А.В. ТОНКОНОГОВ доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»
Геополитическая реклама и пропаганда как факторы духовной геостратегии
современной России
Современная геополитическая ситуация, сложившаяся в мире, требует определения стратегических перспектив и приоритетов развития России не только в сфере материальной, но и духовной эволюции. В этой связи необходимо вести речь не только о геостратегическом пространстве, под которым следует понимать мировое пространство, включающее в себя поверхность земного шара и воздушно-космическое пространство с зонами жизненно важных интересов того или иного государства, но и о духовном пространстве отдельных стран, а также о духовном геостратегическом пространстве как области реального и виртуального мира.
В целях сохранения своего державного статуса, прогрессивного развития во всех областях социальной жизни России следует проводить целенаправленную политику в сфере духовных отношений как внутри страны, так и за её пределами, т. е. осуществлять духовную геостратегию в существующем духовном геостратегическом пространстве мирового сообщества и, собственно, в отечественном духовном пространстве.
Духовное геостратегическое пространство - это единое культурное, информационное, научное, образовательное, религиозное пространство мирового социума, представляющее собой особую область ноосферы, в которой происходят процессы, оказывающие ключевое влияние на развитие человеческого сознания, взаимодействие человека и общества, общества и природы, не
* Тонконогов Александр Викторович; e-mail: [email protected]
ограничивающуюся сегментом реального существования человечества в современный исторический период, но являющуюся глобальным духовным пространством, включающим в себя также космическое и виртуальное пространство, в котором люди могут присутствовать посредством своей сознательной и бессознательной (духовной) деятельности.
При этом следует понимать, что духовное пространство страны (в том числе и России) - это не государственно-территориальное образование (также как и геостратегическое пространство мирового сообщества), это то пространство, в рамках которого преобладает культура народов какой-либо страны, в обществе (или в значительной части социальных групп) укоренены национальные историко-культурные, религиозные, т. е. духовные ценности.
Сохранение и расширение духовного пространства является одним из основных условий существования, прогрессивного развития и, как следствие, активного участия России в геополитических процессах в XXI в. Достижение этих целей диктует необходимость реализации государственной стратегии в сфере духовной жизни современного российского общества, определения основных приоритетов, выявления (посредством постоянного мониторинга) существующих и вновь возникающих вызовов и угроз во всех сферах социальных отношений, так как все они связаны с духовной эволюцией. Не вызывает сомнений, что такой областью является сфера духовных отношений как в региональном, так и международном аспектах.
Духовная сфера общества является областью реальной психической, т. е. сознательной и бессознательной (духовной) деятельности человека в её исторической эволюции, включающей в себя и уже существующее кибернетическое пространство как область соприкосновения человеческого и искусственного интеллекта.
Всеобщее духовное геостратегическое пространство и духовное пространство России, духовная сфера современного российского общества (так же, как экономическая и политическая сферы общественного развития) подвержены процессам, связанным с глобализацией социальной жизни мирового сообщества. Вне всякого сомнения, глобализация затрагивает все области общественных отношений, относящихся к сфере духовной жизни социума, и особенно информационную, науку и образование. Их развитие оказывает наиболее значимое и быстрое влияние на состояние духовности народов отдельных стран и всего мирового социума. Поэтому данные сферы являются особенно важными для сохранения государством своего геополитического положения в мире.
Область духовной жизни - это сфера ментального развития, которая формируется на протяжении длительного исторического периода в процессе общественной эволюции. Поэтому требуется прагматичный стратегический взгляд на вопросы духовной геостратегии в современных геополитических условиях.
Основной задачей геостратегии государств в духовном пространстве мирового социума является укрепление духа нации, моральных устоев общества, без которых невозможно эффективное обеспечение национальной безопасности. Слабые духом слабы во всём, независимо от возможного кратковременного успеха и каких-то достижений в различных сферах общественной жизни. Нации, подверженные деструкциям в области духовных отношений, всегда были и будут объектами открытой или латентной агрессии. В этой связи представляются справедливыми выводы, которые сделал западный военный теоретик Э.Д. Кингстон-Макклори, сформулировавший следующий закон геополитики: «Нападают лишь на слабых, на сильных - никогда. На слабых, но показывающих вид, что они сильны, нападают реже, чем на сильных, но не умеющих
показать своевременно свои силы и производящих со стороны впечатление слабых»1.
