Научная статья на тему 'Географические особенности народных художественных промыслов как основа развития этнического туризма'

Географические особенности народных художественных промыслов как основа развития этнического туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географические особенности народных художественных промыслов как основа развития этнического туризма»

В. Н. Пресняков

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Необходимость сохранения и развития современного народного искусства осознается людьми практически во всех странах мира. Ценность его для современного человека заключается не только в вещах, производимых в его "недрах", но и в том мире художественной культуры, который оно отражает [1]. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на разных территориях, отличающиеся не только собственными чертами, но и несущие символы бытовой культуры его окружения, могут рассказать пытливому человеку много больше, чем некоторые объемные тексты. Народное искусство, с его тысячелетней историей, проявляется и в практически каждом вышитом полотенце, деревянной ложке, глиняной посуде, деревянной игрушке, и находит своего пользователя, зрителя, почитателя среди людей XXI в., века науки и техники. Поэтому можно согласиться с авторами, в суждениях которых делается вывод о том, что народные, в т.ч. и художественные, промыслы являются составной частью системы жизнеобеспечения этноса и занимают особое место в его развитии [2, с. 204].

А для огромной территории нашей страны, с ее неоглядными просторами, большим разнообразием этносов, с отличающимися от места к месту особенностями природы и материалов, идущих на производство изделий, такое многообразие будет предопределено. Естественно также, что даже на небольших по занимаемому пространству территориях, заселенных различными народами и народностями, подобные промыслы должны иметь не только характерные, но и сравнительно легко узнаваемые черты. И каждое изделие подобного промысла может быть не только своеобразной иллюстрацией территории, но и оставить в памяти человека определенный комплекс знаний о ней, сформировать собственное представление как о территории, так и о населении, ее заселяющим.

Вместе с тем, по мнению К.А. Макарова, народное искусство не только испытывает

большое влияние со стороны научно-технической революции, но и изменяет, вместе со средой существования, типологии и формы предметов и характер их использования [3]. Если до недавнего времени изделия народных промыслов производили руки мастера, то сегодня большинство художественных промыслов входит в состав художественной промышленности. Человеческие руки, вместе с возможностями современной техники и технологий, в состоянии произвести не только изделия для бытового назначения, но и произведение искусств. Последние годы организуются школы народных мастеров, дающие "путевку в жизнь" молодым и очень умелым, талантливым рукам и головам. Постепенно, наряду с ростом умения, известности, производства разрастаются. Этому способствует также и расширение интереса населения к истории своего края, живущим здесь людям, различным сторонам хозяйственной деятельности. Особенно заметны такие тенденции в национально-территориальных субъектах страны. Появляются возможности не только познакомиться с образцами, выполненными в историческом прошлом, но, что наиболее важно, и с теми, изготовление которых можно увидеть своими глазами. Процесс изготовления вызывает не меньший интерес. Подтверждением вышесказанному может служить опыт прошедшего на мордовской земле в июле 2007 г. финно-угорского фестиваля "Шумбрат, Финно-Угрия". Город мастеров, открывшийся в рамках фестиваля, собрал массу интересных людей, занимающихся национальными народными промыслами. Мастера на глазах у многочисленных зрителей резали по дереву, плели из лозы, ковали, лепили и т.д., чем, несомненно, раскрывали некоторые основы национальных культур, усиливали интерес знакомства с ними. Подобное можно увидеть и на многих других аналогичных встречах различных народов России. И именно такого рода встречи помогают раскрыть особенности культуры народа, т.к. в изделиях народных

промыслов сохраняются и живут традиции народного декоративно-прикладного искусства, оставшегося нам от прошлых поколений [4].

Таким образом, народные художественные промыслы могут быть использованы для развития специфического этнического туризма в значительной части субъектов Российской Федерации. Его совершенствование должно способствовать и сохранению культурного наследия на конкретной территории, и быть одним из факторов их экономического развития. Огромен и их воспитательный потенциал.

В Республике Мордовия в последние годы этим вопросам уделяется заметное внимание. Еще в 1997 г. разработана и принята Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов республики. В рамках этой Программы реализуется несколько проектов, включающих вопросы воссоздания народных художественных промыслов и развития туристской деятельности: "Деревянная игрушка", "Матрешка "Мордовка", "Домашняя утварь", "Керамическая посуда и глиняная игрушка", "Национальный костюм", "Мордовские узоры" и некоторые др. [5].

