Научная статья на тему 'Геоинформационное обеспечение схем территориального планирования: проблемы и опыт на примере Алтайского региона'

Геоинформационное обеспечение схем территориального планирования: проблемы и опыт на примере Алтайского региона Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
219
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ротанова И. Н., Андреева И. В., Цимбалей Ю. М.

The development of schemes of land-use planning should meet the current code of practice, instructions and state standards. According to the normative documents the project should be supplemented with a map. Except for the obligatory maps (schematic map) to be constructed, a series of supplementary maps showing the major regularities or peculiarities of spatial organization of the territory is made. The current technologies allow the development of information systems including both the source information and the outcomes of architectural decisions. Institute for Water and Environmental Problems SB RAS has gained some experience in the development of geoinformation provision for the schemes of land-use planning for administrative territories of Altai Krai and Republic of Altai. The work on land-use planning and the development of geoinformation provision has revealed the organizational and conceptual problems as well as the lack of efficient normative-technical and reference-analytical base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ротанова И. Н., Андреева И. В., Цимбалей Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOINFORMATION PROVISION OF SCHEMES OF LAND-USE PLANNING: PROBLEMS AND EXPERIENCE BY THE EXAMPLE OF ALTAI REGION

The development of schemes of land-use planning should meet the current code of practice, instructions and state standards. According to the normative documents the project should be supplemented with a map. Except for the obligatory maps (schematic map) to be constructed, a series of supplementary maps showing the major regularities or peculiarities of spatial organization of the territory is made. The current technologies allow the development of information systems including both the source information and the outcomes of architectural decisions. Institute for Water and Environmental Problems SB RAS has gained some experience in the development of geoinformation provision for the schemes of land-use planning for administrative territories of Altai Krai and Republic of Altai. The work on land-use planning and the development of geoinformation provision has revealed the organizational and conceptual problems as well as the lack of efficient normative-technical and reference-analytical base.

Текст научной работы на тему «Геоинформационное обеспечение схем территориального планирования: проблемы и опыт на примере Алтайского региона»

УДК 504.5+911.6+ 911.9

И.Н. Ротанова, И.В. Андреева, Ю.М. Цимбалей ИВЭП СО РАН, Барнаул

ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА

I.N. Rotanova, I.V. Andreeva, Yu.M. Tcimbalei IWEP SB RAS, Barnaul

GEOINFORMATION PROVISION OF SCHEMES OF LAND-USE PLANNING: PROBLEMS AND EXPERIENCE BY THE EXAMPLE OF ALTAI REGION

The development of schemes of land-use planning should meet the current code of practice, instructions and state standards. According to the normative documents the project should be supplemented with a map. Except for the obligatory maps (schematic map) to be constructed, a series of supplementary maps showing the major regularities or peculiarities of spatial organization of the territory is made. The current technologies allow the development of information systems including both the source information and the outcomes of architectural decisions. Institute for Water and Environmental Problems SB RAS has gained some experience in the development of geoinformation provision for the schemes of land-use planning for administrative territories of Altai Krai and Republic of Altai. The work on land-use planning and the development of geoinformation provision has revealed the organizational and conceptual problems as well as the lack of efficient normative-technical and reference-analytical base.

Разработка проектных решений в схемах территориального планирования должна удовлетворять действующим нормам и правилам, инструкциям и государственным стандартам. В соответствии с нормативными документами в составе схем территориального планирования выполняется картографическое сопровождение проекта. Оно является неотъемлемой и обязательной частью не только информационного обеспечения, но и служит для единого представления об объекте планирования, для пространственного анализа, для наглядного отображения существующей планировочной организации, для разработки режимов использования проектируемой территории, а также для принятия перспективных градостроительных решений и регулирования развития территориального комплекса. Такая многозначная роль картографических материалов позволяет рассматривать картографирование планируемой территории в качестве составной части процесса градостроительного проектирования и делает необходимым проведение комплексных картографических работ в соответствии с требованиями системного подхода на основе достоверных информационных и графических источников. Актуализации информационного обеспечения и исходных (базовых) картографических материалов способствует постоянное совершенствование технических возможностей, развитие геоинформационных методов и технологий. Современные геоинформационные технологии позволяют

достигать точности, приемлемой для решения градостроительных задач любого территориального уровня.

