Научная статья на тему 'Геоэкология в Санкт-Петербургском государственном университете и направления ее развития'

Геоэкология в Санкт-Петербургском государственном университете и направления ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЯ / GEOECOLOGY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / NATURE MANAGEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / НАПРОАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / RESEARCH AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовчан Владислав Николаевич

В статье представлены основные этапы становления и развития первой в России кафедры геоэкологии и природопользования Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), которая была создана в 1990 г. Представлен разработанный В. Г. Морачевским (основателем кафедры) перечень требований к специалисту геоэкологу. Этот перечень лег в основу учебного плана подготовки на кафедре специалистов по специальности «Геоэкология». Указаны имена сотрудников СПбГУ и других организаций, которые разрабатывали программы многочисленных лекционных дисциплин, практических занятий, учебных практик студентов геоэкологов и принимали участие в учебной работе кафедры. В середине 1990-х гг. кафедра приступила к подготовке специалистов еще по одной специальности «Природопользование», а также к подготовке бакалавров и магистров по направлению «Экология и природопользование». Представлены сведения о международном сотрудничестве кафедры в сфере образования, обсуждается структура Российско-Норвежской магистерской программы «Geoecological monitoring and rational use of natural resources in the Northern oil and gas production regions», по которой проводится обучение российских и норвежских студентов. Рассмотрены сформулированные кафедрой главные задачи учебных полевых практик студентов, вытекающие из основных задач геоэкологии и природопользования оценка изменений в состоянии природных систем, подвергнутых тем или иным видам антропогенного воздействия; определение устойчивости природных систем к антропогенным нагрузкам. Исходя из приоритетных задач подготовки специалистов выбор основных (модельных) территорий для проведения полевых практик основывается на принципах географической зональности, экологических корреляций и параллелизмов. При этом с целью выявления неблагоприятных последствий антропогенного влияния изучаются геосистемы с различной техногенной нагрузкой, подобранные таким образом, что они представляют собой единый ряд с нарастанием экологического стресса. Дан перечень направлений научных исследований, проводимых на кафедре (среди которых геоэкологический мониторинг, моделирование экологических систем, радиационная экология и экология человека, геохимические и биогеохимические исследования процессов взаимодействия природной среды и человека). Указано, что при изучении взаимоотношений человека и природной среды в первую очередь рассматриваются те процессы и явления, которые приводят к экологически значимым (для живых организмов, включая человека) антропогенным изменениям в геосистемах. Библиогр. 21 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовчан Владислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOECOLOGY AT ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY AND THE AREAS OF ITS DEVELOPMENT

The article presents the main stages in the development of Russia’s first Department of Geoecology and Nature management of the St. Petersburg State University (SPSU), since its creation in 1990. Developed by V. G Morachevskiy (founder of the Department), the list of requirements for Geoecology specialists is presented. This list formed the basis of the curriculum for the specialists in the «Geoecology». The article names the employees of St. Petersburg State University and other organizations that have developed programs of numerous lecture courses, workshops, training practices for geoecology students and have participated in the educational work of the Department. In the mid-1990s the Department started offering training for another major Nature management, as well as bachelors and masters in Ecology and Nature management. The article provides information on the international cooperation of the Department in the area of education, discusses the structure of the Russian-Norwegian master program Geoecological monitoring and rational use of natural resources in the Northern oil and gas production regions. This program trains Russian and Norwegian students. The article also covers the main tasks formulated by the Department for the study field practices, derived from the basic objectives of Geoecology and Environmental Management the evaluation of changes in the state of natural systems subjected to particular kinds of anthropogenic activities; determination of the stability of natural systems to anthropogenic impact. Considered the priority tasks for specialists training, the areas for field practices are based on the principles of geographical zoning, environmental correlations and parallelisms. At the same time in order to identify adverse effects of anthropogenic impact, the geosystems with various technogenic impact are studied, selected in such a way that they form a single sequence with the increase of the environmental stress. The article presents the list of the research areas in the Department (including geoecological monitoring, modeling of environmental systems, radiation ecology and ecology of man, geochemical and biogeochemical studies of interaction processes between the natural environment and man). It’s pointed out that when studying the relationship between man and natural environment, primarily consideration is due to the processes and events that lead to environmentally significant (for living organisms, including humans) anthropogenic changes in the ecosystems. Refs 21.

