Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И АЗОВСКОМ МОРЕ: ПРИЧИНЫ, ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ, ДИНАМИКА'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И АЗОВСКОМ МОРЕ: ПРИЧИНЫ, ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ, ДИНАМИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
221
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ / АЗОВСКОЕ МОРЕ / ПРИЧИНЫ / ИНТЕРЕСЫ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

Определён предмет геополитического конфликта в Керченском проливе и Азовском море - статус данного ареала. Сравниваются ресурсы влияния, позиции и тактики участников конфликта - России, Украины, НАТО и его стран. Локальный конфликт в Азовском море и Керченском проливе стал для НАТО новым поводом оспорить российский контроль над Крымом и оправдать свою экспансию в Черноморском регионе. Доказана подчинённая роль Украины по сравнению со странами НАТО. Украина, понимая свою слабость, стремится интернационализировать конфликт, добиться постоянного пребывания ВМС НАТО в Чёрное и Азовское моря, отменить конвенцию Монтрё, заблокировать для ВМС России Босфор и Дарданеллы. Основными аспектами конфликта выступают: контроль над транспортным сообщением России с Крымом через Керченский пролив; режим работы украинских портов на Азовском побережье; прибыль от разработки месторождений нефти и газа на морском шельфе; намерение Украины и стран НАТО разрушить Керченский мост; ввод ВМС НАТО в Азовское море чреват полномасштабной войной Украины против ДНР и ЛНР; стремление НАТО и Украины закрыть для ВМС РФ Босфор и Дарданеллы, что изменит соотношение сил в Восточном Средиземноморье; создание повода введения на Украине военного положения в целях повысить предвыборный рейтинг П.А. Порошенко и обосновать интеграцию Украины в НАТО. Сделан прогноз развития конфликта, раскрыто его значение как угрозы национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL CONFLICT IN THE KERCH STRAIT AND AZOV SEA: CAUSES, INTEREST OF PARTICIPANTS, DYNAMICS

The subject of the geopolitical conflict in the Kerch Strait and the Sea of Azov is defined - the status of these areas. Resources of influence, positions and tactics of the participants of the conflict - Russia, Ukraine, NATO and its countries are compared. The local conflict in the Sea of Azov and the Kerch Strait was for NATO a new reason to challenge Russian control over the Crimea and justify its expansion in the Black Sea region. The subordinate role of Ukraine is proved in comparison with the NATO countries. Ukraine, realizing its weakness, seeks to internationalize the conflict, to achieve permanent residence of the NATO Navy into the Black and Azov Seas, to abolish the Montreux Convention, to block the Bosphorus and the Dardanelles for the Russian Navy. The main aspects of the conflict are: control over the transport communication of Russia with the Crimea through the Kerch Strait; the work of the Ukrainian ports on the Azov coast; profits from the development of oil and gas offshore; the intention of Ukraine and NATO countries to destroy the Kerch bridge; the entry of the NATO Navy into the Sea of Azov is fraught with Ukraine's full-scale war against the DPR and LPR; the desire of NATO and Ukraine to close for the Russian Navy the Bosporus and the Dardanelles, which will change the balance of power in the Eastern Mediterranean; the creation of a pretext for the introduction of martial law in Ukraine in order to improve the election rating of P.A. Poroshenko and justify the integration of Ukraine into NATO. The forecast of the development of the conflict is made, its significance is revealed as a threat to the national security of Russia.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И АЗОВСКОМ МОРЕ: ПРИЧИНЫ, ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ, ДИНАМИКА»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И АЗОВСКОМ МОРЕ: ПРИЧИНЫ, ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ, ДИНАМИКА

Баранов Андрей Владимирович, доктор политических наук, доктор исторических наук,

профессор

Кубанский государственный университет

Российския Федерация, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

E-mail: [email protected]

