Научная статья на тему 'Геоэкологические исследования на географических полевых практиках студентов в условиях урбанизированной территории'

Геоэкологические исследования на географических полевых практиках студентов в условиях урбанизированной территории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геоэкологические исследования на географических полевых практиках студентов в условиях урбанизированной территории»

Они хотят учиться в крупных федеральных или зарубежных вузах, имеют намерение строить карьеру в столичных городах и мегаполисах. Здесь есть больше возможностей для творческого роста и духовной самореализации, поскольку культурно-образовательное пространство носит более разнообразный и содержательный характер. Все это ведет к оттоку наиболее активных целеустремленных молодых людей из малых и средних городов. Чтобы преодолеть нарастающую тенденцию старения и депопуляции провинциальных российских городов, нужно не сокращать их образовательное пространство административными методами, а, наоборот, активно его поддерживать, укреплять и расширять.

Таким образом, городское образовательное пространство служит онтологической основой формирования и развития инфраструктуры города, обеспечивает его нормальное существование и функционирование. От эффективности всех компонентов образовательного пространства зависит настоящее и будущее города, поскольку в данной сфере пересекаются интересы и потребности как горожан, так и властных органов. Поэтому создание, развитие и расширение образовательной среды является, с одной стороны, функциональной обязанностью местной власти, а, с другой, конституционным правом людей, проживающих в данной местности.

Список литературы

1. Балюшина Ю. Л. Образовательное пространство малых городов Вологодской области как фактор генезиса личности // Исторические, философские, политические, юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. 2. - Тамбов: Грамота, 2015. - С. 42-46.

2. Касаткина С. С. Российский город как социальный феномен // Изв. Саратовского ун-та. Нов. сер. 2012. Т. 12. Сер. История. Междунар. отношения. Вып. 4. - С. 58-61.

3. Смирнова О. В. Образовательные потребности и возможности города Череповца // Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения: материалы межрегион. науч.-практ. конф. -Череповец: ЧГУ, 2012. - С. 121-125.

Е. Н. Соколова, Е. А. Скупинова

Геоэкологические исследования на географических полевых практиках студентов в условиях урбанизированной территории

Геоэкологические знания, умения и навыки всегда занимали и занимают важное место в вузовском географическом образовании в силу специфики самих объектов изучения географической науки -географической среды и ландшафтной оболочки, которые претерпели значительные изменения вследствие антропогенного воздей-

ствия. Изучая природные явления, процессы и закономерности, студенты сразу же учатся анализировать изменения естественных процессов и природных территориальных комплексов, оценивать степень и характер их антропогенных преобразований.

Особое место в процессе профессиональной подготовки географов, компетентных в вопросах оценки состояния и сохранения среды жизни, занимают полевые практики. Согласно действующему образовательному стандарту [4] полевые практики студентов в учебном плане носят длинное название (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), которое, тем не менее, точно передает современные требования к уровню подготовки специалиста и сущность этого вида деятельности обучающихся. Отметим при этом, что и раньше полевые практики не ограничивались чисто учебными задачами. Даже если речь не шла об участии студентов в экспедиционных исследованиях по одной из тем НИР выпускающей кафедры, изучение и исследование отдельных природных компонентов и комплексов на полевых практиках всегда включали освоение будущими географами прикладных исследовательских методик.

На кафедре географии, а также других кафедрах естественно-географического факультета Педагогического института Вологодского государственного университета, накоплен многолетний опыт геоэкологических исследований. Они выполнялись не только в рамках плановой кафедральной тематики, в том числе и при выполнении заказных НИР, но и в учебном процессе при организации УИРС и НИРС в период теоретического обучения и во время летних полевых практик. Стационаром для проведения полевых практик факультет не располагает, поэтому большая часть географических практик осуществляется на базе кафедры с однодневными выездами на объекты изучения/исследования или прямо в городе. В содержание полевых практик по геоморфологии, метеорологии, гидрологии, почвоведению входят элементы геоэкологического анализа, но среди объектов изучения на этих практиках должны быть в первую очередь слабоизмененные деятельностью человека территории. Большими возможностями для геоэкологического анализа располагает выездная ландшафтная практика, на которой такого рода работам отводится специальный временной промежуток.

