Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР / ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / НЕЙТРАЛИТЕТ / ПЛЕБИСЦИТ / МНОГОВЕКТОРНАЯ ПОЛИТИКА / NUCLEAR WEAPONS / CONSTITUTION / TERRITORIAL DISPUTE / OCCUPIED TERRITORIES / NEUTRALITY / PLEBISCIT / MULTIDIMENTIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демидов А.В.

Автор рассматривает нынешнее состояние кашмирской проблемы и влияние ее нерешенности на внешнюю политику России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL ASPECTS OF THE KASHMIR ISSUE

The author deals with the present-day condition of the Kashmir Issue and its reflection on foreign policy of Russia.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ»

- формирование и развитие инфраструктуры объектов для физической культуры и спорта;

- принятие комплексных мер по совершенствованию финансирования физкультурно-спортивной деятельности;

- формирование системы, обеспечивающей общественную безопасности объектов спорта;

- обеспечение организации работы с болельщиками и объединениями болельщиков Управление физической культурой и спортом основывается на следующих принципах:

- принцип сочетания отраслевого и территориального управления, который базируется на нынешнем административном делении территории страны, а также на отраслевой структуре народного хозяйства,.

- принцип сочетания материального и морального стимулирования. Одним из ярко выраженных проявлений использования указанного принципа в отрасли физической культуры и спорта является моральное и финансовое поощрение сотрудников различных физкультурно-спортивных организаций а также присуждение им званий или государственных наград и т. д.

На основании вышеописанных принципов реализуются обособленные направления управленческой деятельности с использованием различных методов.

Среди организационных методов управления зачастую выделяют нижеперечисленные группы:

- методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;

- методы организационно-стабилизирующего воздействия применяются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации.

- методы распорядительного воздействия применяются для решения текущих задач и способствуют корректировке деятельности с учетом изменившейся ситуации. Методы, относящиеся к этой группе обычно реализуются в виде приказов, распоряжений и т.д.

В итоге, на основании изученного материала, можно сделать вывод о том, что управление физической культурой и спортом является системой конкретно определенных форм и методов управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-Ф3 (последняя редакция)

2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2010 - 272 с.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 543 с

4. Николаев Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и ее теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры) / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 10. - С. 96-106.

© Березовская А.Л., 2020

УДК 93.327

Демидов А. В., кандидат политических наук Преподаватель Московский гуманитарно-экономический университет

Россия, г. Москва

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАШМИРСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

Автор рассматривает нынешнее состояние кашмирской проблемы и влияние ее нерешенности на

внешнюю политику России.

Ключевые слова:

ядерное оружие, Конституция, территориальный спор, оккупированные территории, нейтралитет, плебисцит, многовекторная политика.

Demidov A.

PhD in Political Science Lecturer Moscow Humanitarian and Economic University

Moscow, Russia

GEOPOLITICAL ASPECTS OF THE KASHMIR ISSUE

Summary

The author deals with the present-day condition of the Kashmir Issue and its reflection on foreign policy of Russia.

Key words:

nuclear weapons, Constitution, territorial dispute, occupied territories, neutrality, plebiscit,

multidimentional policy.

Кашмирская проблема имеет достаточно давние исторические корни. Как известно, британские власти, покидая колониальную Индию, разделили ее в 1947 г. на два государства по религиозному принципу: Индию (для индуистов, сикхов и буддистов) и Пакистан (для мусульман). Однако, княжество Кашмир было выделено в особую категорию. Судьбу его предстояло решить на плебисците (референдуме).

Разделив страну по упомянутому принципу, Лондон, действуя по известному правилу «разделяй и властвуй», создал международную проблему, которая не только не решена до сих пор, но она создает угрозу мировому миру и безопасности, особенно, с учетом того, то как Индия, так и Пакистан обзавелись ядерным оружием.

