Научная статья на тему '\ геополитика \ воробьеваамерика и Китай - на разных берегах АСЕАНа'

\ геополитика \ воробьеваамерика и Китай - на разных берегах АСЕАНа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ геополитика \ воробьеваамерика и Китай - на разных берегах АСЕАНа»

Ирина ВОРОБЬЕВА

Америка и Китай

В конце июля на таиландском острове Пхукет встретились министры иностранных дел России и стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). России, заинтересованной в развитии многополярного мира (а речь идет о государствах, оказавшихся между Китаем и США), это партнерство весьма кстати. Мы беседуем с заведующим сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктором Сумским.

Пригласить как можно больше игроков Идеал стран

— Каково сейчас значение стран АСЕАН в мире? АСЕАН — быть В чем заключается российско-асеановский взаим- хозяевами ный интерес? в собственном

— За годы существования Ассоциации ее члены доби- доме. В этом лись впечатляющих социально-экономических сдвигов. им может Сама же АСЕАН воспринимается как наиболее жизнеспо- помочь Россия. собное региональное объединение из всех когда-либо созданных развивающимися странами. К 2015 году в Юго-Восточной Азии должна появиться новая структура — Сообщество АСЕАН (ASEAN Community). Оно будет состоять из трех специализированных подразделений по вопросам безопасности, экономики и социально-культур-

ного развития. Помимо уроков азиатского кризиса десятилетней давности, двигаться в эту сторону их побуждает бурный рост Китая и Индии, конкурировать с которыми в одиночку не под силу ни одному из этих государств.

Дальнейшее сплочение АСЕАН по-своему выгодно и близким ее партнерам. Как-никак совокупное население десяти государств Юго-Восточной Азии — более 0,5 млрд. человек. Если планы по строительству Сообщества осуществятся хотя бы отчасти, то в обозримом будущем выход на рынок одной из стран десятки будет равнозначен выходу на рынок всего региона.

Что касается политических достижений, то среди них — создание Регионального форума АСЕАН (АРФ) как

на разных берегах

примыкают Китай, Япония и Южная Корея. В этом же ряду — Восточноазиатский саммит, первая инициатива по линии азиатско-тихоокеанской интеграции, за рамками которой остались США. Вопрос об участии России пока открыт.

Как бы он ни решился, нам важно вести дела в Восточной Азии, не складывая все яйца в одну корзину — не фокусируясь, например, на Китае в ущерб остальным партнерам.

— Зачем асеановцам Россия?

— Идеал АСЕАН — быть хозяином в собственном доме. Как добиться этого, не располагая ни особенно большой военной силой, ни экономическим весом, отличающим признанных глобальных игроков? Можно, например, пригласить целую компанию таких игроков, чтобы ни один из них не получил свободы рук в ущерб остальным, особенно в ущерб радушному хозяину. Будучи одной из двух крупнейших ядерных и космических держав, постоянным членом Совета безопасности ООН, участником «большой восьмерки», страной с богатым энергетическим потенциалом и технологическим багажом, Россия вполне отвечает требованиям, предъявляемым к глобальному игроку. Сегодня степень политического доверия между нами и Ассоциацией как никогда высока. Самое время подкрепить его ростом торгово-экономических обменов.

Военно-технические партнеры

— К исходу прошлого столетия наш товарооборот со странами АСЕАН не дотягивал и до $1 млрд. Четыре года назад, на момент проведения первого саммита Россия — АСЕАН, он приближался к $5 млрд., сейчас — более $10 млрд. Прогресс как будто налицо,

площадки для «раннего обнаружения» всевозможных угроз и урегулирования споров. Многосторонний диалог в рамках АРФ — один из возможных подступов к системе коллективной безопасности в Азии. Уже более десяти лет полноправной участницей этого диалога является Россия (наряду с США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, ЕС, Японией, Южной Кореей, Китаем).

Показательно, что в конце ХХ — начале XXI века именно АСЕАН становится ядром таких крупных объединений, как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, опять-таки с участием России) или «10+3», где к странам ЮВА

Что такое АСЕАН?

