14. Крайнов Д. А., Костылёва Е. Л., Уткин А. В. Волосовская антропоморфная фигурка со стоянки Сахтыш 11А // Рос. археология. 1994. № 3.
15. Крайнов Д. А., Костылёва Е. Л., Уткин А. В. Исследование стоянки и могильника Сахтыш 11А // Археологические открытия Урала и Поволжья. Йошкар-Ола, 1994.
16. Крайнов Д. А., Зайцева Г. И., Костылёва Е. Л., Уткин А. В. Абсолютная хронология Сахтышских стоянок // Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново, 1991. Вып. 5.
17. Неолит лесной полосы Восточной Европы: Антропология Сахтышских стоянок / Т. И. Алексеева, Р. Я. Денисова, М. В. Козловская и др. М., 1997.
18. Сидоров В. В. Манок — музыкальный инструмент эпохи неолита // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. Ч. 1.
19. Сидоров В. В. Многослойные стоянки Верхневолжского бассейна: Варос и Языко-во // Многослойные стоянки Верхнего Поволжья. М., 1992.
20. Сулержицкий Л. Д., Фоломеев Б. А. Радиоуглеродные даты археологических памятников бассейна Средней Оки // Древние памятники Окского бассейна. Рязань, 1993.
21. Уткин А. В., Костылёва Е. Л. К вопросу о волосовских коллективных погребениях // Тверской археологический сборник. Тверь, 1996. Вып. 2.
22. Уткин А. В., Костылёва Е. Л. Волосовские скульптурные модели фаллоса // Там же. Тверь, 1998. Вып. 3.
23. Уткин А. В., Костылёва Е. Л. Волосовские погребальные «святилища» Сахтышских стоянок // Каменный век европейских равнин: Объекты из органических материалов и структура поселений как отражение человеческой культуры. Сергиев Посад, 2001.
24. Цветкова И. К. Погребения на стоянке Володары // Труды Государственного исторического музея. 1990. Вып. 74.
25. Kostyleva E., Outkin A., Ramseyer D. Fiche masque sur bois d'élan // Objets méconnus: Industrie de l'os préhistorique. Paris, 2001. Cah. IX.
А. А. Корников
ГЕРАЛЬДИКА ИВАНОВСКОГО КРАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Важную роль в политической и духовной жизни общества играют гербы — эмблематические изображения, составленные по определенным правилам и утвержденные духовной властью. Что касается функционального назначения, то герб выполняет несколько функций. Во-первых, представительно-правовую, так как свидетельствует о наличии у носителя герба определенных прав (например, герб Ивановской области свидетельствует о наличии у последней прав субъекта Российской Федерации). Во-вторых, опознавательную. Будучи размещенным, например, на транспортных средствах, майках участников соревнований, герб свидетельствует о принадлежности их носителей к области, к тому или иному городу или муниципальному образованию. В-третьих, гербы выполняют культурологическую функцию, так как в краткой, лаконичной форме рассказывают об истории, традициях нашей области, ее районов и городов. Целью нашей статьи является, во-первых, анализ истории
© Корников А. А., 2008
гербов Ивановской области (областного, городских, районных), во-вторых, рассмотрение в целом их современного состояния и перспектив дальнейшего развития. Говоря об историографии поставленной проблемы, необходимо отметить, что она не нашла глубокого и полного отражения в литературе. Автором данной статьи был подготовлен ряд публикаций об отдельных группах ивановских гербов [12—14], однако обобщающего комплексного труда об итогах развития ивановской геральдики до сих пор не создано.
Вначале рассмотрим историю создания областного герба.
Исторически сложилось так, что Ивановская область имела очень бедное геральдическое наследие. Абсолютное большинство российских земельных гербов (т. е. гербов губерний, городов) появилось в период с конца XVII до конца XIX в. В это время Ивановской области как самостоятельной административной единицы не существовало. Если говорить о городских гербах, то очень небольшое количество ивановских городов получило их в дореволюционной России. Среди них можно назвать города Шую (1781), Юрьевец (1779) , Плес (1779), Лух (1779), Кинешму (1779). Не повезло с гербом и Иваново-Вознесенску — будущему областному центру. После того как в 1871 г. был образован этот безуездный городок, несколько раз предпринимались попытки создать его герб. Но по целому ряду причин город так и не получил своего герба в дореволюционный период, что более детально будет рассмотрено ниже.
Новая ситуация сложилась в 1918 г., после революции 1917 г. Декретом Народного комиссариата внутренних дел от 20 июня была образована Иваново-Вознесенская губерния. В связи с появлением «красной губернии» были предприняты попытки создания ее герба. В журнале заседаний президиума Иваново-Вознесенского губисполкома 1 августа 1918 г. было записано следующее: «Слушали о гербе для Иваново-Вознесенской губернии. Постановили: назначить конкурс на рисунок герба Иваново-Вознесенской губернии» [5, л. 21]. Кто участвовал в этом конкурсе и какие были представлены проекты, неизвестно. Имеются сведения об участии в этой работе видного ивановского художника И. Н. Нефедова. Им были разработаны проекты гербов г. Иваново-Вознесенска и губернии. Центральной фигурой обоих гербов явилась молодая женщина, прядущая лен и сидящая на зеленом холме. В вершину холма вписана лиловая шестерня, окружающая красный треугольник, в центре которого — солнце, восходящее над пшеничным полем. Различие между городским и губернским гербами заключалась в том, что в первом фигура женщины была изображена на фоне дымящихся фабричных труб и заводских корпусов, а во втором — на одноцветном гербовом поле. Кроме того, губернский герб был окружен венком, обвитым лентой [9, с. 267]. По воспоминаниям И. Н. Нефедова, проект губернского герба был одобрен художественным советом при губисполкоме, но из-за начавшейся гражданской войны дело не было доведено до конца и наш город, как и губерния, так и остался без герба [1]. Хотя, по-видимому, надо сказать, что основная идея проекта И. Н. Нефедова была заимствована автором герба г. Иванова, утвержденного в 1996 г. Следующим шагом в развитии ивановской геральдики было принятие герба г. Иванова в 1970 г. Этот герб, разработанный ленинградским художником В. Кубашевским, был принят и официально утвержден горисполкомом к столетию областного центра. В основу этого герба были положены теперь уже хорошо известные эмблемы челнока и факела [8, л. 45—45 об.].
