Научная статья на тему 'Основные тенденции современной муниципальной геральдики (по материалам Ивановской области)'

Основные тенденции современной муниципальной геральдики (по материалам Ивановской области) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
55
6
Поделиться
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ГЕРАЛЬДИКА / HERALDRY / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ГЕРБЫ / MUNICIPAL EMBLEMS / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / IVANOVO REGION

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Корников А.А.

Статья посвящена изучению происхождения и анализу символики современных муниципальных гербов (городских, район-ных) Ивановской области, а также определению перспектив дальнейшего развития муниципальной символики.

MAIN TENDENCIES IN CONTEMPORARY RUSSIAN MUNICIPAL HERALDRY (UPON THE MATERIALS OF THE IVANOVO REGION)

The article is dedicated to study of origin and to analysis of development of the contemporary municipal (town and district) heraldic emblems in the Ivanovo region and is defining the perspectives of further development of the municipal symbolics.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции современной муниципальной геральдики (по материалам Ивановской области)»

УДК 929.624 ББК 63.215

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬДИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

А.А. Корников, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ивановского государственного университета, (4932) 32-62-10

Статья посвящена изучению происхождения и анализу символики современных муниципальных гербов (городских, районных) Ивановской области, а также определению перспектив дальнейшего развития муниципальной символики.

Ключевые слова: геральдика, муниципальные гербы, Ивановская область.

MAIN TENDENCIES IN CONTEMPORARY RUSSIAN MUNICIPAL HERALDRY (UPON THE MATERIALS OF THE

IVANOVO REGION)

Kornikov A.A.

The article is dedicated to study of origin and to analysis of development of the contemporary municipal (town and district) heraldic emblems in the Ivanovo region and is defining the perspectives offurther development of the municipal symbolics.

Keywords: Heraldry, municipal emblems, Ivanovo Region.

Функциональное назначение муниципальных гербов многообразно. Во-первых, герб выполняет представительно-правовую функцию, так как он свидетельствует о наличии у поселения или района определённого статуса. Во-вторых, будучи размещённым, например, на транспортных средствах, майках участников соревнований и пр., герб выполняет опознавательную функцию, свидетельствуя о принадлежности его носителя тому или иному муниципальному образованию. В-третьих, гербы выполняют культурологическую функцию, т. к. в лаконичной форме рассказывают об истории и традициях муниципальных образований - их носителей.

Как известно, Ивановская область как административно-территориальное образование не имеет дореволюционных предшественников, и до 1917 г. лишь пять городов Ивановской области (Шуя, Юрьевец, Плёс, Лух, Кинешма) имели гербы, находясь в составе Владимирской и Костромской губерний.

Проект герба города Юрьевца был создан Ф. Санти в 1722-1727 гг., а авторами и создателями гербов Кинешмы, Луха, Плёса и Шуи были руководители Герольдмейстерской конторы в 1778-1781 гг. А. А. Волков и И.И. фон Энден. Художественные работы в это время выполнялись живописцами А. Бутковским, И. Шавриным и А. Шерстнёвым. В те же годы была официально утверждена и общая композиция городских гербов. В 1778 году барон И. И. фон Энден предложил разделить герб города на две части: в верхнюю вводить губернский герб, а в нижнюю - собственно герб города. Поэтому в верхнюю часть владимирских гербов был введён владимирский золотой коронованный лев с крестом в лапах, а в костромские городские гербы - корма галеры - часть костромского герба. В созданный ранее герб Юрьевца губернскую часть герба вводить не стали.

Город Шуя ещё с начала XVIII в. был известен производством мыла, которое славилось по всей России. И хотя к 1780-м гг., когда создавался герб города, мыловарение, ранее насчитывавшее 14 производств, было свёрнуто, Шуя по-прежнему ассоциировалась с производством и продажей мыла. Поэтому специалисты Герольдии выбрали в качестве герба города изображение куска мыла, что и было высочайше утверждено 16 августа 1781 г.

