Научная статья на тему 'Геополитический статус Тайваня: анализ ключевых характеристик и исторического контекста'

Геополитический статус Тайваня: анализ ключевых характеристик и исторического контекста Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геополитический статус / геополитический потенциал / геополитическое значение / геополитические акторы / geopolitical status / geopolitical potential / geopolitical significance / geopolitical actors

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Быков Н.Р.

Современные международные отношения характеризуются значительным неравенством между странами, обусловленным различиями в их геополитическом потенциале, освоенности территорий и стратегических целях. В статье рассматриваются различные подходы к формированию термина и его ключевые характеристики, а также приводится анализ геополитического статуса Тайваня с точки зрения представленных характеристик. Важность исторического контекста также подчёркивается в анализе, так как исторические события и процессы значительно влияют на текущий геополитический статус стран. Особое внимание уделено сложностям определения геополитического статуса Тайваня, который представляет уникальный случай из-за противоречивых международных признаний и геополитических интересов ключевых игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The geopolitical status of Taiwan: analysis of the key characteristics and the historical context

Modern international relations are characterized by significant inequality between countries due to differences in their geopolitical potential, territorial development and strategic goals. The article discusses various approaches to the formation of the term and its key characteristics, as well as provides an analysis of the geopolitical status of Taiwan in terms of the characteristics presented. The importance of the historical context is also emphasized in the analysis, as historical events and processes significantly affect the current geopolitical status of countries. Special attention is paid to the difficulties of determining the geopolitical status of Taiwan, which is a unique case due to conflicting international recognitions and the geopolitical interests of key players.

Текст научной работы на тему «Геополитический статус Тайваня: анализ ключевых характеристик и исторического контекста»

Быков Н.Р.

Аспирант.

Московский государственный лингвистический университет.

Геополитический статус Тайваня: анализ ключевых характеристик и исторического контекста

Современная практика международных отношений не придерживается принципа равенства между странами. Различия в геополитических целях и возможностях их достижения значительно отличаются от одной страны к другой. Это неравенство обусловлено многочисленными различиями между странами в уровне развития их геополитического потенциала, степени освоенности их территорий, а также выборе стратегических целей. Геополитический статус страны или ее территории определяется их характеристиками в совокупности с интересами их национальной политики в контексте трансграничных регионов.

В научной литературе отмечается недостаток анализа понятия «геополитический статус». Исследователи различных геополитических школ касаются вопросов о геополитическом положении государств лишь косвенно, в рамках своих теорий. Однако сам термин «геополитический статус» остаётся малоизученным и неосмысленным в современной научной дискуссии.

Для современных гуманитарных дисциплин понятие статуса не ново. В социологии «статус» относится к положению или роли индивида или группы в социальной системе, которое определяется рядом характеристик, таких как экономический статус, профессиональная область, этническая принадлежность и другие социальные факторы, специфичные для данного общества. Существуют два основных типа социального статуса: «предписанный» (или наследуемый) и «достигаемый».

В политической теории политический статус определяет мощь государства и его способность осуществлять свои интересы в международных отношениях. Геополитический статус представляет собой комплекс параметров и характеристик государства или региона, влияющих на их развитие в глобальной геополитической системе. Геополитический ста-

тус государства характеризует его военную, политическую и экономическую мощь, а также способность решать межгосударственные проблемы [Киселёв 2008].

Ключевые характеристики геополитического статуса Тайваня

Определение геополитического статуса государства подразумевает выработку ряда характеризующих критериев, таких как:

1. Базовые (первичные) - включают географическое расположение, размер территории, климатические условия, наличие природных ресурсов, плотность населения и другие.

2. Динамические (вторичные) - политические, военные и социально-экономические характеристики, зависящие от политической воли руководства и способности осуществлять различные геополитические стратегии.

По взаимодействию с другими акторами геополитического пространства:

1. Внутренние - политическая стабильность, эффективность государственных институтов, экономическое развитие, уровень образования и научно-технического потенциала, культурные особенности.