Город, как объект географических исследований и геоэкологического анализа, является частым местом проведения комплексной практики по физической и экономической географии. Принципиальным для этой практики является комплексный подход к изучению системы природа - население - хозяйство. За этой практикой закрепилось название «дальняя», так как традиционно она проводится

с выездом в «условия отличной от района проживания природной зоны», т. е. достаточно далеко от Вологды, расположенной в одной из самых больших по площади природных зон нашей страны. Однако в 1990-е - начале 2000-х гг. в силу отсутствия финансирования дальних выездов практику вынужденно проводили в условиях города. Вот тогда урбоэкологические исследования были включены в программу комплексной практики, а общий отчет по итогам практики 1998 г. получил название «Геоэкологический анализ территории города Вологды» [1]. Именно тогда этот вид работ стал ведущим и получил методически цельное и наиболее законченное воплощение. В последующие несколько «невыездных» лет опыт закреплялся, элементы геоэкологического анализа вводились в программы других видов полевых практик, геоэкологические исследования проводились не только в областной столице, но и в районных центрах. Для студентов, обучавшихся по специальности География со специализацией Геоэкология, эта практика предваряла производственную.

Наполнение комплексной практики геоэкологическим содержанием предопределило наличие на кафедре опыта и результатов геоэкологических исследований региональных ландшафтов, в том числе изучения экологического состояния города Вологды. В течение нескольких лет (1991-1994) коллективом факультета, объединенным научно-исследовательским бюро были осуществлены исследования по целевой комплексной программе НИР «Экология г. Вологды» [5], предусматривавшие большой объем полевых и картографических работ. Для полевых исследований во время прохождения летних полевых практик привлекались учебные студенческие группы, а также отдельные студенты, выполнявшие курсовые и выпускные квалификационные работы. Отчеты по теме и собранные в экспедиционный период материалы вошли в фонды двух современных научно-исследовательских лабораторий университета - геоэкологии и биоразнообразия. Материалы этого проекта и продолжающихся геоэкологических исследований, а также накопленный методический и организационный опыт, логично были внедрены в программы практик.

Важную роль в этом процессе сыграла сама Вологда - очень удачный для геоэкологического изучения объект. Небольшой по площади город (около 115 км2) компактно расположен в долине реки, давшей ему название, и по историческим, структурным и иным особенностям территории легко разграничивается на 8-10 относительно крупных микрорайонов. Первоначальная морфологическая структура современных урбанизированных ландшафтов разнообразна и до сих пор остается вполне «читаема» под городской застройкой. При многопрофильном промышленном освоении сформировались территориальные комплексы различной степени

преобразования и типичный для городских территорий набор антропогенных модификаций природно-территориальных комплексов. В планировочной структуре города сохранилиась значительная доля зеленых насаждений и естественные водные объекты. Таким образом, Вологда позволяет успешно реализовать и физическую, и экономическую, и геоэкологическую составляющую комплексной практики.

Кроме того, нужно отметить еще одно важное обстоятельство, объясняющее результативность организации такого рода исследований именно на комплексной практике. Эта практика продолжительна (30-18-12 дней по учебным планам разных лет и разных направлений подготовки и специальностей) и фактически завершает цикл полевых практик в процессе обучения географа. Сложность и комплексный подход к анализу состояния городской среды требуют значительной теоретической подготовки обучающихся, сформиро-ванности навыков изучения антропогенных ландшафтов, умения выделять и объяснять причинно-следственные связи и отношения, сфокусированные на относительно небольшой, но подвергшейся сильным изменениям территории.

Объектом изучения на практике стали природно-хозяйственные системы в границах Вологды, предметом - анализ их геоэкологического состояния. Практика осуществлялась без какого-либо специального дорогостоящего оборудования, но была обеспечена выкопировками из исторических планов Вологды и макетом городской территории масштаба 1: 10 000, крупномасштабными аэрофотоснимками и топокартами городской территории, комплектом тематических географических карт, включая ландшафтную, и карты геохимического загрязнения почв. В результате сопоставления и сравнительного анализа исходных картографических материалов и собственных полевых исследований студенты составляли комплексные геоэкологические профили и разрабатывали новые оценочные карты городской территории.

Изучение городской территории велось по отработанным в географии городов планам. Для реализации урбоэкологических исследований было использовано более двух десятков различной сложности методик, взятых из программы «Экология города Вологды», опубликованных в других источниках [2; 3; 6; 7; 9] и адаптированных для условий нашего города. Целый ряд планов описаний, форм полевых бланков и частных методик был разработан руководителями практики.

