Научная статья на тему 'ГЕНИЙ МЕСТА: ОБРАЗЫ С.А. ЕСЕНИНА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ГЕНИЙ МЕСТА: ОБРАЗЫ С.А. ЕСЕНИНА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гений места / социокультурное пространство / культурно-образовательное подпространство / аксиологическое подпространство / информационное подпространство / коммуникативное подпространство / символы культуры / тексты культуры / коллективная память / genius of place / socio-cultural space / cultural and educational subspace / axiological subspace / information subspace / communicative subspace / cultural symbols / cultural texts / collective memory

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лыгорева Наталья Михайловна

Данная статья посвящена анализу форм локализации и функционирования феномена «гений места», персонифицированного образом С.А. Есенина, в культурных символах и текстах социокультурного пространства Рязанского региона. В контексте исследования социокультурное пространство, в структуре которого выделяются культурно-образовательное, аксиологическое, информационное, семиотическое и коммуникативное подпространства, рассматривается как совокупность социума, культурных символов пространственной среды и информационно-коммуникативной системы. В ходе работы была исследована деятельность рязанских учреждений образования и науки, культуры и искусства, общественных организаций, средств массовой информации в контексте увековечения коллективной памяти о С.А. Есенине и популяризации образа великого поэта – уроженца Рязанской земли. Также зрительные ландшафтные объекты, скульптурные и архитектурные сооружения, топонимы и эргонимы рассмотрены в качестве каналов и механизмов передачи информации внутри социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENIUS OF THE PLACE: THE IMAGES OF S.A. ESENIN IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SPACE

This article is devoted to the analysis of the forms of localization and functioning of the phenomenon of “the genius of place”, personified by the image of S.A. Esenin, in cultural symbols and texts of the socio-cultural space of the Ryazan region. In the context of the study, the socio-cultural space is considered as a set of society, cultural symbols of the spatial environment and an information and communication system, in the structure of which cultural and educational, axiological, informational, semiotic and communicative subspaces are distinguished. In the course of the work, the activities of Ryazan educational and scientific institutions, culture and art, public organizations, mass media were investigated in the context of perpetuating the collective memory of S.A. Esenin and popularizing the image of the great poet – a native of the Ryazan land. Visual landscape objects, sculptural and architectural structures, toponyms and ergonyms, outdoor advertising, etc. are also considered as channels and mechanisms for transmitting information within the socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «ГЕНИЙ МЕСТА: ОБРАЗЫ С.А. ЕСЕНИНА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УЕНИИ МЕСТА: ОБРАЗЫ С. А. ЕСЕНИНА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 821.161.1.09"19":37

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-169-179 Н.М. Лыгорева

Государственный музей-заповедник С. А. Есенина, с. Константиново, Рязанская область, Российская Федерация, e-mail: lygoreva.n@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу форм локализации и функционирования феномена «гений места», персонифицированного образом С. А. Есенина, в культурных символах и текстах социокультурного пространства Рязанского региона. В контексте исследования социокультурное пространство, в структуре которого выделяются культурно-образовательное, аксиологическое, информационное, семиотическое и коммуникативное подпространства, рассматривается как совокупность социума, культурных символов пространственной среды и информационно-коммуникативной системы. В ходе работы была исследована деятельность рязанских учреждений образования и науки, культуры и искусства, общественных организаций, средств массовой информации в контексте увековечения коллективной памяти о С. А. Есенине и популяризации образа великого поэта - уроженца Рязанской земли. Также зрительные ландшафтные объекты, скульптурные и архитектурные сооружения, топонимы и эргонимы рассмотрены в качестве каналов и механизмов передачи информации внутри социокультурного пространства.

Ключевые слова: гений места, социокультурное пространство, культурно-образовательное подпространство, аксиологическое подпространство, информационное подпространство, коммуникативное подпространство, символы культуры, тексты культуры, коллективная память.

Для цитирования: Лыгорева Н. М. Гений места: образы С. А. Есенина в современном социокультурном пространстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №3 (119). С. 169-179. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-169-179

Natalya M. Lygoreva

State Museum-Reserve of S. A. Esenin, Konstantinovo, Ryazan region, Russian Federation, e-mail: lygoreva.n@mail.ru

ЛЫГОРЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА - заместитель заведующего отделом научно-экспозиционной

и выставочной деятельности, Государственный музей-заповедник С. А. Есенина LYGOREVA NATALYA MIKHAILOVNA - Deputy Head of the Department of Scientific Exposition and Exhibition Activities, State Museum-Reserve of S. A. Esenin