2. Внешние - внешняя экономическая политика, членство в международных организациях и военно-политических союзах, численность и структура вооруженных сил.

Проводя анализ атрибуции геополитического статуса государства, автор данной статьи выделяет следующие наиболее важные характеристики, определяющие его положение на мировой арене:

Территориально-географическое положение страны определяет её пространство с установленным правовым статусом, включая сушу, водные и воздушные пространства, а также космическое пространство. Качество территории зависит от её природных, климатических условий, доступа к мировому океану, внутренним водным путям, наличия природных ресурсов и их освоения, уровня развития культуры, экономики и эффективности управления [НапИп^оп 1993].

Тайвань находится на пересечении ключевых морских торговых путей в Восточной Азии. Это делает его важным торговым узлом и придает большое стратегическое значение в региональной и глобальной политике. Контроль над Тайванем даёт стратегическое преимущество в Тихоокеанском регионе. Побережье острова омывает Восточно-Китайское море на севере, Южно-Китайское море и Филиппинское море на юге и

Тихий океан на востоке. За счёт этого Тайвань имеет лёгкий доступ к основным морским торговым путям, что способствует его экономическому развитию и влияет на его важность в международной торговле и безопасности морских путей.

Пограничное пространство является частью национальной территории, на которой устанавливается специальный правовой режим для обеспечения суверенитета и защиты национальных интересов. Государственная граница и пограничное пространство являются неотъемлемыми компонентами геополитического положения страны. Тайвань находится в уникальном политическом положении, поскольку Китайская Народная Республика (КНР) считает его своей провинцией, в то время как Тайвань действует как де-факто независимое государство с собственной политической и экономической системой. Тайвань поддерживает специальный правовой режим для обеспечения суверенитета и защиты своих интересов, несмотря на отсутствие широкого международного признания как суверенного государства.

Способность к выживанию страны зависит от состояния населения, системы воспроизводства, состояния экономики, уровня образования и профессиональных навыков, а также уровня инноваций [Burchill 2022]. Способность к выживанию Тайваня определяется множеством факторов, таких как состояние населения, система воспроизводства, состояние экономики, уровень образования и профессиональных навыков, а также уровень инноваций. Давайте рассмотрим эти аспекты подробнее:

Население Тайваня составляет около 23.5 миллиона человек. Демографические тенденции включают низкий уровень рождаемости и старение населения. Средний возраст жителей Тайваня постепенно увеличивается, что создаёт вызовы для системы здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Тайвань обладает одной из лучших систем здравоохранения в мире. Национальная система медицинского страхования ^Ш) обеспечивает доступность медицинских услуг для всех граждан. По данным Министерства здравоохранения, ожидаемая продолжительность жизни в 2021 году составила 80.86 лет для мужчин и 86.95 лет для женщин.

Тайвань сталкивается с проблемой низкой рождаемости. В 2021 году коэффициент рождаемости составил около 1.1 ребёнка на женщину, что значительно ниже уровня воспроизводства населения (2.1). Правительство Тайваня принимает меры для повышения рождаемости, включая

финансовую поддержку семей и расширение услуг по уходу за детьми.

Экономика Тайваня является одной из самых динамично развивающихся в Азии. В 2022 году ВВП Тайваня составил около $830 миллиардов, а ВВП на душу населения - около $35,000. Экономика страны ориентирована на экспорт, особенно в сфере высоких технологий и полупроводников.

Ключевые отрасли экономики включают производство полупроводников, электроники, информационных технологий, машиностроение, химическую промышленность и текстильное производство. Тайвань является крупнейшим в мире производителем полупроводников и играет ключевую роль в глобальных цепочках поставок высоких технологий.

Тайвань обладает развитой системой образования. Обязательное образование включает девять лет (шесть лет начальной школы и три года средней школы). Система высшего образования включает множество университетов и колледжей, многие из которых имеют высокие рейтинги в международных рейтингах. В 2021 году Тайвань занимал 5-е место в мире по уровню образования в рейтинге IMD World Talent Ranking.

