ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ РОССИИ
ДОКЛАД НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ПЛЕНАРНОЙ СЕССИЙ МАЭФ, 16 МАЯ 2024 Г.
GEOPOLITICAL ASPECTS OF NEW ECONOMIC REALITIES FOR RUSSIA
REPORT AT THE FINAL PLENARY SESSION OF THE MAEF, MAY 16, 2024
Панина Елена Владимировна
Член Президиума ВЭО России, председатель Комитета ВЭО России по стратегическому планированию, директор Института международных и экономических стратегий – РУССТРАТ, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), д.э.н., профессор
Elena V. Panina
Member of the Presidium of the VEO of Russia, Director of the Institute of International and Economic Strategies - RUSSTRAT, Vice-President of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Chair of the Moscow Confederation of Industrialists and Entrepreneurs (Employers), Doctor of Economics, Professor
Геополитический ситуацию последних лет можно определить как эпоху турбулентности и неопределенности. Причем, фактор геополитики стал оказывать все большее влияние на экономику: масштабные региональные военные конфликты на грани перехода в глобальную войну, санкционные войны, борьба за освоение технологий искусственного интеллекта как средства геополитического доминирования, насаждение неоколониализма в его новых модернизированных формах. Все это влияет на мировую экономику по всем направлениям: инфляцию, конфигурацию цепочек поставок и в целом на логистику, структуру бюджетных расходов, рынок труда, мировую и национальные системы расчетов, в частности, формирование альтернативных доллару финансовых зон.
Можно выделить три основных тренда в мировой экономике, которые прямым образом влияют на современные экономические реалии России.
I. Инфляция
В 2023 г. глобальная инфляция, с которой столкнулась мировая экономика в поспандемийный период, как бы вышла на плато, однако, пока нет оснований ожидать резких темпов ее снижения. По данным Всемирного банка за 2023 год в более чем 65 процентах развитых стран инфляция, тем не менее, остается выше планируемого уровня. В сегменте развивающихся стран доля государств с инфляцией выше планируемого значения составляет примерно 40 процентов, однако, в каждой пятой экономике она измеряется двузначными цифрами.
По прогнозам на глобальную инфляцию продолжит влиять эскалация геополитической напряженности. Конфликт вокруг Украины и усиление режима санкций против России дестабилизируют мировой сырьевой рынок. Кроме того, рост напряженности на Ближнем Востоке может привести к росту цены на нефть – одного из четырех ключевых факторов, влияющих на динамику глобальной инфляции.
II. Деглобализация
Политический фактор влияет и на набирающую обороты деглобализацию и ведет к распаду мировой экономики на конкурирующие блоки. Пока геоэкономический раскол мира неявен, даже сократившиеся из-за заградительных пошлин поставки товаров из Китая в США были заменены поставками тех же китайских товаров из других стран. Однако тренд деглобализации экономик носит устойчивый характер и будет нарастать.
III. Рост военных расходов
Поскольку, ООН перестала быть площадкой разрешения конфликтов, и все более используется США в качестве инструмента для достижения собственных геополитических целей, резко выросло число региональных вооруженных конфликтов. Усиление военных угроз и войны привели к росту военных бюджетов. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) в 2022 г. военные расходы стран мира выросли до 2,24 трлн.$ США и составили 2,2% мирового ВВП - максимум с 1949 г., в 2023 г. их рост продолжился, а объём составил – 2,44 трлн.$ США.
С одной стороны, рост военных расходов оказывает положительное воздействие на экономику: новые рабочие места, новые технологии и т.д. Но в долгосрочной перспективе при сохранении тенденции это замедляет экономику, так как негативно влияет на накопление человеческого капитала, ведет к снижению в гражданские секторы экономики, формирует однонаправленность в распределении потоков государственных и частных ресурсов. Сильнее всего эти последствия ощущаются затронутыми конфликтами странами.
Рассмотрим теперь каким образом эти геополитические факторы оказывают влияние на экономические процессы в Российской Федерации, а также вытекающие из новых геополитических реалий требования к управлению экономикой и возникающие для нашей страны новые возможности.
