Научная статья на тему 'Геркулес как образ идеального человека'

Геркулес как образ идеального человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1154
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ / ГЕРКУЛЕС / ИДЕАЛ / RENAISSANCE / HERCULES / IDEAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Н. И.

В культуре Возрождения и начала Нового времени античный герой Геркулес (Геракл), причисленный за свои подвиги к бессмертным богам, стал воплощать собой образ идеального современника. В статье рассматриваются характерные черты этого образа, способствующие популярности Геркулеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERCULES AS THE IDEAL IMAGE OF RENAISSANCE MAN

The deified hero Hercules (Heracles) in the Renaissance and the beginning of the modernity began to be perceived as an ideal image of the human being. The paper analyzes characteristic features of the hero, contributing to his popularity at that time.

Текст научной работы на тему «Геркулес как образ идеального человека»

3. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: уч. пособие. - Спб., 2002.

4. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов/на Дону: Феникс, 1997.

5. Музалевская, И.М. Мировой кризис и стратегии учреждений культуры // Вопросы культурологии. - 2009. - №5.

6. Моль, А. Социодинамика культуры. - М.,1986.

Статья поступила в редакцию 24.06.10

УДК 130:7.046

Н.И. Макарова, канд. культурологии, доц. кафедры философии Новосибирского университета экономики и управления, г. Новосибирск, PhD, Monash University, Melbourne, Australia, E-mail: voskresenye@yahoo.com

ГЕРКУЛЕС КАК ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

В культуре Возрождения и начала Нового времени античный герой Геркулес (Геракл), причисленный за свои подвиги к бессмертным богам, стал воплощать собой образ идеального современника. В статье рассматриваются характерные черты этого образа, способствующие популярности Геркулеса.

Ключевые слова: Возрождение, Геркулес, идеал.

В культуре Возрождения и начала Нового времени античный герой Геркулес (Геракл), причисленный за свои подвиги к бессмертным богам, стал воплощать собой образ идеального современника. При этом фигура античного героя нередко использовалась для формирования в общественном сознании положительного образа светских и церковных властителей. Какие же качества, приписываемые в это время Геркулесу, способствовали его исключительной популярности? Прежде всего нужно отметить многоликость образа героя, характерную для этого периода. Культура Ренессанса, обращаясь к античности, с особым вниманием относилась к тем мифологическим персонажам, которые обладали многозначностью, неким потенциалом изменчивости. Это позволяло выбранному образу быть выразителем тех идей, которые формировались в общественном сознании в этот период. Вторая важная характеристика образа героя связана с идеей свободного выбора жизненной позиции, в частности выбора между добродетелью и пороком, а также между жизнью активной и созерцательной. Эта идея свободного самоопределения была связана с античным сюжетом "Геркулес на распутье", который обрел свое второе дыхание в культуре Возрождения.

Многозначность образа Геркулеса была заложена еще в античности. Так, идея двух Гераклов встречается в трудах Геродота (ок. 484 - ок. 430 гг. до н.э.), различавшего Египетского Геракла и Греческого. Если Греческий Геракл был известен прежде всего благодаря своим двенадцати подвигам, запечатленным на метопах в храме Зевса в Олимпии (ок. 450 до н.э.), то Египетский Геракл, которого иногда именовали сыном бога Осириса, сближался с легендарным Гермесом-Трисмегистом, "первым философом" и обладателем тайной мудрости [1, с. 35]. Если же говорить о различии между Греческим Гераклом и Римским Геркулесом, то в Риме стали особенно популярными поход Геркулеса в Испанию за быками Гериона, запрещение человеческих жертвоприношений, практиковавшимися по преданию сабинами, развитие культа поклонения огню, а также победа над Какусом, укравшим быков Геркулеса.

Согласно легенде походы Геркулеса сопровождались основанием городов и правящих династий, в том числе королевских. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90 - 30 гг. до н.э.) упомянул об основании Гераклом города Алезии, а также о названии Г аллии как происходящим от Г алата, сына Геракла [2] (об этом чуть ниже). Утверждалось также, что Геркулес положил начало городам Толедо и Сен-Тропе (НегасНа СассаЬайа) [1, с. 19]. До сих пор, над входом в некоторые дома Прованса можно увидеть "защитную" надпись, относящуюся к легендарному прошлому, когда Геркулес выступал покровителем земли и народа, сражавшимся с чудовищами: "Непобедимый Геркулес обитает внутри, никакое зло да не войдет сюда!" [3, с. 38].

Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит (ок. 56 -ок. 117) в своем произведении "О происхождении германцев и местоположении Германии" упоминает о том, что германцы чтили Геркулеса и приносили ему в жертву животных. Позднее его

считали потомком Туиско, праотца германских народов, пришедшего на территорию Германии "спустя 131 год после великого потопа" [4, с. 1133]. Согласно немецкому гуманисту, историографу Баварии Иоганну Авентину (1477 - 1534) город Нюрнберг был основан сыном этого "Германского Геркулеса".

В Риме Геркулес был также почитаем как божество, дарующее здоровье, и как Геркулес Мусагет, покровитель муз. В этом качестве он изображался подобно Аполлону с лирой и в сопровождении девяти муз. Круглый храм, посвященный Геркулесу Мусагету (Hercules Musarum), был построен возле Фламиниева цирка поководцем Марком Фульвием Нобилиором в честь победы при Магнесии в 189 г. до н.э. Нобилиор питал интерес к литературе и был другом прославленного поэта Квинта Энния (239169 гг. до н.э.). Культ Геркулесу Мусагету скреплял союз оружия и искусств: Геркулес охраняет покой муз, те же в свою очередь прославляют деяния героя.

В античности появилось также представление о Гальском Геркулесе. В своем произведении "Геракл" греческий софист Лукиан (около 120-180 гг.) описал изображение Геракла, которое он видел в Галлии. На нем герой был представлен лысым стариком с морщинистой кожей, одетым в львиную шкуру, держащим в правой руке палицу, а в левой лук, и с легкостью влекущего за собой радующихся людей посредством тонких цепочек, сделанных из золота и янтаря. Цепочки были прикреплены к ушам идущих следом за Гераклом людей и к языку Геракла. Лукиану местный житель пояснил содержание изображения следующим образом: "Мы не согласны с вами, греками, в том, что Гермес -это красноречие. Мы связываем красноречие с Гераклом, поскольку он гораздо более могущественный, чем Гермес. Не удивляйся, что он изображен стариком, поскольку красноречие, и одно только красноречие, обретает полную силу в старости.... Стрелы Геракла представляют собой слова, ... которые наносят раны в душах" [5, c. 257].

Таким образом, уже в античности образ Геркулеса был многозначен. Герой ассоциировался с силой и мужеством, красноречием, философией и тайным знанием. Он был покровителем искусств, основателем городов и правящих династий. Эта многозначность образа античного Геркулеса в совокупности с опорой на аллегорическое истолкование его деяний, характерное для Средневековья и Возрождения, позволило ренессансным авторам превратить героя в идеальный образ современника. К достоинствам античного героя прибавились христианские добродетели. Геркулеса иногда даже рассматривали как прообраз Иисуса Христа, поскольку герой боролся с силами зла, совершал подвиги и спускался безбоязненно в царство мертвых.

В Испании писатель и ученый маркиз Энрике де Виллена (1384-1434) написал "Двенадцать подвигов Геракла" (Los doce Trabajos de Hercules, 1417). Используя описание этих подвигов в "Утешении философией" Боэция (480-524), он представил изложение каждого мифа в соответствии с характерными для христианской традиции толкования текстов четырьмя уровнями рас-

смотрения: фактическое изложение, аллегорический смысл, моральное истолкование и исторический подход. Главной идеей автора было обращение к отдельным сословиям испанского общества с призывом к добродетели. Например, комментируя мифы о Геракле и Антее, а также о саде Гесперид, автор воозвал к учителям и теологам с увещеванием победить "гиганта плотского греха" и "принести золотой плод мудрости" тем, кто идет во тьме [1, с. 34]. В целом, Виллена выступал за аскетическое подавление страстей и подчинение разуму эмоциональной жизни души. Под пером автора Геркулес превратился в безупречного рыцаря, искателя мудрости, покровителя народа и защитника государства. Даже по отношению к богине Юноне, которая согласно мифологической традиции жестоко преследовала героя, Геркулес ведет себя безупречно и выступает защитником ее достоинства. Характерно, что издание сочинения Виллены 1499 года включило в себя несколько ксилографий, на которых Геркулес был изображен как рыцарь в средневековых доспехах [6, с. 104]. Таким образом, герой был представлен автором как герой Реконкисты, освободитель земли и защитник народа, сочетающий в себе идеалы мужества и мудрости.

