Геоэкономические
ПРИОРИТЕТЫ БЕЛАРУСИ
Андрей Гавриков,
аспирант Института социологии НАН Беларуси,
магистр социологических наук
Современный этап развития мировой экономики характеризуется усилением тенденций интернационализации, переплетением национальных экономических структур, производственных процессов, повышением уровня экономической открытости государств и их взаимозависимости. Основные факторы, на которых строятся конкурентоспособность промышленно развитых гигантов, - это научно-технологические достижения и внедрение их в максимально короткие сроки. Усиливается экономическое противостояние между отдельными государствами, а также их интеграционными объединениями, направленными на экономическое доминирование в регионе. Вопросами изучения экономического присутствия страны или союза на определенных рынках занимается новое синтезное научное направление - геоэкономика.
Это наука о перераспределении мирового дохода и ресурсов для определения государственной стратегии развития с учетом факторов глобализации и регионализации. Главная геоэкономическая цель государства - повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, ее процветание и безопасность [1].
Если геополитика, работающая над решением проблем национальной безопасности, рассматривает соседние страны как возможных соперников,
то геоэкономика, нацеленная на развитие экономики государства, напротив, видит в ближайших соседях прежде всего потенциальных партнеров [2].
Главный аналитический инструмент геоэкономики как науки - геоэкономический баланс, который, в свою очередь, напрямую связан с мировым обменом и экономическим разделением стран в сфере влияния. Обмен товарами и услугами, вызывающий движение капиталов, приводит к наднациональным объединениям в виде экономических союзов. Важным фактором выступает смещение геоэкономических потоков и государственное регулирование национальных экономик в результате кризисов, военных конфликтов, экономических санкций одних стран в отношении других, политических разногласий и т.д. По этой причине экономистами был выделен транснациональный эквивалент денег - геофинансы.
Геофинансы - синтез мировых финансовых средств и информационной технологии, результат либерализации законодательного регулирования [3].
Одна из основ экономического развития Республики Беларусь и ее геоэкономического взаимодействия - внешние инвестиции капитала и кредиты. Хотя в краткосрочной перспективе такое инвестирование считается положительным процессом, иностранные займы и дотации содержат в себе ряд экономических рисков, поскольку ставят национальную экономику в прямую или косвенную зависимость от решений, принимаемых за рубежом, что уменьшает геоэкономическую самостоятельность.
С конца XVIII в. наблюдается глобализация мирового экономического развития, предпосылками которой стали, во-первых, технологическая революция в области информации, связи и транспорта, а во-вторых, рост третичного сектора, представленного сферой услуг. В результате наблюдается своеобразное «стирание» границ, при котором экономическое
I %
Vt J,
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ партнерство
пространство выходит за рамки территории какого-либо государства. Глобализация мирового хозяйства ведет к увеличению масштабов и темпов движения капиталов, росту международной торговли, возникновению постоянно работающих в реальном времени мировых финансовых рынков. Технологический прогресс, способствующий созданию новых информационных систем, позволил увеличить скорость обращения капитала. Это обстоятельство вызвало разрушение старых экономических систем.
Растущая глобализация экономики - сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственные отношения между государствами, создает условия для их доступа к передовым технологиям, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой - несет негативные последствия: потерю странами своих ресурсов, разорение малого бизнеса, распространение конкуренции в том числе и на слабых участников рынка, снижение уровня жизни и др.
Для Республики Беларусь, которая также столкнулась с таким новым явлением, как глобализация, теперь не представляется возможным сохранять старые принципы развития без учета мировых тенденций. С одной стороны, это стимулирует увеличение экономической активности, способствует доступу на новые рынки сбыта; с другой - приводит к зависимости от мировых векторов развития и ограничению экономического суверенитета [5].
Геоэкономическая политика нашей страны ориентирована на создание полицентричного мира. Республика поддерживает и развивает тесные связи с Российской Федерацией и другими странами Содружества, а также с рядом государств Европы, арабского Востока, Китаем и многими другими. Внешняя политика основывается на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами при сохранении национального суверенитета [4].
Основополагающий интерес Беларуси заключается в создании современной рыночной экономики. Для этого необходимо присутствие на мировых рынках отечественных конкурентоспособных товаров и услуг, государственная поддержка инноваций. Это важнейшая задача стратегии нашей внешней политики. Сегодня геоэкономическое состояние нашей страны весьма проблематично. Существенными барьерами для экспорта выступают международные стандарты качества и сертификации продукции и услуг, таможенные тарифы, квоты, а также нерасположенность значительной части политиче-
ской и бизнес-элиты зарубежных стран к экономическому диалогу [6].
