Научная статья на тему 'Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Сэмплирование'

Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Сэмплирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1612
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СЭМПЛИРОВАНИЕ / ОХРАНОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРЕРАБОТКА / NTELLECTUAL PROPERTY / COPYRIGHT / MUSIC WORKS / SAMPLING / PROTECTABILITY OF THE WORK / UNAUTHORIZED USE OF THE WORK / PROCESSING OF THE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рабизов А.Н.

В статье анализируются основные проблемы, являющиеся наиболее актуальными в сфере регулирования правоотношений, связанных с возникновением и защитой авторских и смежных прав на музыкальные произведения в современном мире, дается анализ изменений подходов к регулированию данных правоотношений в свете развития цифровых технологий. Особый акцент в научном анализе рассматриваемых правоотношений делается на такой неурегулированный российским авторско-правовым законодательством вопрос, как сэмплирование музыкальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF THE CROSS-BORDER REGULATION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN MUSIC. SAMPLING

The article analyzes the fundamental problems standing as the issues of current importance in the sphere of legal relationship regulation in emergence of copyright and related rights in music and its legal protection in the modern world. The article also analyzes the alteration in the legal approaches in regulation of such relationship from the standpoint of the digital technologies development. There is a special attention given to such legal issue undetermined in the Russian copyright legislation as the music sampling.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Сэмплирование»

ГУНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Андрей Николаевич РАБИЗОВ,

выпускник Международно-правового института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), стажер Коллегии адвокатов «Правовой диалог» andrey.rabizov@mail.ru 119019, Россия, г. Москва, Нащокинский пер., 10

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

СЭМПЛИРОВАНИЕ

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы, являющиеся наиболее актуальными в сфере регулирования правоотношений, связанных с возникновением и защитой авторских и смежных прав на музыкальные произведения в современном мире, дается анализ изменений подходов к регулированию данных правоотношений в свете развития цифровых технологий. Особый акцент в научном анализе рассматриваемых правоотношений делается на такой неурегулированный российским авторско-правовым законодательством вопрос, как сэмплирование музыкальных произведений.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, музыкальные произведения, сэмплирование, охраноспособность произведения, несанкционированное использование произведений, музыкальная переработка.

DOI: 10.17803/2311-5998.2016.28.12.194-201

© А. Н. Рабизов, 2016

A. N. RABIZOV,

graduate of the International Law Institute of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), An intern of the Bar Association «Legal Dialogue» andrey.rabizov@mail.ru 119019, Russia, Moscow, Nashhokinskiy, 10

THE MAIN FEATURES OF THE CROSS-BORDER REGULATION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IN MUSIC. SAMPLING

Review. The article analyzes the fundamental problems standing as the issues of current importance in the sphere of legal relationship regulation in emergence of copyright and related rights in music and its legal protection in the modern world. The article also analyzes the alteration in the legal approaches in regulation of such relationship from the standpoint of the digital technologies development. There is a special attention given to such legal issue undetermined in the Russian copyright legislation as the music sampling. Keywords: intellectual property, copyright, music works, sampling, protectability of the work, unauthorized use of the work, processing of the work.

"Т^ЕСТНИК

Ш МУНИВЕРСИТЕТА

ЩЬ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Рабизов А. Н.

Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения...

195

Музыка всегда являлась и продолжает оставаться неотъемлемой частью культуры любого общества. Музыкальные произведения, будучи продуктом интеллектуального труда, подлежат юридической охране и защите, и права авторов, равно как и обладателей смежных прав на данные произведения, гарантируются как на международном, так и на национальном уровне. В частности, о признании музыкальных произведений объектами авторских прав говорится в статье 2 Бернской конвенции 1886 г., включающей в перечень художественных произведений, подлежащих охране, «музыкальные сочинения с текстом или без текста»; в статье 1 Всемирной конвенции об авторском праве, также включающей музыкальные произведения в перечень художественных произведений. Данные положения базовых конвенций по авторскому праву нашли отражение и в российском законодательстве, а именно в п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ1, также относящем к объектам авторских прав «музыкальные произведения с текстом или без текста».