Несмотря на имеющийся опыт составления картографических документов в градостроительном проектировании, решены и нормативно закреплены лишь вопросы минимального обязательного набора карт и схем [1]. Остаются дискуссионными и аспекты создания баз данных, необходимых для полноценного картографического моделирования с применением геоинформационных технологий. Появляющиеся публикации, посвященные методологии и опыту разработки схем территориального планирования и раскрывающие методологические положения создания градостроительных документов, лежащих в основе осуществления «моделей пространственной организации территории...» или «образа пространственной организации территории...» [2, 3], практически не касаются вопросов содержания и обязательных объектов картографирования, оставляя авторство и информационную емкость создаваемых карт за коллективами исполнителей схем. Это, с одной стороны, дает свободу выбора в подходах и методиках картографирования, с другой - не способствует унификации содержания и способов отображения, определяет зависимость содержания карт от квалификации специалистов-исполнителей, что в ближайшем будущем сделает маловозможным обобщение и генерализацию содержания карт при подходе методом «снизу» к разработке графических документов системы планировочных центров, осей, каркасов для административных регионов более высокого иерархического уровня, созданию интегрирующих информационно-аналитических градостроительных систем, например, системы «административный район (муниципальное образование) -административный регион (область, край, республика)». Этот аспект разработки авторской графической документации, создания специализированных геоинформационных, информационно-справочных систем также находит отражение в уже многочисленных публикациях опыта разработки схем территориального планирования, представляя собой многоплановые и разнообразные по структуре и содержанию разработки. Конечно, трудно возразить и не согласиться с тем, что представление и обсуждение в научно-специализированных изданиях опыта разработки градостроительных картографических документов, с одной стороны, обогащает потенциально заинтересованных в данной тематике специалистов, дает возможность более быстро преодолеть проблемы отсутствия необходимой или интерпретации имеющейся пространственно-ориентированной информации, сравнить достигнутые результаты в картографическом представлении сложившейся или проектируемой ситуации. Однако, с другой стороны, способствует созданию прецедента сосредоточения внимания на особом выделении отличительных, авторских элементов содержания графических материалов, достижения эффекта неординарности в разработке карт и схем, использования различного программного обеспечения, хотя, по сути дела, создается документ, в дальнейшем получающий статус законодательно-нормативного акта. Отсюда достаточно актуальными

становятся требования к графическим (картографическим) материалам, изложенные М.Я. Вильнером [2]:

- Учет условий и возможностей графического изображения объектов планирования как компонентов представляемой модели пространственной организации территории;

- Ограничение количества компонентов представляемой модели пространственной организации территории рамками технических и технологических условий работы с информацией;

- Удобство (простота приемов) установления их местоположения и границ, обеспечение их достоверности;

- Взаимная согласованность геометрических и содержательных описаний планарных и сетевых элементов;

- Удобство хранения в электронном виде и использования в работе (прогнозировании, планировании, моделировании, управлении) описания используемых характеристик и их взаимосвязей.

Другую, не менее важную, проблему при разработке картографического обеспечения представляет картографическое сопровождение экологического обоснования воздействия планируемых решений на территорию освоения, определения негативных воздействий намечаемого направления развития региона на компоненты окружающей среды, а также предложений основных природоохранных направлений, реализация которых будет способствовать уменьшению воздействий и смягчению возможных последствий. Территориальное планирование в широком понимании представляет собой процесс принятия и реализации решений, направленных на преобразование окружающей человека среды с позиции качественного улучшения условий его жизни, деятельности, а также здоровья и отдыха. Однако на практике экологическая информация в той форме, в какой она присутствует в проектной документации, мало востребована при принятии градостроительных решений. За рамками инструктивных документов остались основные подходы и принципы создания крупномасштабных экологических карт в составе проектов. Слабо проработаны методические основы и критерии интегрирования экологической информации в различные стадии проектирования.

В настоящее время методики создания карт экологической тематики в составе проектов более разработаны для городских территорий [4]. Преобладают карты, отражающие загрязнение различных компонентов городской среды по видам и ингредиентам, а также функциональную организацию территории. Состав и содержание экологических карт для схем территориального планирования муниципальных образований практически не регламентируются.

В Институте водных и экологических проблем СО РАН накоплен определенный опыт в разработке фрагментов или отдельных разделов и частей документов территориального планирования муниципальных образований,

отдельных объектов и территорий Алтайского края и Республики Алтай с применением геоинформационных технологий. В частности, территориальное планирование было связано с приданием Алтайскому краю и Республике Алтай статуса особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В процессе работ выявлялись и решались организационные и информационные проблемы, в том числе вопросы картографического обеспечения и создания баз данных, дающих возможность для:

- Анализа природных условий и производственно-хозяйственного комплекса территории с точки зрения возможностей развития определенных видов хозяйственной деятельности, в том числе ведения рекреации;

- Расчета допустимых нагрузок на природные комплексы и устойчивости их к антропогенному воздействию, определения рекреационной емкости планируемой территории;

- Функционального зонирования на основе детального анализа природных и хозяйственных характеристик в соответствии с требованиями федерального и региональных законодательств, планами социально -экономического развития регионов;

- Разработки режимов использования территории для предотвращения природопользования, имеющего негативное воздействие на природную среду;

- Детального зонирования туристско-рекреационной зоны с выделением подзон по совокупности благоприятных условий для конкретных видов туризма и отдыха;

- Разработки системы размещения рекреационных объектов и сопутствующей инфраструктуры;

- Выработки конкретных предложений по охране природы, организации охраняемых и особо охраняемых природных территорий; а также по охране историко-культурного наследия.

Итоговые информационно-аналитические системы содержат картографические материалы, отражающие результаты пространственного анализа и положения территориального планирования по организации рациональной пространственной структуры территории, включающей узлы и оси социально-экономического развития, а так же элементы экологического каркаса.