Определён предмет геополитического конфликта в Керченском проливе и Азовском море - статус данного ареала. Сравниваются ресурсы влияния, позиции и тактики участников конфликта - России, Украины, НАТО и его стран. Локальный конфликт в Азовском море и Керченском проливе стал для НАТО новым поводом оспорить российский контроль над Крымом и оправдать свою экспансию в Черноморском регионе. Доказана подчинённая роль Украины по сравнению со странами НАТО. Украина, понимая свою слабость, стремится интернационализировать конфликт, добиться постоянного пребывания ВМС НАТО в Чёрное и Азовское моря, отменить конвенцию Монтрё, заблокировать для ВМС России Босфор и Дарданеллы. Основными аспектами конфликта выступают: контроль над транспортным сообщением России с Крымом через Керченский пролив; режим работы украинских портов на Азовском побережье; прибыль от разработки месторождений нефти и газа на морском шельфе; намерение Украины и стран НАТО разрушить Керченский мост; ввод ВМС НАТО в Азовское море чреват полномасштабной войной Украины против ДНР и ЛНР; стремление НАТО и Украины закрыть для ВМС РФ Босфор и Дарданеллы, что изменит соотношение сил в Восточном Средиземноморье; создание повода введения на Украине военного положения в целях повысить предвыборный рейтинг П.А. Порошенко и обосновать интеграцию Украины в НАТО. Сделан прогноз развития конфликта, раскрыто его значение как угрозы национальной безопасности России.

Ключевые слова: геополитический конфликт, национальная безопасность, Керченский пролив, Азовское море, причины, интересы, динамика

GEOPOLITICAL CONFLICT IN THE KERCH STRAIT AND AZOV SEA: CAUSES, INTEREST OF PARTICIPANTS, DYNAMICS

Baranov Andrey V., D.Sc. (Policy), D.Sc. (History), Professor

Kuban State University

149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The subject of the geopolitical conflict in the Kerch Strait and the Sea of Azov is defined - the status of these areas. Resources of influence, positions and tactics of the participants of the conflict - Russia, Ukraine, NATO and its countries are compared. The local conflict in the Sea of Azov and the Kerch Strait was for NATO a new reason to challenge Russian control over the Crimea and justify its expansion in the Black Sea region. The subordinate role of Ukraine is proved in comparison with the NatO countries. Ukraine, realizing its weakness, seeks to internationalize the conflict, to achieve permanent residence of the NATO Navy into the Black and Azov Seas, to abolish the Montreux Convention, to block the Bosphorus and the Dardanelles for the Russian Navy. The main aspects of the conflict are: control over the transport communication of Russia with the Crimea through the Kerch Strait; the work of the Ukrainian ports on the Azov coast; profits from the development of oil and gas offshore; the intention of Ukraine and NATO countries to destroy the Kerch bridge; the entry of the NATO Navy into the Sea of Azov is fraught with Ukraine's full-scale war against the DPR and LPR; the desire of NATO and Ukraine to close for the Russian Navy the Bosporus and the Dardanelles, which will change the balance of power in the Eastern Mediterranean; the creation of a pretext for the introduction of martial law in Ukraine in order to improve the election rating of P.A. Poroshenko and justify the integration of Ukraine into NATO. The forecast of the development of the conflict is made, its significance is revealed as a threat to the national security of Russia.

Keywords: geopolitical conflict, national security, Kerch Strait, AzovSeа, reasons, interests, dynamics

Начиная с 2018 г. дипломатические и военные ведомства не только Украины, но и США, стран Европейского гаюза всё чаще упоминают о мнимых проблемах «российской экспансии» на Азовском море, нарушениях международного морского права в данном сегменте Черноморского международного региона. Достаточно второстепенный даже в масштабе российско-

украинских отношений аспект стал позиционироваться в западных и украинских СМИ как ведущий. Произошло обострение конфликта в Керченском проливе 25-26 ноября 2018 г., спровоцированное попытками украинских военно-морских сил в нарушение правил судоходства пройти из Чёрного моря в Азовское, к портам Мариуполь и Бердянск. Чем вызвана эскалация конфликта, каковы его причины, интересы и тактики его участников?

Теоретической основой нашего исследования выбрана парадигма неореализма в международных отношениях [1]. Она даёт возможность выявить интересы участников геополитического конфликта, их позиционирование, тактики действий, способы реагирования на шаги контрагентов. Современная стадия конфликта ещё не стала предметом углублённого профессионального анализа, хотя статус Керченского пролива кратко оценивается во многих работах о воссоединении Крыма с Россией. Можно упомянуть статьи российских политологов П. А. Гудева [2] и А. В. Баранова [3], а также украинской исследовательницы Т. Перга [4], отразившие противоположные позиции сторон конфликта до его эскалации.