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем, существующих в области охраны и защиты авторских прав в трансграничных отношениях, является проблема защиты авторских прав на музыкальные произведения, приобретающая особую актуальность на фоне грандиозных по своей масштабности достижений в области развития информационных технологий и распространения продуктов интеллектуального труда в сети Интернет, требующая от законодательства соответствующей трансформации и расширения с учетом тех технологических инноваций, которые создают угрозу нарушения прав на авторские произведения.

Как справедливо замечает профессор Н. В. Иванов в своем труде, посвященном проблемам защиты авторских и смежных прав на музыкальные произведения, — «простота и доступность современных технических средств, предоставляющих их владельцам фактическую возможность беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности в области музыки, в частности возможность их «цифрового» копирования в неограниченных количествах, привели к масштабному увеличению случаев нарушения законодательства об авторском праве и смежных правах»2.

Следует также отметить, что нарушениям законодательства в области защиты авторских и смежных прав на музыкальные произведения способствует и отсутствие должной осведомленности самих правообладателей об объеме их прав на произведения, способах их осуществления и защиты, сопряженное зачастую с простым нежеланием вдаваться в «юридические дебри» данного вопроса и скептическим отношением правообладателей к возможности осуществления и защиты своих прав в существующей правовой среде, так как зачастую это требует значительных финансовых и временных затрат, притом, что в ряде случаев возможность восстановления и защиты нарушенных прав в этой области представляется довольно иллюзорной.

1 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант- -

Плюс».

2 Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке : учеб.-практич. пособие под ст

ред. А. П. Сергеева. М. : Проспект, 2009. С. 4. пера1

12/2016

>

JFjp ]

'И i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Вопросам юридической охраны музыкальных произведений посвящены многочисленные труды таких отечественных и зарубежных специалистов, как Н. В. Иванов, Д. Липцик, А. П. Луцкер, И. А. Захарова, Л. Г. Кравец, М. Планк, Л. Бэнтли и многих других ученых.

В рассматриваемой сфере нередки случаи нарушений авторских прав, из которых следует особо выделить такие нарушения, как бездоговорное несанкционированное использование произведений, невыполнение условий лицензионного договора или договора о выплате вознаграждения, заключенного с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе, оспаривание правомерности сбора вознаграждения для композиторов при публичном исполнении аудиовизуальных произведений (п. 3 ст. 1263 ГК РФ) и отказ от заключения лицензионных договоров и выплаты авторских вознаграждений в новых для Российской Федерации сферах лицензирования случаев публичного вознаграждения произведений. Особняком стоит группа нарушений, связанных с несанкционированной переработкой произведений, в частности, несанкционированное использование сэмплов музыкальных произведений с последующим их преобразованием в новые произведения.

Сэмпл (от англ. Sample — отрывок, отрезок, элемент) — музыкальный элемент (вокальный или инструментальный отрывок, партия и т.д.), позаимствованный третьим лицом из оригинального авторского музыкального произведения, используемый этим лицом в новом произведении для определенных творческих целей.

Сэмплирование — заимствование фрагмента другого музыкального произведения, фактура которого не подвергается, как правило, значительным изменениям. Часто в результате сэмплирования произведения изменяются до неузнаваемости (возможно изменение тональности произведения, его темпа и т.д.). Целью сэмплирования на практике является вычленение из оригинального произведения наиболее яркого, запоминающегося фрагмента с намерением его включения во вновь создаваемое произведение.

Посредством сэмплирования можно легко воспроизвести полностью или частично оригинальную музыкальную запись, после чего по своему желанию изменить скорость ее воспроизведения, ее тональность и ритм, произвести ее транспонирование, а затем включить ее в другую композицию/звукозапись. Звуки могут быть вырезаны прямо из «живых» выступлений (исполнений), после чего на их основе будут созданы совершенно новые музыкальные композиции.