Тайвань активно инвестирует в развитие профессиональных навыков через программы профессионального образования и обучения. Высокий уровень подготовки специалистов в области инженерии, информационных технологий и научных исследований способствует конкурентоспособности страны на международном рынке труда.

Тайвань является мировым лидером в области инноваций и научных исследований. В 2021 году Тайвань занял 8-е место в Глобальном индексе инноваций (Global Innovation Index). Страна активно инвестирует в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), поддерживая развитие высоких технологий и инновационных стартапов.

Тайвань известен своими достижениями в области полупроводников, информационных технологий, биотехнологий и зелёной энергетики. Крупнейшие тайваньские компании, такие как Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) и Foxconn, играют ключевую роль в глобальной технологической индустрии.

Наличие военно-стратегической мощи включает в себя развитый военно-промышленный комплекс, боеспособную армию, наличие или отсутствие ядерного оружия, а также участие в миротворческих операциях. Военно-стратегическая мощь Тайваня включает развитый военно-про-

мышленный комплекс, боеспособные вооружённые силы, стратегическое партнёрство с другими странами, а также участие в международных миротворческих операциях. Вооружённые силы Тайваня насчитывают около 165,000 активных военнослужащих и около 1.5 миллиона резервистов. Они состоят из сухопутных войск, военно-морских сил, военно-воздушных сил и военной полиции. Сухопутные войска включают около 88,000 военнослужащих и оснащены основными боевыми танками (M60A3, CM-11, CM-12), бронетранспортёрами и самоходными артиллерийскими установками. Военно-морские силы, численностью около 45,000 военнослужащих, включают 4 эсминца, 22 фрегата, 2 подводные лодки и другие корабли. Военно-воздушные силы насчитывают около 35,000 военнослужащих и располагают более 300 боевыми самолётами, такими как F-16, Mirage 2000 и F-CK-1 Ching-kuo.

Тайвань обладает значительным военно-промышленным комплексом с такими предприятиями, как Национальный институт оборонных технологий Чжуншань (NCSIST) и Taiwan Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC). Эти предприятия занимаются разработкой и производством широкого спектра военной техники, включая ракеты, беспилотные летательные аппараты, системы ПВО и боевые самолёты. Тайвань активно сотрудничает с США в области военных технологий и закупок, и в 2020 году подписал контракты на поставку американского оружия на сумму более $5 миллиардов, включая истребители F-16V и зенитные ракетные комплексы.

Хотя Тайвань официально не обладает ядерным оружием, в прошлом были подозрения в проведении ядерных исследований и разработок, которые были прекращены под давлением международного сообщества, особенно США. Тайвань ограниченно участвует в международных миротворческих операциях, часто через гуманитарные миссии и поддержку пострадавших от природных катастроф.

Военный бюджет Тайваня в 2023 году составил около $17.1 миллиардов, что составляет около 2.4% от ВВП, причем на 2024 год принят рекордный бюджет на расходы по обороне в размере 606.8 миллиарда новых тайваньских долларов или 19.1 миллиарда долларов США. Значительная часть бюджета направляется на модернизацию.

Историческая ретроспектива в анализе геополитического статуса Тайваня

Говоря о геополитическом статусе Тайваня, необходимо учитывать не

только характеристики острова, соответствующие атрибутам геополитического статуса, но и исторический контекст, в рамках которого страна развивалась. Тайвань представляет собой сложный и многослойный объект изучения, поскольку его история включает множество этапов колонизации, миграции и политических изменений.

Первые упоминания о Тайване датируются серединой 16 века, когда португальские мореплаватели, совершавшие маршрут через эту местность, дали территории название Ilha Formosa («Прекрасная Формоза»). Пространственно-географически Тайвань расположен в западной части Тихого океана, приблизительно в 160 километрах от побережья материкового Китая, отделенный Тайваньским проливом. Географическое положение определяет его стратегическое значение: остров граничит с Филиппинами на юге через пролив Лусон, с Японией на северо-востоке через Восточно-Китайское море и с Китаем на западе.

