УДК 340.132.2
DOI 10.52575/2712-746X-2023-48-1-107-113
Генезис законодательного регулирования институциональной основы формирования ответственного отношения к животным
Стус А.А.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: 1460773@bsu.edu.ru
Аннотация. На протяжении длительного времени животные вовлечены в отношения, возникающих в бытовой, служебной, профессиональной, производственной и иных сферах. Такое многообразие не могло оставаться без внимания законодателя, и в 2020 году обновленный конституционный ориентир актуализировал научное внимание к проблемам ответственного отношения к животным. В этой связи автором осуществлен анализ нормативных правовых актов, заложивших институциональную основу таких отношений. Хронологически исследование охватило нормы советского периода развития Российского государства с 1918 года. В качестве научных результатов автором установлена институциональная советская основа формирования ответственного отношения к животным, представленная несколькими направлениями: публичные властные институты, осуществляющие управление в различных отраслях, соответствующих многообразию категорий животных; аналогичной направленности институты гражданского общества, а также институты смешанной правовой природы; специальные лечебные учреждения и специальные институты, создаваемые по различным критериям.
Ключевые слова: ответственное отношение к животным, государство, гражданское общество, лечебные институты, категории животных
Для цитирования: Стус А.А. 2023. Генезис законодательного регулирования институциональной основы формирования ответственного отношения к животным. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(1): 107-113. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-1-107-113
Genesis of Legislative Regulation of the Institutional Basis for the Formation of a Responsible Attitude to Animals
Angelina A. Stus
Belgorod National Research University, 85 Pobedy St, Belgorod 308015, Russian Federation E-mail: 1460773@bsu.edu.ru
Abstract. For a long time, animals have been involved in relationships arising in domestic, service, professional, industrial and other spheres. Such diversity could not remain without the attention of the legislator and in 2020 the updated constitutional guideline updated scientific attention to the problems of responsible attitude to animals. In this regard, the article analyzes the normative legal acts that laid the institutional basis for such relations. Chronologically, the study covered the norms of the Soviet period of the development of the Russian state since 1918. As scientific results, the author has established the institutional Soviet basis for the formation of a responsible attitude to animals, represented by several directions: public government institutions that manage in various industries corresponding to the diversity of animal categories; civil society institutions of a similar orientation, as well as institutions of a mixed legal nature; special medical institutions and special institutions created according to various criteria.
Keywords: responsible attitude to animals, the state, civil society, medical institutions, categories of animals
For citation: Stus A.A. 2023. Genesis of Legislative Regulation of the Institutional Basis for the Formation of a Responsible Attitude to Animals. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 48(1): 107-113 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-1-107-113
Конституционное дополнение полномочий Правительства Российской Федерации в части осуществления мер, направленных на «формирование в обществе ответственного отношения к животным» (п. «е. 5» ч. 1 ст. 114) 82, выступает вкладом в духовно-нравственное развитие [Ермакова, 2019; Ларина, 2017]; ориентиром для принятия специального законодательства [Захаров, 2018; Никитина, 2022; Хорьков, Курилех, 2019], гарантий его реализации [Мархгейм, 2020; 2022], а также формирования организационной структуры, включающей публичные и социальные институты [Стус и др., 2022] с учетом современных рисков [Новикова, 2021; 2021а].
Что касается конкретизирующей нормативной базы, то принятый в 2018 г. Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 83 «имеет историческое значение, поскольку ни в Российской Федерации, ни в СССР подобного закона никогда не было, в то время как во многих зарубежных странах соответствующие акты есть, и первые из них появились еще в XIX в.» [Горохов, 2020]. Не останавливаясь на качественной характеристике современной законодательной базы, регламентирующей ответственное отношение к животным, считаем необходимым обратиться к аспекту опыта советского периода, легализующего соответствующую институциональную основу.
