Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОНТИЙСКИХ БИОГЕОЦЕНОЗОВ'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОНТИЙСКИХ БИОГЕОЦЕНОЗОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЭКОСИСТЕМА / ПРОЛИВ / БУХТА / БИОГЕОЦЕНОЗ / ТЕХНОБИОГЕОЦЕНОЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рубцова Светлана Ивановна

В статье рассмотрены природно-географические и социальнополитические аспекты развития понтийских биогеоценозов на примере черноморских проливов и бухт. Под биогеоценозом понимается система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических и антропогенных факторов среды в пределах одной территории. Особое внимание уделено влиянию деятельности человека, приводящему к изменениям среды обитания; определены природные, исторические и геополитические признаки изменений местообитаний в Причерноморье; выявлены условия функционирования и соединения природно-географических и социально-политических пространств. Сделан анализ процесса накопления потенциала политического, культурного, хозяйственного освоения Крыма и Севастополя. Установлено, что осваиваемые людьми биогеоценозы в череде превращений и трансформаций в результате антропогенного влияния становятся в конечном счете современными технобиогеоценозами. Показано, что эволюция проливов и бухт позволила превратить некогда разделявшие людей пространства из трудных и неосвоенных в обустроенные пространства развития, например, благодаря сооружению мостов и переправ. Так, строительство Крымского моста через Керченский пролив стало не просто событием текущей политики, оно имеет глубокое функциональное значение для эволюции всего черноморского региона. Для исследования эволюционных пространств Причерноморья и всего региона Большого Средиземноморья необходим комплексный подход, включающий изучение природно-географических и социально-политических аспектов развития понтийских биогеоценозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL ASPECTS OF THE PONTIC BIOGEOCENOSES EVOLUTION

The article considers the natural-geographical and socio-political aspects of the development of the Pontic biogeocenoses on the example of the Black Sea straits and bays. A biogeocenosis is a system that includes a community of living organisms and a closely related set of abiotic and anthropogenic environmental factors within a single territory. Special attention is paid to the influence of human activity that leads to changes in the environment; to the identification of natural, historical and geopolitical signs of changes in habitats in the Black Sea region; and to revealing the conditions of functioning and connection of natural-geographical and sociopolitical spaces. An analysis is made of the potential accumulation of the political, cultural, economic development of the Crimea and Sevastopol. It is established that the biogeocenoses developed by humans in a series of transformations, as a result of anthropogenic influence, eventually became modern technobiogeocenoses. It is shown that the evolution of straits and bays has made it possible to transform the spaces that once separated people from difficult and undeveloped interfaces into well-equipped development interfaces, for example, due to the construction of bridges and crossings. Thus, the construction of the Crimean Bridge across the Kerch Strait has not just become an event of current policy, but has a deep functional significance for the evolution of the entire Black Sea region. The necessity of developing an integrated approach -including geographical and political aspects of research - to solve the problems of studying and using the evolutionary spaces of both the Black Sea and the entire Greater Mediterranean region is noted.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОНТИЙСКИХ БИОГЕОЦЕНОЗОВ»

DOI: 10.31249/metodannual/2021.11.17

Рубцова С.И.*

Геополитические аспекты эволюции понтийских биогеоценозов1

Аннотация. В статье рассмотрены природно-географические и социально-политические аспекты развития понтийских биогеоценозов на примере черноморских проливов и бухт. Под биогеоценозом понимается система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических и антропогенных факторов среды в пределах одной территории. Особое внимание уделено влиянию деятельности человека, приводящему к изменениям среды обитания; определены природные, исторические и геополитические признаки изменений местообитаний в Причерноморье; выявлены условия функционирования и соединения природно-географических и социально-политических пространств. Сделан анализ процесса накопления потенциала политического, культурного, хозяйственного освоения Крыма и Севастополя. Установлено, что осваиваемые людьми биогеоценозы в череде превращений и трансформаций в результате антропогенного влияния становятся в конечном счете современными технобиогеоценозами. Показано, что эволюция проливов и бухт позволила превратить некогда разделявшие людей пространства из трудных и неосвоенных в обустроенные пространства развития, например, благодаря сооружению мостов и переправ. Так, строительство Крымского моста через Керченский пролив стало не просто событием текущей политики, оно имеет глубокое функциональное значение для эволюции всего черноморского региона. Для исследования эволюционных пространств Причерноморья и всего региона Большого Средиземноморья необходим комплексный подход, включающий изучение природно-географических и социально-политических аспектов развития понтийских биогеоценозов.

Ключевые слова: политика; политическая наука; теория; методология; государство; общество; экосистема; пролив; бухта; биогеоценоз, технобиогеоценоз.

Для цитирования: Рубцова С.И. Геополитические аспекты эволюции понтийских биогеоценозов // МЕТОД : Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин : ежегод. науч. изд. / РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед. -Москва, 2021. - Вып. 11. - С. 335-349. - URL: http://www.doi.org/10.31249/ metodannual/2021.11.17

* Рубцова Светлана Ивановна, кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе Института общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «СевГУ», e-mail: sirubtsova@sevsu.ru.