Аустросезийцы, первоначальные обитатели острова, согласно ранним источникам, были этнически близки к филиппинцам, что указывает на ранние этнокультурные связи в регионе. Однако филиппинцы никогда не претендовали на право управления Тайванем, и их влияние на острове оставалось ограниченным.

Первое устойчивое европейское присутствие на Тайване было установлено голландцами в 1624 году, когда Голландская Ост-Индская компания основала колонию на юго-западе острова и построила Форт Зеландия. Голландская колонизация была обусловлена стратегическим значением Тайваня как торгового центра между Японией, Китаем и Европой. Испанцы также пытались установить своё присутствие на севере острова в 1626 году, однако их влияние было кратковременным, и к 1642 году они были вытеснены голландцами.

Голландская колонизация привела к экономическому развитию Тайваня и притоку китайских мигрантов, что заложило основу для последующего китайского влияния. Голландцы внедрили новые сельскохозяйственные технологии и культуры, увеличив производительность местного сельского хозяйства и стимулировав экспорт сахара и риса. Для работы на плантациях голландцы привлекали мигрантов из провинций Фуцзянь и Гуандун, что также способствовало изменению демографической структуры острова [Sigit & Herindrasti 2020].

Присутствие европейцев на Тайване привлекло внимание династий Мин и Цин в Китае. В этом контексте китайский военачальник Чжэн Чэнгун (Коксинга) в 1662 году изгнал голландцев с острова, стремясь

использовать Тайвань как базу для свержения династии Цин и восстановления династии Мин. Однако после его смерти в 1662 году его сыновья не смогли удержать контроль над островом, и в 1683 году Тайвань был окончательно захвачен династией Цин, став частью провинции Фуцзянь.

Династия Цин установила централизованное администрирование острова в 1683 году. Вначале власти запрещали китайцам переселяться на Тайвань, отправляя большинство коренных жителей обратно на материк. Однако к началу 18 века потребность в рабочей силе заставила местных чиновников обращаться к мигрантам с материка, несмотря на запреты. Постепенно ограничения были смягчены, и к 1811 году на Тайване проживало более двух миллионов китайских переселенцев.

В результате снятия ограничений на переселение, к концу правления династии Цин Тайвань превратился в важный стратегический и экономический регион. Рост китайской миграции способствовал развитию сельского хозяйства и торговых связей. Однако постоянные конфликты с коренным населением и внутренние восстания ослабили контроль династии Цин над островом.

В 1874 году Япония вторглась на территорию аборигенов в южном Тайване, что стало известно как инцидент в Мудане. Японская аргументация основывалась на том, что эта территория не является частью династии Цин, что привело к выплате компенсации Цинской династией и отступлению японской армии. Этот инцидент подчеркнул уязвимость Китая перед иностранной агрессией и стал предвестником последующих конфликтов на Тайване.

Сино-французская война 1883-1885 годов привела к оккупации французами северной части Тайваня, однако французская армия отступила в 1885 году. В это время под руководством губернатора и комиссара по обороне Тайваня Лю Минчуана возобновились усилия по заселению территорий аборигенов. В 1885 году управление Тайванем стало основным направлением деятельности Лю, что привело к значительным административным реформам. Была создана новая Тайваньская префектура в западных равнинах, а три новых округа - Тайвань, Юньлин и Мяоли -были организованы путем разделения существующих административных единиц. Восточный Тайвань был под управлением нового департамента Тайтун, что свидетельствовало о растущем интересе центрального правительства к развитию региона.

В 1887 году Тайвань был провозглашен самостоятельной провинцией.

