Научная статья УДК 327
геополитический статус государства
С. Г. Киселев
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Москва, Россия
ksg56@mail.ru
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть понятие, содержание и структуру геополитического
статуса государства, подчеркнуть его значимость в условиях обострения глобальной конкуренции и геополитического противоборства. Автором делается вывод, что геополитический статус включает в себя международный вес, экономико-технологический, военный, демографический и ресурсный потенциалы, степень геоцивилизационного влияния на соседей и иные характеристики. В исследовании геополитического статуса используются общенаучные методы, частно-научные геополитические методы, а также методы цивилизационной геополитики.
Ключевые слова: глобальная конкуренция, национальные интересы, геополитический статус, элементы геополитического статуса, геополитическая безопасность
Для цитирования: Киселев С. Г. Геополитический статус государства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2024. Вып. 2. (855). С. 9-15.
Original article
The Geopolitical Status of the State
Sergey G. Kiselev
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia ksg56@mail.ru
Abstract.
The article makes an attempt to consider the geopolitical status of the state, concept, content and structure, to emphasize its significance in the context of intensifying global competition and geopolitical confrontation. The author concludes that geopolitical status includes international weight, economic, technological, military, demographic and resource potentials, the degree of geo-civilizational influence on neighbors and other characteristics. In the study of geopolitical status, general scientific methods, specific scientific geopolitical methods, as well as methods of civilizational geopolitics are used.
Key words: global competition, national interests, geopolitical status, elements of geopolitical status,
geopolitical security
For citation: Kiselev, S. G. (2024). The geopolitical status of the state. Vestnik of Moscow State Linguistic University.
Social Sciences, 2 (855), 9-15.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы статьи обусловлена вступлением мироустройства в эпоху геополитической поляризации, геополитических сдвигов, обостряющейся глобальной конфронтации. Мировой порядок испытывает всё возрастающую нагрузку, нестабилен и требует трансформации, причем на новых основаниях международных отношений. Как отмечается в Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года, «человечество переживает эпоху революционных перемен»1. В этих условиях особую значимость приобретает вопрос готовности государства к отстаиванию своих интересов и обеспечению суверенитета в усложняющихся международных отношениях.
Понятие «геополитический статус» было введено в научный оборот автором данной статьи в 2008 году в учебнике «Политология», подготовленном коллективом кафедры политологии МГЛУ, и получило довольно широкое распространение в научной и аналитической литературе. В частности, было сформулировано, что «геополитический статус страны включает, кроме пространственно-географических характеристик, международный вес, экономическую, технологическую и военную мощь, динамику народонаселения, степень цивилизационно-культурного влияния на соседей. Геополитический статус опирается на имеющиеся возможности, различные потенциалы, необходимые для его приобретения, поддержания и укрепления» [Политология, 2008, с. 276].
Геополитический статус имеет свою структуру и включает ряд элементов, формирующих его содержание, таких как:
- пространственно-географическая характеристика;
- политическая составляющая (в том числе военно-политическая);
- геоцивилизационная составляющая;
- экономико-технологическая составляющая;
- ресурсная составляющая;
- демографическая составляющая (потенциал);
- обороноспособность;
- внешнеполитическое позиционирование;
- внешнеполитические амбиции;
- геополитические приоритеты;
- представления о своей миссии в регионе / мире;
- информационно-репутационный ресурс.
Вкратце охарактеризуем составляющие / элементы геополитического статуса.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Пространственно-географическая характеристика включает следующие параметры: географическое положение; размер территории; протяженность; конфигурация; выход к морям и океанам, главным морским и океаническим путям; ландшафт; климат; инфраструктура, наличие морских портов, трубопроводов, транспортных узлов, коридоров и т. п.; геополитическая значимость территории.
Месторасположение государства в геополитическом пространстве имеет чрезвычайно важное значение в этом сегменте геополитического статуса. Например, Тайвань, не являясь крупным субъектом в геополитической структуре мира, располагается на островной территории, имеющей важное геополитическое значение, а его позиция в международных отношениях оказывает существенное влияние не только на региональную обстановку и расстановку сил в регионе, но и на глобальную геополитическую ситуацию. Это связано в первую очередь с отношениями между Китаем, Тайванем и США и другими геополитическими субъектами.