Ранее нами уже было установлено, что появившиеся в советское время различные направления легализации норм, формирующих ответственное отношение к животным, «в своем многообразии касались категорирования животных (домашние, дикие, вовлеченные в хозяйственный оборот, опытные) / животного мира; регулятивного и административного участия государства в этой сфере (учреждение специальных территорий, в том числе для поддержания, восстановления популяций животных; организация и ведение охотничьего хозяйства, включая разведение и охрану охотничьих животных; установление налогов и льгот, страхования в связи с развитием животноводческих отраслей и пр.); легализация юридической ответственности и пр.» [Стус и др., 2022, с. 118].
Установленному ранее категорированию животных соответствовало и учреждение институциональной основы.
Так, в 1928 г. «В целях упорядочения и усиления торговли лошадьми, организации правильного сбыта лошадей населением и снабжения лошадьми промышленности, транспорта, армии и беднейшего крестьянства в соответствии с перспективными планами Народного Комиссариата земледелия РСФСР и народных комиссариатов земледелия ав-
82 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2020, 4 июля.
83 Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8424.
Введение
Формирование институциональной основы ответственного отношения к животным
тономных республик, образуется при Народном Комиссариате земледелия РСФСР Посто-
84
янное совещание по урегулированию торговли лошадьми» .
С 1930 г. на советском и республиканском уровне начали оформление органы управления животноводством. Так, именно в 1930 г. народные комиссариаты земледелия Союза ССР и союзных республик, животноводческие тресты и потребительскую кооперацию были обязаны ударными темпами выполнить всю строительную программу животновод-
85
ческих совхозов 85.
В 1932 г. из системы Народного комиссариата земледелия Союза ССР были выделены «зерновые и животноводческие совхозы и организован Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР, реорганизовав объединения в управления Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов» (п. 1)» 86. По аналогии на республиканском уровне в 1947 г. на Министерство совхозов РСФСР было возложено «руководство зерновыми, овощными, животноводческими и хлопковыми совхозами, находившимися в ведении Министерства земледелия РСФСР, Министерства животноводства РСФСР и Министерства технических культур РСФСР» 87
Уточним, что в рассматриваемой сфере формировались не только публичные властные органы, но также создавались институты гражданского общества. К примеру, Декретом СНК РСФСР от 21 июля 1923 г. был утвержден нормальный устав сельскохозяйственного Общества 88, в соответствии с которым такое Общество учреждалось с целью содействовать в районе своих действий соединенными силам своих членов развитию и усовершенствованию сельского хозяйства и сельской промышленности. Для достижения этих целей Общества, в том числе, могли устраивать лечебницы для больных животных.
Кроме того, любопытны и институты смешанной правовой природы. Например, в 1990 г. на государственном уровне был создан еще один специальный институт -Всероссийский союз животноводов-любителей (Росживсоюз), включенный в систему агропромышленного комплекса РСФСР. При этом Госагропрому РСФСР предписывалось выделение материально-технических ресурсов Росживсоюзу 89.
Формирование лечебных институтов
В ходе анализа законодательства советского периода нами установлено, что самостоятельным направлением легализации формирования ответственного отношения к животным можно считать учреждение специальных лечебных институтов.
В 1924 г. было принято Положение о частных лечебницах (амбулаториях) для животных 90. «Разрешение на право открытия частной лечебницы (амбулатории) для лечения животных давалось губернским (областным) исполнительным комитетам на основании
84 Постановление Экономического Совета РСФСР от 18.10.1928 «Об утверждении Положения о постоянном совещании по урегулированию торговли лошадьми» // СУ РСФСР. 1928. № 135. Ст. 881.
85 Постановление СТО СССР от 20.12.1930 № 455 «О животноводческих совхозах» // СЗ СССР. 1931. № 1. Ст. 15.
86 Постановление ЦИК СССР от 01.10.1932 «Об образовании Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» // СЗ СССР. 1932. № 71. Ст. 435.
87 Указ Президиума ВС РСФСР от 27.02.1947 «Об образовании Министерства совхозов РСФСР» // Сборник законов РСФСР и указов Президиума ВС РСФСР, 1946-1954. М.: Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР, 1955.
