УДК 553.98.042.003.1
ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Валентин Иванович Назаров
Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт, 191014, Россия, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., 39, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, тел. (812)273-73-87, e-mail: [email protected]
Олег Сергеевич Краснов
Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт, 191014, Россия, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., 39, доктор экономических наук, заместитель генерального директора, тел. (812)275-64-78, e-mail: [email protected]
Интенсивный отбор запасов нефти в России привел к истощению разведанной сырьевой базы, ухудшению ее количественных и качественных характеристик, снижению рентабельности разработки. В стране скопился большой объем невостребованных запасов (около 7 млрд. т), которые длительно не вводятся в разработку. В связи с этим необходимо провести геолого-экономический аудит невостребованной сырьевой базы с целью получения реальных преставлений о промышленной значимости.
Ключевые слова: нефть, запасы, невостребованная сырьевая база, геолого-экономический аудит.
GEOLOGICAL AND ECONOMIC AUDIT OF UNCLAIMED RESOURCE BASE IN OIL INDUSTRY
Valentin I. Nazarov
All-Russia Petroleum Research Exploration Institute, 191014, Russia, St. Petersburg, 39 Liteyny Prospect, Ph. D., Chief Scientific Officer, tel. (812)273-73-87, e-mail: [email protected]
Oleg S. Krasnov
All-Russia Petroleum Research Exploration Institute, 191014, Russia, St. Petersburg, 39 Liteyny Prospect, Ph. D., Deputy Director General, tel. (812)275-64-78, e-mail: [email protected]
Intensive selection of oil reserves in Russia has led to the depletion of explored raw material base, deterioration of its quantitative and qualitative characteristics, and decrease in profitability of development. The country has accumulated a large amount of unclaimed reserves (about 7 bln. tons), which have not been developed for a long time. In this connection it is necessary to conduct geological and economic audit of unclaimed resource base in order to obtain real repose of industrial importance.
Key words: oil, reserves, unclaimed raw materials, geological and economic audit.
Практикуемые в нефтяной промышленности интенсивные темпы отбора запасов нефти вызывают истощение разведанной сырьевой базы и снижение ее качественных характеристик. Воспроизводство запасов происходит в основном за счет мелких и средних по величине месторождений. Рентабельность таких
месторождений в условиях снижающихся цен на нефть остается достаточно неопределенной.
В этих условиях значительный объем уже выявленных запасов нефти (около 7 млрд. т) остается невостребованным и в течение длительного времени ожидает ввода в промышленный оборот. Добычной потенциал невостребованных запасов нефти по экспертным оценкам может превышать 100 млн. т.
Однако детальный анализ причин невостребованности запасов не проводится. Представляется, что главная причина отказа от их введения в промышленный оборот связана с экономическими факторами.
Для получения реальных представлений о промышленной значимости невостребованных запасов нефти необходимо проведение геолого-экономического аудита (ГЭА) как разведанной, так и прогнозируемой сырьевой базы УВ [1, 2].
Целевой задачей ГЭА запасов и ресурсов нефти должен быть анализ соответствия реальной отдачи сырьевой базы УВ ее потенциальным возможностям. Решение этой задачи особенно актуально в настоящее время, когда наметилась стойкая тенденция значительного снижения цен на нефть.
Для осуществления ГЭА необходимы: сбор информации о запасах и ресурсах нефти всех категорий изученности и анализ факторов, вызывающих их изменения; оценка структуры текущих суммарных запасов и ресурсов и экономической эффективности их освоения. Периодичность выполнения процедур аудита определяется потребностями государства или компании и может быть приурочена к любому периоду времени.
Система ГЭА должна обеспечивать получение информации о состоянии ресурсной базы и ее промышленной значимости в пределах районов деятельности нефтяных компаний, субъектов РФ и Российской Федерации в целом. Полученные данные по отдельным локальным объектам, лицензионным участкам (ЛУ) и по их группам позволят оперативно решать текущие и стратегические задачи поисков, разведки и разработки ресурсов УВ.
Система геолого-экономического аудита недропользования предусматривает решение следующих задач:
- определение возможной рентабельности освоения различных групп разведанных запасов и прогнозных ресурсов, находящихся в исходных горногеологических и географо-экономических условиях, на основе анализа их количественных и качественных характеристик;
- оценка добычного потенциала объекта ГЭА, исходя из наличия рентабельных разведанных запасов и прогнозных ресурсов;
- определение размера дохода от освоения запасов месторождений УВ региона;
- определение соответствия доходов от разработки месторождений региона их потенциальным экономическим возможностям, зависящим от ряда рентооб-разующих факторов (величины запасов, начальных дебитов скважин, глубины продуктивных горизонтов и др.);
- оценка возможного экономического эффекта от вовлечения в освоение прогнозных ресурсов региона;
- дифференциация перспективных нефтегазоносных территорий региона по ценности недр (результатам стоимостной оценки запасов и ресурсов УВ сырья);
- определение инвестиционной емкости сырьевой базы УВ субъекта РФ.
В системе ГЭА выделяются геологический, технологический и экономический блоки.
В геологическом блоке для учета структуры запасов и ресурсов и определения их экономической значимости уточненные данные по объемам запасов и ресурсов должны быть распределены по известным и предполагаемым залежам с подразделением тех и других по технической доступности и подготовленности к промышленному освоению.
Технически недоступные запасы и ресурсы выделяются в тех районах, в которых по горно-геологическим или природно-климатическим условиям отсутствуют адекватные технологии промышленного освоения выявленных месторождений нефти и газа. В частности, этот фактор является критическим на арктическом шельфе, поскольку в настоящее время отсутствуют технологии разработки месторождений нефти и газа в условиях сплошного льда на значительных глубинах моря.
В технологическом блоке анализируются геолого-промысловые характеристики запасов и ресурсов, необходимые для расчета затрат на разработку запасов, а также рассчитывается добычной потенциал разрабатываемых, разведанных и прогнозируемых месторождений.
В экономическом блоке анализируются ведущие факторы, оказывающие существенное влияние на рентабельность освоения запасов, определяется потребность в инвестициях на поиски, разведку и разработку месторождений, определяется объем рентабельных запасов и ресурсов и доход от их промышленного освоения.
Обобщая высказанные соображения можно сделать следующие выводы.
1. Проведение ГЭА сырьевой базы УВ позволяет оценить соответствие результатов ее освоения с потенциальными геологическими и экономическими возможностями.
2. ГЭА целесообразно проводить как для разрабатываемой сырьевой базы, так и для разведанной и прогнозной базы.
3. В качестве объектов ГЭА следует рассматривать залежи, месторождения, лицензионные участки, сырьевые активы нефтяных и газовых компаний и в целом сырьевую базу УВ страны.
4. Результаты ГЭА должны использоваться для принятия управленческих решений по поискам, разведке и разработке месторождений УВ компаниями и государственными органами управления фондом недр.
5. Полученные в результате ГЭА оценки запасов и ресурсов нефти могут служить основой для разработки и корректировки энергетической стратегии России и долгосрочной программы поисков и разведки месторождений нефти.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Назаров В.И. Геолого-экономический аудит сырьевой базы углеводородов (методология, практические задачи) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2014. - №2. - С. 44-49.
2. Назаров В.И., Краснов О.С. Геолого-экономический аудит, как инструмент выявления резервов углеводородной сырьевой базы // Геология, геофизика и минеральное сырье Сибири: сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 21-24 апреля 2015 г.). - Новосибирск: СНИИГИМС, 2015. - Т. 2. - С. 179-180.
© В. И. Назаров, О. С. Краснов, 2016