По определению одного из классиков геополитической науки Х. Маккиндера, Россия является Хартлендом, т. е. значительным местом в мире с точки зрения достижения глобального геополитического контроля («Кто владеет Хартлендом, тот владеет миром»). По его мнению, Россия - «осевое государство, осевой район, вокруг которого другие государства совершают что-то вроде кругового вращения вокруг осевого государства, которое всегда так или иначе является великим» [цит. по: Геополитика, 2007, с. 151]. Ему вторил примерно теми же словами Зб. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска», обосновывая задачу США по установлению контроля над территорией России как условия достижения полной мировой гегемонии [Бжезинский, 1998, с. 12].
При анализе данного сегмента учитываются преимущества и слабости географического местоположения государства. Например, Россия в этом плане имеет ряд стратегических преимуществ:
а) евразийское положение, своеобразный мост между Востоком и Западом, важный транспортный коридор;
б) контроль над большей частью Арктических шельфовых территорий Евразии с огромными запасами природных ресурсов, морскими коммуникациями вдоль побережья (Северный морской путь) с возрастающим значением в условиях
таяния льдов; выход в Тихоокеанский регион на дальневосточном направлении внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что является одним из геополитических приоритетов России, в 1998 году ставшей членом АТЭС;
в) соседство с Китаем, одним из мировых экономических лидеров, постсоветскими государствами - членами ЕАЭС и военно-политического блока ОДКБ и, так же, как и Китайская Народная Республика, членами ШОС.
ГЕОЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СТАТУСА
Геоцивилизационная составляющая геополитического статуса определяет принадлежность страны к той или иной геоцивилизации - западной, исламской,православной,российской, конфуциан-ско-буддистской, латиноамериканской, японской или индуистской. Некоторые исследователи не без оснований включают в систему мировых цивилизаций и африканскую геоцивилизацию. Действительно, можно считать африканский мир формирующейся цивилизацией, о чем свидетельствует наблюдаемая ныне активность африканских стран, рост цивилизационного самосознания, региональная интеграция, возрастание роли и значения Африканского союза со штаб-квартирой в Аддис-Абебе, столице Эфиопии, единственной страны Африки, никогда не бывшей колонией.
Геоцивилизационная составляющая геополитического статуса включает не только культурно-ци-вилизационные контакты и диалог, но и геоциви-лизационные вызовы, связанные прежде всего с состоянием / потенциалом соседней / соседних геоцивилизаций и государств-лидеров, поскольку геоцивилизациям присуще такое имманентное качество, как экспансия - стремление к установлению влияния и контроля над соседями. Учитывается наличие напряженностей межцивилизационного взаимодействия, «линий цивилизационных разломов» [Нап^пдЬоп, 1993], а также степень опасности возникновения конфликтов, «столкновения цивилизаций» [Хантингтон, 1994].
Геополитический статус характеризуется жизне-устойчивостью, степенью цивилизационно-культур-ного влияния на другие страны и геоцивилизации, наличием цивилизационного проекта, привлекательностью, направленных как внутрь, так и за пределы своего цивилизационного пространства. Например, выступлением руководителя КНР Си Цзиньпина в марте 2023 года Китай практически начал официальное позиционирование своего
глобального цивилизационного проекта1, обращенного к другим народам, государствам и мировым геоцивилизациям. Проект называется «Сообщество единой судьбы человечества». В нем предлагается «китайская инициатива глобальной цивилизации», заключающаяся в совместных действиях за уважение разнообразия цивилизаций в мире, за равенство, диалог и терпимость между ними, устранение барьеров и конфликтов и преодоление превосходства между цивилизациями.
Современное геоцивилизационное положение России определено в Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года: «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира»2.