В августе 2007 года Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) отметила сорокалетний юбилей. У ее истоков стояли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, решившие укрепить безопасность в регионе, поощрить процессы экономического развития и сотрудничества. Ко времени завершения советско-американского противостояния членов Ассоциации, к которым в 1984 году присоединился Бруней, экономисты рассматривали либо как новые индустриальные страны, либо как кандидатов на вхождение в этот ряд. В 90-е годы АСЕАН начал играть центральную роль в таких объединениях, как Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Азиатско-Европейский саммит. В 1995 году в АСЕАН приняли Вьетнам, еще через два года — Лаос и Мьянму, в 1999-м — Камбоджу. Сейчас среди главных целей Ассоциации — создание в ЮВА региональной зоны свободной торговли, запланированное на 2015 год. Кроме этого АСЕАН пытается координировать шаги по региональному сотрудничеству в масштабах всей Восточной Азии. В его рамках, в частности, асеановцы наращивают межгосударственные связи и продвигаются к режимам свободной торговли с КНР, Японией и Южной Кореей.

но только не в сравнении с Японией, ЕС, Китаем и США, у которых соответствующие показатели превышали в 2008 году $200 млрд. или приближались к этой отметке.

— Добавлю, что мы и от Индии отстали, причем тоже довольно значительно. Но не будем забывать, что Китай и Индия добились прорывов в торговых отношениях с АСЕАН в обстановке собственного ускоренного экономического роста, какого постсоветская Россия еще не знала. Так что ключ к развитию внешнеэкономических связей — в развитии собственной страны. Кроме того, успехам Пекина в странах ЮВА способствуют многочисленные и влиятельные китайские диаспоры. Есть там и довольно крупные индийские общины. Систематическое проникновение Японии на рынки ЮВА готовилось во времена господства европейских колониальных держав. А США консолидировали свое экономическое присутствие в этой зоне, умело используя ситуацию «холодной войны» и потребность «первой пятерки» АСЕАН в американском военно-политическом патронаже.

Тем не менее исторический задел имеется и у нас. С середины 50-х и до середины 60-х годов ХХ века Советский Союз поддерживал очень тесные, многоплановые отношения с Индонезией — поставлял оружие, строил промышленные объекты, принимал в своих вузах множество студентов из этой страны. Об этой дружбе индонезийцы не забывают. Такие же, если не более близкие отношения были у СССР до «перестройки» с Вьетнамом, и это наследие тоже пока работает на нас. Миллион вьетнамцев, в той или иной степени владеющих русским языком, — уникальный актив, которым грех не воспользоваться.

Расширяется военно-техническое сотрудничество. Оружие российского производства покупают теперь не только Вьетнам или Лаос, но также Малайзия, Индонезия, Мьянма. Даже Таиланд, объявленный Джорджем Бушем главным союзником США вне рамок НАТО, купил российские вертолеты.

На первом саммите Россия — АСЕАН в декабре 2005 года в Куала-Лумпуре были четко обозначены приоритеты в развитии наших связей — наукоемкие, инновационные производства и, конечно, энергетика. И если бы не нынешний кризис, то наше сотрудничество было бы более значимым.

— Какие проекты все же приостановились?

— В сентябре 2007 года в Джакарте Владимир Путин представил индонезийской стороне солидный пакет деловых предложений. Речь, например, шла об участии компании «ЛУКОЙЛ» в разведке и разработке индонезийских месторождений нефти, о строительстве космодрома на острове Биак (близ индонезийского побережья Новой Гвинеи, в рамках программы «Воздушный старт»), о поставках российских истребителей и другой военной техники в счет миллиардного кредита. «Русал» планировал крупные инвестиции в добычу и переработку глиноземного сырья. Словом, готовилось многомерное присутствие России в крупнейшей стране

День рождения короля Пхумипона Адульядета — государственный праздник Таиланда.

