Научная статья на тему 'Развитие научного наследия Н. А. Булах в Самарской лингвистической школе'

Развитие научного наследия Н. А. Булах в Самарской лингвистической школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОЛЖЕННАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФОРМА / КОГНИТИВНАЯ ПРАГМАТИКА / СЕМАНТИКА УСЛОВИЯ / ПРИДАТОЧНЫЕ ОБЪЕКТНЫЕ / СУБЪЕКТНЫЕ / ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕНЦИЯ ОБЕЩАНИЯ / СРЕДСТВА МАНИПУЛИРОВАНИЯ / НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ / ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ / ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ДИСКУРСИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / CONTINUOUS SYNTACTIC FORM / COGNITIVE PRAGMATICS / SEMANTICS OF CONDITION / OBJECT / SUBJECT AND ATTRIBUTIVE CLAUSES / TEMPORAL RELATIONS / INTENTION OF PROMISE / MANIPULATION MEANS / NOMINATIVE FIELD / PRECEDENCE / EQUIVALENCE / DISCOURSE STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кострова Ольга Андреевна

В Самарской лингвистической школе научное наследие Н. А. Булах развивается по следующим направлениям: комплексное описание единиц языка; систематизация семантики и функционирования сложноподчиненных предложений в немецком и английском языках; исследование глагольных категорий; изучение видов речи и типов текста; выявление скрытых значений, имплицированных в слове, словосочетании, предложении и тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of N. A. Bulakh’s scientific legacy in Samara linguistic school

There are several directions in developing N. A. Bulakh’s scientific legacy in Samara linguistic school: complex description of language units; systematizing semantics and functioning of compound sentences in the German and English languages; analyzing verb categories; studying types of speech and text; investigating implicit meanings of words, collocations, sentences and text.

Текст научной работы на тему «Развитие научного наследия Н. А. Булах в Самарской лингвистической школе»

УДК 81

О. А. Кострова

Развитие научного наследия Н. А. Булах в Самарской лингвистической школе

В Самарской лингвистической школе научное наследие Н. А. Булах развивается по следующим направлениям: комплексное описание единиц языка; систематизация семантики и функционирования сложноподчиненных предложений в немецком и английском языках; исследование глагольных категорий; изучение видов речи и типов текста; выявление скрытых значений, имплицированных в слове, словосочетании, предложении и тексте.

Ключевые слова: продолженная синтаксическая форма, когнитивная прагматика, семантика условия, придаточные объектные, субъектные, определительные, темпоральные отношения, интенция обещания, средства манипулирования, номинативное поле, прецедентность, эвиденциальность, дискурсивные стереотипы.

O. A. Kostrova

The development of N. A. Bulakh's scientific legacy in Samara linguistic school

There are several directions in developing N. A. Bulakh's scientific legacy in Samara linguistic school: complex description of language units; systematizing semantics and functioning of compound sentences in the German and English languages; analyzing verb categories; studying types of speech and text; investigating implicit meanings of words, collocations, sentences and text.

Key words: continuous syntactic form, cognitive pragmatics, semantics of condition, object, subject and attributive clauses, temporal relations, intention of promise, manipulation means, nominative field, precedence, equivalence, discourse stereotypes.

1. Научное наследие Н. А. Булах: идеи и методы

Научное наследие моего научного руководителя - доктора филологических наук, профессора Наталии Александровны Булах состоит, по моему глубокому убеждению, из двух частей: научных идей, заложенных в ее собственных работах и работах ее учеников, с одной стороны, и методов исследования языка, применяемых в этих работах, с другой.

Основная идея, представленная в школе Н. А. Булах, - это, на мой взгляд, неразрывная связь исторического развития и современного функционирования единиц языка. Эта идея пронизывает основной фундаментальный труд Наталии Александровны «Средства отрицания в немецком литературном языке» (1962 г.), который не утратил актуальности по сей день. Не останавливаясь на анализе этого замечательного исследования, намечу лишь основные направления, по которым шло дальнейшее развитие содержащихся в нем идей в школе Н. А. Булах и которые стали отправными точками для развития этих идей в Самарском педагогическом университете.