Добавим к этому, что российская геоцивилизация занимает в картине мира особое место - она, как никакая другая, соседствует с пятью из восьми мировых цивилизаций, испытывая при этом определенные вызовы и давление со стороны соседей по периметру своих границ, постоянно требующие выработки ответов, адекватных этим вызовам.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛяюЩИЕ
геополитического статуса
Политическая составляющая геополитического статуса включает место и роль государства в мировом балансе сил, международный вес, место в геополитической структуре мира, его принадлежность к геополитическим субъектам современного миропорядка, состояние суверенитета государства, его независимость или же зависимость в международных делах от какого-либо геополитического субъекта. В содержание данного элемента входит состояние внешнеполитической деятельности, активность и позиционирование в мировом
1Программная речь на диалоге высокого уровня между Коммуни-
стической партией Китая и политическими партиями мира (15 марта 2023 г., Пекин). URL: http://cn.chinadiplomacy.org.cn/2023-03/16/ content_85171138.shtml
политическом процессе, способность к реализации национальных интересов, наличие глобальных и региональных интересов. Характеристика данного элемента включает наличие геополитических вызовов и угроз, способность их нейтрализации, состояние геостратегии. Также учитывается состояние обороноспособности государства, его место в военной картине современного мира [Бе-лозеров, 2023].
Наличие и поиск политических и стратегических союзников и партнеров является весьма необходимым процессом в условиях геополитического противоборства и значимым параметром геополитического статуса. Важен также учет активности государства, его участие в процессах урегулирования конфликтов между другими государствами и в других регионах, например в качестве посредников или миротворцев.
Экономико-технологическая составляющая геополитического статуса представляет собой необходимый материально-финансово-технический потенциал / возможности, обеспечивающие должное состояние геополитического статуса как в целом, так и функционирование его сегментов.
Упоминаемый выше Маккиндер, обосновывая величие России ее контролем над Хартлендом, писал, что в этом вопросе имеются определенные «ограничения». Он указал, что выгодное геополитическое положение само по себе автоматически не обеспечивает контроля над ним. Для этого требуется «настоящий баланс политического могущества», опирающийся в том числе на экономическую мощь и техническую оснащенность.
В Российской Федерации уделяется определенное внимание технологическому развитию. Обостряющаяся геополитическая ситуация, сопровождающие ее антироссийские санкции в отношении России, в том числе ограничивающие получение технологий, выявили уязвимые места в научно-технологическом обеспечении. Ответом Российской Федерации на технологический вызов стал ориентир на достижение технологического суверенитета в соответствии со Стратегией научно-технологического развития1:
• Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
• С 2022 года Минобрнауки России реализует федеральный проект «Передовые инженерные
1Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143).
школы» (ПИШ), за относительно небольшой период создано 30 таких школ в 15 регионах страны, предоставлено 759 грантов для стажировки лучших студентов в ведущих высокотехнологичных компаниях.
• В мае 2023 года принята Концепция технологического развития на период до 2030 года. Функционирует Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»2.
Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 годы Десятилетия науки и технологий, цель которого привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение необходимых для страны и общества научно-технологических задач, а также рост интереса людей к достижениям российской науки. В рамках Десятилетия науки и технологий проводятся различные мероприятия, к примеру, Всероссийский фестиваль НАУКА 0+, Конгресс молодых ученых и др.
Укрепление технологического потенциала России соответствует общемировому тренду. Например, за период с 2019 по 2021 год бюджетные расходы на НИОКР в Европейском союзе выросли с 2,1 до 2,2 % ВВП, в США - с 3,2 до 3,5 %, в странах - членах ОЭСР и наблюдателях - с 2,5 до 2,7 %, в Китае - с 2,2 до 2,4 %3.
природно-ресурсный сегмент геополитического статуса
Эпоха геополитического противоборства (так можно назвать происходящее на планете в данный исторический период) характеризуется интенсивной борьбой за влияние и контроль над природными ресурсами между различными государствами и политическими альянсами, в том числе военно-политическими союзами. В этом просматривается стремление стран не только к решению экономических задач, повышению благосостояния, но и к наращиванию своей силы и расширению влияния в геополитическом пространстве.
