шшсио
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 379.85 + 910 ББК 65.433
К.А. Балынин
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВИННОГО ТУРИЗМА
Организация туристской деятельности во многом определяет успешность социально-экономического развития территории. В то же время возможность развития на территориях новых направлений и видов туризма - довольно мощный фактор, способствующий притоку новых туристов. Винный туризм стремятся развивать сегодня многие страны - участницы мирового туристского рынка. Винный туризм представляет собой синтез виноградарства, виноделия и собственно туристско-рекреационной деятельности. Автором анализируются географические аспекты виноградарства и виноделия Краснодарского края, а также оценивается потенциал данных отраслей для организации и развития винного туризма в регионе. Приведена авторская методика оценки потенциала отдельных винодельческих хозяйств полного цикла для организации винного туризма. Суть данной методики заключается в анализе каждого виноградарско-винодельческого хозяйства полного цикла как основного объекта посещения туристов по нескольким компонентам и критериям. Компонентами являются экономико-технологические условия производства вин, туристская инфраструктура хозяйства, ассортимент хозяйства, качество производимых вин, вовлечённость хозяйства в туристскую деятельность и известность хозяйства. Данная методика применима к оценке любых виноградарско-винодельческих хозяйств, работающих не территории нашей страны с учетом адаптации компонентов и критериев к особенностям исследуемых объектов. Она позволяет диагностировать исходные возможности каждого хозяйства для организации винного туризма, а также факторы, благоприятные и препятствующие его развитию.
Ключевые слова:
виноградарство, виноградарско-винодельческое хозяйство полного цикла, виноделие, винный туризм, инфраструктура, методика оценки, туризм.
Балынин К.А. Географические особенности виноградарства и виноделия Краснодарского края как основа развития винного туризма // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 2. - С. 3-8.
© Балынин Кирилл Алексеевич - аспирант, Московский городской педагогический университет, Москва; e-mail: populustremula22@mail.ru
Значительное усложнение потребностей человека, обусловленное НТП, развитием экономики, социальной и культурной сфер жизни общества, обусловило изменение туристской системы. Компонентами туристских систем все чаще становятся предприятия и учреждения, ранее не вовлеченные в туристскую деятельность [2, с. 163].
Особый интерес представляет гастрономический туризм, знакомящий туристов с пищевыми продуктами, блюдами и напитками. Географические особенности
производства напитков изучены мало. Поэтому это довольно актуальная проблема. Между тем, в законодательстве европейских стран существует термин «аппелла-сьон», обозначающий довольно локальную зону виноградарства и виноделия. Именно в этих странах и зародился винный туризм - подвид гастрономического туризма, основной задачей которого является посещение туристами предприятий винодельческой промышленности, а также виноградарских хозяйств [10, с. 3].
3
VO О
о.
сс о О
Материалы и методы. Вино представляет собой алкогольный напиток, получаемый полным или частичным сбраживанием виноградного сока. Виноградарство и виноделие распространены по всему миру. Крупнейшими странами-винопроизводи-телями являются Италия, Испания, Франция, Китай, США, Австралия [7, с. 15]. Россия на сегодняшний день занимает 12 место в мире среди всех стран, производящих вино (табл. 1).
Таблица 1
Страны-лидеры по выпуску вина, млн гл (составлено автором по [11])
Страна 2013 2014 2015 2016
Италия 54,0 44,2 50,0 50,9
Франция 42,1 46,5 47,0 43,5
Испания 45,3 39,5 37,7 39,3
США 24,4 23,1 21,7 23,9
Австралия 12,3 11,9 11,9 13,0
Китай 11,8 11,6 11,5 11,4
ЮАР 11,0 11,5 11,2 10,5
Чили 12,8 10,0 12,9 10,1
Аргентина 15,0 15,2 13,4 9,4
Германия 8,4 9,2 8,9 9,0
Португалия 6,2 6,2 7,0 6,0
Россия 5,3 4,9 5,6 8,3
Виноградарство в России имеет довольно ограниченный ареал [1, с. 40]. Это связано, прежде всего, с природно-климатическими условиями. Специалистами ВНИИ виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко (Новочеркасск) было разработано физико-географическое районирование территории промышленного виноградарства России [6]. Наибольшая площадь виноградных насаждений ныне сосредоточена в Краснодарском крае.
