Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ'

ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ / ИНСТИТУТЫ КАРЬЕРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КАРЬЕРЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ КАРЬЕРЫ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сотникова Светлана Ивановна

Формирование рыночной философии хозяйствования вызывает необходимость выделения управления карьерой как особой самостоятельной функции управления персоналом в системе управления организацией. В связи с возрастающей необходимостью формирования целостного, достоверного, систематически развиваемого знания о существенных связях и закономерностях карьеры появились отдельные работы научно- исследовательского и научно-методического характера по этой проблеме. Конечно, они весьма ценны, но используемый понятийно-категориальный аппарат далеко еще не проработан; зачастую в них даются противоречивые толкования карьеры. Все это нередко приводит к различиям в изложении одних и тех же вопросов в научных дискуссиях, в процессе преподавания экономических и управленческих дисциплин. Неупорядоченность терминов затрудняет во многих случаях перевод и интерпретацию зарубежной литературы [7–14]. Последовательное рассмотрение в статье исследовательского инструментария карьеры позволило сформировать из нагромождения толкований комплексное представление о ее социально-экономической сущности и содержании. В статье представлены авторское понимание карьеры с позиций содержательного, структурного, функционального, морфологического, институционального, субстанционального, системного подходов. Выделяются сущность и содержание главных элементов системы карьеры: цели карьеры, карьерное пространство, карьерный вектор, ресурсная база, основания карьеры, норма, динамика карьеры. Предложено авторское толкование элементов системы карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THEORETICAL IDEAS OF CAREER AS BASIS OF FORMATION OF THE THEORY OF MANAGEMENT

Formation of market philosophy of managing causes the necessity of allocation of management of career as special independent function of human resource management in a control system of the organization. And for the Russian management it is rather new tendency. Due to the increasing need of formation of the complete, reliable, systematically developed knowledge of essential communications and regularities of career there were separate works of research and scientific and methodical character on this problem. Of course, they are very valuable, but the used conceptual and categorial device far isn’t worked yet; often in them contradictory interpretation of career are given. All this quite often results in distinctions in a statement of the same questions in scientific discussions, in the course of teaching economic and administrative disciplines. Disorder of terms complicates in many cases transfer and interpretation of foreign literature [7–14]. Consecutive consideration in article of research tools of career allowed to create harmonous system of knowledge of career from a heap of interpretation, to gain a complex impression about its social and economic essence and the contents. Author’s understanding of career is presented from positions of substantial, structural, functional, morphological, institutional, substantsionalny, system approaches in the article. The essence and the maintenance of basic elements of system of career are allocated: career purposes, career space, career vector, resource base, career bases, norm, dynamics of career. Author’s interpretation of elements of system of career is offered.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ»

ГЕНЕЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

GENESIS OF THEORETICAL IDEAS OF CAREER AS BASIS OF FORMATION OF THE THEORY OF MANAGEMENT

ПОЛУЧЕНО 22.09.15 ОДОБРЕНО 23.09.15 ОПУБЛИКОВАНО 19.10.15 УДК 331.55 DOI 10.12737/14952

СОТНИКОВА С.И.

Д-р экон. наук, проф., заведующая кафедрой экономики труда и управления персоналом Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»

SOTNIKOVA S.I.

Doctor of Economics, Professor, Head of Labour Economics and Personnel Management Department, Novosibirsk State University of Economy and Management

e-mail: s.i.sotnikova@nsuem.ru

Аннотация

Формирование рыночной философии хозяйствования вызывает необходимость выделения управления карьерой как особой самостоятельной функции управления персоналом в системе управления организацией. В связи с возрастающей необходимостью формирования целостного, достоверного, систематически развиваемого знания о существенных связях и закономерностях карьеры появились отдельные работы научно-исследовательского и научно-методического характера по этой проблеме. Конечно, они весьма ценны, но используемый понятийно-категориальный аппарат далеко еще не проработан; зачастую в них даются противоречивые толкования карьеры. Все это нередко приводит к различиям в изложении одних и тех же вопросов в научных дискуссиях, в процессе преподавания экономических и управленческих дисциплин. Неупорядоченность терминов затрудняет во многих случаях перевод и интерпретацию зарубежной литературы [7-14]. Последовательное рассмотрение в статье исследовательского инструментария карьеры позволило сформировать из нагромождения толкований комплексное представление о ее социально-экономической сущности и содержании. В статье представлены авторское понимание карьеры с позиций содержательного, структурного, функционального, морфологического, институционального, субстанционального, системного подходов. Выделяются сущность и содержание главных элементов системы карьеры: цели карьеры, карьерное пространство, карьерный вектор, ресурсная база, основания карьеры, норма, динамика карьеры. Предложено авторское толкование элементов системы карьеры.