© Рубцова С.И., 2021

1 Данная работа является частью исследовательского материала, изучаемого в рамках научного направления «Комплексное регионоведение Большого Средиземноморья» Севастопольского государственного университета.

335

Каждая наука, и политическая не исключение, выделяет предмет своего изучения, вынося за скобки прочие аспекты действительности или редуцируя их до значимых условий среды. Однако геополитика учитывает земное пространство не только как среду политических явлений, но и как их неотъемлемую составляющую. Подобная неразрывная связь природы и политических явлений коренится в глубоком эволюционном прошлом природных объектов и деятельности людей. Нам повезло в том, что наши далекие предки - приматы были существами социальными и симбиоти-ческими. В ходе антропогенеза эти качества только усилились. Первобытные популяции наших предков были двойственны. Они одновременно являлись и группами (стаями) биологического вида, и сообществами социальных существ, людьми. Однако при всей двойственности связь людей с их природной средой, с конкретными биоценозами была очень ясной и прочной. Симбиоз людей с их природной средой выразился в том числе в доместикации различных видов растений и животных. Однако в результате доместикации других существ люди доместицировали сами себя. И это стало едва ли ни самым главным фактором очеловечения [Roberts, 2017; Робертс, 2019].

Этот маленький экскурс в эволюционные глубины времени важен как концептуальная рамка для понимания далеко не случайного соединения природно-географических пространств, или «земных миров», [Рете-юм, 1988], с социально-политическими порядками или человеческими мирами [Ильин, 2019]. В результате подобного соединения возникали так называемые месторазвития, если использовать понятия евразийской геополитики1. Фактически это постепенно осваиваемые людьми биогеоценозы, которые в череде превращений и трансформаций становятся в конечном счете современными технобиогеоценозами.

В данной статье будет рассмотрен ряд исторических или даже эволюционных превращений месторазвитий Крыма, Черноморья и Средиземноморья, прежде всего некоторые случаи освоения людьми заливов, бухт и проливов. Эти примеры являются частью исследовательского материала, изучаемого в рамках научного направления «Комплексное регионо-ведение Большого Средиземноморья» Севастопольского государственного университета. Под Большим Средиземноморьем понимается масштабный эволюционный феномен превращения геоморфологических структур на месте «закрывшегося» океана Тетис в обширное месторазвитие всего Старого Света, от Гибралтара на западе до Алтая на востоке, от истоков Нила на юге до истоков Днепра и Волги на севере. Это месторазвитие стало

1 «Каждая, хотя бы небольшая, человеческая среда находится, строго говоря, в своей и неповторимой географической обстановке. Каждый двор, каждая деревня есть "месторазвитие". Подобные меньшие месторазвития объединяются и сливаются в "месторазвития" большие. Возникает многочленный ряд месторазвитий» [Савицкий, 1927, с. 66]; см. также: [Савицкий, 1932].

336

формироваться в результате заселения его популяциями Homo sapiens после последней волны их выхода из Африки примерно около 50 тыс. лет назад и растекания в пространствах геоморфологических следов Тетиса, прочерченных Альпийско-Гималайской геосинклиналью. Эти популяции сами пережили все основные этапы антропогенеза, в ходе которого сформировали многочисленные месторазвития, от малых племенных стоянок, оседлых поселений, а затем полисов до ключевых империй и важнейших цивилизаций, современных государств и международных систем.

Антропогенные изменения биогеоценозов

Биогеоценоз представляет собой систему, включающую сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических и антропогенных факторов среды в пределах одной территории. К абиотическим факторам среды относятся компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. Особый интерес для нас представляют антропогенные факторы, включая рыболовство и экологические последствия хозяйственной деятельности, влияющие на изменения биогеоценозов. К антропогенным факторам мы относим разнообразные формы деятельности человеческого общества, приводящие к изменению среды обитания биогеоценозов. В данной статье будут рассмотрены геополитические аспекты эволюции биогеоценозов Черноморских заливов и проливов.

Природные естественные биогеоценозы представляют собой систему, которая формировалась в течение миллионов лет. Все ее элементы взаимосвязаны друг с другом, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость к изменениям окружающей среды. Однако следует отметить, что прочность экосистем имеет свои пределы. Ухудшение экологической ситуации, неограниченный промысел, вследствие чего происходит сокращение численности организмов, приводят к глубоким изменениям, что в конечном итоге может нарушить равновесие в биогеоценозе и привести к его разрушению [Авакян, 2009; Маврищев, 2009]. Одним из мощных факторов, влияющих на изменения экосистем, является хозяйственная деятельность. Воздействие человека на природные экосистемы началось давно. Оно все время усиливалось вместе с увеличением численности населения Крыма. В последнее время, в связи с быстрым развитием сельского хозяйства, промышленности, ростом городов влияние человека на черноморские экосистемы приобрело решающее значение. В статье будет рассмотрено влияние деятельности человека на понтийские биогеоценозы, сделана попытка определить признаки и показатели антропогенного изменения природных ландшафтов в Причерноморье; выявить условия функционирования и соединения природно-географических и социально-политических пространств на примере Черноморских проливов и бухт.

