Научная статья на тему 'География литературы'

География литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сидорова М. В.

Рецензия на книгу: Гончаров П.А. Творчество В.II. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. Монография. М.: Высшая школа, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «География литературы»

ГЕОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Рецензия на книгу: Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте

русской прозы 1950-1990-х годов. Монография. - М.: Высшая школа, 2003.

Творчество В.П. Астафьева никогда не страдало от отсутствия внимания исследователей. С конца 60-х годов, в работах А.Н. Макарова, A.A. Михайлова, H.H. Яновского, А.П. Ланщикова, В.Я. Курбатова, Т.М. Вахитовой проза этого крупнейшего писателя последней трети XX века рассматривалась в самых различных аспектах. В монографиях С.В. Переваловой, А.Ю. Большаковой некоторые произведения этого писателя подвергнуты и контекстуальному исследованию в сопоставлении с выдающимися произведениями русской литературы 60-90-х годов XX века. В. Астафьев известен как один из крупнейших авторов-"деревенщиков", как один из основателей литературы экологической темы, его перу принадлежат яркие произведения о Великой Отечественной войне. Сейчас, когда творческий путь этого выдающегося писателя завершен, настала пора систематизации его наследия, определения характера эволюции его мировоззрения, жанрово-стилевой системы, определения места и роли его произведений в литературном процессе второй половины XX века.

Особая значимость книги П.А. Гончарова заключается в том, что в ней впервые представлена эволюция творчества В. Астафьева на протяжении всего его пути в литературе, определены наиболее характерные для разных этапов тенденции развития мировосприятия писателя, его творческого метода, жанровой системы, образности и стиля; проанализировано воздействие традиций русской классической литературы на В. Астафьева; осмыслены место и роль творчества В. Астафьева в диалоге с русской литературой второй половины XX века, его причастность к наиболее значимым направлениям, художественным системам.

Основой структуры монографии, и систематизации богатейшего наследия писателя стала обоснованная П.А. Гончаровым периодизация творчества В. Астафьева.

В первой главе анализируется проза так называемого "уральского периода", произведения, созданные Астафьевым в 50-60-е годы. В рамках этого периода выделяются составляющие его временные отрезки. В работе не упущены из поля зрения даже и ученические произведения писателя - его первый рассказ и первый не вполне удачный роман. Они квалифицируются с точки зрения складывающихся в них тем, мотивов, принципов творческого поведения.

В первых произведениях Астафьева справедливо отмечается стремление начинающего автора противостоять схеме, канону и присущий им в ряде случаев тематический и идеологический конформизм. В этой же главе анализируются и произведения, в которых уже проявилась складывающаяся оригинальность писательского почерка Астафьева. Рассматривается пародирование жанровых канонов "производственной" прозы в повести "Перевал", исследуется тема человека и природы в повести "Стародуб". Повесть "Кража" анализируется в контексте произведений о трагическом детстве, в сопоставлении с литературой о войне интерпретируется "Звездопад". Наибольший интерес представляет собой раздел первой главы "Последний поклон" и "деревенская проза". В нем проводятся интересные параллели между астафьевской повестью и рассказами В. Шукшина, повестями В. Распутина, романами С. Залыгина и Ф. Абрамова. "Родовая" модель повествования "Последнего поклона" сделала его структуру, по мнению автора, предельно открытой и универсальной в образном и проблемно-тематическом планах.

Вторая глава "В Вологде" (1969-1980) посвящена анализу произведений В. Астафьева, опубликованных писателем в "вологодский" период его творчества. Исследователь не просто называет этот период временем жанрово-стилевых открытий писателя, но и детально аргументирует это утверждение. По мнению П.А. Гончарова, Астафьев вологодского периода создает свой неповторимый художественный мир, когда публикует оригинальные, уникальные по жанру и стилю "современную пастораль" "Пастух и пастушка", впитавшую богатую культурную и литературную традицию, "Оду русскому огороду" и "повествование в рассказах" "Царь-рыба", синтезирующие миф с жанром рассказа и повести, с традициями лирики.

Автор монографии показывает, что для этого периода характерно как самоотождествление В. Астафьева с "деревенской прозой", так и реализовавшееся стремление вычленить в ее рамках или вне их свой "голос" ("родовая" модель повествования, особая модификация сказовой формы, организация текста, активизация функции символических образов). Анализ мифопоэтики "вологодских" повестей, проведенный П.А. Гончаровым, дает многое для истолкования их универсальной символической образности.

Характеризуя "сибирский период", автор книги находит, что это время оказалось для писателя наиболее продуктивным по числу созданных произведений. Доказательством этого тезиса служит изложенный в третьей главе анализ наиболее репрезентабельных рассказов, трех повестей и двух романов В.Астафьева 80-х-90-х годов. Исследование "Печального детектива", "Людочки", романа "Прокляты и убиты", повестей "Так хочется жить", "Обертон", "Веселый солдат", рассказов 90-х годов производится в сопоставлении со знаковыми произведениями В. Шукшина, В. Распутина, А. Солженицына, В. Максимова, Г. Владимова, В. Маканина и других писателей.

В мировоззренческом плане наиболее значительным автору книги представляется в этом периоде завершение эволюции Астафьева от пантеизма к христианскому мировосприятию, обогащение поэтики и стиля за счет синтеза трагического и комического в образности произведений.

Значимым представляется предпринятый в книге и проходящий через все ее главы анализ пародийных мотивов и элементов в творчестве Астафьева. Такой

подход позволяет увидеть прозу известного писателя в совершенно необычном свете. Пародия рассматривается в работе как форма литературного диалога с современниками и предшественниками, как проявление взаимодействия близких и различных художественных систем в литературном процессе. Автопародия интерпретируется в работе как форма отрицания писателем собственных стереотипов. Через всю книгу П.А. Гончарова проходит сопоставление этики, антропологии, поэтики Астафьева с произведениями фольклора и русской классики. Становится очевидным, что воздействие традиций устной поэзии, прозы Гоголя, Толстого, Достоевского, Бунина было предельно плодотворным для творческой эволюции писателя.

Несомненной удачей книги является ее лингвостилистический аспект. Различные приемы комического, разновидности форм повествования, функция и семантика имен, роль просторечных, диалектных, арготических и обсценных пластов языка в прозе Астафьева и его современников рассматриваются не в качестве довеска к анализу идеологии, жанровых и структурных элементов произведений, а как основа филологического анализа литературного произведения.

Монография П.А. Гончарова "Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века", несомненно, внесет немалый вклад в процесс осмысления творческого наследия В.П. Астафьева в современном литературоведении. Она предлагает новую научную оригинальную концепцию творчества Астафьева, вносит весомый вклад в интерпретацию всего литературного процесса 50-90-х годов XX века.

М.В. Сидорова

кафедра русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.