Ключевые слова: карьера, подходы к исследованию карьеры, функции карьеры, институты карьеры, классификация видов карьеры, противоречия карьеры, система карьеры, системообразующие элементы карьеры.

Abstract

Formation of market philosophy of managing causes the necessity of allocation of management of career as special independent function of human resource management in a control system of the organization. And for the Russian management it is rather new tendency. Due to the increasing need of formation of the complete, reliable, systematically developed knowledge of essential communications and regularities of career there were separate works of research and scientific and methodical character on this problem. Of course, they are very valuable, but the used conceptual and categorial device far isn't worked yet; often in them contradictory interpretation of career are given. All this quite often results in distinctions in a statement of the same questions in scientific discussions, in the course of teaching economic and administrative disciplines. Disorder of terms complicates in many cases transfer and interpretation of foreign literature [7-14]. Consecutive consideration in article of research tools of career allowed to create harmonous system of knowledge of career from a heap of interpretation, to gain a complex impression about its social and economic essence and the contents. Author's understanding of career is presented from positions of substantial, structural, functional, morphological, institutional, substantsionalny, system approaches in the article. The essence and the maintenance of basic elements of system of career are allocated: career purposes, career space, career vector, resource base, career bases, norm, dynamics of career. Author's interpretation of elements of system of career is offered.

Keywords: career, approaches of career, functions of career, institutions of career, classification of types of career, contradictions career, career's system, elements of career system.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ

В теории и практике менеджмента более пристальное внимание уделяется карьере персонала [1, с. 470—479; 2, с. 210-221; 4, с. 33-35; 5, с. 90-93]. Карьера начинает рассматриваться как овладение разнообразными компетенциями, дополняющими и развивающими конкурентные достоинства работника, а расходы на управление карьерой — как инвестиции в человеческий капитал, а значит, в конкурентоспособность организации. Идеи управления карьерой становятся все более популярными у социально и экономически продвинутых организаций.

В связи с этим возрастает объективная необходимость познания социально-экономической сущности и содержа-

ния карьеры, процессов ее организации, развития и разрушения [1, с. 470-479; 2, с. 210-221; 3, с. 105-109]. Максимально целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях карьеры позволит сформировать из нагромождения фактов карьерных перемещений стройную систему карьеры, обозначить точки взаимодействия различных форм и видов карьеры для достижения их синергетического эффекта, преодолеть разрыв между разработкой научных теоретических основ карьеры и практикой их реализации, повысить информированность менеджмента о возможностях повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов посредством карьеры персонала и многое другое.

К исследованию карьеры как сложной и многоплановой системе, включающей большое число взаимосвязанных

и вместе с тем разнокачественных компонентов и имеющей иерархическую структуру и, как правило, вероятностный характер функционирования, применим ряд методологических подходов. К таким подходам, прежде всего, относятся содержательный, субстанциональный, структурный, функциональный, морфологический, институциональный. Каждый из них сосредоточен на рассмотрении отдельных компонентов карьеры, т.е. имеет ограничения для исследования ее сущности и содержания. Подходом, интегрирующим достоинства каждого из названных выше, является системный.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера с позиции содержательного подхода представляет индивидуально осознанную позицию и поведение человека, позволяющие ему сохранять свои личностные позиции и интересы в жизни и труде, проявлять гибкость в принятии решений, развиваться и адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Это индивидуально осознанный способ позиционирования себя в потоке социальной жизни, обеспечивающий человеку личностную и трудовую устойчивость.

В зависимости от способа позиционирования человеком себя в потоке социальной жизни следует различать личностную карьеру (или субкарьеру, внеделовую, вне работы, вторичную, производную) и деловую (или основную, ведущую).

