Шамахов В.А.
д.э.н., профессор, директор Северо-Западного института управления РАНХиГС
Shamakhov-VA@sziu.ranepa.ru
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА «БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ»
Ключевые слова: Большая Евразия, геоэкономическая стратегия, геоэкономическая экспертиза, инновационно-технологическое развитие макрорегионов, экономическая безопасность.
Keywords: Big Eurasia, geo-economic strategy, geo-economic expertise, innovation and technological development of macro-regions, economic security.
Еще в 2007 г. в «Обзоре внешней политики Российской Федерации» отмечалось, что «нарастающие процессы глобализации... ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений», конкуренция в которой обретает «цивилизационное измерение» [1]. Эти положения получили более четкие формулировки в «Концепции внешней политики Российской Федерации» (от 30.11.2016 г.).
Во-первых, в документе четко различаются три региона евразийского континента - Евро-Атлантический, Евразийский и Азиатско-Тихоокеанский. Во-вторых, «Россия рассматривает укрепление своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся геополитическому региону. и настроена на формирование. пространства совместного развития государств -членов АСЕАН, ШОС и ЕАЭС в целях обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском и Евразийском регионах» (ст. 78, 82). Таким образом, мы можем теперь не только концептуально, но и опираясь на официальный документ, который явился продуктом многолетних научных исследований и дискуссий, говорить о признании концепции евразийства как общегосударственной [2].
На ХХ Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г. Президент России Владимир Путин впервые заявил о масштабном геополитическом и геоэкономическом проекте «Большая Евразия», суть которого заключается в том, чтобы достигнуть технологического прорыва с помощью расширенных форм кооперации между государствами и интеграционными объединениями. Более развернуто об этом проекте он высказался на церемонии открытия 14 мая 2017 г. в Пекине Международного форума «Один пояс, один путь»: «Большая Евразия - это не абстрактная геополитическая схема, а, без всякого преувеличения, действительно цивилизационный проект, устремлённый в будущее». Так евразийство, разрабатываемое учеными и мыслителями, превращается из умозрительной идеи в геостратегию партнерства цивилизаций и объединений Большой Евразии [3].
Исходя из сказанного, следует вывод о том, что проект «Большая Евразия» необходимо рассматривать как основу для выработки геоэкономической стратегии развития на региональном уровне, будь то указанные выше три континентальных макрорегиона Евразии, либо регионы отдельно взятой страны, в данном случае России. Рассматривая в качестве одного из российских регионов Северо-Западный федеральный округ с целью осуществления геоэкономической экспертизы разрабатываемых проектов его перспективного развития и их включения в проект «Большая Евразия», обратимся к одному интересному документу. Речь идет о «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р; далее «Стратегия»). В этом документе отмечается, что геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Западного федерального округа в экономике Российской Федерации. Более того, сформировалась главная на сегодня функция СЗФО и большинства субъектов на его территории - обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом и рядом других регионов мира. Иначе говоря, СЗФО следует рассматривать как форпост Евразийского региона во всестороннем развитии экономических и иных связей, в первую очередь, с Евро-Атлантическим регионом.
В «Стратегии» при определении прогнозной оценки развития СЗФО указывается на то, что его экономико-географическое и геополитическое положение не претерпит изменений, но геополитической проблемой останется освоение континентального шельфа и экономическое использование арктической зоны. Указывается на необходимость завершения проектно-планировочного обустройства территорий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработав соответствующие документы территориального планирования и развития инфраструктуры округа. В качестве потенциальных угроз и ограничения социально-экономического развития в «Стратегии» отмечаются существенное ограничение динамики демографического развития, что влечет за собой количественные ограничения в численности трудовых ресурсов, нехватка квалифицированных кадров в массовых рабочих профессиях и инженерных специальностей, а также ограничения транспортного и инфраструктурного характера, в
первую очередь касающиеся дорог внутриобластного и местного значения, энергетической инфраструктуры, тепло- и водоснабжения.
Правда, когда речь заходит о сценарии социально-экономического развития СЗФО, в документе указан лишь один - оптимистический, предполагающий «его развитие в наиболее благоприятном направлении, стабильное улучшение внутренней и внешней среды и резкое снижение потенциальных угроз. Вероятность реализации этого сценария в условиях быстрого и малопрогнозируемого изменения мировой геополитической и экономической ситуации не представляется реальной. Очевидно, что методологически не совсем верно предлагать один сценарий и разрабатывать соответствующие проекты на его основе. К примеру, акад. С. Ю. Глазьев недавно предложил рассматривать семь сценариев изменения геоэкономического положения России в мире в результате происходящей в настоящее время смены технологических и мирохозяйственных укладов [4], определяя возможность реализации каждого из них.
Одним из главных стратегических приоритетов развития экономики Северо-Западного федерального округа в рассматриваемой «Стратегии» признается создание новых и модернизация существующих транспортных коридоров меридионального и широтного направлений, развитие скоростного и высокоскоростного движения на железных дорогах, возрождение речного сообщения и малой авиации, восстановление и развитие Северного морского пути, что делает СЗФО стратегически важным для экономики и национальной безопасности страны. Уникальное геополитическое положение Северо-Западного федерального округа является основным конкурентным преимуществом на мировом рынке транспортно-логистических услуг. Одним из самых привлекательных вариантов снижения зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы является обслуживание транзитного моста между Европой и Азией. Транспортный комплекс округа может стать составляющей глобальной системы производства.
На примере рассмотренной выше «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» следует сделать вывод о том, что разработка проектов перспективного развития макрорегионов Российской Федерации как ядра одного из трех три регионов евразийского континента должна осуществляться, исходя из глобального проекта «Большая Евразия» и обеспечения их экономической безопасности.
Список литературы
1. Обзор внешней политики Российской Федерации // http://archive.mid.rU//brp_4.nsf/
2. См. подробнее: Кефели И.Ф. Императивы взаимодействия ЕАЭС, ШОС и БРИКС в глобальной геополитике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2016. - № 2(20). - С. 50-62.
3. Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Большая Евразия: стратегия партнерства цивилизаций и объединений. Научный доклад. - М.: Проспект, 2017. - 64 с.
4. http://kremlin.ru/events/president/news/54491
5. https://www.gazeta.ru/business/2017/02/25/10543481.shtml