Одно направление охватывает исследование функционирования языковых единиц, отталкива-

ясь от их семантики [1; 2; 3 и др.], другое принимает за исходную точку форму или категорию и выявляет их функции [4; 5 и др.]. Следующие направления включают диахроническое [6; 7 и др.] и стилистическое варьирование языковых единиц [2; 6; 8].

Основной метод, применяемый Н. А. Булах и ее учениками, - это эмпирический анализ корпуса языковых единиц, который составлялся вручную и был представлен на бумажных карточках. Этот корпус подвергался тщательному анализу с функционально-семантических, количественных, диахронических или стилистических позиций в зависимости от целей исследования. Во многих работах применялся структурно-системный метод, который, как правило, сочетался с семантическим анализом [4; 3; 9 и др.].

2. Развитие научных идей в Самарской лингвистической школе

Будучи аспиранткой, я получила от Наталии Александровны задание посмотреть, как формируется условное значение в языковых единицах, не содержащих прямого указания на условие, то есть имплицитным способом. В то время об им-плицитах практически не было литературы, поэтому для теоретической главы Наталия Александровна предложила мне сделать обзор

© Кострова О. А., 2016

по сложноподчиненному предложению (СМ П I) с придаточным условия, чтобы использовать эту языковую единицу в качестве прототипа. Один этот факт являет собой свидетельство научной прозорливости Наталии Александровны, сумевшей предвосхитить Элеонору Рош, предлагая к использованию понятие прототипа, не называя так это явление. Этот путь ведет нас к категоризации и концептуализации, то есть к когнитивной лингвистике.

Именно он и лег в основу моих дальнейших изысканий в области синтаксиса. В своей докторской диссертации [10] я продолжила систематизацию сложных синтаксических единиц определенного семантического содержания [см. 2] и пришла к понятию «продолженная синтаксическая форма (ПСФ)». ПСФ объединяет разноуровневые синтаксические и гиперсинтаксические единицы однородной семантики: сложные предложения, предложения, осложненные вторичной предикацией или предложными группами обстоятельственного типа, а также цепочки предложений, имплицирующие семантику, эксплицитно выражаемую союзом сложного предложения.

После защиты докторской диссертации в 1992 году при кафедре немецкого языка Самарского педагогического университета, с которой неразрывно связана моя научно-педагогическая деятельность, была открыта аспирантура по германским языкам. Обучение в ней под моим руководством прошли 25 человек, 22 из которых защитили кандидатские диссертации, а А. В. Антонова вслед за кандидатской защитила и докторскую диссертацию. Работая с аспирантами, я руководствуюсь принципами, которые применяла Наталия Александровна, среди них: учет интересов соискателя при выборе темы исследования, составление корпуса эмпирического материала и его многоаспектный анализ, включая выявление имплицитной семантики, учет функционального стиля или вида речи, в котором реализуется исследуемая единица, апробация отдельных аспектов проблемы при подготовке докладов и статей.

Тематика работ моих аспирантов и соискателей довольно разнообразна, тем не менее, она укладывается в круг проблем, обозначенных в школе Наталии Александровны. Естественно, однако, что работы, выполненные на рубеже веков и в начале XXI в., впитали в себя новые лингвистические теории, вошедшие в научный обиход во второй половине ХХ в. Это теории, возникшие в русле антропоцентрического пово-

рота лингвистики, конкретизированные как теория речевых актов, упоминавшаяся выше когнитивная лингвистика и лингвопрагматика. Новые веяния значительно расширили лингвистический горизонт: от исследования собственно структурных явлений грамматисты перешли к изучению адекватности их функционирования в аспекте соотношения с обозначаемой ситуацией, а также в аспекте категоризации окружающего мира.