Виноградарство и виноделие в Краснодарском крае имеет длительную историю. Виноградарство здесь получило действительно широкое развитие. Причины кроются в выгодном географическом положении, благоприятном климате, разнообразии почвенных условий.
Несмотря на благоприятные природно-климатические условия, виноградарство развивается не во всех муниципальных образованиях края, а в некоторых районах виноградники и вовсе отсутствуют. Лидирующие позиции в 2016 г. занимали Темрюкский муниципальный район (17 702,3 га), город Новороссийск (1368,1 га), Крымский муниципальный район (1241,6 га), город-курорт Анапа (3398,2 га) (рис. 1).
Наибольший практический интерес представляют виноградарско-винодель-ческие предприятия полного цикла, занимающиеся как выращиванием винограда, так и производством вин (рис. 2).
Краснодарский край характеризуется высокой насыщенностью территории, ландшафтным разнообразием. В регионе имеются объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, объекты культурно-исторического наследия, многочисленные музеи. Высокое развитие получила туристская инфраструктура. Краснодарский край характеризуется высоким уровнем развития транспортной доступности, имеется большое количество средств размещения, предприятий питания, санаторно-курортных организаций и туристских фирм. Именно поэтому в нем развиваются многие направления и виды туризма.
Успешно развивающиеся в Краснодарском крае виноградарство и виноделие - основа для организации винного туризма. Винный туризм в мире развивается на базе виноградарско-винодель-ческих хозяйств полного цикла [3, с. 250], поэтому представляется актуальной и необходимой задача оценить условия всех хозяйств полного цикла Краснодарского края. Каждое винодельческое хозяйство полного цикла, таким образом, принимаем за туристский центр, центр туризма или дестинацию.
Для оценки туристского потенциала каждого винодельческого хозяйства полного цикла использовалась методика А.В. Дроздова [4]. Данная методика оценки была разработана на применении в национальных парках, А.С. Кусков отмечал, что она вполне применима для оценки и иных туристских территорий [5, с. 88-89].
Первый этап данной методики предполагает выделение основных компонентов туристского потенциала, подлежащих оцениванию. Второй этап предполагает непосредственное проведение оценки туристского потенциала территории по нескольким группам параметров. Третий этап подразумевает простое суммирование баллов (табл. 2).
Всего по Краснодарскому краю было проанализировано 23 объекта. Объекты, набравшие от 39 до 50 баллов, были отнесены к объектам с низким туристским потенциалом, от 51 до 63 баллов - со средним туристским потенциалом, 64 балла и выше - с высоким туристским потенциалом. 10 винодельческих хозяйств с наибольшим туристским потенциалом представлены в табл. 3.
Рис. 1. Площади виноградных насаждений Краснодарского края в разрезе муниципальных образований, 2016 г. (составлено автором по [9]).
I
: Славянский р-н ■""
Фанягория
Щ Hlf.T.Tn i'llM.I И "И
V |>нл нт
ч грити рек« цца m
Красноармейский (й
- - ~ I
> ч ^ ^
Цищйа Щ '___я I
—~ 1 Гещжтжий р-н.. . щи) 'i Mii-iiiiH,)" '
- _ i£v : ,
т — Крымский р-е
ГIIIII I II I I I I I III I T'llil I ^р J ГГмм'Г ■Я ' pan IficTOK
I -Ml я I a iTwm I'ne n t^j LBigp' ^^C'av к-Д.;]..;— ' К'пнтинп " . W Та I
^шя - ДЛефкднйн^ Г Ir^ilHI't LLi ^Ia '
v рик-юрнУ .. j'
Новороссийск
Кянтинп I aii-kft i Шщцшы*
■ I': IК ( ,i t-
/ ;—абинский р-н
■ <
гмш^щД
Шатр ^
}\Q АПК У^н.тычМШ-Щ
Гощ-р-бат
Северский р-н
Заводы первичного виноделия
Специализация виноделия I■ Производство красных вин Производство белых вин Производство розовых вин | Производство игристых вин Ш Производство игристых вин классическим методом I■ Производство специальных вин, крепленых виноградным спиртом I■ Производство десертных вин
Рис. 2 Ведущие винодельческие предприятия полного цикла Краснодарского края, 2016 г.