Личностная карьера представляет способ сохранения последовательности действий личности и предсказуемости ее поведения вне организационных рамок профессиональной деятельности, т.е. в быту, семье, досуге и т.п.

Под деловой карьерой, напротив, следует понимать систему принципов поведения человека, связанную с его трудовым опытом и деятельностью в организационно оформленных структурах. Деловая карьера предполагает достижение человеком устойчивости в труде посредством, во-первых, личностно-профессионального позиционирования на протяжении рабочей жизни, т.е. профессиональной карьеры; во-вторых, позиционирования своего влияния, власти, авторитета, статуса в профессиональной среде в конкретной внеорганизационной и внутриорганизационной реальности, т.е. организационной карьеры.

Итак, содержательный подход к исследованию карьеры состоит в обосновании причин и способа позиционирования человека в жизни, труде и организации, а также в определении на этой основе наиболее важных направлений приложения управленческих усилий. Этот подход позволяет получить ответы на вопросы о том, почему, для чего и каким образом человек формирует, развивает и разрушает карьеру.

СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера с позиции субстанционального подхода есть не что иное, как способ освоения социального пространства в форме разрешения противоречий между трудовой и личной (частной) жизнью человека, рабочим и свободным временем, личными и общественными потребностями [6, с. 4—11]. Карьера предстает как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих ее сторон и тенденций, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Двигательной силой карьеры является возникновение, становление и разрешение внутренне присущих ей противоречий.

Карьера, прежде всего, представляет диалектическое единство двух противоположностей — деловой карьеры (или

основная, ведущая) и личностной (или субкарьеры, внеде-ловой, вне работы, вторичной, производной).

Для работника важны и личностная, и деловая карьеры: необходимо всему уделить внимание и посвятить время — и работе, и семье, и отдыху. В идеале между ними необходимо равенство. А в реальной жизни подобного равенства достичь трудно. Включенность человека в деловую и личностную карьеру для разных людей имеет различное субъективное и относительное значение.

Восприятие карьеры происходит через призму целей, желаний, установок человека, связанных с его трудовым опытом и деятельностью вне работы. Так, одни не готовы жертвовать личным временем на благо организации ради собственной деловой карьеры; другие руководствуются идеализированной моделью деловой карьеры «вверх, вверх и вверх» по организационной лестнице, не оставляя места в своей жизни для всего прочего, что мешает профессионально-квалификационному росту, в том числе и для семьи. При этом одна и та же карьера для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом оказывает влияние на эффективности их личной и трудовой деятельности, на формировании карьерного комфорта1. Следовательно, определяющим критерием формирования, развития и разрушения карьеры выступает субъективная оценка человеком возможностей для получения определенных выгод от личной и деловой карьеры в различных жизненных ситуациях.

В связи с этим разрешение противоречия между личной и трудовой жизнью не обязательно будет связано только с поступательным движением работника «вперед и вверх» по организационно-служебной лестнице (повышением в должности, улучшением социального статуса, ростом размеров вознаграждения и т.п.) и достижением высот профессионализма. Вариант карьеры, позволяющий получить дополнительные выгоды в жизненной или трудовой ситуациях, может быть связан с перемещениями как «по горизонтали» (между равнозначными рабочими местами в рамках одной бизнес-структуры), так и «по вертикали вниз» (между рабочими местами в одной бизнес-структуре, но с ухудшением условий труда) и «по диагонали» (между рабочими местами различных бизнес-структур).

Карьера представляет диалектическое единство двух противоположных классов движущих сил к освоению социального пространства. Это цели работодателя, диктуемые рынком (внешние), и собственные цели человека, его желания и установки, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни (внутренние). Работодатель стремится найти для должностной позиции работника с такими компетенциями (конкурентными преимуществами), которые способствуют повышению эффективности трудовой отдачи при минимальных затратах на их воспроизводство. В свою очередь, работник выбирает из некоторого числа более-менее приемлемых должностных позиций такую, которая в большей степени позволяет ему получить личностно-значимые выгоды в жизни и труде.

Источником целевой перспективы карьеры работника являются его материальные и духовные потребности в контексте достижения им целей жизни. Чем многограннее потребности, тем действеннее и разнообразнее причины, вызывающие карьеру. