УДК 327.5(430)
https://doi.org/10.24158/pep.2019.5.1
Синдеев Алексей Александрович
доктор исторических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник Института Европы РАН
ГЕРМАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОДХОД АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ
Sindeev Aleksey Aleksandrovich
D.Phil. in History, Professor, Russian Academy of Sciences, Chief Research Fellow, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences
GERMANY AND TRANSFORMATION PROCESSES IN SECURITY: THE APPROACH OF ANGELA MERKEL
Аннотация:
Статья продолжает серию, в рамках которой изучаются различные подходы к трансформации безопасности, сложившиеся в настоящее время в Федеративной Республике Германия. Научная новизна состоит в системном представлении взглядов А. Меркель по заявленному проблемному комплексу. Установлено, что канцлер стремится замедлить темп наднациональных реформ в сфере обороны до тех пор, пока окончательно не утвердятся общие принципы планируемых преобразований и с их помощью не будет выработан требуемый консенсус, объединяющий большинство стран Европейского союза. Для реализации поставленной цели проанализированы все опубликованные речи А. Мер-кель с января 2018 г. по март 2019 г. Статья, в силу ее предмета, не содержит теоретической значимости. Автор был вынужден также отказаться от практических рекомендаций, поскольку подход канцлера, несмотря на официальный характер, лишь один из возможных вариантов развития событий, на чем и сделан акцент в названии работы.
Summary:
The paper continues a series of studies on current approaches to transforming security in the Federal Republic of Germany. The novelty of the research is to systematize the views of A. Merkel on this problem. The study identifies that the Chancellor seeks to slow down the pace of supranational security and defense reforms until the general principles of upcoming transformations are established and the consensus on the matter among most countries of the European Union is reached. All the speeches by A. Merkel from January 2018 to March 2019 are analyzed. The author refrains from the theoretical analysis of the subject matter and practical advice since the approach of A. Merkel is one possible option, notwithstanding its official nature.
Ключевые слова:
Германия, мультилатерализм, трансформационные процессы, европейская безопасность, идейный уровень дипломатии, А. Меркель.
Keywords:
Germany, multilateralism, transformation processes, European security, ideological level of diplomacy, A. Merkel.
Современный мир, по мнению А. Меркель, расколот, но для нее, в отличие от министра иностранных дел ФРГ Х. Мааса, мультилатерализм остается явлением, легитимированным историческим развитием: «...не следует забывать, - заявляет канцлер, - что... мультилатералистский порядок - важный урок двух опустошительных мировых войн прошлого столетия» [1]. Однако не ясно, как мультилатерализм-порядок соотносился с биполярностью, охарактеризованной ею также в качестве некоего порядка, и, наконец, каковы взаимоотношения между мультилатерализмом в его историческом варианте и современным многополярным миром «с супердержавой США и динамично развивающимся Китаем», где «Европа. должна по-новому обрести свою роль» [2].
Принципы формирования ответов на вызовы безопасности - это, пожалуй, наиболее разработанный проблемный комплекс в открытых речах федерального канцлера. К шести предложенным ею принципам относятся:
1) отказ от изоляции, стимулирование многостороннего сотрудничества;
2) готовность Евросоюза и Германии брать больше ответственности «за собственную судьбу» и за проблемные регионы: «Мы несем ответственность за развитие Африканского континента, - полагает А. Меркель. - Мы несем ответственность. [за то], как пойдут дела в Ираке. [и] в Ливии» [3];
3) осознание, что «глобальное сосуществование - это не игра с нулевой суммой» [4];
4) успешное завершение национальных реформ: все «начинается всегда дома, - утверждает канцлер. - Чем лучше у нас дома. получится преодолеть трудности, тем свободнее мы станем продвигаться к общности, к кооперации, к мультилатерализму» [5];
5) выработка долгосрочной стратегии собственного пути и контактов со сверхдержавами, в первую очередь с Китаем, поскольку «мы (западный мир. - А. С.) находимся с Китаем в системной конкуренции» [6];
6) солидарность и единство коллективного Запада. «Мы решили еще при президенте Обаме. - вспоминает А. Меркель, - что не будем поспешно уходить из Афганистана. Афганистан
пережил это уже один раз... Мы не повторим... ошибку, так как с позиции России это было бы как раз то, чего она, возможно, желала бы.» [7]. Кстати, именно солидарность и опасность дестабилизации Западных Балкан, по словам А. Меркель, заставили ее открыть границу для беженцев. Ведь «[н]аша безопасность, - полагает канцлер, - неразрывно связана. с соседними. странами» [8].
С учетом того, что механизмы реализации принципов пока не выработаны, актуальные задачи, формулируемые А. Меркель, являются масштабными и, при попытке объединить их в систему, противоречивыми. Применительно к Китаю она призывает согласовать необходимые правила взаимоотношений и добиваться их неукоснительного соблюдения. В Африке с ее прогнозируемым к 2050 г. двухмиллиардным населением она хотела бы «применить совершенно новую, альтернативную китайской модель оказания помощи развивающимся странам», добиться интеграции африканских стран «в общую мировую экономику» [9]. С ее точки зрения, это должно сопровождаться продвижением мира к «социальной рыночной экономике 4.0», т. е. происходить в рамках модели, свойственной Федеративной Республике.
Впрочем, А. Меркель не верит в быстрый успех: «.мир с неясным соотношением сил, -считает она, - это. очень сложный мир. На этот мир нам стоит настроиться» [10]. Канцлер дипломатично обходит вниманием проблему реформирования ООН, ограничиваясь общим замечанием о «реальном соотношении сил» в существующих организациях, что в контексте вышеприведенной цитаты допускает различные интерпретации. Она ожидаемо выступает за соблюдение международного права, справедливую конкуренцию, поиск компромисса и призывает не допустить «фрагментации международной архитектуры» [11], борясь тем самым за сохранение статус-кво и дополнительное время, необходимое для повышения дееспособности Евросоюза и Германии, к примеру с помощью консенсусного наполнения «всеобъемлющ[его] обещани[я] безопасности», под которым понимаются «общ[ая] внешн[яя] политик[а], политик[а] обороны и безопасности. общ[ая] политик[а] в отношении развивающихся стран, миграции и предоставления убежища. общий научный, экономический и валютный союз. общий союз образования, культурного многообразия и сохранения природы.» [12].
Евросоюз переживает очередной этап трансформации. Основной метод его последующего развития, по мнению А. Меркель, должен заключаться в том, чтобы «научиться находить ответы на большие вопросы в Европе, а вопросы, которые должны решаться на местах, оставить людям на местах. Иначе, - заключает она, - не будет благоприятного климата в Европе» [13].
В сфере обороны и безопасности для нее существуют по крайней мере два значимых вопроса: укрепление военных структур ЕС и фиксация их сотрудничества с НАТО. А. Меркель подчеркивает, что «Америка [продолжит]. концентрироваться на Тихоокеанском регионе. На этом фоне мы (члены ЕС. - А. С.) должны объединить в Европе наши силы» [14]. Речь, по всей видимости, идет о разделении зон ответственности НАТО и Евросоюза, поскольку «[в]опросы развития в Африке и отношения с Африкой касаются нас, европейцев, по-иному, чем. Соединенные Штаты Америки. Там не всегда будут иметь место операции НАТО», - замечает канцлер [15]. Кроме того, «[н]а пороге Европы происходит очень много глобальных конфликтов. Соединенные Штаты нас просто не будут защищать» [16].
Интеграция стран ЕС в обороне «[с]может, - рассчитывает А. Меркель, - .облегчить дело НАТО, так как у нас сегодня более 170 оборонительных систем, или систем вооружений. У Соединенных Штатов. менее 60. [Можно] представить, какая это с точки зрения тренировки, обучения и обслуживания потеря эффективности» [17]. О разделении зон ответственности и мобилизации дополнительных средств для борьбы с вызовами свидетельствует и следующий призыв А. Меркель: «НАТО только тогда будет соответствовать своим задачам, если она. будет работать над понятием сетевой безопасности» [18].
Остается открытым вопрос, насколько Вашингтон готов терпеть появление у европейских союзников самостоятельного «Совета по безопасности с меняющимися, ротируемыми составами государств-членов, в котором важные решения смогут подготавливаться быстрее», войск быстрого реагирования, автономных компетенций в киберпространстве, конкурентной политики экспорта вооружений.
Размышления А. Меркель свидетельствуют о том, что политики в Америке и в Евросоюзе перешли к практическим действиям, направленным на согласование единого западного понимания развития мира в XXI в. В этих условиях для канцлера чрезвычайно важно сохранить статус-кво до тех пор, пока окончательно не утвердятся общие принципы преобразований и не будет достигнуто относительное единство в вопросах приоритета и содержательного наполнения значимых треков. Следовательно, появление европейской армии в настоящее время оказывается менее актуальным событием по сравнению с максимально возможным сотрудничеством членов Евросоюза и завершением национальных реформ. Последнее, по ее мнению, способно создать необходимый фундамент, в том числе для быстрого и успешного наднационального решения проблем, вызванных трансформацией безопасности.
Неслучайно А. Меркель, отстаивая чрезвычайно широкое, охватывающее все общественные сферы, понимание безопасности, больше говорила о принципах, чем о конкретных проектах, признавшись среди прочего, что механизмы новой политики помощи развивающимся странам пока отсутствуют. В этом и состоит, наверное, отличительная особенность подхода А. Меркель в изученном проблемном комплексе: эффективные ответы на вызовы безопасности определяют для нее сначала консенсус по принципам и трекам внутри ЕС, а затем - ускоренное претворение намеченного. Данный вывод объясняет многократные задержки с ответами на предложения президента Франции Э. Макрона и сдержанность проводимой канцлером текущей политики, ориентированной на работу над тем, что нельзя отложить до достижения единства государств - участников Евросоюза и окончания национальных реформ. Очевидно, что подобный подход, несмотря на всю его простоту и логичность, замедляет темпы масштабных изменений в сфере обороны и способен в будущем усилить противоречия.
Ссылки:
1. Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim T20 Global Solution Summit [ Электронный ресурс] // Die Bundeskanzlerin. 28. Mai 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-beim-t20-global-solution-summit-1147262 (дата обращения: 08.04.2019).
2. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 18. Jahreskonferenz des Rates für Nachhaltige Entwicklung am 4. Juni 2018 [Электронный ресурс] // Ibid. 4. Juni 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-18-jahreskonferenz-des-rates-fuer-nachhaltige-entwicklung-am-4-juni-2018-1141186 (дата обращения: 08.04.2019).
3. Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim Jahrestreffen des World Economic Forum am 24. Januar 2018 in Davos [Электронный ресурс] // Ibid. 24. Januar 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bun-deskanzlerin-merkel-beim-jahrestreffen-des-world-economic-forum-am-24-januar-2018-in-davos-455460 (дата обращения: 08.04.2019).
4. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 18. Jahreskonferenz des Rates für Nachhaltige Entwicklung am 4. Juni 2018.
5. Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim Jahrestreffen des World Economic Forum am 24. Januar 2018 in Davos.
6. Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim Global Solutions Summit am 19. März 2019 in Berlin [Электронный ресурс] // Die Bundeskanzlerin. 19. März 2019. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-mer-kel-beim-global-solutions-summit-am-19-maerz-2019-in-berlin-1591792 (дата обращения: 08.04.2019).
7. Rede von Bundeskanzlerin Merkel bei der Bundeswehrtagung am 14. Mai 2018 [Электронный ресурс] // Ibid. 14. Mai 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-bei-der-bundeswehrtagung-am-14-mai-2018-in-berlin-1008722 (дата обращения: 08.04.2019).
8. Rede von Bundeskanzlerin Merkel im Deutschen Bundestag [Электронный ресурс] // Ibid. 16. Mai 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-im-deutschen-bundestag-1526392 (дата обращения: 08.04.2019).
9. Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim T20 Global Solution Summit.
10. Rede von Bundeskanzlerin Merkel bei der Bundeswehrtagung am 14. Mai 2018.
11. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 49. Jahrestagung des Weltwirtschaftsforums am 23. Januar 2019 in Davos [Электронный ресурс] // Die Bundeskanzlerin. 23. Januar 2019. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/ak-tuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-49-jahrestagung-des-weltwirtschaftsforums-am-23-januar-2019-in-davos-1572920 (дата обращения: 08.04.2019).
12. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 18. Jahreskonferenz des Rates für Nachhaltige Entwicklung am 4. Juni 2018.
13. Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim Jahrestreffen des World Economic Forum am 24. Januar 2018 in Davos.
14. Rede von Bundeskanzlerin Merkel auf einer Veranstaltung der Deutsche Börse AG zur Zukunft des Finanzstandortes Deutschland in Europa am 4. September 2018 in Frankfurt am Main [Электронный ресурс] // Die Bundeskanzlerin. 4. September 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-auf-einer-veran-staltung-der-deutsche-boerse-ag-zur-zukunft-des-finanzstandortes-deutschland-in-europa-am-4-september-2018-in-frank-furt-am-main-1528610 (дата обращения: 08.04.2019).
15. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 55. Münchner Sicherheitskonferenz am 16. Februar 2019 in München [Электронный ресурс] // Ibid. 16. Februar 2019. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-55-muenchner-sicherheitskonferenz-am-16-februar-2019-in-muenchen-1580936 (дата обращения: 08.04.2019).
16. Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel anlässlich der Verleihung des Karlspreises [Электронный ресурс] // Ibid. 10. Mai 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-angela-merkel-anlaesslich-der-verleihung-des-karlspreises-am-10-mai-in-aachen-1008452 (дата обращения: 08.04.2019).
17. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 49. Jahrestagung des Weltwirtschaftsforums am 23. Januar 2019 in Davos.
18. Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 55. Münchner Sicherheitskonferenz am 16. Februar 2019 in München.
References:
'Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel anlässlich der Verleihung des Karlspreises' 2018, Die Bundeskanzlerin, 10. Mai, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-angela-merkel-anlaesslich-der-verleihung-des-karlspreises-am-10-mai-in-aachen-1008452>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel auf einer Veranstaltung der Deutsche Börse AG zur Zukunft des Finanzstandortes Deutschland in Europa am 4. September 2018 in Frankfurt am Main' 2018, Die Bundeskanzlerin, 4. September, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-auf-einer-veranstaltung-der-deutsche-boerse-ag-zur-zukunft-des-finanzstandortes-deutschland-in-europa-am-4-september-2018-in-frankfurt-am-main-1528610>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel bei der Bundeswehrtagung am 14. Mai 2018' 2018, Die Bundeskanzlerin, 14. Mai, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-bei-der-bundeswehrtagung-am-14-mai-2018-in-berlin-1008722>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim Global Solutions Summit am 19. März 2019 in Berlin' 2019, Die Bundeskanzlerin,
19. März, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-beim-global-solutions-summit-am-19-maerz-2019-in-berlin-1591792>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim Jahrestreffen des World Economic Forum am 24. Januar 2018 in Davos' 2018, Die Bundeskanzlerin, 24. Januar, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bun-deskanzlerin-merkel-beim-jahrestreffen-des-world-economic-forum-am-24-januar-2018-in-davos-455460>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel beim T20 Global Solution Summit' 2018, Die Bundeskanzlerin, 28. Mai, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-beim-t20-global-solution-summit-1147262>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel im Deutschen Bundestag' 2018, Die Bundeskanzlerin, 16. Mai, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-im-deutschen-bundestag-1526392>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 18. Jahreskonferenz des Rates für Nachhaltige Entwicklung am 4. Juni 2018' 2018, Die Bundeskanzlerin, 4. Juni, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bun-deskanzlerin-merkel-zur-18-jahreskonferenz-des-rates-fuer-nachhaltige-entwicklung-am-4-juni-2018-1141186>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 49. Jahrestagung des Weltwirtschaftsforums am 23. Januar 2019 in Davos' 2019, Die Bundeskanzlerin, 23. Januar, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bun-deskanzlerin-merkel-zur-49-jahrestagung-des-weltwirtschaftsforums-am-23-januar-2019-in-davos-1572920>.
'Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur 55. Münchner Sicherheitskonferenz am 16. Februar 2019 in München' 2019, Die Bundeskanzlerin, 16. Februar, viewed 08 April 2019, <https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bun-deskanzlerin-merkel-zur-55-muenchner-sicherheitskonferenz-am-16-februar-2019-in-muenchen-1580936>.