По такому же принципу был составлен герб Кинешмы. В XVIII веке Кинешма была известна как центр производства полотняных тканей и торговли ими. Кинешемскими полотнами торговали как на внутренних рынках России, так и за границей. Поэтому Герольдмейстерская контора при разработке герба Кинешмы предложила изобразить на нём два свёртка полотна. В таком виде Екатерина II одобрила герб 25 мая 1779 года.

В качестве эмблемы Юрьевца Ф. Санти была избрана

башня с развёрстыми вратами, символизировавшая предназначение города как мощной крепости. В качестве прообраза эмблемы герба Ф. Санти выбрал Вознесенскую башню московского Белого города, построенного в 1661-1662-х гг. Проект был предложен Герольдией на утверждении императрице, и та подписала его 29 марта 1779 года. В настоящее время на основе исторического герба Юрьевца разрабатываются гербы Юрьевца и Юрьевецкого района.

При создании герба города Плёса его авторы решили разработать т. н. гласный, т. е. раскрывающий название города, герб. На нем изображена серебряная река с выходящей из неё песчаной отмелью - плёсом. В этом виде герб был утверждён одновременно с гербом города Юрьевца.

Самым оригинальным и своеобразным был герб Луха -старинного русского города, бывшей столицы удельного Лухского княжества в XV-XVI вв. К концу XVIII века город стал приходить в упадок, и поэтому в его герб было предложено ввести золотую лестницу как символ будущего роста благосостояния города. Выбор подобной эмблемы обусловливался тем, что в геральдике лестница означает восхождение к благу, богатству, к Божьему царству. Пять ступеней лестницы знаменуют число важных характеристик макро- и микромира.

Значительным толчком к созданию гербов муниципальных образований явилась начатая в 1995 году реформа местного самоуправления. Принятые 28 августа 1995 года и 6 июня 2003 года федеральные законы предусматривали право муниципальных образований на собственную символику.

Из 27 муниципальных образований первого уровня (городские округа и муниципальные районы) в Ивановской области на начало 2008 г. 20 имели официально утверждённые Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации и внесенные в Государственный геральдический регистр нашей страны гербы. У остальных образований разработка гербов находится или на стадии обсуждения, или на стадии утверждения Геральдическим советом. Что касается 154 муниципальных образований второго уровня (сельские и городские поселения), то утверждённые гербы имеют только три города - Кохма, Наволоки и Пучеж.

23 уже утверждённых герба муниципальных образований Ивановской области условно можно разделить на несколько групп. Первую группу образуют гербы, разработанные на основе исторических гербов, утверждённых ещё до революции. В неё входят гербы трёх муниципий: Шуи, Кинешмы и Луха.

Современный герб города Шуи создан на основе исторического герба и утверждён решением Шуйской городской думы от 29 сентября 2004 года. Герб имеет следующее геральдическое описание: «В червленом поле золотой брусок с тремя видимыми гранями - передней, обращённой прямо, верхней и левой» [3, с. 85].

23 ноября 2004 года Кинешемская городская дума утвердила герб города, также выполненный на основе исторического герба: «В зелёном поле два серебряных свёртка, сооб-ращённых краями и наклонённых в стороны» [2, с. 71].

Совет Лухского района 19 апреля 2005 года принял следующий герб муниципии: «В червленом поле золотая приставная лестница в левую перевязь, в лазоревой главе расторгнутый серебряный пояс с заострёнными концами обеих частей, между которыми касающаяся их золотая восьмилучё-вая звезда» [1]. В исторический герб введены дополнительно пояс и звезда, аллегорически напоминающие о деятельности изобретателя сварки Н.Н. Бенардоса, имение которого находилось в Лухском районе.

Вторая группа - гербы муниципальных образований, заново разработанные в последние годы или Союзом геральди-стов России, или местными авторами. Это наиболее многочисленная группа, к ней можно отнести гербы 20 муниципий.

