Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдиримов А.Ф., Озманян Ю.З.

Генезис музыкального творчества как интеллектуальной собственности имеет долгую и продолжительную историю, хоть и большую часть своего становления не имел отдельного регулирования в силу сокрытия данного объекта авторского права за общим термином «художественного произведения». Его многовековая история, путь развития и современная модель говорит о его разносторонности и сложности, которая при технологическом прогрессе потребовала отдельного правового регулирования. Современное законодательство должно отвечать реалиям как основной нашего времени как главный регулятор общественных отношений, возникающих при создании и использовании результатов музыкального труда, и богатая история правового регулирования рассматриваемого объекта авторских прав может помочь в своевременной и эффективной стабилизации правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF LEGISLATION ON THE PROTECTION OF RIGHTS TO MUSICAL WORKS

The genesis of musical creativity as intellectual property has a long and long history, although for most of its formation it did not have a separate regulation due to the concealment of this copyright object behind the general term "artistic work". Its centuries-old history, the path of development and the modern model speak of its versatility and complexity, which, with technological progress, required separate legal regulation. Modern legislation should meet the realities as the main one of our time as the main regulator of social relations arising from the creation and use of the results of musical work, and the rich history of legal regulation of the copyright object in question can help in the timely and effective stabilization of legal relations.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А.Ф. Абдиримов, магистрант Ю.З. Озманян, студент

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-157-161

Аннотация. Генезис музыкального творчества как интеллектуальной собственности имеет долгую и продолжительную историю, хоть и большую часть своего становления не имел отдельного регулирования в силу сокрытия данного объекта авторского права за общим термином «художественного произведения». Его многовековая история, путь развития и современная модель говорит о его разносторонности и сложности, которая при технологическом прогрессе потребовала отдельного правового регулирования. Современное законодательство должно отвечать реалиям как основной нашего времени как главный регулятор общественных отношений, возникающих при создании и использовании результатов музыкального труда, и богатая история правового регулирования рассматриваемого объекта авторских прав может помочь в своевременной и эффективной стабилизации правоотношений.

Ключевые слова: авторское право, интеллектуальная собственность, возникновение и развитие законодательства об охране музыкальных произведений.

С первобытных времен зарождалось искусство и одним из таковых видов искусств является музыка, которая с каждым этапом развития общества занимала все большее место в культуре и головах людей. И хоть любое художественное произведение есть плод умственных и духовных составляющих человека, оно порождало, порождает и будет порождать общественные отношения, которые необходимо регулировать правом, поскольку любое музыкальное произведение не только удовлетворяет духовные потребности, но и может удовлетворить материальные потребности как создателя, так и его слушателей.

Но что такое музыка? Например, Музыкальная энциклопедия дает такое определение — «это вид искусства, отражающая действительность и воздействующая на человека с помощью осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, которые состоят в основном из тонов (звуков определенной высоты)» [1, с. 425].

Как уже было ранее сказано, что история музыки идет от древнейшего времени, в котором единственным способом создания и сохранения музыкального произве-

дения была знаковая фиксация с целью воспроизведения, сохранившийся и по сей день. Прослеживается связь вышесказанного с правовым регулированием, так как с момента как музыкальные произведения начали признаваться охраняемым объектом прав, их авторы не выделялись из числа прочих "сочинителей": правовой режим для литературного произведения и для музыкального, например нотной записи, был одинаковый. Иными словами, когда музыка имела объективную форму в виде текста, она и охранялась как текст. Право на использование произведений, проигрываемых механизмами, в тот период не отделялось от права собственности на сами механизмы [2, с. 86].

Говоря о генезисе охраны прав на музыкальные произведения, стоит отметить, что появление института авторского права в международно-правовой истории и правовое регулирование музыкальных произведений не одновременные события, поскольку изначально плоды музыкального творчества не относились к объектам авторского права, охраняемые на законодательном уровне как литературные, драматические и художественные произведения.

По нашему мнению, это может быть следствием того, что развитие музыки всегда зависело от технологического прогресса, которые постепенно предоставлял возможность увеличения масштабов звукозаписи. С совершенствованием технологий и развитием экономических отношений, начал возникать рынок музыкальной продукции, что является причиной, по которой законодателю пришлось признать музыкальные произведения охраняемыми объектами авторских прав.

И все же история музыкальных произведений как объектов авторских прав глубока, так уже с конца XV в. начинают выдаваться и привилегии на музыкальные произведения, это своего рода особое право, дарованное монархом на использование в правовом поле музыкальных трудов. 25 мая 1498 г. Оттавио деи Петруччи (изобретатель печатания нот подвижным шрифтом) получил первую привилегию на издание музыкальных сочинений. Привилегия, выданная Петру Равенскому, обычно считается в российской науке авторского права вообще первой из всех издательских привилегий [3, с. 31].