Российская территория в этом плане представляет собой «лакомый кусок», своеобразный Клондайк. По данным экспертов Союза промышленников и предпринимателей России, на ней расположены примерно половина всех природных ресурсов планеты и треть стратегического сырья. Если же говорить о континентальном евразийском
2Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р.
3Global Research and Development Expenditures. 2022: Fact Sheet. URL: https://clck.ru/34oi8T
пространстве, то здесь разведаны 85 % всех энергоресурсов планеты. Отсюда - соблазн некоторых геополитических акторов добиться контроля над ресурсами другого / других государств.
демографическая составляющая геополитического статуса
Население, как и природные ресурсы, также является частью ресурсного потенциала государства и элементом его геополитического статуса.
Демографический элемент представляет собой весьма важный сегмент, поскольку сохранение геополитического пространства обеспечивается достаточным количеством народонаселения.
Ученые придают демографии весьма значительную роль, зачастую ключевое значение, полагая, что демография - это судьба государств и цивилизаций. Ж.-К. Шенэ, профессор Французского национального института демографических исследований, в работе «Демография и стратегия: закат Запада» утверждает, что демография «измеряет потенциал роста или деградации, расцвета или упадка человеческих сообществ» [Шенэ, 1997, с. 1].
Ученый-демограф провел ряд исследований, в частности, выявил «восемь факторов, влияющих на уязвимость Европы из-за падения рождаемости»: бюджетные проблемы (ввиду старения населения); потеря контроля над территорией; зависимость от иммиграции; утрата боевого духа; потеря конкурентоспособности; уменьшение способности к культурной экспансии; социальное дробление общества; усиление внешних влияний. Детально исследовав каждый из восьми факторов, ученый сделал вывод о постепенном спаде развития Европы, утере ею глобальных позиций стратегической конкурентоспособности [там же, с. 3-4].
На необходимость достаточного демографического ресурса обращал внимание и вышеупомянутый Маккиндер в его рассуждениях о контроле геополитического пространства вообще, и в частности - Хартленда.
Демографическая политика в России осуществляется в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, ее целями являются «стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет»1. В сентябре 2021 года Правитель-
1Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской
ством РФ был принят План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в целях ее корректировки и реализации2. В целях реализации российской демографической политики 2024 год объявлен в Российской Федерации «Годом семьи».
Элементами геополитического статуса являются также внешнеполитические интересы, приоритеты и притязания, позиционируемые и реализуемые в межгосударственном, международном процессе, состояние конкурентоспособности государства в условиях глобальной и региональной конкурентной среды. Как правило, такие позиции определяются государствами в стратегиях, стратегических концепциях, концепциях внешней политики, «белых книгах» и других доктринальных документах. В современной России внешнеполитические цели и задачи определены в Концепции внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 года3.
Геополитический статус государства в значительной степени определяет состояние геополитической безопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов государства от вызовов, связанных с пространственными, политическими, геостратегическими, демографическими, экономико-технологическими, ресурсными, информационными и иными измерениями и вызовами. Понятие «геополитическая безопасность» было введено в научный оборот автором данной статьи и получило довольно широкое распространение в научном дискурсе [Киселев, 2006].
В целях всестороннего исследования состояния геополитического статуса государства применяется целый комплекс аналитического инструментария - модели, методы, методики, подходы и т. п. Например, методика форсайта - для масштабного анализа; модели понимания политики, такие как PMESII - для систематической оценки стратегической среды; модель «S=E+W+M» - для корреляции воздействия различных факторов, методы ивент-и контент-анализа и др.
зАКЛючЕНИЕ
В условиях обостряющейся глобальной конфронтации и геополитической поляризации решающее значение приобретает готовность государства
Федерации на период до 2025 года»
2План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден Правительством Российской Федерации. Распоряжение № 2580-р от 16 сентября 2021 г.
к обеспечению своего международного суверенитета, созданию условий для реализации геополитических приоритетов, что во многом определяет геополитический статус страны.