В 90-е гг. XX в. возникла необходимость сформировать основы внешней политики Республики Беларусь. Были разработаны различные пути к решению этой проблемы. Базис предлагаемых концепций - вопрос, под каким углом рассматривать место и роль страны на мировой арене. Разумеется, анализ был основан на имеющихся в распоряжении ресурсах, наличие (либо отсутствие) которых выступало в качестве предпосылок для той или иной геоэкономической ориентации Беларуси. К этим ресурсам прежде всего следует отнести ее современное географическое положение, демографические и социальные, экономические, военно-стратегические, информационные и внешнеполитические возможности.
Так как значение данных факторов велико, подробнее остановимся на каждом из них.
Географическое положение. Наша страна отличается выгодным географическим положением: расположена на пересечении европейских транспортных путей, имеет возможность использовать эту локацию как для стимулирования развития национальной экономики, так и для усиления своих позиций в региональной политике.
Стоит отметить, что Беларусь - важный транзитный коридор при активной торговле европейских стран с Россией. Ухудшение ее дипломатических и экономических отношений с Евросоюзом и США сопровождалось уменьшением потока товаров на территорию РФ и введением секторальных санкций (которые действуют и сейчас со стороны ЕС и США). Россия начала проводить политику импор-тозамещения и увеличивать товарооборот в Азиатско-Тихоокеанском регионе (рис. 1), что, в свою очередь, неблагоприятно отразилось на Беларуси.
В то же время наша страна - не единственный транспортный коридор между Россией и Европой. Альтернативой для европейских государств могут стать республики Балтийского региона и Украина (при условии улучшения их дипломатических отношений с РФ). Поэтому необходимо проводить грамотную политику в отношении налогового сбора с транзитных путей. Стремление правительства получать дополнительную прибыль путем увеличения транзитных налогов может привести к смещению основных транспортных потоков на территории соседних стран [8].
Демографические и социальные ресурсы. В Республике Беларусь, по данным Национального статистического комитета, в январе 2021 г. проживало 9 349,6 тыс. человек на территории
в 207 600 км2 [9]. В стране отсутствует проблема перенаселения, однако выражена недостаточность трудовых ресурсов, особенно в сфере рабочих специальностей.
Численность занятого населения по всем видам экономической деятельности составила 4334,2 тыс. чел., пенсионеров - 2485,8 тыс. чел., еще 1278,1 тыс. пришлось на учащихся и студентов [9]. С точки зрения геоэкономики, данная проблема может быть решена несколькими путями:
■ увеличением рабочих ресурсов с помощью легальной внешней иммиграции; однако это несет потенциальную угрозу этнонациональных конфликтов при компактном расселении новоприбывших, социальной напряженности в случае, если иммигранты будут низкоквалифицированными рабочими или лицами с сомнительным прошлым (с чем столкнулись страны ЕС и США в 2015-2020 гг.) и падения реального дохода коренного населения при согласии приезжих выполнять ту же работу за меньшие деньги;
■ ростом рождаемости в Республике Беларусь. В 2019 г. в стране родилось на 14,5 тыс. детей меньше, чем в 2018 г. - 116,7 тыс. [9]. Трудоспособное население стареет, а большинство семей ограничивается рождением 1 или 2 детей. Такая ситуация требует значительной корректировки государственной политики в данной сфере, кардинальных реформ по стимулированию естественного прироста населения.
Военно-стратегические ресурсы. Республика Беларусь обладает боеспособной армией. Так, на 1 марта 2016 г. она насчитывала 14 502 офицера, 6850 прапорщиков, 25 671 солдата и сержанта, 3502 курсанта, а также 16 407 лиц гражданского персонала [10].
В последние годы Беларусь позиционировала себя как нейтральное государство и выступала в качестве площадки для многосторонних переговоров во время вооруженных конфликтов. Это благоприятно сказывалось на установлении торговых отношений со странами-участниками Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации.
Огромное значение для безопасности республики имеет также ее членство
в таких международных структурах, как СНГ (Содружество Независимых Государств), ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и ООН (Организация Объединенных Наций). В рамках уставных документов предусмотрен механизм защиты их участников от вооруженной агрессии со стороны одного либо нескольких государств. Но необходимо признать, что нашим основным военным партнером выступает Российская Федерация, участие которой в геополитических конфликтах также сказывается на соответствующем отношении к нам стран, входящих в ЕС, и США.