Таким образом, геральдические наработки в нашем крае к середине 1990-х гг. были чрезвычайно скудны и бедны. Это обстоятельство в дальнейшем усложняло и затрудняло разработку герба области. А данная проблема встала на повестку дня в 1996 г.
Законодательное собрание области в 1996 г. приняло Устав (Основной закон) области. В соответствии с этим основополагающим документом наша область как субъект Российской Федерации получила право иметь свой герб. Для разработки данного герба администрацией области был предпринят ряд организационных мероприятий: создано несколько комиссий, творческих групп, проведено несколько туров конкурса на проект герба. Материалы конкурса широко публиковались в местной прессе, освещались по телевидению, радио. Не вдаваясь в подробности всех этапов создания герба, хотелось бы отметить ряд типичных вариантов, предлагавшихся в ходе его разработки.
Во-первых, предлагался ряд вариантов, в основу которых был положен герб города Иванова 1996 г. Однако Государственная герольдия при президенте категорически отвергла эти варианты, так как они противоречили важнейшим геральдическим положениям и принципам российской геральдики. По правилам геральдики не герб областного центра должен вноситься в герб данной области, а наоборот, областной герб вносится в герб областного центра!
Во-вторых, в ряде гербов за основу брались некие элементы промышленного дизайна (шестеренки, реторты и т. п.). В серии статей, опубликованных в местной печати, эти гербы были подвергнуты справедливой критике за отход от традиций и правил классической российской геральдики.
В-третьих, делались предложения использовать в гербе области родовой герб Шереметевых. Однако с самого начала эти предложения были отвергнуты. Такой вариант был возможен только в одном случаи: если бы область была монархическим государством, а Шереметевы — правящей династией.
В конечном итоге осенью 1997 г. решением администрации областного центра была создана единая творческая группа, куда вошли историки — В. П. Терентьев, директор Центра новейшей документации, и автор данной статьи и художники — С. А. Приказчиков и А. И. Жестарев. Группа учитывала свои предыдущие наработки и, используя правила и традиции российской геральдики, за основу взяла идею отображения в гербе истории формирования Ивановской области, специфики ее народного хозяйства. В результате сложной и кропотливой работы, многочисленных вариантов, согласований со специалистами был создан проект герба, утвержденный Законодательным собранием области (25 декабря 1997 г.) и Государственной герольдией [18, с. 4—6].
Официальное геральдическое описание данного герба следующее: «Щит рассечен червленью и лазурью, в оконечности три узких волнистых серебряных пояса. В правом геральдическом поле золотой челнок с серебряной сердцевиной, в левом лазуревом — серебряный факел. Щит увенчан железной короной. Щитодержатели: справа — золотой лев, слева — золотой орел. Постаментом является венок из зеленых стеблей и листьев с синими цветками льна и коробочками хлопчатника, перевитыми червлено-лазуревой лентой с серебряной полоской».
Что же символизируют отдельные элементы герба и какова общая его идея? Начнем с рассмотрения цветов гербового щита. Цвета полей щита — червленый и лазуревый — передают цвета гербов Владимирской и Костромской губерний, из частей которых в 1913 г. образовалось Иваново-Вознесенская губерния. Старинным гербом Владимирской губернии был золотой
коронованный лев в червленом поле. А официальным гербом Костромского края был золотой корабль с орлом на носу в лазуревом поле. Так владимирская червлень и костромская лазурь сошлись на ивановском щите. Челнок и факел — основные эмблемы, изображенные на щите, — стали традиционными символами нашего края после принятого в 1970 г. герба г. Иванова. Челнок очень точно и лаконично символизирует основную отрасль экономики — текстильное производство, развивающееся с XVII в. и до настоящего времени. Серебряный факел — общепринятая в геральдике эмблема, символизирующая знание, образование, стремление к прогрессу. Данная эмблема показывает, что в период существования самостоятельной области в крае сформировалась широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений, научно-исследовательских организаций, значительно повысился уровень образования и науки.
Три узких волнистых серебряных пояса, пересекающих оба поля щита, символизируют великую реку Волгу, протекающую по территории Ивановской области. Одновременно эти эмблемы обозначают полотна ткани, создаваемые в большом количестве на текстильных фабриках края. Основной щит увенчивает старинная владимирская железная корона. В обыденном представлении корона обозначает монарха, монархическое правление. Однако в геральдическом языке подобная корона обозначает, с одной стороны, то, что наш край когда-то входил в состав Великого княжества Владимирского (XII—XIV вв.). С другой стороны, корона символизирует права и самостоятельность Ивановской области как субъекта Российской Федерации.
Перейдем теперь к фигурам льва и орла. В геральдике они называются щитодержателями и подчеркивают высокий ранг герба. Как они попали в ивановский герб? Золотой лев заимствован из известного владимирского герба, золотой орел — из костромского. Щитодержатели, как и корона, придают гербу законченный облик и подчеркивают, что это герб не села, не посада, а субъекта Российской Федерации, пользующегося определенными правами автономии. Основная композиция герба опирается на постамент в виде венка из льна и хлопчатника. Лен и хлопок — основные виды сырья, перерабатываемые ивановскими текстильными предприятиями. Двухцветная лента с серебряной полоской повторяет основные цвета и металл гербовых полей — червлень, лазурь, серебро.
Таким образом, был создан интересный и запоминающийся герб. Он оригинален, самобытен и не повторяет гербы других субъектов Российской Федерации. В этом гербе нашли отражение прошлое и настоящее нашего края. Герб стал привычный составной частью эмблематической среды Ивановской области. Это доказывается тем, что он выдержал проверку временем.
Перейдем теперь к рассмотрению истории создания герба областного центра — г. Иванова. Город Иваново, несмотря на то что был образован в 1891 г., получил свой первый герб только в 1970 г., к своему столетию. Однако попытки разработать городской герб предпринимались уже в первые годы существования вновь образованного города Иваново-Вознесенска.
Первую эмблему, символизирующую населенный пункт, из которого позднее сформировался будущий город Иваново-Вознесенск, мы встречаем на печати Думы Вознесенского посада, существовавшей в 1854—1872 гг. На этой печати изображен гербовый щит, в верхней части которого имеется владимирский губернский герб (коронованный лев с длинным крестом в лапах), в нижней части — два квадратика или кубика [6, л. 86 об.]. Символи-
ка и происхождение этой печати неизвестны. Однако подобная печать встречалась и на многих документах Иваново-Вознесенской городской управы.
После того как в 1871 г. путем слияния села Иванова и Вознесенского посада был создан город Иваново-Вознесенск, предпринимались попытки создания герба нового города. По нашим сведениям, это было, по крайней мере, дважды: в 1873 и 1879 гг. История создания данных проектов такова. В соответствии с Городовым положением 1870 г. во всех городах Российской империи должны были быть разработаны гербы. Герб изображался не только на печатях городских управ, но и на знаках должностных лиц городского самоуправления: городского главы, членов городских управ, чинов торговой и хозяйственной полиции, даже городского контролера по канализации. Разработкой и утверждением гербов во второй половине XIX в. в России занималось Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената. Несмотря на его интенсивную деятельность, многие города Российской империи не имели официально утвержденных гербов.
В 1873 г. по инициативе городской управы был разработан первый проект герба. Описание было следующее: «Нижняя половина выражает колесо — механику, реторта — химию, то есть промышленность, якорь и кипы товара — торговлю, а в верхней половине губернский герб...» [7, л. 129]. 23 июля 1873 г. иваново-вознесенский городской глава обратился с просьбой отправить проект герба на утверждение Гербового отделения Сената. 31 июля 1873 г. владимирский губернатор направил рапорт в Правительствующий Сенат с просьбой об утверждении данного проекта [4]. Однако по каким-то причинам проект не был утвержден, а Иваново-Вознесенск стал жить без герба. Еще одна попытка создания герба была предпринята в 1891 г., на этот раз инициатором разработки было само Гербовое отделение Сената.
Гербовое отделение постоянно обращало внимание местных властей на необходимость разработки проектов гербов для тех городов, которые их не имели. Так, согласно учету, проведенному Гербовым отделением в 1890 г., в 59 городах европейской части Российской империи не имелось официальных гербов. Среди них был и Иваново-Вознесенск. Из Гербового отделения 21 декабря 1890 г. было послано отношение владимирскому губернатору с предложением разработать проект герба для этого крупного промышленного центра Российской империи. В очень короткий срок, буквально за полтора месяца, губернский архитектор А. Афанасьев спроектировал и подготовил эскиз герба.
Описание герба было следующее: «В верхней части щита — герб Владимирской губернии: в червленом поле золотой львиный леопард, стоящий на эмалированном орнаменте, в железной, украшенной золотом и цветными камнями короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. В нижний части на лазоревом фоне сгруппированы эмблемы местной мануфактурной промышленности, состоящие из горизонтально положенного ватерного со шпулькой веретена и вертикально поставленного медиатора ситцепечатного валика и двух накрест расположенных мюльного веретена с початком и челнока. Щит увенчан императорской короной и окружен дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой, из-за щита вверху виднеются накрест положенные эмблемы, с левой стороны — кадуцей, с правой — ручное веретено. Из-за четырех углов щита виднеется прядильный станок с челноком и рычагами. Внизу щита расположен механический станок с изображением шестерен и зубчатой полосы, согнутой под двумя прямыми углами» [17, л. 12].
11 февраля 1891 г. проект герба был послан в Правительствующий Сенат и получен им 16 февраля. Какова была реакция сотрудников Гербового отделения, нам неизвестно, так как не удалось обнаружить каких-то резолюций или решений по данном проекту. Точно известно только то, что проект не был утвержден. В связи с этим можно предположить следующее. Представленные проекты 1873 и 1891 гг. нарушали положения классической геральдики и, в частности, правила составления гербов, разработанные герольдмейстером Б. В. фон Кене и утвержденные правительством в 1859 г. В соответствии с этими правилами запрещалось изображать в гербах паровые машины, новейшие орудия и т. д. Авторы же проектов, стремясь отразить специфику промышленного развития «Русского Манчестера», явно перестарались. По сути дела, ими были созданы скорее не гербы, а каталоги деталей машин текстильного производства. Причиной этого была их явная некомпетентность в области геральдики, незнание законов и традиций геральдической науки.
