SCIENCE TIME
■
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ АСПЕКТ ПРИДНЕСТРОВСКОГО КОНФЛИКТА
Ковальски Станислав Владимирович, Кишиневский Криминологический институт, г. Кишинев
E-mail: kovstas@yandex.ru
Букучь Анатолий Семенович, Кишиневский государственный университет, г. Кишинев
E-mail: aombucuci@yahoo.com
Аннотация. В результате горбачевской «перестройки» и парада суверенитетов в Советском Союзе обострились национальные и межэтнические противоречия.
В Молдавской ССР процессы «перестройки» имел свой особенный характер. Идея независимости от союзного центра, проводимая, кстати, в первую очередь той же Россией, ассоциировался в Молдавии с идеей объединения с Румынией, которая выдвигалась небольшой группой писателей. Именно в процессе «перестройки» проявились первые признаки подмены национальных лозунгов на националистические.
Перспектива объединиться с Румынией не сплотила население вокруг идеи молдавской государственности, а расколола на антагонистические группировки. Одни желали независимость и молдавскую государственность, другие -объединение с Румынией, третьи - сохранение Молдавии в состав Советского Союза, во что бы то ни стало.
Ключевые слова: процесс «перестройки», «суверенизация» союзных республик, «Интердвижение», Приднестровский регион, возрождение «Великой Румынии».
Используемые методы и материалы. В подготовке статьи были использованы следующие методы исследования: исторический метод, метод анализа, синтеза, сравнительный метод. Были использованы научные материалы историков Молдовы, Приднестровья. Статьи политических оппонентов.
1 SCIENCE TIME 1
Изложение основного материала исследования
Суверенизация союзных республик привели к тому, что в молдавском обществе стали создаваться различные сценарии будущего. В Молдавской ССР рассматривалось две взаимоисключающие позиции, - сохранение любой ценой Молдовы в составе СССР и объединение с Румынией. В мае 1989 года был создан Народный фронт Молдовы, объединивший в себе ряд националистических организаций. Идеология Народного Фронта базировалась на идее создания «Великой Румынии», в состав которой должна была бы входить и Молдавская ССР. В противовес Народному Фронту в Приднестровье возникло Интердвижение. В Тирасполе был создан ОСТК — Объединённый совет трудовых коллективов.
Политический процесс в Республике Молдова продемонстрировал, что число сторонников объединения с Румынией не обеспечивает даже преодоления избирательного порога в 4%. Более того, для самосохранения в молдавской политике Народный Фронт вынужден был эволюционировать от «национально-освободительного движение румын на оккупированных территориях» (1990г.) до Христианско-Демократической Народной Партии (2000 г.), с банальной программой, в которой уже ничего не говорится об объединении с Румынией [1].
Московские СМИ, через единственный на тот момент канал союзного телевидения представляла необъективно все происходившее в Кишиневе как желание молдаван к объединению с Румынией.
Ком.партия Молдавии, - для упрочения своих шатких позиций стала пугать население перспективой объединения с Румынией. В индустриальных центрах Приднестровья население особенно болезненно реагировало на подобные идеи. Понятие румын было синонимом слова фашист. Люди готовы были брать в руки оружие, лишь бы «не проснуться в Румынии» [2].
Будучи в составе СССР, Молдавская ССР, как и все остальные Союзные республики, располагала чисто декоративными атрибутами государства.
Перестройка, начатая М. Горбачевым, внесла некоторые коррективы в системе государственных структур власти. Продолжением реформы власти послужили и выборы в Верховный Совет МССР, состоявшиеся 25 февраля-10 марта 1990 г. Для их проведения вся территория МССР была поделена на 380 округов. Кандидаты в депутаты выдвигались не только компартией, но и трудовыми коллективами. Выборы проводились на альтернативной основе. В некоторых округах было по 5, 6, а то и 10 кандидатов. Компартия Молдавии потерпела сокрушительное поражение, в новый Верховный Совет прошло лишь около 10% выдвинутых ею кандидатов. Народный Фронт также не смог обеспечить себе победу на выборах, набрав лишь 28% депутатских мест.
Вновь созданный Верховный Совет МССР распался на фракции, которые отражали положение дел в общественном сознании населения республики.
1 SCIENCE TIME 1
Народный Фронт, с 28% депутатскими мандатами, занял правое парламентское крыло. Левое крыло заняла фракция коммунистов и представителей трудовых коллективов военно-промышленного комплекса (не только из Приднестровья, но и из Кишинева, Бельцы, Бендер, Рыбницы, Оргеева) - около 20% депутатских мандатов. Большинство в Парламенте занимала фракция депутатов-аграриев, в большинстве своем - председатели колхозов и директора совхозов - около 45% депутатских мандатов.