Цель статьи - определить предмет и основные аспекты геополитического конфликта в Керченском проливе и Азовском море как угрозы национальной безопасности России. Основное внимание уделено причинам конфликта, интересам его участников и развитию конфликта в условиях воссоединения Крыма с Россией (с марта 2014 г. по настоящее время). Территориальные рамки исследования объясняются тем, что Керченский пролив и Азовское море имеют специфический международно-правовой статус, а соотношение сил и интересы сторон конфликта имеют отличия от таковых в масштабе всего Черноморского международного региона. Выбор хронологических рамок обоснован тем, что именно воссоединение Крыма с Россией качественно «повысило в цене» значение Керченского пролива и Азовской акватории.

Азовское море с 1783 по 1991 г. было внутренним водоёмом России, затем - СССР, а после распада Советского Союза стало совместным для Российской Федерации и Украины, но его статус остаётся спорным. Учитывая узость Керченского пролива (от 4,5 до 18 км) и мел-ководность Азовского моря (средняя глубина - 7 м, наибольшая - 13 м), трудно представить масштабную военно-морскую конфронтацию в столь ограниченной акватории (площадь -39 тыс. км2) [5, с. 29, 268].

Согласно российско-украинским соглашениям 1998 г. Азовское море было признано внутренним морем двух стран. Договор РФ и Украины «О российско-украинской государственной границе» 28 января 2003 г. подтвердил этот статус [6, с. 590]. 24 декабря 2003 г. Российская Федерация и Украина заключили договор «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» и сделали Совместное заявление по Азовскому морю и Керченскому проливу [7]. Данные договорённости подтверждали статус внутренних вод двух государств, регламентировали порядок судоходства, не разрешая вход в упомянутые пространства военных кораблей третьих стран без согласия РФ и Украины. В 2003 г. было признано сохранение единого экономического и экологического комплекса в акватории, действующего в интересах обеих стран.

Сравним аргументы участников конфликта. Россия считает, что Азовское море и Керченский пролив - это единый объект в общем пользовании России и Украины, а акватория не должна разграничиваться, контроль и управление навигацией должны вестись совместно [8]. Российская точка зрения использует важный аргумент - внутренние морские воды Советского Союза не разграничивались, поскольку они были в общем пользовании союзных республик. Таким образом, межгосударственная граница Российской Федерации и Украины на водной поверхности и шельфе была проведена только после распада СССР.

Украина считает, что Керченский пролив и Азовское море следует поделить по водной поверхности и шельфу, базируясь на административных границах 1954-1991 гг. В частности, Президент Украины своим распоряжением от 6 августа 1999 г. в одностороннем порядке ввёл зону охраны государственной границы в Чёрном и Азовском морях, включая Керченский пролив [9]. Российская Федерация утверждает, что данный акт Украины противоречит двусторонним договорам. Более того, в 2006 г. Украина потребовала коренным образом изменить статус Азовского моря и Керченского пролива, объявив их международным морем. Тем самым, легализовалось бы присутствие в Азовском море военного флота третьих стран без согласия России [10]. В 2016-2018 гг. украинские националистические политики выдвигали также предло-

жение прорыть канал через Перекопский перешеек, обеспечив ВМС Украины и НАТО второй проход в Азовскую акваторию.

Значение конфликта в Азовском море и Керченском проливе для национальной безопасности России определяется следующими аспектами:

• владеющая проливом страна контролирует транспортное сообщение России с Крымом;

• на Азовском море расположены важные для Украины порты - Мариуполь и Бердянск, через которые идёт экспорт каменного угля, железной руды и иных промышленных товаров. Грузооборот Мариупольского морского порта за 10 месяцев 2018 г. снизился на 7,2 % - до 5,01 млн т, что на 7,2 % ниже показателя аналогичного периода прошлого года, как сообщили «Порты Украины» со ссылкой на пресс-службу администрации морских портов Украины. Перевалка экспортных грузов снизилась на 7,2 %, импортных грузов - на 8,7 %, грузов во внутреннем сообщении -на 48,2 %. Удельный вес порта в грузообороте морских портов Украины в 2017 г. составил 4,9 % против 5,7 % в 2016 г. Грузооборот Бердянского морского порта в январе - сентябре 2018 г. снизился до 1,42 млн т, и это на 18,9 % ниже уровня января - сентября 2017 г. [11];