88 Декрет СНК РСФСР от 21.06.1923 «Нормальный устав сельско-хозяйственного Общества» // СУ РСФСР. 1923. № 71. Ст. 698.
89 Постановление Совмина РСФСР от 10.05.1990 № 145 «Вопросы Всероссийского союза животноводов-любителей» // СП РСФСР. 1990. № 15. Ст. 107.
90 Декрет СНК РСФСР от 17.09.1924 «Положение о частных лечебницах (амбулаториях) для животных» // СУ РСФСР. 1924. № 80. Ст. 808.
заключения подлежащего ветеринарного отдела по представленному учредителем проекту устава» (п. 1).
Управляющим частной лечебницы (амбулаторией) для животных мог быть только ветеринарный врач (п. 4).
При частной лечебнице (амбулатории) для животных должно быть особое изоляционное отделение для временного помещения животных, больных заразными болезнями, требующих немедленной изоляции (п. 6)» 91.
С 1958 г. областная (краевая, республиканская) ветеринарная поликлиника являлась «ведущим профилактическо-лечебным ветеринарным учреждением и учебно-методическим центром по внедрению в ветеринарную практику достижений науки и передового опыта в области (крае, республике)» 92.
В числе основных задач областной (краевой, республиканской) ветеринарной поликлиники были: «методическое руководство профилактической, лечебной и ветеринарно-санитарной работой ветеринарных учреждений и специалистов области (края, республики) с целью повышения эффективности ветеринарных мероприятий, обеспечивающих рост поголовья скота, птицы и увеличение производства продуктов животноводства; разработка профилактических и лечебных мер на основе достижений науки и практики борьбы с заболеваниями животных применительно к местным условиям; пропаганда передового опыта и внедрение в практику работы ветеринарных учреждений и специалистов новейших методов и средств профилактики, диагностики и терапии, содействие всемерному повышению культуры в ветеринарном деле; оказание высококвалифицированной лечебной помощи животным, направляемым в поликлинику другими ветеринарными учрежде-
Позднее в аспекте специальных институтов, содействующих ответственному отношению к животным, полагаем, были городские станции по борьбе с болезнями животных - «центральные учреждения государственной ветеринарной службы в городе, находящиеся в ведении исполнительного комитета городского Совета народных депутатов, а по специальным вопросам подчиняющиеся вышестоящему ветеринарному органу.
Станция организуется в установленном порядке по решению исполкома городского Совета народных депутатов для ветеринарного обслуживания животных, принадлежащих государственным, кооперативным и общественным предприятиям, организациям и учре-
94
ждениям, а также населению, и для осуществления ветеринарного надзора в городе» 94.
В обозначенном советском периоде были выявлены нормы, регламентирующие охрану животных в определённых географических широтах. Например, «в целях охраны ценных видов арктических животных и более рационального использования имеющихся запасов этих животных для нужд местного населения Крайнего Севера... с 1957 года была ограничена в северных и дальневосточных водах, на островах и побережье Северного Ледовитого океана и Берингова моря в пределах РСФСР добыча моржа с запретом государ-
95
ственного промысла моржа, а также заготовки моржового жира и шкур» .
91 СУ РСФСР. 1924. № 80. Ст. 808.
92 Положение об областной (краевой, республиканской) ветеринарной поликлинике (утв. Минсельхо-зом СССР 26.07.1958) // Ветеринарное законодательство. Том I. М.: «Колос», 1972.
93 Там же.
94 Типовое положение о городской (в городах областного, краевого и республиканского подчинения) станции по борьбе с болезнями животных (утв. Минсельхозом СССР 20.05.1985). "Ветеринарное законодательство. Том IV. М.: ВО «Агропромиздат», 1988.
95 Постановление Совмина РСФСР от 21.11.1956 № 738 «О мерах охраны животных Арктики» (ред. от 04.03.1980) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 393.