Балансируя между фронтистами и коммунистами, депутаты-аграрии внесли свой вклад в существующий хаос того времени.
Вместе с тем, принципиально важно помнить, что эти выборы состоялись на всей территории Молдавии, в том числе с активным участием населения с левого берега Днестра. Соответственно, в составе Верховного Совета МССР был пропорционально представлен и Приднестровский регион.
Однако, последовавшие за этим ошибки Кишинева были предопределены поразительно низким уровнем политической культуры, доминировавшим в обществе вкупе с тоталитарным менталитетом. К ним относятся:
- склонность к применению силы, без понимания возможных последствий;
- неспособность властей выработать линию поведения, которая отвечала бы интересам большинства населения республики;
- неспособность властей ориентироваться в обстановке и принимать взвешенные решения;
- непонимание важности поддержания диалога, как с инакомыслящими лидерами, так и с населением;
- неспособность обеспечить доступ как русскоязычного, так и молдавоязычного населения к альтернативным источникам информации.
Средства массовой информации в тот период дирижировали массовым сознанием беспрепятственно: фронтисты продвигали идеи унионизма в своих СМИ, сепаратисты - в своих изданиях, финансируемые союзными (московскими) спецслужбами - обрисовывали Молдавию в черно-коричневом цвете, что далеко не соответствовало действительности.
Инциденты в Дубоссарах осенью 1990 года, «поход на Гагаузию» осенью того же года, трагические события 19 июня 1992 года в г. Бендеры явились результатом того, что российские и румынские спецслужбы спланировали и организовали провокации, а руководство Молдовы на них поддалась. Эти грубейшие ошибки молдавского руководства были мастерски использованы лидерами сепаратизма в Тирасполе с целью полного разрыва с Кишиневом. Более того, Тираспольские власти охотно шли на подлог, выдавая лозунги Народного Фронта и от дельные высказывания полит иков разных мастей за позицию руководства Молдовы [3].
Следует выделить Тирасполь, который стоял особняком среди других
1 SCIENCE TIME 1
городов с русскоязычным населением Республики Молдова. Помимо того, что молдаване составляли только 17,7% согласно переписи населения 1989 года, в Тирасполе располагался штаб 14-й Армии.Также в Тирасполе был высок процент ушедших на пенсию офицеров (10 тысяч), который предпочли остаться по месту бывшей службы. В августе 1989 года в Тирасполе был создан ОСТК (Объединенный Совет Трудовых Коллективов), кот орый перехват ил инициат иву у местной партийной организации и который проповедовал наиболее агрессивные формы ксенофобии.
Из всего этого следует вывод, что население индустриальных центров Приднестровья, были благодатным материалом для политических манипуляций, направленных против Молдовы. Население Приднестровья в целом, в первоначальной фазе конфликта, оказалось и заложником политических спекуляций Кремля. Впоследствии, население оказалось также заложником местного авторитарного Смирновского режима и интересов международной сети организованной преступности, превратила Приднестровье в перевалочную базу для контрабанды и источник обогащения [4].
Поворотным моментом в противостоянии Кишинев-Москва стало 23 июня 1990 года, когда Парламент Молдовы принял Декларацию о суверенитете. И хотя такую же декларацию немного ранее приняла Россия, в Москве создалось мнение, что Молдова намерена выйти из состава СССР. 2 сентября 1990, в Тирасполе создалась - Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
Еще одна ошибка является то, что молдавское руководство само отдало в руки Тираспольских сепаратистов тысячи тонн оружия, осенью 1991 года отказалось от имущества бывшей Советской Армии на территории левобережных районов, переведя под молдавской юрисдикцией лишь то имущество и вооружение, которое находилось на правом берегу Днестра.
В 1992 году руководством Республики Молдова неоднократно предпринимались попытки стабилизировать ситуацию и избежать сползания к вооруженному противостоянию. Парламент Республики Молдова принял ряд Постановлений (27 мая, 11 июня, 16 июня и 18 июня 1992 года), направленных на разрешение конфликта мирными средствами.
Однако именно после их принятия, 19 июня, в Бендерах была организована провокация, что послужило начало масштабного вооруженного противостояния.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно утверждать, что Приднестровский конфликт, в его силовой форме был неизбежен. Каждый из центров влияния на ситуацию, Кишинев, Тирасполь, Москва, несет свою долю ответственности.
17 марта 1991 года проводился Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, но органы власти Молдавии воспрепятствовали проведению
1 SCIENCE TIME 1
референдума на территории республики, поэтому центральные республиканские комиссии по проведению референдума не были созданы и голосование прошло только в воинских частях.