В Италии была написана "Генеалогия языческих богов" (Genealogia deorum gentilium, 1360) знаменитым писателем Джованни Боккаччо (1313 - 1375), приобретшая исключительную популярность во многих европейских странах. В Тринадцатой книге своего сочинения Боккаччо перечисляет тридцать один подвиг Геркулеса. Позднее Колюччо Салютати (1331-1406), канцлер Флорентийской республики и один из первых итальянских гуманистов, описал и прокомментировал такое же количество подвигов в своем трактате "Подвиги Геркулеса" ^е 1аЬогШ^ Негси^, 1406). Салютати собрал все известные ему источники, как античные, так и средневековые, для написания своего обширного и несколько перегруженного информацией труда, в котором он попытался сравнить между собой высказывания отдельных авторов и прояснить возникающие при этом противоречия. В своих толкованиях Салютати опирался преимущественно на традицию стоиков. Под его пером Геркулес превратился в образец умеренности и сдержанности, а его подвиги были представлены как аллегория победы разума над страстями.

После того как Эразм Роттердамский перевел в 1512 году текст Лукиана на латынь, особую популярность в культуре Ренессанса приобрел Гальский Геркулес, ассоциировавшийся с красноречием, образованностью и благоразумием. Именно эти качества героя перечисляет Франсуа Рабле (ум. 1533), знаменитый автор "Гаргантюа и Пантагрюэля", в четвертой книге своего произведения. Французский юрист и историк Этьен Пакье (15291615), враг иезуитов и защитник просвещенной монархии, в качестве символа своего красноречия приказал изготовить в 1605 медаль, представляющую его в виде Гальского Геркулеса [7, с. 250]. Образ этого Геркулеса был тесно связан с законодательством, что получило отражение в популярной эмблеме итальянского юриста и писателя Джованни Андреа Альчиати (1492-1550). Она изображала героя с его "цепями красноречия", влекущего за собой покоренных слушателей. Комментарий к гравюре, помещенной в "Книге эмблем", изданной Альчиати в 1531 году, превозносил Геркулеса как превосходного ритора. При этом Альчи-ати подчеркнул слова древних галлов, утверждавших, что это своим языком, а не своей физической мощью, Геркулес способствовал принятию народами законов.

Геракл стал ассоциироваться также со стремлением к универсальному знанию, понимаемому как знание вещей и законов физического мира, а также постижением истины Божественной. Популярность приобрел миф о Геркулесе и Атласе. Атлас в комментариях на жизнь и подвиги Геракла представал как мудрец-астролог, посвященный в тайны вселенной. Греческий герой под влиянием учения Атласа возлагал себе на плечи небесный свод -символ Божественной Премудрости. Физическая сила Геркулеса сравнивалась с мощью разума человека, способного побеждать злое начало внутри себя посредством формирования идеи добродетели и развития воли, способной подчинить разуму телесное начало. Эта образ героя раскрывался в частности с помощью символики атрибутов героя. Так львиная шкура служила знаком "добродетельной души", палица символизировала "спра-

ведливые и честные деяния" героя, а также, согласно "Иконологии" Чезаре Рипы (1560-1622), она ассоциировалась с разумом, благодаря которому человек достигает духовного совершенства [8, с. 262]. Подвиги Геркулеса истолковывались как единство и борьба противоположностей: тела и души, активной и созерцательной жизни, добродетели и порока [6, с. 101]. При этом, Эразм Роттердамский, обращаясь к образу античного героя, подчеркивал, что его подвиги - это в большей степени деяния духа, нежели тела. На портрете Эразма кисти Гольбейна писатель-гуманист держит книгу, на которой начертаны слова "Подвиги Геркулеса". Это намек на то, что усилия по филологическим изысканиям подобны подвигам величайшего античного героя, а также указание на веру гуманистов в силу слов, способных "победить чудовищ воображения и укрепить разум" [9, с. 209].

Фигура Геркулеса успешно использовалась церковной и светской властью для создания образа идеального правителя. Так, образ героя играл центральную роль в украшении водяного театра виллы Альдобрандини, построенной архитектором Джакомо делла Порта (1598-1609) для кардинала Пьетро Альдобрандини (1571-1621), племянника папы Климента VIII (15361605). Фигура Геркулеса символизировала самого кардинала, благодаря действиям которого удалось усилить влияние католицизма за счет возвращения в лоно Церкви короля Генриха IV в 1593 и присоединения в 1598 Феррары ко владениям папы в Италии. В декоративном убранстве виллы Геркулес представал в роли философа, стремящегося овладеть Божественной премудростью, путь к которой лежал через "духовный поиск истины, совершенствование души и подчинение разуму страстей" [10, с. 460].

