового советника его приглашали Аргентина, Чили, Филиппины.
В области руководства и регулирования экономики фашистской Германии заметное место занимали фискальные меры. Они преследовали цель оживить частное предпринимательство. Государство стремилось повысить ликвидность этих предприятий и облегчить их налоговое бремя посредством специально выпущенных налоговых бон. Подобные меры ложились дополнительным грузом на государственный бюджет, приводя к росту дефицита. Выход виделся в проведении форсированной инфляции. Появились новые платежные средства. Ими были уже упомянутые налоговые боны и «векселя по увеличению занятости». С их помощью обеспечивалось финансирование программы по ликвидации безработицы. Векселя имели высокую ликвидность, так как Имперский банк брал на себя обязательство учитывать их по первому требованию. Появились специальные векселя, выпущенные для покрытия дефицита, образовавшегося в связи с увеличением военных расходов. Некоторые виды векселей выпускала дочерняя организация Имперского банка — Золотой учетный банк. Это приводило к значительному увеличению платежных средств, находящихся в обращении. Переход от дефляционного к инфляционному курсу резко ухудшил внешнеторговый и платежный баланс страны. Однако все эти меры проявят свой безудержно отрицательный характер в военные годы.
Пока же министерство финансов через имперский монетный двор, имперское управление монополиями и финансовые управления контролировало правильность налоговых отчислений, предоставляло или отменяло финансовые льготы, следило за денежным обращением, поэтому прирост денежной массы в Третьем рейхе на протяжении 30-х г. был умеренным. Правительство всячески поощряло сбережения. С самого начала нацистское государство ввело контроль за ценами. К нарушителям этих установок применялись суровые наказания вплоть до помеще-
ния в концлагерь. Был установлен нижний потолок цен на потребительские товары. Произошло их вымывание из торговой сети. Низкие цены и отсутствие должного внимания к развитию легкой промышленности привели к дефициту товаров народного потребления. Пришлось вводить карточки. Контроль за ценами и наличие карточек не дают возможности точно определить изменения уровня цен в Германии 30-х г. По данным иностранных экспертов, они выросли менее чем на 10% [4, с. 212]. Продукция сельского хозяйства также скрупулезно учитывалась и должна была сдаваться государству по установленным ценам. Уровень потребления на протяжении 30-х г. оставался удовлетворительным. Снизилось только потребление фруктов, растительного масла и яиц. Потребление же других продуктов даже увеличилось.
Широкое применение государственного контроля, а также внеэкономических средств принуждения привели к усилению централизованное™ в сфере внешнеэкономических и финансовых отношений. Все валютные ограничения, существовавшие еще со времени Веймарской республики, стали соблюдаться строжайшим образом. Для приобретения иностранной валюты и импорта любого зарубежного товара требовалось особое разрешение специальных государственных органов, строго проверявших обоснованность ввоза, цену и конкретного поставщика. Отсутствие действительных золотовалютных резервов в Германии делало золотой паритет марки исключительно фальшивым трюком пропагандистской машины. По официальному курсу Рейхсбанка марка на фоне девальвированных доллара, фунта стерлинга и франка даже повысила свой курс. Но это только в Германии. За ее пределами марка продавалась по разным ценовым курсам. Положение усугублялось тем, что счета иностранных банков были либо частично, либо полностью блокированы германскими банками.
С приходом к власти Гитлер проводил политику военного реванша. Чтобы развязать себе руки в действиях на международной арене Германия в 1933 г/ вышла из Лиги наций. Она, по существу, отказалась от уплаты своих внешних долгов, и кредиторы смирились с этим. Долги уплачивались спонтанно какой-либо стране, в размерах определяемых нацистами при условии предоставления уступок и льгот. «Германские облигации и банковские долги продавались на внешних рынках с большими скидками с номинала, и правительство иной раз разрешало банкам и фирмам выкупать эти долги, давая в обмен лицензии на импорт», — пишет А. Аникин [4, с. 214]. С 1933 по
1939 г. военные расходы увеличились более чем в 10 раз и составили 16 млрд марок в год, или 75% всех госинвестиций. Для сравнения: на долю транспорта приходилось 17% госинвестиций, управления — 6%, жилищного строительства — 1%. Тяжелая и военная промышленность росли на 10% в год, а вот легкая промышленность переживала застой [3, с. 181].
Курс на милитаризацию изменил соотношение сил внутри монополистической верхушки. На первый план стали выдвигаться монополии, связанные с военным производством. При этом уменьшались роль и влияние промышленных и финансовых корпораций, связанных с экспортной торговлей. В 1934 г. восстанавливается колониальное ведомство. В марте 1935 г. Германия аннулировала военные статьи Версальского мирного договора и ввела всеобщую воинскую повинность. На базе рейхсвера был сформирован вермахт. Наблюдался стремительный рост рядов германской армии. На военные цели расходуется львиная доля так называемых «общественных» инвестиций, объем которых значительно вырос в условиях фашистского государственно-монополистического регулирования и составил половину прироста национального дохода.