THE GENIUS OF THE PLACE: THE IMAGES OF S. A. ESENIN IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SPACE

© Лыгорева Н. М., 2024

Abstract. This article is devoted to the analysis of the forms of localization and functioning of the phenomenon of "the genius of place", personified by the image of S.A. Esenin, in cultural symbols and texts of the socio-cultural space of the Ryazan region. In the context of the study, the socio-cultural space is considered as a set of society, cultural symbols of the spatial environment and an information and communication system, in the structure of which cultural and educational, axiological, informational, semiotic and communicative subspaces are distinguished. In the course of the work, the activities of Ryazan educational and scientific institutions, culture and art, public organizations, mass media were investigated in the context of perpetuating the collective memory of S.A. Esenin and popularizing the image of the great poet - a native of the Ryazan land. Visual landscape objects, sculptural and architectural structures, toponyms and ergo-nyms, outdoor advertising, etc. are also considered as channels and mechanisms for transmitting information within the socio-cultural space.

Keywords: genius of place, socio-cultural space, cultural and educational subspace, axiological subspace, information subspace, communicative subspace, cultural symbols, cultural texts, collective memory.

For citation: Lygoreva N. M. The Genius of the place: the images of S. A. Esenin in the modern socio-cultural space. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 3 (119), pp. 169-179. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-169-179

Сегодня представители разных наук уделяют большое внимание рассмотрению образов известных личностей и исторических событий, связанных с ними, в качестве основных факторов формирования культурной идентичности территорий и социокультурного пространства конкретного локуса, что связано, в первую очередь, с развитием культурного туризма.

Социокультурное пространство представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодействия социума, символов и коммуникации, в которой зафиксирована культурная память. Изучением концепта «социокультурное пространство» занимаются социологи, историки, философы, культурологи и др. Понятие «социокультурное пространство» ввёл в научный оборот П. Сорокин. Учёный указывает на многокомпонентность социокультурных явлений, которые включают в себя людей, нематериальные значения, моральные ценности и нормы, а также материальные носители: «Неточно говорить о социокультурных явлениях так, будто бы они состоят исключительно из людей; помимо людей они включают в себя нематериальные значения и их материальные носители как равно существенные и универсальные компоненты. Структура эмпирических социальных явлений, таким образом, состоит не из од-

ного, а из трёх компонентов» [11]. По Сорокину, структура социокультурного взаимодействия - это неразрывная триада личность - общество - культура, где личность определяется как субъект взаимодействия, общество - как совокупность взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами. А культура есть совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [11].

Большинство учёных, вслед за Сорокиным, рассматривают социокультурное пространство в контексте комплексного анализа территории с точки зрения неразрывной связи социальных и культурных компонентов общественного бытия через триаду «личность - общество - культура». Т. О. Гаврилина даёт следующее определение термину «социокультурное пространство»: «Это пространство, где культурные образцы находят выражение в социальных практиках, а социальные практики закрепляются институтами и находят отражение в определённой культурной форме» [4]. С. Н. Толстенко предлагает рассматривать социокультурное пространство конкретной территории как систему взаимодействия и коммуникации

на семантическом и символическом уровнях. По его определению социокультурное пространство - это система информационно-коммуникативных оснований социальной деятельности, воплощённой в разнообразных знаково-символических социальных практиках, локализованных в определённых социальных границах. Границы социокультурного пространства, в свою очередь, соответствуют государственному и административному территориальному делению [12].Следовательно, можно говорить о социокультурном пространстве страны, региона, города и других административных территорий [4]. Но при этом следует отметить, что элементы социокультурного пространства отдельных локусов не есть нечто замкнутое, а соотносятся с элементами общенародного социокультурного пространства.

В контексте данного исследования социокультурное пространство понимается как совокупность социума, культурных символов, интегрированных в конкретную пространственную среду, коммуникации и информации в территориальных границах Рязанского региона. Будем выделять, вслед за Т. О. Гаврили-ной, в структуре социокультурного пространства (в пределах границ локуса) культурно-образовательное, аксиологическое, информационное, семиотическое и коммуникативное подпространства [4] и фиксировать внутри них образы С. А. Есенина, функционирующие в качестве «гения места».

Исследуя культурно-образовательное подпространство региона, прежде всего обратим внимание на музеи, посвященные выдающемуся поэту, как на центры формирования локальной культурной идентичности [10]. Следует отметить, что помимо Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, который является ведущим учреждением, хранящим память о поэте и популяризирующим его творческое наследие, в качестве культурных текстов в регионе функционируют пять музеев, посвящённых жизни и творчеству рязанского лирика.

С 2005 года в Рязанском государственном университете, носящем имя прославленного

земляка и играющем важную роль в деле увековечения памяти о поэте, функционирует единственный на сегодняшний день университетский музей С. А. Есенина. В экспозиции представлены фотографии, рукописи и документы, освещающие основные этапы жизни и творчества выдающегося лирика. Кроме того, на базе учреждения создан научно-методический центр по изучению и пропаганде есенинского наследия; ежегодно проводятся Международные научные конференции и Межрегиональный фестиваль научного и литературно-художественного творчества студентов «Есенинская весна».

Очередной формой сохранения и транслирования памяти о С. А. Есенине в Рязанском государственном университете стало создание в 2020 году Международного Есенинского культурно-образовательного кластера, объединяющего учреждения, которые носят имя великого русского поэта, а также научные и творческие коллективы по всему миру, изучающие и популяризирующие творческое наследие поэта. Соответствующие материалы размещаются на цифровой платформе в сети Интернет, благодаря чему данный проект выходит за рамки регионального и доступен широкой аудитории.

Но наряду с масштабными выставочными и просветительскими проектами, реализуемыми Государственным музеем-заповедником С. А. Есенина и РГУ имени С. А. Есенина стоит отметить деятельность и других региональных учреждений.

Так, говоря о сфере образования, отметим, что в городе действуют два школьных музея, посвящённых поэту. Экспозиции размещаются на базе рязанских общеобразовательных школ № 43 и № 69. Примечательно, что, несмотря на отсутствие прямой символической связи с именем С. А. Есенина, в данных школах ведётся большая работа по изучению творчества поэта и проводятся разнообразные культурно-просветительские мероприятия, направленные на сохранение культурной памяти о великом земляке.

С 1995 года выставка, посвящённая С. А. Есенину, действует в Центральной городской библиотеке, носящей имя прославленного земляка. Данная экспозиция носит литературно-краеведческий характер: основу коллекции составляют есениноведческие издания с автографами авторов, фотографии, картины и скульптуры, посвящённые поэту, сувенирная продукция. В библиотеке проводятся выставки, экскурсии, литературные чтения и конкурсы, концерты, посвящён-ные биографии и творчеству С. А. Есенина. В 2020 году в рамках празднования 125-летия С. А. Есенина в библиотеке открылся визит-центр для гостей города и был презентован проект «Есенинские места на карте города Рязани». Авторами разработан туристический маршрут по городским локациям, так или иначе связанным с именем поэта. Наряду с объектами, где бывал С. А. Есенин и которые сегодня транслируют память об этих событиях посредством мемориальных досок, в буклете-путеводителе отмечены скульптурные образы поэта, расположенные в городском пространстве. Также приводится информация об учреждениях культуры и образования, предприятиях общественного питания и жилом комплексе, в названии которых фигурирует имя знаменитого земляка. Кроме того, в карте отмечены музеи и Государственный архив Рязанской области, где хранятся предметы, связанные с личностью С. А. Есенина.

Как мы видим, центральная городская библиотека не просто ведёт культурно-просветительскую работу, присущую подобным учреждениям, но и расширяет свою деятельность в сторону туристической сферы, что, безусловно, стало возможным благодаря символической связи с именем С. А. Есенина.

Ещё одна коллекция артефактов, связанных с творчеством С. А. Есенина, хранится и презентуется на площадке «Есенин-центр». Эта культурно-активистская институция, созданная по инициативе известного писателя, уроженца Рязанской земли Захара Прилепина, действует в Рязани с 2020 года и позиционируется как «творческое пространство для всех

жителей города и штаб-квартира местных активистов культуры» [8]. Основу коллекции составляют прижизненные издания произведений поэта, сборники 1930-х и 1940-х годов, книги, выпущенные на разных языках, труды есениноведов, произведения искусства, посвящённые С. А. Есенину. В отличие от экспозиций, обозначенных выше, основным акцентом выставки в «Есенин-центре» является не столько связь Сергея Есенина и Рязанской области, сколько транслирование образа «народного поэта».

Итак, перед нами наиболее яркие примеры функционирования образа С. А. Есенина в культурно-образовательном подпространстве региона. Можно отметить, что в большинстве случаев символическая связь с именем С. А. Есенина влечёт за собой расширение функционала учреждений. В первую очередь это касается сферы образования. Очевидно, что присутствует ярко выраженный региональный компонент, заключающийся в сохранении, транслировании и популяризации памяти о великом земляке посредством создания экспозиций и выставок, реализации проектов и проведение мероприятий, посвя-щённых С. А. Есенину. Пример Центральной городской библиотеки показывает, как учреждение культуры не просто ведёт характерную для него культурно-просветительскую деятельность, но и играет важную роль в формировании туристической привлекательности региона. В то же время о «Есенин-центре» можно говорить скорее как о маркере культурного пространства региона, связанного с именем поэта, нежели как об учреждении, деятельность которого связана с творчеством С. А. Есенина.