В результате 60 % территории исторического Кашмира вошли в состав Индии и образовали штат Джамму и Кашмир. 30 % заняты Пакистаном, создавшим области Гилгит-Балтистан, Северные территории и Азад Кашмир. 10% (район Акай Чин) оккупированы Китаем.

В качестве последнего по времени события в развертывании кашмирской проблемы следует упомянуть, что 5 августа 2019 г. президент Индии Рам Натх Ковинд по рекомендации правительства этой страны подписал указ, отменяющий статью 370 Конституции Республики Индия, предоставлявшую штату Джамму и Кашмир особый статус. Одновременно правительство своим решением отменило существовавший ранее запрет на приобретение в Кашмире недвижимости лицами, не являющимися жителями этого региона. Комментируя принятые решения, премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что подобное решение имеет целью способствовать росту инвестиций и занятости в Кашмире. По его словам, десятилетиями этот штат варился в собственном соку, там процветали коррупция и кумовство [1].

Это решение последовало за всплеском выступлений населения штата Джамму и Кашмир, начавшимся в феврале 2019 г. Собственно говоря, эта территория, населенная преимущественно мусульманами, никогда за все время независимого существования Индии не была спокойной. Территория Кашмира является объектом территориального спора между Индией и Пакистаном. Часть исторического Кашмира контролируется Китаем. Соответственно центральное правительство Индии не желало активно вкладываться в развитие региона, чье пребывание в составе Индии, а следовательно, чье будущее не определено. Соответственно в Кашмире сложилось достаточно сложное экономическое положение, выливающееся в безработицу, в отсутствие инвестиций, в сохранение низкого на общеиндийском уровне уровня жизни населения Кашмира. Кроме того, имеют место частые террористические проявления.

Говоря о геополитическом аспекте кашмирской проблемы, следует упомянуть, что после создания двух государств, Индии и Пакистана, каждое из них пошло своим внешнеполитическим путем. Советский

Союз был первым государством, установившим дипломатические отношения с временным правительством Индии еще до официального провозглашения независимости (13 апреля 1947 г.). С самого начала конфликта СССР считал Кашмир территорией Индии, а ту его часть, что контролируется Пакистаном (Азад Кашмир), незаконно оккупированной территорией. В дальнейшем Советский Союз занимал по отношению к Индии неизменно благожелательную политическую позицию. С началом индийско-китайского конфликта 1959 - 1962 гг. СССР заявил о своем нейтралитете. Это было на руку Дели, поскольку такая позиция означала отказ от поддержки Китая, с которым Москва тогда еще сохраняла дружественные отношения.

США официально заявляли о Кашмире, как о «нерешенной проблеме», но фактически поддерживали Пакистан. США оказывали и продолжают оказывать поддержку правозащитным НПО, обвиняющим индийские военные и гражданские власти в нарушениях прав человека в Кашмире (внесудебные казни, похищения людей, насилие, пытки и др.).

Китай в течение конфликта активно поддерживал Пакистан в его противостоянии с Индией. Вместе с тем, официально Пекин утверждает, что его интересы в регионе носят исключительно коммерческий, а не военно-политический характер. В последние годы Пекин стал склоняться к более нейтральному подходу к проблеме. В октябре 2019 г. в ходе встречи председателя Госсовета КНР Си Дзинпина и премьер-министра Индии Н.Моди с китайской стороны было заявлено, что Китай «будет играть конструктивную роль в улучшении отношений между Индией и Пакистаном». [2]

Пакистан считает Кашмирский конфликт международным и сохраняет за собой право выносить данный вопрос на обсуждение международных форумов, а также допускает посредничество третьих государств. Исламабад настаивает на проведении плебисцита, ссылаясь на соответствующие резолюции ООН.

Индия не признает Кашмирский конфликт международным спором и отвергает возможность плебисцита. Согласно индийской позиции, плебисцит не является необходимым, поскольку Учредительное собрание Кашмира проголосовало в 1947 г. за присоединение к Индии. [3] Главным требованием Дели является прекращение «трансграничного терроризма», т. е. прямой поддержки пакистанскими спецслужбами мусульманских боевиков в индийском штате Джамму и Кашмир.