Практика включала три традиционных этапа: подготовительный, основной (полевой), заключительный. Большая часть полевых исследований выполнялась на основном этапе, параллельно шли камеральная обработка, оформление графических и

картографических материалов и анализ результатов каждого вида исследований. Камеральные работы на заключительном этапе включали оформление бригадных отчетов и результатов индивидуальных исследований, а также итоговую конференцию, на которой представляли главные результаты практики.

В программу практики входили разделы, касающиеся стандартных при изучении городской территории характеристик и специальных, отражающих содержание полевых геоэкологических исследований. Обобщая опыт нескольких лет учебно-исследовательской работы, нужно отметить, что в разные годы менялись, иногда принципиально, структура программ практик, соотношение разделов и подробность изучения тем, дополнялись и исследовательские методики. Поэтому далее назовем и основные разделы программы, которые определяли содержание всех комплексных геоэкологических практик, и те темы, которые присутствовали в программах отдельных лет, воплощая научные идеи и методические находки опытных руководителей, создавая творческую атмосферу, способствуя развитию у студентов конструктивного географического мышления.

Вводный раздел программы геоэкологических исследований называется «Город как объект геоэкологического анализа». Этот раздел определял содержание подготовительного этапа практики и частично основного. Два-три первых дня практики были направлены на углубление теоретических знаний о городе как территориальной единице и знакомство со своим городом как объектом исследования. На подготовительном этапе практики по дополнительным источникам информации студентами изучались периоды эволюции городов, отличительные признаки городского пространства, по картографическим и иным материалам моделировалась история формирования городской среды на современной территории Вологды. Полевая часть заключалась в рекогносцировочных экскурсиях и маршрутных наблюдениях внешних признаков городской территории Вологды и структуры вмещающих город ландшафтов. Поскольку Вологда расположена на границе двух ландшафтных районов, маршруты прокладывались через разные, достаточно контрастные местоположения. В «поле» выходили двумя группами, результатами наблюдений группы обменивались в процессе камеральной обработки полевых данных. Главным итогом полевого обследования было выявление на местности маркеров официальных границ города; определение границ территории, фактически отвечающей функциональному определению города и воспринимаемой по внешним признакам как «городская»; определение экологических границ территории, которая испытывает «городскую» нагрузку и деструктивное, экологически неблагоприятное влияние города на

вмещающие ландшафты [10; 11]. Таким образом, на подготовительном этапе студенты получали представление о городской территории вообще и территории города Вологды в частности как отличном от окружающего пространства объекте геоэкологических исследований.

Содержание следующего раздела «Город и ландшафт» включало изучение истории формирования и последовательности освоения природных комплексов города Вологды, исследование интенсивности их хозяйственного использования, выявление структуры и состояния экологического каркаса города, анализ влияния природных ландшафтов на экологическую ситуацию. На практике этот раздел программы осваивался параллельно с обязательным для комплексной практики по физической и экономической географии анализом функционально-планировочной структуры города, который дополнялся геоэкологическими аспектами. Полевые работы включали изучение элементов функционально-планировочной структуры; состава, характера размещения и влияния промышленных зон на экологическое состояние; выявление транспортного каркаса, определение интенсивности транспортных потоков и оценки влияния автотранспорта на загрязнение воздуха; изучение инфраструктуры, социальной структуры и рекреационного пространства города.

Одним из полевых методов было комплексное геоэкологическое профилирование. Выбор и обоснование выбора линии профиля проводились студентами самостоятельно и подразумевали изучение дополнительной литературы и имеющихся на кафедре фондовых материалов. Построенные профили и карты функционально-планировочного устройства микрорайонов города были сопоставлены студентами с картами ландшафтной структуры, картами загрязнения воздуха и почв. Результатами геоэкологического анализа стали карты геоэкологической оценки условий проживания населения и экологического каркаса городской территории.

В процессе изучения функционально-планировочной среды и характера застройки студентами выполнялись групповые и индивидуальные геоэкологические исследования. Вот тематика некоторых из них:

- изучение и анализ почвенно-грунтового покрытия и оценка интенсивности хозяйственного использования территории;

- определение влияния застройки на скорость ветра и выделение зон с различной степенью ослабления скоростей ветра;

- выявление и анализ распределения источников вибрационного воздействия, определение зон с различной интенсивностью вибрационного воздействия;

- анализ распределения источников и выделение зон с различным уровнем шумового загрязнения;

- анализ размещения в ландшафтной и планировочной структуре исторических архитектурных доминат и определение зон наибольшего визуального загрязнения.