337

Два путеводных Босфора - Фракийский и Киммерийский

Большое Средиземноморье отчетливо делится на четыре больших пространства: североафриканское на юго-западе, европейское на северо-западе, евразийское на северо-востоке и ближневосточное на юго-востоке. Их соединяет общий «интерфейс», своего рода «перекрестье» или «скрепа», которая зримо представлена проливами: Керченским, Босфором, Дарданеллами и рукотворным «проливом» Суэцкого канала. Два из этих проливов - Керченский и Босфор - станут предметом рассмотрения в первой части статьи. Вторая часть посвящена рассмотрению ряда заливов, бухт и побережий Крыма.

Древние греки называли путь из западного бассейна Большого Средиземноморья, т.е. из нынешнего Средиземного моря или просто моря, вглубь восточных пространств Большого Средиземноморья путем. Его образовывали Геллин путь, Предпутие, Бычий ход фракийский, собственно Путь и, наконец, Бычий ход киммерийский. Тем самым подчеркивалась особая функциональная роль всего комплекса морских путей из Эгейского моря внутрь континента как структурирующая связь двух ключевых пространств Большого Средиземноморья. Эгейское, свое собственное внутреннее море греки, «теснившиеся вокруг, словно лягушки вокруг болота» (Сократ в диалоге Платона «Федон» 109 b), называли ширь. Впоследствии, уже в Средние века, появилось название главное море - первичная метафора стерлась, а потом это название перешло на острова в этом море и, наконец, на любую большую группу островов.

Сами эти географические структуры возникли сравнительно недавно, уже после того, как все окружающие пространства, все Большое Средиземноморье, да и большая часть земных территорий были заселены людьми. Это произошло уже в эпоху неолита, когда и земли Плодородного полумесяца, и котловина Новоевксинского озера-моря на месте нынешнего Черного моря были сравнительно плотно заселены не только охотниками и собирателями, но также ранними скотоводами и земледельцами. Колебания уровней Мирового океана, эпиконтинентальных морей и озер после завершения ледникового периода вызвали геологическую катастрофу, в результате которой средиземноморские воды хлынули в Новоевксинское озеро. Образовалось Черное море в его современных очертаниях, а главное -вся последовательность «путей» вглубь континента: Геллин, или Дардаров, путь, Предпутие, Бычий ход, Путь, еще один Бычий ход, а за ним - огромный разлив Меотиды (владений меотов) перед отодвинувшимся устьем Дона. Всего кратчайшая по карте протяженность «путей» составляет более 1,5 тыс. км, а фактически, при плавании, доходит до двух тысяч и даже более.

Геологическая катастрофа, которую часто именуют черноморским потопом, вызвала масштабные экологические последствия и массовое переселение людей и животных.

338

В новообразовавшемся Черном море возник Крым. О формировании новых месторазвитий вокруг морских бухт и приморий, возникших на месте горных ущелий и склонов, речь пойдет в следующем разделе. Пока же в фокусе внимания остаются две ключевые структуры, два пролива, два Бычих хода - при вступлении на Путь и на выходе из него. Это Босфор и Керченский пролив.

Природные условия и климат, а также географическое положение территории всегда оказывали влияние на образ жизни народов и пути формирования общественного развития, и в конечном итоге - на своеобразие возникавших в различных регионах цивилизаций. Взаимодействие человека с окружающей средой всегда являлось одной из важнейших частей цивилиза-ционного развития, в результате которого происходит как складывание отличительных социопсихологических черт характера у всего этноса, так и создание определенной картины мира у конкретных его представителей. Кроме того, любое общество в рамках цивилизации всегда стремилось по возможности гармонизировать свои отношения с природной средой, что непосредственно оказывает влияние на формы хозяйствования и их результаты, а опосредованно - на все аспекты жизни, от культуры до политики. Особенно сильным оказывается воздействие географических условий на первоначальном этапе формирования цивилизации.

Вдоль новопробитого водного хода тянулись обрывистые склоны. Лишь кое-где можно было пристать морским путешественникам. Жизнь, хозяйство и людские поселения разворачивались в бухтах поблизости от морей. Это прежде всего великолепный залив Золотого Рога со множеством более мелких и порой даже более удобных бухт. Но это также бухты и побережья Мраморного и Черного морей поблизости от Босфора.

Геополитическая роль проливов, а также многих других географических структур заключается в том, что их функционал может меняться в зависимости от того, что и как люди научились использовать.

Пролив Босфор

Название пролива Босфор переводится с древнегреческого как «турецкий». Это важная международная артерия, он является узким природным проливом, соединяющим ряд морей вдоль Восточного Средиземноморья, Балкан, западной Евразии и Ближнего Востока. Босфор - это важнейшая международная водная артерия. С помощью пролива Босфор прокладываются судоходные пути из Черного моря в Средиземное, далее через Гибралтар в Атлантический океан, а через Суэцкий канал - в Индийский океан.