Еще одна попытка создания городского герба была предпринята в 1918 г. после образования Иваново-Вознесенской губернии. Ранее уже рассказывалось, как наряду с созданием проекта герба Иваново-Вознесенской губернии был спроектирован герб города Иваново-Вознесенска.
Основная идея проекта герба И. Н. Нефедова, по-видимому, позднее была заимствована автором герба города Иванова, утвержденного в 1996 г.
Развитию местного герботворчества также не способствовала специфика советского государства, сформировавшегося в 1920—1930-х гг. Как известно, городской герб всегда был символом определенных прав местного самоуправления. Для советской же государственной системы всегда было характерно стремление к жесткой централизации, ограничению прав органов местного самоуправления. Общее отношение к геральдике в советском обществе также не благоприятствовало местному герботворчеству. В течение длительного времени, примерно с 1920-х и до 1950-х гг., в СССР было достаточно настороженное отношение к данной дисциплине. Она рассматривалась как некий пережиток старого феодального общества, а гербы — как средство пропаганды идей монархизма, царизма.
Положение стало меняться в 1960-х гг. В связи с усилением общего интереса к истории, краеведению, старинным памятникам архитектуры гербы начинают рассматриваться не как пережиток эксплуататорского общества, а как памятники культуры, исторические источники, рассказывающие об истории города, области. Появляются первые советские гербы. Так, в 1960-х гг. неоднократно проводился конкурс на проект герба города Шуи. В 1967 г. был разработан и утвержден герб Пучежского района. В связи с подготовкой празднования столетия Иванова городские власти проводят работу по созданию герба города.
Был проведен конкурс проектов герба, в нем принимало участие большое количество авторов. Конкурсная комиссия, созданная горисполкомом, отобрала три варианта. Решением горисполкома от 8 мая 1970 г. был утвержден герб, разработанный В. П. Кубашевским, художником Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Точное геральдическое описание герба нам не встречалось, но в решении горисполкома было записано следующее: «На голубом щите дано символическое изображение реки Талки, факела революции и ткацкого челнока с нитью ткани» [7, л. 129] Названные составные части герба отображают особенности города Иванова, крупного центра текстильной промышленности, где на берегах легендарной реки Талки
в 1905 г. иваново-вознесенскими рабочими был зажжен факел русской революции, в ходе которой был создан первый в России совет рабочих депутатов.
Несомненно, что данный герб носил политизированный характер и отражал некоторые мифологемы того времени. В частности, на него повлияла развертывавшаяся в то время местным партийным и советским руководством кампания, шедшая под лозунгом «Иваново — родина Первого Совета». Но при всей политической заданности такого герба его создателю удалось найти четкий лаконичный образ текстильного пролетарского города.
Хотелось бы отметить и другое. Массовое рабочее движение в Ивано-во-Вознесенске весной—летом 1905 г., в ходе которого был создан общегородской совет рабочих депутатов, не носило реакционного, экстремистского характера. Это движение было частью общей борьбы трудящихся России за социальное освобождение, политические реформы, обновление России. Само это выступление в силу его организованности, сплоченности было знаменательным событием в истории нашего края, города и поэтому имело полное право быть запечатленным в его геральдике и эмблематике.
В российской земельной геральдике имеются примеры, когда герб создавался под влиянием того или иного события, происходившего в данном городе или вблизи него. Так, в гербе города Углича, утвержденном 31 августа 1778 г., запечатлен образ царевича Дмитрия Ивановича, погибшего в 1591 г. в этом городе. На гербе города Бендеры, принятом 2 апреля 1826 г., изображен лежащий лев в память о пребывании в этом городе шведского короля Карла XII, бежавшего туда после поражения в Полтавской битве.
Еще один вопрос, который возникает в связи с гербом города Иванова 1970 г. Насколько построение данного герба соответствовало правилам геральдики? На этот счет есть мнение крупного специалиста в области российской геральдики Н. А. Соболевой. В одном интервью, опубликованном в печати, она с восхищением отзывалась о нашем гербе, «совершенно верном с точки зрения геральдических правил» [14]. Действительно, на общем фоне советских гербов, перегруженных пятиконечными звездами, шестеренками, электродвигателями, колосьями хлеба, фабричными трубами, данный герб выглядел изящно, лаконично и соответствовал правилам геральдики. После празднования столетия города в 1970 г. герб стал составной частью геральдической и эмблематической среды края. Он изображался на значках, плакатах, различных элементах городского оформления, в местных полиграфических изданиях.
