Научная статья на тему 'Генезис законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг'

Генезис законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / БИРЖА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сладкова А. В.

The Article describes basic periods of legislation development in the sphere of administrative offences on securities market. Such development was very long, complicated and phased. In the legislation of the Russian Empire there was a responsibility for violations on security market which were not punishable offence. During the Soviet period the securities market was ceased in the whole Soviet Russias territory and there were no any type of liability for mentioned offences. However, the post-Soviet period inspired the legislation development in sphere of securities market and the laying down of the administrative responsibility for offences on securities market what can be indicated in following legislation: the Law of Moscow of 11 June, 1997 About the Administrative Offences on Securities Market, The Federal Statute of 5 March, 1999 About Protection of Rights and Legitimate Interests of Investor on Securities Market, the Code of the Russian Federation about Administrative Offences of 30 December, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг»

в одностороннем порядке решения о передаче имущества в муниципальную собственность. Более того, в настоящее время правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в его Определении1, свидетельствует о том, что при безвозмездной передаче в муниципальную собственность федерального имущества необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу, необходимы согласованные действия между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Нормы ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122- ФЗ не могут рассматриваться как нормы, позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. Таким образом, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ на принятие в муниципальную собственность государственного имущества требуется согласие органа местного самоуправления. Такое согласие отсутствовало. Кроме того, имущество находилось в неудовлетворительном состоянии — требовался капитальный ремонт. Гарантированность прав местного самоуправления предполагает компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате принятия решений органами государственной власти о передачи в муниципальную собственность имущества в неудовлетворительном состоянии. Представляется, что при принятии решений о передаче государственного имущества в муниципальную собственность следует передавать и необходимые финансовые средства для ремонта этого имущества и проведения профилактических работ. В ином случае нарушаются конституционные права местного самоуправления, в частности, муниципальное образование лишается возможности эксплуатировать и содержать имущество в нормальном состоянии и, соответственно, осуществлять свои полномочия надлежащим образом. Следует также помнить о возникновении новых расходных статей в местном бюджете, необходимых для покрытия расходов на проведение ремонта для переданного имущества.

Таким образом, сложившаяся судебная практика в этой сфере не всегда отвечает требованиям объективной реальности и не в полной мере гарантирует защиту прав местного самоуправления.

1 См.: определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года № 828-О-П по жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 2. Ст. 129.

А. В. Сладкова

ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

К>1ючевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, ценные бумаги, рынок ценных бумаг, биржа.

The Article describes basic periods of legislation development in the sphere of administrative offences on securities market. Such development was very long, complicated and phased. In the legislation of the Russian Empire there was a responsibility for violations on security market which were not punishable offence. During the Soviet period the securities market was ceased in the whole Soviet Russia’s territory and there were no any type of liability for mentioned offences. However, the post-Soviet period inspired the legislation development in sphere of securities market and the laying down of the administrative responsibility for offences on securities market what can be indicated in following legislation: the Law of Moscow of 11 June, 1997About the Administrative Offences on Securities Market, The Federal Statute of 5 March, 1999 About Protection of Rights and Legitimate Interests of Investor on Securities Market, the Code of the Russian Federation about Administrative Offences of 30 December, 2001.

Появление административных правонарушений в области рынка ценных бумаг напрямую связано с развитием законодательства в этой сфере. По мнению одних авторов, ценные бумаги и рынок ценных бумаг в виде вексельных ярмарок появились в Средние века в Италии1.

В России рынок ценных бумаг стал формироваться во времена Петра I, когда в 1703 г. была открыта первая торговая и вексельная биржа2.

По мнению В.А. Белова, до революции специального законодательства о ценных бумагах в России, по сути, не было. На этом фоне несколько неестественным счастливым исключением смотрится законодательство о векселях. три вексельных устава (1729, 1832, 1902 гг.), а также Общий устав о векселях 1912 г. никогда не позволяли забыть об интегрировании России в мировую экономику и всегда давали основание говорить о достаточно высокой степени развитости гражданско-правового регулирования вексельного обращения3.