В течение пяти лет Фуцзян предоставлял ежегодную субсидию в размере 400,000 таель, что составляло 10% ежегодного дохода Тайваня. Лю Мин-чуан перенес столицу Тайваня сначала в современный город Тайчжун, а затем в 1893 году в Тайбэй. Усилия по увеличению доходов от сахара, камфоры и импорта были успешны лишь частично из-за давления иностранных держав на снижение тарифов. Доходы от угольных шахт и пароходных линий стали важной частью бюджета. Однако, кадастровая реформа 1886-1890 годов встретила оппозицию на юге и не принесла ожидаемых доходов [Brown 2004].

После Первой Японо-Китайской войны 1894-1895 годов, по Симо-носекскому договору 1895 года Тайвань был передан Японии. Японское правление (1895-1945) привело к значительным изменениям в экономике и инфраструктуре Тайваня. Были построены железные дороги, школы, больницы, внедрялись современные методы управления и экономики. Японские инвестиции способствовали созданию текстильных фабрик, химических и металлургических заводов, электротехнических предприятий. В результате ВВП Тайваня увеличился в 10 раз, промышленное производство - в 15 раз, а сельскохозяйственное - в 2 раза. Эти изменения заложили основу для последующего экономического развития Тайваня, сделав его одним из наиболее развитых регионов мира.

Каирская декларация 1943 года сыграла важную роль в определении статуса Тайваня после Второй мировой войны. В ней было указано, что Япония должна лишиться всех прав на Тайвань, однако не уточнялось, какой Китай (Китайская Республика или Китайская Народная Республика) должен получить Тайвань. После войны Тайвань был передан Китайской Республике (КР), контролируемой Гоминьданом. После победы коммунистов в гражданской войне 1949 года, Гоминьдан перебрался на Тайвань и установил там своё правительство. Китайская Народная Республика (КНР) с тех пор считает Тайвань неотъемлемой частью Китая и стремится к его воссоединению, тогда как Тайвань сопротивляется любым попыткам принудительного объединения.

Резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН 1971 года признала КНР единственным законным представителем Китая в ООН, что означало потерю Тайванем своего представительства. Это серьёзно повлияло на международный статус Тайваня, усилив давление КНР и военные угрозы в его адрес. Тайваньское правительство продолжает настаивать на своём суверенитете, несмотря на призывы КНР к мирному воссоединению [Chang & Holt 2007].

Консенсус 1992 года, известный как концепция «Один Китай, разные интерпретации», позволил сохранить мирные отношения между двумя сторонами, но не разрешил основной конфликт. КНР продолжает считать Тайвань своей провинцией, в то время как Тайвань функционирует как независимое государство со своей системой управления. Влияние Каирской и Потсдамской деклараций, а также Резолюции 2758 и Консенсуса 1992 года, остаётся значительным, определяя сложные и напряжённые отношения между Тайванем и КНР. Тайвань стремится к международному признанию и сохранению своего суверенитета, а КНР продолжает дипломатические и военные усилия для интеграции острова в состав материкового Китая.

На современном этапе принцип одного Китая является краеугольным камнем политики китайского правительства в отношении Тайваня. Он показывает Тайвань как неотъемлемую часть КНР. Государственное информационное управление Государственного совета в Пекине выпустило белую книгу о «Тайваньском вопросе и деле объединения Китая в новую эпоху». Этот важный документ был выпущен как заявление, чтобы напомнить Западу и международному форуму, что Китай не отступит от своей позиции в отношении Тайваня. Белая книга, опубликованная Коммунистической партией, утверждает, что «принцип одного Китая является общепризнанным в международном сообществе и соответствует международным нормам. Белая книга утверждает, что это «неопровержимый факт, подтверждённый историей и правом» [White paper 20222].

Проанализировав исторический опыт Тайваня, можно сделать следующий вывод: Тайвань никогда не был тем регионом, который задаёт тренды геополитического развития в мире или является ключевым игроком на мировой арене. Будучи всегда сателлитом или колонией в своё время Голландии, Японии, а затем Китая, остров Тайвань никогда не мог претендовать на самостоятельное развитие и наращивание своих мощностей в том объёме, который позволил бы вести полностью независимую политику развития.

Исследовательская часть и выводы

На современном этапе ситуация кардинально изменилась. С начала 1980-х годов Тайвань оказывает значительное влияние на мировую арену в нескольких сферах, главным образом, в технологической. Полупроводниковая компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing

Company), будучи крупнейшим производителем полупроводников в мире, является ключевым элементом тайваньской экономики. TSMC также ведёт инновационную работу в области полупроводников и чипов, что поднимает технологический престиж Тайваня. Её передовые технологии и разработки придают стране образ передового технологического центра.

Из-за своего технологического, а, следовательно, экономического потенциала Тайвань играет ключевую роль во взаимоотношениях сразу нескольких мировых лидеров - США и Китая. Тайвань и США поддерживают тесные экономические и военно-стратегические отношения. TSMC является важным поставщиком полупроводников для американских компаний, таких как Apple, Qualcomm, AMD, NVIDIA, что делает их зависимыми от тайваньских технологий. Это сотрудничество укрепляет взаимное доверие и влияние Тайваня на США в контексте глобальных технологических инноваций [Grimes, Du 2022].

Сотрудничество между TSMC и Китаем является сложным и двусторонним процессом, который включает как конкуренцию, так и сотрудничество в различных аспектах. Несмотря на политические напряжения между Тайванем и Китаем, TSMC ранее эксплуатировала производственные заводы в Китае, хотя и ограничивала их деятельность, чтобы избежать конфликта интересов. Китайские компании, такие как Huawei, являлись важными клиентами TSMC, однако введение американских санкций вынудило TSMC остановить поставки чипов для Huawei в соответствии с законодательством США. Тем не менее, в отдельных случаях китайские компании могут использовать услуги TSMC для производства своих продуктов. Таким образом, сотрудничество между TSMC и Китаем остается сложным в контексте геополитических, технологических и законодательных ограничений [Momoko 2022].

На современном этапе с учётом основных характеристик геополитического статуса и исторического бэкграунда нельзя сказать, что Тайвань является державой-мировым или региональным лидером. Несмотря на выгодное географическое положение без прямого взаимодействия с Китаем Тайвань не может реализовывать свой геополитический потенциал на полную мощность. Однако необходимо отметить, что в данном случае имеет смысл говорить о таком понятии, как территория особого геополитического значения.

Территория особого геополитического значения - это территория, обладающая стратегическим, политическим, экономическим или воен-

ным значением для одной или нескольких стран или регионов. Это может быть вызвано её географическим расположением, природными ресурсами, важностью для торговли и транспортных маршрутов, а также её ролью в мировой политике или безопасности. Такие территории обычно привлекают повышенное внимание и могут быть объектом конфликтов или геополитических стратегий различных государств.

Именно это на современном этапе и наблюдается в ситуации с геополитическим положением Тайваня на мировой арене. Это регион значительного геополитического влияния во взаимоотношениях США и Китая, двух держав-лидеров, по своим характеристикам отвечающий требованиям территории особого геополитического значения. Остров важен как для мировой торговли в целом за счёт своих технологических достижений, так и для двух данных стран в частности - Тайвань является поставщиком полупроводниковых изделий - конкретно, микрочипов - для крупнейших технологических корпораций Китая и Америки, которые также конкурируют между собой. Потеря такого мощного экономического и торгового партнёра, как Тайвань, неизбежно приведёт к высокому уровню экономических проблем или даже коллапсам тех или иных компаний или корпораций. В связи с этим несмотря на то, что КНР считают территорию Тайваня исторически принадлежащей себе, активных действий по «возвращению» острова не предпринимается. В то же время Соединённые Штаты Америки активно не продвигают идею независимого Тайваня вопреки тому, что такой статус острова полностью отвечает геополитическим интересам страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Тайвань обладает статусом территории особого геополитического значения по следующим признакам:

1. Контроль над морскими путями: Тайвань расположен в центре важнейших морских путей в Тихом океане. Через Тайваньский пролив проходит значительная часть мирового морского трафика, включая транспортировку нефти и других стратегических ресурсов.