Текст научной работы на тему «Геоэкология в Санкт-Петербургском государственном университете и направления ее развития»

УДК 504:37 В. Н. Мовчан

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1

ГЕОЭКОЛОГИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье представлены основные этапы становления и развития первой в России кафедры геоэкологии и природопользования Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), которая была создана в 1990 г. Представлен разработанный В. Г. Морачевским (основателем кафедры) перечень требований к специалисту геоэкологу. Этот перечень лег в основу учебного плана подготовки на кафедре специалистов по специальности «Геоэкология». Указаны имена сотрудников СПбГУ и других организаций, которые разрабатывали программы многочисленных лекционных дисциплин, практических занятий, учебных практик студентов геоэкологов и принимали участие в учебной работе кафедры. В середине 1990-х гг. кафедра приступила к подготовке специалистов еще по одной специальности — «Природопользование», а также к подготовке бакалавров и магистров по направлению «Экология и природопользование». Представлены сведения о международном сотрудничестве кафедры в сфере образования, обсуждается структура Российско-Норвежской магистерской программы «Geoecological monitoring and rational use of natural resources in the Northern oil and gas production regions», по которой проводится обучение российских и норвежских студентов.

Рассмотрены сформулированные кафедрой главные задачи учебных полевых практик студентов, вытекающие из основных задач геоэкологии и природопользования — оценка изменений в состоянии природных систем, подвергнутых тем или иным видам антропогенного воздействия; определение устойчивости природных систем к антропогенным нагрузкам. Исходя из приоритетных задач подготовки специалистов выбор основных (модельных) территорий для проведения полевых практик основывается на принципах географической зональности, экологических корреляций и параллелизмов. При этом с целью выявления неблагоприятных последствий антропогенного влияния изучаются геосистемы с различной техногенной нагрузкой, подобранные таким образом, что они представляют собой единый ряд с нарастанием экологического стресса.

Дан перечень направлений научных исследований, проводимых на кафедре (среди которых геоэкологический мониторинг, моделирование экологических систем, радиационная экология и экология человека, геохимические и биогеохимические исследования процессов взаимодействия природной среды и человека). Указано, что при изучении взаимоотношений человека и природной среды в первую очередь рассматриваются те процессы и явления, которые приводят к экологически значимым (для живых организмов, включая человека) антропогенным изменениям в геосистемах. Библиогр. 21 назв.

Ключевые слова: геоэкология, экология, природопользование, образовательные программы, напроавления научных исследований.

GEOECOLOGY AT ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY AND THE AREAS OF ITS DEVELOPMENT

V. N. Movchan

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The article presents the main stages in the development of Russia's first Department of Geoecology and Nature management of the St. Petersburg State University (SPSU), since its creation in 1990. Developed by V. G Morachevskiy (founder of the Department), the list of requirements for Geoecology specialists is presented. This list formed the basis of the curriculum for the specialists in the «Geoecology». The article names the employees of St. Petersburg State University and other organizations that have developed programs of numerous lecture courses, workshops, training practices for geoecology students and have participated in the educational work of the Department. In the mid-1990s the Department started offering training for another major — Nature management, as well as bachelors and masters in Ecology

and Nature management. The article provides information on the international cooperation of the Department in the area of education, discusses the structure of the Russian-Norwegian master program Geoecological monitoring and rational use of natural resources in the Northern oil and gas production regions. This program trains Russian and Norwegian students.

The article also covers the main tasks formulated by the Department for the study field practices, derived from the basic objectives of Geoecology and Environmental Management — the evaluation of changes in the state of natural systems subjected to particular kinds of anthropogenic activities; determination of the stability of natural systems to anthropogenic impact. Considered the priority tasks for specialists training, the areas for field practices are based on the principles of geographical zoning, environmental correlations and parallelisms. At the same time in order to identify adverse effects of anthropogenic impact, the geosystems with various technogenic impact are studied, selected in such a way that they form a single sequence with the increase of the environmental stress.