В современных придворных аллегориях изображение Геркулеса подчас заменялось изображением правящего монарха. Таковы были сцены, включавшие французского короля Карла VIII (1470-1498), а также императора Максимилиана I (1459-1519) аллегорические портреты королей в образе Геркулеса. Это портрет Генриха IV, созданный художником круга Туссена Дюбрей-ля (ок. 1561 - 1602), и гравированный портрет Людовика ХШ (1601-1643), выполненный Абрахамом Боссом (1602-1676). Максимилиана I также нередко именовался и изображался на гравюрах как "Геркулес Германский" [7, с. 250]. Однако, не только в придворных кругах, но и в широком общественном мнении правитель нередко представал в образе античного героя. Во время своего въезда в Вену в 1490 году король династии Валуа Карл VIII (1470-1498) был изображен в виде Геркулеса, вооста-навливающего порядок в государстве. Франциск I (1494-1547) также ассоциировался с Геркулесом. В 1532 году король изображался в виде античного героя при украшении триумфального входа, приготовленного для въезда королевы Элеоноры Австрийской в Руан. Некоторые даже полагали, что мода, введенная при дворе Франциска носить в ухе золотую цепочку или золотое кольцо, была продиктована мифом о Гальском Геркулесе [7, с. 253]. Короля именовали в поэзии "Французским Геркулесом" даже спустя несколько лет после его смерти.

Знаменитый французский поэт Пьер де Ронсар (1524-1585), возглавлявший объединение "Плеяда", уподоблял Геркулесу короля Генриха II (1519-1559) [7, с. 251]. По случаю въезда Генриха в Париж 16 июня 1549 большая статуя Гальского Геркулеса украшала триумфальную арку. Четыре цепи исходили из уст Геркулеса, прикрепляясь затем к ушам четырех аллегорических фигур, изображающих разные группы населения Франции: духовенство, аристократию, администрацию и простой народ. Характерные черты статуи и надпись указывали, что это был Франциск I в виде Геркулеса, обращавшийся к своему преемнику, Генриху II. В одной же из приветственных речей Генрих был назван "новым Геркулесом", превзошедшим Геркулеса Ливийского, воителя, а также и Геркулеса Гальского, "великого оратора и образцового принца" [7, с. 252]. Французские писатели и гуманисты видели в мифе о Гальском Геркулесе полезный литературный и художественный образ, способный украсить и возвеличить их родной язык, литературу и их королей.

Испанцы же настаивали, что Геркулес теснее всего связан с Испанией. Изображение героя часто украшало триумфальные ворота, воздвигаемые для королевских процессий, а королевс-

кий дом Наварры считал Геракла своим предком на том основании, что легендарным родоначальником династии был один из сыновей Геркулеса. В этом отношении герой стал играть особо важную роль для прославления королей династии Бурбон, которая объединила Францию и Наварру. Изображениями и предметами, связанными с Геркулесом - легендарным основателем обеих династий, окружил себя Генрих IV (1553-1610). Согласно толкованию современника, король, изображенный как "Геркулес, обнаженный и положивший палицу на свое плечо левой рукой, правой же влекущий пса Цербера из подземного мира веревкой, означает, что благодаря своей превосходной добродетели принц искореняет пороки из своего народа с помощью благословенных и справедливых законов" [11, с. 183-184]. На одной из медалей Геркулес, поражающий кентавра, символизировал Генриха IV, торжествующего победу над герцогом Савойским (1562 - 1630). Популярность мифа о Гальском Геркулесе достигла вершины в правление Людовика XIV (1638-1715). Медали, выбитые во время правления короля-солнца, нередко изображали Людовика на лицевой стороне и Геракла - на оборотной [7, с. 260].

Второй важной чертой образа Геркулеса, способствующей его популярности в эпоху Возрождения и начала Нового времени, было стремление героя к самоопределению, к свободному выбору жизненной позиции. Эта черта была связана с античной легендой о "Геркулесе на распутье", встречающейся впервые у софиста Продика (ок. 465 - ок. 395) и разработанной подробнее Ксенофонтом (ок. 444 - ок. 356). Согласно легенде, молодой герой встретил двух женщин, персонифицирующих "Добродетель" и "Наслаждение" (или "Порок"), каждая из которых убеждала героя следовать ее путем, как наиболее верной дорогой к счастью. Юноша после размышлений выбрал путь "Добродетели". Впоследствии античные авторы трактовали выбор Геркулеса как относящийся также к избранию достойного призвания. Так, Лукиан описывал выбор Геракла как относязщийся к предпочтению образования или скульптуры, а Цицерон (106 - 43 до н.э.) истолковывал аллегорию в смысле противопоставления воли родителей и природной наклонности юноши в выборе его жизненного пути [3, с. 42].