ниями»
93
Формирование специальных институтов
Данным же Постановлением Совмина РСФСР регулировалось, что «гидрографические экспедиции Главсевморпути Министерства морского флота СССР могут производить в пределах установленного им лимита добычу моржа для корма ездовых собак только по специальным разрешениям, выдаваемым ежегодно министерствами рыбной промышленности СССР и РСФСР с обязательным соблюдением правил о запрете забоя самок моржа
96
и отстрела моржей на воде» .
«Заповедники могут преследовать, в качестве дополнительных задач, охрану промысловых животных, охрану режима вод, нормальных климатических и санитарных условий, оборону страны и проч., а также могут быть использованы для отдыха трудящихся» 97.
Еще одно направление регулирования было связано с охраной животного мира специальными органами. Здесь целесообразно привести Правила охраны природной среды в Военно-Морском Флоте, включившие самостоятельный Раздел VI «Охрана животного мира», структурированный по следующим главам: «Требования, предъявляемые к охране животного мира», «Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных», «Охрана животных и птиц при применении средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов и веществ», «Охрана животных и птиц в заповедниках, заказниках и на других особо охраняемых территориях», «Охрана животного мира военно-охотничьими обществами» 98.
Представленным документом в ст. 459 давалась характеристика животного мира в качестве одного из «основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей страны. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир ис-
99
пользуется также в научных, культурно-просветительных и эстетических целях» 99.
В ст. 460 рассматриваемых Правил отражены основные требования по охране животного мира: «сохранение видового многообразия животного мира в состоянии естественной свободы; сохранение среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращения ущерба народному хозяйству» 100.
Особенно отмечалось, что воинские части, предприятия, учреждения и организации ВМФ в своей хозяйственной деятельности при ведении строительных работ, выполнении учебных задач должны соблюдать требования закона СССР «Об охране и использовании животного мира» (ст. 462).
Заключение
Проведенное исследование позволило определить несколько направлений, представляющих институциональную советскую основу формирования ответственного отношения к животным:
1) публичные властные институты, осуществляющие управление в различных отраслях, соответствующих многообразию категорий животных;
96 Постановление Совмина РСФСР от 21.11.1956 № 738 «О мерах охраны животных Арктики» (ред. от 04.03.1980 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 393.
97 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.06.1930 «Об охране и развитии природных богатств РСФСР» // СУ РСФСР. 1930. № 30. Ст. 397.
98 Приказ Главнокомандующего ВМФ СССР от 12.12.1990 № 320 «О введении в действие Правил охраны природной среды в Военно-Морском Флоте (ПОПС-90)». М., Военное издательство, 1993.
99 Там же.
100 Там же.
2) аналогичной направленности институты гражданского общества, а также институты смешанной правовой природы;
3) специальные лечебные учреждения;
4) специальные институты, создаваемые по различным критериям (охрана животных
в определённых географических широтах, территориях и пр.).
Список литературы
Горохов Д.Б. 2020. Проблемы качества и эффективности применения Закона об ответственном обращении с животными. Журнал российского права, 4: 153-171.
Ермакова С.Н. 2019. Общественное отношение к бездомным животным в Российской Федерации (на примере жителей Белгородской области). Скиф. Вопросы студенческой науки, 12-2(40): 188-192.
Захаров Д.Е. 2018. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный животному миру. Власть Закона, 3: 126-134.
Ларина Л.Ю. 2017. Отношение к животным как фактор формирования духовно-нравственной жизни общества. Булгаковские чтения, 11: 143-150.
Мархгейм М.В. 2020. Обновление Конституции России: думы о былом и грядущем. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 6(121): 51-55.
Мархгейм М.В. 2022. Публичный правопорядок Российской Федерации: конституционный абрис нового ориентира. Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета, 3(103): 24-31.
Никитина А.С. 2022. Ответственное отношение к животным через популяризацию их страхования. Устойчивое развитие науки и образования, 1(64): 97-103.