региона. Сейчас реализуются лишь контракты в области военно-технического сотрудничества. Впрочем, это не значит, что в более благоприятных условиях стороны не вернутся к предметному обсуждению однажды сформулированных и частично согласованных идей. То, что не удалось в отношениях с одной из стран, компенсируется прогрессом в делах с другой. В октябре прошлого года с российского космодрома запущен первый таиландский спутник «Теос». С тем же Таиландом обсуждается проект создания региональной базы хранения нефти и газа из России, переработки этого сырья и торговли российскими энергоносителями. Предложения Росатома по развитию в регионе ядерной энергетики вызывают позитивный отклик практически во всех странах Ассоциации.

Очень важно, что и в период кризиса в вузах России учится немало юношей и девушек из Малайзии, Вьетнама, Индонезии.

— Как сказывается нынешний кризис на инвестиционных планах стран-участниц АСЕАН в отношении России?

— Этот глобальный кризис пока ощущается в зоне АСЕАН не так болезненно, как предыдущий, Азиатский. Сильнее других затронуты страны, особенно глубоко вовлеченные в мирохозяйственные связи — Сингапур и Малайзия. В этом году там ожидают сокращения ВВП. По иронии судьбы, из всей асеановской десятки именно эта пара в наибольшей степени способна финансировать международные экономические проекты и вкладывать капиталы за рубежом. Но сингапурцы и теперь поддерживают бизнес-инкубаторы, созданные у них совместно с россиянами, проявляют интерес к организации технопарков на территории России и модернизации объектов

Наши

сиамские

друзья

Из всех стран Юго-Восточной Азии наиболее давние отношения у России с Таиландом. На его долю по данным за 2008 год приходится почти треть всего товарооборота России и стран АСЕАН — $3,8 млрд. В 2007 году этот показатель составлял $2,7 млрд., в Таиланд российские деньги в основном текут за счет туризма. Сиам (название Таиланд, «страна свободных», появилось после революции 1932 года) был первым государством Юго-Восточной Азии, с которым Российская империя установила дипломатические отношения. «Это произошло вскоре после вступления на престол Николая Второго — в 1897 году, — рассказывает Елена Фомичева, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН. — Остальные государства ЮВА в тот момент были колониями. Сиаму же удалось сохранить независимость, с одной стороны, за счет своего центрального положения на полуостро-

ве между колониями Англии и Франции, с другой — благодаря сочетанию модернизации страны и успешной дипломатии. Российская империя как крупная держава, дружественная Сиаму, внесла свой вклад в сохранение самостоятельности Сиама. Узнав о кругосветном путешествии цесаревича Николая Александровича — будущего императора Николая II, сиамский монарх пригласил его к себе. Будущему императору до такой степени понравились и сами сиамцы, и теплый прием, что, отправляя через несколько лет в Сиам посла, император наказывал не искать выгоды для России в ущерб Сиаму. Один из сыновей сиамского монарха Рамы V принц Тьакрапонг учился в России, закончил Пажеский корпус и академию Генерального штаба и даже женился на русской дворянке Екатерине Десницкой, супруги, впрочем, расстались. Тем не менее об этих связях при дворе нынешнего монарха Пхумипона Адульядета прекрасно помнят и относятся к России с большой симпатией».

О сотрудничестве России и АСЕАН

Помимо военной техники и энергоносителей, Россия поставляет в страны АСЕАН продукцию металлургической промышленности и нефтехимической отрасли, минеральные удобрения. Асеановцы экспортируют в РФ различные сельскохозяйственные товары — от риса до продуктов традиционного тропического земледелия, таких как пальмовое масло или копра (высушенная мякоть кокосового ореха); незаменимый ингредиент для пищевой промышленности каррагинан, извлекаемый из морских водорослей; изделия легкой промышленности и бытовую электронику. Порядка 200 тыс. российских туристов ежегодно отдыхает на курортах Таиланда, около 100 тыс. посещает индонезийский остров Бали, десятки тысяч отправляются на Филиппины, в Малайзию, Сингапур, Вьетнам. Правда, в этом году из-за внутриполитического кризиса в Таиланде туристический поток в эту страну сократился почти наполовину.