The article presents the list of the research areas in the Department (including geoecological monitoring, modeling of environmental systems, radiation ecology and ecology of man, geochemical and biogeochemical studies of interaction processes between the natural environment and man). It's pointed out that when studying the relationship between man and natural environment, primarily consideration is due to the processes and events that lead to environmentally significant (for living organisms, including humans) anthropogenic changes in the ecosystems. Refs 21.

Keywords: geoecology, ecology, nature management, educational programs, research areas.

В этом году исполнилось 25 лет первой в нашей стране кафедре геоэкологии и природопользования. Ее создание (в то время кафедры геоэкологии) было утверждено приказом ректора за № 23/1 от 10 января 1990 г., заведующим кафедрой был избран профессор, доктор физико-математических наук Виталий Георгиевич Морачевский. В. Г. Морачевский — видный ученый-естествоиспытатель, автор общей теории устойчивости аэродисперсных систем и основатель научной школы по физике аэрозолей. Его научные изыскания были посвящены взаимодействию атмосферы и техногенных выбросов, моделированию процессов миграции загрязняющих веществ в природных средах, прогнозу изменений экологической обстановки на региональном уровне, влиянию этих изменений на биоту и человека. В. Г. Мора-чевский был авторитетным ученым и педагогом, поэтому его приглашали в университеты нашей страны и многих стран мира для чтения лекций по ряду разделов физики атмосферы и геоэкологии. До работы на факультете географии и геоэкологии он на протяжении 20 лет возглавлял кафедру общей метеорологии Ленинградского гидрометеорологического института (ЛГМИ), избирался деканом метеорологического факультета ЛГМИ. Его огромный опыт организатора учебной и научной деятельности в значительной степени способствовал становлению геоэкологической кафедры в СПбГУ Большую помощь в создании и развитии кафедры оказывал декан факультета географии и геоэкологии проф. Павел Павлович Арапов, что особенно было важно в трудный для нашей страны период «перестройки», когда даже ведущие университеты России боролись только за выживание и даже не думали о своем развитии.

Следует отметить, что еще задолго до открытия кафедры геоэкологии на географическом факультете велась большая работа по экологизации географических исследований. Опираясь на научные наследия Л. С. Берга, В. И. Вернадского, А. И. Воейкова, В. В. Докучаева, Л. Г. Раменского, В. Н. Сукачева, Ю. М. Шокальского и др., на факультете проводились теоретические и практические изыскания в области географии и экологии. Сформировавшиеся на факультете географии научные основы экологического мировоззрения, позволили приступить к экологическому образова-

нию географов, к подготовке столь необходимых нашей стране специалистов географов-экологов [1]. В связи с этим в 1987 г. факультет был переименован в факультет географии и геоэкологии, а В. Г. Морачевский (в то время — профессор кафедры физической географии) разработал перечень требований к специалисту геоэкологу. Эти требования определили концептуальную модель созданного позднее учебного плана подготовки специалистов. По представлению В. Г. Морачевского специалист геоэколог должен удовлетворять следующим требованиям:

— быть знаком с основными положениями гуманитарных и социально-экономических наук, иметь языковую подготовку;

— иметь достаточно широкое физико-математическое образование, дающее ему возможность использовать современные количественные методы исследования и вычислительную технику в своей профессиональной деятельности;

— географу-экологу необходимы знания по общей и прикладной химии, достаточные для понимания сущности химических процессов, происходящих в географической оболочке, и влияния антропогенных поллютантов на окружающую среду;

— иметь комплексную геолого-географическую подготовку, позволяющую ему свободно ориентироваться в разномасштабных явлениях и процессах, происходящих в геосферах планеты;

— понимать сущность явлений и процессов, изучаемых в смежных областях экологии — классической (биологической) и социальной экологии;

— обладать знаниями и практическими навыками организации и проведения мониторинга окружающей среды, экологического картографирования и экологической экспертизы;

— иметь теоретическую подготовку, обеспечивающую ему возможность применения дедуктивного метода исследования, конструирования и реализации математических моделей экосистем с целью анализа устойчивости экосистем к антропогенным воздействиям и прогноза их состояния.