Новейшие муниципальные гербы, созданные в последние 10-15 лет, можно условно разделить по принципу их создания на несколько подгрупп. Это: гласные гербы; гербы, в которых нашли отражение различные отрасли экономики или народные промыслы; гербы, в которых отражены исторические события прошлого того или иного города или района и гербы, указывающие на те или иные природные или географические особенности муниципий.

Рассмотрим первую подгруппу - гласные гербы, к которой относятся гербы Ивановского, Лежневского, Родников-ского районов. В них гербовые фигуры, цвета, металлы указывают на название города или района, которым принадлежит герб. Данные гербы в наибольшей степени отвечают рекомендациям Геральдического совета при Президенте РФ и Союза геральдистов России [1].

Наиболее полно и точно принципы гласного герба воплощены в гербе Родниковского района, где с помощью сложной геральдической конструкции передаётся изображение родника с плавающим в нём цветком. Несколько иначе строится герб Лежневского района, в котором центральное место в гербе занимает серебряная колокольня, символизирующая колокольню Троицко-Знаменской церкви в Лежневе, а положенный рядом с колокольней Меркуриев жезл говорит о названии районного центра, возникшего на перепутье торговых дорог как «лёжа» - место, где торговые люди останавливались на отдых и постой.

По-иному передаётся гласность в гербе Ивановского района, который правильнее назвать полугласным, так как его основная фигура - орёл - лишь намекает на название района. Авторы герба используют известную легенду о том, что название села Иваново происходит от церкви, освящённой в честь Иоанна Богослова, символом которого является орел.

Более многочисленна подгруппа гербов, в которых гербовые фигуры рассказывают об отраслях промышленности и сельского хозяйства, о ремёслах, распространённых в этих муниципиях. Важнейшей отраслью промышленности для ивановского края является текстиль, и символика этой отрасли не могла не найти отражения в местной геральдике. Наиболее ярко и образно символ текстильной промышленности выражен в гербе областного центра. Молодая женщина, прядущая серебряную нить на золотой прялке, давно стала привычным образом города Иванова. Идея текстильной промышленности развивается в гербе города Вичуги [1]. Она реализуется в виде вьющейся золотой ленты, продетой в серебреный ткацкий челнок. Несколько иначе (в виде коробейника, торгующего тканью, и четырех ткацких челноков по углам) эта же идея отражена в гербе Савинского района [1].

В гербах Верхнеландеховского и Пестяковского районов, а также города Пучежа [2] нашли отражение льноводство и связанный с ним строчевышивальный промысел. Если в гербе города Пучежа эти отрасли представлены в виде райской

птицы, вышитой пучежскими мастерицами, то в гербах Верхнеландеховского и Пестяковского районов - в виде местных строчевышивальных узоров. Льняное производство находит отражение и в гербе Приволжского района, но там к цветку добавляется ещё золотой перстень с красным камнем, напоминающий о том, что в этом районе развит и ювелирный промысел.

Герб Гаврилово-Посадского района, известного своим конным заводом, основанным ещё по указу Ивана Грозного во второй половине XVI в., напоминает о развитии в данном районе коневодства и о главной заслуге гаврилово-посадцев - выведении породы владимирских тяжеловозов. Привлекает к себе внимание герб Палехского района: «В чёрном поле золотая с распростёртыми крыльями жар-птица» [1]. Образ сказочной птицы, выполненный в черни и золоте, прекрасно передаёт стиль многовекового искусства мастеров палехской живописи, известных как своими иконами, так и лаковыми миниатюрами.

Совершенно об ином направлении развития экономики рассказывает герб Комсомольского района [1]. Центр данного района - город Комсомольск - возник в 1931 году в связи со строительством ГРЭС, работавшей на торфе, добываемом в окрестностях города. В гербе символически - в виде молнии - изображена электростанция, являющаяся основным предприятием района. Чёрная оконечность герба показывает основное природное богатство района - залежи торфа.