2. Военная стратегия: Для Китая контроль над Тайванем означает усиление своих военных возможностей в регионе. Тайвань также представляет собой стратегический бастион для США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3. Технологическая индустрия: Тайвань является мировым лидером в производстве полупроводников и электроники. Компании, такие как TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), играют ключевую

роль в глобальной цепочке поставок высокотехнологичной продукции.

4. Экономические связи: Тайвань имеет тесные экономические связи со многими странами, включая США, Японию и страны Европейского Союза. Его экономика интегрирована в глобальные рынки, что делает стабильность Тайваня важной для мировой экономики.

5. Китайская политика «одного Китая»: Для КНР Тайвань является неотъемлемой частью Китая, и любые попытки укрепления тайваньской независимости воспринимаются как угроза. Вопрос Тайваня является одним из главных аспектов китайской внешней и внутренней политики.

6. Международные альянсы и поддержка: Тайвань поддерживает неформальные отношения с многими странами, несмотря на ограниченное количество официальных дипломатических признаний. США, например, оказывают Тайваню значительную поддержку в области безопасности и экономики.

Список литературы:

1. Melissa J. Brown. Is Taiwan Chinese?: The Impact of Culture, Power, and Migration on Changing Identities. - University of California Press, 2004. P. 9-10.

2. "The Taiwan Question and China's Reunification in the New Era", China's white paper, 2022.

3. Киселёв С.Г. Изменение геополитического статуса России и ее геополитическая безопасность / Геополитика // Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселёва. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 276-277.

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис (Политические исследования). 1994. № 1. С. 33-48.

5. Dent C.M. 'Taiwan's foreign economic policy: the "Liberalization Plus" approach of an evolving developmental state'. Modern Asian Studies, 2003. № 37 (2). P. 461-83.

6. Ho Szu-yin and I-chou Liu. The Taiwanese / Chinese Identity of the Taiwan People in the 1990s', American Asian Review, 2002. № 20 (2). P. 29-74.

7. Momoko K. Taiwan's TSMC as a Focal Point of US-China High-Tech Conflict. Asia-Pacific Review, 2022. № 29 (1). P. 5-12. // URL: https://doi.org/10.1080/13439006.2022.2055407

8. Thomas J. Shattuck, Stuck in the Middle: Taiwan's Semiconductor Industry, the U.S.-China Tech Fight, and Cross-Strait Stability, Orbis, 2021. Volume 65. Issue 1. P. 101-117 // URL: https://doi.org/10.1016/j.orbis.2020.11.005.

9. Seamus Grimes, Debin Du, China's emerging role in the global semiconductor value chain, Telecommunications Policy, 2022. Volume 46. Issue 2. P. 101-959. // URL: https://doi.org/10.1016/j.telpol.2020.101959.

10. Purnama R. Strategi China di Kawasan Asia Timur China' s Strategy in the East Asia Region. Jurnal Diplomasi Pertahanan, 2020. № 6 (3). P. 78-93.

11. Sigit & Herindrasti V.L.S. Geopolitics and International Contemporary Issue in Asia Pacific and Beyond. In UKI Press. 2020. Vol. 6, Issue 11.

12. Burchill S., Linklater A., Donnelly J., Nardin T., Paterson M., Reus-Smit C. ... & Sajed A. Theories of international relations. Bloomsbury Publishing. 2022.

13. Программная речь на диалоге высокого уровня между Коммунистической партией Китая и политическими партиями мира (15 марта 2023 г., Пекин). // URL: http://cn.chinadiplomacy.org.cn/2023-03/16/content_85171138.shtml

14. Hantington S. If Not Civilization? What? Paradigms of the Post-Cold War World // Foreign Affairs, November / December. 1993. Vol. 72. № 5. P. 186-194.