Опираясь на эти представления, небольшой коллектив молодой кафедры приступил к своей работе. В то время сотрудниками кафедры были: зав. кафедрой — проф., д.ф.-м.н. В. Г. Морачевский; проф., д.г.н. Ю. Н. Сергеев; асс., к.г.н. (в то время) М. Г. Опекунова (ученый секретарь кафедры) и доц., к.г.н. А. А. Тарновский. Со временем состав кафедры расширился. В него вошли: проф., д.ф.-м.н.. Г. Н. Белозерский; доц., к.г.н. В. П. Кулеш; доц., к.ф.-м.н. А. Г. Попов; доц. к.г.н. О. В. Сенькин; доц., к.г.н. Л. Л. Сергеева.

Начальный этап становления кафедры был наиболее трудным, так как впервые в стране, да и в мире, разрабатывались и обсуждались учебные планы по специальности «Геоэкология», создавались программы новых специальных дисциплин. Большую помощь в этом оказали внештатные сотрудники кафедры — сотрудники НИИ Географии СПбГУ и других организаций Санкт-Петербурга: проф. В. В. Александров, проф. А. Г. Исаченко, доц. Г. С. Арсеньев, проф. Е. П. Борисенков, проф. А. И. Воскресенский, к.г.н. А. Д. Горбовская, в то время доц., к.г.н. В. В. Дмитриев, к.с.-х.н. Б. Б. Каррыев, к.б.н. В. Н. Рябова, к.г.н. В. Ю. Третьяков, Н. Р. Четвертакова, к.т.н. А. И. Шишкин. На этом этапе возникали трудности не только при разработке учебного плана и лекционных курсов, но и при организации полевых учебных практик. Огромную работу в этом направлении провела ученый секретарь кафедры М. Г. Опекунова, которая при участии Б. Б. Каррыева разработала программу полевой

практики студентов 2 курса и успешно реализовала ее в пригородах Петербурга, а также на базе практик СПбГУ «Кузнечное».

Определенным итогом работы штатных и внештатных сотрудников кафедры явился сборник программ дисциплин по специальности геоэкология [2], который включал также программы дисциплин магистерской ступени обучения. Вышли в свет учебное пособие М. Г. Опекуновой «Биоиндикация загрязнений» и первый в нашей стране учебник «Основы геоэкологии» [3] под редакцией В. Г. Морачевского, в написании которого принимали участие почти все кафедры факультета. Этот этап становления кафедры завершился выпуском в 1994 г. девяти специалистов, двое из которых (И. Ю. Арестова и Е. Ю. Елсукова) сегодня — доценты кафедры геоэкологии и природопользования. В 1994-1995 гг. в связи с переходом университетов на последовательную трехуровенную систему образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) учебный план подготовки геоэкологов в СПбГУ подвергся частичной коррекции.

В 1995 г. стало очевидным, что кафедра обладает большим научно-педагогическим потенциалом и способна подготавливать не только специалистов геоэкологов, ориентированных главным образом на фундаментальные исследования, но и специалистов, решающих практические задачи в области рационального природопользования. На основании этого по решению Ученого совета факультета географии и геоэкологии кафедра была переименована в кафедру геоэкологии и природопользования, которую с 1995 г. возглавляет проф., д.б.н. В. Н. Мовчан. С этого момента кафедра приступила к разработке учебных планов, программ новых дисциплин и полевых учебных практик, необходимых для подготовки специалистов еще одной квалификации — эколог-природ опользователь. По предложению кафедры 16 мая 1996 г. Ученый совет факультета географии и геоэкологии принял решение о лицензировании и открытии на кафедре второй специальности — природопользование (первый выпуск семи специалистов экологов-природопользователей состоялся в 1999 г.). Эта работа проводилась на фоне дальнейшей разработки и утверждения учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Экология и природопользование». Введение бакалавриата и магистратуры повлекло за собой создание ряда новых лекционных курсов и расширение программ учебно-специальных полевых практик студентов. В 1998 г. кафедра приступила к подготовке эколо-гов-природопользователей по заочной форме обучения.