Рассматривая различные каналы и механизмы для передачи информации внутри социокультурного пространства, обратим внимание на локализацию образа С. А. Есенина в семиотическом подпространстве, представленном в зрительных ландшафтных объектах, к которым относятся скульптурные и архитектурные сооружения, названия улиц, наружная реклама и т. д.

Объектом нашего исследования являются скульптурные изображения поэта, находящиеся в общественном пространстве Рязанской области. Первый бюст С. А. Есенина работы скульптора Ивана Гавриловича Онищенко был установлен в 1958 году в здании Летнего театра имени Сергея Есенина (ныне Рязанская областная филармония). Незадолго до этого события композиционный портрет поэта экспонировался на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октября. Исследователи отмечают, что «скульптор достигает удивительно цельного пластического решения, создает образ большой эмоциональной лирической силы» [6]. Рязанские газеты того времени писали о торжественном открытии, на котором присутствовали родные, друзья поэта и литераторы [1]. Это было знаковое событие в истории региона, одна из первых попыток увековечения памяти о великом земляке в виде культурного символа.

В 1970 году на родине Сергея Есенина, в селе Константиново, появилась ещё одна работа Ивана Онищенко. Это было авторское повторение есенинского бюста, установленного в Рязани. Скульптура располагалась на территории музея, возле дома Есениных. Сейчас она размещается в одной из экспозиций музейного комплекса. Вот какой комментарий удалось обнаружить: «Бюст «живет» в есенинской усадьбе, связан с архитектурой, с планировкой и дома, и сада, и подворья. Полоса земли, шелест трав, деревьев на ветру, поворот головы в сторону родительского дома, как часть торжествующей вечной природы, - беломраморный бюст поэта, глаза, приглашающие из дома родителей по тропинке, выложенной плиткой, сюда, к бюсту - положить цветы в эти руки, сложенные на груди поэта, на высоком, в рост человека, постаменте. Сороковой год «живет» в своей деревенской усадьбе «Есенин» Онищенко. И идет к нему нескончаемый поток людской» [6]. Данный пример показывает, что благодаря своей символичности, скульптурные изображения зачастую становятся объектами поклонения.

В 1975 году на набережной реки Тру-беж был открыт памятник работы народного художника СССР А. П. Кибальникова, ставший одной из главных достопримечательностей Рязани. Во всех туристических изданиях о городе, начиная с 1976 года, встречаются изображения скульптуры. На наш взгляд, символично, что Сергей Есенин изображён с распахнутыми объятиями в сторону заокских далей, олицетворяющих ту красоту природы, которую неустанно воспевал поэт. Уже в 1980 году была признана символическая значимость данной скульптуры для города, и в числе прочих она была изображена на мозаичном панно в одном из подземных переходов. Как отмечает краевед И. Канаев, «стиль мозаик (майолика) определялся на худсовете города, на котором присутствовал главный художник Рязани. Мозаики утверждались в два этапа: на градостроительном совете и на художественном. Градостроительный совет их одобрил сразу, а в ходе художественного авторов попросили разнообразить тематику. Раньше был вид одного лишь кремля, потом туда добавили главные виды города» [5]. На сегодняшний день данный скульптурный объект является одним из наиболее узнаваемых образов и визитной карточкой Рязани, о чём свидетельствуют публикации в СМИ, информация в путеводителях по региону, многочисленные изображения на сувенирной продукции и городских объектах. Сегодня памятник С. А. Есенину на набережной реки Трубеж - центр парковой зоны, ставшей излюбленным местом отдыха рязанцев и гостей города. Именно здесь проходят торжественные митинги, по-свящённые дню рождения великого русского поэта; сюда приезжают свадебные процессии, и молодожёны, по традиции, возлагают цветы к памятнику. Как и в советское время, скульптурное изображение С. А. Есенина работы А. П. Кибальникова - визитная карточка Рязани, архитектурная доминанта, ставшая символом города и местом поклонения почитателей есенинского творчества.

В 1975 году на центральной улице города Спас-Клепики был открыт бюст С. А. Есенина работы В. И. Епихина. Табличка, расположенная на постаменте, гласит: «В нашем городе в 1909-1912 гг. жил и учился русский поэт Сергей Есенин». В данном случае перед нами семиотический маркер пространства, несущий в себе не только символический смысл, но и конкретную историческую информацию.

В 1985 году состоялось открытие бюста С. А. Есенина работы А. П. Усаченко в Рязанском государственном педагогическом институте (ныне - Рязанский государственный университет) в связи с присвоением учреждению имени поэта.

