Научная статья на тему 'Гепатит с в Дальневосточном регионе России'

Гепатит с в Дальневосточном регионе России Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гепатит с в Дальневосточном регионе России»

может быть альтернативна сыворотке крови для обнаружения анти-ВГС. Bello P.Y. et al (1998) пришли к выводу, что слюна может быть полезной при эпидемиологических исследованиях для определения анти-ВГС (чувствительность - 94,4%, специфичность -99,1%) особенно в труднодоступных регионах мира.

Исследование образцов слюны серопозитивных больных на наличие РНК ВГС показало (Roy K.M. et al, 1995, 1998, 1999) их наличие только у 50% лиц. Отмечено, что в настоящее время выявление РНК ВГВ в слюне методом ПЦР недостаточно информативно для его использования в качестве диагностики при эпидемиологических исследованиях. Однако авторы получили интересные результаты при исследовании сывороток крови и образцов слюны на наличие генотипов РНК ВГС. Установлено, что в слюне и сыворотке крови иногда встречаются разные генотипы ВГС (в слюне чаще генотип 2а), На этом основании они делают вывод, что возможно слюнные железы являются альтернативным локальным источником инфекции, то есть в некоторых случаях РНК ВГС в слюне не является транссудатом крови, а вирус поступает в кровь через мембрану периодонта или поврежденную слизистую.

В работах Fabris P. et al (1999) показано, что РНК ВГС в слюне (в клеточной фракции) выявляется у большинства пациентов с высоким уровнем виремии (ВГС). Однако авторы fie отмечают связи наличия РНК ВГС с риском передачи инфекции. Sugimura H. (1995) и Kage M. et al (1997) в 36% случаев обнаруживали РНК ВГС (методом ПЦР) в слюне хронических носителей ВГС; выявление РНК ВГС в слюне зависит от тяжести и длительности дисфункции печени, поскольку РНК ВГС чаще обнаруживали у пациентов с высокими уровнями АлТ.

Caldwell S.H. et al (1996) в 24% случаев у больных с трансплантацией печени выявляли в слюне РНК ВГС в течение года после операции, когда уровень вирусемии, по всей вероятности, был максимальным. Seemayer СА. et al (1998) исследовали сыворотки крови и слюну от больных с пересаженной почкой на наличие РНК ВГО и пришли к выводу, что её наличие в слюне коррелировало и было идентичным сывороточным маркерам, но в титрах меньше в 100-1000 раз. Обнаружение РНК ВГС в слюне инфицированных лиц можно использовать для определения широты распространения этой инфекции ( Chen M. et al, 1997; Seemayer С. A. et al, 1998),

Следует отметить, что большинство исследователей для выявления маркеров ВГ в образцах слюны используют нативную слюну, однако, на практике оказалось, что у детей (а в некоторых случаях и у взрослых) возникает большая проблема с «получением» слюны, заключающаяся в невозможности отбора слюны ввиду ее «отсутствия». Для взятия образцов слюны можно использовать фильтровальные полоски, пропитанные раствором, способствующим усилению слюноотделения и адсорбции иммуноглобулинов (T.Thieme et al, 1992; А.А.Асратян и др., 1996). Авторы отмечают тождественные результаты выявления маркеров ВГ и значений оптической плотности, полученные при исследовании нативной слюны и образцов слюны с фильтровальных полос.

Для выявления маркеров ВГ в слюне имеет важное значение подбор оптимальных разведений слюны, отличных от разведений сывороток крови, поскольку концентрация иммуноглобулинов в слюне намного ниже, чем в сыворотке крови. Это в основном важно для слабых серопозитивных образцов (T.Thieme et al ,1992; А.А.Асратян и др., 1996).

Таким образом, результаты исследований позволяют рассматривать слюну как альтернативу сыворотке крови для диагностики и проведения эпидемиологических исследований, минуя парентеральное вмешательство при взятии материала для тестирования маркеров инфицирования вирусами гепатитов.

А.А. Асратян, Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи РАМН.

ГЕПАТИТ С В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ.

Вирусный гепатит С по широте распространения, частоте хронизации и значимой роли в развитии гепатоцеллюлярной карциномы представляет актуальную проблему инфекционной патологии. Начиная с 1994 года -- года официальной регистрации гепатита С - заболеваемость этой инфекцией неуклонно растет. На территории Российской Федерации в 1998 г. она составила 11,6 случаев на 100 тысяч населения. В Дальневосточном (ДВ) регионе заболеваемость гепатитом С не превышала среднероссийских показателей и составляла в 1995-1998 г.г. 5,89-6,81 случаев на 100 тысяч населения. Среди территорий региона наибольшим неблагополучием по заболеваемости гепатитом С отличаются Хабаровский и Приморский края,

Сахалинская и Еврейская автономная области. В Хабаровском крае - репрезентативной территории для ДВ региона - ее уровень колебался неравномерно. В 1995 г. он составил 13,3, в 1996 г. - 5,8, в 1997 - 6,4 и в 1998 г.-6,5 случаев на 100 тысяч населения.