Новикова А.Е. 2021. Научно-презентационная модель минимизации правозащитных рисков в деятельности государства. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки, 3-1: 94-100.
Новикова А.Е. 2021а. Систематизация «внутренних» правозащитных рисков: специально-гарантный критерий. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 3(130): 102-106.
Стус А.А., Мархгейм М.В. Кузьмина А.В., Кулишенко Е.А., Кодаш С.С. 2022. Генезис российского законодательства об ответственном отношении к животным. Вопросы истории, 12(3): 118-127.
Хорьков В.Н., Курилех Ю.С. 2019. Новое законодательство об ответственном обращении с животными: достоинства и недостатки. Современное право, 9: 68-73.
References
Gorohov D.B. 2020. Problemy kachestva i effektivnosti primeneniya Zakona ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi [Problems of quality and effectiveness of the application of the Law on Responsible Treatment of Animals]. ZHurnal rossijskogo prava, 4: 153-171.
Ermakova S.N. 2019. Obshchestvennoe otnoshenie k bezdomnym zhivotnym v Rossijskoj Federacii (na primere zhitelej Belgorodskoj oblasti) [Public attitude towards homeless animals in the Russian Federation (on the example of residents of the Belgorod region)]. Skif. Voprosy studencheskoj nauki, 12-2(40): 188-192.
Zaharov D.E. 2018. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' za vred, prichinennyj zhivotnomu miru [Civil liability for harm caused to the animal world]. Vlast' Zakona, 3: 126-134.
Larina L.YU. 2017. Otnoshenie k zhivotnym kak faktor formirovaniya duhovno-nravstvennoj zhizni obshchestva [The attitude to animals as a factor in the formation of the spiritual and moral life of society]. Bulgakovskie chteniya, 11: 143-150.
Marhgejm M.V. 2020. Obnovlenie Konstitucii Rossii: dumy o bylom i gryadushchem [Updating the Constitution of Russia: thoughts about the past and the future]. Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 6(121): 51-55.
Marhgejm M.V. 2022. Publichnyj pravoporyadok Rossijskoj Federacii: konstitucionnyj abris novogo orientira [Public law and order of the Russian Federation: the constitutional outline of a new landmark]. YUridicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 3(103): 24-31.
Nikitina A.S. 2022. Otvetstvennoe otnoshenie k zhivotnym cherez populyarizaciyu ih strahovaniya [Responsible attitude to animals through the popularization of their insurance]. Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya, 1(64): 97-103. Novikova A.E. 2021. Nauchno-prezentacionnaya model' minimizacii pravozashchitnyh riskov v deyatel'nosti gosudarstva [Scientific presentation model of minimizing human rights risks in the activities of the state]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki, 3-1: 94-100. Novikova A.E. 2021a. Sistematizaciya «vnutrennih» pravozashchitnyh riskov: special'no-garantnyj kriterij [Systematization of "internal" human rights risks: a special guarantee criterion]. Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 3(130): 102-106. Stus A.A., Marhgejm M.V. Kuz'mina A.V., Kulishenko E.A., Kodash S.S. 2022. Genezis rossijskogo zakonodatel'stva ob otvetstvennom otnoshenii k zhivotnym [Genesis of the Russian legislation on responsible attitude to animals]. Voprosy istorii, 12(3): 118-127. Hor'kov V.N., Kurilekh YU.S. 2019. Novoe zakonodatel'stvo ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi: dostoinstva i nedostatki [New legislation on responsible treatment of animals: advantages and disadvantages]. Sovremennoe pravo, 9: 68-73. (In Russian).
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest has been reported.
Поступила в редакцию 29.09.2022 Received September 29, 2022
Поступила после рецензирования 13.10.2022 Revised October 13, 2022
Принята к публикации 17.10.2022 Accepted October 17, 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Стус Ангелина Алексеевна, аспирант кафедры конституционного и международного права, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Angelina A. Stus, Graduate Student of the Department of Constitutional and International Law, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia