Научная статья на тему 'Геополитические смыслы спортивных символов'

Геополитические смыслы спортивных символов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / геополитика / символ / национальная идентичность / международное спортивное право / международный конфликт / Олимпийские игры / sport / geopolitics / symbol / national identity / international sports law / international conflict / Olympic Games

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дааев А. Н., Терновая Л. О.

Спорт становится все более политизированным. Международные спортивные федерации и их функционеры все более втягиваются в большую геополитическую игру. У тех лидеров, которые отвечают за геополитику, появляется возможность выразить свои национальные интересы не только с помощью традиционных методов, но также сделать, используя яркий язык спортивных символов. В этом поведении есть не только минусы, но и положительные стороны. Однако оценивать и первые, и вторые требуется уже на основе метадисциплинарного подхода, в котором учтены аспекты не только геополитики и спорта, но еще и психологии, социологии, экономики и др., проанализированные, в том числе, и с точки зрения их влияния на рождение социально значимых символов. Спортивная сторона общественной жизни, выступая в качестве одной из самых открытых, может ранее многих других указывать не только на перемены, назревшие в обществе, но и на то, как эти изменения следует изучать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geopolitical meanings of sports symbols

Sport is becoming more and more politicized. International sports federations and their functionaries are increasingly drawn into the big geopolitical game. Those leaders who are in charge of geopolitics have the opportunity to express their national interests not only through traditional methods, but also through the colorful language of sports symbols. This behavior has not only disadvantages, but also positive aspects. However, both the first and the second need to be evaluated on the basis of a metadisciplinary approach, which takes into account not only aspects of geopolitics and sports, but also psychology, sociology, economics, etc., analyzed, among other things, from the point of view of their influence on birth. socially significant characters. The sporting side of public life, being one of the most open, may indicate earlier than many others not only the changes that are ripe in society, but also how these changes should be studied.

Текст научной работы на тему «Геополитические смыслы спортивных символов»

Дааев А.Н.

Международный эксперт по спортивному праву, выпускник Университета Айовы, США (University of Iowa, USA).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Геополитические смыслы спортивных символов

Сложность современного миропорядка не останавливает ни исследователей, ни обычных людей от попыток разобраться в хитросплетениях мировой политики, глобальной экономики, международного права, стремительно меняющего форму, заменяемого некими правилами, а также общечеловеческой морали, искажаемой новыми практиками социальных взаимодействий.

Все перечисленные и многие иные аспекты реальности 2020-х гг. заставляют специалистов обращаться в поисках своего прояснения не к одной какой-либо области знаний или применять ранее находившийся в почете комплексный подход. Теперь требуется прибегать к метадисци-плинарному анализу. Только идя по такому исследовательскому пути, можно добиться ответа на многие вопросы, нуждающиеся в более глубоком и чувственном познании несоединимых метавещей.

При следовании метадисциплинарной модели постижения современных особенностей социальной действительности одним из наиболее востребованных языков оказывается символический. С помощью языка символов появляется возможность расшифровывать скрытые смыслы того, что в общественной жизни представляется как очевидное, но часто еще и преподносится нарочито акцентировано.

Более того, благодаря наличию таких областей жизнедеятельности, где реальность не может не быть демонстративной, потаенные идеи становятся явными, транслируются в иные сферы активности и поднимаются на более высокий, в том числе глобальный, геополитический уровни. Так, к демонстративным областям, то есть немыслимым без публично-

сти, можно отнести и политику, и искусство, и спорт. Именно из них и с помощью присущих им символов передаются те потаенные желания, которые невозможно было бы выразить без осуждения с высокой политической трибуны или без убытка в финансовой операции.