В области синтаксиса значительная часть работ, выполненных под моим руководством, посвящена проблематике СПП, которая разрабатывается в референциально-прагматическом и когнитивно-прагматическом аспектах. С этих позиций были обследованы СПП с придаточными субъектными, объектными и атрибутивными в немецком языке. Привлечение новой теоретической базы повлекло за собой новый взгляд на традиционные синтаксические единицы. Так, придаточные субъектные рассматриваются как средства дескрипции субъекта, референтом которого является положение дел [11, с. 5]. СПП с придаточными объектными анализируются на основе теории речевых актов, что приводит к выводу об опосредованном характере информации, содержащейся в придаточном предложении [12, с. 6-7]. Основная функция придаточных определительных в газетном тексте определяется как уплотнение информации за счет контаминации в этих предложениях семантики причины, времени, места, цели, уступки, условия, следствия [13, с. 64-70].

Сопоставление функционирования СПП с разными типами придаточных в речи носителей немецкого языка как родного и иностранного [14] имеет прямой выход в методику преподавания немецкого языка как иностранного. Упомянем в этой связи словарь школьно-педагогических терминов [15], составленный при активном участии Н. А. Булах и свидетельствующий о ее внимании к педагогической тематике.

На материале английского языка описывается варьирование СПП с придаточными времени в авторской и прямой речи [16].На основе сопоставления функционирования этого типа СПП в английском и немецком языках выведены принципы когнитивно-прагматического варьирования ситуаций их употребления [17]. ПСФ со значением условия описаны в английской научной речи [18].

В продолжение исследования СПП с придаточными объектными написана монография, в которой систематизируется семиотика косвен-

ности в немецком языке [19]. Монография, в свою очередь, использована для обоснования видов эвиденциальности в немецком языке, которые выделяются на основе анализа СПП с придаточным объектным [20].

Функционирование отдельных языковых единиц исследовано на материале глаголов зрительного и слухового восприятия; анализ ситуаций их употребления привел к понятию «пространство непосредственной коммуникации», которое ограничивается рамками досягаемости восприятия друг друга органами зрения и слуха [21].

Исследование глагольных категорий, начатое в школе Н. А. Булах В. А. Жеребковым, продолжено на материале грамматических форм немецкого пассива. Обращение к функционированию этой категории выявило ее функции в построении текста и дискурса [22].

Продолжено исследование литературного языка, функциональных стилей и видов речи. Литературный язык изучался на материале метафор. Выявлены тенденции развития метафорических выражений, используемых немецкими авторами XVIII и XX вв., во временном периоде, охватывающем 150 лет, в частности, их синтаксическое сжатие и увеличение количества стилистически сниженных единиц [23, с. 5]. В свете когнитивной лингвистики описано функционирование метафор в британской и американской литературе XX в. Когнитивный подход позволил выдвинуть и доказать гипотезу о взаимосвязи степени новизны метафоры со структурой значения ее компонентов, понимаемой, вслед за М. В. Никитиным, как интенсионал и имплика-ционал [24, с. 8]. Симптоматический статистический анализ корпуса метафорических выражений британских и американских авторов приводит к выводу о том, что в американской литературе почти в два раза чаще, чем в британской, встречаются индивидуальные метафоры [24, с. 18].

При исследовании несобственно-прямой речи (НПР) - тематике, представленной в школе Н. А. Булах, в ней выделяется лингвопрагматиче-ская категория дейксиса. НПР рассматривается как особый текстотип повествования в художественном тексте, отличный как от авторского повествования, так и от внутреннего монолога [25, с. 5].

Экспрессивное варьирование разноуровневых единиц обобщено в учебном пособии по экспрессивному синтаксису современного немецкого языка [26].

В русле когнитивной лингвистики выполнены диссертации, в которых исследуется взаимодей-

ствие пространственных категорий с временными и с категориями жанра: описываются языковые единицы, выражающие слитный концепт «пространство-время» в немецком языке [27, с. 5]; выявляются различия в реализации категории пространственности в немецких народных и литературных сказках [28, с. 5].

Одна из проблем когнитивной лингвистики -исследование прецедентных имен. Этой проблеме посвящена диссертация Ю. А. Блиновой, в которой прецедентные имена рассматриваются на материале немецкого газетного дискурса. Автор систематизирует эти имена с учетом концептов, типичных для немецкой лингвокультуры [29].