• на шельфе Азовского моря расположены достаточно богатые месторождения нефти и газа (добыча 100 млн т нефти и 24 млрд м3 газа на Прикерченском морском шельфе и 98 млрд м3 газа на Палласовском подводном месторождении) [12]. За них соперничают украинский концерн «Черноморнефтегаз» и российский «Газпром». Важнейшие запасы нефти и газа разведаны в спорной зоне акватории;

• интернационализация Керченского пролива и Азовского моря во многом обесценит воссоединение Крыма с Россией и может привести к преднамеренному разрушению Керченского моста, что значительно подорвёт экономическое развитие российского Крыма;

• ввод ВМС стран НАТО в Азовское море чреват полномасштабной агрессивной войной Украины против новых независимых государств - Донецкой и Луганской народных республик;

• Украина стремится увязать вопросы статуса Крыма и Азовского моря с закрытием для ВМС РФ проливов Босфор и Дарданеллы, что изменит соотношение сил в Восточном Средиземноморье, включая исход войны в Сирии;

• конфронтация в Керченском проливе уже стала поводом для введения в южных и восточных областях Украины военного положения, что может быть повторено для повышения предвыборного рейтинга П. А. Порошенко и обоснования растущего сотрудничества Украины с НАТО;

• конфликт в Керченском проливе и Азовском море используется в качестве одного из поводов эскалации напряжённости по всему контуру российско-украинской границы, средства международного давления на Российскую Федерацию.

Конфликт в Азовском море и Керченском проливе, который имеет локальные масштабы и первоначально был исключительно российско-украинским, используется НАТО как повод уничтожить российское обладание Крымом и обосновать свою экспансию в Черноморском регионе. При этом наиболее агрессивно ведёт себя Великобритания. Например, в середине октября 2018 г. министр обороны Великобритании Г. Уильямсон во время визита на Украину заявил: военно-морской флот Великобритании усилит присутствие в Чёрном море для недопущения морской блокады Одессы со стороны России. В 2019 г. британцы разместят в пригородах Одессы подразделения своей морской пехоты, что качественно увеличит присутствие ВМС в регионе [13]. 18 ноября 2018 г. комитет по вопросам гражданского измерения безопасности НАТО единогласно принял резолюцию Парламентской ассамблеи Альянса «об осуждении строительства Керченского моста и агрессии России в Азовском море» [14]. 21 ноября 2018 г. заключено соглашение Великобритании и Украины о предоставлении инфраструктуры одесского порта для постоянной военно-морской базы Великобритании. Корабельная группировка королевских ВМС оснащена современными зенитно-ракетными комплексами и гидроакустическими средствами противодействия российскому флоту [15].

Позиция Российской Федерации на Азовском море может быть названа оборонительной. Россия не блокирует работу Мариупольского и Бердянского портов, не высаживает военные десанты на территории Украины, не запрещала (до 26 ноября 2018 г.) проход военных кораблей Украины из Чёрного в Азовское море, если он проводился в соответствии с нормами меж-

дународного права. 18 октября 2018 г. министр иностранных дел России С. В. Лавров в интервью журналистам «RT France», «Paris Match» и «Le Figaro» заявил, что Российская Федерация не разрешит НАТО проводить учения в Азовском море [16]. В случае одностороннего расторжения Украиной договора 2003 г. о статусе Азовского моря конвенция ООН по морскому праву не сможет применяться для оправдания захода ВМС третьих стран в данную акваторию, поскольку Российская Федерация не даст на это согласия. В январе 2019 г. МИД России отверг постоянное нахождение инспекторов от Германии и Франции в районе Керченского пролива, якобы намеренных инспектировать соблюдение правил судоходства.

МИД Украины намерен вынести вопрос о российской «агрессии» в Азовском море на обсуждение Международного трибунала по морскому праву. Украина отказалась разрывать соглашение с Россией об Азовском море. Украина понимает, что при разрыве соглашения может потерять доступ к Азовскому морю, и заседание трибунала ей не поможет.