Спорт сам по себе можно воспринимать как особый язык тела. Этим языком с нами говорят не только статуи античных атлетов, но и условные обозначения, так называемые логотипы-пиктограммы, отдельных видов состязаний. Начиная с 1960-х гг. эти легко узнаваемые логотипы выступают неизменным атрибутом Олимпийских игр. Вместе с тем спорт представляет собой гораздо более сложное сочетание коммуникативных практик, которые можно объяснять исключительно посредством разбора физических достижений. Прежде всего, спорт дает возможность аккумулировать невероятное количество эмоциональной энергии, которая в ходе соревнований и через их участников, и через болельщиков направляется во внешний мир, к сожалению, не всегда поддерживая его безопасность. Это — отнюдь не современное явление. Еще в истории Римской и Византийской империй угрозой правопорядка были объединения болельщиков, известные как «партии ипподрома».

Со временем возрастала ценность спорта не как деструктивной силы, а как инструмента sowtpower. Набирающий популярность у самых разных слоев населения спорт очень быстро стал использоваться для формирования и трансформации политических идентичностей. Это происходило вследствие того, что в расширяющейся политической коммуникации возникала потребность в применении все большего числа символических ресурсов. Оказалось, что символика спорта отлично подходит для политических и экономических манипуляций общественным мнением и настроением.

Сила спорта во всех ее проявлениях предается публике разными средствами: через залы спортивной славы, «пантеоны героев», знаки удачи, выглядящими как маскоты (фр. mascotte). Считается, что эти символические фигуры, представляющие собой некие напоминания о тотемизме, приносят удачу спортивной команде. В наши дни неизменно маскоты присутствуют на всех крупных международных спортивных состязаниях. Начиная с зимней и летней Олимпиад в 1968 г., такой талисман превратился в неизменный атрибут Игр. Автором первого олимпийского маскота для Игр в Гренобле стал художник Морис Лафарг, создавший Шюсса, маленького человечка на лыжах. Это изображение появилось на значках и игрушках. Красный ягуар, маскот Мехико-1968, остался без-

ымянным, но мексиканцы уверены, что у него было имя Майя. Маскоты и своими визуальными характеристиками, и именами транслируют значимые для страны-хозяйки Игр ценности. Так, талисман летней Олимпиады 2020 г. получил имя Мирайтова, составленное из японских слов «мирай» (будущее) и «това» (вечность). Название маскота Паралимпий-ских игр Сомэйти было производным от сорта сакуры Сомэйссино, также называемой королевской вишней, и английской фразы «so mighty», означающей «такой могущественный». В 2022 г. официальным талисманом зимних Олимпийских игр в Пекине была большая панда Бин Дунь Дунь, а официальным талисманом зимних Паралимпийских игр китайский бумажный фонарик Сюэ Жун Жун, отсылающий к образу фонаря, как к древнему культурному символу Китая, связанному с праздником, урожаем, процветанием и яркостью.

Первый официальный маскот чемпионата мира по футболу был создан для мундиаля в Англии 1966 г. Это был лев Вилли, исполненный в цветах британского флага с надписью «World Cup» на груди. С того времени в роли маскотов успели побывать самые разные фигуры, среди которых преобладали символические животные. Например, антропоморфный волк Забивака встречал гостей чемпионата 2018 г. в России. В отличие от российской футбольной сборной, которая была лишена возможности пробиться на соревнования, надувная фигурка волка Забиваки была представлена вместе с другими маскотами предыдущих первенств на поле стадиона «Эль-Байт» в Эль-Хауре во время церемонии открытия мирового чемпионата 2022 г. в Катаре. Сами же катарцы не могли создать маскота в виде животного из-за того, что в исламе недопустимо изображение живых существ, потому что таким образом человек пытается подражать Аллаху. Поэтому в учетом национальной традиции был выбран маскот Лаиб, напоминающих своим обликом ковер-самолет, часто фигурирующий в восточных сказках, но имеющий и скрытую геополитическую символику. Имя маскота Лаиб в переводе с арабского означает сверхквалифицированного игрока.

Как и любое спортивное крупномасштабное событие, чемпионат в Катаре позволил национальным сборным не только передать языком спортивных символов широчайшую палитру настроений участников и болельщиков, но и выразить в этой символике ценности, присущие их политической культуре. В первую очередь используются такие элементы из мира атрибутивной символики, как флаги, эмблемы, лозунги, плакаты, девизы, кодексы, фотоматериалы, которые касаются знаковых

дат и героев соревнований. Такие элементы превращаются в центры символики действий, придавая устоявшимся ритуалам другое прочтение. Этого же становится возможным добиться посредством использования символики жестов, цвета и звука, что вписывается в национальную культурную традицию.