Последовательная милитаризация экономики и общества привела к преодолению безработицы. Для производства военной техники требовалось все больше высококвалифицированных рабочих. Правительство начало прибегать к принудительным и полупринудительным мерам: создавать рабочие лагеря для молодежи, строительные батальоны, вводить обязательную трудовую повинность для юношей и девушек от 18 до 25 лет, которая с 1938 г. становится всеобщей. К концу 30-х гг. безработица сменяется недостатком рабочей силы. Рабочий день удлиняется до 10-14 ч. Всеобщая занятость положительно сказывалась на моральном состоянии общества. Однако заработная плата была низкой и мало чем отличалась от пособия по безработице.
Всем хозяйством Германии управляли лидеры монополистической буржуазии на основе строгой централизации и четырехлетнего планирования. Главной задачей 2-го четырехлетнего плана с 1936 г. стало наращивание военного потенциала страны. Нехватку природных ресурсов стремящаяся к полной экономической независимости Германия старалась покрыть производством «эрзацев» — синтетических материалов и заменителей. Особенно серьезной проблемой для Германии всегда оставалась нехватка нефти и нефтепродуктов. Как стало известно по документам советских военных, с конца 20-х г. рейхсвер и
вермахт имели тайные связи с заводами Швеции, Голландии, Испании. Некоторые офицеры имели доступ в Эдживский арсенал в Америке для изучения постановки химического дела и в целом знакомились с военными учреждениями. Представители немецких вооруженных сил присутствовали на авиационных и танковых маневрах в Англии, технику военного дела отрабатывали в Чехословакии [8, с. 25-26].
История Германии 20-х — 30-х гг. во многом поучительна и показательна. Германия эпохи Веймарской республики была конституционным и демократическим государством тогдашнего капиталистического мира. В общественном сознании немцев были сильны левые настроения. Об этом свидетельствуют результаты многих послевоенных выборов. Глубокие корни и традиции имело революционное и рабочее движение. Германия располагала влиятельными массовыми профессиональными союзами, политическими партиями в лице КПГ и СДПГ. Эти обстоятельства исключают возможность случайного прихода к власти такой страшной силы, как фашизм. В поверженной после Первой мировой войны Германии сработали многочисленные закономерности, вытекающие из внутреннего и международного положений. Страна переживала серьезные экономические трудности, неустроенность и лишения широких народных масс, безработицу и
голод, потерю былого имперского величия и национальное унижение. Такая среда особенно чувствительна к крайним проявлениям национализма и реваншизма. Всякого рода экстремизм находит благодатную почву в такой обстановке. Агонию буржуазной демократии в Веймарской республике приблизили экономические проблемы: мировой экономический 1929 - 1933 гг., банковский и валютный 1931 г. кризисы. Полученная от промышленных кругов финансовая поддержка НСДАП облегчила приход к власти Гитлеру в 1933 г. За свою политическую близорукость и амбиции человечество заплатило неисчислимыми бедами и многомиллионными жертвами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трахтенберг И.А. Денежные кризисы (1821-1938 гг.). -М„ 1963.
2. Конотопов М.В.,Сметанин С.И. История экономики. - М.,1999.
3. Березин И. Краткая история экономического развития. - М.,1999.
4. Аникин А. История финансовых потрясений. - М., 2000.
5. James Н. The German Slump. Politics and Economics 1924-1936. Oxford: Clarendon Press, 1986. P. 323
6. Медведев P. О Сталине и сталинизме // Знамя. -1989. - № 2.
7. Галкин А.А. Германский фашизм. - М., 1989.
8. Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР. Красная армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество 1922-1933. Неизвестные документы. - М., 1992.
МОСЭКСПО-МЕТААА
Телефоны: (095) 330-1983,330-6210,331-2666
Сбор и комплексная переработка вторичного сырья, содержащего
. п , ¡л - ж вторичного сырья, содержащего
Факс:М 331-4542 e-mail:[email protected] Д ПДГОЦСННЫ6
Металлы [-1
| Мы принимаем на переработку и покупаем: устаревшую вычислительную технику, электронный и электротехнический лом, отработанные катализаторы, I промышленные отходы (шлаки, пыли,
Максимальное извлечение I кеки и тп)' содержащие драгоценные
■ металлы,
Минимальные СРОКИ I ■ лом и отходы ювелирного производства,
__ш - ГППИ 14 1ГИГППТЫ nnamiiouui.iv ивтяпппп
Лучшие цены
- соли и кислоты драгоценных металлов.
К JTICp*!*
Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01.апреля.2002 г.
7
д
на рынке
М