Ситуация изменилась в начале 1990-х гг. После распада СССР, прихода к власти в России либерально-западнической части политической элиты стал проводиться курс на замену коммунистической идеологии либерально-рыночными ценностями. Под этим флагом городам стали возвращаться старые дореволюционные названия, меняться гербы, созданные в советский период. В некоторых случаях эти переименования и замены были вполне обоснованы. Таким было возвращение г. Свердловску его исторического названия Екатеринбург. Вполне обоснованным было и утверждение в 1995 г. в качестве герба г. Москвы ее старинного герба 1781 г. вместо забытого советского герба, принятого в 1924 г. Однако в начавшейся компании было много «перехлестов» и конъюнктурных моментов. На наш взгляд, примером такого подхода было решение городских властей Иванова поменять его герб. Причину подобного решения объясняли политизированностью, невыразительностью имеющегося герба. На страницах печати утверждалось следующее: «Безликость, бледность оформления сделали его проходным значком, но
не гербом города с богатой историей» [10]. В октябре 1992 г. распоряжением председателя горсовета была создана экспертная конкурсная комиссия по разработке герба г. Иванова. Было проведено несколько конкурсов, и лишь осенью 1995 г. подвели их итоги. Победителем стал тогдашний начальник городского управления градостроительства В. Алмаев. В марте 1996 г. Ивановская городская дума утвердила данный проект. На гербе была изображена молодая женщина, сидящая за прялкой. Утвержденный герб вызвал неоднозначную реакцию жителей города. Опрос, проведенный «Ивановской газетой» среди горожан, показал, что большинство отнеслось к нему отрицательно. Многие считали, что утвержденный герб слишком примитивен, аляповат, идет вразрез с правилами геральдики и т. д. [11].
Действительно, если внимательно проанализировать данный герб, можно отметить следующее. Созданная эмблема представляет собой не столько герб, выдержанный в соответствии с правилами геральдики, сколько некую любопытную живописную, художественную картину. Как произведение герботворчества он не выдерживает критики и содержит ряд существенных ошибок с точки зрения правил классической геральдики и традиций российской земельной геральдики. В частности, в геральдике не принято изображать представителей различных профессий (как и вообще изображать людей). Профессиональную направленность города принято обозначать стилизованным изображением продукта соответствующей отрасли промышленности или ее инструментов. Так, в гербе Тулы, известной своей оружейной промышленностью, изображены два шпажных клинка, ружейный ствол, два молотка. На гербе Соликамска, известного своими соляными промыслами, изображен соляной колодец. Представителей профессий — кузнеца, солевара и т. д. — не изображают.
В гербе также прослеживается нарушение основного геральдического правила использования цветов и металлов. Как известно, в гербах используются пять цветов и два металла. Основное правило их употребление гласит: «Цвет на цвет, металл на металл не накладываются». Это означает, что если геральдический щит покрыт цветом, то эмблемы на щите не могут быть цветными, а должны быть металлическими, и наоборот. В гербе же города на лазоревом щите изображена пряха в красном сарафане и красном кокошнике. Необходимо отметить и другое. При составлении земельных гербов всегда стараются использовать эмблемы, символы, имеющие хождение в геральдической и эмблематической среде данного региона. Эмблема пряхи нигде не известна. Исключение составляет малоизвестный проект герба Иваново-Вознесенска 1918 г. Поэтому ее изображение носит чужеродный, непривычный для массового сознания характер.
И наконец, еще один важный момент. Вызывает сомнение геральдическая обоснованность замены старого герба 1970 г. новым. В геральдике существует правило несменяемости герба. Если только какое-то государство, территория, город, род получили герб, то этот герб остается навечно. А для замены старого герба нужны очень серьезнее основания, такие, например, как изменение административной подчиненности города, его государственной принадлежности. Исконные символы и эмблемы всегда стараются сохранить. Заменить герб города — все равно что попытаться начать его историю с чистого листа. Однако, как бы то ни было, данный герб в настоящее время является официальным символом Иванова. Будущее покажет, останется ли он
навечно эмблемой нашего города или же явится очередной ступенькой на пути разработки более выразительного, более эффектного символа Иванова.
Перейдем теперь к рассмотрению гербов ивановских муниципальных образований. Ранее отмечалось, что от дореволюционного периода в нашем крае осталось небольшое количество геральдических и эмблематических изображений. Только пять ивановских городов (Шуя, Юрьевец, Плес, Лух, Кинешма) получили гербы в дореволюционной России. Значительным толчком к созданию гербов муниципальных образований явилась начатая в 1995 г. реформа местного самоуправления. Принятые 28 августа 1995 г. и 6 июня 2003 г. федеральные законы предусматривали право муниципальных образований на собственную символику.
В соответствии с законодательством о местном самоуправлении на начало 2008 г. в Ивановской области было создано 181 муниципальное образование. Из них 27 являются муниципальными образованиями первого уровня (городские округа и муниципальные районы) и 154 — второго уровня (сельские и городские поселения). Из 27 муниципальных образований первого уровня на начало 2008 г. 20 имели гербы, которые были официально утверждены органами местного самоуправления, Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации и внесены в Государственный геральдический регистр нашей страны. У остальных образований разработка гербов находится или на стадии обсуждения, или на стадии утверждения Геральдическим советом. Что касается 154 муниципальных образований второго уровня, то утвержденные гербы имеют только Кохма, Наволоки и Пучеж.
23 уже утвержденных герба муниципальных образований Ивановской области условно можно разделить на несколько групп. Первую группу образуют гербы, разработанные на основе исторических гербов, утвержденных еще до революции. В нее входят гербы трех муниципий. Вторая группа — гербы муниципальных образований, не имеющие исторической основы, а заново разработанные в последние годы или Союзом геральдистов России, или местными авторами. Это наиболее многочисленная группа, к ней можно отнести гербы 20 муниципий.
В России впервые упоминания о городских гербах относится к 1692 г., однако начало их массового введения — к 1720-м гг. Процессом разработки городской символики занималась созданная в 1722 г. Герольдмейстерская контора. Появление первых городских гербов в нашем крае было связано с проводившейся Екатериной II с 1775 г. реформой местного самоуправления, в ходе которой были созданы новые губернии, наместничества, уезды.
Именно тогда, в 1778—1781 гг., в связи с созданием Владимирского и Костромского наместничеств появляются гербы городов Кинешмы, Луха, Плеса, Шуи и Юрьевца.
Кто были авторы и создатели утвержденных пяти гербов? В 1778— 1781 гг. Герольдмейстерскую контору возглавлял действительный статский советник А. А. Волков. Его заместителем был коллежский советник И. И. фон Энден. Художественная часть при разработке герба выполнялась живописцами А. Бутковским, И. Шавриным и А. Шерстневым. Именно этим людям принадлежит авторство гербов Кинешмы, Луха, Плеса, Шуи. Проект герба города Юрьевца был создан Ф. Санти, работавшим заместителем герольдмейстера в 1722—1727 гг.
В период разработки Герольдией эмблем ивановских городов была официальна утверждена и общая композиция городских гербов. В 1778 г.
барон И. И. фон Энден предложил разделить герб города на две части: в верхнюю вводить губеренский герб, а в нижнюю — собственно герб города. Поэтому в верхнюю часть владимирских гербов был введен владимирский золотой коронованный лев с крестом в лапах, а в костромские городские гербы — часть костромского губернского герба — корма галеры. Исключение было сделано для герба Юрьевца. Поскольку этот герб был разработан Ф. Санти еще в первой четверти XVIII в., то в него не стали вводить губернскую часть герба.
Какова была символика вновь созданных гербов? В специальном указе Екатерины II было четко сказано, что Герольдия, создавая новые гербы, должна полагать бы за правило обозначать в гербе: «1. Милость е.и.в. к сим поселениям. 2. Чтобы обстоятельства и промыслы оных изобразить» [13]. При разработке гербов Шуи и Кинешмы за основу был принят второй пункт, то есть учитывались особенности промыслов данных городов. Город Шуя еще с начала XVIII в. был известен как производитель мыла. Так, в 1718 г. в Шуе существовало 14 мыловаренных производств и шуйское мыло славилось по всей России. И хотя к 1780-м гг., когда создавался герб, мыловаренное производство было свернуто, в сознании россиян конца XVIII в. Шуя по-прежнему ассоциировалась с производством и продажей мыла. Поэтому, решая вопрос об эмблеме города, специалисты из Герольдии выбрали эмблему куска мыла в качестве герба города. Это было высочайше утверждено 16 августа 1781 г. На основе исторического герба решением Шуйской городской думы от 29 сентября 2004 г. был утвержден современный герб города, имеющий следующее геральдическое описание: «В червленом поле золотой брусок с тремя видимыми гранями — передней, обращенной прямо, верхней и левой» [3, с. 85].
По такому же принципу был составлен герб Кинешмы. В XVIII в. Ки-нешма была известна как центр производства полотняных тканей и торговли ими. Кинешемскими полотнами торговали как на внутренних рынках России, так и за границей. Поэтому Герольдмейстерская контора при разработке герба Кинешмы предложила изобразить в нем два свертка полотна. В таком виде Екатерина II одобрила герб 25 мая 1779 г. 23 ноября 2004 г. Кинешемская городская дума утвердила следующий герб города: «В зеленом поле два серебряных свертка, сообращенных краями и наклоненных в стороны» [3, с. 71].
Несколько иной подход прослеживается при создании гербов других волжских городов. В качестве эмблемы Юрьевца Ф. Санти предложил изобразить башню с разверстыми вратами. Известно, что город Юрьевец возник как мощная поволжская крепость. В качестве прообраза эмблемы герба Ф. Санти выбрал Вознесенскую башню Белого города, построенного в 1661—1662 гг. Проект Ф. Санти был предложен Герольдией на утверждении императрице, и та подписала его 29 марта 1779 г. В настоящее время на основе исторического герба Юрьевца разрабатываются гербы Юрьевца и Юрьевецкого района.
При создании герба города Плеса было решено разработать гласный герб. К данной группе относятся гербы, в которых само изображение раскрывает название города. На гербе города решили изобразить серебряную реку с выходящей из нее песчаной отмелью — Плесом. В этом виде герб был утвержден одновременно с гербом города Юрьевца. К настоящему времени Плес не имеет официально зарегистрированного герба, но несомненно, что в его основу ляжет исторический герб города.
Самым оригинальным и своеобразным был герб Луха. Это старинный русский город, упоминаемый в начале XV в. Длительное время Лух являлся
столицей удельного Лухского княжества, но постепенно, к концу XVIII в., город захирел. Поэтому в герб Луха было предложено ввести золотую лестницу, что должно было означать будущее процветание и рост благосостояния города. Выбор подобной эмблемы обусловливался тем, что в геральдике лестница означает восхождение к благу, богатству, Божьему царству. Не случаен был выбор и пятиступенчатой лестницы. Цифра 5 знаменует число важных характеристик макро- и микромира.
И именно это многозначная эмблема стала с 29 марта 1779 г. гербом города Луха. Совет Лухского района 19 апреля 2005 г. принял следующий герб муниципии: «В червленом поле золотая приставная лестница в левую перевязь, в лазоревой главе расторгнутый серебряный пояс с заостренными концами обеих частей, между которыми касающаяся их золотая восьмилуче-вая звезда» [2]. В исторический герб были введены дополнительно пояс и звезда, аллегорически напоминающие о деятельности изобретателя сварки Н. Н. Бенардоса, имение которого находилось в Лухском районе.