В Средние века эта аллегория пребывала в забвении, поскольку она противоречила идее о том, что спасение человека немыслимо без действия Божественной благодати - дара Творца. К тому же высшая добродетель ассоциировалась со Вторым ли-

Библиографический список

цом Троицы и в этом отношении абстрактная фигура, персонифицирующая "Добродетель", не находила себе позитивного отклика в общественном мнении. В культуре же Возрождения легенда о Геркулесе на перекрестке дорог стала чрезвычайно популярной. К ней обращались философы, поэты и художники. Женские персонажи ассоциировались не только с добродетелью и пороком, но также с активным и созерцательным образом жизни. Они могли персонифицироваться античными богинями Минервой (или Юноной) и Венерой, а аллегория "Геркулеса на распутье" подчас сближалась с мифом о выборе Париса, поскольку в обоих случаях молодой человек стоял перед нелегким решением, что же предпочесть: славу, власть или обладание прекраснейшей из женщин; трудный путь добродетели или легкий путь удовольствий [12, с. 98].

Особенно часто к аллегории выбора Геркулеса обращались в случае наставления молодого человека. Так, Стефан Винанди Пигхиус (1520-1604), писатель и наставник молодого принца Карла Фридриха Клеве, выбрал в качестве заглавия своего описания жизни и путешествий принца "Геркулес Продика" (Негси^ Prodicivs) [12, с. 95]. В живописи характерным примером является центральная часть росписи Камерино в Палаццо Фарнезе в Риме, выполненная Аннибале Карраччи (1560-1609) для юного кардинала Одоардо Фарнезе (1573-1626). Если учесть, что кардинала сравнивали в стихах с "молодым Алкидом", то композиция Карраччи, безусловно, воспринималась как прославление Одоардо и, одновременно, как напутствие ему следовать по правильному пути - пути Геркулеса [12, с. 95].

Таким образом, в эпоху Ренессанса и начала Нового времени Геркулес был представлен как добродетельный муж и укротитель чудовищ, служивших аллегорией пороков, а также борец против недостойных людей, "восставших против разума". Образ античного героя стал во многом ассоциироваться с гуманистами Возрождения, с их верой в благотворное влияние гуманитарных наук и, в частности, риторики на воспитание человека и развитие общества. Геркулес как законодатель, основатель городов и королевских династий, а также как зашитник земли и покровитель искусств, стал символом идеального правителя. Образ великого героя сблизился с идеей поиска знания и обретения мудрости. Также Геркулес символизировал человека Ренессанса с его индивидуализмом и верой в собственные силы, в возможность властвовать над судьбой.

1. Candelaria, L., 'Hercules and Albrecht Durer's "Das Meerwunder" in a Chantbook from Renaissance Spain', in Renaissance Quarterly, 2005. - Vol. 58. - №. 1.

2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. - Вестник древней истории. - 1986. - № 2.

3. Reff, T., 'C?zanne and Hercules', in The Art Bulletin, 1966. - Vol. 48. - №. 1.

4. Wood, C.S., 'Maximilian I as Archeologist', in Renaissance Quarterly, 2005. - Vol. 58. - №. 4.

5. The Works of Lucian of Samosata, tr. by H. W. Fowler and F. G. Fowler, Oxford: The Clarendon Press, 1905. - Vol. 3.

6. Morreale, M., 'Coluccio Salutati's "De Laboribus Herculis" (1406) and Enrique de Villena's "Los Doze Trabajos de Hercules" (1417)', in: Studies

in Philology, 1954. - Vol. 5. - №. 2.

7. Hallowell, R.E., 'Ronsard and the Gallic Hercules Myth', in Studies in the Renaissance, 1962. - Vol. 9.

8. Waddington, R.B., 'The Iconography of Silence and Chapman's Hercules', in Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1970. - Vol. 33.

9. Wind, E., 'Hercules' and 'Orpheus': Two Mock-Heroic Designs by Durer', in Journal of the Warburg Institute, 1939. - Vol. 2. - №. 3.

10. Steinberg, R.M., 'The Iconography of the Teatro dell'Acqua at the Villa Aldobrandini', in The Art Bulletin, 1965. - Vol. 47. - №. 4.

11. Vivanti, C., 'Henry IV, the Gallic Hercules', in Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1967. - Vol. 30.

12. Martin, J.R., 'Immagini della Virt?: The Paintings of the Camerino Farnese', in The Art Bulletin, 1956. - Vol. 38. - №. 2.

Статья поступила в редакцию 14.07.10

УДК 130+006.91:261

Е.А. Полякова, канд. культурологии, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: elena2873@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ТОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ)

В данной статье автор на примере церковно-археологического кабинета Томской духовной семинарии рассматривает историю развития социокультурных функций церковных музеев в дореволюционный и современный периоды. На основе исторической реконструкции и анализа социокультурных функций, автор определяет перспективы развития коммуникативных возможностей церковных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.