В нескольких диссертациях разрабатывается проблема языковых полей, зачатки которой в неявном виде содержатся в школе Н. А. Булах [1; 2]. Новизну этих работ определяет акцент на периферийных средствах, контаминирующих, как правило, имплицитные семантические компоненты. Исследование периферийных фрагментов семантико-прагматического поля причины в немецком языке выявляет признаки пери-ферийности конструкций и стилистические ограничения в их употреблении [30, с. 6-7]. При описании номинативных полей с семантическим центрами «терроризм» и «террористы» в газетном дискурсе ФРГ особое внимание уделяется эвфемизмам, заменяющим прямые номинации и тем самым затемняющим остроту социальной проблемы [31, с. 5; 13 и др.].

В заключение остановимся на развитии теории речевых актов, зародыши использования которой содержатся в исследовании диалогической речи уже в кандидатской диссертации Е. В. Ми-лосердовой [9] и которая впоследствии находит блестящее воплощение в стилистической грамматике В. А. Жеребкова [32]. В рамках этой теории выполнены обе диссертации А. В. Антоновой. В кандидатской диссертации с привлечением теории релевантности Д. Шпербер и Д. Вильсона описывается реализация интенции обещания в английском языке [33]. В докторской диссертации, выполненной на материале британской политической речи, и монографии по ее результатам А. В. Антонова представляет методологию ориентации на получателя информации в системе речевой манипуляции [34].

Развитие теории речевых актов на материале письменной речи представлена и в последней коллективной монографии, посвященной исследованию дискурсивных стереотипов [35].

3. Выводы

Подведем краткий итог. Обращение к истокам собственных научных идей довольно поучительно. Оно показывает, что идеи не рождаются на пустом месте, они рождаются из накопленного прошлого опыта научных исследований, в данном случае из научного наследия Наталии Александровны Булах и ее школы. Анализ наследия помогает осознать, что было в известном смысле на интуитивном уровне, и в полной мере оценить плодотворность знаний, полученных в аспирантуре. По признанию многих ученых, они всю жизнь занимаются разработкой или доработкой программ, намеченных в молодости.

Другой важный аспект обращения к творческому наследию Учителя - сохранение памяти о нем, выражение глубокой признательности за то, чему Он научил. В моем случае - это восхищение научной прозорливостью Н. А. Булах и ее качествами научного руководителя, воспитавшего поколение последователей.

Библиографический список

1. Адоевская, О. В. Пространство непосредственной коммуникации и его глагольная организация в современном немецком языке: монография [Текст] / О. В. Адоевская. - Самара : ПГСГА, 2009. - 119 ^

2. Аминева, Т. А. Сложноподчиненное предложение с придаточным субъектным в референциально-прагматическом аспекте (на материале современного немецкого языка) [Текст] / Т. А. Аминева / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2005. - 29 с.

3. Антонова, А. В. Интенция обещания и средства ее выражения в английском языке [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / А. В. Антонова. - Самара, 2004. - 24 с.

4. Антонова, А. В. Речевая манипуляция в предвыборном агитационном дискурсе Великобритании [Текст] : монография / А. В. Антонова. - М. : Маска, 2011. - 368 с.

5. Блинова, Ю. А. Аксиологический потенциал прецедентных имен собственных: на материале немецкого газетного дискурса [Текст] / Ю. А. Блинова // Известия Самарского научного центра РАН. 2006. - № 4. - С. 36-41.

6. Булах, Н. А. Средства отрицания в немецком литературном языке [Текст] / Н. А. Булах / Ученые записки / Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского, вып. 57. - Ярославль, 1962. -334 с.

7. Бурдаева, Т. В. Вариантность сложноподчиненного предложения и эквивалентных ему структур (на материале современного немецкого языка как родного и иностранного) [Текст] / Т. В. Бурдаева / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2002. - 17 с.

8. Гундарева, Е. С. Сложноподчиненное предложение с придаточным объектным в единстве синтаксиса и прагматики (на материале немецкоязычной прозы) [Текст] / автореф. дис. ... канд. филол. Наук / Е. С. Гундарева. - Самара, 2002. -23 с.

9. Гундарева, Е. С., Кострова О. А. Семиотика косвенности в немецком языке (на материале сложноподчиненных предложений с придаточными объектными) [Текст] : монография / Е. С. Гундарева, О. А. Кострова. - Тольятти : ТГУ, 2005. - 130 с.

10. Долгих, В. Г. Абсолютные падежные конструкции в современном немецком языке [Текст] : автореф. дис. .канд. филол. наук. / В. Г. Долгих. - Ярославль, 1973. - 24 с.

11. Дронова, Н. П. Несобственно-косвенная речь в немецком языке (на материале драматических произведений XVI-XX вв.) [Текст] : дис.. канд. филол. наук / Н. П. Дронова. - Ярославль, 1975. - 208 с.

12. Евстафиади, О. В. Продолженная синтаксическая форма с семантикой условия в английском языке [Текст] / О. В. Евстафиади / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2011. - 24 с.

13. Ефремова Ю.И. Моделирование категории пространственности в жанровых разновидностях немецкой сказки [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. И. Ефремова. -Самара, 2008. - 22 с.

14. Жеребков, В. А. Опыт описания грамматической категории времени в системе немецкого языка [Текст] / В. А. Жеребков / Ученые записки / Калининский гос. пед. ин-т им. М. И. Калинина, т. 72, вып. 3. - Калинин, 1970. -260 с.

15. Ишмухаметова, А. З. Пассивные конструкции со значением процесса в немецком языке: семантика, текстовые и дискурсивные функции [Текст] / А. З. Ишмухаметова / Авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2010. -23 с.

16. Карышева, А. В. Периферийные синтаксические средства выражения причинных отношений в современном немецком языке и их дис-курсивно-прагматический потенциал [Текст] :

автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Кары-шева. - Самара, 2004. - 21 с.

17. Коломийцева, О. Ю. Номинативные поля с семантическими центрами «терроризм» и «террористы» в газетном дискурсе ФРГ [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Ю. Коломийцева / Самара, 2012. - 19 с.

18. Кострова, О. А. Дискурсивные стереотипы: межкультурный аспект концептосферы [Текст] : монография / О. А. Кострова, Е. В. Беспалова, О. Ю. Коломийцева, М. А. Кулинич, Е. В. Тарасова, О. В. Xабер. -Самара : ПГСГА, 2015. - 208 с.

19. Кострова, О. А. Продолженная синтаксическая форма как промежуточное звено между простым предложением и сверхфразовым единством (на мат. совр. нем. яз.) / О. А. Кострова / Дис. ...докт. филол. наук. - М. : АН СССР, ин-т языкознания. - 1992. - 355 с.

20. Кострова, О. А. Средства выражения условных отношений в современном немецком языке [Текст] / О. А. Кострова /Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Ярославль, 1971. - 24 с.

21. Кострова, О. А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка [Текст] / О. А. Кострова. - 2-е изд., стереот. - М. : Флинта ; Наука, 2012. - 240 с.

22. Кострова, О. А., Собчакова, Н. М. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени в немецком и английском языках: монография [Текст] / О. А. Кострова, Н. М. Собчакова. -Самара : ПГСГА, 2010. - 172 с.

23. Макарова, О. А. Метафора в британской и американской литературе XX века в свете когнитивной лингвистики [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. А. Макарова. - Самара, 2005. - 22 с.

24. Милосердова, Е. В. Структура побудительных предложений в современном немецком языке [Текст] / Е. В. Милосердова / Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Ярославль, 1973. - 27 с.

25. Минакова, И. Б. К проблеме кондициона-лиса в немецком языке / И. Б. Минакова / Н. А. Булах (отв. ред.). Германские языки: сборник статей /Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль : Верне-Волжское книжное изд-во, 1966. - С. 69-121.

26. Немецко-русский школьно-педагогический словарь [Текст] / Сост. Н. А. Булах и др. ; П. А. Лебедев (отв. ред.). -М. : Сов. Энциклопедия, 1972. - 823 с.

27. Новикова, Е. И. Метафора в немецкоязычной художественной прозе XVШ-XX веков:

когнитивно-синтаксический подход [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2004. - 20 с.

28. Омелькина, О. В. Несобственно-прямая речь как лингвопрагматическая категория (на материале немецкоязычной прозы) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Омелькина. - Самара, 2007. - 26 с.

29. Петрянина, О. В. Локативность как периферийное средство выражения темпоральных отношений в современном немецком языке [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Петрянина. - Самара, 2007. - 26 с.

30. Смирнов, Н. К. Инфинитивный оборот с um. zu и его синонимы в немецкой научной речи [Текст] / Н. К. Смирнов / Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Ярославль, 1973. - 24 с.

31. Собчакова, Н. М. Когнитивно-прагматическое варьирование сложноподчиненного предложения с придаточным времени в авторской и моделируемой прямой речи (на материале английского языка) [Текст] / Н. М. Собча-кова / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2006. - 22 с.

32. Суворина, Е. В. Функции сложноподчиненных предложений с придаточным определительным в структурировании немецкого газетного дискурса [Текст] / Е. В. Суворина // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - 2006. - № 1. - С. 64-70.

33. Щербакова, А. В. Синтаксическая и лек-сико-семантическая сочетаемость глаголов приема и изъятия в современном немецком языке (на материале глаголов nehmen, ergreifen, entnehmen, entreißen, rauben, stehlen) [Текст] / А. В. Щербакова / Автореф. дис. .канд. филол. наук. - Калинин, 1975. - 29 с.

34. Kostrova Olga. Kinds of Evidentiality in German Complement Clauses [Tekst] / Olga Kostrova / On Diversity and Complexity of Languages Spoken in Europe and North and Central Asia /Ed. by Pirrko Suihkonen and Lindsay J. Whaley. JohnBenjaminsPublishingCompany, 2014. - P. 311-338.

35. Zerebkov, V. A. Deutsche Stilgrammatik [Tekst] / V. A. Zerebkov. - М. : Высшая школа, 1988. - 222 s.

Bibliograficheskij spisok

1. Adoevskaja, O. V. Prostranstvo neposredst-vennoj kommunikacii i ego glagol'naja organizacija v sovremennom nemeckom jazyke: monografija

[Tekst] / O. V. Adoevskaja. - Samara : PGSGA, 2009. - 119 c.

2. Amineva, T. A. Slozhnopodchinennoe pred-lozhenie s pridatochnym subjektnym v referenci-al'no-pragmaticheskom aspekte (na materiale sov-remennogo nemeckogo jazyka) [Tekst] / T. A. Amineva / Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. -Samara, 2005. - 29 s.

3. Antonova, A. V. Intencija obeshhanija i sredstva ee vyrazhenija v anglijskom jazyke [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. / A. V. Antonova. - Samara, 2004. - 24 s.

4. Antonova, A. V. Rechevaja manipuljacija v predvybornom agitacionnom diskurse Velikobri-tanii [Tekst] : monografija / A. V. Antonova. - M. : Maska, 2011. - 368 s.

5. Blinova, Ju. A. Aksiologicheskij potencial pre-cedentnyh imen sobstvennyh: na materiale ne-meckogo gazetnogo diskursa [Tekst] / Ju. A. Blinova // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2006 - № 4. - S. 36-41.

6. Bulah, N. A. Sredstva otricanija v nemeckom literaturnom jazyke [Tekst] / N. A. Bulah / Uchenye zapiski / Jarosl. gos. ped. in-t im. K. D. Ushinskogo, vyp. 57. - Jaroslavl', 1962. - 334 s.

7. Burdaeva, T. V. Variantnost' slozhnopod-chinennogo predlozhenija i jekvivalentnyh emu struktur (na materiale sovremennogo nemeckogo jazyka kak rodnogo i inostrannogo) [Tekst] / T. V. Burdaeva / Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. -Samara, 2002. - 17 s.

8. Gundareva, E. S. Slozhnopodchinennoe pred-lozhenie s pridatochnym objektnym v edinstve sintak-sisa i pragmatiki (na materiale nemeckojazychnoj prozy) [Tekst] / E. S. Gundareva / Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Samara, 2002. - 23 s.

9. Gundareva, E. S., Kostrova, O. A. Semiotika kosvennosti v nemeckom jazyke (na materiale slozhnopodchinennyh predlozhenij s pridatochnymi objektnymi) [Tekst] : monografija / E. S. Gundareva, O. A. Kostrova. - Tol'jatti : TGU, 2005. - 130 s.

10. Dolgih, V. G. Absoljutnye padezhnye kon-strukcii v sovremennom nemeckom jazyke [Tekst] : avtoref. dis. .kand. filol. nauk. / V. G. Dolgih. -Jaroslavl', 1973. - 24 s.

11. Dronova, N. P. Nesobstvenno-kosvennaja rech' v nemeckom jazyke (na materiale dramatiche-skih proizvedenij XVI-XX vv.) [Tekst] : dis.. kand. filol. nauk / N. P. Dronova. - Jaroslavl', 1975. - 208 s.

12. Evstafiadi, O. V. Prodolzhennaja sintak-sicheskaja forma s semantikoj uslovija v anglijskom

jazyke [Tekst] / O. V. Evstafiadi / Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Samara, 2011. - 24 s.

13. Efremova Ju.I. Modelirovanie kategorii pros-transtvennosti v zhanrovyh raznovidnostjah ne-meckoj skazki [Tekst] : avtoref. dis. . kand. filol. nauk / Ju. I. Efremova. - Sama-ra, 2008. - 22 s.

14. Zherebkov, V. A. Opyt opisanija gramma-ticheskoj kategorii vremeni v sisteme nemeckogo jazyka [Tekst] / V. A. Zherebkov / Uchenye zapiski / Kalininskij gos. ped. in-t im. M. I. Kalinina, t. 72, vyp. 3. - Kalinin, 1970. - 260 s.

15. Ishmuhametova, A. Z. Passivnye konst-rukcii so znacheniem processa v nemeckom jazyke: semantika, tekstovye i diskursivnye funkcii [Tekst] / A. Z. Ishmuhametova / Avtoref. dis. . kand. filol. nauk. - Samara, 2010. - 23 s.

16. Karysheva, A. V. Periferijnye sintak-sicheskie sredstva vyrazhenija prichinnyh otno-shenij v sovremennom nemeckom jazyke i ih dis-kursivno-pragmaticheskij potencial [Tekst] : avtoref. dis. . kand. filol. nauk / A. V. Karysheva. - Samara, 2004. - 21 s.

17. Kolomijceva, O. Ju. Nominativnye polja s semanticheskimi centrami «terrorizm» i «terroristy» v gazetnom diskurse FRG [Tekst] : avtoref. dis. . kand. filol. nauk / O. Ju. Kolomijceva / Samara, 2012. - 19 s.

18. Kostrova, O. A. Diskursivnye stereotipy: mezhkul'turnyj aspekt konceptosfery [Tekst] : mo-nografija / O. A. Kostrova, E. V. Bespalova, O. Ju. Kolomijceva, M. A. Kulinich, E. V. Tarasova, O. V. Haber. - Samara : PGSGA, 2015. - 208 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Kostrova, O. A. Prodolzhennaja sintaksi-cheskaja forma kak promezhutochnoe zveno mezhdu prostym predlozheniem i sverhfrazovym edinstvom (na mat. sovr. nem. jaz.) / O. A. Kostrova / Dis. .. .dokt. filol. nauk. - M. : AN SSSR, in-t jazykoznani-ja. - 1992. - 355 s.

20. Kostrova, O. A. Sredstva vyrazhenija us-lovnyh otnoshenij v sovremennom nemeckom jazyke [Tekst] / O. A. Kostrova /Avtoref. dis. .kand. fi-lol. nauk. - Jaroslavl', 1971. - 24 s.

21. Kostrova, O. A. Jekspressivnyj sintak-sis so-vremennogo nemeckogo jazyka [Tekst] / O. A. Kostrova. - 2-e izd., stereot. - M. : Flinta ; Nauka, 2012. - 240 s.