Экономические ресурсы. По такому базовому показателю, как ВВП, наша страна значительно уступает многим государствам. По данным Национального банка Беларуси, ВВП республики неоднороден и растет достаточно медленно. На рис. 2 представлена динамика этого показателя в 2017-2018 гг.
В 2020 г. национальный ВВП упал на 0,9% после роста на 1,1% годом ранее. Согласно прогнозу социально-экономического развития страны,напротив, он должен был вырасти на 0,3%. Однако, несмотря на прогнозы правительства, ВВП пошел вниз, по итогам года снизившись на 2,6% по сравнению с 2015 г. В 2016 г. объем ВВП в текущих ценах составил 94 949,0 млн руб. (в масштабе цен, действующих с 1 июля 2016 г., или в сопоставимых ценах 97,4% к уровню 2015 г.) [12]. Тем не менее темп роста ВВП на 5 лет прогнозируется правительством в диапазоне 103,1-105%, что более чем в 2 раза выше показателя прошлой пятилетки. Такие цифры обозначены в постановлении Совета министров «О реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь» [12].
Рис. 1. Динамика экспорта России по группам стран, 2008-2018 гг. Источник: Thomson Reuters, расчеты Аналитического центра [7]
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ партнерство
Еще одной тенденцией в экономическом развитии, оказавшей решающее влияние на определение места и роли нашей страны в геоэкономической политике, стала приоритетная ориентация на торговлю с Россией. В связи с этим нельзя не отметить зависимость отечественной экономики от российских энергоресурсов, которые составляют значительную часть белорусского импорта и реэкспорта. Помимо Российской Федерации к числу ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси относятся Нидерланды и наши географические соседи, доля торговли с которыми при этом заметно меньше, чем с восточной соседкой (таблица).
На наш взгляд, основной причиной возникновения этой тенденции явилась низкая конкурентоспособность белорусских товаров на западных рынках, которая стала следствием как изношенности отечественных производственных мощностей и невозможности внедрения по этой причине новейших технологий, так и изначальной ориентации на российский рынок, дальнейшее освоение которого не требовало дополнительных издержек.
Информационные ресурсы государства - важный геоэкономический фактор. К нему можно отнести документы и их массивы в информационных системах страны, а также возможность их использования как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Фактор их производства возрастает. Свидетельством этого является то, что информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных товаров.
В ХХ1 в. Республика Беларусь стала одним из многочисленных государств, на информационное пространство которых оказывают влияние как национальные, так и зарубежные средства массовой информации. При этом белорусские печатные СМИ и радиостанции доминируют на отечественном информационном рынке. Однако в сфере телеве-
Рис. 2. Динамика ВВП Беларуси в 2017-2018 гг. [11]
щания лидирующие позиции занимают российские масс-медиа, ограничить влияние которых на формирование общественного мнения нашей страны национальные телеканалы пока не в состоянии. Доступ к зарубежным информационным ресурсам осуществляется путем использования сети Интернет, из которой, по данным Института социологии НАН Беларуси на 2020 г., получает информацию 81,4% населения [13].
Все системы связи в стране находятся под государственным контролем, который реализуется через занимающее монопольное положение на информационном рынке АО «Белтелеком» [14]. Невысокий уровень экономического развития определяет и достаточно скромное присутствие нашей страны в мировом информационном пространстве. Белорусские печатные и электронные СМИ до сих пор не имеют постоянных корреспондентских пунктов за рубежом, а объем радиовещания на территорию других государств крайне невелик, особенно по сравнению с соседними Россией и Польшей.
Внешнеполитические ресурсы. Одним из важнейших геоэкономических ресурсов являются функции дипломатии, успехи которой приводят к весомой роли государства на международной арене, его участию в экономических объединениях и военно-гуманитарных союзах. На данный момент Республикой Беларусь установлены дипломатические отношения со 150 странами мира. В различных государствах действуют 58 наших зарубежных официальных представительств. С целью глобального сотрудничества и национального развития Беларусь активно участвует в деятельности ЮНЕСКО (специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международной организации труда), ЮНИДО (организации ООН по промышленному развитию), МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии), ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), МВФ (Международного валютного фонда), Всемирного банка, ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности) и других международных структур.
Приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности как геоэкономического императива республики остается укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Беларусь выступала за пре-
вращение Содружества в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции. В этих целях наша страна становилась политическим и экономическим регулятором в период различного рода конфликтов в рамках данного интеграционного объединения. Однако практика показала, что СНГ превратился в клуб организаций встреч глав государств, где конкретные проблемы остаются лишь декларативными. Такая тенденция ослабляет геоэкономическое значение СНГ для Беларуси, особенно учитывая то, что его в 2008 г. покинула Грузия, а Украина находится на стадии выхода. Наиболее тесно наша страна интегрировалась в другое региональное экономическое объединение - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят также Россия, Казахстан, Киргизия и Армения. Находясь в ЕАЭС, Беларусь смогла воспользоваться и преимуществами зоны свободной торговли, включающей Вьетнам, КНР, Иран и Кубу.
Традиционно тесными продолжают оставаться рабочие связи республики с ООН. В 1995 г. Беларусь присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», а в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую Инициативу. С 1998 г. в Минске функционировала консультативно-наблюдательная группа ОБСЕ (в феврале 2003 г. преобразована в Офис ОБСЕ с ограниченными функциями). В этом же году наша страна вступила в Международный парламентский союз. Республика Беларусь содействует укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности: развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; предотвращению чрезвычайных ситуаций; усилению внешнеполитической координации государств - членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными объединениями.
Наряду с очевидными достижениями, во внешней политике Беларуси обозначились определенные проблемы. После состоявшегося 24 ноября 1996 г. референдума по вопросу о внесении изменений в Конституцию страны был прерван процесс ее вступления в Совет Европы.
Таким образом, перед страной стоит сложный выбор. Глобализация для нее - противоречивое явление: с одной стороны, это увеличение экономической активности и новые рынки сбыта; с другой - зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета. Все еще высоким остается риск оказаться в роли лишь поставщика сырьевых, трудовых и интеллектуаль-
Страна Доля в общем экспорте, %
Россия 31,5
Нидерланды 17,3
Украина 8,0
Латвия 7,8
Германия 4,6
Польша 3,9
Великобритания 3,8
Литва 1,7
Таблица. Страны - основные торговые партнеры Беларуси по экспорту в 2018 г. Составлено на основе данных Национального Банка Республики Беларусь 2020 г.
ных ресурсов для других государств, отличающихся более развитыми экономическими и социально-политическими условиями.
Тем не менее Беларусью были установлены двусторонние отношения с ведущими странами мира, налажено тесное экономическое и политическое сотрудничество с соседними государствами, созданы необходимые условия для расширения международных связей в различных регионах, расширено представительство в интернациональных организациях, что является хорошим началом геоэкономического присутствия страны на международном экономическом поле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боброва В.В. Мировая экономика: учеб. пособие / В.В. Боброва, Ю.И. Кальвина. - Оренбург, 2004.
2. Кочетов Э.Г. Геоэкономика и конкурентоспособность России: научно-концептуальные основы геоэкономической политики России / Э.Г. Кочетов. - М., 2010.
3. Ю.М. Осипов. Экономическая теория на пороге XXI века: Финансовая экономика / Ю.М. Осипов, В.Г. Белолипецкий, Е.С. Зотова. - М., 2001.
4. М.Г. Ясовеев., Е.А. Власевский. Геоэкономическая безопасность Республики Беларусь. // Е.А. Власевский, М.Г. Ясовеев. Региональная физическая география в новом столетии: (к 55-летию кафедры физической географии мира и образовательных технологий): сб. научных статей. Вып. 10 / БГУ, Географический фак., БГПУ им. М. Танка, фак. естествознания; под общ. ред. Я.К. Еловичевой. - Минск, 2017. С. 91-97.
5. Дайнеко А.Е. Геоэкономические приоритеты Республики Беларусь / А.Е. Дай-неко. - Минск, 2011.
6. Разработать предложения по защите национального рынка Республики Беларусь в условиях формирования единого таможенного пространства в соответствии с правилами ВТО: отчет о НИР (заключ.) / Науч.-исслед. экономич. ин-т М-ва экономики Респ. Беларусь; рук. темы А.Е. Дайнеко. - Минск, 2009.
7. UNBISnet: UN Bibliogr. Inform. System // https://www.thomsonreuters.com/en/products-services/government.html.
8. Ахмедов Д.С. Геоэкономические ресурсы развития экономики приграничного региона / Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. 2016. №4 (40) // http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=3842.
Полный список использованных источников размещен r^JSE^^ http://innosfera.by/2021/05/geo-economics