Оставаясь верной традициям Санкт-Петербургского университета, кафедра отдавала и отдает много сил тому, чтобы учебный процесс подкреплялся практической деятельностью студентов, которые совместно с преподавателями кафедры и сотрудниками научно-исследовательских институтов проводят как научные исследования, так и практические изыскания в различных регионах нашей страны.

Геоэколог и эколог-природопользователь должны хорошо знать природную среду и тонко чувствовать ее состояние. Для этого студентам в процессе обучения необходимо получить солидный опыт как полевых, так и лабораторных исследований. С этой целью была реорганизована учебно-научная лаборатория «Экологического моделирования» факультета географии и геоэкологии. В марте 1997 г. при поддержке декана факультета проф. П. П. Арапова кафедра получила помещение, в котором приступили к организации лабораторного комплекса по физико-химическому анализу компонентов природной среды. В настоящее время это лаборатория геоэколо-

гического мониторинга международного уровня, оснащенная самым современным оборудованием. В лаборатории благодаря ее заведующей Н. А. Шейнерман представлен широкий спектр современных физико-химических и биологических методов оценки экологического состояния природной среды. На базе этой лаборатории студенты проводят исследования по темам курсовых и дипломных работ. Она оказалась незаменимой и в период производственных практик, так как сейчас не всегда можно рассчитывать на эффективную методическую помощь организаций, принимающих на производственную практику наших студентов.

Следует отметить, что студенты кафедры на фоне прохождения практики в учебно-научной лаборатории «Геоэкологического мониторинга» знакомятся со спецификой работ в организациях экологического и природоохранного профиля. Они проходят производственную практику более чем в 30 организациях (в этом списке есть и зарубежные), где не только получают определенный практический опыт, но и собирают материал для курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций.

Одна из важных задач кафедры — внедрение в учебный процесс современных методов оценки экологического состояния природной среды. Без этого невозможна эффективная подготовка специалистов по направлению «Экология и природопользование». В 1997 г. при поддержке президентской Федеральной целевой программы «Интеграция» на базе кафедры и Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН был создан Учебно-научный центр «Современные методы оценки экологического состояния окружающей среды». В учебном процессе использовались уникальная для того времени приборно-методическая база и оригинальные научные разработки института.

Одна из задач проводимых Центром работ — упростить и усовершенствовать существующие методы оценки состояния окружающей среды, а также поиск новых, преимущественно комплексных методов биологической и биогеохимической диагностики фоновых и урбанизированных территорий. Существенное внимание уделялось изучению растительности и почвенного покрова не только как интегральных индикаторов многолетних процессов загрязнения окружающей среды, но и чутких звеньев экосистемы, реагирующих на изменения качества жизнеобеспечивающих сред — атмосферного воздуха и природных вод.

Работы Учебно-научного центра проводились как в полевых, так и в лабораторных условиях. При этом отработка эффективного комплекса методов оценки состояния природной среды проводилась на нескольких модельных территориях, представляющих собой единый ряд с нарастанием экологического стресса: ненарушенные экосистемы в районах природных геохимических аномалий, слабонарушен-ные природные экосистемы с локальными источниками загрязнения, нарушенные экосистемы в районах техногенных аномалий.