(составлено автором по [8; 9]).
3
VO О
Таблица 2
Оценка условий винодельческого хозяйства полного цикла для организации винного туризма (составлено автором)
о
Критерий Индикатор Количественные/ качественные показатели Бальная оценка
1. Оценка экономико-технологических условий производства вин
1. Виноградники в собственности/арендованные Оценка наличия виноградника 1. Нет 1
2. Есть 3
2. Автохтонные сорта винограда Оценка возделывания автохтонных сортов винограда 1. Нет 1
2. Есть 3
3. Редкие международные сорта винограда Оценка возделывания редких международных сортов винограда 1. Нет 1
2. Есть 3
4. Винодельня Оценка наличия винодельни 1. Нет 1
2. Есть 3
5. Подвалы для выдержки вин Оценка наличия подвалов для выдержки вин 1. Нет 1
2. Есть 3
6. Дегустационный зал Оценка наличия дегустационного зала на территории хозяйства 1. Нет 1
2. Есть 3
7. Бондарное производство Оценка наличия бондарного производства на территории хозяйства 1. Нет 1
2. Есть 3
8. Питомник для разведения винограда Оценка наличия питомника на территории хозяйства 1. Нет 1
2. Есть 3
9. Привлечение иностранных специалистов Оценка наличия иностранных специалистов 1. Нет 1
2. Есть 3
2.Оценка туристской инфраструктуры хозяйства
10. Средства размещения Оценка наличия средств размещения на территории хозяйства 1. Нет 1
2. Есть 3
11. Предприятия питания Оценка наличия предприятий питания на территории хозяйства 1. Нет 1
2. Есть 3
12. Иная туристская инфраструктура (беседки, теннисные корты, площадки для гольфа и т.д.) Оценка наличия иной туристской инфраструктуры 1. Нет 1
2. Есть 3
13. Фирменный магазин Оценка наличия фирменного магазина на территории хозяйства 1. Нет 1
2. Есть 3
14. Транспортная доступность хозяйства 1. Низкая 1
Оценка транспортной доступности хозяйства 2. Средняя 2
3. Высокая 3
3. Оценка ассортимента хозяйства
15. Производство тихих вин Оценка производимых тихих вин 1. 1 вид 1
2. 2 вида 2
3. 3 вида 3
16. Производство игристых вин акратофорным методом/методом Шарма-Мартинотти Оценка наличия игристых вин 1. Нет 1
2. Есть 3
17. Производство игристых вин классическим методом Оценка наличия игристых вин 1. Нет 1
2. Есть 3
18. Производство крепленых вин типа Кагор/Портвейн/Мускат/Токай Оценка наличия крепленых вин 1. Нет 1
2. Есть 3
19. Производство крепленых вин типа Мадера Оценка наличия крепленых вин 1. Нет 1
2. Есть 3
Окончание табл. 2 7
Критерий Индикатор Количественные/ качественные показатели Бальная оценка
20. Производство крепленых вин типа Херес Оценка наличия крепленых вин 1. Нет 1
2. Есть 3
21. Производство десертных вин из винограда позднего сбора Оценка наличия десертных вин 1. Нет 1
2. Есть 3
22. Производство вин типа Айсвайн Оценка наличия вин типа Айсвайн 1. Нет 1
2. Есть 3
23. Производство молодых вин типа Божоле Нуво Оценка наличия молодых вин 1. Нет 1
2. Есть 3
24. Использование органических/биодинамических методов Оценка методов производства вин 1. Не используются 1
2. Используются 3
25. Выдержка вин в кверви/ амфорах Оценка методов выдержки вин 1. Не используется 1
2. Используется 3
4. Оценка качества производимых вин
26. Производство вин категории ЗГУ Оценка качества производимых вин 1. Не производятся 1
2. Производятся 3
27. Производство вин категории ЗНМП Оценка качества производимых вин 1. Не производятся 1
2. Производятся 3
5. Оценка вовлеченности хозяйства в туристскую деятельность
28. Работа с обслуживанием туристов Оценка работы хозяйства с обслуживанием туристов 1. Не работает на прием 1
2. Работает на прием 3
29. Экскурсии Оценка экскурсионной деятельности хозяйства 1. Не проводятся 1
2. Проводятся 3
30. Событийные мероприятия Оценка проводимых на территории хозяйства событийных мероприятий 1. Не проводятся 1
2. Проводятся 3
6. Оценка известности хозяйства
31. Интернет-сайт Оценка наличия собственного интернет-сайта 1. Нет 1
2. Есть 3
Результаты и выводы. Таким образом, нами установлено, что Краснодарский край обладает довольно существенным потенциалом для организации и развития винного туризма. Разработанная методика позволила выявить исходные возможности каждого виноградарско-винодельческого хозяйства полного цикла Краснодарского края для развития винно-туристской деятельности. Она применима к оценке любых виноградарских и винодельческих хозяйств, работающих на территории нашей страны с учетом адаптации компонентов и критериев к особенностям исследуемых объектов.