Геополитический статус государства определяет его место и роль в геополитической картине мира, совокупность потенциалов, обеспечивающих реализацию геополитических, геостратегических и геоцивилизационных интересов. Геополитический статус опирается на соответствующий базис возможностей, своего рода потенциалы составляющих его элементов, что определяет необходимость их
своевременного достижения и достаточного поддержания.
Геополитический статус - величина динамическая, она постоянно эволюционирует, подвергаясь воздействию изменяющихся вызовов и угроз, геополитических сдвигов, требует постоянного мониторинга ситуации, анализа и адаптации стратегий и доктрин, потенциалов, возможностей и ресурсов, воздействия разнообразных факторов, а также формирования инструментария и механизмов мониторинга и реагирования на геополитическую ситуацию.
список источников
1. Политология: учебник / Абгарян Р. Э. и др. ; под ред. С. Г. Киселёва. М.: ТК Велби : Проспект, 2008.
2. Геополитика: Хрестоматия / сост. Б. А. Исаев. СПб.: Питер, 2007.
3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические перспективы. М.: Международные отношения, 1998.
4. Hantington S. If Not CiviLization? What? Paradigms of the Post-CoLd War World // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. № 5. P. 186-194.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.
6. Белозёров В. К. Военная картина мира как детерминант обеспечения национальной безопасности России // Новые вызовы и угрозы безопасности РФ в условиях глобальных и локальных трансформаций / под общ. ред. С. В. Устинкина, А. В. Никитина. М.: РУСАЙНС, 2023. С. 18-35.
7. Шенэ Ж.-К. Демография и стратегия: закат Запада. М., 1997.
8. Киселёв С. Г. Трансформация геополитической и геоцивилизационной безопасности России // Многовектор-ность безопасности международных отношений: сборник статей. М.: Московский институт стратегических исследований. 2006. Т. 1. С. 19-30.
REFERENCES
1. Abgaryan et al. (2008). Politologia = Political Science: textbook. Ed. by S. G. Kiselev. Moscow: TK Velbi : Izdatelstvo Prospect. (In Russ.)
2. Isaev, B. A. (ed.) (2007). Geopolitika: Hrestomatia = Geopolitics: Chrestomathy. St. Petersburg: Peter. (In Russ.)
3. Brzezinski, Z. (1998). Velikaja shahmatnaja doska. Gospodstvo Ameriki i ee geostrategicheskie perspektivy = The Grand Chessboard. American dominance and its geostrategic prospects Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya. (In Russ.)
4. Hantington S. (1993). If Not Civilization? What? Paradigms of the Post-Cold War World. Foreign Affairs, 72(5), 186-194.
5. Huntington, S. (1994). Stolknovenie civilizacij = A clash of civilizations? Polis (Political Studies), 1, 33-48. (In Russ.)
6. Belozerov, V. K. (2023). The military worldview as a determinant of ensuring Russia's national security. In Ustinkin, S. V., Nikitin, A. V. (Eds), Novye vyzovy i ugrozy bezopasnosti RF v uslovijah global'nyh i lokal'nyh transformacij (18-35). Moscow: RUSAINS. (In Russ.)
7. Shene, J.-K. (1997). Demografia I strategia: zakat Zapada = Demography and strategy: the Decline of the West. Moscow. (In Russ.)
8. Kiselev, S. G. (2006). Transformacija geopoliticheskoj i geocivilizacionnoj bezopasnosti Rossii = Transformation of Russia's geopolitical and geo-civilizational security. Mnogovektornost' bezopasnosti mezhdunarodnyh otnoshenij: sbornik statej, 1, 19-30. Moscow: Moscow Institute for Strategic Studies.
информация об авторе
Киселев Сергей Георгиевич
доктор философских наук, профессор кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kiselev Sergey Georgievich
Doctor of Philology (Dr. habil)
Professor at the Department of Political Science
Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty) Moscow State Linguistic University
Professor of the Department of International Security and Foreign Policy
of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
11.03.2024 09.04.2024 10.04.2024
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication