Научная статья на тему 'Германистика и зарубежная литература на карте факультета иностранных языков СГСПУ: этапы развития, достижения, перспективы'

Германистика и зарубежная литература на карте факультета иностранных языков СГСПУ: этапы развития, достижения, перспективы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ / ФИЛОЛОГИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / RESEARCH SCHOOLS / GERMANIC LANGUAGES / THEORY OF LITERATURE / FIELD OF RESEARCH / PHILOLOGY / LINGUISTICS / FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Елена Борисовна

В статье дается обзор этапов формирования и достижений основных научных направлений и школ в области германской филологии и литературы народов стран зарубежья на факультете иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета, намечаются дальнейшие перспективы в этой области. Показано, что успешному развитию школ в течение четверти века способствовали следующие факторы: защита докторских диссертаций сотрудниками факультета, открытие и успешная деятельность аспирантуры и магистратуры по филологическим наукам, активная работа диссертационных советов по двум специальностям (Германские языки и Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература и литература США), научно-издательская деятельность факультета, а также организация и проведение международных и всероссийских конференций, посвященных актуальным проблемам литературоведения и лингвистики. Отмечается широкая известность языковедов-германистов и литературоведов-специалистов в области литературы народов стран зарубежья, концептуальное единство многих развиваемых научных направлений, единство методологических подходов. Показано, что научное сотрудничество с ведущими вузами Самарской области и страны внесло весомую лепту в подготовку кадров высшей квалификации: докторов и кандидатов филологических наук. Кратко характеризуя научные направления и школы германистики, сложившиеся и развивающиеся в настоящее время на факультете иностранных языков, можно выделить речеведение, восприятие письменного и устного текста как прагмалингвистическую проблему, когнитивную семантику, концептологию, теорию дискурса, проблемы экспрессивного синтаксиса, сравнительную типологию германских и русского языков, лингвопоэтику, общефилологический анализ художественного текста, теорию жанра, теорию и практику межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Борисова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Germanic languages and foreign literature studies at the Faculty of Foreign Languages: development stages, results and perspectives

The paper is a an attempt to give a panoramic view of linguistic and philological schools within the Faculty of Foreign Languages at the Samara State University of Social Sciences and Pedagogy. The author considers the following main factors to have played the leading role in the successful development of the above: doctoral theses of the faculty leading lecturers, postgraduate course, the work of the scientific council specializing in germanic languages and foreign literature studies. As the paper shows the faculty members organize and take active part in different scientific conferences on Philology and Linguistics and carry out research in speechology, cognitive linguistics, expressive syntax, comparative typology, philological analysis of verbal art,cross-cultural studies, theoretical approach to genre studies and others. The author mentions the uniformity of methodology in different subject studies. Finally scientific cooperation with leading universities of this country is another key to the success of the research development at the faculty of foreign languages. As the author concludes the faculty has not only established independent research schools, but contributed a lot to their present-day high status.

Текст научной работы на тему «Германистика и зарубежная литература на карте факультета иностранных языков СГСПУ: этапы развития, достижения, перспективы»

Вопросы филологии и методики

УДК 81-119

ГЕРМАНИСТИКА И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА КАРТЕ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СГСПУ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

GERMANIC LANGUAGES AND FOREIGN LITERATURE STUDIES AT THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES: DEVELOPMENT STAGES, RESULTS AND PERSPECTIVES

© 2016

Е.Б. Борисова

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

E.B. Borissova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье дается обзор этапов формирования и достижений основных научных направлений и школ в области германской филологии и литературы народов стран зарубежья на факультете иностранных языков Самарского государственного социально-педагогического университета, намечаются дальнейшие перспективы в этой области. Показано, что успешному развитию школ в течение четверти века способствовали следующие факторы: защита докторских диссертаций сотрудниками факультета, открытие и успешная деятельность аспирантуры и магистратуры по филологическим наукам, активная работа диссертационных советов по двум специальностям (Германские языки и Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература и литература США), научно-издательская деятельность факультета, а также организация и проведение международных и всероссийских конференций, посвященных актуальным проблемам литературоведения и лингвистики. Отмечается широкая известность языковедов-германистов и литературоведов-специалистов в области литературы народов стран зарубежья, концептуальное единство многих развиваемых научных направлений, единство методологических подходов. Показано, что научное сотрудничество с ведущими вузами Самарской области и страны внесло весомую лепту в подготовку кадров высшей квалификации: докторов и кандидатов филологических наук. Кратко характеризуя научные направления и школы германистики, сложившиеся и развивающиеся в настоящее время на факультете иностранных языков, можно выделить речеведение, восприятие письменного и устного текста как прагмалингвистическую проблему, когнитивную семантику, концептологию, теорию дискурса, проблемы экспрессивного синтаксиса, сравнительную типологию германских и русского языков, лингво-поэтику, общефилологический анализ художественного текста, теорию жанра, теорию и практику межкультурной коммуникации.