Назвать точную дату и научную причину образования пролива очень сложно, до сих пор это является предметом спора среди геологов. В соответствии с так называемой теорией черноморского потопа, предложенной

339

Уильямом Райаном и Уолтером Райаном в 1997 г. [An Abrupt Drowning, 1997], Босфор образовался приблизительно около 5600 г. до н.э., когда напор поднявшихся вод в Средиземном и Мраморном морях потоком пробил путь в Черное море, которое в то время было низменным пресным водоемом. Впоследствии эта гипотеза проверялась и оспаривалась, выдвигались альтернативные предположения и модели. Сам Райан с рядом коллег в 2003 г. дал иную датировку черноморского потока, сдвинув ее на примерно полтора тысячелетия раньше [Catastrophic flooding of the Black Sea, 2003].

Еще греки считали пролив (бычий ход) границей между страной восхода, Анатолией, и страной заката, Эреба, или Европой.

Стратегическое значение Босфора стало очевидным еще тысячелетия назад. Еще в V в. до н.э. греческий город-государство Афины, зависевший от импорта зерна из Скифии, поддерживал важные союзы с городами, контролировавшими проливы, например с мегарской колонией Византией. Уже в те времена транспортное обустройство пролива позволило соединять поселения вдоль большого понтийского пути. Вместе с тем пролив оставался преградой для сухопутных передвижений. Сооружение переправ и их обустройство со временем ослабили разделение людей, живших по его берегам, и позволили решительно преодолеть преграды. Это осталось задачей для будущих поколений.

Византийцы называли Босфор «Стенон», и наиболее важные топонимы, образованные от него в нашу эру, - это Боспорус Акра, Аргируполи, Сейнт Мамант, Сейнт Фока, Гестия или Михалион, Фонеус, Анаплус или Состенион в европейской части и Башня Иерон, Эиренаион, Антемио, Софианаи, Вифинский Крисполис - в азиатской части. Этот пролив разделяет и соединяет такие разные человеческие цивилизации Запада и Востока: Рим и Византию, Европу и Азию, христианство и ислам.

Длина пролива достигает 30 метров, а глубина 120 метров. Как уже упоминалось выше, пролив Босфор - главный торговый путь страны. Его часто называют «Золотым рогом». Благодаря проливу и зародились торгово-экономические морские связи Турции с соседними государствами. Сегодня Босфор - пролив с международным статусом. По нему плывут суда в обоих направлениях.

Стратегическое значение пролива стало одной из причин решения римского императора Константина Великого основать там в 330 г. н.э. новую столицу, Константинополь, которая стала известна как столица Восточной Римской империи. Фраза «переплыть Босфор» (или «пересечь Босфор») до сих пор используется для обозначения религиозного обращения в православие. 29 мая 1453 г. возникшая в ту пору Османская империя завоевала город Константинополь в результате продолжительной кампании, в ходе которой османы поставили крепостные укрепления по обе стороны пролива - крепость Анадолухисар (1393) и крепость Румелихисар (1451) - не только для подготовки к основной битве, но и для установления долгосрочного контроля над Босфором и другими прилегающими вод-

340

ными путями. Последняя 53-дневная кампания, которая завершилась победой осман, стала важным поворотным моментом в мировой истории. Наряду с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 г., завоевание Константинополя в 1453 г. часто называют одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавшим переход к Ренессансу и эпохе Великих географических открытий. Это событие также положило конец Византии - всему, что осталось от Римской империи, - и ознаменовало переход контроля над Босфором в руки османов, сделавших Константинополь своей новой столицей, что позволило им в течение нескольких веков увеличивать свою империю.

Во время своего подъема в ХУ1-ХУШ вв. Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих владений и установления господства на всем Черном море, которое они называли «Османским озером» и в котором российским военным кораблям не было места.

Позднее ряд международных договоров урегулировал вопрос о том, какие суда могут находиться в этих водах. Согласно Ункяр -Искелесийскому договору от 8 июля 1833 г., проливы Босфор и Дарданеллы по запросу Российской империи были закрыты для военно-морских судов других держав. Согласно Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 г. между великими европейскими державами - Россией, Великобританией, Францией, Австрией и Пруссией, - «древние правила» Османской империи были восстановлены, а проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для всех военных кораблей, кроме кораблей союзников султана в военное время. Соглашение принесло выгоду британским военно-морским силам в ущерб российским, так как последние не имели прямого доступа к своему военно-морскому флоту в Средиземном море.

После Первой мировой войны Севрский мирный договор 1920 г. демилитаризировал пролив и сделал его международной территорией, находящейся под контролем Лиги Наций.

Будучи единственным путем из Черного моря в Средиземное, Босфор всегда имел большое значение с точки зрения торговли и военного дела, он и по сей день имеет важное стратегическое значение. Он является главным морским путем для целого ряда стран, включая Россию и Украину. Контроль над проливом становился целью многочисленных конфликтов в современной истории, особенно в Русско-турецкой войне (18771878), так же как и при нападении союзных держав на Дарданеллах во время Галлипольского сражения в ходе Первой мировой войны. Благодаря этому проливу страны Причерноморья имеют доступ в Средиземное море.