15. Chang H.C. & Holt R. Symbols in Conflict: Taiwan (Taiwan) and Zhongguo (China) in Taiwan's Identity Politics. Nationalism and Ethnic Politics, 2007. № 13 (1). P. 129-165. // URL: https://doi.org/10.1080/13537110601155841

16. Feng J.H. A Path not Taken: Wei Yung, 'Multi-System Nations', and Cross-Strait Relations in the 1980s. Asian Studies Review, 2023. № 47 (4). P. 818-835. // URL: https://doi.org/10.1080/10357823.2023.2198196

Bibliography

1. Melissa J. Brown. Is Taiwan Chinese?: The Impact of Culture, Power, and Migration on Changing Identities. - University of California Press, 2004. P. 9-10.

2. "The Taiwan Question and China's Reunification in the New Era", China's white paper, 2022.

3. Kiselev S.G. Changing the geopolitical status of Russia and its geopolitical security / Geopolitics // Political science: textbook / edited by S.G. Kiselev. - M.: TK Velby, Prospect Publishing House, 2008. P. 276-277.

4. Huntington S. Clash of civilizations // Polis (Political studies). 1994. № 1. P. 33-48.

5. Dent C.M. 'Taiwan's foreign economic policy: the "Liberalization Plus" approach of an evolving developmental state'. Modern Asian Studies, 2003. № 37 (2). P. 461-83.

6. Ho Szu-yin and I-chou Liu. The Taiwanese / Chinese Identity of the Taiwan People in the 1990s', American Asian Review, 2002. № 20 (2). P. 29-74.

7. Momoko K. Taiwan's TSMC as a Focal Point of US-China High-Tech Conflict. Asia-Pacific Review, 2022. № 29 (1). P. 5-12. // URL: https://doi.org/10.1080/13439006.2022.2055407

8. Thomas J. Shattuck, Stuck in the Middle: Taiwan's Semiconductor Industry, the U.S.-China Tech Fight, and Cross-Strait Stability, Orbis, 2021. Volume 65. Issue 1. P. 101-117 // URL: https://doi.org/10.1016Zj.orbis.2020.11.005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Seamus Grimes, Debin Du, China's emerging role in the global semiconductor value chain, Telecommunications Policy, 2022. Volume 46. Issue 2. P. 101-959. // URL: https://doi.org/10.1016/j.telpol.2020.101959.

10. Purnama R. Strategi China di Kawasan Asia Timur China' s Strategy in the East Asia Region. Jurnal Diplomasi Pertahanan, 2020. № 6 (3). P. 78-93.

11. Sigit & Herindrasti V.L.S. Geopolitics and International Contemporary Issue in Asia Pacific and Beyond. In UKI Press. 2020. Vol. 6, Issue 11.

12. Burchill S., Linklater A., Donnelly J., Nardin T., Paterson M., Reus-Smit C. ... & Sajed A. Theories of international relations. Blooms-bury Publishing. 2022.

13. Keynote speech at the High-level Dialogue between the Communist Party of China and World Political Parties (15 March 2023, Beijing). // URL: http://cn.chinadiplomacy.org.cn/2023-03/16/content_85171138.shtml

14. Hantington S. If Not Civilization? What? Paradigms of the Post-Cold War World // Foreign Affairs, November / December. 1993. Vol. 72. № 5. P. 186-194.

15. Chang H.C. & Holt R. Symbols in Conflict: Taiwan (Taiwan) and Zhongguo (China) in Taiwan's Identity Politics. Nationalism and Ethnic Politics, 2007. № 13 (1). P. 129-165. // URL: https://doi.org/10.1080/13537110601155841

16. Feng J.H. A Path not Taken: Wei Yung, 'Multi-System Nations', and Cross-Strait Relations in the 1980s. Asian Studies Review, 2023. № 47 (4). P. 818-835. // URL: https://doi.org/10.1080/10357823.2023.2198196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.