Возникает закономерный вопрос: чем является сэмплирование с позиций регулирования авторского права: цитированием или другим случаем свободного использования3; использованием произведения, на которое требует-

3 О случаях свободного использования произведений в трансграничных авторско-правовых отношениях см.: Луткова О. В., Черныш Д. О. Конвенционное регулирование свободного использования произведений в трансграничном коммерческом обороте // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 12. С. 47—56.

"7^ЕСТНИК ОаеизовАН- йф 197

) УНИВЕРСИТЕТА Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере |9/

/ —~1у именио.Е.кутафина(мгюА) авторских и смежных прав на музыкальные произведения...

ся разрешение правообладателя? Ввиду отсутствия отечественных научных трудов на данную тему имеет смысл обратиться к зарубежной доктрине. В западной юридической практике, в частности, в юридической практике США, было выработано два подхода к данной проблеме. Ряд ученых-юристов расценивают сэмплирование как разновидность цитирования, с соответствующим применением к нему законодательных норм в данной области. Если применять подобный подход, в российском законодательстве сэмплирование будет регулироваться, в частности, пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, при условии, что музыкальное произведение с сэмплом носит научный, полемический, критический или информационный характер.

Однако, полагаем, использование сэмпла в новом музыкальном произведении не следует позиционировать как дословное цитирование в прямом смысле, так как зачастую заимствованные фрагменты подвергаются значительной переработке с помощью музыкальных инструментов и ряда компьютерных программ (для придания оригинальности звучанию). В некоторых случаях заимствованные отрывки представляются настолько незначительными (например, отдельный аккорд, вырезанный из гитарного произведения), что говорить о цитировании или «музыкальном воровстве», неуместно. Предпочтительной представляется другая позиция, в соответствии с которой сэмплирование расценивается как разновидность музыкальной переработки (переделки) оригинального произведения третьими лицами с соблюдением положений авторского права.

Обращает на себя внимание проблема коллизионного регулирования трансграничных правоотношений по поводу объектов авторских и смежных прав. Главным образом она выражена в отсутствии как на международном, так зачастую и на национальном законодательном уровне специальных норм, регулирующих договорные и внедоговорные отношения трансграничного характера в сфере интеллектуальной собственности — незначительное количество материальных и коллизионных норм, содержащихся в международных соглашениях, а также недостаточная проработанность национального законодательства ряда стран в области интеллектуальной собственности не позволяют решить ряд существенных вопросов в данной сфере правоотношений.

Зачастую при разрешении вопроса о применимом праве в спорных правоотношениях суды попадают в тупик — ввиду структурной и содержательной сложности ряда правоотношений выбор применимого права крайне затруднителен, а существующие нормы, как правило, общего характера, не способны удовлетворить требованиям нового дня — новые виды правоотношений, например лицензионные отношения трансграничного характера по поводу приобретения прав на переработку и сэмплирование произведений, требуют соответствующей правовой регламентации и специального регулирования.

Для должного разрешения возникающих в сфере интеллектуальной собственности правовых коллизий представляется разумным применение опыта -зарубежных стран, в частности США, где уже много лет существует систе- О ма единообразных коллизионных положений, сосредоточенных в Едино- ст образном торговом кодексе США. Создание в России подобного свода норм, пера1

12/2016

>

JFjp ]

В- ^ 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

содержащего специальные положения для регулирования различных коллизионных вопросов в сфере интеллектуальной собственности, было бы значительным шагом вперед в развитии законодательства об авторском праве.

Полагаем необходимым также создать единую систему лицензирования сэмплов, что позволило бы устранить неопределенность в вопросах, связанных с нарушениями авторских прав за счет сэмплирования, и позволило бы решить проблемы, присущие современной правовой практике регулирования данной сферы правоотношений. Внесение соответствующих поправок в часть четвертую ГК РФ позволило бы защитить интересы всех сторон, гарантируя дальнейшее развитие творчества с правомерным использованием сэмплов.

Обращает на себя внимание существующая правовая неопределенность, вытекающая из применяемого зарубежными судами индивидуального подхода к каждому конкретному делу, а также зачастую чрезмерные компенсационные выплаты, присуждаемые за использование работ с сэмплами. Право использования музыкального произведения приобретается путем выплаты авторских отчислений, путем совладения или цессии. При проведении переговоров относительно приобретения прав на сэмплы музыканты, осуществляющие переработку оригинальных композиций, нередко попадают в невыгодное положение — правообладатели, пользуясь своим положением, могут требовать выплаты им компенсаций, несоразмерных реальной цене сэмпла.