Другая, не менее интересная, работа этого же мастера в соавторстве с архитектором Н. Н. Истоминым - скульптурное изображение, установленное в городском парке в 1995 году. Интересна предыстория этого события. Бронзовый бюст был создан Антониной Усаченко в 1975 году к 80-летию со дня рождения С. А. Есенина. Первоначально скульптуру планировалось установить рядом с вокзалом «Рязань-2». В этом случае она стала бы архитектурной доминантой территории с яркой символичностью, в полном смысле - символом города. Но по стечению обстоятельств бюст знаменитого земляка был установлен на его малой родине, в селе Кон-стантиново, и на протяжении двадцати лет располагался на территории музейного комплекса. «И часто можно было видеть, как пытливо вглядывались в лицо поэта люди, обходя памятник. Все-таки это другой Есенин. Взгляд его сосредоточенный, серьезный. Есенин, думающий, погруженный в мысли, немного склонил голову вниз. Словно вглядывается в людей, пришедших поклониться поэту. И такая знакомая светлая грусть в его глазах, такая «нежность грустная русской души». Точно он понимал, что случилось с установкой памятника здесь, в Костантиново, а не в Рязани у вокзала «Рязань-2». И то, что газеты охотно помещали снимок этого бюста Есенина, но ничего не сообщали об авторе, истории открытия памятника, словно тоже было ве-

домо ему» [6]. К 100-летию поэта бюст был перенесен в областной центр и установлен недалеко от здания Рязанской областной филармонии (бывшего театра имени С. Есенина). На сегодняшний день этот объект является неотъемлемой частью внешнего облика Рязани и маркером городского пространства, связанным с великим земляком.

В 2005 году по инициативе ОАО «РЖД» открыт памятник С. А. Есенину работы скульпторов А. Гудко, М. Сотникова и архитектора В. Иванова в селе Старолетово Рыбновского района. Скульптурное изображение располагается перед зданием вокзала на станции Ди-вово Московско-Рязанской железной дороги. Отсюда рязанский лирик отправлялся в Москву и Петроград, сюда прибывал, когда возвращался на родину. Возможно, именно это хотели подчеркнуть авторы, изображая поэта в рубахе-косоворотке, со снятым и небрежно накинутым на плечо пиджаком. Это своего рода аллегория свободы и спокойствия, которое ощущает С. А. Есенин на родной земле. Несмотря на то, что на постаменте нет никакой информации, кроме подписи «Сергей Есенин», скульптура, безусловно, является символическим маркером пространства.

В 2007 и в 2009 годах на территории Государственного музея-заповедника С. А. Есенина были установлены две работы Народного художника РСФСР А. А. Бичукова. Первая скульптура появилась на родине поэта -в селе Константиново, на усадьбе Есениных. Вторая - возле здания второклассной учительской школы в городе Спас-Клепики, где учился юный поэт.

Таким образом, на территории Рязанской области нами зафиксировано девять скульптурных образов, являющихся культурными символами, связанными с увековечением памяти о С. А. Есенине и выступающими механизмом социокультурной коммуникации в границах локуса. Одни из них указывают на связь места и биографии великого земляка и транслируют информацию об этом; другие выступают в качестве культурных кодов территории, фиксирующих коллективную память о поэте.

Наравне с крупными ландшафтными образами коллективная память о С. А. Есенине локализуется и фиксируется в мемориальных досках. Некоторые учёные предлагают даже сравнивать мемориальные таблички со СМИ, поскольку мемориальный текст, заложенный в них, способствует социализации человека, создавая и ретранслируя социокультурные стереотипы общества [2].

Первая мемориальная доска с упоминанием С. А. Есенина появилась в 1956 году на здании летнего театра (ныне - Рязанская областная филармония, ул. Ленина, д. 26). Следует отметить, что она не несла в себе никакой информации о поэте или о его связи с Рязанью. Текст гласил: «Театр имени Сергея Есенина. Построен коллективом строительного управления № 2 Министерства строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, при активном участии строительных организаций, промышленных предприятий и трудящихся г. Рязани. Начальник строительства - инженер Кобцев Е. Ю. Проект архитекторов Рязанской областной проектной конторы. Строительство начато 20 мая и окончено 30 октября 1956 года». В данном случае мы видим, что культурный текст связан с личностью С. А. Есенина опосредованно.