Следующая подгруппа гербов, созданных в новейшее время, включает гербы, в которых нашло отражение историческое прошлое тех или иных городов или районов [2]. Основную композицию герба Южского района составляет золотая жар-птица, сидящая на золотом, украшенном серебром старинном русском шлеме - ерихонке. Данная композиция напоминает о выдающемся русском полководце начала XVII в. боярине князе Дмитрии Пожарском, родовое владение которого находилось в селе Мугрееве-Никольском Южского района. Шлем символизирует мужество и воинскую доблесть полководца, а фигура жар-птицы с воздетыми крыльями и склоненной головой аналогична изображению орла, помещённого на печати Дмитрия Пожарского.

О другом историческом деятеле, судьба которого оказалась связанной с нашим краем, напоминает герб Фурманов-ского района, который носит имя Дмитрия Фурманова - революционного писателя, комиссара легендарной Чапаевской дивизии. Фурманов родился в селе Середа, переименованном в 1941 г. в Фурманов в честь писателя. Основные эмблемы герба - книга и горящий факел - символизируют творчество писателя [1].

О далёком историческом прошлом повествует герб Шуйского района. Основной эмблемой герба является серебряный сокол, коронованный княжеской шапкой. Шуя и её окрестности когда-то были вотчиной князей Шуйских, происходивших из суздальско-нижегородских князей. Сокол (герб Суздаля) говорит о родовом происхождении князей Шуйских. Княжеская шапка напоминает о высоком титуле владельцев Шуи [1].

Последний герб, который можно было бы отнести к указанной подгруппе, принадлежит городу Кохма [2, с. 204]. Основной его эмблемой является серебряный вздыбленный конь, что на языке геральдики говорит о мужестве, неукротимой воле кохомчан, которым неоднократно приходилось отражать нападения захватчиков. Так было в начале XIII века, когда жители села Кохма сражались с монголами, так было в начале XVII века, когда на село несколько раз нападали польско-литовские войска.

Небольшую подгруппу составляют гербы, в которых нашли отражение географические и природные особенности муниципий. Наиболее наглядно географическое положение района показано в гербе Заволжского района. Гербовое поле

щита пурпурным клином разделяется на две части - голубую и зелёную. Так символически показано, что территория района отделяется от остальной части Ивановской области рекой Волгой. Зелёный цвет свидетельствует, что здесь расположены комплексы Гослесфонда и природный заповедник «Заволжский». В гербовом поле изображена также золотая комета, напоминающая о выдающемся русском астрономе Ф. А. Бредихине, часто отдыхавшем в имении Погост рядом с Заволжском [1].

Особенности географического расположения города Наволоки также нашли отражение в его гербе. «Наволоками» называют отмели, возникающие в течении реки во время её разлива. Чтобы преодолеть их, под корабли подкладывались катки, с помощью которых суда «переволакивали» на глубокую воду, а затем они шли на вёслах. Таким образом, герб города языком аллегории и символов говорит о географическом положении этого поволжского города, одновременно указывая на его название [1]. Последним гербом, входящим в данную группу, является герб Тейковского района, принятый в январе 2009 г. Его основной эмблемой является золотая сосна, символизирующая лесные богатства муниципии и кли-матобальнеологический курорт «Оболсуново» [1].

Завершая рассмотрение современной муниципальной геральдики Ивановской области, можно отметить, что к своему 90-летию, которое было отпраздновано в 2008 г., область в значительной степени решила проблему геральдического оформления. Гербы, которые получили большинство городов

УДК 93/94 ББК 63.3(2)

и муниципальных образований первого уровня, создают яркий и оригинальный образ нашего края, в котором нашли отражение особенности его экономического и исторического положения. Вместе с тем анализ современной областной геральдической ситуации показывает, что если геральдическое оформление эмблем муниципальных образований первого уровня близко к завершению, то такая работа в отношении муниципальных образований второго уровня только начинается (из 154 образований лишь три имеют официально утверждённые гербы). Это говорит о необходимости интенсификации работы по геральдическому обеспечению муниципий Ивановской области.