Кстати, индийско-китайский военный конфликт был во многом вызван неуступчивостью Дели. Так, в апреле 1960 г. тогдашний премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай предложил Индии определенный компромисс: Китай признает в качестве государственной границы «линию Макмагона» (предложена британскими колониальными властями в конце XIX века в качестве возможной границы между Индией и Китаем), в обмен на это Индия соглашается на сохранение за Китаем территории в районе Аксай Чин. Индийский премьер Дж.Неру отверг это предложение. [4]

Позднее, Советский Союз предпринял успешные посреднические усилия между Индией и Пакистаном после войны, имевшей место в 1965 г., завершившиеся подписанием 10 января 1966 г. Ташкентской декларации, которую в Пакистане до сих пор считают невыгодной для своей страны. Далее, следует упомянуть, что Москва оказала решающую помощь Дели в период войны в Восточном Пакистане, приведшей к образованию нового государства - Бангладеш. СССР не высказывал негативных оценок и не вводил никаких санкций против Индии после того, как эта страна 18 мая 1974 г. (Пакистан провел свои ядерные испытания лишь 28 мая 1998 г.) взорвала ядерное устройство. Советский Союз и затем Россия оказывали неизменную политическую поддержку Дели, поставляя для индийской армии в ходе всех ее конфликтов с Пакистаном самое современное оружие и технику. В беседах с автором этих строк пакистанские политические и военные деятели не раз признавали, что индийские вооруженные силы, как правило, брали верх в ходе вооруженных конфликтов с Пакистаном в первую очередь благодаря советскому оружию и советской военной технике. Ничего сопоставимого ни Китай, ни США поставить либо не могли, либо не хотели.

А как же Индия отблагодарила нашу страну за эту неизменную поддержку? Дели использовал особые отношения с Советским Союзом для развития национальной экономики, науки и техники, приобретения современных вооружений. Однако, это не мешало индийскому руководству демонстрировать свое все

возраставшее стремление «дистанцироваться» от СССР в духе «стратегии равной удаленности» от великих держав, установки на обладание ядерным оружием. В период советской военной операции в Афганистане Индия никак не поддерживала Советский Союз.

В 90-х гг. ХХ века происходило прогрессирующее ослабление позиций России в рассматриваемом регионе, в т.ч. и в отношениях с Индией. Связи с нашей страной развивались неровно. В начале 90-х гг. они переживали явный спад и взаимное охлаждение. В самые сложные годы сразу после развала

Советского Союза индийцы отнеслись к российскому государству весьма жестко. Это проявлялось в отсутствии у них желания возвращать России советские долги, в снижении заинтересованности Индии к сотрудничеству в целом. Индия приступила к переориентации на взаимодействие с Западом.

Правительство Дели в течение долгого времени стремится достичь в отношениях с Вашингтоном степени стратегического партнерства, что было немыслимо в эпоху «холодной войны». Со стороны США Индии были даны заверения в поддержке ее кандидатуры в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Кульминацией такого развития явилось подписание в 2008 году двустороннего соглашения о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях, расширившее для Индии доступ к ядерным технологиям, несмотря на то, что страна не присоединилась к Договору о нераспространении

ядерного оружия.

Но не только у России вызывает вопросы политика Дели. Программные установки нынешней правящей в Индии партии «Бхаратия Джаната Парти», возглавляемой Н.Моди, пропитаны крайним национализмом. Получила новое развитие давняя мечта индийской политической и деловой элиты об обретении их страной статуса великой державы. Все настойчивее ставится вопрос о вступлении Индии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Весьма заметно стремление Индии заручиться поддержкой США ее глобальному росту.