Кроме полевых работ, освоение этого раздела программы предполагало изучение по краеведческой и справочной литературе различных аспектов истории промышленного освоения территории города (отрасли, размещение) и преобразования ее гидрографической сети. Анализировались статистические данные о современной отраслевой структуре городской промышленности, о населении и трудовых ресурсах. По фондовым и опубликованным материалам [8] оценивались сведения о загрязнении воздуха, почв, вод и снежного покрова различными химическими элементами и соединениями. Полевые и камеральные работы чередовались с производственными экскурсиями на предприятия, которые определяют конфигурацию и состав современных промышленных зон, а также на автотранспортные предприятия, которые определяют состав и распределение значительной части городских транспортных потоков.

В программу одной из практик вошел интересный по видам и характеру работ раздел «Прикладные аспекты геоэкологической оценки города», содержание которого строилось на изучении микрогеографических особенностей и качества городской территории как среды жизни. Одним из прикладных видов исследования был проект «Мой город», предусматривавший анализ узнаваемости города студентами в начале и в конце полевой практики. В основу проекта было положено использование адаптированных к условиям практики методов поведенческой географии, позволивших использовать личностный опыт формирования индивидуальных пространственных образов города.

В составе раздела «Прикладные аспекты ...» или как самостоятельная в ходе практики осваивалась тема «Мониторинг состояния и управление городской средой». Студенты сопоставляли, картографировали и обобщали информацию о качестве городской среды, получаемую во время встреч со специалистами и руководителями профильных служб, учреждений и организаций. На основе социологического опроса жителей была проведена типология микрорайонов города с точки зрения восприятия комфортности и экологичности условий проживания; полученная картина была сопоставлена с результатами объективной оценки.

В конце практики студенты выполняли контрольные исследования. На одной из геоэкологических практик в качестве обобщающей контрольной работы каждая бригада студентов получила задание

провести самостоятельные исследования и представить комплексную геоэкологическую характеристику одного из микрорайонов или небольшого по площади (несколько кварталов с прилегающими улицами) участка городской территории. Результаты были оформлены как бригадные отчеты, включающие комплект графических материалов и картосхем с аналитическими записками и общее заключение о состоянии и возможных способах оптимизации пространственной структуры. Другим вариантом такого задания было исследование улицы/микрорайона и оформление их экологического паспорта.

На другой практике итоговая проверочная работа была проведена в форме деловой игры «Новый город». Каждая бригада на основе изначально заданных параметров моделировала и презентовала «свой» город, демонстрируя возможности практического применения приобретенных в ходе практики знаний, умений и навыков. Творческий и практический характер задания вдохновил студентов на кропотливую и трудоемкую работу по созданию объемных макетов городов, характеризующихся рационально (с экологической точки зрения) организованной пространственной структурой.

Еще один вид работ, определяющий геоэкологический характер исследований, следует выделить особо - это картографирование. Студенты картографировали данные полевых наблюдений, разрабатывали оценочные карты и карты, отражающие зонирование территории по различным признакам. Перечислим некоторые из карт, вошедших в отчеты по геоэкологическим практикам: «Изменение территории г. Вологды с XV по XX вв.», «Границы города Вологды (административные, экологические, восприятийные)», «Оценка узнаваемости города студентами», «Интенсивность хозяйственного использования ландшафтов (по микрорайонам)», «Экологический каркас г. Вологды», «Функционально-планировочная структура (по микрорайонам)», «Промышленные зоны города», «Интенсивность движения автотранспорта по улицам города», «Транспортный каркас г. Вологды», «Сравнительная характеристика транспортных потоков в направлениях от центра и к центру города», «Загрязнение воздуха выхлопами автотранспорта на перекрестках города», «Оценка восприятия микрорайонов города (по признакам)», «Влияние городской застройки на степень ослабления скоростей ветра», «Уровень шума на улицах города Вологды», «Мнение населения об экологическом состоянии городской среды (по данным социологического опроса)». Кроме карт, результаты исследований в отчетах иллюстрируют геоэкологические профили, о которых уже говорилось, и разнообразные типы диаграмм, например по итогам соцопроса о

привлекательности / непривлекательности городских микрорайонов по разным признакам.

