УДК 630*228(23)
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
© 2013 г. Л.М. Шагаров
Шагаров Лев Мерабович - преподаватель, кафедра Shagarov Lev Merabovich - Lecturer, Department of His-истории, культурологии и географии, Сочинский госу- tory, Cultural Studies and Geography, Sochi State Univer-дарственный университет, ул. Советская, 26а, sity, Sovetskaya St., 26a, Sochi, Russia, 354000, е-mail: г. Сочи, 354000, е-mail: [email protected]. [email protected].
Предложены геоэкологические критерии и индикаторы устойчивого лесопользования, полностью характеризующие структуру земель и правовой статус, научно-исследовательскую и природоохранную деятельность, сохранение коренных лесных формаций, безопасность лесных экосистем, сохранение биоразнообразия и рекреацию для горных лесных рекреационных территорий.
Ключевые слова: геоэкология, горные леса, устойчивое лесопользование, рекреация, критерии, индикаторы.
Author proposes ecological criteria and indicators of sustainable forestry. Described land inventory and legal status, research and conservation activities, preservation of indigenous forest, fire and sanitary safety of forest ecosystems, biodiversity and recreation for mountain forest areas.
Keywords: ecology, mountain forest, sustainable forestry, recreation, criteria, indicators.
В Российской Федерации к настоящему моменты действует целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на переход к устойчивому развитию лесов (указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; распоряжение Президента РФ «О климатической доктрине РФ», приказ Рослесхоза «Об утверждении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации» и другие). Целый ряд нормативно-правовых актов содержит в себе нормы, направленные на достижение устойчивого неистощительного природопользования (Лесной кодекс РФ, федеральные законы «О животном мире», «Об особо охраняемых природных тер-
риториях» [1], «Об охране окружающей среды» и другие). Одна из задач этих документов - обеспечить базовые условия соблюдения принятых Россией международных обязательств по лесам, в которых намечены направления работы властей разных стран по обеспечению устойчивого развития всех видов лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.
Устойчивое развитие горных лесных рекреационных территорий должно основываться, прежде всего, на их особом правовом статусе (ООПТ), а также осознании их экологического, экономического и социального значения для государства. В этой связи необходима выработка критериев и индикаторов перехода таких территорий к устойчивому развитию [2].
На основе предыдущих исследований автором была разработана система геоэкологических критериев и индикаторов устойчивого лесопользования для горных лесных рекреационных территорий (таблица), полностью характеризующая степень перехода к устойчивому развитию. Данная система отвечает положениям, закрепленным в постановлении коллегии Рослесхоза «Об утверждении концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации».
Геоэкологические критерии и индикаторы устойчивого лесопользования (для горных лесных рекреационных территорий)
Критерий 1. Структура и статус территории
Стратегические цели, предусмотренные критерием 1 - обеспечение отсутствия нарушений режима ООПТ, сохранение природных ландшафтов и их элементов (экосистем горных лесов). Использование для организации экологического мониторинга горных лесных экосистем проектно-лесоустроительных и других материалов, в результате которого устанавливается контроль за происходящими естественными процессами и их изменениями в связи с антропогенным воздействием и возмущающими природными факторами. Контроль осуществляется как в целом по ООПТ, так и по различным функциональным зонам.
Индикатор 1.1. Правовой статус территории. В соответствии с законом «Об особо охраняемых природных территориях» в Российской Федерации выделяют следующие категории ООПТ [1]: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты и т.д.
По уровню значимости ООПТ делятся на охраняемые природные объекты федерального, регионального и местного значения.
Также в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории [1, ст. 15, ч. 1] с выделением заповедной, особо охра-
няемой и рекреационной зон, а также зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, хозяйственного назначения и традиционного экстенсивного природопользования.
Индикатор 1.2. Наличие границ и охранной службы. Выделенная под ООПТ площадь должна быть в натуре отграничена с ясно нанесенными границами. По всему периметру границ на путях возможного проникновения на территорию ООПТ устанавливаются предупредительные знаки и ограждения. Охрана территории осуществляется вооруженной мобильной охраной. Границы ООПТ, обоснованные при организации территории, в последующем должны сохраняться, а площадь ООПТ в этих границах оставаться постоянной. Возможное изменение границ и площадей должно быть обосновано и производиться с учетом существующего законодательства, в том числе и с ведома и согласия международных организаций (например, по биосферному заповеднику). Для национальных парков уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается [1, ст. 15, ч. 1.1].
Границы ООПТ должны иметь топографическую привязку и маркировку, картографическую основу, по периметру - ясные разделительные рубежи (они могут быть естественными: хребты, реки и т.д.) с другими пользователями, не приводящие к земельным спорам. Целостность ООПТ является важным фактором в их сохранении и управлении [3].
Индикатор 1.3. Структура территории по категориям земель. Используются следующие показатели:
- лесные земли: покрытые и не покрытые лесной растительностью площади (несомкнувшиеся лесные культуры, естественные редины, гари, погибшие насаждения, вырубки, прогалины и пустыри);
- нелесные земли: сенокосы, болота, пр.