341

Босфорские мосты

Люди издавна не только мечтали превратить проливы из средства разъединения в средство объединения, но и предпринимали поначалу ограниченные нерегулярные попытки.

Когда персидский царь Дарий I Великий предпринял попытку подчинить себе скифов, его армия пересекла Босфор по огромному мосту из множества скрепленных лодок. Несколько лет спустя подобный же мост из лодок построил Ксеркс I в проливе Дарданеллы (Геллеспонт) во время своего вторжения в Грецию.

По водам Босфора ежедневно проходит большое количество пассажирских и автомобильных паромов, а также прогулочные и рыболовные суда, начиная от маленьких лодочек до яхт, принадлежащих как организациям, так и частным лицам.

Пролив имеет дело с интенсивным трафиком международных торговых судов, таких как грузовые корабли и танкеры. Между его северной границей у маяков Румели Фенери и Анадолу Фенери и южной границей у маяков Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджебурун Фенери проходит поистине огромное количество морских судов, которые делают крутые повороты и тщательно учитывают видимые препятствия. Известно, что для того чтобы пройти водный отрезок между мысом Кандилли и мысом Ашиян, необходимо изменить курс на 45° в месте, где скорость течения может достигать 7-8 узлов (от 3,6 до 4,1 м/с). К югу, в районе Еникёй, необходимо обязательно изменить курс на 80°. Еще больше усложняет траекторию прохода судов, когда Кандилли и Еникёй полностью исчезают из вида перед началом и во время изменения курса, что не позволяет кораблям, движущимся в противоположном направлении, рассмотреть крутые повороты. Далее опасности, связанные с природой, усугубляет плотный грузовой трафик по проливу, который соединяет европейскую и азиатскую части города. По сути, все опасности и преграды и по сей день встречаются в узких местах пролива и остаются острой проблемой на этом опасном морском пути.

В 2011 г. правительство Турции обсуждало проект строительства крупномасштабного канала примерно 80 км (50 миль) длиной, который проходил бы с севера на юг через западные границы провинции Стамбул и стал вторым водным путем между Черным и Мраморным морями, предназначенным для избежания опасностей при проходе по Босфору. В настоящее время вокруг проекта до сих пор ведутся споры.

Существуют два подвесных и один вантовый мост через Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля, длиной 1074 м (3524 фута), был построен в 1973 г. Второй, Мост Султана Мехмеда Фатиха (Второй босфорский мост), длиной 1090 м (3576 футов), был построен в 1988 г. приблизительно на 5 км (3 мили) севернее первого моста. Третий, Мост Султана Селима Грозного, длиной 2164 метра (7100 футов), построили в

342

2016 г. Он расположен у северного края Босфора, между поселком Гарипче на европейском берегу и поселком Пойразкёй на азиатском берегу, и является частью скоростной дороги Northern Marmara, продолжающей существующее причерноморского шоссе, что позволяет транзитному транспорту объезжать город.

Керченский пролив

Керченский пролив соединяет Азовское и Черное моря, но разделяет Крым и Таманский полуостров. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Греки считали Босфор Киммерийский такой же границей между Европой и Азией, что и Босфор Фракийский. Ширина пролива - от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина - 18 метров. Важнейший порт - город Керчь.

В конце XVIII - начале XX в. пролив также называли Таврическим, Еникальским, Керчь-Еникальским. Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др. - греч. BôoKopoç Ki^épioç), где BôoKopoç - это «коровий брод», а обозначение Ki^épioç дано по имени древнего народа киммерийцев.

На берегах Керченского пролива расположены Керченский торговый порт, порт Камыш-Бурун, порт Крым и порт Кавказ. Между берегами пролива есть сухопутное автомобильное и железнодорожное сообщение, обеспечиваемое Крымским мостом. Керченский пролив имеет недостаточную глубину для прохождения больших судов, поэтому для обеспечения судоходства в конце XIX в. в проливе был прорыт Керчь-Еникальский канал. Порты пролива соединены с ним подходными каналами. Также Керчь-Еникальский канал обеспечивает судоходство между Черным и Азовским морями.

Крымский мост

Крымский мост - это не только самый длинный мост, построенный в России, но и одна из самых «народных» и стратегически важных транспортных артерий страны.

В 1068 г. князь тмутараканский Глеб Святославович впервые измерил расстояние от Тамани до Керчи, сделав это довольно оригинальным способом - он прошел его пешком по льду. В пересчете на современные меры длины получилось около 30 км. Свой поход князь увековечил надписью на мраморном камне, который до сих пор хранится в Государственном Эрмитаже. Однако о строительстве моста в то время речь не шла.

Лишь много столетий спустя, в 1903 г. российское правительство приняло решение соединить Керчь и Тамань с помощью моста. К его про-

343

ектированию приступил известный инженер В.Д. Менделеев, но Первая мировая и Гражданская войны сделали невозможным осуществление этих начинаний.