Разрабатываются и внедряются отдельные проекты по организации туристской деятельности. Особенное звучание принимает подобная работа в процессе подготовки празднования в 2012 г. " 1000-летия единения мордовского и русского народов". В рамках этой Программы получили дальнейшее развитие некоторые населенные пункты, в которых развитие различных народных промыслов имеет определенную историю и связано с наличием используемого в производстве сырья. Это относится, прежде всего, к лесным районам или расположенным на окраине крупных лесных массивов, состоящих из лиственных пород с высокой долей липы, основного материала для резьбы по дереву, плетению из коры и лыка. Например, в селе Подлесная Тавла, где на сегодняшний день трудится около 20 народных мастеров РФ, действует экспериментальная детская художественная школа, кооператив "Тавлинский сувенир", работает Ассоциация народных мастеров, планируется создание музейно-туристского комплекса с развитой инфраструктурой. Уже сегодня туристы могут познакомиться как с имеющимися в музее об-

разцами древней и современной деревянной игрушки, так и с процессом ее изготовления.

На основе использования дерева, как основного сырья, основаны и проекты поддержки и развития производства сувенирных деревянных изделий, упаковок, токарной игрушки-сувенира, деревянной посуды и т.п. в двух селах Старошайговского района, в г. Саранске и его пригородах. В планах республики нашло свое место и создание музейно-туристского комплекса глиняной игрушки и керамической посуды в г. Рузаевка, который приурочен к известному в Мордовии месторождению керамических глин.

Центры развития народных художественных промыслов на территории республики, вместе с намечаемыми к организации несколькими центрами народной культуры, имеют все возможности для привлечения туристов, которые не только смогут познакомиться с различными сторонами природы, населения, экономики республики, посещая историко-культурные памятники, музеи, имеющиеся в крупных городах и центрах муниципальных администраций, но и особенностями культурных традиций народов, проживающих здесь (рис. 1).

К подобного рода сочетанием можно отнести открытие перового в республике эт-номузея в мокшанском селе Старая Теризмог-ра, где по крупицам собраны и восстановлены обряды и жилища, предметы утвари и примеры национальной музыкальной культуры, кухни и многое другое, что сможет заинтересовать человека. Старинное село получило известность благодаря местному хору, который слышали во многих городах России, и своими замечательным вышивальщицам народных костюмов. Именно поэтому в рамках этному-зея планируется расширение музея мордовского костюма.

Человек, посетивший названные центры национальной культуры, народных художественных промыслов, сможет не только посмотреть, но и принять участие в некоторых сторонах жизни местного населения, ближе почувствовать особенности их быта. Все это, в той или иной степени, должно способствовать гармонизации комплекса межэтнических отношений, воспитывать уважение к культуре коренного населения, умение видеть прекрасное в

Рис. 1. Размещение народных художественных промыслов в Республике Мордовия в начале XXI в.: 1 - проектируемы центры национальной культуры; 2 - изготовление деревянной игрушки;

3 - иготовление гончарно-керамических изделий; 4 - изготовление сувенирных изделий из дерева; 5 - фабрика "Мордовские узоры"; 6 - ПО "Биссеринка"; 7 - изготовление валенок

привычном. Этнический туризм, имея определенную базу и развитую инфраструктуру, сможет удовлетворить самые разные потребности интересующегося человека, даст работу местному населению, окажет воздействие на эконо-

мику территории. Для этого необходимо желание национальных общин, администрации в проведении соответствующих маркетинговых исследований, подготовить необходимое количество профессиональных кадров.

Литература

1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М.: Изобр. искусство, 1983. - 334 с.

2. Лузгин А.С. Жизнь промыслов: промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в. (этнокультур. аспекты). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. - 228 с.

3. Макаров К.А. О существовании и взаимодействии различных типов художественного творчества в век НТР // Проблемы народного искусства. - М.: Изобр. искусство, 1982. - С. 34-45.

4. Каплан Н.И., Митлянская ТБ. Народные художественные промыслы. - М.: Высш. школа, 1980. - 176 с.

5. Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия. - Саранск: БИ, 1977. - 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.