Исходя из представлений о том, что информационной основой геоэкологии и природопользования является экологический мониторинг, на кафедре проведена большая работа и в этом направлении. Также при поддержке ФЦП «Интеграция» в 1997 г. был создан еще один Учебно-научный центр — «Экологический мониторинг природной среды». Главная задача этого центра — знакомство студентов с особенностями реагирования основных компонентов экосистем различных природных зон на антропогенные воздействия, а также овладение в ходе практической деятельности основными приемами сбора, хранения и обработки информации. Большое

внимание уделено поддержке полевых (экспедиционных) исследований, в том числе проводимых по программам биологического мониторинга — важнейшего раздела экологического мониторинга, но до недавних пор малодоступного студентам-географам. Представленная концепция данного центра обеспечивалась составом участников проекта со стороны академических институтов: Института озероведения РАН, НИИ сельскохозяйственной микробиологии, имеющих большой практический опыт в работах по биодиагностике.

Выбор основных (модельных) территорий исследования основывался на принципах географической зональности, экологических корреляций и параллелизмов. При этом мы остановились на Северо-Западном регионе РФ, так как он характеризуется значительными внутренними региональными контрастами в характере и интенсивности антропогенных воздействий на природно-территориальные комплексы. Выделены две группы модельных территорий: одна в подзоне северной, а другая южной тайги. В первую входит Костомукшский регион (государственный заповедник «Костомукшский», Костомукшский горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш» и его окрестности, г. Костомукша), во вторую — Карельский перешеек и Санкт-Петербург с его пригородами.

Определенным итогом исследований, проводимых в 1990-х гг. Учебно-научными центрами, являлись опубликованные материалы рабочих сессий, в которых активное участие принимали студенты и аспиранты кафедры [4-6].

Следует сказать, что работа Учебно-научных центров в значительной степени обеспечивала проведение со студентами 2 курса учебно-специальной практики «Полевые экологические исследования». Одна из задач которой — дать общие представления о различных аспектах практической деятельности специалистов направления «Экология и природопользование», а также сформировать у студентов стойкую доминанту на получение дополнительных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для квалифицированных специалистов в данной области. В соответствии с этим принципом разработана и на протяжении многих лет реализуется программа этой практики продолжительностью 9 недель.

В основе идеологической программы практики лежит представление о том, что одной из базовых задач геоэкологии и природопользования, является оценка изменений в состоянии природных систем, подвергнутых тем или иным видам антропогенного воздействия, определение их устойчивости к антропогенным нагрузкам. В соответствии с этим, к главным задачам практики относятся: 1) ознакомление студентов с особенностями реагирования на антропогенные воздействия основных компонентов экосистем различных природных зон, 2) знакомство студентов с основными методами оценки экологического состояния природных комплексов, 3) овладение в ходе практической деятельности основными приемами сбора и обработки информации, анализа и представления полученного материала. Большое внимание уделяется натурным исследованиям, проводимым по программе биологического мониторинга, поскольку методы биологического мониторинга позволяют выявить и оценить именно биологически значимые антропогенные изменения в экосистемах. Важнейшей задачей является привлечение студентов к решению практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования, овладение практическими навыками полевых экологических исследований, методами лабораторного анализа и обработки информации с использованием компьютерных технологий.

Работы, проводимые на Кольском полуострове, позволяют на примере урбанизированных и фоновых заповедных территорий оценить влияние антропогенных факторов на природную среду и здоровье населения в специфических условиях Севера — подзоны северной тайги. Исследования Центральной части Карельского перешейка, территории Санкт-Петербурга, его окрестностей, а также Псковской области позволяют в процессе практической деятельности студентов уяснить особенности функционирования наземных и водных экосистем подзоны южной тайги при разных уровнях антропогенного воздействия. Специфику реагирования степных природно-территориальных комплексов на разные виды антропогенного воздействия студенты изучают на примере геосистем Южного Урала.

Полевая практика завершается подготовкой студентами подробных отчетов, включающих полевые материалы, результаты анализов и расчетов с последующей их защитой на заседании кафедры. Многолетний опыт проведения такой практики показывает, что после нее студенты готовы к выполению самостоятельных работ в рамках научно-исследовательских тем и производственных практик, у них значительно повышается интерес к специальным дисциплинам, читаемым на старших курсах.