$

Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [nastslad@rambler.ru]

1 См.: Хоменко Е.Г. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. М., 2008. С. 14.

2 См.: Там же. С. 15.

! См.: Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. I. М., 2007. С. 24.

Сделки с негосударственными ценными бумагами совершались на товарных биржах на основе правил биржевой торговли товарами. Специальных фондовых бирж сначала не существовало. Массовое возникновение бирж относится ко второй половине XIX в. и к началу XX в.: их число перевалило за 100 единиц. На товарных биржах операции с ценными бумагами осуществляли специально созданные фондовые отделы, но они действовали не на всех биржах. Только 7 из них (Петербургская, Московская, Киевская, Харьковская, Варшавская, Рижская и Одесская) имели право торговли ценными бумагами. Ведущей, конечно, была Петербургская биржа1.

По мнению других авторов, возникновение рынка ценных бумаг в России было связано с выпуском и обращением государственных облигаций. Почти не прекращающиеся войны требовали массы денег, и правительство было вынуждено искать все новые источники финансирования. Впервые к государственному внешнему займу прибегла Екатерина II, получив через посредника в Голландии кредит на сумму 7,5 млн гульденов, затем был взят кредит у генуэзских банкиров на сумму 1 млн пиастров2. В связи с «Планом финансов» М.М. Сперанского в 1810 г. был выпущен первый внутренний государственный заем. Его задачей было отвлечь из обращения обесцененную денежную массу и уменьшить инфляцию.

Однако о настоящем фондовом рынке можно говорить тогда, когда, в частности, появляются первые акционерные общества, выпускающие акции, и возникают фондовые биржи для торговли этими акциями3. Общепризнанными первыми предшественниками и прототипами современных акционерных обществ являются английская Ост-Индская компания (1600 г.) и голландская Ост-Индская компания (1602 г.)4.

С.И. Носов отмечает, что идее распространения акционерных компаний в России и одновременно целям укрепления правовой основы их деятельности содействовал Манифест императора Александра I от 6 сентября 1805 г. «Об ответственности акционерных компаний в случае взыскания одним складочным капиталом», изданный в связи с несостоятельностью акционерной компании (учрежденной в 1782 г. в Петербурге для строения кораблей) и попытками посредников компании взыскать с акционеров сумму ущерба,

1 См.: Николаева И.П. Рынок ценных бумаг: учебник. М., 2010. С. 9.

2 См.: Там же. С. 7-8.

! См.: Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М., 2002. С. 11—12.

Первой классической биржей считается Амстердамская, которая была создана в 1611 г. (см.: Хоменко Е.Г. Указ. соч. С. 14).

4 См.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: монография. М., 2006. С. 8—12. Она указывает, что предшественницей голландской (нидерландской) считается Compagnie nan Verre, образовавшаяся в результате слияния (!) двух других компаний, снаряжавших морские экспедиции (1594—1596 гг.)

во многом превышающую их складочный капитал. В манифесте отмечалось, что «...акционерная компания отвечает одним складочным капиталом, и следовательно, ни один из акционеров ее при неудачах не теряет свыше положенного в компанию капитала»1.

По мнению В.В. Долинской, в России появился один из первых нормативных актов об акционерных обществах, торговых обществах, корпорациях — в 1807 г. В Европе же систематизация и легализация правил об акционерном деле началась только с 1843 г. Первой акционерной компанией можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. «Российскую в Константинополе Торгующую компанию»2.

В.Ю. Синюгин указывает, что по мере развития рынка ценных бумаг формировалась система государственного регулирования в этой области, включающая в себя элементы защиты прав владельцев ценных бумаг, предусматривая обязательное опубликование в печати отчетов о деятельности акционерных обществ3.

