УДК 004.02:004.5:004.9
Халитова А.И. студент магистратуры 3 курс, факультет «Математики и информационных технологий» научный руководитель: Воистинова Г.Х., к.пед.н.
доцент
Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, г. Стерлитамак
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6
КЛАССАХ
Аннотация - в статье рассматривается как используется геометрический материал на уроках математики в 5-6 классах, его преимущества. Роль и цель обучения геометрии при решении задач в 5-6 классах.
Ключевые слова - геометрический материал, построение геометрических фигур.
Khalitova A. I. graduate student 3rd lyear, faculty of Mathematics land I information '¡technology supervisor: Woistinova G. H., Candidate of pedagogical Sciences
|associate ^Professor Sterlitamak branch of Bashkir mate University
Russia, wSterlitamak
GEOMETRIC ¡MATERIAL |IN MATH [LESSONS IN GRADES 5-6
Annotation - wthe article tdeals rnwith the uuse rnpf geometric wmaterial Win mathematics Wessons win grades 5-6, its advantages. Therole and purpose rnpf learning geometry Jin solving problems in grades 5-6.
Key words - ^geometric material, construction of geometric shapes.
Геометрия [за то и прославляется, что заимствовав извне Дотоль мало [основных [положений, она столь «многого достигает.
Исаак Ньютон
На ИЦсовременном этапе развития школьного ^(образования ■приоритетными (становятся Щели формирования целостной личности 1в процессе 1ее обучения 1в школе. Основная ¡роль 1в решении стой проблемы Цотводится (обучению школьников 7 - 13 лет, (поскольку, (га мнению ■психологов, именно в этом Ивозрасте формируются (черты Личности, [закладываются основы ее интеллекта, гармоничное обогащение которого предполагает взаимодействие Ирак Илогического, так и образного компонентов.
Богатым арсеналом «эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает 1курс школьной ¡геометрии.
Геометрический ¡[материал в 5-6 классах распределён по всему |курсу математики. Он ^Исоставляет ^Исодержание так ^Иназываемого ■пропедевтического курса ¡геометрии. Пропедевтический этап упо количеству часов, отведенных |на него, и по объему сведений, ¡получаемых ¡учащимися, Небольшой, но строго ¡последовательный 1и содержательный. Основная роль [этого Икурса - подготовить учащихся Ик сознательному Иусвоению систематического Цкурса геометрии, также к изучению |гаких (смежных [дисциплин [как ¡география, физика и др. В ^пропедевтике |геометрии ¡можно выделить три составляющие: Ифигуры, логика и применение знаний Вна практике. Все это помогает (развить познавательную 1и исследовательскую деятельность (учащихся. При изучении ¡начальных геометрических сведений необходимо учитывать следующие позиции: -мотивация материала; -форма изложения (диалог, юеседа [и проч.); -наглядность, [[доступность; -активная познавательная деятельность.
Цель пропедевтики [геометрического [материала в 5-6 классах -знакомство (с геометрическими фигурами и их свойствами. Но не менее важна задача интеллектуального и умственного развития детей: это определенный Изапас Изнаний, Иумение применять различные приемы умственной деятельности, (такие, как ¡анализ, обобщение, абстрагирование; «развитие Икачеств ИЦыслительной Идеятельности (гибкость Ни глубина мышления, (концентрация).
Целью обучения (геометрии щучащихся 5-6 классов, как (определено Программой является Иовладение школьниками системой основных геометрических «понятий и формирование прочных навыков (выполнения геометрических (построений (с помощью (линейки, ¡угольника, (циркуля Щи транспортира.
В [этих классах |в процессе обучения
-уточняются и углубляются |представления(о геометрических объектах 1и их свойствах, [приобретённые при обучении в младших классах;
-водятся новые ¡геометрические ¡фигуры (луч, ¡параллельные ¡прямые, фбиссектриса [угла и т.д.), некоторые преобразования 1фигур;
-изучают Цовые величины, ¡носителями которых ¡являются ¡знакомые ¡фигуры (длина ¡окружности, ¡величина угла), (проводится ¡чёткое ¡различие [величин и фигур (отрезок и длина Ьтрезка, ¡угол и градусная мера ула);
-расширяется ¡круг ^геометрических ¡построений и используемых ¡при [этом инструментов.
Курс (геометрии связан с систематическим ¡курсом планиметрии 5-6 классовкак по содержанию, Итак В1 по идейной «направленности. Подготовительный |курс геометрии (знакомит учащихся с геометрической технологией ¡ми символикой, которые используются ¡ми в систематическом
курсе. Ознакомление с некоторыми видами (отображения фигур готовит [учащихся Цк сознательному усвоению идей геометрических [представлений.
В курсе геометрии большое внимание [уделяется [выработке Ну учащихся [умений [и навыков в выполнении построений с помощью основных «геометрических инструментов, а также (формированию |у них рациональных «приёмов Построения «геометрических (фигур. Это иумение будет необходимо как при (изучении систематического (курса (геометрии, |так и при изучении курса черчения. В подготовительном ¡курсе ¡геометрии осуществляется связь «теории с практикой. Теоретические [положения раскрываются жпри решении задач жизненного характера.
В 5 классе [учащиеся [имеют [дело [с такими геометрическими величинами, как [[длина, Иплощадь, Иобъём (длина отрезка, площадь прямоугольника, объём ¡Прямоугольного (параллелепипеда). Знакомятся с величинами ¡угла.
В 6 классе вводятся формулы длины Щкружности р площади [круга. В результате ¡выполнения ¡некоторых ¡измерений и решения соответствующих задач на вычисления ¡у учащихся складывается ¡представление ¡о величине как 1о неотрицательном числе. В процессе решения [задач [учащиеся [знакомятся и со свойствами геометрических величин.
Все сказанное 1выше Позволяет сделать следующие выводы:
1 .Изучение материала ^[пропедевтического курса ^[геометрии Подготавливает «учащихся к усвоению Некоторых (смежных дисциплин, изучаемых Щ школе. Геометрический материал 5-6 классов «закладывает фундамент для дальнейшего ¡изучения геометрического ¡материала. В ¡этом [заключается основная роль изучения геометрического материала Па уроках ■математики 5-6 классов.
2.Младший [[подростковый Ивозраст (10-12) лет - это Ипериод интенсивного психического, ¡морального ¡[и интеллектуального ¡развития. В ртом «возрасте [происходит [дальнейшее развитие [и совершенствование ¡мыслительной [деятельности. У [детей ((появляется (способность [строить внутренние, ■умственные образы и представления об окружающих предметах р действовать с ними во внутреннем аплане.
3.Несмотря на большое ¡количество 1учебных пособий 1для 5-6 классов Цсе фони сочень [похожи между робой. Учебники написаны Па доступном шля детей [языке, [[понятны [шля [восприятия. Геометрический [Цатериал в различных ¡учебниках ¡расположен по-разному: либо сосредоточен Ц одной главе, ¡либо ¡разбросан По всему ¡учебнику. Все геометрические Понятия, ¡в основном, ¡формулируются ¡¡в ознакомительном ¡плане, ¡точные определения ре даются. Основной [целью (Изучения геометрического материала на уроках математики в 5-6 классах является [формирование (у учащихся метрических Представлений и навыков Построения геометрических ¡фигур.
4.Из всех задач, «рассматриваемых (При (изучении (геометрического материала, с измерениями Исвязаны в основном [[конструктивные 1м расчётные задачи, при ¡этом построение или ¡отмеривание Ьтрезка заданной
длины Иявляется одним Низ основных операций Ипри решении [конструктивных [задач.
Использованные источники:
1. Кордемский, Б.А. Математическая |смекалка [Текст] / М.И. Зайкин. -М.: Наука: ¡Гл. ред. Физ. Мат. Лит., 1991.- 576 с2.
2. Математика [Текст]: |Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, ИВ.И. Жохов, А.С. Чесноков, ЦС.И. Швацбурд; 33-е изд.- М.: ||Мнемозина, 2014.-142 с.
3. Математика [Текст]: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Швацбурд; 30-е изд.- М.: Мнемозина, 2013.-142 с.:
4. Методика обучения геометрии [Текст]: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева.-М.: Академия .-2004.-368 с.