Р.А. Гумеров
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Гумеров Родион Альфедович - аспирант отделения политологии философского факультета МГУ.
Сохранение безопасности стран Центральной Азии.1.. (ЦА) и стабильных российских позиций в их экономике позволяет России поддерживать безопасность на своих южных рубежах и укреплять политическое влияние в Евразии и в мире. Однако экономические и политические интересы России в этом регионе не всегда соответствуют друг другу. Полноценное политическое присутствие здесь требует материальных затрат, на которые часто нет средств.
В силу объективных факторов - вхождения новых республик ЦА в мировую экономическую систему в качестве самостоятельных единиц - экономические связи России с ними сократились. В 2006 г. суммарная доля пяти стран ЦА в экспорте России составила менее 3,1%, в импорте - примерно 5,5%. В 1994 г. эти доли были выше - соответственно 5,1% и 7,8%.
В настоящее время экономические интересы России в ЦА проявляются в основном в торговых связях и лишь незначительно - в предпринимательской активности непосредственно в странах региона.
Но даже имеющиеся связи со странами ЦА помогают РФ укрепить свои позиции в глобальной экономике. Это обусловлено экономическим ростом в странах-партнерах, повышением их привлекательности для российских инвесторов, прежде всего в сфере энергетики и металлургии.
Существуют проекты, при реализации которых Россия не может опираться только на двустороннее сотрудничество со странами региона. Это, в
1.. Центральная Азия - Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
первую очередь, транспортные коммуникации, являющиеся составной частью транспортных мегапроектов «Юг-Север». Во-вторых, нефтегазовые трубопроводы из центральноазиатских государств, имеющие стратегическое значение для РФ в региональном и глобальном масштабах. В-третьих, сотрудничество в области гидроэнергетики, поскольку транспортировка электроэнергии из Таджикистана и Киргизстана в Россию осуществляется через Узбекистан и Казахстан. В-четвертых, экономические аспекты сотрудничества в борьбе с наркотрафиком и незаконным оборотом наркотиков.
Наиболее эффективно развивается взаимодействие со странами ЦА в нефтегазовом комплексе. Это связано со взаимной заинтересованностью сторон, а также необходимостью для России сохранить существующие рычаги влияния прежде всего на Европу, используя объединенный нефтегазовый потенциал.
Особенность нефтегазового сектора ЦА - более быстрый прирост запасов в сравнении с динамикой добычи. У России наблюдается противоположная тенденция. Поэтому крупнейшие российские компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», стремятся расширить свои активы в регионе.
Так, доля «Лукойла» в нефтедобывающих проектах Казахстана составляет: «Кумколь» - 30%, «Тюб-Караган» - 50, «Аташский» - 50%. В Узбекистане компания и ее дочерние предприятия имеют соглашения с «Узбекнеф-тегазом» о разработке 90% долей Бухаро-Хивинского и Гиссарского нефтегазовых районов и группы газовых месторождений Кандым-Хаузак-Шады. «Роснефть» и «Казкамунгаз» будут совместно разрабатывать месторождение КурмангазыА на шельфе Каспия.
«Газпром» наиболее широко представлен в Узбекистане. Суммарные российские инвестиции в узбекский ТЭК с учетом проектов «Газпрома» к 2010 г. превысят ориентировочно 300 млн. долл. Соглашение между «Узбек-нефтегазом» и «Газпромом» от 2002 г. предусматривает поставку узбекского газа в Россию до 2012 г. Ежегодный объем этих поставок с 2006 г. составит 10 млрд. м.А, что даже при минимальной цене может уже в ближайшие годы привести к росту узбекского экспорта в Россию в 1,4-1,5 раза.
«Газпром» нацелен на расширение своего присутствия в Казахстане. В настоящее время компания через совместное с «Лукойлом» предприятие «ЦентрКаспнефтегаз» участвует в работах по освоению месторождения «Центральная» на шельфе Каспийского моря. Одновременно изучается вопрос о приобретении российским газовым концерном лицензий по эксплуатации ряда нефтегазовых месторождений. Активность «Газпрома» в Казахстане объясняется, с одной стороны, сравнительно низкой себестоимостью
2. Стоимость проекта оценивается в 23 млрд. долл.
3. Время новостей. 2002. 18.12; 2003, 17.01.
газа, с другой - ожидаемыми трудностями по исполнению долгосрочных экспортных контрактов с Европой. Прирост запасов и обустройство новых месторождений существенно отстает от графика контрактных обязательств.