27 июня 1900 г. для торговли ценными бумагами и валютой на Санкт-Петербургской бирже был образован Фондовый отдел4, который подчинялся непосредственно Министерству финансов. Затем были приняты «Правила об ответственности лиц, вводящих в обращение ценные бумаги на Санкт-Петербургской бирже» (1902)5. В данных документах фактически содержатся признаки административных правонарушений в области рынка ценных бумаг, но термин «административные правонарушения» в дореволюционном законодательстве не используется.

К 1913 г. в стране действовали почти 2 тыс. русских акционерных обществ. Из них 383 компании, т.е. почти 21%, котировали свои акции на бирже, а следовательно, имели уставный капитал более 500 тыс. руб. (при меньшем уставном капитале акции на биржу не допускались). К ноябрю 1917 г. в России фактически действовали (с учетом ликвидации и сокращения капиталов в годы Первой мировой войны) около 2850 торгово-про-мышленных акционерных компаний с уставным капиталом 6040 млн руб. Примечательно, что Октябрьская революция 1917 г. не была расценена предпринимателями как форс-мажорное обстоятельство6.

1 Носов С.И. Акционерное законодательство: опыт теоретического и историко-правового исследования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 19—20.

2 Долинская В.В. Указ.соч. С. 13—27.

! См.: Синюгин В.Ю. Административно-правовое регулирование отношений в области рынка ценных бумаг: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 63.

4 ПСЗ Российской империи. 3-е собр. Т. XX. Ст. 18946.

5 12 июня 1902 г. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «Об определении ответственности лиц, вводящих в обращение на С.-Петербургской бирже ценные бумаги» // ПСЗ Российской империи. 3-е собр. Т. XXII. Ст. 21703.

6 См.: Долинская В.В. Указ. соч. С. 21—22.

В.Ю. Синюгин, резюмируя изученные документы, отметил, что в целом дореволюционное законодательство России отличалось высоким уровнем государственного вмешательства в процессы, протекающие в сфере рынка ценных бумаг. Так, существующие биржи находились под жестким контролем со стороны Правительства, в частности Министерства финансов1.

Согласно п. 2 декрета Совета Народных Комисаров РСФСР от 23 декабря 1917 г. «О прекращении платежей по купонам и дивидендам»2, все сделки с ценными бумагами были запрещены, а за нарушение этого положения виновные подлежали преданию суду и конфискации всего их имущества. Пункт 1 вышеуказанного Декрета гласил, что впредь до издания общего узаконения о дальнейшей национализации производства, а также о порядке и размерах оплаты процентов по фондам и дивидендам по акциям и паям частных предприятий всякая оплата купонов временно приостанавливается.

Во исполнение Декрета о прекращении платежей по купонам и дивидендам был издан Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР от 18 апреля 1918 г. «О регистрации акций, облигаций и прочих процентных бумаг»3, в котором говорилось, что система безымянных акций и всякого рода иных процентных бумаг отменяется и впредь могут иметь силу лишь именные процентные бумаги, за исключением тех государственных процентных бумаг, которым особым постановлением Правительства присвоено хождение наравне с денежными знаками. Этим документом вводилась обязательная регистрация4 акций, облигаций и всякого рода прочих процентных бумаг, русских и иностранных, принадлежащих как гражданам Российской Советской Республики, так и иностранным гражданам, проживающим в ее пределах. За нарушение предписаний данного Декрета владельцы и держатели акций подлежали заключению в тюрьму на срок не менее одного года. Виновные в совершении фиктивных сделок, в обход этого Декрета, карались заключением в тюрьму на срок не менее 2 лет. Только владельцы акций и других процентных бумаг, правильно и своевременно зарегистрировавшие их, получат право на вознаграждение в случае национализации предприятий в тех размерах и на тех условиях, кои имеют быть определены законом о национализации.

Анализ данного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что рынок ценных бумаг прекратил свое существование на всей территории Советской России.

1 См.: Синюгин В.Ю. Указ.соч. С. 63.

2 Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. № 43. 29 декабря 1917 г.

! СУ РСФСР. 1918. № 32. Ст. 420.