Следовательно, необходимо позиционировать себя (рекламировать) как сильного конкурента. С геополитической точки зрения мало иметь развитую экономику и сильную армию, великую историю и древнюю культуру, но не менее, а, может быть, ещё более важно убедить в этом другие народы. В области геополитики более позитивно, не имея каких-либо достижений, создавать их видимость, осуществлять соответствующую пропаганду, нежели в ситуации реального наращивания своих экономических и духовных потенциалов, считаться слабым. Главную роль в процессе осуществления геополитической пропаганды играют средства массовой коммуникации при всёвозрастающем влиянии электронных СМИ.
Духовность современного мира - это, в значительной степени, информационная духовность, которая может быть и нереальной, но существующей как факт окружающего (пусть и виртуального) мира. В современной России (как и в мировом социуме в целом) следует говорить о наличии разных ипостасей духовности, к которым относятся реальная и виртуальная духовность.
С одной стороны, духовная жизнь российского социума - это многовековая история нашего культурного, религиозного, научного, образовательного развития (реальная эволюционирующая духовность); с другой - многие люди уже живут в мире своих (или навязанных им) иллюзий - это создаваемое из элементов разных культур духовное пространство, в основе которого получаемая извне информация, но не национальная ментальность, история и культура.
Необходимо соединить лучшее, что есть во вновь создаваемой виртуальной духовности с духовностью традиционной, сложившейся
1 Кингстон-Макклори Э.Д. Глобальная стратегия. М., 2005, с. 67.
исторически. Несомненным достоинством «новой» духовности является её информационная составляющая. Виртуальная духовность может соперничать с реальной духовностью в значительной степени, а, может быть, и исключительно благодаря её быстрому распространению в существующем глобальном информационном пространстве. К сожалению, приходится констатировать, что предоставленный России шанс стать одним из духовных гегемонов в современном мире не используется нами несмотря на стремление занять важное место в геополитических отношениях.
По мнению автора, можно предложить следующую формулу геополитики: от того, насколько нация развита духовно, насколько эффективно обеспечивается информационная, культурная, религиозная, научная, образовательная, идеологическая безопасность, настолько будет возрастать или уменьшаться вероятность нападения на государство его геополитических конкурентов.
В связи с этим необходимо отметить, что в современной России уже велась определённая работа в сфере отражения угроз её духовности. Однако несмотря на то, что обеспечение духовной безопасности, по сути, признаётся одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, до сих пор не выработана чёткая и приемлемая для большинства граждан страны государственная политика в данной области и, как следствие, геостратегия в духовной сфере мирового социума (духовная геостратегия).
Духовная геостратегия - это политическая концепция национального развития духовной сферы общества в мировом геостратегическом пространстве, реализация которой направлена на формирование условий для сохранения национальных духовных
ценностей, усиления влияния на духовную жизнь обществ иностранных государств посредством воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание через использование национальных духовных потенциалов.
Духовная геостратегия является одной из важнейших составляющих общей геополитической стратегии государства. Духовная геостратегия - это один из инструментов (средств, методов) реализации геополитики, представляющей собой комплекс теорий и практических действий, направленных на достижение тактических и стратегических целей в мировом геостратегическом, в том числе глобальном информационном пространстве.
Глобальное информационное пространство - это в современных геополитических условиях реальный и основной театр боевых действий, арена психологического противоборства, непрекращающейся явной и латентной геополитической конкуренции.
Интеграция всех сфер общественного бытия в современном мире привела к явной и латентной конкуренции социумов в существующем геостратегическом пространстве. Поэтому основными направлениями обеспечения национальной безопасности можно определить: противодействие экспансии иностранных государств против России, а также ответную им экспансию в военной, политической, экономической, культурной и иных сферах человеческой жизнедеятельности. Геополитическая экспансия предполагает усиление и расширение влияния во всём мире какой-либо страны в различных областях общественных отношений всеми доступными средствами и методами, в том числе идеологическими, психологическими, информационными, эстетическими.
Одним из методов геополитической экспансии как средства обеспечения национальной безопасности является духовная экспансия, представляющая собой процесс утверждения глобального
влияния на развитие духовной сферы мирового сообщества (других государств) посредством использования комплекса культурно-просветительских, информационно-пропагандистских, идеолого-психологических мер, направленных на усиление стратегических позиций государства в геостратегическом пространстве. Одними из существенных средств реализации духовной экспансии являются геополитическая реклама и геополитическая пропаганда.
Отечественные исследователи подчеркивают, что политический вес страны или нации на международной арене, её возможности влиять на мировые события и далее всё больше будут зависеть от уровня развития информационной инфраструктуры и вытекающих из этого возможностей эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, распространять и внедрять свои духовные, идейные ценности, свою культуру, язык, тормозить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои'.
Принятие политических решений, тем более геостратегического характера, полностью зависит от политического руководства стран, а также формальных и неформальных объединений, контролирующих финансовую сферу. И вряд ли в ближайшем будущем кто-нибудь из представителей мировой элиты сочтёт необходимым разговаривать «на равных» с финансово-политической элитой России и соответственно принимать решения, соблюдая интересы, в том числе и нашей страны. Поэтому действительно верным шагом, вероятнее всего, будет формирование в социумах, в частности, европейских стран позитивного мнения о Российской Федерации. Этому может способствовать геополитическая пропаганда.
1 См.: Поздняков А.И. Информационно-психологическое противоборство в войнах и конфликтах современности: Лекция для ВК и ВАК. М., 2007, с. 13.
Пропаганда сводится к систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т. д. (от других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается
л
нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей)2. Но манипуляция это сложный процесс и было бы очень самонадеянно думать, что Россия (проиграв в информационно-психологической войне в период противостояния СССР и США с их союзниками) имеет потенциалы для реализации пропаганды в странах Западной Европы и США, а также в других странах. К сожалению, таких сил и средств ни Вооружённые силы, ни специальные службы Российской Федерации пока не имеют, их следует создать в кратчайшие сроки. На данном же этапе продолжающегося духовного (информационно-психологического - ментального) противостояния следует сосредоточиться на геополитической рекламе России во всём мире.
Реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему2.
Реклама - это неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или
о
повлиять (как-то) на аудиторию3.
В данном контексте общего понимания рекламы, по мнению автора, - геополитическая реклама - это информация, распространяемая посредством всех возможных средств массовой коммуникации, в том числе электронных средств массовой
2 См.
2 См.
3 См.
www.britannika.com
Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе». Уильям Уэллс. Реклама: принципы и практика. СПб., 2001.
информации, продуктов массовой культуры, а также произведений науки и искусства, театрального, кино и музыкального творчества, которая направлена на создание в мировом социуме позитивного образа страны, общества, межгосударственных союзов и коалиций, участвующих в глобальных геостратегических процессах.
Таким образом, рекламу национальных духовных ценностей, нашей великой истории и культуры народов, составляющих российскую нацию, следует осуществлять через все имеющиеся средства массовой коммуникации.
Экспансия в духовное (информационно-культурное, научно-образовательное, конфессионально-идеологическое) пространство других стран должна быть в каких-то случаях латентной, но в целом открытой и тотальной. О российской истории и культуре в других государствах должны узнавать не из голливудских и иных иностранных художественных фильмов и не из книг, написанных о нас не нами. Например, такие фильмы, как «Россия молодая» (о деятельности Императора Петра Первого), «Михайло Ломоносов», «Освобождение», «Семнадцать мгновений весны» и подобные следует показывать за рубежом регулярно, в том числе и в ближнем зарубежье, особенно на Украине, оплачивая эфир на кабельных телеканалах, а также выпуская недорогие версии фильмов и книг на компакт-дисках. Особое внимание следует уделять кибернетическому пространству, в частности возможностям Интернета, электронным средствам массовой коммуникации.
Исследователи справедливо отмечают, что «российское влияние в информационно-идейной сфере по-прежнему невелико. Россия не использует капитал, унаследованный от прошлых веков»'.
На данный момент пропаганду России как великой во всех отношениях страны осуществляют энтузиасты. В этом контексте
1 Караганов С. В чём сила, брат? // Российская газета, 2012, № 274 (5947), 28 ноября, с. 12.
показательна работа, которую ведёт создатель проекта, сайта и странички в живом журнале в Рунете «Сделано у нас» (http://sdelanounas.ru)2 Роман Ковригин, где публикуются только позитивные новости о России. Пока это проект нацелен, главным образом, на российских пользователей, что тоже верно, так как мы -граждане России должны знать и об успехах, чтобы не терять чувства собственного национального достоинства. Но государство в лице своих органов должно помочь преобразовать этот проект на международном уровне. О России -развивающейся России - должны знать и наши геополитические конкуренты. Мы должны пока хотя бы казаться во всех отношениях сильной страной и великой (пусть ещё формирующейся), но единой многоконфессиональной и многоэтнической российской нацией. При этом первая целевая аудитория - это наши соотечественники за рубежом, которые связаны с Родиной великим Русским языком. Следовательно, именно его экспансию как основной элемент духовной экспансии необходимо осуществлять по всему миру. На IV Всемирном конгрессе соотечественников было прямо заявлено: «Русский язык - не только язык нашей общей истории и культуры, это объединяющее начало для многомиллионного русского мира»1.