РИА-НОВОСТИ

ее инфраструктуры (включая Шереметьево и ряд других Российскую аэропортов). Малайзийская же нефтегазовая компания военную техни-«Петронас», вложившая $1,1 млрд. в бумаги Роснефти, ку закупают остается ее крупнейшим зарубежным акционером. не только

Вьетнам и Лаос,

Азиатских тигров — в клетку! но также

— В последние годы в странах АСЕАН то и дело вспы- Малайзия, хивают «цветные революции», происходят военные Индонезия, перевороты... Мьянма и даже

— Азиатский кризис поколебал то, чем страны АСЕАН главный еще не так давно гордились — редкое сочетание поли- союзник США тической стабильности с экономическим динамизмом. вне НАТО — Из всей пятерки основателей Ассоциации лишь Синга- Таиланд.

пур — город-государство, управляемый твердой рукой, не испытывал политических встрясок в последние десять лет. Судя по этим событиям, на пространствах ЮВА в основном еще не сложились полноценные национально-государственные образования. Там же, где национальная интеграция не завершена, нет и достаточных условий для ускорения интеграции региональной, чего так жаждет АСЕАН. Не способствуют подобному ускорению затяжные территориальные споры Индонезии с Малайзией, Таиланда с Камбоджей.

— Но почему 40 лет назад это не помешало АСЕАНу появиться и стать заметной величиной, а сегодня препятствуют развитию объединения?

— 40 лет назад мир пребывал в состоянии «холодной войны». В Индокитае полыхал острейший конфликт. Руководители стран, создававших АСЕАН, видели свою первейшую задачу в отражении внутренней и внешней «коммунистической угрозы» — естественно, при активной помощи США.

Отцов-основателей АСЕАН сближало также мнение, что необходимо изжить экономическую отсталость, питающую распространение левых идей. Достигнутый Азиатский консенсус помогал поддерживать солидарность внутри кризис 1997-98 АСЕАН в течение нескольких десятилетий, способство- годов подкосил вал становлению асеановской модели модернизации. уверенность

Конец «холодной войны» страны АСЕАН приветствовали крепнувших с чувством оптимизма и возросшей уверенности в себе. в то время Впереди мерещилось «светлое будущее», звучали прогно- экономически зы о том, что грядущий век станет «Азиатским столетием». и политически Убежденность, что новые успехи и свершения не за гора- асеановцев ми, опять-таки сближала членов АСЕАН, побуждала вести в «светлом себя более независимо — в том числе от США. В середи- будущем».

не 90-х АСЕАН посмела выступить против американских планов либерализации торговли в рамках АТЭС.

Раздражение, копившееся за океаном по поводу тогдашнего поведения асеановцев, выплеснулось в дни Азиатского кризиса. Американские эксперты бичевали асеановскую практику модернизации, еще недавно ими же превозносимую, самым нещадным образом. Дебаты о том, какой должна быть антикризисная стратегия, всячески подогревались и внутри самой Ассоциации. Попутно на поверхность начали выходить старые споры и конфликты, неактуальные в более счастливые времена. Морально-политический урон, нанесенный АСЕАН в тот кризис, не восполнен и теперь. Фактически АСЕАН лишили «психологии победительницы». А без такого настроя искать согласие внутри десятки намного сложнее.

\ГЕОПОЛИТИКА \

— Выходит, кризис 1997-98 годов устроили американцы?

— Разумеется, кризис не имел бы столь разрушительных последствий (особенно в такой стране, как Индонезия) без серьезных внутренних причин. Но ясно и другое: «антикризисные» меры, навязанные Вашингтоном через МВФ, усугубили последствия финансово-экономических обвалов. Иначе повел себя Китай: он воздержался от девальвации юаня, грозившей странам, пораженным кризисом, еще большими бедами. «Мирное наступление» Пекина в ЮВА сделало его привилегированным партнером всех без исключения стран региона, позволило, самоутвердившись по отношению к таким соперникам, как Вашингтон и Токио, обрести сопоставимый с ними статус.

Пытаясь, со своей стороны, организовать кампанию по «сдерживанию» Китая в Восточной Азии, американцы убедились, что рассчитывать на АСЕАН в этом плане нельзя. Отсюда — линия на высокомерное игнорирование АСЕАН, проступившая в период президентства Джорджа Буша, плюс попытки наметить в Восточной Азии контуры новой военно-политического структуры, в тени которой непослушная Ассоциация потеряется и зачахнет сама собой.