The paper is a an attempt to give a panoramic view of linguistic and philological schools within the Faculty of Foreign Languages at the Samara State University of Social Sciences and Pedagogy. The author considers the following main factors to have played the leading role in the successful development of the above: doctoral theses of the faculty leading lecturers, postgraduate course, the work of the scientific council specializing in germanic languages and foreign literature studies. As the paper shows the faculty members organize and take active part in different scientific conferences on Philology and Linguistics and carry out research in speechology, cognitive linguistics, expressive syntax, comparative typology, philological analysis of verbal art,cross-cultural studies, theoretical approach to genre studies and others. The author mentions the uniformity of methodology in different subject studies. Finally scientific cooperation with leading universities of this country is another key to the success of the research development at the faculty of foreign languages. As the author concludes the faculty has not only established independent research schools, but contributed a lot to their present-day high status.

Ключевые слова: научные школы, германские языки, литературоведение, направление, филология, лингвистика, факультет иностранных языков.

Keywords: research schools, germanic languages, theory of literature, field of research, philology, linguistics, Faculty of Foreign Languages.

Лексема «школа», согласно толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, в одном из своих значений определяется как «направление в области науки, искусства» [1, с. 885].

Научная школа - «это оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников» [2]. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информацией на уровне идей, что значительно повышает эффективность творческой научной работы.

Взгляды внутри школы могут варьироваться, что вызывает возникновение и развитие новых исследовательских направлений внутри одной школы и новых школ. Научные школы формируются в рамках кафедр, институтов и объединений учёных любого уровня. Признаками научной школы принято считать:

- общность научных интересов и значимость исследования;

- высокий уровень научных результатов и признание школы;

- преемственность, определяющую роль лидера и хорошие перспективы школы [3, с. 45-70].

Что позволяет говорить о существовании таких школ на карте факультета иностранных языков Самарского государственного педагогического университета? Это и широкая известность языковедов-германистов и литературоведов-специалистов в области литературы народов стран зарубежья, и концептуальное единство многих развиваемых научных направлений, и единство методологических подходов, и, наконец, тот факт, что из аспирантуры всех кафедр факультета вышло большое количество научных работников, продолжающих традиции своих учителей в десятках вузов России и зарубежья.

В 1998 г. в приветственной статье редколлегии сборника «Текст как объект лингводидактического исследования и как элемент культуры» говорилось: «На факультете иностранных языков сложилась творческая научная среда (курсив мой -Е.Б.). Подготовку будущих специалистов

ведут 4 доктора и 17 кандидатов наук, работающих на языковых кафедрах» [4, с.3].

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение страны и большие трудности 90-х гг. XX века - начала XXI века, именно в это время защитили свои докторские диссертации выпускники Московских и Ленинградских научных школ О.А. Кострова [5] В.Н. Федорцова [6], С П. Анохина [7], А.Н. Морозова [8], В.М. Савицкий [9], М.А. Кулинич [10]. Именно они основали в Самарском государственном педагогическом университете научные школы по германским языкам и межкультурной коммуникации.

Рост научно-педагогических кадров способствовал открытию в 1997 г. и успешной работе в течение 10 лет на базе нашего вуза специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности «Германские языки», который возглавляла О.А. Кострова. За годы существования совета было защищено более 100 кандидатских диссертаций. В совете проводились защиты аспирантов и соискателей из Самары, а также других городов Поволжья и Урала. Научно-исследовательская деятельность германистов факультета в этот период отражала работу в области филологической теории высказывания, теории словообразования, теории идиоматики, синтаксиса продолженных форм, сравнительно-сопоставительной стилистики, межкультурной коммуникации, лингвопоэтики.

Активное развитие научной мысли в эти годы нашло отражение и на страницах научно-методического журнала «Вестник факультета иностранных языков», впервые вышедшего в свет в 2000 г. по инициативе декана факультета О.Н. Шалифовой и под общей редакцией заведующей кафедрой английского языка профессора А.Н. Морозовой. «Вестник» стал прекрасной трибуной для апробации исследований в области германских языков и зарубежной литературы.