В дальнейшем мировой правовой истории не так часто звучали музыкальные произведения, как объекты авторских прав, до XX века они входили в понятие «художественных произведений». К примеру, В США законодательный акт, расширивший круг объектов авторских прав, где музыкальные произведения получили правовую охрану, вступил в силу только в 1909 г. Данный закон устанавливал за правообладателем публично исполнить произведение, после этого любое лицо, имеющее лицензию на пользование произведением, могло исполнять его, заплатив автору 2 цента за каждое исполнение [4, с. 16].

Первое упоминание музыкальных произведений в отечественных нормативно-правовых актах связывают с введением цензурного законодательства в Российской Империи в 1828-1830 годах, которое хоть и фактически несло запретительный характер, все же устанавливала охрану имущественных прав композиторов. Так, каждый композитор (в цензурном уставе они

входили в категорию «сочинитель) имел исключительное право на издание и продажу. Но, к сожалению, более полная регламентация охраны прав на музыкальные произведения было сформирована только в кодифицированном Своде законов Российской Империи в конце XIX века [5, с. 20].

Справедливо будет указать, что Россия того времени участвовала в конвенциях по интеллектуальной собственности, касавшиеся музыкальных произведений. Это были две конвенции, заключенные с Францией (1861 год) и с Бельгией (1862 год), идентичные по своему тексту и содержанию. В данных конвенция музыкальные сочинения понимались как охраняемые произведения ума или искусства, которым предоставлялся срок правовой охраны на время жизни автора и 20 лет после его смерти для его прямых наследников. Но участие в указанных конвенциях носило лишь формально-политический характер и закончилось в конце 19 века, так и не оставив никаких правовых последствий [3, с. 31].

С 1887 года все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской Империи в приложение к ст. 420 «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств», таким образом система привилегий преобразовалась в систему самостоятельных авторских прав. Примечание второе вышеупомянутого свода гласило: «Право собственности на произведения музыкальные называть собственностью музыкальной, коя закрепляется за автором и его наследниками». Отечественное правовое сообщество наконец увидело отдельное упоминание музыкальных произведений как объектов авторских прав. В данных нормах содержался запрет на исполнение чужих неизданных музыкальных произведений, кроме исполнения оперных произведений, исполнение которых могло быть только с согласия композитора [5, с. 23].

Как политическая ситуация, так и законодательное регулирование авторского права не отличались стабильностью, поэтому в период правления Николая II вышеупомянутые нормы о музыкальных

произведения были отмены введением «Положения об авторском праве» в 1911 году, регламентирующее более подробно правовую охрану музыкальных сочинений. Разработчики этого Проекта пришли к выводу, что право авторства должно раскрываться через художественную, литературную, музыкальную собственности [6, с. 15].

Положение 1911 года установила защиту прав авторов музыки, а именно право композитора на публичное исполнение, которое охранялось в случае указания на экземпляре произведения об оставлении этого права за собой (ст. 48 Положения). Композитор мог свободно, без договора с правообладателем, использовать для своего произведения текстом, "заимствованным в части или в целом из напечатанного уже литературного произведения", за исключением случаев, когда оно написано "именно с целью служить текстом для музыкального произведения" (ст. 45). Притом, согласно ст. 49 Положения для публичного исполнения музыкального произведения с текстом необходимо было лишь согласие композитора [2, с. 88].

При советской власти авторское право регулировалось Декретом Совета народных комиссаров (Совнарком) РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях" Декрет в ст.7 вводил ограничения авторского право, то есть прекращалось оно со смертью автора ("после смерти автора всякий причитающийся ему авторский гонорар становится государственным достоянием"). Данный декрет важен тем, что окончательно музыкальные произведения были признаны отдельным видом авторских прав, подлежащей правовой регламентации. Вышеупомянутое утверждение нашло свое подтверждение в ст. 4 Основ авторского права 1928 года, перечисляющая объекты авторских прав.

В послевоенные годы, с повсеместным распространением механического способа фиксации звука (фонограф, граммофон, патефон и т.п.) система интеллектуальный правоотношений усложнилась, и как обычно законодательство не было готово к этому. Так, действовавшие в СССР до

1964 г. (а частично даже до 1973 г.) Основы авторского права 1928 г. (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 16 мая 1928 г.) специальных норм не содержали, говоря лишь о правомерном издании произведения "соответствующим техническим способом" (ст. 14), и "закрывать брешь" был вынужден правоприменитель. Постановление 45 Пленума Верховного Суда СССР от 20 октября 1933 г. "О праве автора музыкального произведения на авторское вознаграждение при воспроизведении и распространении его произведений путем записи на граммофонную пластинку" констатировало, что "запись изданного в печатном виде музыкального произведения на граммофонную пластинку с размножением и выпуском в продажу этих пластинок есть новый, самостоятельный способ воспроизведения произведения автора" [7, с. 30].

Результатом усложнения системы отношений стало усложнение системы договоров, при помощи которой осуществлялось управление правами. С развитием отечественного законодательства (Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., дополнения и поправки к нему) система авторских договоров продолжала расширяться и под конец (после изменений, внесенных в Гражданский кодекс РСФСР в 1974 и 1987 гг.), по меткому выражению Д.В. Мурзина, "приобрела уже несколько пугающие размеры" [2, с. 92].

Началось наслоение правовых норм, порождающие коллизии и различного рода противоречия, в определенном смысле нормы, касающиеся музыкальных произведения, находились в «куче», которым к тому, же не разграничивались понятия музыкального произведения и его исполнения. Последствием стал тот факт, что отечественное законодательство не имело правовых механизмов регулирования отношений, связанных с музыкальными произведениями в цифровой эпохе. Законодатель располагал лишь модифицированными нормами образа 1911 года, регулирующие взаимоотношения правообладателей и пользователей путем заключения догово-

ров между пользователем и каждым правообладателем, что очевидно являлось неэффективным [8, с. 15].

Из такого плачевного положения права последовало массовое нарушение исключительных прав на музыкальные произведения пользователей, которые при всем желании не имели возможности легального пользования. «Спасательным кругом» стало решение законодателя обращения внимания на зарубежный опыт создания обществ, коллективно управляющие имущественными права, и лицензирования использования музыкальных произведений. Отсюда появление в Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" раздела IV "Коллективное управление имущественными правами", основное содержание которого в последующем было перенесено в часть четвертую Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 1242, 1243) [2, с. 93].

Стоит указать, что с изменением государственного строя России, изменился и подход к регулированию общественных отношений с помощью международно-правовых норм. Российская Федерация все чаще становилась участниками международных организаций и конвенций, направленные на повышение защиты интеллектуальной собственности, так в марте 1995 г. Россия присоединилась ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. (Парижской редакции) и Бернской Конвенции об охране литературных и ху-

дожественных произведений 1886 г. (в редакции Парижского акта 1979 г.).

Парижская редакция Всемирной Конвенции стала промежуточным этапом в ходе подготовки российского законодательства, а также иных гражданских институтов, для полного выполнения положений Бернской Конвенции, невзирая на то, что и первая, и вторая в редакции 1971. вступили в силу на территории России в одно и то же время. Это связано с вводимым Бернской Конвенцией режимом ре-троохраны, то есть восстановления сроков охраны музыкальных и прочих произведений. Бернская Конвенция к тому же ввела более высокий уровень охраны произведений, обнародованных за границей и предоставление авторской юридической охраны вне соблюдения каких-нибудь формальностей и принципа национального режима.

В 2004 г. внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [9]. С их помощью Закон: восстановил режим ретро-охраны, установленный Бернской Конвенцией, откорректировал сроки охраны произведениям и ввел новое так называемое «Интернет-право» для эффективного правового регулирования объектов авторского права в цифровом формате и тому подобное [10, с. 192]. Как указывалось ранее, в дальнейшем закон утратил силу при появлении 4 части Гражданского Кодекса РФ, объединивший более ранние нормативно-правовые акты и действующий по сего-

дняшний день.

Библиографический список

1. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия. - М: «Советская энциклопедия», «Советский композитор», 1973-1982. - 425 с.

2. Лисаченко А.В. Эволюция системы управления правами на музыкальные произведения в условиях развития технологий. // Российский юридический журнал. - 2018. - №4. -С. 86-87.

3. Матвеев А.Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Учебное пособие. - Пермь: Изд-во Перм. гос. нац. исслед. университета, 2015. -С. 31-33.

4. Дадян П.Г. Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование: дис. канд. юрид. наук. - М., 2015. - С. 16-20.

5. Болдырев С.И. Авторские права в современном информационно-телекоммуникационном пространстве Российской Федерации: гражданско-правовое регулирование и защита: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - Курск, 2017. - С. 20-22.

6. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Т. 2. Авторское право: Учебник - М.: Статут, 2017. - С. 15-17.

7. Алистратова М.Е. Авторское право на музыкальные произведения: дис. к.ю.н.: 12.00.03 - М., 2012. - С. 30-31.

8. Кован Д.В. Авторские права на музыкальные произведения и их защита по гражданскому праву Российской Федерации: дис. ... к.ю.н.: 12.00.03. - М., 2011. - С. 15-16.

9. Об авторском праве и смежных правах: закон Российской Федерации от 09.07.1993 г. №5351-1: в ред. 19.07.1995 г. // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст. 1242

10. Соловьев Р.В. Авторское право. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Ось-89, 2001. - 192 с.

THE GENESIS OF LEGISLATION ON THE PROTECTION OF RIGHTS

TO MUSICAL WORKS

A.F. Abdirimov, Graduate Student Yu.Z. Ozmanyan, Student Novosibirsk National Research State University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The genesis of musical creativity as intellectual property has a long and long history, although for most of its formation it did not have a separate regulation due to the concealment of this copyright object behind the general term "artistic work". Its centuries-old history, the path of development and the modern model speak of its versatility and complexity, which, with technological progress, required separate legal regulation. Modern legislation should meet the realities as the main one of our time as the main regulator of social relations arising from the creation and use of the results of musical work, and the rich history of legal regulation of the copyright object in question can help in the timely and effective stabilization of legal relations.

Keywords: copyright, intellectual property, the emergence and development of legislation on the protection of musical works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.