В этой связи представляет интерес подход, предложенный Уитни Си Бро-уссардом, предусматривающий использование специальной схемы лицензирования. По вопросу об определении стоимости сэмпла при данном подходе внимание акцентируется на трех аспектах:

— что представляет собой сэмпл (экономическая ценность): во внимание принимаются популярность композиции, узнаваемость сэмплов и то, какая часть композиции была сэмплирована, а также степень узнаваемости самих исполнителей4;

— каким образом используется сэмпл: принимается во внимание количество повторов сэмпла в композиции, его значение для данной композиции и наличие или отсутствие у данной композиции художественной либо коммерческой ценности (например, спорные и неоднозначные произведения могут иметь больший коммерческий спрос);

— кто использует сэмпл: будет иметь значение, было ли инициатором переговоров о приобретении лицензии лицо, использовавшее сэмпл. На практике, в случаях, когда инициатором приходится выступать правообладателю, он за счет этого может рассчитывать на значительное увеличение лицензионных выплат5.

Не менее интересен подход, предложенный Лайонэлем Бэнтли. В этом подходе содержится два ключевых предложения. Во-первых, Л. Бэнтли счи-

Broussard W.C. Current and Suggested Business Practices for Licensing of Digital Samples //11 Loyola of Los Angeles Entertainment Law Journal 479. 1991. P. 497

Harvard Law Review. A new spin on music sampling: A case for fair pay // Note. 105 Harv.1992.P. 497—498.

4

"Т^ЕСТНИК

Ш МУНИВЕРСИТЕТА

ЩЬ имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Рабизов А. Н.

Особенности регулирования трансграничных отношений в сфере авторских и смежных прав на музыкальные произведения...

199

тает, что необходимо на законодательном уровне закрепить определение термина «существенная часть музыкального произведения», в котором необходимо указать, что при выявлении существенной части в первую очередь необходимо делать акцент на материальных выгодах, упущенных правооб-ладателем6. Во-вторых, Л. Бэнтли предложил закрепить за переработчиками музыкальных произведений особое правомочие — право добросовестного использования, каковое имеется в законодательстве США7. Подход Л. Бэнт-ли позволяет рассматривать право на интеллектуальную собственность как побуждающий мотив к творению и созданию нового8.

Право использования музыкального произведения приобретается путем выплаты авторских отчислений, путем совладения или цессии9. Упомянутые материальные отчисления, как правило, составляют 25—50 % стандартных механических роялти, выплачиваемых в соответствии с законодательными нормами в этой области10.

Несмотря на то, что право использования сэмплов может быть приобретено различными способами, доминирующими являются выкуп прав и получение лицензий на использование сэмплов и на переработку произведений. Универсальный принцип автономии сторон, применимый к договорным обязательствам, действует и в данной области права, что необходимо учитывать при заключении и толковании лицензионных и иных договоров на приобретение прав на произведение. Необходимо отметить, что существующие пробелы в правовом регулировании данной области правоотношений следует восполнять с учетом сложившейся деловой практики и с учетом всех особенностей отношений по поводу музыкальных произведений, вытекающих из сущностных особенностей музыки как таковой.

Что касается вопросов выкупа прав на использование сэмпла и способов исчисления подлежащих выплате сумм, здесь представляется разумным создание единых стандартов исчисления, а также единых правил определения ряда принципиально важных при разрешении вопроса о необходимости компенсации за использование произведения факторов, например, единые стандарты определения существенной части произведения.

Здесь можно обратиться к исчерпывающему опыту США, в соответствии с законодательством которых право использования сэмплов может быть приобретено различными способами. Некоторые лицензии на использование сэмплов звукозаписи могут быть бесплатными, для иных же требуется спе-

Bentley L. Sampling and Copyright: Is the law on the right track //1 Journal of Business

Law. 1989. P. 412.

