А.В. Сериков
кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*
С.В. Вен цель
аспирант, младший научный сотрудник Южного федерального университета**
Геополитические векторы Азербайджанской Республики: угрозы и возможности1
Геополитика каждого государства выстраивается на основании трех ключевых пунктов: во-первых, идентификация преимуществ и недостатков государства в отношении других государства, региональных блоков, определение потенциальных союзников и противников государства, а также понимание политики глобальных и региональных держав, которую они будут проводить в отношении рассматриваемого государства и прилегающего к нему региона; во-вторых, проведение оценки того, насколько стабильны данные преимущества и недостатки, союзы и системы отношений «союзник-соперник»; в-третьих, определение последствий при возможных изменениях какого-либо из этих элементов для отношений с союзниками и соперниками.
Анализ геополитических предпочтений и направлений каждого независимого государства Закавказья предоставляет достаточно интересную схему. С одной стороны, тяготеющая к западному миру Грузия. Это единственная постсоветская республика, которая провела всенародный референдум о членстве НАТО (идея, получившая одобрение большинства населения) и которая активно участвует как в миротворческих операциях альянса, так и в иных форматах сотрудничества с Североатлантическим блоком. Это единственная постсоветская республика Закавказья, которая парафировала соглашение об Ассоциации с ЕС и твердо настроена на евроинтеграцию. Также стоит отметить, что после событий 2008 года Тбилиси разорвал все дипломатические отношения с Москвой. С другой стороны, располагается Армения, единственная постсоветская республика региона, которая активно участвует в евразийских
* Сериков Антон Владимирович, e-mail: [email protected]
** Венцель Сергей Владимирович: e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № ВнГр-07/2017-22 «Трансконфликтные регионы как феномен геополитической конкуренции: социальные риски и ресурсы адаптации к гуманитарным вызовам».
интеграционных проектах ЕАЭС и ОДКБ и является последним российским союзником на Кавказе. Однако каждая из этих стран целиком не зациклена на каком-либо геополитическом векторе (прозападном или пророссийском): Тбилиси активно развивает отношения с Беларусью, Китаем, Ираном, а Ереван недавно подписал Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС.
Уникальное место в данной геополитической конфигурации занимает Баку, сохраняющий дистанцию в отношении различных интеграционных проектов, при этом активно развивающий связи с разными игроками на международной арене. С одной стороны, Азербайджан активно развивает взаимодействие с НАТО. 4 мая 1994 года Баку подключился к программе НАТО «Партнерство во имя мира», азербайджанские военные стали принимать активное участие в учениях, тренингах и семинарах, проводимых офицерами НАТО1. Важную роль в сближении Баку и альянса стала играть Турция, с которой Азербайджан еще в 1992 году при президенте Аяз Муталлибове подписал договор о военном сотрудничестве. Активное участие Баку во взаимодействии с Североатлантическим альянсом стало также результатом отсутствия поддержки России в Нагорно-Карабахском конфликте в период распада СССР и уже после 1991 года. В результате такого сотрудничества с альянсом Азербайджан осуществил реформу своих вооруженных сил в соответствии со стандартами НАТО, получил опыт в результате совместного участия в миротворческих операциях в разных регионах мира и т.д. Однако руководство Азербайджана не декларирует свое желание войти в альянс, довольствуясь итогами нынешнего уровня сотрудничества. Важно подчеркнуть, что и на данный момент полностью не завершился переход сектора обороны и безопасности страны на стандарты НАТО: к примеру, основное военное законодательство еще не переведено на стандарты НАТО, также не введен принцип прозрачности военных расходов, не установлен принцип гражданского контроля над вооруженными силами.
Сотрудничество с Европейский Союзом остается для Азербайджана одной из приоритетных направлений: были подписаны соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1996 году, был упрощен безвизовый режим и т.д. Однако Баку не подписал соглашение об Ассоциации с ЕС, поскольку в обозримом будущем не имеет намерения присоединиться к европейскому интеграционному проекту.