Россия стремится стать основным поставщиком региональных углеводородов на европейский рынок, пытаясь при этом ограничить возможности других геополитических игроков - США, ЕС и Китая - по строительству иных трубопроводных магистралей. Для решения этой задачи ей необходима транспортировка газа и нефти с месторождений Центральной Азии в основном по своим трубопроводам. В 2007 г. сформировалась целостная стратегия России в нефтегазовой сфере, в которой центральноазиатским углеводородам отведена значительная роль. Она рассчитана на расширение и модернизацию уже действующих российских трубопроводов и на строительство новых.
Транзит казахстанской нефти через территорию РФ осуществляется по нескольким нефтепроводам. Самым крупным экспортным маршрутом является трубопровод КТК «Тенгиз - Новороссийск», введенный в действие в 2001 г. (в 2004 г. объем прокачки нефти по КТК составил 22,5 млн. т, в
2006 г. - уже 31,1 млн. т). Этот трубопровод экономически наименее выгоден России. Он задумывался в советский период как внутренний для переброски нефти из Каспия в Европу через турецкие порты. Сегодня Россия, связанная международными обязательствами, транспортирует казахстанскую нефть в ущерб транспортировке собственных углеводородов. В Москве долго искали возможности минимизировать свои потери от данной магистрали. Дело в том, что из Новороссийска нефть шла дальше через перегруженные турецкие проливы, что сокращало возможности транзита через них российской нефти, учитывая геополитические игры Запада вокруг каспийской нефти. Весной
2007 г. РФ удалось разрешить этот вопрос, подписав с Грецией и Болгарией соглашения о строительстве нефтепровода Бургас-Александропулос, по которому нефть из Новороссийска будет поступать в Европу, минуя черноморские проливы.
Несмотря на то, что Россия пока удовлетворяет потребности Казахстана в экспорте нефти, последний стремится по возможности диверсифицировать нефтяные маршруты. Казахстан учитывает, что при уровне добычи в 150 млн. т, который может быть достигнут в 2015 г., он станет серьезным конкурентом России на мировом нефтяном рынке. Изменить ситуацию может существенное увеличение доли российских компаний в нефтедобыче Казахстана.
С 2005 г. Казахстан увеличил требования к претендентам на прокачку казахстанской нефти. Речь идет не просто об определенных транспортных уступках с российской стороны, а об активном участии Казахстана в трубопроводных консорциумах, заинтересованных в казахстанской нефти. Фактически он умело играет на противоречиях между мировыми державами, нефтедобывающими каспийскими странами, транзитными странами СНГ и Турцией.
В целом достижение компромиссных решений по сотрудничеству в нефтегазовой сфере (транзитным и транспортным тарифам, ценам, объемам поставок, условиям инвестирования и т.д.) требует от договаривающихся сторон длительных усилий и, как правило, имеет характер «пакетных соглашений». Но возникающие потери Россия компенсирует на других сегментах мирового топливного рынка.
Для Узбекистана и Туркменистана также чрезвычайно важно сотрудничество с российскими компаниями в развитии транзитной трубопроводной инфраструктуры, обеспечивающей доставку их энергоносителей в страны СНГ и ЕС. Действующие сейчас трубопроводы имеют небольшую пропускную способность. Транзитный потенциал газотранспортной системы Узбекистана на трубопроводе «Средняя Азия - Центр» может обеспечить перекачку не более 40 млрд. м3 газа в год. Эти системы крайне изношены. По данным Всемирного банка, эксплуатационные потери в газовой промышленности республики составляют 27% (при существующей норме 2-5%). Из них 17% потерь происходит из-за утечек в газопроводах, 10% - вследствие поступления некондиционного газа. Все это ограничивает дальнейший рост добычи энергоносителей в Узбекистане и может воспрепятствовать реализации соглашений России с Туркменистаном о крупных закупках газа, поскольку в ближайшие годы узбекская газотранспортная система будет работать в основном на экспорт собственного сырья.
В 2003 г. «Газпром» получил в управление все магистральные газопроводы, проходящие по территории Узбекистана. «Зарубежнефтегаз» (оператор «Газпрома») занимается разработкой оптимальных технических решений по реконструкции и расширению узбекской части газопроводной системы «Средняя Азия - Центр» и строительству новых трубопроводов. Это позволит увеличить пропускную способность трубопровода до 90 млрд. м3 газа в год.
Туркмения стремится преодолеть одностороннюю ориентацию транспортировки своих энергоресурсов. Она крайне заинтересована в поставках природного газа на Украину по прямым контрактам, так как «Нафтогаз Украины» является единственным реальным конкурентом «Газпрома» среди покупателей туркменского газа. Страна заинтересована также в создании трансафганского газопровода. (Чиновники министерства нефтегазовой промышленности республики не раз обсуждали с представителями Афганистана, Пакистана и Индии строительство магистрального газопровода Иран-Индия через Афганистан и Пакистан.)