В начале 2000-х годов сотрудники кафедры при участии студентов, магистрантов и аспирантов проводили исследования в рамках как продолжающихся, так и новых Федеральных и международных грантов: Федеральная целевая программа «Интеграция», среди которых грант «Оценка экологического риска в районах разработки рудных месторождений», грант Федеральной программы «Университеты России — фундаментальные исследования» — «Биогеохимическая оценка реакции экосистем на природные и антропогенные стрессоры», грант Фонда Европейской Комиссии INCO «Copernicus».

В 2002 г. сотрудники кафедры приняли участие в разработке, а затем и в реализации общефакультетской Российско-Германской магистерской программы ПОМОР («Прикладные полярные морские исследования»). Это был первый опыт международного сотрудничества в области образования. В 2006 и 2007 гг. по предложению биолого-почвенного факультета СПбГУ кафедра разработала и читала ряд лекционных курсов магистрантам программы «Биоразнообразие и охрана природы», реализуемой в рамках пилотного проекта программы TEMPUS.

Дальнейшим шагом кафедры на пути международного сотрудничества стало участие в Национальном проекте «Образование». Основными задачами проекта являлись разработка инновационной, междисциплинарной с международным участием магистерской образовательной программы «Геоэкологический мониторинг и безопасное природопользование», модернизация существующих учебных курсов в рамках направления «Экология и природопользование», модернизация существующей приборно-методической базы кафедры, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В рамках этого проекта преподаватели кафедры прошли повышение квалификации в ведущих университетах, в экологических и изыскательских организациях России и зарубежных стран (Великобритании, Норвегии, Италии, Германии, Польши).

Во многом благодаря проведенной в рамках указанного выше проекта работе кафедра в 2009 г. выиграла грант Министерства иностранных дел Норвегии (The Royal Norwegian Ministry of Foreign Affairs) и Норвежского Центра Международного

сотрудничества в Высшем Образовании (SIU) по созданию и совместной реализации с Университетом Ставангера (Норвегия) Российско-Норвежской магистерской программы «Геоэкологический мониторинг и рациональное природопользование в северных районах нефтегазодобычи (Geoecological monitoring and rational use of natural resources in the Northern oil and gas production régions)».

В связи с разными требованиями университетов-партнеров к обязательным дисциплинам магистерской программы учебный план был построен таким образом, что в первом семестре студенты проходят обучение на базе своих университетов. Во втором семестре российские и норвежские студенты обучаются на кафедре геоэкологии и природопользования СПбГУ а в третьем — в университете Ставангера и в Международном научно-исследовательском институте Ставангера IRIS. После второго семестра все студенты проходят в России полевую специальную практику, направленную на изучение методов полевых и лабораторных исследований для целей геоэкологического мониторинга. В третьем семестре в Норвегии проводятся полевая и лабораторная практики, входящие в программы дисциплин «Природные водные системы» и «Водная экотоксикология» (Natural Water Systems и Aquatic Ecotoxicology). В период второго и третьего семестров обучение ведется на английском языке. Четвертый семестр посвящен работе над магистерской диссертацией на базе университетов-партнеров, а также бизнес-партнеров. Диссертации магистранты защищают в своих университетах, где и получают соответствующие дипломы.

В целом можно сказать, что за четверть века кафедра, начав с разработки основ геоэкологии, и продолжая формировать ее теоретическую базу [7-10], развила ряд актуальных научных направлений, непосредственно связанных с этой междисциплинарной областью знаний. Среди них в первую очередь следует указать на направление «Рациональное природопользование», во многом опирающееся на результаты геоэкологических исследований. При сотрудничестве с отечественными и зарубежными коллегами активно развивается направление «Геоэкологический мониторинг», неотъемлемой частью которого является биоиндикация антропогенных воздействий на окружающую среду. Здесь следует отметить, что биоиндикация позволяет оценить биологически значимые антропогенные изменения в экосистемах, что отвечает задачам геоэкологии, рассматривающей те процессы и явления, которые приводят к экологически значимым (значимым для живых организмов, включая человека) антропогенным изменениям в геосистемах.