Самую многочисленную группу составляют новейшие муниципальные гербы, созданные в последние 10—15 лет. Их можно условно разделить по принципу их создания на несколько подгрупп. Это 1) гласные гербы; 2) гербы, в которых нашли отражение различные отрасли экономики (промышленности, сельского хозяйства, народных промыслов); 3) гербы, в которых получили отражение исторические события прошлого того или иного города или района; 4) гербы, говорящие о тех или иных природных географических особенностях муниципий.
Рассмотрим первую подгруппу — гласные гербы. К данной категории относятся гербы, гербовые фигуры которых, цвета, металлы указывают на название города или района, которым принадлежит герб. Данные гербы являются наиболее «геральдическими», и на их создание в первую очередь направлены рекомендации и Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, и Союза геральдистов России.
К этой категории относятся гербы Ивановского, Лежневского, Родни-ковского районов [2].
Гласность данных гербов реализуется по-разному. Наиболее полно и точно она воплощена в гербе Родниковского района. В нем с помощью сложной геральдической конструкции передается изображение родника с плавающим в нем цветком. Несколько иначе строится герб Лежневского района. Центральное место в гербе занимает серебряная колокольня, символизирующая колокольню Троицко-Знаменской церкви в Лежневе, а положенный рядом с колокольней Меркуриев жезл говорит о названии села — Лежнево, так как поселок возник на перепутье торговых дорог, где многочисленный торговый люд останавливался на отдых, постой, по-старославянски «лежа».
По-иному передается гласность в гербе Ивановского района. Данный герб правильнее назвать полугласным гербом, так как основная фигура герба — орел — намекает на название района. Авторы герба используют в нем известную легенду о том, что якобы название села Иванова происходит от церкви, освященной в честь апостола Иоанна Богослова. Орел же является символом Иоанна Богослова.
Более многочисленна подгруппа гербов, в которых гербовые фигуры рассказывают об отраслях промышленности, сельского хозяйства, ремесел, распространенных в этих муниципиях. Несомненно, что важнейшей отраслью промышленности для Ивановского края является текстиль. Поэтому
символика отрасли не могла не найти отражения и в геральдике городов и районов области. Наиболее ярко и образно символ текстильной промышленности выражен в гербе областного центра. Молодая женщина, прядущая серебряную нить на золотой прялке, давно стала привычным образом города Иванова. Идея текстильной промышленности развивается в гербе города Вичуги [2]. Она реализуется в виде вьющейся золотой ленты, продетой в серебряный ткацкий челнок. Несколько иначе эта же идея отражена в гербе Савинского района [2]. Там она представлена в виде коробейника, торгующего тканью, и четырех ткацких челноков по углам.
В целом ряде гербов — Верхнеландеховского, Пестяковского районов, а также города Пучежа [2] — нашли отражение льноводство и связанный с ним строчевышивальный промысел. Только если в гербе Пучежа эти отрасли представлены в виде райской птицы, вышитой пучежскими мастерицами, то в гербах Верхнеландеховского и Пестяковского районов — в виде местных строчевышивальных узоров. Льняное производство находит отражение и в гербе Приволжского района [2], но там к цветку добавляется еще золотой перстень с красным камнем. Перстень напоминает о том, что в этом районе развит и ювелирный промысел.
Герб Гаврилово-Посадского района напоминает о развитии в районе коневодства, так как он известен своим конным заводом, основанным еще по указу Ивана Грозного во второй половине XVI в. Именно на этом заводе было выращено много замечательных лошадей, но главной заслугой гавриловопо-садцев было выведение породы владимирских тяжеловозов. Привлекает к себе внимание герб Палехского района: «В черном поле золотая с распростертыми крыльями жар-птица» [2]. Образ сказочной птицы, выполненный в черни и золоте, прекрасно передает стиль многовекового искусства мастеров палехской живописи, известных как своими иконами, так и лаковыми миниатюрами.
О совершенно ином направлении развития экономики рассказывает герб Комсомольского района [2]. Как известно, центр данного района — город Комсомольск — возник в 1931 г. в связи со строительством ГРЭС, работавшей на торфе, добываемом в окрестностях города. В гербе символически — в виде молнии — изображена электростанция, являющаяся основным предприятием района. Черная оконечность герба показывает основное природное богатство района — залежи торфа.
Следующую подгруппу гербов, созданных в новейшее время, составляют гербы, в которых нашло отражение историческое прошлое тех или иных городов и районов. Привлекает к себе внимание герб Южского района [2]. Основную его композицию составляет золотая жар-птица, сидящая на золотом, украшенном серебром, старинном русском шлеме — ерихонке. Данная композиция напоминает о выдающемся русском полководце начала XVII в. боярине князе Дмитрии Пожарском. Его родовое владение находилось в селе Мугреево-Никольском Южского района. Шлем символизирует мужество и воинскую доблесть этого полководца, а фигура жар-птицы с воздетыми крыльями, склонившей голову, аналогична изображению орла, помещенного на печати Дмитрия Пожарского.
О другом историческом деятеле, судьба которого оказалась связанной с нашим краем, напоминает герб Фурмановского района. Фурмановский район носит имя Дмитрия Фурманова — революционного писателя, комиссара легендарной Чапаевской дивизии. Фурманов родился в селе Середа, пере-
именованном в 1941 г. в его честь. Основные эмблемы герба — книга и горящий факел — символизируют творчество революционного писателя [2].