При изучении этиологической структуры острых вирусных гепатитов (ВГ) в Хабаровском крае установлена существенная роль вирусного гепатита С. В 1995-1998 г.г. удельный вес этой инфекции в сумме всех острых ВГ составил 32,4%. При этом доля гепатита С в сочетании с другими этиологическими формами ВГ, преимущественно в форме гепатита В+С, составила 19,3%, а удельный вес гепатита С - моноинфекции -13,1%. Отмечен более высокий удельный вес гепатита С среди мужчин по сравнению с женщинами (в 2,2 раза), а также у больных молодого возраста (15-29 лет). Доля гепатита С, преимущественно за счет смешанного гепатита В+С, постепенно снижалась по мере увеличения возраста заболевших.

Эпидемиологический анализ структуры путей распространения среди больных вирусным гепатитом С показал, что при гепатите С -моноинфекции риск заражения при внутривенном введении наркотических препаратов составил 32,1%, при парентеральных вмешательствах в лечебных учреждениях - 26,4% и при половых контактах - 7,5%. При гепатите С в сочетании с гепатитом В (гепатите В+С) отмечено большее значение внутривенного введения наркотиков в структуре путей распространения - 83,6%, а роль внутриболы-шчного заражения у этих больных незначительна - 9,1%.

Проведенный анализ этиоструктуры ВГ среди наиболее эпидемиологически значимой группы больных - внутривенных наркоманов - выявил ведущее значение среди них ИСУ-инфекции - 85,5%. Среди пациентов с наркотической зависимостью в большинстве случаев имела место НС-вирусная инфекция в сочетании с ИВУ-инфекцией - 74,1%, а МОИО-ИСУ-инфекция регистрировалась реже - в 11,4% случаев.

При обследовании ВИЧ-инфицированных больных, находящихся на диспансерном наблюдении в ЛПУ Дальневосточного региона, анализ спектра выявленных маркеров ВГ показал ведущее значение у этих пациентов НС-вирусной инфекции как в целом по региону, так и на отдельных административных территориях. Так, удельный вес ИСУ-инфекции в общей структуре ВГ среди ВИЧ-инфицированных региона составил 88,1%. При этом он достигал 100,0% на территориях Хабаровского края, Камчатской, Амурской, Читинской областей и Чукотского автономного округа. У больных -жителей Республики Саха он составил 90,9%; Магаданской и Сахалинской областей -87,5% и 77,8% соответственно; Приморского края -- 71,4%. Сочетанная НС- и НВ-вирусная инфекция встречалась среди ВИЧ-инфицированных региона реже, чем ИСУ-моноинфекция, и составляла 8,5%.

Широта распространения вирусного гепатита С определяется не только клинически манифестной заболеваемостью, но и показателями скрытого инфицирования различных групп населения, в частности, доноров и лиц, составляющих группы повышенного риска инфицирования парентеральными гепатитами. Так, относительно высокий уровень анти-ИСУ в Хабаровском крае установлен среди доноров - 5,7%, в том числе 7,1% - среди мужчин и 3,7% - среди женщин. По мере увеличения возраста доноров края отмечено четкое снижение уровня выявления анти-ИСУ.

Среди медработников Хабаровского края в целом этот показатель в 1996-1998 г.г. составлял от 5,5% до 7,8%. Наибольшему риску инфицирования подвержены медработники, имеющие непосредственный контакт с кровью больных, а именно: сотрудники лабораторий - 12,9%, акушеры-гинекологи - 8,8%, работники отделений переливаний крови - 8,7%, хирурги - 7,9%, сотрудники гематологических отделений - 7,4%.

Установлен высокий уровень скрытого инфицирования вирусом гепатита С - 21,0% у больных с заболеваниями, передающимися половым путем (ЗППП). Наибольший показатель частоты выявления анти-ИСУ зарегистрирован среди больных сифилисом -30,0%, гонореей - 21,8%, среди больных трихомониазом он составил 7,7%.

Таким образом, вирусный гепатит С имеет существенное значение в этиологической структуре ВГ в Дальневосточном регионе Российской Федерации, особенно среди больных с наркотической зависимостью и ВИЧ-инфицированных пациентов. Значительная частота обнаружения анти-ИСУ среди доноров, медицинских работников и больных ЗППП свидетельствует о высокой степени активности скрытого эпидемического процесса гепатита С в регионе.

В. В. Богач, О. Е. Троцепко, И. С. Старостина, Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии МЗ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.