Начиная с 2005 года, по инициативе историка-краеведа Ю. В. Блудова, установлены мемориальные таблички, несущие в себе информацию о пребывании Сергея Есенина в городе Рязани. Первая из них была установлена 28 декабря 2005 года на фасаде здания Рязанской областной детской библиотеки (ул. Почтовая, д. 63). На гранитной доске текст следующего содержания: «В этом здании с 1912 по 1917 гг. находился электрический театр «ДАРЬЯЛЫ», который летом 1917 года посетил великий русский поэт Сергей Александрович Есенин». В 2010 году появилась мемориальная доска на здании, в котором до революции располагалась редакция газеты «Рязанские губернские ведомости» (ул. Соборная, д. 21). В тексте отражена подробная информация о пребывании Сергея Есенина по этому адресу: «Здесь до революции

размещались типография и редакция газеты «Рязанские губернские ведомости», где летом 1912 года бывал великий русский поэт Сергей Александрович Есенин с целью публикации своего первого стихотворного сборника «Больные думы»». В том же 2010 году была установлена мемориальная табличка на бывшем здании Рязгубчека (ул. Ленина, д. 46) в память о событии, в котором поэт выступил в качестве народного заступника: «Сюда, в Рязанскую губернскую чрезвычайную комиссию, летом 1918 г. обращался великий русский поэт Сергей Александрович Есенин с ходатайством об освобождении односельчан, задержанный сотрудниками ЧК». Четвёртая, самая значимая, по признанию Ю. В. Блудова [3], памятная доска была установлена на фасаде здания, где размещалось Рязанское уездное по воинской повинности присутствие (ул. Горького, д. 98) следующего содержания: «В этом здании бывшего Калининского товарищества, где в период Первой мировой войны размещалось Рязанское уездное по воинской повинности присутствие, в мае 1915 года призывался на военную службу великий русский поэт Сергей Есенин». В центре города Рязани на фасаде дома 1/70 по улице Ленина размещается ещё одна мемориальная доска, не связанная напрямую с личностью С. А. Есенина, но сообщающая о важном факте сохранения в социокультурном пространстве региона коллективной памяти о великом земляке. Мраморная табличка гласит: «Улица Есенина /бывшая Ряжская/. С 19 июня 1965 г. носит имя великого русского поэта, уроженца Рязанской земли Сергея Александровича Есенина». Таким образом, на сегодняшний день в Рязани установлено пять мемориальных памятных досок, связанных с именем С. А. Есенина, которые являются своеобразными маркерами городского пространства. Четыре из них транслируют информацию о пребывании поэта в Рязани и одна - о факте мемориализации имени великого земляка в городском социокультурном пространстве.

Одним из ярких примеров функционирования образа Сергея Есенина в семиотиче-

ском подпространстве региона является факт локализации имени поэта в региональных топонимах. В Рязанской области имя Сергея Есенина носят улицы в пятнадцати населённых пунктах: в областном и районных центрах (Рязань, Рыбное, Пронск, Спас-Клепики, Спасск, Тума, Кораблино); в селах и поселках (Криуша, Ласковский, Дубровичи, Октябрьский); в деревнях (Требухино, Селезеново, Бобровинки) и коттеджном посёлке («Сказка в лесу»). Помимо этого, в селе Криуша Кле-пиковкого района нами обнаружены 1-й и 2-й переулок Есенина.

Наряду с топонимами наиболее распространённым образом фиксации культурной памяти в социокультурном пространстве являются эргонимы. Нами зафиксированы случаи трансформации фамилии великого земляка в названия учреждений сфер образования и культуры, социальной сферы и сферы обслуживания. Первое учреждение в Рязанской области, которому в 1956 году было присвоено имя великого поэта, стал летний театр в областном центре (ныне - Рязанская областная филармония). На сегодняшний день официально имя С. А. Есенина в наименовании учреждения не фигурирует, но инициативная группа во главе с Ю. В. Блудовым ведёт работу по возвращению исторического названия. Появление эргонима «Театр имени Сергея Есенина» стало знаковым этапом в деле увековечения памяти о поэте не только в пределах регионального социокультурного пространства, но и в масштабах государства, поскольку это первый случай в СССР, когда учреждению культуры присвоено имя великого уроженца Рязанской земли. После данного события на протяжении трёх десятилетий в Рязанской области имя С. А. Есенина не присваивалось. Возрождение интереса к образу поэта как социально-культурному символу региона наблюдается в 1980-х годах. В 1985 имя Сергея Есенина было присвоено Рязанскому педагогическому институту (ныне Рязанский Государственный университет имени С. А. Есенина), а в 1988 году - Центральной городской библиотеке. Примечательно, что

в последние несколько лет наблюдается тенденция использовать сокращенное название «Есенинка» (по аналогии с Ленинкой) в разговорной речи горожан и в региональных СМИ, что, на наш взгляд, говорит об устоявшемся восприятии данного эргонима. Интересно, что фамилия Есенин, которая фигурирует в названии библиотеки, отражена и в наименовании телестудии, функционирующей на её базе с 2020 года. В данном случае эргоним отражает скорее принадлежность к учреждению, нежели содержательное наполнение, поскольку деятельность телестудии «Есенин» не связана напрямую ни с сохранением памяти о поэте, ни с изучением его творческого наследия: проводятся прямые трансляции, ведутся записи творческих встреч, а также создаются документальные фильмы и телепередачи о культурной жизни Рязанского региона.

С 2007 года Кузьминская средняя школа, которая расположена в Рыбновском районе Рязанской области, недалеко от села Констан-тиново, также носит имя великого земляка. Хотя на базе данного учебного заведения (в отличие от рязанских школ) нет музея или выставки, посвящённой поэту, в ней также ярко выражен региональный компонент: проводятся культурно-просветительские мероприятия, связанные с творчеством С. А. Есенина.

Следует отметить, что на сегодняшний день большую популярность получает эргоним «Есенин» в учреждениях сферы обслуживания. В большинстве случаев в качестве регионального бренда и как элемент туристического бизнеса. В Рязани существует гостиница «Есенин», одноимённый ресторан на центральной улице города и таксопарк, носящий имя поэта. Но примеры использования имени поэта в коммерческих целях нами зафиксированы не только в пределах областного центра. На трассе М6 «Каспий», недалеко от города Михайлова, именем рязанского лирика назван придорожный комплекс. В этом случае владельцы не ограничились только использованием эргонима. Для привлечения внимания на прилегающей территории также размещен баннер с портретом поэта.

При этом следует отметить, что написание фамилии Есенин может варьироваться. Так, например, один из жилых комплексов в Рязани назван «Есенинъ», но отсылка к образу великого поэта очевидна. В этот список можно включить и кафе «Ясень», в названии которого, хотя и опосредованно, фигурирует образ знаменитого земляка. Основанием для соотнесения данного эргонима с именем С. А. Есенина служит, во-первых, тот факт, что на вывеске присутствует портретное изображение поэта; во-вторых, по одной из версий, данная фамилия восходит к названию дерева, которое считалось священным у славян: «Фамилия Есенина - русская-коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, Осень, Ясень, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками» [9]. Исходя из выше обозначенных фактов, рассмотрение данного эргонима в качестве примера локализации образа С. А. Есенина вполне правомерно. Список примеров использования образа знаменитого земляка в качестве локального бренда можно дополнить наружной рекламой, в которой не фигурирует непосредственно имя или фамилия поэта, но используется узнаваемый портретный образ. При этом довольно часто наблюдается явное несоответствие деятельности объекта с используемым в качестве рекламы известным образом. В качестве примеров можно привести пункт быстрого питания в городе Рыбное, на фасаде которого изображена композиция из портрета С. А. Есенина и лошади, и кофейню в центре Рязани, на вывеске которой в одном ряду с напитками и десертами обнаруживается и изображение всемирно известного земляка. Но, несмотря на абсурдность данных фактов, они, очевидно, являются формами функционирования и локализации образа С. А. Есенина в социокультурном пространстве.

Информационно-коммуникативное подпространство включает в себя научные, профессиональные, деловые коммуникации в локациях региона, СМИ, информационные туристические ресурсы и сеть Интернет. Данные компоненты играют важную роль в социально-пространственной организации региона и в развитии социальной, политической, экономиче-

ской и культурной сфер жизни. Практически во всех, выше обозначенных составляющих данного подпространства, отмечается активное функционирование образа С. А. Есенина, локализованного в различных объектах регионального социокультурного пространства.

Как показал анализ Интернет-ресурсов, СМИ и печатных изданий туристической направленности, выпускаемых с 1950-х годов и по сегодняшний день, Рязанскую область, прежде всего, ассоциируют с именем Сергея Есенина [7]. В материалах с разной степенью подробности описываются экспозиции Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, который находится в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области; предоставляемые туристические услуги; приводятся краткие факты из биографии поэта; даётся информация о маркерах городского пространства Рязани, связанных с увековечением памяти о Сергее Есенине. Следует отметить, что в подавляющем большинстве публикации представляют собой примеры культурно-индустриального подхода, где образ поэта, в первую очередь, рассматривается с точки зрения маркетинга и брендирования.

Итак, нами отмечены примеры функционирования феномена «гений места», персонифицированным образом С. А. Есенина, в социокультурном пространстве Рязанского региона и его локализации в символах и текстах культурно-образовательного, семиотического и информационно-коммуникативного подпространств.

При анализе культурно-образовательного подпространства города Рязани нами выявлено пять постоянно действующих экспозиций, три из которых базируются в учебных учреждениях, одна в библиотеке и одна в общественной организации. При этом стоит отметить, что не все эти культурные тексты возникли благодаря символической связи с «гением места». Так, лишь в трёх случаях выше обозначенные учреждения носят имя прославленного земляка: Рязанский государственный университет, Центральная городская библиотека и «Есенин-центр». В общеобразовательных школах города, где сформированы музеи, посвящённые поэту, сохранение

памяти о знаменитом уроженце Рязанской земли широко представлено в качестве регионального компонента.

В семиотическом подпространстве образ поэта локализован в визуальных ландшафтных образах и культурных текстах. К ним относятся скульптурные объекты, мемориальные доски, топонимы и эргонимы, связанные с личностью знаменитого уроженца Рязанской области. На территории региона зафиксировано девять скульптурных изображений С. А. Есенина. Два из них расположены в центре Рязани, пять -в населённых пунктах, связанных с биографией поэта, и два - в учреждениях, носящих его имя. Первые являются неотъемлемой частью городского пространства и узнаваемыми достопримечательностями; вторые - смысловыми доминантами территорий; третьи известны лишь локально, но все они выступают маркерами территории, несущими коллективную память об известном земляке.

Наиболее информативными культурными текстами, в которых зафиксирована коллективная память, являются мемориальные доски, установленные на городских объектах. Их можно разделить на два вида: те, которые транслируют информацию о пребывании С. А. Есенина в Рязани и те, в которые рассказывают об увековечении памяти о поэте.

Среди форм локализации коллективной памяти о знаменитой личности в социальном пространстве наиболее распространены топонимы и эргонимы. Так, в Рязанской области в честь великого земляка названы улицы в пятнадцати

населенных пунктах и три государственных учреждения. Стоит отметить и активное использование имени поэта в качестве инструмента маркетинга. В данном случае «Есенин» - это локальный бренд, который фигурирует в рекламе и названиях предприятий сферы обслуживания и туризма. Сложно дать однозначную оценку данному явлению, но это, безусловно, является одной из форм социальной коммуникации.

Тенденция использования известного образа в целях повышения туристической привлекательности региона отмечается и в большинстве зафиксированных текстов информационно-коммуникативного подпространства. При этом в качестве бренда выступает не только личность С. А. Есенина, но и его малая родина - село Кон-стантиново, и культурные символы, транслирующие память о великом земляке.

Таким образом, проведенное нами исследование бытования образов С. А. Есенина в современном социокультурном пространстве Рязанского региона показывает, что С. А. Есенин - как символ и как текст культуры - обладает всеми чертами «гения места» и транслирует его характеристики в социокультурное пространство населённых пунктов. В целом в Рязанском регионе наблюдается активная деятельность по увековечению памяти о Сергее Есенине, по мемориали-зации мест, связанных с его именем, изучению и популяризации творческого наследия поэта. И это, несомненно, является положительным фактором развития социокультурного пространства Рязанской области и формирования региональной идентичности.

Список литературы

1. Анфимов С. Д. Ясное имя поэта (образ С. А. Есенина в работах скульптора И. Г. Онищенко) // Современное есениноведение. 2009. № 11. С. 102-107.

2. Беседина Е. А., Буркова Т. В. «Город должен говорить...»: мемориальная доска как знак коммеморации и коммуникации в социокультурном пространстве // Люди и тексты. «Заказ» на историю? Актуализация информационного пространства прошлого: исторический альманах Международной научной конференции. Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2014. С. 150-174.

3. Блудов Ю. В. О есенинских местах в городе Рязани // Современное есениноведение. 2020. № 1. С. 83-89.

4. Гаврилина Т. О. Социокультурное пространство города: структура, функции // Вестник Сургутского педагогического университета. 2019. № 2. С. 196-205.

5. Краевед: «Мозаики в рязанском переходе - подарок к Дню города» // Рязанские новости. [Электронный ресурс] URL: https://ryazannews.ru/fn_723618.html

6. Кузнецова В. Е. С думой о Есенине: сборник статей. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2009. 318 с.

7. Лыгорева Н. М. Советский и постсоветский Есенин: трансформация образа «гения места» в локальной социальной памяти // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2020. № 2. С. 47-58.

8. При участии «Добровольцев культуры» ОНФ власти Рязани выделили здание под «Есенин Центр» // Рязанские ведомости. [Электронный ресурс] URL: https://rv-ryazan.ru/pri-uchastii-dobrovolcev-kultury-onf-vlasti-ryazani-vydelili-zdanie-pod-esenin-centr/

9. Самоделова Е. А. Антропологическая поэтика С. А. Есенина: Авторский жизнетекст на перекрестье культурных традиций. Москва: Языки славянских культур, 2006. 920 с.

10. Саркисов В. А., Саркисова Е. Г. Музей в социокультурном пространстве современного города // Культурологический журнал. 2020. № 3 (41). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ muzey-v-sotsiokulturnom-prostranstve-sovremennogo-goroda

11. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. Москва: Политиздат, 1992. 543 с.

12. Цукерман В. С. Единое социокультурное пространство: аспекты рассмотрения // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2. С. 49-55.

*

Поступила в редакцию 29.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.