Многие виноградарско-винодельчес- ¡5 кие хозяйства Краснодарского края, к со- <в жалению, не готовы к работе с туристами. ю
Таблица 3
винодельческие хозяйства-лидеры по потенциалу для развития винного туризма (рассчитано и составлено автором)
Хозяйство Сумма баллов
Фанагория 74
Лефкадия 71
Ариант (Кубань-Вино, Южная) 71
Шато ле Гран Восток 63
Абрау-Дюрсо 61
Гай-Кодзор 58
Вилла Романов 58
Юбилейная 58
Саук-Дере 56
Мильстрим-Черноморские вина 56
Благоприятными факторами, выявлен- твуют даже погреба для выдержки вин и
ными при анализе хозяйств, являются дегустационные залы, что является сдер-
многообразие производимых вин, а также живающим винный туризм фактором. развитая собственно виноградарско-вино- Ведущее место по суммарному турист-дельческая инфраструктура. Препятству- скому потенциалу для организации вин-ющими факторами являются, как прави- ного туризма, занимают виноградарско-ло, отсутствие туристской инфраструкту- винодельческие хозяйства Темрюкского
ры - средств размещения, предприятий района Краснодарского края. Поэтому, питания, фирменных магазинов, киноте- именно он обладает наиболее благоприят-атров и т.п. на территории хозяйств. В не- ными условиями для организации и раз-которых хозяйствах, к сожалению, отсутс- вития винного туризма.
Список литературы:
[1] Асхабалиева Ю.В. Повышение эффективности функционирования виноградарско-винодельческого подкомплекса АПК в условиях рыночных отношений (на материалах Республики Дагестан) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011, № 35. - С. 40-68.
[2] Балынин К.А. Философия терруара: модели международного винного туризма // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды XII Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 25-26 апреля 2017. - М.: АНО «Диалог культур», 2017. - С. 162-172.
[3] География туризма / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
[4] Дроздов А.В. Как развивать туризм в национальных парках России. Методические рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. - М.: Экоцентр «Заповедники» , 2000. - 61 с.
[5] Кусков А.С. Туристское ресурсоведение. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 280 с.
[6] Майстренко А.Н., Гусейнов Ш.Н., Толоков Н.Р., Дорошенко Н.П., Павлюченко Н.Г., Рябчун И.О., Науменко В.В. Система интенсивных технологий производства винограда в северной зоне промышленного виноградарства в Российской Федерации. - Новочеркасск: Российская академия сельскохозяйственных наук, Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия им. Я.И. Потапенко, 2010. - 67 с.
[7] Негруль А.М., Гордеева Л.Н., Калмыкова Т.И. Ампелография с основами виноградарства. - М.: Высшая школа, 1979. - 396 с.
[8] Саркисян А.Г. Авторский Гид «Российские вина». 2017-2018. - Москва: ССЭР. - 352 с.
[9] Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство // Федеральная служба государственной статистики. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/TOnnect/rosstat_mam/rosstat/ru/statistics/ enterprise/economy/ (20.01.2018)
[10] Baibakova M., Guilford M., Lee J., Sarafa R., Weigand M. The French Wine Cluster // Microeconomics of Competitiveness. - Boston: Harvard Business School, 2013. - P. 1-33.
[11] Statistics // Oiv.int. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.oiv.int/en/databases-and-statistics (22.01.2018)
о