«Мьянманская кнопка»

— Что же это за структура?

— Одни называют ее «четырехсторонним сотрудничеством», другие — «Азиатским НАТО». Пока ее главная миссия — военно-морское патрулирование на стыке Тихого и Индийского океана. Участвуют в этой деятельности сами США, их давние союзники Япония и Австралия, а также Индия, чьи отношения с Америкой с недавних пор заметно улучшились. Уже не раз проводились совместные маневры. Среди заявленных целей — обеспечение свободы судоходства на международных транспортных путях, по которым ближневосточная нефть доставляется на Дальний Восток и к западному побережью Северной Америки.

Проблема, однако, в том, что львиную долю нефти, импортируемой Китаем, тоже перевозят по этим маршрутам и Китай, со своей стороны, тоже хотел бы держать их под контролем. Отсюда — стремление Пекина к установлению особых отношений со странами, имеющими выход к Малаккскому проливу и побережью Индийского океана, вплоть до Персидского залива. Среди них, между прочим, Мьянма — страна, где Китай имеет доступ к целой сети военных объектов, против правителей которой США развернули настоящую информационную войну. Но заботят их главным образом не гуманитарные проблемы, а соображения геополитики. Во-первых, США важно оторвать Мьянму — через процесс ее обвальной демократизации — от Китая. Во-вторых, Мьянма очень богата и нефтью, и газом. А в-третьих, организовав там военное присутствие, можно по мере надобности «проецировать силу» в сторону Китая, Индии и Юго-Восточной Азии.

Между тем, это этнически пестрая страна, где повстанческие движения приобрели рутинный характер, а опыт производства наркотиков копился десятилетиями. Нынешний военный режим худо-бедно, но держит «крышку» на этом взрывоопасном «котле». Если по причине «демократизации» государственные структуры Мьянмы перестанут работать и «крышку» снесет, то в ЮВА может появиться то ли «второй Ирак», то ли «второй Афганистан» со всеми неизбежными последствиями для региональной

Хиллари Клинтон продолжает демонизировать Мьянму, чтобы вызвать разброд в рядах АСЕАН и ущемить главного опекуна этой страны — Китай.

Турпоток в Таиланд по причине мирового кризиса и внутренних

сократился почти наполовину.

безопасности. Понимают ли это американцы? Думаю, да. Но почему, в таком случае, продолжают жать на «мьян-манскую кнопку»? Стало быть, их не смущает перспектива дестабилизации региона?

— Как со сменой президента США изменится американская политика в регионе?

— Подозреваю, что никак — если нас интересуют стратегический курс и реальные дела, а не тактические маневры и пиар. Когда предыдущая администрация покидала Белый дом, повсюду в регионе раздавались вздохи облегчения. Обаме рукоплескали уже только за то, что он не Буш. Хотя волна обамамании в странах АСЕАН пока не схлынула, это, скорее всего, лишь вопрос времени. Кстати, в самом Вашингтоне неплохо представляют, каким всплеском антиамериканских настроений отозвались в ЮВА внешнеполитические авантюры республиканцев. Если бы этого представления — а с ним и желания подправить свой имидж — не было, то вряд ли Соединенные Штаты присоединились бы в Пхукете к такому базовому документу АСЕАН, как Балийский договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Но в конце концов Америка повторила лишь то, что еще шесть лет назад первым сделал Китай, а по его примеру и ряд других партнеров Ассоциации, включая Россию.

— На Пхукете Хиллари Клинтон опять говорила о Мьянме...

— Вот именно. В ход пошли уже «страшилки» о сговоре Мьянмы с Северной Кореей: вторая якобы передает

первой какие-то ядерные технологии. «Такая Мьянма — угроза для соседей», — негодует г-жа Клинтон, многозначительно посматривая в сторону Таиланда и других, уже имеющих в Мьянме немалые экономические интересы. Фактически им внушают, что их партнер по АСЕАН — не то что не партнер, а чудовищная проблема. В этом смысле администрация Обамы и администрация Буша — близнецы-братья. Мьянму продолжают демони-зировать, как только можно, чтобы надавить на АСЕАН, вызвать разброд в ее рядах и сделать уступчивей, а косвенно ущемить и Китай как главного внешнеполитического, экономического и военного опекуна этой страны.