Учет национальных символов в международном спорте требует своего законодательного закрепления. Например, в России Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ статься 2 Федерального закона о физической культуре и спорте была дополнена пунктом 11.1, в соответствии с которым символика физкультурного или спортивного мероприятия — это:

«флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий;

зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения,

охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований,

охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий,

любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и принадлежащие ему».

В соответствии со статьей 20 вышеупомянутого Федерального закона о физической культуре и спорте организаторам физкультурного или спортивного мероприятия принадлежат права на использование наименования такого мероприятия и его символики. А права на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения физкультурного или

спортивного мероприятия принадлежат исключительно организаторам такого мероприятия. Права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых на физкультурном или спортивном мероприятии, принадлежат исключительно организаторам такого мероприятия (ч. 2).

Разработчиками спортивной символики необходимо учитывать, что использование третьими лицами наименований физкультурных и (или) спортивных мероприятий, образованных на их основе словосочетаний и символики указанных мероприятий, осуществляется только на основании соглашений, заключаемых в письменной форме с организаторами физкультурных и (или) спортивных мероприятий. Но есть исключения использования таких наименований, образованных на их основе словосочетаний и символики в информационных целях либо в связи с осуществлением этих прав третьими лицами, являющимися приобретателями прав на освещение в средствах массовой информации физкультурных и (или) спортивных мероприятий. В средствах массовой информации требуется использовать утвержденные организаторами точные и неискаженные наименования физкультурных или спортивных мероприятий, при этом такие наименования рекламой не являются (ч. 3).

Федеральный закон позволяет трактовать спортивную сферу как исключительно конкурентную среду. Поэтому в соответствии со статьей 20.1 ряд деяний признаются недобросовестной конкуренцией, в том числе:

• продажа, обмен или иное введение в, оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий, а также применение тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации;

• осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об организаторе физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, посредством использования символики физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и иным образом без разрешения такого организатора мероприятия.

Процитированные пункты Федерального закона о спорте служат доказательством того, насколько серьезными представляются нарушения прав на использование символики спортивных сборных команд

Российской Федерации. Близкие положения закреплены в законодательстве других государств, также подчеркивающих неотвратимость ответственности за обращение с массивом атрибутивной символики, в центре которой находятся государственные символы. Отсюда понятно, почему любое их искажение, носящее преднамеренный характер, способно стать поводом для международного скандала, в том числе далеко выходящего за пределы спорта и имеющего открыто выраженные геополитические причины.

В спортивных символах также можно разглядеть эти причины. С одной стороны, символика, особенно связанная со спортивными международными организациями, нацелена на сглаживание межнациональных конфликтов. Это можно проследить на примере Олимпийских символов, а также увидеть в стремлении организаторов Олимпиад с 1932 г. сблизить всех их участников, сделав жителями «Олимпийской деревни». Заметим, что широко известный сейчас термин «глобальная деревня» (англ. Global Village) был введен Маршаллом Маклюэном только чрез три десятилетия, чтобы показать, что научно-технологические перемены привели мир к сжатию до размеров «деревни».

С другой стороны, благодаря спортивным символам у людей появляется еще один дополнительный канал утверждения национальной идентичности. Особенно активно этот канал стал наполняться после Первой мировой войны. В Италии тогда появляется «скудетто» (итал. scudetto —маленький щит). Такое украшение в цветах итальянского флага нашивается на футболку спортивных клубов, выигравших чемпионат высшего уровня в предыдущем сезоне. Этот символ был учрежден в 1924 г. в честь победителя футбольной лиги национальной ассоциации команды «Дженоа» (итал. Genoa CFC). Наиболее распространена версия, что автором «скудетто» являлся поэт и драматург Габриэле Д'Аннунцио, который слыл страстным поклонником футбола. После того, как в 1920 г. австро-венгерский город Фиуме (сейчас хорватский город Риека) был присоединен к Италии, по предложению Д'Аннун-цио местная футбольная команда на футболках поместила трехцветный щит зеленого, белого и красного цветов. С того времени эта практика получила очень широкое распространение, сделав цвета национальных флагов основой колористической символики в спорте разных стран, позволяя по цветам, напоминающим цветовую гамму государственных флагов, на любых международных соревнованиях идентифицировать и спортсменов, и болельщиков.