И, наконец, несколько слов об организации полевых исследований. В «невыездной» период практики проводились довольно большими группами (по 20-25 чел.) под руководством двух преподавателей. При таком составе было возможно проведение значительного объема полевых исследований, включая трудоемкие, такие как подсчет интенсивности транспортных потоков, и значительного объема картографических работ, а следовательно, и обобщения ощутимого объема полевых материалов. Как и на других практиках, работы велись в основном полевыми бригадами по 3-4 человека. В первой половине практики бригады выполняли одинаковые виды исследований в разных микрорайонах города, а затем данные разных бригад сводились воедино одной из бригад. В итоге каждая бригада обрабатывала, анализировала и оформляла результаты исследования всей территории по нескольким конкретным видам полевых работ, получая цельное, законченное представление о состоянии городской среды по тому или иному признаку. Часть работ проводилась индивидуально. Общие отчеты были объемными и содержали еще по 2-3 тома приложений.

Сегодня комплексные практики снова являются выездными, а элементы геоэкологических исследований, не в полном объеме, но входят в отдельные практики и даже теоретические дисциплины кафедры, в том числе по негеографическим направлениям подготовки. Например, последние несколько лет рабочие планы по направлению подготовки Биология и направленности (профилю) Биоэкология позволяли вводить в программу практических занятий по окончании теоретической дисциплины «Основы ландшафтоведе-ния» полевые маршруты по городской территории. В учебные планы студентов-биоэкологов уже много лет входит практикум на базе химических лабораторий университета, на котором обучающиеся отрабатывают на собранном в городе материале умения и навыки химического анализа состояния воздуха, почвы и воды. В обучении географов опыт геоэкологических исследований урбанизированной территории применяется более успешно также на «невыездных» практиках - комплексной по физической и экономической географии на отделении заочного обучения, на практиках по почвоведению и по геоморфологии при дневной форме обучения.

Урбоэкологические исследования остаются актуальными при подготовке бакалавров и еще более востребованными должны быть при подготовке магистров. Во ФГОС ВО по направлению подготовки 05.03.02 География [4] в разделе, определяющем сферу профессиональной деятельности выпускников, названы «комплексные экспе-

диционные и камеральные исследования по проблемам развития городов и территорий различного уровня, проведение географических и экологических экспертиз и диагностики проектов различного типа», а в перечне решаемых профессиональных задач - «проведение комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников» и «участие в оценке воздействий на окружающую среду, выявлении и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы, решении эколого-географических задач, связанных с устойчивым развитием под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников».

Список литературы

1. Геоэкологический анализ территории города Вологды [Текст, карты] / Вологод. гос. пед. ин-т; рук. Скупинова Е. А., Золотова О. А. - Вологда: ВГПИ, 1998. - 220 с.

2. Город - экосистема / Э. А. Лихачёва, Д. А. Тимофеев, М. П. Жидков и др. -М.: ИГАН, 1996. - 336 с.

3. Комиссарова Т. С., Макарский А. М. Полевые уроки по геоэкологии. -СПб.: Ленингр. обл. ин-т усоверш. учителей, 1995. - 163 с.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 07.08.2014 г. № 955 (ред. от 09.09.2015). - ЫКЬ: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/050302.pdf

5. Разработка и исполнение целевой комплексной программы «Экология г. Вологды». 4 тома [Текст, карты] / Вологод. гос. пед. ин-т; рук. Скупинова Е. А.; исполн.: Кац Д. Л. [и др.]. - Вологда: НИБ ВГПИ, 1991-1994. - 41 п. л.

6. Рельеф среды жизни человека (экологическая геоморфология): в 2 т. / отв. ред. Э.А. Лихачева, Д. А. Трофимов. - М.: Медиа-ПРЕСС, 2002. - 640 с.

7. Экология малого города. - Пущино: Центр биолог. исслед., 1982. -125 с.

8. Скупинова Е. А. Эколого-геохимический анализ состояния городской среды Вологды // Медико-пед. аспекты здоровья детского населения г. Вологды. - Вологда: ВГПУ, Изд-во «Русь», 1995. - С. 76-84.

9. Скупинова, Е. А., Кац Д. Л. Опыт и результаты работы по программе «Экология г. Вологды» // Экополис 2000: Экология и устойчивое развитие города: материалы III Междунар. конф. - М.: Изд-во РАМН, 2000. - С. 16-17.

10. Скупинова Е. А., Ширкова В. А. Границы города Вологды: геоэкологический анализ. - Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 4. - Вологда: Легия, 2003. - С. 477-484.

11. Скупинова Е. А., Сапареева О. В. Приусадебные хозяйства в границах города Вологды. - Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 4. - Вологда: Легия, 2003. - С. 485-495.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.