Украина, понимая свою слабость, стремится интернационализировать конфликт, добиться ввода ВМС НАТО в Чёрное и Азовское моря, отменить конвенцию Монтрё, заблокировать для российского военного флота Босфор и Дарданеллы. Так, в конце мая 2018 г. бывший заместитель министра обороны Украины адмирал запаса И. Кабаненко заявил, что РФ намерена захватить всё Азовское побережье. Ответ Украины он видел в патрулировании двенадцатимильной зоны территориальных вод, создании мобильных группировок «москитного» флота [17]. Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение об усилении военного присутствия страны в Азовском море. Организовано постоянное присутствие общевойсковых бригад и бригад территориальной обороны, ракетных войск и артиллерии, армейской авиации, а также группировки морского спецназа - 270 чел. [18]. В сентябре 2018 г. начата переброска Южной военно-морской базы в Азовское море из г. Николаева и малых бронированных артиллерийских катеров, в том числе - предоставленных США. В Бердянске создана военно-морская база ВМС Украины [19]. 27-28 ноября 2018 г. Президент Украины П. А. Поро-шенко и председатель Верховной Рады А. В. Парубий призвали НАТО нарастить постоянное присутствие в Чёрном море боевых кораблей и авиации Украины [20]. 27 ноября 2018 г. директор Европейского центра исследования проблем безопасности К. Дейтон назначен стратегическим советником США в Министерстве обороны Украины, по сути, выполняя функции руководства данным ведомством [21]. Готовится новый провокационный прорыв кораблей ВМС Украины под прикрытием эскадры НАТО через Керченский пролив. В декабре 2018 г. Украина добилась принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, призывающей вывести российские вооружённые силы из Крыма, что не имеет практических последствий, но призвано дать аргументы в информационном противостоянии с Россией.

Конфликт в Керченском проливе и Азовском море начался в 1992 г. как двусторонний, российско-украинский. Его предметом является международно-правовой статус указанного ареала в качестве либо внутреннего моря (российская позиция), либо международного моря (позиция Украины). Начиная с 2014 г. конфликт интернационализирован. Украина, по сути, стала исполнителем стратегии НАТО и США по эскалации конфликта, интернационализации Чёрного и Азовского морей. Основными аспектами конфликта выступают: контроль над транспортным сообщением России с Крымом через Керченский пролив; режим работы украинских портов на Азовском побережье; прибыль от разработки месторождений нефти и газа на морском шельфе; намерение Украины и стран НАТО разрушить Керченский мост; ввод ВМС НАТО в Азовское море, который чреват полномасштабной войной Украины против ДНР и ЛНР; стремление НАТО и Украины закрыть для ВМС РФ Босфор и Дарданеллы, что изменит соотношение сил в Восточном Средиземноморье; создание повода введения на Украине военного положения в целях повысить предвыборный рейтинг П. А. Порошенко и обосновать интеграцию Украины в НАТО. Конфликт в Керченском проливе и Азовском море используется в качестве одного из поводов эскалации напряжённости на протяжении всей российско-украинской границы, средства международного давления на Российскую Федерацию. Конфликт используется НАТО как повод уничтожить российский контроль над Крымом и обосновать экспансию в Черноморском регионе. Со своей стороны Россия должна неуклонно повышать защищённость приграничных регионов, принимая асимметричные ответные меры обеспечения безопасности, что ограничит амбиции противника в конфликте.

Список литературы

1. Waltz, K. Theory of International Politics / К. Waltz. - New York : McGraw Hill, 1979. - 752 p.

2. Гудев, П. А. Новые риски и угрозы безопасности России в Азово-Черноморском регионе / П. А. Гудев // Пути к миру и безопасности. - 2017. - № 2 (53). - С. 37-45.

3. Баранов, А. В. Изменения геополитического баланса сил в Причерноморье в условиях воссоединения Крыма с Россией / А. В. Баранов // Геополитика и экогеодинамика регионов. - 2018. - Т. 4 (14), вып. 2. - С. 5-18.

4. Перга, Т. Керченский транспортный переход: геополитическое измерение проекта / Т. Перга // Центральная Азия и Кавказ. - 2015. - Т. 18, № 2. - С. 59-67.

5. Гриневецкий, С. Р. Черноморская энциклопедия / С. Р. Гриневецкий, И. С. Зонн, С. С. Жильцов. -Москва : Восток - Запад, 2006.- 662 с.

6. Договор между Российской Федерацией и Украиной «О российско-украинской государственной границе» от 28 января 2003 г. // Международное публичное право. - Москва : Проспект, 2009. - С. 590.