Этой же задаче поддержания национальной идентичности помимо цветов флагов служат другие государственные символы. Не только спортсменам, но и болельщикам для демонстрации этих чувств порой оказывается недостаточно собственно спортивной борьбы, при достижении победы в которой спортсмен поднимется на подиум, а на флагштоке будет развиваться флаг его страны. Поэтому для отображения собственной геополитической позиции они часто пытаются что-либо добавить в национальные символы. На этом пути все чаще геополитические представления одного государства сталкиваются с иным геополитическом видением.

На чемпионате мира по футболу в Катаре проявилось несколько конфликтов такого типа. Например, сборная Сербии вывесила государственный флаг, на котором была изображена территория государства, включающая частично признанное Косово. На этом флаге помимо очертаний Сербии и государственного герба, также красовалась надпись: «Капитуляции не будет», повторяющая слова сербского президента Александра Вучича. Разумеется, этот шаг сербских футболистов вызвал протест косо-варской федерации футбола, являющейся полноправным членом Международной федерация футбола (фр. Fédération Internationale de Football Association, FIFA), и Союза европейских футбольных ассоциаций (англ. Union of European Football Associations, UEFA).

На матче венгерской национальной сборной на том же спортивном мероприятии премьер-министр этой страны Виктор Орбан появился в шарфе с изображением Венгрии в границах до 1920 г. В тот период стране принадлежали регионы, ныне входящие в состав Украины, Австрии, Хорватии, Румынии, Словакии и Сербии. Орбан объяснил, что его появление в шарфе с исторической символикой объясняется особенностями географического распространения венгерской нации. За историческими отсылками к образу Великой Венгрии (лат. Magna Hungaria, Hungaria maior, венг. Nagy-Magyarország), как некой прародине венгров, было сложно скрыть популярную идею собирания венгерских земель.

Нельзя не заметить, что и в область спорта проникла практика унижения геополитического оппонента путем надругательства над его государственной символикой. На той шаг пошла сборная Соединенных Штатов Америки, показав флаг Ирана без эмблемы Исламской Республики и объяснив это нарушение поддержкой иранских женщинам, которые вели борьбу за соблюдение базовых прав человека. Государственная эмблема Исламской Республики Иран представляет геральдический знак, состо-

ящий из стилизованной под тюльпан и исполненной арабо-персидским письмом надписи «Аллах», которая составлена из изображения обоюдоострого меча и четырех полумесяцев в абстрактно-схематической форме. Такой геральдический знак, составленный из меча и весов, означает закон, справедливость, которые представлены двумя крайними проявлениями: карающей рукой и взвешенным, мудрым решением. Исходя из такого прочтения этой классической эмблемы, действия американской сборной было более чем продуманным.

К атрибутивным символам в спорте относится и дизайн формы. На чемпионате в Катаре наблюдалось соревнование сборных команд западных государств в демонстрации их поддержке ЛГБТ-сообщества. В частности, лишь по требованию FIFA сборная команда Бельгии вынуждена была изменить дизайн гостевого комплекта формы, убрав с воротника слово «Love» («Любовь»). Кроме того, в сборной Бельгии отказались и от радужной капитанской повязки. Под угрозой наказания со стороны FIFA за демонстрацию любых политических жестов сборные Англии, Уэльса, Дании, Германии, Нидерландов и Швейцарии также отказались от капитанских повязок в поддержку ЛГБТ.