4 Регистрация производилась в регистрационных книгах Народного (Государственного) Банка Российской Советской Республики.

В период нэпа произошло некоторое возрождение фондовых бирж, о чем свидетельствует Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 октября 1922 г. «О фондовых биржевых операциях»1, «Положение о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах»2, утвержденное ЦИК СССР и СНК СССР 2 октября 1925 г.

Положения Декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 февраля 1923 г. «О валютных операциях»3 допускали совершение сделок по покупке и продаже золота и серебра в слитках, иностранной валюты, а равно чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте. Но в связи с переходом к плановому ведению хозяйства было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 февраля 1930 г. «Об упразднении Всесоюзных съездов биржевой торговли»4, согласно которому всесоюзные съезды биржевой торговли были упразднены.

После свертывания нэпа развитие рынка ценных бумаг завершилось (за исключением системы государственных займов, выпускаемых в форме облигаций), и интерес у государства к этому виду рынка возник в 80-х гг. в связи с политической необходимостью перехода к рыночной экономике.

В литературе предлагается следующая периодизация системы государственного регулирования в сфере рынка ценных бумаг: 1-й этап — дореволюционный период (XVIII в. — 1917 г.); 2-й этап — советский период (1918— 1990 гг.); 3-й этап — российский период (с 1990 г. по настоящее время)5.

Для существования рынка ценных бумаг, как и для любого рынка, необходимы три основных условия: многообразие форм собственности, наличие резервов и определенная инфраструктура6.

Е.Г. Хоменко считает, что особенность формирования рынка ценных бумаг в России в постсоциалистический период заключалась в том, что в стране не было таких необходимых для его развития институтов, как фондовая биржа, посредники рынка, рыночная инфраструктура, обслуживающая заключаемые сделки. Не было частной собственности на средства производства. Поэтому формирование рынка ценных бумаг началось одновременно с процессом преобразования государственной собственности в частную путем приватизации7.

1 СУ РСФСР. 1922. № 65. Ст. 858.

2 С-3 СССР. 1925. № 69. Ст. 511.

! СУ РСФСР. 1923. № 15. Ст. 189.

4 СЗ СССР. 1930. № 10. Ст. 124.

5 См.: Синюгин В.Ю. Указ. соч. С. 65.

6 См.: Николаева И.П. Указ. соч. С. 13.

7 См.: Хоменко Е.Г. Указ. соч. С. 17-18.

Возвращаясь к анализу постсоциалистического этапа развития рынка ценных бумаг, необходимо остановиться на важных документах, на основе которых формировался рынок ценных бумаг в 1980-х гг.

Так, Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. № 1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг»1 было установлено, что предприятия и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении), могут выпускать два вида акций: а) акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива; б) акции предприятий (организаций), распространяемые среди других предприятий и организаций, добровольных обществ, банков, а также кооперативных предприятий и организаций.

Следующим документом, который послужил толчком дня развития рынка ценных бумаг, следует назвать постановление Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Об утверждении положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах»2.

Анализ Положения о ценных бумагах позволяет прийти к выводу о том, что в тот период не было государственной политики развития рынка ценных бумаг, а полномочия по регистрации и контролю ценных бумаг были распределены между двумя государственными органами: Министерством финансов и Госбанком СССР.

Важным правовым актом, который регулировал порядок выпуска и обращения ценных бумаг, является постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР»3.

В целях повышения эффективности регулирования рынка ценных бумаг Указом Президента РФ от 1 июня 1996 г. № 1009 была создана Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг4, в соответствии с которым ФКЦБ России являлась федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. ФКЦБ России прекратила свое существование лишь в 2004 году в связи с созданием Федеральной службы по финансовым рынкам5.

1 Свод законов СССР. Т. 5. С. 6-32-5.

2 СП СССР. 1990. № 15. Ст. 82.

! СП РФ. 1992. № 5. Ст. 26.

4 Собрание законодательства РФ. 08 июля 1996 г. № 28. Ст. 3357.