«Цветная революция» и переворот в Таиланде

— К слову, о Таиланде: к военному перевороту 2006 года, сместившему законно избранного премьера Таксина Чинавата с его поста, причастны внешние силы?

— События в Таиланде — прежде всего результат обострившейся борьбы между старыми и новыми элитами, углубившихся противоречий между городом и деревней, столицей и периферией, разногласий по поводу проектов дальнейшего развития страны. Как один из главных участников этой борьбы, Таксин Чинават — отставной офицер полиции, бизнесмен-миллиардер и лидер партии с характерным названием «Таи рак таи» («Тайцы, любите тайцев») — лучше других уяснил простую вещь: для гарантированной победы на выборах надо апеллировать к большинству избирателей. А большинство избирателей Таиланда — люди бедные, не слишком образованные, но благодарно реагирующие на любые знаки заботы о них.

Заняв по итогам парламентских выборов 2001 года пост премьер-министра, Таксин не просто заговорил о том, что расцвет страны невозможен без подъема аграрного производства и социального обустройства деревни, но принял и практические меры в этом духе. Хозяйственная деятельность оживилась, экономика пошла в рост, а с нею и рейтинги премьера. Бангкокская политическая и деловая верхушка, к которой Таксин, несмотря на свои миллиарды, не принадлежал, увидела в нем человека, покусившегося на ее привилегии. Когда в 2005 году Таксин и его партия выиграли очередные выборы, на них посыпались обвинения в жульничестве. Далее, как водится, настал черед «цветной революции». Сама по себе она не удалась, но под ее, так сказать, впечатлением пришлось проводить внеочередные выборы. После того

России, планирующей подъем Дальнего Востока в кооперации с азиатскими соседями, нужна стабильная Юго-Восточная Азия.

РИА-НОВОСТИ

как сторонники Таксина вновь отпраздновали победу, их недруги, отчаявшиеся избавиться от главы правительства законным способом, решились на военный переворот.

— Но «империя добра», то бишь американцы, приложили к нему руку?

— Не могу себе представить, чтобы, решаясь на первый путч после 15-летнего перерыва, тайские генералы не посоветовались «с кем следует» в Вашингтоне или в самом Бангкоке и не получили «добро» на эту акцию.

Дружественный треугольник

— Вернемся к противостоянию Китая и США в Юго-Восточной Азии. Как реагирует на него Россия?

— В наших интересах — сохранение в этой части мира статус-кво, при котором АСЕАН со всеми своими проблемами продолжала бы развиваться как более-менее целостная и достаточно влиятельная величина. Если соперничество американцев с китайцами будет нарастать, то это может обернуться расшатыванием АСЕАН и политической дестабилизацией региона, со всеми вытекающими экономическими последствиями. Такой сценарий не нужен не только членам АСЕАН, но и России, строящей планы подъема Дальнего Востока в кооперации с азиатскими соседями.

Расшатывание АСЕАН подрывает еще и саму идею регионализма как противовеса негативным аспектам глобализации. России, реализующей на постсоветском пространстве собственные интеграционные проекты, эта идея отнюдь не чужда.

Думаю, поддерживать статус-кво в ЮВА готов и Китай, позиции которого сильны в этой части мира, как нигде. Аналогичным образом настроены индийцы. Известно, что проекты трехстороннего партнерства России, Индии и Китая воспринимаются многими аналитиками как не слишком реалистичные. Между тем в Юго-Восточной Азии принципиальные позиции наших стран — если иметь в виду намерения поддерживать АСЕАН и сотрудничать с нею — совпадают если не полностью, то весьма значительно. Имеет смысл включить вопросы координации политики в ЮВА в повестку дня наших трехсторонних собеседований с китайцами и индийцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.