Планировочные проекты разрабатывались на территорию Чарышского района Алтайского края, Майминского и Чемальского районов Республики Алтай. Информационно-картографический анализ различных частей Чарышского района с точки зрения наличия ресурсов и пригодности для наиболее популярных видов туризма, посещаемости отдыхающими, использования земель в хозяйственном производстве, позволил выделить на территории четыре функциональные зоны: природоохранную,

агрохозяйственную, обслуживания и регулируемого туризма. В зависимости от сочетания ресурсов зона регулируемого туризма подразделена на подзоны.

Они выделены в соответствии с наиболее перспективными видами отдыха: сезонного экологического, транзитного туризма; круглогодичного оздоровительного отдыха, лечебной рекреации и познавательного туризма; круглогодичного оздоровительного отдыха, познавательного и промыслового туризма; сезонного промыслового и кратковременного отдыха; кратковременного массового отдыха. Для подзон в целом и наиболее перспективных площадок освоения в них разработаны предложения по размещению разных типов рекреационно-туристических объектов, формирующих взаимосвязанную сеть. Долинно-придолинная часть реки Чарыш рассматривалась в качестве рекреационной оси зоны. Рассмотрены возможности использования других функциональных зон. Так в природоохранной зоне рекомендовано проведение экологических маршрутов и познавательных туров, в зоне обслуживания посетителей целесообразны эколого-культурные туры. Рекомендованы организация показательных мараловодческих, оленеводческих, звероводческих, экотехнологичных и аборигенных (традиционных) хозяйств, посещения объектов природного и культурного наследия, организация фольклорных фестивалей, показательных предприятий народных промыслов [5].

Проектно-планировочные решения по осуществлению горнолыжного освоения части Майминского района Республики Алтай основывались на использовании инструментария ландшафтного планирования, позволяющего максимально учитывать ландшафтную организацию территории. К особенностям района были отнесены высокий уровень факторов риска чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с горными условиями, и расположение в непосредственной близи к особо охраняемому природному объекту - озеру Манжерок. Планируемое размещение и строительство рекреационных объектов и новое инженерно -инфраструктурное обустройство территории приведет к определенному изменению существующего рельефа территории и высокой антропогенной нагрузке на побережье и акваторию озера. В основу планировочного решения на основе созданной геоинформационной системы был положен принцип максимального сохранения существующего рельефа, а также соблюдение условий высокого уровня благоустройства территории, отведенной под строительство; максимально возможного сохранения природных ландшафтов и водоемов (особое значение отводилось озеру Манжерок); соблюдения режимов функциональных зон; распределения рекреационных потоков при необходимости реабилитации участков, испытывающих наибольшие нагрузки.

В концепцию схемы территориального планирования Чемальского района Республики Алтай заложено положение о природоохранном императиве. Природные условия территории позволяют рассматривать район перспективным для развития курортно-рекреационной деятельности. Территориальная информационная система (ТИС) позволила провести анализ современных природных и хозяйственных условий и ресурсов; оценить рекреационные ресурсы, определить рекреационную емкость и

рекреационное воздействие на территорию; выполнить целевое функциональное зонирование; дать стратегическую оценку воздействия на окружающую природную среду.

Полученные результаты использованы при разработке предложений по стратегии развития экологически ориентированного туризма в Алтайском регионе. Органичное внедрение информационных методов в подготовку документов территориального планирования, создание картографических и тематических баз данных, использование геоинформационных технологий, разработка ГИС, интегральных географических информационно -

аналитических систем (ГИАС), территориальных информационных систем (ТИС) способствуют формированию обоснованных представлений о пространственной организации территории, совершенствованию технологий комплексного территориального планирования; организации актуального информационного обеспечения градостроительной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 04.12.2007) // Консультант Плюс.

2. М.Я. Вильнер, Документы территориального планирования.

Методологические основы разработки [Электронный ресурс] / М.Я. Вильнер // Управление развитием территории - 2007. - № 2. - Режим доступа:

http://www.gisa.ru/39500.html.

3. М.Я. Вильнер, Документы территориального планирования.

Методологические основы разработки [Электронный ресурс] / М.Я Вильнер // Управление развитием территории - 2007. - № 3. - Режим доступа:

http://www.gisa.ru/40857.html.

4. А.С. Курбатова, Экологическое картографирование в градостроительном проектировании [Текст] / А.С. Курбатова, Ю.А. Баранникова, Н.Н. Комедчиков. - М.; Смоленск: НИиПИЭГ, Маджента, 2006.

5. Оценка воздействия на окружающую среду при разработке проекта районной планировки территории оздоровительного и рекреационно-туристского назначения (на примере части Чарышского района Алтайского края) [Текст] / Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, И.В. Андреева, В.Ф. Резников, А.А. Вагнер, Д.Ю. Пупин, Ю.М. Цимбалей // Ползуновский вестник. - 2006. - № 4-2. - С. 34-40.

© И.Н. Ротанова, И.В. Андреева, Ю.М. Цимбалей, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.