Определённая работа по расширению российского влияния уже ведётся, но необходимо системно и стремительно двигаться дальше. На следующем этапе формирования позитивного общественного мнения о России за рубежом должна стать геополитическая пропаганда, которая представляет собой совокупность информационно-психологических средств и методов латентной и (или) открытой манипуляции общественным сознанием социума иного
2 Елков И. Сделано у нас: в Сети набирает популярность сайт, который сообщает, сколько всего позитивного происходит в России за день // Российская газета: неделя, 2012, № 270 (5943), 22 ноября, с. 10.
1 Карасин Г. Споры и диаспора. Уроки Всемирного конгресса соотечественников // Российская
газета. Федеральный выпуск, 2012, №5956(283), 7 декабря, с. 5.
государства (государств) с целью изменения стереотипов мышления и поведения людей при оценке ими событий, происходящих в глобальном, в том числе духовном геостратегическом пространстве.
Главную роль в процессе осуществления геополитической пропаганды, подчёркивает автор, играют средства массовой коммуникации при возрастающем влиянии электронных средств массовой информации. России следует активно формировать, развивая информационно-телекоммуникационные технологии и технические средства, своё информационное пространство с учётом рисков и угроз, неизбежно возникающих при всё большей интеграции в глобальное информационное пространство.
В десятилетний период необходимо: осуществлять стратегические информационно-психологические операции в странах ближнего и дальнего зарубежья (особенно, в США, Англии, Германии, Франции, Италии, Польше, Украине), направленные на создание позитивного образа России в обществах всего мира, пропаганду российской духовной культуры и истории; создавать и поддерживать деятельность уже существующих культурно-исторических, религиозных пророссийских центров за рубежом; организовывать деятельность по созданию духовной коалиции из стран и (или) народов Европы и Азии, не имеющих своей государственности.
За двадцать лет Россия должна полностью решить вопрос духовной экспансии на постсоветском пространстве и доминировать информационно, культурно и идеологически во всех (или стратегическом большинстве) странах - бывших республиках Советского Союза. Духовная экспансия должна привести к созданию в 2020-е гг. Евразийской Конфедерации с доминантой Российской Федерации как основной страны-участника.
По мнению автора, XXI век - это век не открытого (в том числе военного) геополитического противоборства, направленного на
получение контроля за природными (в основном, энергетическими и пресноводными) ресурсами. XXI век - это век противостояния ментальностей в глобальном геостратегическом пространстве. Только те нации, которые будут способны сохранить и представить миру как уникальный феномен свою культурно-историческую самобытность, смогут отстоять свою территорию, экономическую самостоятельность и, как следствие, независимую государственность.
В XXI в. войны, вероятнее всего, окончательно приобретут нематериальный, латентный характер, обусловленный противостоянием не на уровне открытого военного противоборства, а на уровне противоборства психик. Таким образом, речь может идти о войне нового типа - войне сознаний.
В заключение автор ещё раз обращает внимание на следующий факт. С геополитической точки зрения недостаточно иметь развитую экономику и сильную армию, великую историю и древнюю культуру, но не менее, а, может быть, и ещё более важно убедить в этом другие народы и своё общество посредством (сначала в оперативно-тактической перспективе) геополитической рекламы, а затем - в стратегической перспективе - геополитической пропаганды.
Тонконогов А.В. Геополитическая реклама и пропаганда как факторы духовной геостратегии современной России. Статья посвящена проблеме формирования позитивного образа России в современном геостратегическом пространстве. Автор обосновывает необходимость использования для достижения этой цели геополитической рекламы и геополитической пропаганды.
Ключевые слова: Россия, геостратегическое пространство, духовная геостратегия, геополитическая реклама, геополитическая пропаганда.
Tonkonogov A.V. Geopolitical advertisement and propaganda as factors of spiritual geostrategy of modern Russia. The article is devoted to the problem of formation of a positive image of Russia in the modern geostrategic space. The author substantiates the need to use to achieve this goal, the geopolitical advertising and geopolitical propaganda.
Key words: Russia, geostrategic space, spiritual geostrategy, geopolitical advertisement, the geopolitical propaganda.