Под руководством профессоров Е.Б. Борисовой [11] и Е.Р. Левенковой [12], защитивших докторские диссертации в XXI в. (2010 и 2011гг. соответственно), проводятся исследования, посвященные дискурс-анализу, теории семиотически осложненного текста, сравнительной линг-

вопоэтике. Специальной областью научных изысканий школы Е.Б. Борисовой стала разработка филологических основ изучения образа персонажа в английской литературе.

Активно подключились к научно-исследовательской работе кандидат наук, профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Г.В. Стойкович; кандидаты наук, ведущие доценты факультета О.Н. Шалифова и Е.В. Гусева. Вместе со своими учениками они занимаются вопросами когнитивной семантики, концептологии, прагмалигвисти-ческих основ восприятия письменного и устного текста.

Говоря о формировании научных школ в области германистики, нельзя не упомянуть и имя безвременно ушедшего профессора кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Ю.Е. Сорокина (1950-2006), плодотворно развивавшего диктемную теорию строя текста, подготовившего к выпуску несколько аспирантов [13].

Таким образом, кратко характеризуя научные направления в области германистики, сложившиеся и развивающиеся в настоящее время на факультете иностранных языков, можно выделить следующие:

1. Речеведение. Восприятие письменного и устного текста как прагмалингви-стическая проблема (А.Н. Морозова, Е.В. Гусева).

2. Теоретические и прагматические вопросы разных типов дискурса и взаимодействия дискурсивных единиц (Е.Л. Ле-венкова, В.М. Савицкий).

3. Когнитивная семантика и концеп-тология (В.М. Савицкий, Г.В. Стойкович, О.Н. Шалифова).

4. Нормативный и экспрессивный синтаксис английского и немецкого языков и сравнительная типология немецкого и русского языков (О.А. Кострова, А.Н. Морозова, Г.В. Стойкович, О.Н. Шалифова).

5. Типология и функционально-стилистические характеристики семиотически осложненного, малоформатного и нелинейного текста (Е.Б. Борисова, О.А. Кострова, М.А. Кулинич).

6. Типология и общефилологические основы изучения художественного текста. Лингвопоэтика (Е.Б. Борисова, М.А. Ку-линич А.Н. Морозова).

7. Теория и практика межкультурной коммуникации (Е.В. Гусева, А.Н. Морозова, М.А. Кулинич).

Проводя многофакторные, междисциплинарные исследования, ученые стремятся избежать научной эклектики, выстраивая свои работы и работы своих учеников в методологически корректном ключе.

Многочисленные статьи, монографии, материалы конференций, диссертационные исследования основателей школ и их последователей отражают актуальные вопросы изучения различных аспектов германских языков.

Несколько научных школ могут одновременно решать одни и те же научные задачи, однако при этом школы различаются теоретическими основами (принципами) и практическими подходами к их решению, программами, методами и инструментами [14]. Этим объясняется разнообразие результатов, достигнутых учёными разных школ в области изучения германских языков.

Конец ХХ - начало XXI вв. ознаменовались формированием и новых научных школ в области литературы народов стран зарубежья. Под руководством заведующего кафедрой романской филологии, профессора, президента СГСПУ И.В. Вершинина, защитившего в 2003 г. докторскую диссертацию, успешно разрабатываются теория западноевропейского пред-романтизма и романтизма, проблемы поэтики жанра, компаративистики и текстологии [15]. Занимаясь изучением европейской культуры, в своих фундаментальных монографиях И.В. Вершинин излагает концепцию предромантизма, анализирует процесс предромантической «поэтизации» различных областей европейской художественной культуры XVIII в.

И.В. Вершинин удостоен званий кавалера и офицера ордена Академических пальм, которым отмечают людей, чья деятельность способствует популяризации культурной, интеллектуальной и научной жизни Франции.

Профессор кафедры романской филологии, доктор филологических наук А.Л. Гринштейн [16] и его ученики занимаются вопросами изучения поэтики и жанрового своеобразия английской и французской литературы. Несколько диссертаций в ра-

мках этой же школы посвящены исследованию игровых форм в художественном тексте.

С 2005 по 2007 гг. на базе нашего вуза успешно работал диссертационный совет по специальности «Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература)». Возглавлял совет И.В. Вершинин. В этом совете были успешно защищены кандидатские диссертации аспирантов и соискателей не только из Самары и Тольятти, но и из других регионов страны.