Азербайджан принимает участие в крупных экономических проектах, преимущественно с западными партнерами и практически всегда без российского участия. В 1994 году при Гейдаре Алиеве был подписан так называемый «Контракт века» с 11 нефтедобывающими группами из 8 стран, благодаря которому Каспийское море оказалось открытым для западного экономического присутствия. Баку успешно реализовал не-
1 НАТО и Азербайджан: [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал НАТО. URL: http://нато.рф/ru/azerbaijan.html (Дата обращения: 05.07.2018).
сколько транспортно-логистических проектов, которые в России и во всем мире воспринимались в качестве альтернативы геополитическому и геоэкономическому присутствию Москвы в регионе: трубопроводы Ба-ку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум, а также железная дорога Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс.
С другой стороны, Азербайджан стремится к сохранению сбалансированных и прагматических отношений с Россией. Руководство страны не ставит задачей вхождение в ОДКБ (точнее, возвращение в эту организацию), а также не стремится к интеграции с Евразийским экономическим союзом (участие Армении в данных проектах является для Азербайджана большим раздражителем). В то же время, как было указано выше, Баку не ставит в качестве цели вхождение в НАТО и ЕС. Азербайджан всегда стремится избежать конфронтации с Россией, что продемонстрировали события августа 2008 года, а также политический кризис на Украине 2014 года и его результаты (присоединение Крыма к России и вооруженное противостояние в Донецкой и Луганской областях). Несмотря на нюансы Нагорно-Карабахского конфликта (Россия в данной конфигурации выступает в качестве патрона Еревана), Москва и Баку сохраняют и развивают тесную военно-техническую кооперацию, что вызывает большое недовольство среди армянских элит и общественности. Весьма показательно, что в ходе своеобразной «холодной войны» между Россией и Турцией после сбитого в Сирии самолета Азербайджан не занял однозначно какую-либо сторону, а старался выступить в роли медиатора при решении спора1.
Азербайджанская республика имеет несколько важных геополитических вопросов: система нефтепроводов; юридический раздел Каспийского моря; решение Нагорно-Карабахского конфликта; статус Южного Азербайджана.
Как подчеркнул на проходившей в Баку 30 мая 2018 года Юбилейной XXV международной конференции «Нефть и газ Каспия» министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов, АР по-прежнему является одной из важных стран в системе трубопроводов для снабжения мировых рынков нефтью и газом шельфа Каспия.
Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (далее БТД) был задуман и реализован как независимый от России путь транспортировки азербайджанской нефти на мировые рынки. Активное участие в реализации проекта приняли США и Великобритания, выдвинув в качестве аргумента идею о необходимости провести диверсификацию маршрутов экспорта энергоносителей с целью стабилизации мирового энергетического рынка. Турция также оказалась в выигрыше от реализации данного проекта. Во-первых, данный трубопровод уменьшил объем перевозок опас-
1 Шевченко О.М., Васьков М.А., Волков Ю.Г., Лубский А.В., Добаев И.П., Барков Ф.А., Баженова Е.Ю., Дайкер А.О., Черноус В.В., Сериков А.В. Черноморско-Каспийский регион: вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях геополитической, георелигиозной и геоэкономической конкуренции. Ростов-на-Дону, 2015. 258 с.
ных грузов через Черноморские проливы. Во-вторых, строительство нефтепровода оказало огромное значение на энергетическую политику Анкары, поскольку турецкое руководство изначально ставило перед собой цель в этом проекте превратить терминал Джейхан в торговый и энергоэкспортный центр региона.
Строительство данного нефтепровода вызвало негативную реакцию не только у России, но и Тегерана. Так как оба государства хотели бы транспортировать азербайджанскую нефть по своей территории. Недовольство Москвы существованием данного трубопровода было продемонстрировано во время «пятидневной войны» - министерство обороны Грузии сообщило, что определенные участки нефтепровода несколько раз подвергались атакам со стороны российских и осетинских войск. Поэтому в сентябре 2014 году после командно-штабных учений военных из Грузии, Турции и Азербайджана был создан международный штаб по охране БТД и Южного газового коридора.