Нельзя не обращать внимание на то, что именно Индия, а не Пакистан, произвела первой ядерное испытание и создала ядерное оружие. Индия, а не Пакистан, имеет подавляющее превосходство в обычных вооружениях а, следовательно, в отношении Пакистана не нуждается в ядерном сдерживании. Сделанные под давлением США в 2008 году для Индии послабления в режиме приобретения ядерных материалов и технологий позволяют Дели продолжать качественное и количественное совершенствование своего ядерного арсенала, что, в свою очередь, способствует все большему развертыванию гонки вооружений в Южной Азии.

Да и в отношении Пакистана политика Дели далека от сдержанности. Военное укрепление Индии способствовало росту милитаристских настроений в правящей верхушке. В частности, индийскими военными стратегами была разработана доктрина «Холодный запуск» ("Cold Start"), предусматривающая возможность внезапного начала превентивной войны против Пакистана без проведения мобилизации резервистов.[5] Более того, эта доктрина не исключала вероятности ведения войны на два фронта, в том числе и против Китая, в случае выступления последнего на стороне Пакистана. В отличие от Пакистана, делающего ставку на повышение качественных характеристик своего ядерного оружия, Индия взяла курс на количественное наращивание ракетно-ядерного потенциала. [6]

А в декабре 2019 г. Н.Моди сделал откровенно провокационное заявление, согласно которому его страна может уничтожить Пакистан за 11 дней. У пакистанского лидера Имрана Хана просто не оставалось выбора, как дать на него весьма жесткий ответ. Как заявил пакистанец, его страна «ответит» Индии в случае военной акции. Он добавил, что пакистанская армия является «опытной» и «полностью готовой» к войне. [9[

На все эти аргументы могут возразить, отметив, что Индия имеет свои национальные интересы, с которыми следует считаться. Это так. Но и Россия признает, что в политике не бывает постоянных друзей, а существуют постоянные интересы. Наш интерес состоит в проведении многовекторной политики на Среднем Востоке и в Южной Азии, в поддержании взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами региона, в сохранении здесь обстановки мира и безопасности.

Нынешнее обострение обстановки в Кашмире вызвано ничем иным, как решениями, принятыми правительством во главе с Нарендрой Моди. Однако, для объективности необходимо признать, что и пакистанское видение кашмирской проблемы не отличается взвешенностью. По мнению властей Исламабада, весь Кашмир безусловно должен войти в состав Пакистана. Подобные претензии основаны на том, что Кашмир является территорией, населенной преимущественно мусульманами. В течение всего существования независимого Пакистана спецслужбы этой страны переправляли в Кашмир боевиков, в т.ч. бойцов афганских незаконных вооруженных формирований (моджахедов), представляемых мировому сообществу в качестве «борцов за свободу» («freedom fighters»).

Недавние решения Дели по Кашмиру были восприняты весьма болезненно в Исламабаде. Пакистан пообещал действовать дипломатическими методами, но не исключается и военный сценарий. Вообще, пакистанские военные не раз предлагали своему политическому руководству решить кашмирскую проблему военным путем.

Но для подходов Пакистана к решению кашмирской проблемы был все же характерен определенный элемент гибкости. Так, в конце 1990-х годов в период правления в Исламабаде генерала П.Мушаррафа его правительство начало склоняться к поискам решения на базе двусторонних индийско-пакистанских переговоров. При этом подразумевалось, что существующая ныне демаркационная линия по взаимному согласию станет международно признанной границей. Однако, начавшиеся было переговоры были -( '5 )-

прерваны в связи с индийскими обвинениями в адрес Пакистана в организации терактов в Индии.