Существует серьезное противостояние России, Соединенных Штатов и Евросоюза в прокладке транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря для соединения с европейским проектом КаЬиеео. По мнению Москвы, эта энергетическая магистраль таит в себе серьезный риск, угрозу благополу-
чию всего региона. Россия выступает против прокладки, мотивируя это нерешенностью проблемы международно-правового статуса моря и экологическими соображениями - высокой сейсмической активностью Каспийского региона и, как следствие, возможными авариями.
В конце декабря 2007 г. было подписано трехстороннее соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода. Протокол о намерениях Россия, Казахстан и Туркменистан подписали еще в мае, одновременно с соглашением о расширении мощностей системы газопроводов «Средняя Азия-Центр» (САЦ), подписанного также Узбекистаном. Оба соглашения должны были осуществляться одновременно.
Фактически России удалось обыграть своих западных соперников на данном этапе. Однако этого нельзя сказать о соперничестве с Китаем в вопросах строительства трубопроводов и их наполнения центральноазиатским газом. По мнению аналитиков, это соглашение - не уступка или реверанс России в стороны Казахстана и Туркмении, а попытка проводить многовекторную политику и не дать ни Китаю, ни России стать монополистом в газопроводах, наполненных туркменским и казахстанским газом.
Углеводороды - не единственный объект стратегического интереса России в природных богатствах Центральной Азии. Сегодня РФ приходится вновь налаживать сотрудничество для доступа к ресурсам горных районов Памира и Тянь-Шаня (золото, серебро, уран, редкоземельные металлы), которые в 90-е годы получили США, Китай, Япония и некоторые другие страны. Это ограничивает сферу российских стратегических интересов. Некоторые российские эксперты считают даже, что Россию теперь заботит не столько иностранное военное присутствие в регионе, сколько перспектива дорогостоящей и долгой борьбы за контроль над его природными и промышленными ресурсами.4...
В первую очередь для России важно сотрудничество в области добычи и переработки урана. К 2020 г. в России прогнозируется рост потребности в уране до 18 тыс. т сырья. В Казахстане функционирует совместное россий-ско-казахстанско-киргизское предприятие «Заречное» по добыче урана. Инвестиции России в этот проект должны составить 14,5 млн. долл. Конечный продукт после переработки направляется в Россию. Доля российского ОАО «Техснабэкспорт» в СП «Заречное» составляет 49,3%Л. В 2006 г. подписаны учредительные документы российско-казахстанского предприятия по добыче природного урана на территории Казахстана «Акбастау».
4.. Превращение Средней Азии в Центральную. Борьба за влияние в постсоветском регионе и позиции России: До и после 11 сентября 2001 года // www.sng.mgimo.ru/sng. konflikts.shtlm .5.. РИА Новости. 15 мая 2006.
Возможно, российским атомщикам удастся создать межгосударственную ТФПГ и в урановой промышленности Таджикистана. В этой республике для России представляет также интерес участие в проекте развития действующего свинцово-серебряного месторождения «Большой Канимансур» и в освоении месторождения вольфрама «Майхура». Оживление производства на заводе «Востокредмет» позволит России диверсифицировать источники его получения и уменьшить зависимость от Казахстана и Украины. С переходом России к инновационной стратегии может оказаться востребованным участие в восстановлении и развитии Исфаринского гидрометаллургического завода, который в советские времена удовлетворял до 70% потребностей страны в барии, висмуте, солях стронция.
Российских инвесторов интересует также проект модернизации Алма-лыкского горнометаллургического комбината - монопольного производителя меди и цинка в Узбекистане. Российская группа компаний «Альфа-Эко» планирует получить в доверительное управление госпакет акцией АГМК.
Стратегически важным для России является взаимодействие с государствами региона в области транспортных проектов. Транспортный транзит как в восточном, так и в европейском направлении позволит России расширить участие в мировой экономике. Центральноазиатские государства находятся в самом центре стратегического транзитного пути «Азия-Европа». В Центральной Азии осуществляются проекты Европейского союза, Организации экономического сотрудничества (ЭКО) и ЭСКАТО. Европейская программа «Великий шелковый путь» в обход территории России конкурирует с Транссибом и Транскаспием. Программа по развитию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия «Трансека» также отвлекает часть грузопотоков от транзита через Россию. России отказано в получении статуса наблюдателя в «Трансека», хотя проекты Транскаспия и «Трансека» технически совместимы и могли бы оптимизировать грузопотоки.
РФ участвует сегодня в разработке проекта Северного коридора автомобильных и железных дорог от Корейского полуострова до Европы через Китай, Монголию, Казахстан и Белоруссию. С 2000 г. действует параллельный медиальный коридор «Север-Юг» через Каспий, имеющий несколько веток: две морских и одну сухопутную из Ирана и Туркмении с выходом на транспортную систему России. Для повышения эффективности перевозок российская сторона предлагает снизить сборы и тарифы в портах Каспия для судов обоих государств на 20%Л.