К вопросу строительства Керченского моста вернулось советское правительство уже в 1930-х годах. Был разработан проект грандиозного сооружения и даже начата его реализация, однако на этот раз уже Вторая мировая война не позволила завершить строительство. В конце войны мост был на скорую руку достроен. По нему даже пошли поезда. В частности, по нему прошел поезд с советской делегацией на Крымскую конференцию. Однако паводок 1945 г. и напор льда нанесли огромный ущерб мосту. Он был выведен из эксплуатации и демонтирован.

Вновь вопрос о необходимости сооружения моста остро встал после присоединения Крыма к территории Российской Федерации. Несмотря на давление со стороны многих государств и определенные проблемы, связанные с природными условиями, в мае 2018 г. официально открыли автомобильную часть моста, а в декабре 2019 г. - железнодорожную.

Строительство моста через Керченский пролив имеет не только важное историческое значение. Оно поставило точку в интеграции Крыма в состав России, облегчило их транспортное сообщение. Благодаря новым путям сообщения увеличился поток туристов в Крым, повысилась инвестиционная привлекательность региона, появились новые перспективы развития.

Освоение морских побережий Гераклейского полуострова

Греческая колонизация представляет собой масштабное расселение древних греков по берегам Черного и Средиземного морей. Эпоха греческой колонизации охватывает VIII-VI вв. до н.э., время формирования полисного строя. В Греции этот процесс получил название «великая греческая колонизация» [Стрелков, 2009].

Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Черном море. Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая свое присутствие побережьями.

Важнейшую роль в становлении древнегреческой цивилизации сыграло море. Средиземное и Черное моря, которые омывают участки суши с различными географическими условиями и пестрым этническим составом населения, вообще сыграли важную роль в истории человечества. Средиземноморье было одним из регионов, где зародились и расцвели многие древние цивилизации. Это зона с мягким субтропическим климатом, благоприятным для занятия сельским хозяйством. Прибрежные воды, где

344

осуществлялось каботажное плавание, создавали наилучшие условия для контактов между средиземноморскими народами, что способствовало их быстрому культурному развитию.

Первыми, кто организовал рыбный промысел в Черном море и стал добывать рыбу в «товарных количествах», были древнегреческие колонисты. До их появления рыбу ловить в больших количествах было некому. Из древнегреческих источников было известно, и археологи это подтвердили, что первые греческие поселенцы встретили на северных берегах Черного моря местных кочевников [Заика, 2008].

Северное Причерноморье и степной Крым были населены кочевыми племенами. Основные племена, вслед за греками, обычно называют киммерийцами и скифами. А в горах обитали тавры - скотоводы. Воинственности всем этим племенам было не занимать, зато природе они вредили мало. Это происходило благодаря инстинктивному единению с природой, скромности личных потребностей и охотничьих возможностей, а главное -общей малочисленности населения.

Говоря о формировании новых месторазвитий вокруг морских бухт и приморий, остановимся подробнее на бухтах Севастополя. Севастопольские бухты расположены между мысом Лукулл на севере и мысом Сарыч на юге. Наиболее известны Севастопольская бухта, Карантинная бухта, Песочная бухта, Стрелецкая бухта, Круглая бухта (Омега), Камышовая бухта, Казачья бухта, Голубая бухта, Балаклавская бухта.

Севастопольская бухта - крупнейшая из севастопольских бухт - расположена восточнее линии между южным и северным оградительными молами. Другие ее названия - Ктенус, Ктенунт, Каламита-лиман, Корсунь-ский Сиваш, Ахтиарская, Инкерманская, Большая, Большой рейд, Севастопольский рейд, Главный рейд, Херсонесский лиман.

В Севастопольской бухте выделяют меньшие бухты: Константинов-ская бухта, Бухта Матюшенко, Михайловская бухта, Старосеверная бухта, Северная бухта, Инженерная бухта, Доковая бухта, Бухта Голландия, Сухарная бухта, Маячная бухта, бухта Нефтяная гавань или Графская, Инкерманская бухта, Килен-бухта, Аполлонова бухта, Корабельная бухта, Южная бухта, Артиллерийская бухта, Хрустальная бухта, Александровская бухта, Мартынова бухта.

До постройки оградительных южного и северного молов в 1970-е годы в Севастопольскую бухту не включали Мартынову бухту, которая была тогда внешней. В Севастопольскую бухту включали все бухты восточнее линии между Константиновским и Александровским мысами. Часть бухт используются для судоходства, часть - в рекреационных целях.

Были проведены комплексные экологические исследования в прибрежной зоне акватории Севастопольских бухт и прилегающих к ним участков побережья, характеризующихся различным составом грунтов, от илистых до песчаных, с включениями морской гальки, и испытывающих волновое воздействие различной интенсивности [Рубцова, 2013]. Установ -

345

лено, что самыми чистыми на протяжении последних лет остаются донные осадки Учкуевки, бухт Круглая и Казачья, а наиболее загрязненными являются воды Севастопольской и Южной бухт [Рубцова, 2013].

Такая ситуация вызвана прежде всего базированием кораблей, судов, а также наличием объектов судоремонтной промышленности и грузопассажирских причалов.