На базе двух специализированных советов по защите кандидатских диссертаций в Самарском государственном социально-педагогическом университете в 2008 г. был открыт и успешно действует специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям «Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература и литература США)» и «Германские языки». Председатель совета - профессор И.В. Вершинин, заместитель председателя - профессор О.А. Кострова, ученый секретарь - Е.Б. Борисова).

Докторский диссертационный совет по двум специальностям исключительно важен для Поволжья и Уральского региона; кроме СГПУ, подобный совет действует только в Нижнем Новгороде. Благодаря активной и стабильной деятельности совета, его высокой научной репутации, более 120 аспирантов и соискателей из разных городов России успешно защитили кандидатские и докторские диссертации по названным специальностям. Из 19 человек, входящих в состав совета, 7 докторов наук достойно представляют наш факультет (И.В. Вершинин, О.О. Кострова, Е.Б. Борисова, А.Л. Гринштейн, М.А. Ку-линич, А.Н. Морозова, В.М. Савицкий).

География сотрудничества диссертационного совета охватывает всю страну (города Балашов, Белгород, Казань, Киров, Кемерово, Магнитогорск, Москва, Омск, Оренбург, Пенза, Саранск, Сызрань, Тольятти, Томск, Челябинск).

Взаимодействие специалистов в рамках объединенного диссертационного совета способствует развитию новых научных направлений в рамках заявленных специальностей, в частности общефилологического подхода к изучению художе-

ственного текста, активно использующего методологический аппарат как литературоведения, так и лингвистики. Именно такой подход отличает научные школы профессоров Е.Б. Борисовой [17], А.Л. Грин-штейна [18], А.Н. Морозовой [19], М.А. Кулинич [20].

Показателем результативности научных школ нашего факультета не в последнюю очередь служит количество кадров высшей квалификации, подготовленных учеными всех кафедр. Так, под руководством В.М. Савицкого успешно защитили докторские диссертации 4 соискателя, кандидатские диссертации - 36 соискателей, под руководством О.А. Костровой - 2 и 20 соискателей соответственно. М.А. Ку-линич подготовила 20 кандидатов наук, А.Н. Морозова - 10 кандидатов наук,

A.Л. Гринштейн - 11 кандидатов наук, Е.Б. Борисова - 8 кандидатов наук. Примечательно, что большинство соискателей защитили свои диссертации в диссертационных советах при нашем университете. Результатом деятельности совета стало и то, что все языковые кафедры вузов Самарского региона укомплектованы кадрами высшей квалификации, защитившими кандидатские и докторские диссертации в Самарском государственном социально-педагогическом университете.

Факультет иностранных языков, отмечающий в нынешнем году 75-летний юбилей, традиционно уделяет внимание научным исследованиям в области лингвистики и филологии, объединяющим в рамках существующих научных школ докторантов, аспирантов и магистрантов. В результате плодотворного сотрудничества с коллегами из Самарского государственного университета им. академика С.П. Королева, Международного института рынка, Самарского государственного архитектурно-строительного университета, Тольяттинского государственного университета, Волжского университета им.

B.Н. Татищева созданы условия для дальнейшего формирования перспективных направлений научно-исследовательских проектов, способствующих сохранению целостности лингвистического и филологического пространства Самарского региона в контексте российской науки.

Говоря о научной работе кафедр факультета, нужно отметить академическую

мобильность и наличие прочных научных связей с крупнейшими вузами страны. В течение многих лет научными партнерами факультета являются Башкирский государственный университет, Волгоградский государственный университет, Воронежский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Нижегородский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Московской государственный лингвистический университет, Нижегородский государственный лингвистический университет, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского и другие вузы страны.

С 1999 г. по настоящее время на базе факультета иностранных языков СГСПУ проходит целый ряд знаковых конференций международного и всероссийского уровней, посвященных изучению языков в мультикультурном мире (1999), анализу средств выражения пространства и времени в языке и языка в пространстве и времени (2001 и 2002 гг.), изучению теории нелинейного текста (2006), компаративному изучению языков и литератур (2004), рассмотрению вопросов предро-мантизма и романтизма в литературе (2008), анализу проблем межкультурной коммуникации и лингводидактики (2012).

В сентябре 2016 г. на базе Факультета иностранных языков и филологического факультета совместно с Москов-

ским педагогическим государственным университетом планируется проведение международной конференции «Поэтика пейзажа в западноевропейской и русской литературе».