7. Договор между Российской Федерацией и Украиной «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» от 24 декабря 2003 г.; Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Украины по Азовскому морю и Керченскому проливу. - Режим доступа: http://2004.kremlin.ru/priorities/events31016/2003.shtml, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

8. Россия и Украина достигли согласия по Керченскому проливу. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/68875-rossiya-i-ukraina-dostigli-soglasiya-po-kerchenskomu-prolivu, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

9. СКР: МИД Украины подтвердил отсутствие границы между Россией и Крымом. - Режим доступа: http://zarusskiy.org/novoross/2011/02/20/s-k-r/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

10. Гамова, С. Ющенко затевает морской передел / С. Гамова // Независимая газета. - 2006. -8 июня.

11. Грузооборот Мариупольского морпорта (Украина) за 10 месяцев 2018 года снизился на 7,2 % -до 5,01 млн тонн. - Режим доступа: http://portnews.ru/news/268090/; http://portnews.ru/news/266653/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

12. Кузниченко, А. Безграничный пролив, или О разделе Азово-Керченской акватории / А. Кузни-ченко. - Режим доступа: http://finzah.com.ua/analitica/politica/8316.html, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.

13. Британия направит в Одессу военные корабли и морскую пехоту для противодействия российскому флоту. - Режим доступа: https://novorosinform.org/744093, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус., англ.

14. Комитет НАТО осудил «агрессию России в Азовском море» и строительство Керченского моста. -Режим доступа: https://novorosinform.org/748554, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

15. Даманцев Е. НАТО готовит плацдарм для сковывания подводного компонента Черноморского флота. Непростые скитания «Echo» / Е. Даманцев. - Режим доступа: https://topwar.ru/150354-nato-gotovit-placdarm-dlja-skovyvanija-podvodnogo-komponenta-chernomorskogo-flota-neprostye-skitanija-echo.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

16. Лавров: Россия не разрешит кораблям НАТО провести учения в Азовском море. - Режим доступа: https://novorosinform.org/744516, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

17. Россия захватывает Азов, это гибридная угроза, - украинский адмирал. - Режим доступа: http://rusvesna.su/news/1527478445, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

18. Украина отправляет группировку морского спецназа в район Азовского и Чёрного морей. - Режим доступа: http://rusvesna.su/news/1536899917, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

19. Киев начал переброску бронекатеров в Азовское море. - Режим доступа: http://rusvesna.su/news/1536470500, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

20. Порошенко заявил о заходе кораблей НАТО в Черное море. - Режим доступа: https://novorosinform.org/749746, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

21. США назначили куратора для Минобороны и Генштаба Украины. - Режим доступа: https://novorosinform.org/749689, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

References

1. Waltz K. Theory of International Politics. New York, McGraw Hill Publ., 1979, 752 p.

2. Gudev P.A. Novye riski i ugrozy bezopasnosti Rossii v Azovo-Chernomorskom regione [New risks and threats to the security of Russia in the Azov-Black Sea region]. Puti k miruibezopasnosti [Ways to peace and security], 2017, no. 2 (53), pp. 37-45.

3. Baranov A. V. Izmeneniya geopoliticheskogo balansa sil v Prichernomore v usloviyakh vossoedineniya Kryma s Rossiey [Changes in the geopolitical balance of forces in the Black Sea region in the context of the

reunification of the Crimea with Russia]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and ecogeodynam-ics of the regions]. 2018, vol. 4 (14), issue 2, pp. 5-18.

4. Perga T. Kerchenskiy transportnyy perehod: geopoliticheskoe izmerenie proekta [Kerch transport transition: the geopolitical dimension of the project]. Tsentralnaya Aziya i Kavkaz [Central Asia and the Caucasus]. 2015, vol. 18, no 2, pp. 59-67.

5. Grinevetskiy S. R., Zonn I. S., Zhiltsov S. S. Chernomorskaya entsiklopediya [Black Sea Encyclopedia]. Moscow, Vostok-Zapad Publ., 2006, 662 p.

6. Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Ukrainoy "O rossiisko-ukrainskoy gosudarstvennoy granitse"ot 28 yanvarya 2003 g. [The Treaty between the Russian Federation and Ukraine "On the Russian-Ukrainian State Border" of January 28, 2003]. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo [International Public Law]. Moscow, Prospekt Publ., 2009, p. 590.