Проведение референдума в Приднестровье усилило недовольство кишинёвских властей. После провала московского путча в Кишинёве были проведены митинги, на которых звучали призывы к выходу Молдавии из Советского Союза. Президиум ОСТК Тирасполя, со своей стороны, поддержал ГКЧП, опубликовав в «Трудовом Тирасполе» заявление: «Мы целиком и полностью поддерживаем решительные меры Государственного Комитета по чрезвычайному положению СССР, исполняющего обязанности президента страны и руководства СССР, направленные на сохранение нашей великой Родины, на стабилизацию общественно-политической обстановки» [5].
23 августа 1991 была распущена Компартия Молдавии. 27 августа 1991 вслед за Россией и Украиной Молдавия объявляет о своей независимости, а 29 августа в Киеве кишинёвскими спецслужбами был арестован председатель Верховного совета ПМССР Игорь Смирнов.
18 декабря 1991 Россия признала независимость Молдавии (в пределах административных границ Молдавской ССР на 1 января 1990 г., то есть, включая и левобережные районы Днестра). В течение зимы 1991—1992 гг. отношения между Кишинёвом и Тирасполем обострялись. Произошёл ряд мелких столкновений.
2 марта 1992 года в Дубоссарах приднестровские сепаратисты на 3 БТР-ах штурмом взяли горотдел полиции подчиненный МВД Молдовы, что и послужило поводом для начала крупномасштабных боевых действий.
23 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете Республики Молдова. Реакция национальных меньшинств на эти действия властей не заставила себя ждать. 2 сентября 1990 г. была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская социалистическая республика. Необходимо подчеркнуть, лидеры Приднестровья выступали против распада Советского Союза в отличие от молдавского руководства.
В конце 1989 - начале 1990 года в Приднестровье был проведён референдум об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. 2 сентября 1990 года на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней Приднестровья была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика в сост аве СССР. Официально новое образования не были признаны руководством СССР.
С международно-правовой точки зрения приднестровский конфликт начался как внутренний конфликт между центральными властями Молдавской ССР и местными властями приднестровского региона Молдавии. На протяжении 1989 - 1992 гг., несмотря на происходившие инциденты, этот конфликт
1 SCIENCE TIME 1
оставался внутренним, так как напрямую в нем не участвовали другие государства.
Интернационализация конфликта началась лишь после начала военных действий и вовлечения в вооруженный конфликт действиях частей 14-й российской армии в июне 1992 года.
Заключение
1. На сегодняшний день между населением обоих берегов Днестра, не существует какой-либо межэтнической или межрелигиозной вражды. В то же время, население обоих берегов свыклось с мыслью о расколе страны и эта проблема находится на периферии общественного внимания.
2. Приднестровский конфликт является комплексным феноменом. Его разрешению препятствует себя целый ряд факторов: авторитарность, приднестровского политического режима, хаоса и политической неразберихи существующие в Правобережной Молдавии и геополитических интересов других стран.
3. Формула «разрешенный конфликт» означает не подписание какого-либо документа, а завершение процесса трансформации, объединенной Республика Молдова в жизнеспособное правовое демократическое государство, перспектива существования которого не будет подвергаться сомнению.
4. При отсутствии интереса извне к разрешению конфликта, главным препятствием в его разрешении является слабость молдавской демократии, коррумпированность и некомпетентность молдавской политической элиты.
5. Решение Приднестровского конфликта не может быть достигнуто в рамках существующих подходов и существующего переговорного процесса.
6. В силу того, что первопричины конфликта остались в прошлом, искусственное затягивание его разрешения приводит только к наращиванию упущенных возможностей для населения обоих берегов Днестра. Осознание тупиковой ситуации и неопределенности будущего приводит к массовому исходу населения из Приднестровья.
7. На сегодняшний момент не существует ни достаточного внутреннего потенциала для разрешения конфликта, ни достаточно благоприятной внешнеполитической обстановки.
8. Решение приднестровской проблемы нельзя связывать с проблемой вывода российских войск с территории Приднестровья, что делается постоянно, как аналитиками, так и официальными структурами [6].
Это разные проблемы, и если отделить их, то можно было бы найти пути их решения.
1 SCIENCE TIME 1
Литература:
1. Оазу Нантой. Истоки и перспективы разрешения Приднестровского конфликта. - URL: http://ava.md/
2. Бабилунга Н. В., Бомешко Б. Г. Приднестровский конфликт: исторические, демографические, политические аспекты. — Тирасполь: 1998. - C.86.
3. Оазу Нантой. Истоки и перспективы разрешения Приднестровского конфликта.- URL: http://ava.md/
4. Ibidem.
5. Стати В. История Молдовы. - Кишинёв: 2002. - С. 400.
6. Оазу Нантой «Новый Регион - Кишинев». - URL: http://mkspmr.idknet.com/ content/blogcategory/
7. Переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем в этом году может возобновиться. - URL: http://tv-pmr.com/