Научная статья на тему 'Германия'

Германия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
604
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ИММИГРАЦИЯ / А. МЕРКЕЛЬ / "БОЛЬШАЯ КОАЛИЦИЯ" / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимошенкова Екатерина Петровна

В статье анализируются меры правительства Германии по решению иммиграционного кризиса, его влияние на общественное настроение и партийно-политическую дискуссию в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Германия»

Karpov G.A. (2014) Uzhestochenie migracionnoj politiki v 2010-2014 gg.: pro et contra / V: Ve-likobritanija v preddverii vseobshhih parlamentskih vyborov v 2015 g. / Doklady Instituta Evropy, №309. M.: Institut Evropy RAN. - S. 79-86.

Kondrat'eva T.S. (2011) Velikobritanija v lovushke mul'tikul'turalizma. URL: http://www.perspektivy.info/book/velikobritanija_v_lovushke_multikulturalizma_2011-10-07.htm

Ostapenko G.S. (2014) Lejboristy i politika mul'tikul'turalizma. / V: Dilemmy Britanii. Poisk putej razvitija / Pod red. Al.A. Gromyko (otv.redaktor), E.V. Anan'evoj. - M.: "Ves' Mir". - S. 221-236.

Ostapenko G.S. (2014) Problema immigracii na vyborah 2010 g. i v dejatel'nosti koalicii / V: Dilemmy Britanii. Poisk putej razvitija / Pod red. Al.A. Gromyko (otv.redaktor), E.V. Anan'evoj. - M.: "Ves' Mir". - S. 241-260.

United Kingdom

Author. Ananieva E.V., Candidate of Sciences, director of the Center of Britain Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11/3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the immigration flow to the UK and explores reasons which led to the UK government proclaiming the failure of multiculturalism, looks into its immigration policy under the coalition and Tory governments, the political impact of the EU migration to the UK in the light of the EU migration crisis.

Key words: UK, immigration, D.Cameron, multiculturalism, assimilation, "social dependence", Labour party, UKIP, migration crisis in the EU.

УДК 323; 325; 328; 329 Екатерина ТИМОШЕНКОВА

ГЕРМАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются меры правительства Германии по решению иммиграционного кризиса, его влияние на общественное настроение и партийно-политическую дискуссию в стране.

Ключевые слова: Германия, иммиграция, А. Меркель, "большая коалиция", политические партии, интеграция.

Миграционный волна, захлестнувшая Европу в 2015 г. и спровоцировавшая "кризис солидарности" внутри ЕС, оказала существенное влияние на экономические и политические процессы в Германии. Страна, в которой доля населения "с миграционным происхождением" составляет 20,5% (16,5 млн человек), была вынуждена принять в течение года 1,1 млн беженцев. Необходимость реализации мер по их первичному размещению и дальнейшей интеграции поставили немецкое государство и общество перед огромными вызовами. Это привело к пересмотру федерального и местных бюджетов, колоссальной нагрузке на инфраструктуру земель и

© Тимошенкова Екатерина Петровна - кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016116119

коммун, внесению изменений в законодательство, регулирующее процедуру получения права на убежище. Одновременно резко выросло психологическое давление на население, среди которого заметно увеличились праворадикальные настроения. Согласно опросам общественного мнения исследовательской группы Рог8сЬи^8-waЫen от 19 февраля 2016 г. 50% граждан ФРГ недовольны политикой главы правительства А. Меркель в отношении беженцев, а 47% поддерживают выбранный ею курс. Уверенность в том, что Германия справится с вызовами интеграции, разделяет 41%, сомневаются в успехе и способности беженцев ассимилироваться 54%.

Рост недоверия граждан к действиям правительственной коалиции обусловлен решением А. Меркель в начале сентября 2015 г. в целях предотвращения гуманитарной катастрофы разместить на территории страны около 800 тыс. беженцев, скопившихся у границ Евросоюза. Более того, она выступила с заявлением, что Германия "справится" с возникшей ситуацией, фактически включив зелёный свет для лиц, надеющихся получить убежище в ФРГ. На этом фоне, граждане, уставшие от политкорректное™, засомневались в правильности миграционного курса правительства во главе с А. Меркель и её способности контролировать ситуацию. В рейтинге самых популярных политиков канцлерин перестала занимать 1-е место и с сентября 2015 г. находится на 3-4-й строчке. С наиболее жёсткой критикой политики ХДС и лично канцлера выступает её традиционный партнёр по коалиции Христианский социальный союз. Председатель ХСС и премьер-министр Баварии X. Зеехофер потребовал законодательно ограничить количество принимаемых беженцев. Данная мера требует изменения Основного закона ФРГ, который гарантирует всем, кто преследуется по политическим мотивам, право на убежище (ст. 16 а п.1). Однако А. Меркель выступает против введения каких-либо квот. Её мнение разделяют не все члены партии; некоторые депутаты ХДС поддержали требования баварского премьер-министра об ужесточении курса. 19 января 2016 г. 44 депутата бундестага фракции ХДС/ХСС подписали открытое письмо А. Меркель, призвав ужесточить политику в отношении приёма беженцев и вернуться к применению Дублинского регламента в полном объёме. По оценкам экспертов, авторы письма могут рассчитывать на поддержку одной трети депутатов фракции ХДС/ХСС. В этой связи не исключено вынесение правительству вотума "конструктивного" недоверия и, соответственно, распада коалиции. В качестве возможного кандидата на пост канцлера называют В. Шойбле.

В сложившейся ситуации политическое будущее А. Меркль, сохранение поста председателя партии и выдвижение кандидатуры на пост канцлера на выборах в бундестаг в 2017 г. зависит от её способности решить миграционный вопрос. С одной стороны, на неё оказывают давление представители ХДС и ХСС, выступающие за ужесточение мер, с другой - представители парламентской оппозиции "Союз 90/Зелёные" и партия "Левая", критикующие канцлера за недостаточный гуманизм по отношению к беженцам. Их поддерживает значительная часть Социал-демократической партии Германии - партнёра ХДС/ХСС по "Большой коалиции", которая позиционирует себя в качестве адвоката интеграции мигрантов. При этом избиратели, расколотые в своих оценках примерно пополам, ожидают быстрых результатов и снижения нагрузки на бюджеты всех уровней, вызванной притоком беженцев.

В связи с этим правительство решилось на ряд экстренных мер по регулированию миграции. Первый пакет документов, предусматривающий внесение изменений в законы, регулирующие процедуру получения статуса беженца, был принят 15 октября 2015 г. ("Азиль I"). В апреле 2016 г. в Бундесрате состоится голосование по

второму пакету ("Азиль II"). 28 января 2016 г. федеральное правительство договорилось о принятии Национального плана по интеграции, обсуждение которого предусмотрено на конец марта 2016 г.

Анализ принимаемых и планируемых законодательных актов позволяет выделить две основные цели современной миграционной политики ФРГ:

• существенно сократить количество прибывающих беженцев;

• эффективно интегрировать в немецкое общество тех, кто получит право остаться в Германии, путём создания специальных программ для различных категорий беженцев и принуждения к выполнению этих программ. Предусмотрено создание жёсткого механизма контроля над результатами усилий беженцев, а также ликвидация "мнимых стимулов" для тех, кто стремится попасть в Германию.

Фактически концепция по интеграции закрепляет деление лиц, ищущих убежище в Германии, на три категории: 1) без перспективы остаться; 2) тех, кто ищет временную защиту (планируется, что они вернутся в ближайшем будущем обратно); 3) с перспективой остаться. Для двух последних категорий разрабатываются специальные предложения.

Главный принцип - беженцы с перспективой остаться в Германии обязаны интегрироваться в немецкое общество и признать немецкую культуру ведущей. Для этого планируется создать многочисленные программы по интеграции и жёсткий механизм контроля за результатами, от которых будет зависеть дальнейшее пребывание данной категории беженцев в ФРГ. Это подразумевает уважение к правовому порядку, ценностям, традициям немецкого общества и признание "христианской картины человека". С самого начала иностранцы должны чётко понимать, что статус беженца предполагает не только права, но и обязанности, которые будут закреплены в специальных "интеграционных соглашениях". Знакомство с тем, как функционирует плюралистическое демократическое общество, начнётся в пунктах первичного приёма ("стартовый пакет"). Знание "основ ценностей общества" будут укреплять и проверять на всех этапах интеграции. Для этого организуют специальные "интеграционные" курсы, обязательные для посещения. Они должны состоять из комбинации "ориентировочных" курсов и курсов немецкого языка (с упором на изучение лексики, направленной на профессиональную ориентацию). После успешной сдачи экзаменов выдаётся аттестат.

Отдельно обращается внимание на равенство полов, подчёркивается необходимость участия в интеграционных программах женщин.

Отказ от посещения предписанных в плане курсов является основанием для сокращения социальных выплат и срока пребывания в стране. Также планируется разработать систему штрафов для беженцев, совершивших преступления или нарушивших правовой порядок: от домашнего ареста до пересмотра права находиться в Германии.

Концепция направлена на поддержку тех, кто готов учиться и хочет быть успешным в профессии. Для них предусмотрены курсы профессиональной подготовки, производственная практика на предприятиях, курирование на начальной стадии. Во время практики беженцы исключаются на шесть месяцев из системы гарантированной минимальной оплаты труда.

Помогать интегрировать приезжих в немецкое общество должны те мигранты, которые уже длительное время находятся в Германии. Большая надежда возлагается на мусульманские общины, т.к. 70% приезжих - мусульмане. На них лежит особая ответственность, предполагается их активное участие в разработке предложений по интеграции и разъяснительной работе по профилактике экстремизма.

Для предотвращения создания параллельных сообществ беженцам предписано в течение определённого времени проживать в одном месте (принудительная временная регистрация). Исключение возможно для тех, кто благодаря постоянной работе будет сам оплачивать жилье.

В плане по интеграции, как и в законопроекте "Азиль II", предусмотрено ограничение срока на воссоединение семей до двух лет. В будущем планируется связать воссоединение с семьёй с рядом условий: самообеспечение, отсутствие наказаний за преступления, успешное участие в предлагаемых курсах.

Главным итогом нового плана по интеграции должна стать разработка чёткой системы зависимости выдачи вида на жительство от успешной интеграции и владения немецким языком. До настоящего момента в Германии действует правило, в соответствии с которым лица, получившие статус беженца, после трёхлетнего проживания в стране получают разрешение на постоянное проживание независимо от степени их интеграции в немецкое общество.

Список литературы

Тимошенкова Е.П. (2015) "Партийная система Германии в эпоху перемен" / В: Современная Германия: экономика и политика / Под ред. В.Б. Блова (отв. редактор). - М.: "Весь Мир". - С. 454-494.

Тимошенкова Е.П. (2015) "Партийно-политическая дискуссия в Германии по вопросу внесения изменений в закон о гражданстве" / В: Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. Доклады Института Европы РАН, № 315, М., Институт Европы. - С. 45-54.

Fördern und Fordern - Eckpunkte für die Integration von Schutzsuchenden mit Bleibeperspektive. URL: https://www.cdu.de/system/tdf/media/dokumente/160215_buvo_integration.pdf?file=1

Unsere Maßnahmen in der Asylpolitik. URL: http://www.barbara-lanzinger.de/images/bilder/1456421657.pdf

sy stem/tdf/media/dokumente/antrag-h-karlsruher-erklaerung.pdf?file=1

References

Timoshenkova E.P. (2015) "Partijnaja sistema Germanii v epohu peremen" / V: Sovremennajha Germa-nija: ekonomika ipolitika / Pod red. V.B. Belova (otv. redaktor). - M.: "Ves Mir". - S. 454-494.

Timoshenkova E.P. (2015) "Partijno-politicheskaja diskussija v Germanii po voprosu vnesenija iz-menenii v zakon o gragdanstve" / V: Migrazionnye problemy v Evrope i puti ich reshenija. Doklady Instituta Evropy RAN, № 315, M., Institut Evropy. - S. 45-54.

Fördern und Fordern - Eckpunkte für die Integration von Schutzsuchenden mit Bleibeperspektive. URL: https://www.cdu.de/system/tdf/media/dokumente/160215_buvo_integration.pdf?file=1

Unsere Maßnahmen in der Asylpolitik. URL: http://www.barbara-lanzinger.de/images/bilder/1456421657.pdf

Germany

Author. Timoshenkova E.P., PhD, leading researcher of the Center of German studies, Institute of Europe of Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. Email: [email protected]

Abstract. The article analyses measures, taken by the German government to solve the migration/refugee crisis, its impact on the public and the political parties' debate in the country.

Key words: Germany, immigration, A. Merkel, "grand coalition", political parties, integration.

УДК 323; 325; 329; 32.019.5 Людмила БАБЫНИНА

ДАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и правила интеграции иммигрантов в датское общество, а также действия праволиберального правительства Дании в условиях иммиграционного кризиса в ЕС.

Ключевые слова: Дания, политика интеграции мигрантов, Интеграционный акт, Датская народная партия, иммиграционный кризис в ЕС.

В свете актуальных иммиграционных проблем положение Дании в рамках ЕС уникально. Согласно прописанным в основополагающем договоре положениям, страна не участвует в сотрудничестве в сфере юстиции и внутренних дел на уровне ЕС, но при этом входит в Шенгенскую зону и не имеет паспортного контроля на своих внешних границах. Она не обязана выполнять законы и рекомендации Евросоюза в рамках иммиграционной политики, что привело к реализации более жёсткой, чем у большинства государств ЕС национальной иммиграционной политики.

В 2013 г. иммигранты и их потомки составляли 10,7% населения, из них более 50% были неевропейского происхождения. Для считавшегося ранее абсолютно гомогенным датского общества этот показатель довольно велик. Следует отметить, что почти 30% иммигрантов проживает в больших городах, таких как Копенгаген и Орхус.

В 1999 г. датское правительство приняло Интеграционной акт, который регулирует нормы интеграции для приезжающих в Данию и желающих получить вид на жительство и гражданство. В 2013 г. в документ были внесены поправки, ужесточающие существовавшие правила. Согласно акту, иммигрант, беженец или приехавшие по программе воссоединения семей получают набор социальных гарантий, но обязаны пройти трёхгодичную интеграционную программу, которую ему предлагает муниципалитет.

До 2011 г. в Дании функционировало министерство по делам беженцев, иммиграции и интеграции, однако пришедшее к власти левоцентристское правительство во главе с социал-демократами закрыло его, а соответствующие функции были распределены между несколькими министерствами и ведомствами. Непосредственно за реализацию интеграционных программ, согласно Интеграционному акту, отвечают муниципалитеты. Успешное прохождение интеграционной программы - основное условие для получения вида на жительство. В программу включено изучение датского языка, истории и культуры Дании, правил социального поведения, профессиональная подготовка. При этом для каждого претендента разрабатываются индивидуальные планы.

© Бабынина Людмила Олеговна - кандидат политических наук, руководитель Центра политической интеграции, в.н.с. Института Европы РАИ. Доцент ФМП МГУ им. М.В. Ломоносова. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. Е-таИ: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016120122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.