Как представляется, России не следует следовать в этих вопросах в русле индийской пропаганды, преследующей откровенно эгоистические цели. Так, Пакистан, ведущий достаточно эффективную борьбу с отрядами Движения «Талибан» в своих западных провинциях, изображается со стороны Дели в качестве рассадника терроризма. И это при том, что террористов хватает и в Индии (сикхские боевики). В мировое информационное пространство вбрасываются идеи о ненадежной, мол, сохранности пакистанского ядерного оружия, которое якобы легко может стать добычей экстремистов. При этом совершенно не учитывается, что расположение объектов, где находится ядерное оружие Пакистана, строго засекречено. Их охрана имеет многослойную структуру, включающую комплексы ПВО. Хранится ядерное оружие в подземных хранилищах в разобранном виде и отдельно от средств доставки. После 11 сентября 2001 года Вашингтон выделил Исламабаду порядка 100 млн. долларов на укрепление системы ядерной безопасности. [7] Кроме того, США оказывали помощь Пакистану в повышении квалификации персонала, а также в поставках оборудования для улучшения физической защиты ядерных материалов, лабораторий и других ядерных объектов. [8]

* * *

Разделив в 1947 г. историческую Индию по религиозному признаку на Индию и Пакистан, оставив при этом нерешенные вопросы (статус Кашмира и прохождение индийско-китайской границы), британская колониальная администрация передала современному миру в наследство проблему, решение которой не просматривается до сих пор. Уже нет Британской империи, уже влияние Лондона в мире совсем не то, что было в XIX - начале ХХ веков, но в заложенную англичанами проблему в той или иной степени вовлечены многие страны мира.

Взятый Москвой курс на проведение многовекторной политики, без сомнения, требует поддержания отношений взаимопонимания и взаимной выгоды с максимальным числом государств, в т.ч. государств региона Среднего Востока и Южной Азии. К их числу, без сомнения, относятся Китай, Индия и Пакистан.

Понятно, что отношения между самими упомянутыми государствами далеко не всегда носят безоблачный характер. Но для России в целях повышения эффективности ее внешнеполитических усилий необходимо отходить от оглядки на возможную ревность со стороны каких-то отдельных государств, от слепо повторяемых шаблонов, связанных с некими «привилегированными партнерами». Основным принципом, определяющим выбор внешнеполитических партнеров, должен быть принцип безусловного учета национальных интересов.

Применительно к Кашмирскому конфликту России, считающей безусловным приоритетом соблюдение норм и принципов международного права, следует вести дело к выполнению известных резолюций ООН (от 21 апреля, 13 августа 1948 г., а также от 5 января 1949 г.), предусматривающих проведение плебисцита, что, кстати, полностью поддерживается Пакистаном, но о чем довольно неохотно вспоминает Индия.

Список использованной литературы:

1. См. Индия покончила с кашмирским спором, регион готовится к осаде. // https://plainnews.ru/video-channel-497866.html.

2. Kashmir Issue. // https://phdessay.com/kashmir-issue/.

3. Will play «constructive role» in improvement of India-Pakistan ties: China. // https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/will-play-constructive-role-in-improvement-of-india-pakistan-ties-china/articleshow/71635986.cms.

4. Китайско-индийский пограничный конфликт. // https://www.abirus.ru/content/564/623/626/11567/11568.html.

5. Подробнее см.: Sultan Maria. Cold Start Doctrine and Pakistan's Countermeasures. Theory of Integrated Strategic Equivalence // "Defense Journal". Vol. 15, N. 3. October 2011.

6. Подробнее см.: Демидов А.В. Пакистанское ядерное оружие: проблемы для мирового сообщества. // "Ядерный клуб". № 4. 2013.

7. А.Клевцова. Безопасность ядерного оружия Пакистана вызвала вопросы. // www.rus.azattyq.org/content/ security-of-nuclear-weapon-pakistan/2468423.html.

8. См. Эндрю Сент Денис. Есть ли будущее у американо-пакистанского сотрудничества в области ядерной энергетики. // "Ядерный клуб". № 3 (4), май-июнь 2010.

9. Pakistan: PM Rhan warns Modi - "Pakistan's Army is Prepared". - http://xitfilms.ru/online/ eTZuSWJiTWZKZ2s=.

© Демидов А. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.