7. Dogovor mezhdu Rossiiskoy Federatsiey I Ukrainoy "O sotrudnichestve v ispolzovanii Azovskogo mor-ya i Kerchenskogo proliva" ot 24 dekabrya 2003 g.; Sovmestnoe zayavlenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii i Prezidenta Ukrainy po Azovskomu moryu i Kerchenskomu prolivu [The Treaty between the Russian Federation and Ukraine "On Cooperation in the Use of the Sea of Azov and the Kerch Strait' dated December 24, 2003; Joint statement by the President of the Russian Federation and the President of Ukraine on the Sea of Azov and the Kerch Strait]. Available at: http: //2004.kremlin.ru/priorities/events31016/2003.shtml.

8. Rossiya i Ukraina dostigli soglasiya po Kerchenskomu prolivu [Russia and Ukraine have reached agreement on the Kerch Strait]. Available at: http://www.forbes.ru/news/68875-rossiya-i-ukraina-dostigli-soglasiya-po-kerchenskomu-prolivu.

9. SKR: MID Ukrainy podtverdil otsutstvie granitsy mezhdu Rossiey i Krymom [TCR: the Ministry of Foreign Affairs of Ukraine confirmed the absence of a border between Russia and the Crimea]. Available at: http://zarusskiy.org/novoross/2011/02/20/s-k-r/.

10. Gamova S. Yushenko zatevaet morskoy peredel [Yushchenko starts a sea repartition]. Nezavisimaya gazeta [The Independent Nrewspaper], 2006, 8 june.

11. Gruzooborot Mariupolskogo morporta (Ukraina) za 10 mesyatsev 2018 goda snizilsya na 7,2 % do 5,01 mln tonn [Cargo turnover of Mariupol Seaport (Ukraine) for 10 months of 2018 decreased by 7.2% - to 5.01 million tons]. Available at: http://portnews.ru/news/268090/; http://portnews.ru/news/266653/.

12. Kuznichenko A. Bezgranichnyy proliv, ili O razdele Azovo-Kerchenskoy akvatorii [Boundless Strait, or on the division of the Azov-Kerch akvatory]. Available at: http://finzah.com.ua/analitica/politica/8316.html.

13. Britaniya napravit v Odessu voennye korabli i morskuyu pekhotu dlya protivodeistviya rossiyskomu flotu [Britain will send warships and marines to Odessa to counteract the Russian fleet]. Available at: https://novorosinform.org/744093.

14. Komitet NATO osudil "agressiyu Rossii v Azovskom more" i stroitelstvo Kerchenskogo mosta [The NATO Committee condemned the "Russian aggression in the Sea of Azov" and the construction of the Kerch Bridge]. Available at: https://novorosinform.org/748554.

15. Damantsev E. NATO gotovit platsdarm dlya skovyvaniya podvodnogo komponenta Chernomorskogo flota. Neprostye skitaniya "Echo" [NATO is preparing a springboard for shackling the underwater component of the Black Sea Fleet. Uneasy wanderings of ship "Echo"]. Available at: https://topwar.ru/150354-nato-gotovit-placdarm-dlja-skovyvanija-podvodnogo-komponenta-chernomorskogo-flota-neprostye-skitanija-echo.html.

16. Lavrov: Rossiya ne razreshit korablyam NATO provesti ucheniya v Azovskom more [Lavrov: Russia will not allow NATO ships to conduct exercises in the Sea of Azov]. Available at: https://novorosinform.org/744516.

17. Rossiya zakhvatyvaet Azov, eto gibridnaya ugroza, ukrainskiy admiral [Russia captures Azov, this is a hybrid threat, - Ukrainian admiral]. Available at: http://rusvesna.su/news/1527478445.

18. Ukraina otpravlyaet gruppirovku morskogo spetsnaza v rayon Azovskogo i Chernogo morey [Ukraine sends a group of sea special forces in the region of the Azov and Black Seas]. Available at: http://rusvesna.su/news/1536899917.

19. Kiev nachal perebrosku bronekaterov v Azovskoe more [Kiev began to transfer armored boats to the Sea of Azov]. Available at: http://rusvesna.su/news/1536470500.

20. Poroshenko zayavil o zakhode korabley NATO v Chernoe more [Poroshenko announced the entry of NATO ships into the Black Sea]. Available at: https://novorosinform.org/749746.

21. SShA naznachili kuratora dlya Minoborony i Genshtaba Ukrainy [The United States appointed a curator for the Ministry of Defense and the General Staff of Ukraine]. Available at: https://novorosinform.org/749689.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.