О далеком историческом прошлом повествует герб Шуйского района. Основной эмблемой герба является серебряный сокол, коронованный княжеской шапкой. Шуя и ее окрестности когда-то были вотчиной князей Шуйских, происходивших из суздальско-нижегородских князей. Сокол (герб Суздаля) говорит о родовом происхождении князей Шуйских. Княжеская шапка напоминает о высоком титуле владельцев Шуи [2].
Последний герб, который можно было бы отнести к указанной подгруппе, — герб Кохмы [3, с. 204]. Основной его эмблемой является серебряный вздыбленный конь. Данная фигура на языке геральдики говорит о мужестве, неукротимой воле кохомчан, которым неоднократно приходилось отражать нападения захватчиков. Так было в начале XIII в., когда жители села Кохма сражались с монголами, так было в начале XVII в., когда на село несколько раз нападали польско-литовские войска.
Небольшую подгруппу составляют гербы, в которых нашли отражение географические и природные особенности муниципий. Наиболее наглядно географическое положение показано в гербе Заволжского района. Гербовое поле щита пурпурным клином разделяется на две части — голубую и зеленую. Так символически показано, что территория района отделяется от остальной части Ивановской области рекой Волгой. Зеленый цвет свидетельствует, что здесь расположены комплексы Гослесфонда и природный заповедник «Заволжский». В гербовом поле изображена также золотая комета, напоминающая о выдающемся русском астрономе Ф. А. Бредихине, часто отдыхавшем в имении Погост рядом с Заволжском [2].
Особенности географического расположения города Наволоки также нашли отражение в его гербе. «Наволоками» называют отмели, возникающие в течении реки во время ее разлива. Чтобы преодолеть их, под корабли под-кладывались катки. С их помощью суда переволакивали на глубокую воду, а затем они шли на веслах. Таким образом, герб языком аллегории и символов говорит о географическом положении этого поволжского города, а одновременно указывает на его название [2]. Последний герб, входящий в данную группу, — герб Тейковского района. Он является и последним по времени утверждения. Районный совет принял его в январе 2008 г. Основной эмблемой данного герба является золотая сосна, символизирующая лесные богатства муниципии. Именно в лесах Тейковского района расположен известный климатобальнеологческий курорт средней полосы «Оболсуново» [2].
Завершая рассмотрение современной геральдики Ивановской области, можно отметить следующее. К своему 90-летию область в значительной степени решила проблему геральдического оформления. Имеется яркий, запоминающийся областной герб, свои гербы получило большинство городов и муниципальных образований первого уровня. Все эти эмблемы создают яркий оригинальный калейдоскоп, воссоздающий живописный образ нашего края, в котором нашли отражение особенности его экономического, исторического положения. Вместе с тем анализ современной областной геральдической ситуации показывает, что еще не все муниципальные образования, даже первого уровня, официально утвердили свои эмблемы. Что же касается муниципальных образований второго уровня, то у них эта работа только начинается, так как из 154 муниципий данного вида только три имеют официально утвержденные гербы. Данная ситуация говорит о необходимости даль-
нейшей интенсификации работы по геральдическому обеспечению территории Ивановской области.
Необходимо добавить и другое. Анализ местных периодических изданий, общение с различными аудиториями показывает, что граждане нашей области плохо знают местную символику. И здесь еще, как нам представляется, предстоит поработать и средствам массовой информации, и местной администрации, и учителям школ.
Библиографический список
1. Беневоленский А. Новелла о гербе // Ленинец. Иваново, 1967. 15 апр.
2. Геральдикум.ру. http://www.hrono/heraldicum/russia
3. Гербы современной России: (Справочник). М., 2005.
4. Государственный архив Владимирской области. Ф. 14. Оп. 6. Д. 735.
5. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф. 33. Оп. 3. Д. 25.
6. ГАИО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 333.
7. ГАИО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5952.
8. ГАИО. Ф. 31. Оп. 17. Д. 432.
9. Иваново-Вознесенская губерния. Иваново-Вознесенск, 1924. Т. 1.
10. Ивановская газета. 1993. 5 апр.
11. Ивановская газета. 1996. 25 марта.
12. Корников А. А. В поисках символа: История гербов города Иванова // Наша Родина — Иваново-Вознесенск. 2007. № 10.
13. Корников А. А. Проверенно временем // Там же. 2007. № 11.
14. Корников А. А. Символика нашего края: Современные гербы городов и районов области // Там же. 2008. Спец. вып.
15. Полное собрание законов Российской империи: 1-е собр. СПб., 1830. Т. 19. № 1378.
16. Российская газета. 1996. 12 апр.
17. Российский государственный исторический архив. Ф. 1343. Оп. 15. Д. 126. Л. 12.
18. Собрание законодательства Ивановской области. Иваново, 1998. № 3.
Н. Р. Коровин
ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 1930-е ГОДЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
История индустриализации в России получила достаточное освещение в исторической науке. Имеются работы как по индустриализации страны, так и по ее социальным последствиям1. Однако во многих работах больше говорится о роли партийных и государственных органов в ее проведении. Социальные последствия исследованы меньше. При этом многостороннего изучения данной проблемы не получилось. Только в конце 90-х гг. ХХ в. — начале ХХ! в. началось более внимательное исследование истории индустриализации и ее социальных последствий2.
В настоящей статье предполагается рассмотреть именно эти наиболее сложные и недостаточно изученные вопросы. Необходимо показать историю индустриализации по многим направлениям, обращая особое внимание на ее социальные последствия.
© Коровин Н. Р., 2008 2008. Вып. 4. История •