I. Фактор инфляции
Экономика России существенно ощущает на себе влияние глобальной инфляции, в первую очередь из-за роста стоимости поставок по параллельному импорту западных товаров, которые мы пока не в состоянии заместить, а также в связи с возросшими издержками из-за изменения логистики по экспортно-импортным операциям с дружественными странами. В РФ сохраняется высокий уровень зависимости от импорта, поэтому мировая инфляция ведет к росту цен и в России. Кроме того, в тех сегментах, где из-за санкций сократилось предложение, проявилась тенденция к искусственному завышению цен со стороны производителей товаров и услуг на отраслевых и локальных рынках. Меры, предпринимаемые Правительством РФ, дают некоторые результаты: темп инфляции пока робко, но начал замедляться. Однако, ощутимого снижения цен, особенно в производственной корзине, пока не наблюдается. В качестве кардинальных мер, способных повлиять на снижение инфляции, можно назвать следующее:
1) Динамичное развитие собственных производств в целях уменьшения импортной составляющей;
2) Применение гибкой ценовой политики и реализация мер антимонопольного регулирования.
Здесь сразу же возникает вопрос: где брать долгосрочные инвестиционные кредиты для создания и развития производств. Сейчас мы фактически создали параллельную систему кредитования предприятий через институты развития (ФРП, ВЭБ), льготные кредиты АПК, льготную ипотеку и другие.
Вместе с тем, в стране имеются значительные, недостаточно используемые финансовые ресурсы. Так, в банковском секторе чистая прибыль за 2023 год составила 3,3 трлн. рублей. По данным ЦБ на конец 2023 г. счета в банках физических лиц составили 44 трлн. рублей, средства юридических лиц - 53,4 трлн. рублей (для сравнения доходы государственного бюджета РФ за 2023 год – 29, 1. трлн. рублей). Необходимо разработать и предложить бизнесу и физическим лицам вызывающие доверие механизмы и надежные инструменты, которые позволяют хотя бы часть этих средств вывести из спящего режима в формат долгосрочных инвестиций.
Кроме того, длительное сохранение высокого уровня ключевой ставки в целях таргетирования инфляции, не только не снижает её уровень, но и усугубляет ситуацию, поскольку тормозит импортозамещение из-за отсутствия кредитных ресурсов.
Нельзя не согласиться с выводом ЦМАКП – Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: резкое повышение и длительное удержание ключевой ставки является чрезмерно «издержечной» стратегией в плане негативного влияния на инвестиции и производство.
Фетишизация Банком России монетарных методов борьбы с инфляцией не учитывает других возможностей и инструментов воздействия на инфляционные процессы, широко применяемых в ведущих экономиках стран мира и предусмотренных российскими законами. В частности, использование антимонопольного законодательства.
Так, в марте-апреле 2024 года произошло частичное снижение цен на авиабилеты после требования ФАС к российским авиакомпаниям объяснить подорожание авиаперелетов почти на одну треть. В начале мая ФАС отчиталась о заключении временных соглашений в 27 регионах страны о стабилизации цен на социально значимые продукты. Были и другие меры Правительства РФ.
II. Фактор деглобализации
В ближайшие годы будут все более четко обрисовываться контуры макрорегионов, формирующихся вокруг лидера. России важно не упустить свою нишу. Наша страна, кроме наличия богатейших сырьевых ресурсов, обладает уникальными достижениями и является мировым лидером в следующих сферах:
- военные технологии оборонно-промышленного комплекса;
- атомная энергетика;
- фундаментальная наука в таких областях как: физика, лазерные системы, технологии получения мощных магнитных полей, космические технологии, квантовая физика, математика.
Это мощный потенциал, который способен стать фундаментом будущего лидерства России в многополярном мире. Поэтому одной из важнейших задач государственной политики должно стать его сохранение и приумножение.
Необходимо:
1) В разы увеличить финансирование фундаментальных и прикладных исследований, в том числе за счет создания привлекательных условий для частных инвесторов;
2) Остановить эмиграцию молодых ученых – каждый год уезжает 15 тыс. человек. Причем, второе неразрывно связано с первым.
III. Фактор роста военных расходов
Сейчас ОПК всё больше определяет развитие российской экономики. Здесь важно, во избежание перекоса экономики в военную сферу, развивать производство товаров двойного назначения, двойные технологии, инновации в искусственный интеллект. В силу военной необходимости и соображений безопасности мы начали работу по созданию независимого интернета. Это необходимо продвигать в гражданские отрасли.
Взятый курс на усиление плановых начал в ОПК неизбежно укрепит всю систему стратегического планирования и стратегического управления в стране. К примеру, в строительной отрасли применяется план по реконструкции 2000 городов. Сначала проектируется создание промышленных производств, а уже к ним жилищная и иная социальная и транспортная инфраструктура. Такой комплексный подход неизбежно принесет повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.
Мы живем в уникальное время. Казалось бы, время невозможностей и одновременно больших возможностей. Главная наша задача не упустить свой исторический шанс. В новом многополярном мире Россия должна сохраниться, а великая держава и занять место, подобающее её истории, культуре и огромному потенциалу.