Южный газовый коридор представляет собой систему трубопроводов для поставки азербайджанского газа из газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз-2» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами «голубого топлива» в 1, 2 триллиона кубометра в Турцию и ЕС. ЮГК состоит на данный момент из трех трубопроводов - ЮжноКавказский, Трансанатолийский (TANAP через территорию Грузию и Турции до греческой границы) и Трансадриатический (ТАР от турецко-греческой границы через Албанию и Адриатическое море на юг Италии). Важно подчеркнуть, что ТАР был выведен из-под действия норм Третьего энергетического пакета Европейского Союза, которые запрещает участникам газового рынка осуществлять транспортировку газа (по этой причине Европейская комиссия в свое время заблокировала реализацию российского проекта «Южный поток»).
Россия не высказывалась против ЮГК по причине того, что Баку намерен прокачивать через него собственные объемы газа. Важно подчеркнуть, что «Газпром» не расценивает Азербайджан в качестве своего прямого конкурента на европейском газовом рынке, ведь Баку сам закупает определенные объемы «голубого топлива» у Москвы. Такого же мнения придерживается эксперт Азербайджанского государственного экономического университета, доктор экономических наук Эльшад Ма-медов. Расценивая ЮГК как «безусловный успех Азербайджана», который повлечет за собой экономическую и политическую выгоду, Мамедов отмечает отсутствие конкуренции для России со стороны Баку по поставкам газа в Европу1. Однако многие эксперты уверены, что попытка запустить туркменский газ через ЮГК встретит серьезное сопротивление со стороны Кремля. Эксперт МГИМО Владимир Сухой подчеркивает, что
1 Экономист: Южный газовый коридор - безусловный успех Азербайджана: [Электронный ресурс] // Спутник Азербайджан. URL: https://ru.sputnik.az/radio/20180531/415560951/Yuzhnyy-gazovyy-koridor-Azerbaydzhan.html (Дата обращения: 05.07.2018).
Россия может противодействовать строительству трубопровода по дну Каспийского моря1.
Раздел Каспийского моря является еще одним важным геополитическим вектором Азербайджана. После распада СССР лидеры прикаспийских государств подтвердили свою приверженность международно-правовым документам СССР по вопросу о статусе Каспийского моря -советско-иранским договорам от 1921, 1935 и 1940 годов, которые предусматривали полную свободу судоходства по всей акватории моря, запрет на плавание в акватории судов под флагом некаспийских государств, а также свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон. В то же время данные советско-иранские договоры не предусматривали деление ресурсов моря и прав на недропользование, включая разведку и разработку нефтяных месторождений. Де-факто линией раздела моря стал линия Гасан-Кули-Астара. Когда в 1949 году в Каспийском море была обнаружена нефть, СССР начал в одностороннем порядке проводить разведку месторождений, не уведомив при этом Тегеран. Позднее Иран согласился на разработку месторождений в своем секторе, то есть фактически секторальное деление Каспия существовало с 1949 года.
В 1970 году Министерством нефтедобывающей промышленности СССР было принято решение о разделении между четырьмя прикаспийскими союзными республиками (РСФСР, КССР, ТССР, АССР) советской части моря по принципу срединной линии, которая была зафиксирована как административно-территориальная граница. Данная граница при распаде СССР была признана в качестве государственной.
Однако переговоры о правовом статусе Каспия продолжаются и в настоящее время, поскольку каждое прикаспийское государство имеет свое видение последующего раздела Каспия. Особенность юридического статуса Каспия также заключается в том, что он не является внутри-континентальным водоемом, не имеющим естественного выхода в Мировой океан, соответственно Каспийское море не подпадает под действие международных конвенций по морскому праву.
Кроме того, Каспийский регион стал объектом повышенного международного внимания в силу наличия крупных месторождений нефти, а также реализации инициативы Экономического пояса Шелкового пути в рамках концепции «Один пояс - один путь».
При разрешении данной проблематики сложилось три концептуальных подхода относительно статуса Каспия2:
1. Каспийское море должно быть морем общего пользования на основе принципа кондоминиума. В рамках кондоминиума каждое прикаспийское государство будет обладать узкой прибрежной полосой и в
1 Южный Газовый коридор: США - за, Россия - не против [Электронный ресурс] // МГИМО Университет. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/yuzhnyy-gazovyy-koridor-usa-za-rossiya-ne-protiv/ (Дата обращения: 05.07.2018).