Необходимо добавить и другое. Анализ местных периодических изданий, общение с различными аудиториями показывает, что граждане нашей области плохо знают местную символику. Здесь ещё предстоит поработать и местным администрациям, и средствам массовой информации, и учителям школ.

Литература

1. http://www.hrono/heraldicum/russia.

2. Гербы современной России (справочник). - М., 2005.

3. Корников А.А. В поисках символа. История гербов города Иванова // Наша Родина. - Иваново-Вознесенск, 2007. -№ 10; Корников А.А. Проверено временем. - Там же. - 2007. - № 11; Символика нашего края. Современные гербы городов и районов области. - Там же. - 2008. - Специальный выпуск.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-1999 ГГ.

Б.М. Савин, старший преподаватель Академии сферы социальных отношений, (903)223-99-05

В статье исследованы негативные явления в развитии отечественного автомобильного транспорта, происходившие в 1990-е годы под влиянием углублявшегося экономического кризиса.

Ключевые слова: автотранспорт, история автомобильного транспорта, автомобилестроение.

ON THE DEVELOPMENT OF ROAD TRANSPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION (1990-1999)

Savin B.M.

The negative phenomena in the development of domestic road transport, which took place in the 1990's under the influence of the deepening economic crisis is investigated in article.

Keywords: motor transport, history of road transport, motor industry.

Автомобильный транспорт - важная отрасль народного Распад СССР нанес по отрасли мощный удар, прежде

хозяйства, которая давно заняла ведущие позиции в всего, связанный с проблемами производства автотранс-т

транспортном комплексе страны. Четкая, бесперебойная работа автотранспорта во многом определяет устойчивое функционирование предприятий большинства отраслей народного хозяйства и смежных видов магистрального транспорта, жизнедеятельность городов и других населенных пунктов, «обеспечивает деловые и культурные потребности всех граждан России» [1].

К началу 1990-х годов, несмотря на очевидное отставание от ведущих стран Запада и наличие многочисленных проблем в сфере «автомобилизации», в СССР происходило целенаправленное опережающее развитие автомобильного транспорта (особенно общего пользования). В итоге, к началу 1990-х годов более 90% пассажиров и более 82% грузов в России перевозились автотранспортными средствами [2]. Во многих городах страны автобусы вообще являлись единственным средством передвижения для пассажиров. Быстрыми темпами росло и количество личного автотранспорта. Особенно заметным этот рост был в столицах, прежде всего, в Москве. Здесь он опережал самые смелые прогнозы. В частности, генплан города Москвы предусматривал, что к 1990 году в столице будет всего 300 тысяч автомобилей. Тогда даже смелые фантасты не могли представить 2,5 миллиона машин на городских улицах [3].

портных средств. В частности, укажем на тот факт, что в России производилось только 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР [4]. Это очень осложнило развитие автомобильного транспорта в 1992-1999 годах. К автомобилестроительным центрам России в то время относились ГАЗ (Нижний Новгород), КАМАЗ (Набережные Челны), АвтоВАЗ (Тольятти), Москвич (Москва), ИжМАШ (Ижевск), КАВЗ (Курган), ПАЗ (Павлово), УРАЛАЗ (Миасс). Кроме того, в отрасли наступил структурный кризис, ставший причиной перестройки системы управления транспортом. Кризис в значительной степени стал причиной крайне низкой эффективности функционирования автотранспортных предприятий в рыночных условиях.

С рубежа 1990-х гг. был сделан ряд важнейших законодательных изменений, способствовавших развитию автомобильно-дорожного комплекса в рыночных условиях. Причем первые важные законы были приняты еще до распада СССР.

Прежде всего, в июле 1990 года был принят Закон «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» [5], который, в частности, предусматривал создание Министерства транспорта Российской Федерации. Его создание стало началом глобального поворота от отраслевого управления к функциональному, от прямого администри-