Безусловно, значимым показателем расцвета научных школ в области германского языкознания и зарубежной литературы на кафедрах факультета стало развитие аспирантуры и открытие магистратуры по специальности «Теория и практика перевода в межкультурной коммуникации», руководит которой профессор Г.В. Стойкович. В мае нынешнего года на базе факультета иностранных языков СГСПУ с большим успехом прошла межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и магистрантов, в которой приняли участие молодые ученые из вузов Самары и Тольятти.

В настоящее время над докторскими диссертациями по германским языкам работают несколько доцентов СГСПУ - выпускники факультета иностранных языков, в разные годы защитившие кандидатские диссертации в Самарском государственном социально-педагогическом университете (ранее СГПУ, ПГСГА).

Таким образом, важным моментом в деятельности кафедр факультета иностранных языков является не только формирование и успешное развитие самостоятельных научных направлений, но и воспитание нового поколения лингвистов и филологов, поддержка и дальнейшее развитие научного статуса созданных школ и направлений.

* * *

1. Ожегов С.Ю., Шведова М.И. Толковый словарь русского языка. М. : АЗЪ, 1993. 750 с.

2. Википедия. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Научная_школа.

3. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Петров А.Г. и др. Научная школа как структурная единица научной деятельности. М. : ЦЭМИ РАН, 2011. 73 с.

4. Борисова Е.Б. Предисловие к сборнику «Текст как объект лингводидактического исследования и как элемент культуры» : межвуз. сб. науч. тр. Самара : СГПУ, 1998. 126 с.

5. Кострова О.А. Продолженная синтаксическая форма как промежуточное звено между простым предложением и сверхфразовым единством (на материале немецкого языка) : автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 1991. 32 с.

6. Федорцова В.Н. Интернациональные словообразовательные модели в немецком языке (синхрония и диахрония) : дисс. ... докт. филол. наук. СПб., 1995. 354 с.

7. Анохина С.П. Бытийные посессивные предложения в германских языках (структурно-семантический и функционально-прагматический аспект) : дисс. ... докт. филол. наук. СПб., 1995. 604 с.

8. Морозова А.Н. Диалектическое единство линейного и надлинейного рядов в динамике высказывания : дисс. ... докт. филол. наук. М., 1996. 372 с.

9. Савицкий В.М. Проблема моделирования во фразеологической системе языка: на материале английских глагольных фразеологических единиц : автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 1996. 34 с.

10. Кулинич М.А. Семантика, структура и прагматика англоязычного юмора: дисс. ... докт. культурол. наук. М., 2000. 290 с.

11. Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология -лингвопоэтика- перевод : дисс. ... докт. филол. наук. Самара, 2010. 386 с.

12. Левенкова Е.Р. Конвергентные и дивергентные тенденции в политическом дискурсе Великобритании и США : дисс. ... докт. филол. наук. Самара, 2011. 423 с.

13. Сорокин Ю.Е. Введение в аргументативно-оценочный дискурс. Самара, 2004. 294 с.

14. Школы в науке / под ред. С. Микулинского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М. : Наука, 1977. 523 с. (Науковедение: проблемы и исследования).

15. Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация культуры» : дисс. ... докт. филол. наук. СПб, 2003. 407 с.

16. Гринштейн А.Л. Маскарадность и французская литература XX века : дисс. ... докт. филол. наук. М., 1999. 379 с.

17. Борисова Е.Б., Палойко Л.В. Образ главной героини романа Д. Дюморье «Ребекка» как предмет лингвопоэтического изучения // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. Филология и искусствоведение. № 3(2). Киров : ВятГГУ, 2012. С. 123-128.

18. Гринштейн А.Л., Федотова М.В. Образ Вотрена в «Человеческой комедии» Бальзака // Известия СНЦ РАН. Вып. № 2(4). Том XII. Самара, 2012. С. 1048-1052.

19. Морозова А.Н., Никитина Т.Г., Сидоренко А.С. Полифония слова и текста (James Joyce's Dubliners) : коллективная монография / под общ. ред. А.Н. Морозовой. Самара : СГСПУ, 2016. 180 с.

20. Петрова Н.Э. Английская концептуальная триада «жизнь - смерть - время» как часть художественно-языковой картины мира в романе В. Вулф «На маяк» : дисс. ... канд. фил. наук. Самара, 2015. 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.