Были проанализированы тенденции и закономерности ресурсно-экологических и экономических трансформаций в бассейне Черного и Азовского морей в контексте оценки перспектив устойчивого развития и обеспечения безопасности приморских регионов Крыма. Отмечено, что постоянный рост антропогенных нагрузок на экосистемы исследуемых морей приводит к необратимым процессам истощения и ухудшения качества естественных ресурсов, к более частому и масштабному проявлению кризисных ситуаций в Черном море [Рубцова, 2013].

Выводы

Природные естественные понтийские биогеоценозы представляют собой систему, которая формировалась в течение миллионов лет. Все ее элементы взаимосвязаны друг с другом, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость к изменениям окружающей среды. Однако следует отметить, что прочность экосистем имеет свои пределы. Ухудшение экологической ситуации, неограниченный промысел, вследствие чего происходит сокращение численности организмов, приводят к глубоким изменениям, что в конечном итоге может нарушить равновесие в биогеоценозе и привести к его разрушению. Одним из мощных факторов, влияющих на изменения экосистем, является хозяйственная деятельность. Воздействие человека на природные экосистемы началось давно. Оно все время усиливалось вместе с увеличением численности населения Крыма. В последнее время, в связи с быстрым развитием сельского хозяйства, промышленности, ростом городов, влияние человека на черноморские экосистемы приобрело решающее значение. В статье рассмотрено влияние деятельности человека на некоторые понтийские биогеоценозы, определены признаки и показатели антропогенного изменения природных ландшафтов в Причерноморье; выявлены условия функционирования природно-технических экологических систем.

Связь людей с природной средой, с конкретными биоценозами была очень ясной и прочной во все времена. Симбиоз людей с их природной средой выражается в доместикации различных видов растений и животных. Исследования эволюционных глубин взаимодействия человека и природы важны как концептуальная рамка для понимания соединения природно-географических пространств с социально-политическими порядками. На примере Черноморской акватории Крымского полуострова мы рассмотрели месторазвития - соединения природно-географических и

346

социально-политических пространств. Мы проследили, как накапливался потенциал политического, культурного, хозяйственного освоения Крыма и Севастополя. Возведение Крымского моста через Керченский пролив имеет не только важное историческое значение, оно поставило точку в интеграции Крыма в состав России, облегчило их транспортное сообщение. Эволюция проливов и бухт позволила превратить некогда разделявшие людей пространства из трудных и неосвоенных в обустроенные пространства развития, например благодаря сооружению мостов и переправ. Так, строительство Крымского моста через Керченский пролив стало не просто событием текущей политики, оно имеет глубокое функциональное значение для эволюции всего черноморского региона. Осваиваемые людьми биогеоценозы в череде превращений и трансформаций в результате антропогенного влияния становятся в конечном счете современными техно-биогеоценозами. Таким образом, для исследования эволюционных пространств Причерноморья и всего региона Большого Средиземноморья необходим комплексный подход, включающий природно-географические и социально-политические аспекты развития понтийских биогеоценозов.

Список литературы

Авакян А.Б., Широков В.М. Рациональное использование водных ресурсов. - Екатеринбург :

Виктор ; Москва : Инфра-М, 2009. - 437 с. Босфор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. -

Москва : Советская энциклопедия, 1969-1978. - Т. 3. - 640 с. Гиляров A.M. Популяционная экология. - Москва, 1990. - 191 с.

Гриневецкий С.Р., Зонн И.С., Жильцов С.С. Черноморская энциклопедия. - Москва :

Международные отношения, 2006. - 94 с. Заика В.Е. Черноморские рыбы и летопись их промысла. - Севастополь : НПЦ «Экоси-

Гидрофизика», 2008. - 118 с. Ильин М.В. Морфология геополитических пространств // Вопросы географии. - Москва :

РГО, 2019. - Вып. 149 : Современное землеведение. - С. 322-353. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. - Санкт-Петербург : Литера, 1998. - 338 с. Маврищев В.В. Основы общей экологии. - Минск. : Выш. шк., 2009. - 463 с. Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: мегары и мегарские колонии / Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - 302 с.

Ретеюм А.Ю. Земные миры. - Москва : Мысль, 1988. - 270 с.

Робертс Э.М. Приручение: 10 биологических видов, изменивших мир. - Москва : KoLibri, 2019. - 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рубцова С.И. Экологические аспекты интегрированного управления прибрежной зоной

Крыма. - Севастополь : ЭКОСИ-Гидрофизика, 2013. - 205 с. Савицкий П.Н. Россия - особый географический мир: I. Континент-Океан; II. Географический обзор России-Евразии. - Париж ; Берлин; Прага : Евразийское книгоиздательство, 1927. - 71 с.

Савицкий П.Н. Месторазвитие русской промышленности. - Берлин : Изд. евразийцев, 1932. - 163 с.

347

Стрелков А.В. Колонии античные // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред.