Данный критерий дает представление о лесистости
территории, а категории не покрытых лесом лесных земель - о непродуцирующих площадях и о возможности или необходимости их перевода в лесопокры-тую площадь, в особенности, если возникновение не покрытых лесом площадей было связано с пожарами антропогенного характера, гибелью древостоев от энтомо- и фитовредителей, самовольных рубок леса. Для оценки используются материалы лесоустройства и учета лесного фонда. Анализ данных по структуре площади по категориям земель производится на основании данных учета лесного фонда.
Индикатор 1.4. Структура лесов по породам и возрасту. Учитываются данные по распределению покрытой лесной площади и запасам древесины по породам и их группам (хвойные, твердолиственные, мягколиственные), возрастным группам: молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные. Структура площадей лесов и запасов древесины и возрасту (группы возраста) определяется по объекту в целом и по его функциональным зонам.
Породная структура рассматривается сопряженно с возрастной по площади и запасам древесины и дает возможность диагностировать природно-ресурсный потенциал леса и использовать данные для мониторинга изменений породно-возрастного и породно-
Критерий Индикатор
1. Структура и статус территории 1.1. Правовой статус территории. 1.2. Наличие границ и охранной службы. 1.3. Структура территории по категориям земель. 1.4. Структура лесов по породам и возрасту
2. Научно-исследовательская и природоохранная деятельность 2.1. Выполнение научно-исследовательских работ. 2.2. Ведение экологического мониторинга. 2.3. Научно-пропагандистская и общественная деятельность
3. Сохранение коренных лесных формаций 3.1. Естественное лесовозобновление
4. Безопасность лесных экосистем 4.1. Санитарное состояние насаждений. 4.2. Противопожарная безопасность
5. Сохранение биоразнообразия 5.1. Сохранение биоразнообразия флоры. 5.2. Сохранение биоразнообразия фауны
6. Рекреация 6.1. Развитие рекреационной инфраструктуры
качественного состава леса, разработки на этой основе проекта мероприятий по сохранению и повышению продуктивности и устойчивости насаждений. Исходными данными для оценки являются материалы лесоустройства и учета лесного фонда. Возможно получение информации по обобщенным показателям (например: площади покрытые и не покрытые лесом; занятые хвойными и лиственными породами; с возможной градацией по возрасту и полноте) с помощью данных дистанционного зондирования Земли и ГИС-технологий [4].
Критерий 2. Научно-исследовательская и природоохранная деятельность
Стратегические цели, обеспечиваемые критерием 2 - изучение природных экосистем, ведение экологического мониторинга, а также социально-пропагандистской природоохранной деятельности.
Индикатор 2.1. Выполнение научно-исследовательских работ. Выполняются ли научно-исследовательские работы по изучению экосистем горных лесов (биогеоценозов). Выполняются ли исследования по составу, структуре и функционированию экосистем горных лесов, в том числе ведение Летописи природы.
Индикатор 2.2. Ведение экологического мониторинга. Осуществляется ли фоновый экологический мониторинг в рамках государственной системы мониторинга окружающей среды.
Индикатор 2.3. Научно-пропагандистская и общественная деятельность. Участие в пропаганде научных знаний, экологическом воспитании, государственной экологической экспертизе и надзоре, подготовке научных кадров в области охраны окружающей среды. Сотрудничество с неправительственными природоохранными организациями.
Критерий 3. Сохранение коренных лесных формаций
Стратегические цели, обеспечиваемые критерием 3, - предусмотренное законом [1] восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия на территориях ООПТ. Необходимость сохранения структуры площадей, занимаемых формациями коренных пород и устойчиво-производных лесного фонда, основывается на утверждении, что насаждения коренных пород и устойчиво-производные (как следствие их формирования в переходных условиях) являются результатом эволюционного развития биогеоценозов в пределах определенных природных ландшафтов; обладают естественной устойчивостью и биоразнообразием.
Индикатор 3.1. Естественное лесовозобновление. Индикатор характеризует способность коренных пород к естественному лесовозобновлению. Естественное лесовозобновление по характеру возникновения подроста может быть предварительным, сопутствующим и последующим. Предварительное возобновление происходит (появление и рост подроста) под пологом материнского древостоя. В различных формациях в зависимости от их природы длительность его существования (жизнеспособность) различна. Как
правило, во всех формациях после определенного срока угнетенного существования подрост отмирает и сменяется новым поколением, являясь таким образом резервом смены материнского древостоя. Сопутствующее возобновление возникает одновременно с исчезновением материнского насаждения.
Критерий 4. Безопасность лесных экосистем
Стратегические цели, обеспечиваемые критерием
4, - предусмотренное законом [1] поддержание в лесах необходимого уровня санитарного состояния и противопожарной безопасности, недопущение поражения насаждений болезнями; инвазиями насекомых-вредителей; возникновения и распространения пожаров.