О добросовестном использовании произведений в соответствии с авторским правом США см.: Луткова О. В. Доктрина добросовестного использования в совре-

менном авторском праве США // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2.С. 186—199.

Bentley L. Sampling and Copyright. P. 412.

9 Broussard W.C. Current and Suggested Business Practices ... P. 500. ^

10 Simpson S. Two Aspects of Sampling in the Music Industry // Australian Law Journal. A 1989. P. 772. i-iepa!

12/2016

>

6

7

8

Я в^ имени О.Е. Кугафина (МГЮА)

циальный выкуп подобного права или же выплата авторских отчислений11. Предпочтительным является выкуп права на использование сэмпла, так как процедура расчета авторских отчислений является довольно сложной12. По законодательству США право на использование небольших элементов произведения может быть приобретено путем материальной выплаты правообладателю до пяти тысяч американских долларов либо пяти американских центов с каждой проданной копии работы13.

Итоговая сумма отчислений, как правило, колеблется в диапазоне 25— 50 % процентов стандартных механических роялти. Подобный способ разрешения вопроса о выплатах за использование произведений часто подвергается критике ввиду того, что предлагаемые суммы выплат представляются несоразмерными, и при подобном подходе на передний план выдвигаются интересы первичных правообладателей и, напротив, ставятся под удар как экономические, так и творческие интересы иных музыкантов, чьи бюджеты зачастую не позволяют им приобрести права на использование чужих произведений.

Создание единой системы лицензирования сэмплов позволило бы устранить неопределенность в вопросах, связанных с нарушениями авторских прав за счет сэмплирования, и позволило бы решить проблемы, присущие современной правовой практике регулирования данной сферы правоотношений. Внесение соответствующих поправок в действующее авторско-правовое законодательство позволило бы защитить интересы всех сторон, гарантируя дальнейшее развитие творчества с правомерным использованием сэмплов. Соответствующее реформирование законодательства в сфере интеллектуальной собственности вполне соответствовало бы его первичным целям и было бы доказательством того, что закон идет в ногу с развивающимися технологиями.

Производная звукозапись ни в коей мере не заменит собой оригинальное произведение и не повлияет на его продажи. Тем самым сэмплирование не будет фактором, негативно влияющим на желание автора оригинальной песни или записи творить в дальнейшем. Композиция с использованием сэмпла является творческим продуктом, и авторское право на сегодняшний день, хотя и частично, но препятствует созданию подобных работ.

В ходе дальнейшего реформирования и развития законодательства в данной области необходимо исходить из новых реалий, сложившихся на музыкальном рынке за последние десятилетия, принимая в расчет появление новых жанров музыки и особенности каждого из них, а также тот значительный скачок в развитии цифровых технологий, который оказал значительное влияние на развитие музыкальной индустрии, отразившись как на ее творческой, так и на правовой составляющей.

11 Broussard W.C. Current and Suggested Business Practices ... P. 498.

12 Simpson S. Two Aspects of Sampling in the Music Industr. P. 771.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Broussard W.C. Current and Suggested Business Practices ... P. 499.

в

ЕСТНИК опл

Особенности регулирования трансграничных отношении в сфере 2MI

имени o.e. кугафина(мгюА) авторских и смежных прав на музыкальные произведения...

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке / учеб.-практич. пособие под ред. А. П. Сергеева. — М. : Проспект, 2009.

2. Луткова О. В. Доктрина добросовестного использования в современном авторском праве США // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2016. — № 2.

3. Луткова О. В., Черныш Д. О. Конвенционное регулирование свободного использования произведений в трансграничном коммерческом обороте // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — № 12.

4. Bentley L. Sampling and Copyright: Is the law on the right track // Journal of Business Law. — 1989. — 1.

5. Broussard W.C. Current and Suggested Business Practices for Licensing of Digital Samples // Loyola of Los Angeles Entertainment Law Journal. — 1991. — 11. — 479.

6. Simpson S. Two Aspects of Sampling in the Music Industry // Australian Law Journal. — 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.