Ю.С. Осипов. - 2009. - Т. 14. - С. 525. An abrupt drowning of the Black Sea shelf / Ryan W.B.F., Pitman W.C. et al. // Marine Geology. -

1997. - Vol. 138. - P. 119-126. Catastrophic flooding of the Black Sea / Ryan W.B.F. et al. // Annual review of Earth and Planetary Sciences. - 2003. - Vol. 31, N 1. - С. 525-554. Roberts A. Tamed. Ten species that changed our world. - L. : Windmill books. - 2017. - 360 p.

Svetlana Rubtsova* Geopolitical aspects of the Pontic biogeocenoses evolution

Abstract. The article considers the natural-geographical and socio-political aspects of the development of the Pontic biogeocenoses on the example of the Black Sea straits and bays. A biogeocenosis is a system that includes a community of living organisms and a closely related set of abiotic and anthropogenic environmental factors within a single territory. Special attention is paid to the influence of human activity that leads to changes in the environment; to the identification of natural, historical and geopolitical signs of changes in habitats in the Black Sea region; and to revealing the conditions of functioning and connection of natural-geographical and sociopolitical spaces. An analysis is made of the potential accumulation of the political, cultural, economic development of the Crimea and Sevastopol. It is established that the biogeocenoses developed by humans in a series of transformations, as a result of anthropogenic influence, eventually became modern technobiogeocenoses. It is shown that the evolution of straits and bays has made it possible to transform the spaces that once separated people from difficult and undeveloped interfaces into well-equipped development interfaces, for example, due to the construction of bridges and crossings. Thus, the construction of the Crimean Bridge across the Kerch Strait has not just become an event of current policy, but has a deep functional significance for the evolution of the entire Black Sea region. The necessity of developing an integrated approach -including geographical and political aspects of research - to solve the problems of studying and using the evolutionary spaces of both the Black Sea and the entire Greater Mediterranean region is noted.

Keywords: politics; political science; theory; methodology; the state; society; ecosystem; strait; bay; biogeocenosis, technobiogeocenosis.

For citation: Rubtzova S.I. (2021). Geopolitical aspects of the Pontic biogeocenoses evolution. METHOD: Moscow Yearbook of Social Studies, 11, P. 335-349. http://www.doi.org/ 10.31249/metodannual/2021.11.17

References

An Abrupt Drowning Of The Black Sea Shelf. 1997. / Ryan W.B.F.; Pitman W.C. et al. // Marine

Geology.- Vol. 138. - P. 119-126. Avakian A.B., Shirokov V.M. Rational use of water resources. - Yekaterinburg: «Viktor»,

Moscow: «Infra-M», 2009 - 437 p. (In Russ.) Gilyarov A.M. Population ecology. - Moscow, 1990 - 191 p. (In Russ.)

Grinevetsky S.R., Sonn I.S., Zhiltsov S.S. Black Sea Encyclopedia. - Moscow: International Relations, 2006. - 94 p. (In Russ.)

* Svetlana Rubtsova, Sevastopol State University, e-mail: sirubtsova@sevsu.ru.

348

Zaika V.E. Black Sea fish and the chronicle of their fishing. - Sevastopol: SPC «Ekosi-Hydrophysics», 2008. - 118 p. (In Russ.)

Il'in M.V. Morphology of geopolitical spaces // Voprosy geografii. Issue 149. Modern earth science. - Moscow: RGO, 2019 - P. 322-353. (In Russ.)

Kashkarov D.N. Fundamentals of animal ecology. - Saint Petersburg: «Litera», 1998 - 338 p. (In Russ.)

Mavrishchev V.V. Fundamentals of general ecology: Textbook. - Mn.: Vysh., 2009. - 463 p. (In Russ.)

Paltseva L.A. From the history of Archaic Greece: Megars and Megarian colonies // Saint Petersburg State University - Saint Petersburg: Publishing House of the Saint Petersburg University, 1999. - 302 p. (In Russ.)

Reteyum A.Yu. Earth worlds. - Moscow: Publishing House «Thought», 1988-270 p. (In Russ.)

Roberts E.M. Taming: 10 biological species that changed the world. - Moscow: KoLibri, 2019 -464 p. (In Russ.)

Rubtsova S.I. Ecological aspects of integrated management of the coastal zone of the Crimea / Sevastopol: EKOSI-Gidrofizika, 2013. - 205 p. (In Russ.)

Catadstrophic flooding of the Black Sea. 2003. / Ryan W.B., Major C.O., Lericolais G., Goldstein S.L. Annual Review of Earth and Planetary Sciences. 31 (1)

Savitsky P.N. Russia - a special geographical world: I. Continent-Ocean; II. Geographical overview of Russia-Eurasia. - Paris; Berlin; Prague: Eurasian Book Publishing, 1927. - 71 p. (In Russ.)

Savitsky P.N. Locality of Russian industry. - Berlin: Publishing house of the Eurasians, 1932. -163 p. (In Russ.)

Strelkov A.V. Kolonii antichnye // Kireev - (Bolshaya rossiyskaya enciklopediya: [in 35 volumes] / ch. ed. Yu.S. Osipov; 2004-2017, vol. 14). - 2009. - P. 525. (In Russ.)

349

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.