Сотрудники кафедры, в состав которой сегодня входят доктора и кандидаты географических, биологических, геолого-минералогических, физико-математических наук, при участии студентов и аспирантов проводят исследования в области геоэкологии и математического моделирования акваэкосистем, геохимии и биогеохимии процессов взаимодействия природной среды и человека (например, экологической седиментологии), радиационной экологии, экологии человека, экологического нормирования, изучают влияние антропогенеза на литосферный компонент ландшафта и его структуру, рассматривают вопросы социальной экологии и экологии городских территорий. Большое внимание уделяется исследованиям, направленным на снижение негативных воздействий на окружающую среду при тех или иных видах хозяйственной деятельности. Среди них, в частности, решение экологических задач при освоении месторождений полезных ископаемых, оценка риска загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями. Результаты

проводимых преподавателями научных исследований широко используются в читаемых на кафедре лекционных курсах, а также при написании учебной литературы (например, [11-21]).

Литература

1. Арапов П. П., Лавров С. Б., Морачевский В. Г. Экологический императив и университетское образование // Изв. ВГО АН СССР. 1988. Т. 120, вып. 5. С. 398-403.

2. Морачевский В. Г., Сергеев Ю. Н. Сборник программ по специальности «Геоэкология». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 46 с.

3. Основы геоэкологии: учебник / под ред. В. Г. Морачевского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. 356 с.

4. Методические вопросы оценки экологического состояния окружающей среды / под ред. В. Н. Мовчана. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. 88 с.

5. Экологический мониторинг территорий Северо-Запада России / под ред. В. Н. Мовчана. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 50 с.

6. Оценка экологического состояния окружающей среды / под ред. М. Г. Опекуновой, Н. В. Алексеевой-Поповой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 69 с.

7. Мовчан В. Н. Проблемы геоэкологии и проблемы взаимопонимания // Проблемы региональной геоэкологии: Материалы научного семинара (24-25 мая 2000 г.) / отв. ред. О. А. Тихомиров, А. Г. Емельянов. Тверь: Тверск. госуниверситет, 2000. С. 8-12.

8. Мовчан В. Н., Опекунова М. Г. Биогеохимические аспекты геоэкологических исследований // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2002. Сер. 7. Геология. География. Вып. 3 (№ 23). С. 93-103.

9. Мовчан В. Н. Теоретические проблемы региональной геоэкологии // Региональная экология. 2005. № 1-2. С. 7-15.

10. Мовчан В. Н. Рациональное природопользование и задачи геоэкологии // Сб. научн. работ 14 съезда Русского географического общества. 11-14 декабря 2010 г. СПб., 2010. Т. 4, часть 1. С. 84-87.

11. Мовчан В. Н. Экология человека: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 292 с.

12. Опекунова М. Г. Биоиндикация загрязнений: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 266 с.

13. Сергеев Ю. Н., Супин Лю. Модели водных экосистем. Имитации антропогенного эвтрофирова-ния водоемов. СПб.: ГеоГраф, 2005. 320 с.

14. Опекунов А. Ю. Экологическое нормирование и оценка воздействия на окружающую среду: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 261 с.

15. Сергеев Ю. Н. Концепции и модели устойчивого развития цивилизации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 67 с.

16. Белозерский Г. Н. Радиационная экология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 384 с.

17. Belozerskiy G. N. Modern approaches in ecology and nature managment. The thermodynamic approach: textbook. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2011. 125 p.

18. Movchan V. N. Modern approaches in ecology and nature managment. Theoretical problems of modern ecology: textbook. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2011. 29 p.

19. Opekunova M. G. Geoecological environmental monitoring in the oil and gas producing regions. Monitoring of terrestrial environment: textbook. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2011. 104 p.

20. Опекунов А. Ю. Экологическая седиментология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 224 с.

21. Опекунов А. Ю., Гануп А. Г. Теория и практика экологического нормирования в России: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 332 с.

Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.

Контактная информация:

Мовчан Владислав Николаевич — доктор биологических наук, профессор; [email protected] Movchan V. N. — Doctor of Biological Sciences, Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.