Игроки сборной Германии в ответ на запрет носить капитанскую повязку OneLove в поддержку меньшинств закрыли свои рты руками во время командного фото перед матчем с Японией. Но чемпионат оказался для прославленной «Бундестим» (нем. Bundesteam) провальным. Поэтому после вылета с ЧМ-2022 провожали гости и ведущие эфира одного из катарских телеканалов сборную Германии таким же жестом, прикрыв рты, только при этом, помахав руками.

Спортивные состязания имеют свой календарь. Но сам по себе спорт живее, чем турнирные рамки. Поэтому он с помощью спортивной символики пытается вырваться за хронологические границы соревнований, как можно дольше сохранить свое воздействие на болельщиков. Для этого спорт обращается чаще всего к языку искусства. Интерес зрителей к кинолентам, посвященным героям спорта и знаковым событиям в этом мире, не бывает случайным. Такие современные российские киноленты, как: «Движение вверх», «Легенда №17», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Стрельцов», «Тренер», «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», «Один вдох», «Белый снег», «Небесная команда» и др., помимо художественных задач играют еще геополитическую роль. Они даже во времена спортивных неудач благодаря насыщенности знаковыми образами поддерживают ту веру в победу, без которой немыслимо набрать силы, для того,

чтобы можно было ее завоевать.

Спорт становится все более политизированным, а международные спортивные функционеры все более втягиваются в большую геополитическую игру. А у тех лидеров, которые отвечают за геополитику, появляется возможность выразить свои национальные интересы не только с помощью традиционных методов, но также сделать, используя яркий язык спортивных символов. В этом поведении есть не только минусы, но и положительные стороны. Однако оценивать и первые, и вторые требуется уже на основе метадисциплинарного подхода, в котором учтены аспекты не только геополитики и спорта, но еще и психологии, социологии, экономики и др., в том числе проанализированные с точки зрения их влияния на рождение социально значимых символов. Спортивная сторона общественной жизни, выступая в качестве одной из самых открытых, может ранее многих других указывать не только на перемены, назревшие в обществе, но и на то, как эти изменения следует изучать.

Список литературы:

1. Волков А.В. Геополитика спорта. Как глобальная деревня стала планетарным стадионом. М.: Русский мир, 2021. 288 с.

2. Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Аксиомы правосознания и их испытание на прочность геополитическими сдвигами 2020-х гг. // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2022. № 3 (66). С. 24-30.

3. Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Антропоцентрическая парадигма современного гуманитарного знания: метадисциплинар-ный «дом теорий» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58. С. 168-195.

4. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. М.: Знание, 1990. 32 с.

5. Корнеева В.А. Спорт как национальный ресурс sowt power // Soft power: теория, ресурсы, дискурс / Под. ред. О.Ф. Русаковой. Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2015. С. 124-131.

6. Корнеева В.А. Спортивные символы как инструмент формирования и трансформации политических идентичностей регионов // Политическая лингвистика. 2016. № 1 (55). С. 93-98.

7. Кумарасвами Ананда. Восток и Запад. Религия, мифология, символика, искусство / Пер. М.В. Маковчика. М.: Беловодье,

2018. 184 с.

8. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.

9. Мирсков Ю.А. Символика и жизнь: период: с конца XIX века и до начала XXI века. Вып 3 ч. 1. М.: Русская коллекция,

2019. 208 с.

10. Новоскольцев В.А. Символика Олимпиад. М.: Физкультура и спорт, 1980. 80 с.

11. Пиз А. Язык телодвижений / Авт. вступ. ст. Н. Котляр. М.: Эксмо, 2007. 272 с.

12. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Расширенная версия / Пер. Т.О. Новиковой. М.: Эксмо, 2022. 464 с.

13. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. 3-е изд. М.: Международные отношения, 2001. 560 с.

14. Серов Н.В. Символика цвета. М.: Страта, 2015. Цифровая книга.

15. Терновая Л.О. Геополитические символы глобального мира: монография. М.: Изд-во РАГС, 2011. 308 с.

16. Терновая Л.О. Ковер: «мягкая агитация» // Государственная служба. 2013. № 2. С. 71-75.