5 См.: Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317 // СЗ РФ РФ. 2004. № 27. Ст. 2780.

Подводя итог правовому регулированию рынка ценных бумаг в постсо-циалистический период его развития (до 1995 г.), следует отметить его черты:

1) государственное регулирование в области рынка ценных бумаг носило подзаконный характер, а рассматриваемые отношения устанавливались указами Президента РФ, постановлением Правительства РФ, письмами Министерства финансов, Центрального банка РФ и т.д.;

2) в результате проводимой государством политики по скорейшей приватизации1 государственных и муниципальных предприятий сформировался слой частных собственников2;

3) вторичный рынок ценных бумаг появился раньше, чем первичный, что не является естественным дня нормального развития рынка ценных бумаг;

4) за нарушения правовых норм в области рынка ценных бумаг не была предусмотрена административная и уголовная ответственность, что позволяло субъектам рынка ценных бумаг безнаказанно совершать противоправные деяния в этой области.

Следующей стадией в формировании рынка ценных бумаг является формирование законодательной базы для его развития. К числу федеральных законов следует отнести: Гражданский кодекс РФ (часть первая), вступивший в силу с 1 января 1995 г., Гражданский кодекс РФ (часть вторая), Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»3 (далее — Закон о рынке ценных бумаг), Федеральный закон от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»4, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»5, Федеральный закон от 05 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»6; Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»7 и др. Закон о рынке ценных бумаг является основным законодатель-

1 Основная цель приватизации состояла в формировании слоя частных собственников, и эта цель была достигнута. Но, учитывая, что все население выросло в условиях административно-командной системы, а не рыночной, большинство людей не знали, как использовать ваучеры, и стали продавать их по цене, которая не соответствовала реальной стоимости акций предприятий.

2 Вместе с тем были люди, которые вовремя сориентировались в сложившейся обстановке и смогли очень быстро разбогатеть. Таким образом, в России сформировался слой олигархов и других богатых людей.

! Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.

4 Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

5 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

6 Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1163.

7 Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.

ным актом, который и в настоящее время регулирует функционирование рынка ценных бумаг. Принятие этого закона было определенным прорывом в законодательном регулировании рассматриваемых отношений, но в настоящее время было столько внесено изменений, что последняя его редакция значительно отличается от первой.

В ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг была закреплена административная ответственность за нарушение положений этого Закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах.

Несмотря на установление в Законе о рынке ценных бумаг полномочий Федеральной комиссии в этой сфере, законодательно не был прописан порядок привлечения к административной ответственности за данные правонарушения. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях таких составов не предусматривал.

Пробел в законодательстве, устанавливающий административную ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг, в то время устранил Закон г. Москвы от 11 июня 1997 г. «Об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг»1 (далее — Закон г. Москвы). В историческом аспекте изучение данного Закона представляется интересным, поскольку большая часть его составов была включена в текст статьи 12 Федерального закона от 05 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее — Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг). Иными словами, теперь и на федеральном уровне была установлена административная ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг.

Законом о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг были предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) по наложению штрафов на должностных лиц в размере до 200 МРОТ, на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере до 10 000 МРОТ. Нельзя не отметить, что для того времени это достаточно высокий размер штрафа. И применение ФКЦБ (ее региональными отделениями) штрафа за нарушение норм законодательства о рынке ценных бумаг было эффективным.

Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг устанавливал административную ответственность не только должностных лиц, но и юридических лиц (!) или индивидуальных предпринимателей, что противоречило нормам действовавшего тогда Кодекса РСФСР об

1 Ведомости Московской Думы. 1997. № 6. С. 82.

административных правонарушениях 1984 г. Еще одно противоречие заключалось в сроке давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в изучаемой области.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг было дано право регулирования им порядка рассмотрения дел и наложения штрафов. И оно было реализовано путем принятия Положения о порядке рассмотрения дел и наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ РФ от 07 июня 1999 г. № З1.