Для развития Сибири и Дальнего Востока стала жизненно необходимой прокладка прямых путей для поставок товаров из этих регионов в Азию.
6. Аристова Л.Б. Россия и международные транспортные коридоры // Мусульманские страны у границ СНГ. - Москва. - 2002. - С. 309.
В общем грузообороте со странами Азии доля региона Урала и Западной Сибири составляет от 10 до 30%, при этом половина из них идет через порты Балтийского и Черного морей. Часть грузов отправляется в Китай по Забайкальской железной дороге. Такие транзиты увеличивают стоимость товаров в несколько раз. В целях сокращения расходов на транспортировку своих товаров многие российские компании готовы пересмотреть привычные маршруты. От этого выиграли бы экспортеры удобрений, металлопроката, органических химических удобрений и продуктов неорганической химии, продукции машиностроения, пило- и лесоматериалов и другой продукции-7-.
Для развития российской текстильной промышленности важное значение имеет хлопковый рынок Центральной Азии. Сегодня перед Россией стоит задача увеличить хотя бы частично хлопковый импорт из региона, особенно из Узбекистана. Определенную роль в улучшении ситуации в торговле хлопком может сыграть переход к прямым поставкам хлопка-волокна российским предприятиям. Для этого российским и узбекским партнерам необходимо искать взаимоприемлемые схемы сотрудничества без привлечения посредников, западных рынков и трейдеров. Вместе с тем российские текстильщики могут использовать узбекский курс на приоритетное развитие собственной хлопкоперерабатывающей промышленности и выпуск текстильной продукции с более высокой добавленной стоимостью для создания СП на территории республики.
Российской стороне необходимо тщательное изучение возможностей комплексного сотрудничества в хлопковом секторе с Таджикистаном. Оно может включать производство как длинноволокнистого хлопка, так и текстильных и швейных изделий. В таком сотрудничестве заинтересована и таджикская сторона, приглашавшая российских инвесторов принять участие в производстве хлопка на условиях фьючерсных контрактов. На такой основе в Таджикистане работают европейские фирмы, поставляющие затем хлопок в Россию через посредников, что, естественно, удорожает его цену.
Немаловажную роль для России играет сотрудничество в некоторых отраслях промышленности с Казахстаном и Узбекистаном. Она крайне заинтересована в сохранении контроля над космодромом «Байконур», который обеспечивает почти 100% запусков российских спутников телевещания, 90% запусков по программам международного сотрудничества, запуск большинства спутников ретрансляции, связи и навигации.
Весьма перспективно и сотрудничество в области авиастроения с Узбекистаном. В феврале 2008 г. Россия и Узбекистан заключили соглашение об интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения
.7. Григорьев С.Е., Забелло Я.Ю., Чакеева М.У. Автодорога Ташкент-Карачи: Для российских экспортеров // www.newmarkets.ru
им. Чкалова в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Объединение в составе ОАК будет производить региональный самолет Ил-114 и комплектующие для самолета Ил-76. В России на ташкентское авиапредприятие работают 1100 предприятий, поставляя около 1 милн. деталей и комплектующих. ...
Значительный интерес для России представляет гидроэнергетический комплекс ЦА. Совместное освоение богатых энергоресурсов Киргизстана и Таджикистана может способствовать не только решению проблем энергообеспечения партнеров, но и ускорению экономического развития этих двух беднейших стран ЦА. Для России импорт дешевой таджикской и киргизской электроэнергии выгоден, поскольку она «разбавляет» цену на оптовом рынке электроэнергии сопредельных регионов РФ.
Для реализации взаимных экономических интересов России и Центральной Азии на уровне стран, регионов и частного бизнеса формируются соответствующие институты - соглашения и организации, обеспечивающие правовые, информационные, финансовые и другие условия взаимных связей. В них особая роль принадлежит институтам двустороннего сотрудничества.
Тем не менее Россия пока не в полной мере использует свой потенциал в сотрудничестве с государствами Центральной Азии. Этому препятствует отсутствие полномасштабной центральноазиатской стратегии. Для более активного проникновения российского капитала в страны ЦА необходима государственная политическая и экономическая поддержка российского бизнеса. Нужна также разработка направлений российского инвестирования в масштабные международные экономические проекты (строительство магистральных путепроводов, крупных энергетических объектов, атомной энергетики и др.), которые зачастую имеют и большое политическое значение.
8. http://site.securieties.com/doc.html?pc = UZ&doc_id=85359610