22. Kostrova, O. A., Sobchakova, N. M. Slozhnopodchinennye predlozhenija s prida-tochnymi vre-meni v nemeckom i anglijskom jazyk-ah: monogra-fija [Tekst] / O. A. Kostrova, N. M. Sobchakova. - Samara : PGSGA, 2010. -172 s.

23. Makarova, O. A. Metafora v britanskoj i amerikanskoj literature HH veka v svete kognitivnoj lingvistiki [Tekst] : avtoref. dis. . kand. filol. nauk / O. A. Makarova. - Samara, 2005. - 22 s.

24. Miloserdova, E. V. Struktura pobuditel'nyh predlozhenij v sovremennom nemeckom jazyke [Tekst] / E. V. Miloserdova / Avtoref. dis. .kand. filol. nauk. - Jaroslavl', 1973. - 27 s.

25. Minakova, I. B. K probleme kondicionalisa v nemeckom jazyke / I. B. Minakova / N. A. Bulah (otv. red.). Germanskie jazyki: sbornik statej /Jarosl. gos. ped. in-t im. K. D. Ushinskogo. - Jaroslavl' : Verne-Volzhskoe knizhnoe izd-vo, 1966. -S. 69-121.

26. Nemecko-russkij shkol'no-pedagogicheskij slovar' [Tekst] / Sost. N. A. Bulah i dr. / P. A. Le-bedev (otv. red.). - M. : Sov. Jenciklopedija, 1972. -823 s.

27. Novikova, E. I. Metafora v nemeckoja-zychnoj hudozhestvennoj proze XVIII-XX vekov: kognitivno-sintaksicheskij podhod [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Samara, 2004. - 20 s.

28. Omel'kina, O. V. Nesobstvenno-prjamaja rech' kak lingvopragmaticheskaja kategorija (na ma-teriale nemeckojazychnoj prozy) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk / O. V. Omel'kina. - Samara, 2007. - 26 s.

29. Petrjanina, O. V. Lokativnost' kak peri-ferijnoe sredstvo vyrazhenija temporal'nyh otnos-henij v sovremennom nemeckom jazyke [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk / O. V. Petrjanina. -Samara, 2007. - 26 s.

30. Smirnov, N. K. Infinitivnyj oborot s um.zu i ego sinonimy v nemeckoj nauchnoj rechi [Tekst] /

N. K. Smirnov / Avtoref. dis. .kand. filol. nauk. -Jaroslavl', 1973. - 24 s.

31. Sobchakova, N. M. Kognitivno-pragmaticheskoe var'irovanie slozhnopodchinen-nogo predlozhenija s pridatochnym vremeni v av-torskoj i modeliruemoj prjamoj rechi (na materiale anglijskogo jazyka) [Tekst] / N. M. Sobchakova / Avtoref. dis. . kand. filol. nauk. - Sa-mara, 2006. -22 s.

32. Suvorina, E. V. Funkcii slozhnopodchi-nennyh predlozhenij s pridatochnym opredeli-tel'nym v strukturirovanii nemeckogo gazetnogo diskursa [Tekst] / E. V. Suvorina / Izvestija Sa-marskogo nauchnogo centra RAN. Special'nyj vy-pusk «Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk». -2006. - № 1. - S. 64-70.

33. Shherbakova, A. V. Sintaksicheskaja i lek-siko-semanticheskaja sochetaemost' glagolov priema i izjatija v sovremennom nemeckom jazyke (na ma-teriale glagolov nehmen, ergreifen, entnehmen, entreißen, rauben, stehlen) [Tekst] / A. V. Shherbakova / Avtoref. dis. .kand. filol. nauk. - Kalinin, 1975. - 29 s.

34. Kostrova Olga. Kinds of Evidentiality in German Complement Clauses [Text] / Olga Kos-trova / On Diversity and Complexity of Languages Spoken in Europe and North and Central Asia /Ed. by Pirrko Suihkonen and Lindsay J. Whaley. John-BenjaminsPublishingCompany, 2014. - P. 311-338.

35. Zerebkov, V. A. Deutsche Stilgrammatik [Text] / V. A. Zerebkov. - M. : Vysshaja shkola, 1988. - 222 s.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.04.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.