Следующей вехой в развитии законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг стало принятие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., который вступил в силу с 1 июля 2002 г. В связи с принятием Ко АП РФ из ст. 12 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг была изъята система административных правонарушений.

Таким образом, за весь период развития законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг впервые система этих правонарушений содержалась в кодифицированном акте — в гл. 15 КоАП РФ.

Вместе с тем, несмотря на ряд перечисленных преимуществ нового КоАП РФ, только некоторые деяния образовывали составы административных правонарушений в области рынка ценных бумаг, санкции за них были, по сравнению с Законом о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, слишком малы. И такое снижение санкций за нарушение административных правонарушений в указанной области негативно сказалось на защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Следующим этапом в развитии законодательства, регулирующего административную ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг, без сомнения можно назвать ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральных закон «О рынке цен-

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 33.

ных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг»1 (далее Закон № 9-ФЗ). Законом № 9-ФЗ значительно усилена ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг (ст. 15.19—15.22)2, а также расширен круг лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в области рынка ценных бумаг.

Подводя итог вышесказанному, приведем следующую периодизацию развития законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг в России:

1) дореволюционный период (с XVIII в. до 1917 г.) — зарождение рынка ценных бумаг, появление первых акционерных компаний, проведение сделок с ценными бумагами на товарных биржах, появление первых документов, фактически установивших административные правонарушения в области рынка ценных бумаг;

2) советский период (с 1917 г. по конец 1980 г.) отличается тем, что законодательство об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг не развивалось совсем, за исключением кратковременного развития в период непа;

3) постсоветский период (конец 1980-х гг. — 2002 г.) характеризуется возрождением рынка ценных бумаг, появлением законодательства о рынке ценных бумаг и установлением административной ответственности в законодательстве субъектов РФ и Законе о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг;

4) современный период (с 2002 г. по настоящее время) ознаменовался принятием кодифицированного закона — Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, анализ законодательства об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг в его развитии приводит к мысли о том, что процесс его совершенствования будет продолжаться, поскольку остается много неурегулированных или недостаточно урегулированных вопросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 777.

2 См.: Салищева Н.Г. О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период // Административное право и процесс. 2009. № 5. С, 3.

М. И. Коновалова

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Ключевые слова: банковская система, Центральный банк, Дойче Бундесбанк, кредитные организации, правовое регулирование.

Nowadays the question of the most competent structure of Russian bank system is very debatable and topical. The article is devoted to the bank system of Russia since the moment of its occurrence and to its current state. The questions mentioning changes of the bank structure in a historical context are taken up in it: occurrence of the first banks, including highly specialized, their development and distant-neck transformation, and also disbandment of banks owing to the incorrect credit policy (a lot of credits stood out to proprietors and their nearest environment and of course hadn’t come back), and also the occurred bank reforms. The features of development of the bank system during the Soviet period are also in article when it began to differ cardinally from the European bank system in general and it has negatively affected of its development and became the reason of certain restrictions in the international bank cooperation. Considerable transformation of Russian bank system in the end of 20 centuries is noted.

Эволюция развития банковской системы России происходила на протяжении длительного периода времени и переживала определенные изменения, пока не сформировалась ее нынешняя структура.

Считается, что начало банковской деятельности в России было положено в первой половине XVIII в. Банковское дело во всем мире первоначально осуществлялось на неспециализированной основе, то есть еще не банками как особыми экономическими институтами (таковые появились несколько позднее, на определенном этапе развития банковского дела). Эта закономерность была характерна и для России1.

Русь усвоила основные положения византийского государственного права, приняла их организацию денежных операций (стремление государства охранять монополию в этих вопросах, регламентация операций и размера допустимых процентов). Псковское ссудное право оформляло кредитные сделки на особых «досках». В денежный оборот вводились долговые обязатель-

*

Соискатель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [n0042@mail.ru]

1 См.: Лавруишн О.И, Ямпаяъский М.М., Савинский Ю.П. Деньги. Кредит. Банки / отв. ред. О.И. Лав-рушин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.