Индикатор 4.1. Санитарное состояние насаждений. Индикатор характеризует содержание лесных насаждений в удовлетворительном санитарном состоянии. Для этого необходимо проведение постоянных наблюдений (энтомологический мониторинг) за развитием насекомых-вредителей леса на всей лесной площади и в особенности в очагах их заражения, а также принятие профилактических мер по недопущению инвазий и мер борьбы при вспышках размножения вредителей. Нужно проводить обследования насаждений на предмет наличия болезней и предпринимать меры по их ликвидации [5].
Индикатор 4.2. Противопожарная безопасность. Индикатор характеризует неукоснительное выполнение правил и требований противопожарной безопасности в лесах, а также наличие эффективных и достаточных средств предупреждения и тушения пожаров, удовлетворительных подъездных путей во все пункты лесных площадей, и в особенности в пожароопасные.
Критерий 5. Сохранение биоразнообразия
Стратегические цели, обеспечиваемые критерием
5, - сохранение биологических видов с низким уровнем численности популяций или с сильно сократившимися ареалами, которые подвержены риску полного исчезновения или потери важных генетических признаков с целью поддержания видового и генетического разнообразия лесных экосистем.
Индикатор 5.1. Сохранение биоразнообразия флоры. Индикатор характеризует реализацию мер:
- по определению состава редких и исчезающих растений и мест их массового произрастания;
- выявлению и инвентаризации особо ценных лесных массивов;
- разработке мероприятий по поддержанию численности редких и исчезающих видов (особые меры охраны: огораживание территорий, искусственное размножение и т.д.).
На территориях ООПТ определяется состав и состояние редких и исчезающих видов растений и составляется карта их размещения. Выявляются и инвентаризируются особо ценные лесные массивы: эталонные насаждения коренных пород - лесообразова-телей, насаждения редких и исчезающих видов древесных кустарниковых пород, насаждения, сочетающиеся в комплексе с оригинальными природными образованиями (каньоны, водопады, скальные нагро-
мождения). Выполнение указанных мероприятий позволяет получить наиболее полную информацию о биоразнообразии ООПТ и достижении целей эффективной охраны и рекреационного использования территории.
Индикатор 5.2. Сохранение биоразнообразия фауны. Индикатор характеризует реализацию мер по выявлению и учету мест обитания и размножения видов диких животных, а также созданию условий, благоприятствующих их существованию (заготовка кормов, создание солонцов, купален). На территориях ООПТ определяется также состав и состояние животного мира, в том числе редких и исчезающих видов, и составляется карта их размещения и миграции. Полученная информация позволяет организовать меры по охране диких животных, содействию их размножения и восстановления оптимальной численности.
Критерий 6. Рекреация
Стратегические цели, обеспечиваемые критерием 6, - развитие инфраструктуры и объектов рекреации. При рекреационном использовании территории большое значение для сохранения природных комплексов, в том числе лесных биогеоценозов, имеет степень рекреационного воздействия. Устойчивость леса к рекреационным нагрузкам зависит от многих факторов: условий местопроизрастания, породного состава, возрастной и морфологической структуры насаждений, режима (вида) рекреационного пользования и др. Рекреационное воздействие на лесные экосистемы оценивается по стадиям их дигрессии, число которых устанавливается обычно от трех до пяти, а норма рекреационных нагрузок - исходя из
Поступила в редакцию_
биологической устойчивости леса, не ведущей к распаду древостоя [2].
Индикатор 6.1. Развитие рекреационной инфраструктуры. Индикатор характеризует реализацию мер по снижению рекреационных нагрузок на лесные биогеоценозы без уменьшения (а в некоторых случаях даже с увеличением) общего объема отдыха в лесу путем развития рекреационной инфраструктуры, благоустройства территориии рациональной организации потоков отдыхающих.
Таким образом, предложенные геоэкологические критерии и индикаторы устойчивого лесопользования полностью характеризуют степень перехода к устойчивому развитию.
Литература
1. Об особо охраняемых природных территориях: фед. закон РФ от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 фев. 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. С. 1024.
2. Битюков Н.А., Пестерева Н.М., Ткаченко Ю.Ю., Шагаров Л.М. Рекреация и мониторинг экосистем ООПТ Северного Кавказа. Сочи, 2012. 456 с.
3. Битюков Н.А., Полежай П.М., Шагаров Л.М. Принципы ландшафтного районирования Сочинского национального парка для целей оптимизации его деятельности // Вестн. СГУТиКД. 2011. № 3(17). С. 256 - 252.
4. Битюков Н.А. Типовая программа экологического мониторинга горных лесных экосистем ООПТ на базе ГИС-технологий // Вестн. СГУТиКД. 2011. № 2 (16). С. 179 - 183.
5. Шагаров Л.М. Организация экологического мониторинга экосистем горных лесов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2012. № 5. С. 91 - 94.
16 апреля 2013 г.