2 Гусейнов В. Каспийская нефть: экономика и геополитика. М., 2002. С. 169.
данной полосе будет иметь исключительные права на разведку и разработку дна моря и его минеральных ресурсов;
2. Каспийское море, а также его дно и недра должны быть разделены на национальные секторы;
3. Ресурсы и дно Каспийского моря должны быть разделены между всеми прикаспийскими государствами на определенные секторы, в пределах которых каждая страна будет иметь исключительные права на проведение разведки и разработки природных ресурсов.
В течение длительного времени переговоров обозначились противоречия между прикаспийскими государствами: Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивают на разделе Каспия по срединной линии, в то же время Иран предлагает раздел Каспия на пять равных частей.
На протяжении долгого времени позиция Ирана была таковой: оспаривание деления моря де-факто, поскольку граница Гасан-Кули-Астара, утвержденная СССР, не была зафиксирована как законная ни в одном международно-правовом договоре. Тегеран настаивает на режиме кондоминиума, который был де-факто установлен советско-иранскими договорами. Если следовать актуальной делимитации Каспия, то Иран получает самую малую часть - 14% от акватории моря, в то время как Азербайджан и Казахстан приобретают самые крупные доли - 29% и 21% соответственно. Поэтому предложение Ирана о разделе Каспия на равные для всех доли кажется весьма маловероятным и не найдет поддержки у Азербайджана и Казахстана. Однако сразу следует отметить - для Ирана его часть Каспийского моря вне зависимости от выбора (либо сохранение14 %, либо приобретение 20% в результате принятия всеми сторонами кондоминиума) не будет играть значительной роли в нефтяной политике страны, поскольку нефтяные ресурсы Тегерана на юге, в зоне Персидского залива значительно превышают по объему каспийские залежи в иранском секторе (в обеих опциях).
Азербайджан после распада СССР развил наибольшую активность в освоении углеводородных ресурсов Каспийского моря. В то время как иные прикаспийские страны пытались найти компромисс в разграничении морского шельфа, Баку активно занялся разведкой и разработкой в одностороннем порядке месторождений даже в тех участках Каспия, которые являются объектом споров между государствами. Азербайджанская республика требует установления в Каспийском море суверенных прав на разработку месторождений в тех секторах, которые были определены еще Министерством нефтедобывающей промышленности СССР. Также Баку отстаивает принцип полного разделения моря, то есть под делимитацию должны попасть водная толща, дно и воздушное пространство, путем продления сухопутных границ до срединной линии.
Баку выступает за признания Каспия морем, поскольку тогда к данному водоему будут применяться нормы Конвенции ООН от 1982 го-
да о морском праве. В данной конвенции предусмотрена возможность разделения моря либо на секторы по срединной линии, либо деления с учетом основных зон влияния (территориальное море, зона эксклюзивных экономических интересов и континентальный шельф). Важно подчеркнуто то, что Азербайджан является единственным прикаспийским государством, которое закрепило суверенитет на собственную часть Каспийского моря - путем упоминания Каспия в Конституции.
С самого начала Баку отверг предложение России о создании 12-мильной прибрежной зоны для каждого прикаспийского государства с совместным использованием остальных ресурсов шельфа. Потом Азербайджан высказался категорически против российской инициативы о создании от берега каждого государства 45-мильной зоны, так как за таковой азербайджанской зоной находятся многообещающие запасы нефти и газа. Агрессивная политика Баку в разработке углеводородных месторождений вызвала ряд конфликтов с Ираном и Туркменистаном.
Конфликт с Ашхабадом возник из-за различных подходов к определению координат модифицированной линии для разграничения секторов. Объект спора - месторождения «Чираг» - «Азери» -«Кяпаз» (по-азербайджански. Туркмены используют обозначения «Осман» - «Хазар» - «Сердар»). Азербайджанцы при обосновании своих претензий от крайних точек побережья, а именно от оконечности полуострова Апшерон, который выступает в море на несколько десятков километров. Ашхабад настаивает на широтном методе раздела: между берегами проводится параллель, а срединная линия расчерчивается по равноудаленным точкам географической широты1.
Конфликт с Исламской Республикой Иран возник вокруг месторождения, который Баку называет «Алов-Араз-Шарг». 21 июля 1998 года, несмотря на незавершенный раздел шельфа, Азербайджан подписал соглашение с зарубежными компаниями о разведке, разработке месторождения и последующем долевом разделе добычи, а затем предпринял попытку начать разработку. Однако Иран продемонстрировал военную силу, и все работы были отложены вплоть до вынесения окончательного решения о принадлежности месторождения.
Как разрешить спорный вопрос вокруг Каспия? Все прикаспийские государства пришли к договоренности о том, что необходимо принять пятистороннюю конвенцию о правовом статусе моря. Специальная рабочая группа ведет работу над подписанием конвенции уже 20 лет. Тема правового статуса Каспия всегда являлась ключевым пунктом повестки дня саммита прикаспийских государств.
В ходе 51-ого заседания Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которое состоя-
1 Кепбанов Е. Туркменистан за равноправное и взаимовыгодное сотрудничество на Каспии // Казахстан спектр, 2006, № 2 (36). С. 29.
лась 21-24 мая 2018 года в Астане, заместители глав МИД прикаспийских стран согласовали проект итогового документа1. Также в ходе заседания рабочей группы стороны согласовали проекты следующих пяти-сторонних документов: соглашения и протоколы между правительствами прикаспийских стран о сотрудничестве в области транспорта, о торгово-экономическом сотрудничестве, о предотвращении инцидентов на Каспийском море, о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью на Каспийском море, а также протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств прикаспийских стран к соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии.
Планируется, что Конвенция будет подписана в рамках Пятого каспийского саммита в августе 2018 года2. В рамках данной конвенции будет определено, чем же является Каспий - морем или уникальным озером? Статус «море» дает государствам, не имеющим выхода к морю, право требовать себе доступ к экстерриториальным водам согласно статьям 69 и 124-132 Конвенции ООН о морском праве. Поэтому стороны склоняются к определению Каспия как уникального озера3. Соответственно - к Каспию будет применен международный принцип раздела озер - исключительный суверенитет прибрежного государства по биологическим и природным ресурсам, а также водной поверхности в своем национальном секторе. На данный момент все стороны согласны использовать принцип медиана - срединной линии при разделе Каспия. Кроме того, Конвенция должна решить с Ираном вопрос о национальных секторах на Каспии - вопрос о разделе южного сектора водоема. С Туркменистаном не должно возникнуть проблем, поскольку Ашхабад признал договоренности Москвы, Астаны и Баку по разделу северной части моря.
Однако подписание Конвенции не решит всех проблем. Вопросы защиты экологии Каспия, а также возможности строительства трубопроводов для транспортировки углеводородов через его акваторию потребуют заключения отдельных соглашений. Туркменистан и Азербайджан активно обсуждают проект строительства Транскаспийского газопровода, который может стать одной из газовых артерий для Южного газового коридора. Поддержку транспортировке туркменского природного газа через Южный газовый коридор поддержал комиссар Европейского Союза по вопросам бюджета и человеческих ресурсов Гюнтер Оттингер. А президент Турции Реджеп Эрдоган пригласил президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова на торжественное открытие Трансанатолийского газопровода (TANAP)12 июня в Турции, тем самым проде-
1 В Астане согласовали проект документа саммита о статусе Каспия: [Электронный ресурс] // Спутник Казахстан. URL: https://ru.sputniknews.kz/economy/20180525/5758740/kaspij-proekt-soglasovanie.html (Дата обращения: 05.07.2018).
2 Спор длиной в 21 год: как «каспийской пятерке» удалось договориться: [Электронный ресурс] // Спутник Казахстан. URL: https://ru.sputniknews.kz/columnists/20180110/4231951/spor-dlinoj-v-21-god-kak-kaspijskoj-pyaterke-udalos-dogovoritsya.html (Дата обращения: 05.07.2018).
3 Уникальное озеро - озеро со специальным международно-правовым статусом и режимом без доступа к морю или океану.
монстрировав поддержку желанию Туркменистана использовать ЮГК для транспортировки своего газа. Однако Россия и Иран выступают категорически против прокладки газопровода по дну Каспия, аргументируя свою позицию возможным ухудшением экологического состояния водохранилища.
Фундамент политики ЕС в отношении Южного Кавказа был заложен в 1993 года, когда Брюссель утвердил программу транспортного коридора TRACECA (Transport Corridor Europe Caucasus Asia). Уже тогда зафиксировано ключевое направление транспортно-энергетической стратегии Европейского Союза на Кавказе - диверсификация энергетических поставок. Иными словами, снижение зависимости европейского рынка от российского газа. В 1996 году Азербайджан, как и другие государства Южного Кавказа, заключили «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» с ЕС, которое вступило в силу в 1999 году, а в 2004 году Баку был принят в программу «Европейская политика соседства».
В качестве реакции на события 2008 года - августовская «пятидневная война» - руководство ЕС на Пражском саммите в 2009 году запустило программу «Восточного партнерства» с шестью государствами постсоветского пространства. Азербайджан также был включен в данную программу, и с ним, как и с другими участниками, были начаты переговоры об евроассоциации. Однако в конце ноября на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе Азербайджан отказался от подписания «Договора об ассоциации с ЕС», но получил облегченный визовый режим с государствами Европейского Союза. Руководство Азербайджана склонно полагать, что ЕС больше заинтересован в Баку, нежели наоборот. Данная заинтересованность Брюсселя в Азербайджане имеет два аспекта: полностью лишить РФ роли доминирующего игрока на рынке транспортировки энергоресурсов из Азербайджана в Европу; приобрести в лице Азербайджана новый рынок сбыта европейских товаров.
Одним из третьих ключевых геополитических векторов Азербайджанской Республики является восстановление территориальной целостности через решение Нагорно-Карабахского вопроса. Нагорно-Карабахская Республика уже более четверти века существует в качестве непризнанного государства, при этом руководство Баку по-прежнему заявляет о своем намерении вернуть контроль над потерянными территориями. Примечательно - как в Армении, так и в Азербайджане и власть, и оппозицию всегда сближает фактор Нагорного Карабаха: даже нейтральный комментарий в адрес соседа в таком вопросе уже воспринимается как национальное предательство. Совет Безопасности ООН с начала конфликта принял четыре резолюции, целями которых были прекращение военных действий и принуждение сторон к политическому диалогу. Однако стороны не проявляются какого-либо желания разрешать проблему мирным путем, причем Азербайджан также не демонстрирует готовности принять лишь метод переговоров в качестве метода. Напротив, Баку проводит целенаправленную политику по дестабилизации ситуации на линии соприкосновения вооруженных сил, отказывается от прямых переговоров с руководством Карабаха. Руковод-
ство Азербайджана периодически делает весьма воинственные заявления в адрес армян: в частности, в феврале 2018 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о желании вернуть все исторические земли своего народа, включая Ереван1. Несмотря на такие заявления, в апреле 2016 года развернувшиеся боевые действия продемонстрировали, что азербайджанской армии был дан мощный отпор, и войска Баку понесли неслабые потери.
Проблема Южного Азербайджана, который на протяжении долгой истории входит в состав Ирана, выделяется в качестве четвертого геополитического вектора Баку. Еще в начале XIX столетия Азербайджан был разделен между Россией и Ираном, а граница пролегла по реке Араз. Южный Азербайджан по-прежнему остается в составе Исламской Республики Иран и разделен фактически на несколько провинций. По разным оценкам в этих провинциях проживает до 30 млн. азербайджанцев, которые не могут получать образование на родном языке. В то же время многие азербайджанцы занимают хорошие должности в администрациях и в системе государственной власти. Однако официальный Тегеран выступает категорически против развития азербайджанского национального движения внутри своего государства, поскольку это будет способствовать сепаратизму и распаду государства: ведь помимо азербайджанцев и персов в Иране проживают иные народы, включая курдов. Для борьбы с азербайджанским сепаратизмом в Иране распространяются в публичном пространстве версии, что иранские азербайджанцы по происхождению являются чистыми персами, которые впоследствии перешли на тюркский язык.
Проблема сохранения национальной идентичности азербайджанцев Ирана не раз становилась камнем преткновения во взаимоотношениях Баку и Тегерана. В 2012 году лидер Единого народного фронта Азербайджана и депутат Меджлиса (Азербайджан) Гудрат Гасангулиев выступил в парламенте с предложением переименовать Азербайджанскую республику в Северную Азербайджанскую Республику. По мнению Гасангулиева, переименование будет способствовать актуализации вопроса о Южном Азербайджане в мировой и региональной политике. Причем некоторые депутаты из правящей партии «Новый Азербайджан» поддержали инициативу. Такая акция стала ответом на «враждебные действия Ирана против Азербайджана», в том числе на обвинения Тегерана в тесном сотрудничестве Баку и Тель-Авива2.
В начале февраля 2017 года Национальная организация сопротивления Азербайджана (ANRO) выступила с официальным обращением к президенту США Дональду Трампу, в котором настоятельно просила американского лидера не считать проживающих в Иране азербайджанцев иранцами. Такой шаг был сделан, чтобы на иранских азербайджанцев не распространялся новый миграционный закон США, согласно ко-
1 Президент Азербайджана назвал целью «возвращение Еревана»: [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/08/02/2018/5a7c806c9a7947e74c640063 (Дата обращения: 05.07.2018).
2 Азербайджан как две страны одного народа: [Электронный ресурс] // Радио Свобода. URL: https://www.svoboda.org/aZ24475332.html (Дата обращения: 05.07.2018).
торому въезд в страну запрещался гражданам семи государств: Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Судана, Йемена, Сомали. Пресс-секретарь ANRO Бабек Челебианлы в обращении к Трампу упомянул, что «Южный Азербайджан Ираном не является» и что азербайджанцы «проводят мирную борьбу за свободу и освобождение от иранского режима» 1. Через несколько дней в Меджлисе (парламент Ирана) депутат Сейид Хади Ба-хадури выступил с гневным обращением в отношении верховного руководства Ирана, заявив, что с шахских времен официальные власти стремятся размыть азербайджанскую идентичность, поэтому и запрещают получение образования на родном языке2.
Азербайджан занимает уникальное геополитическое положение в регионе и стремится использовать его для извлечения выгоды. Политика невступления в геополитические блоки и дистанцирование в равной степени как от ЕС, так и ЕАЭС, а также сотрудничество с различными внерегио-нальными игроками является ключевой компонентой внешней политики Баку. Однако расположение между ключевыми региональными державами заставляет Азербайджан постоянно маневрировать, сохраняя ровные отношение как с Москвой, так и Анкарой и отчасти с Тегераном.
Сериков А.В., Венцель С.В. Геополитические векторы Азербайджанской Республики: угрозы и возможности. В данной статье анализируются основные геополитические векторы Азербайджанской Республики и проблемы, которые стоят перед внешней политикой государства. Особый акцент делает на положение Азербайджана в мировой системе транспортировки углеводородов, на проблемы раздела Каспийского региона, ситуации вокруг Нагорного Карабаха и Южного Азербайджана.
Ключевые слова: геополитический вектор, внешняя политика, раздел Каспия, энергетическая политика, Нагорный Карабах, Южный Азербайджан.
Serikov A., Ventsel S. Geopolitical vectors of the Azerbaijan Republic: threats and opportunities. In this article the main geopolitical vectors of the Azerbaijan Republic and a problem which face foreign policy of the state are analyzed. Places particular emphasis on position of Azerbaijan in the world system of transportation of hydrocarbons, on problems of the partition of the Caspian region, a situation around Nagorno-Karabakh and the Southern Azerbaijan.
Keywords: geopolitical vector, foreign policy, partition of the Caspian Sea, power policy, Nagorno-Karabakh, the Southern Azerbaijan.
1 Южный Азербайджан обратился к Трампу: [Электронный ресурс] // HAQQIN. URL: https://haqqin.az/news/92436 (Дата обращения: 05.07.2018).
2 Иранские депутаты потребовали предоставить азербайджанцам возможность учиться на родном языке: [Электронный ресурс] // Вестник Кавказа URL: http://vestikavkaza.ru/news/Iranskie-deputaty-potrebovali-predostavit-azerbaydzhantsam-vozmozhnost-uchitsya-na-rodnom-yazyke-VIDEO.html (Дата обращения: 05.07.2018).