17. Трескин А.В., Штейнбах В.Л. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты / Ред. Е.А. Воронцова. М.: АСТ, 2014. 224 с.

18. Успенский Ф.И. Партии цирка и димы в Константинополе // Византийский временник. СПб.: Императорская академия наук, 1894. Т. 1. С. 1-16.

19. Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147218.

20. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038.

21. Фоллмер Г. Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории

науки / Пер. с немец. А.В. Кезина. М.: Русский двор, 1998. 256 с.

22. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press, 1962. 293 p.

Bibliography

1. Volkov A.V. Geopolitics of sports. How the global village became the planetary stadium. M.: Russian world, 2021. 288 p.

2. Goldin G.G., Ternovaya L.O. Axioms of legal consciousness and their strength testing by geopolitical shifts of the 2020s // Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2022. № 3 (66). Р. 24-30.

3. Ivanov D.I., Lakerbay D.L. Anthropocentric paradigm of modern humanitarian knowledge: metadisciplinary "house of theories" // Tomsk State University Bulletin. Philology. 2019. № 58. Р. 168-195.

4. Kasperavichyus M.M. Functions of religious and secular symbols. Moscow: Knowledge, 1990. 32 p.

5. Korneeva V.A. Sport as a national resource sowt power // Soft power: theory, resources, discourse / Ed. ed. O.F. Rusakova. Yekaterinburg: Diskurs-Pi, 2015. Р. 124-131.

6. Korneeva V.A. Sports symbols as a tool for the formation and transformation of political identities of the regions // Political Linguistics. 2016. № 1 (55). Р. 93-98.

7. Kumaraswami Ananda. East and West. Religion, mythology, symbolism, art / Per. M.V. Makovchik. M.: Belovodie, 2018. 184 p.

8. Mamardashvili M.K., Pyatigorsky A.M. Symbol and consciousness. Metaphysical reasoning about consciousness, symbolism and language. M.: School "Languages of Russian Culture", 1997. 224 p.

9. Mirskov Yu.A. Symbolism and life: period: from the end of the 19th century to the beginning of the 21st century. Issue 3, part 1. M.: Russian Collection, 2019. 208 p.

10. Novoskoltsev V.A. Symbols of the Olympics. M.: Physical culture and sport, 1980. 80 p.

11. Piz A. Body language / Ed. intro. Art. N. Kotlyar. M.: Eksmo, 2007. 272 p.

12. Piz A., Piz B. Body language. Extended version / Per. THEN. Novikova. M.: Eksmo, 2022. 464 p.

13. Pokhlebkin V.V. Dictionary of international symbols and emblems. 3rd ed. M.: International relations, 2001. 560 p.

14. Serov N.V. Color symbolism. M.: Strata, 2015. Digital book.

15. Ternovaya L.O. Geopolitical symbols of the global world: monograph. M.: Publishing House of the RAGS, 2011. 308 p.

16. Ternovaya L.O. Carpet: "soft agitation" // State Service. 2013. № 2. Р. 71-75.

17. Treskin A.V., Steinbakh V.L. History of Olympic Games. Medals. Icons. Posters / Ed. E.A. Vorontsov. M.: AST, 2014. 224 p.

18. Uspensky F.I. The parties of the circus and dima in Constantinople // Byzantine Vremennik. St. Petersburg: Imperial Academy of Sciences, 1894. Vol. 1. Р. 1-16.

19. Federal Law "On the preparation and holding in the Russian Federation of the 2018 FIFA World Cup, the 2017 FIFA Confederations Cup, the 2020 UEFA European Football Championship and amending certain legislative acts of the Russian Federation" dated 07.06.2013 N 108- Federal Law (last edition) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147218.

20. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" dated December 4, 2007 N 329-FZ (last edition) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038.

21. Vollmer G. Congenital structures of knowledge in the context of biology, psychology, linguistics, philosophy and theory of science / Per. from German. A.V. Kezina. M.: Russian yard, 1998. 256 p.

22. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press, 1962. 293 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.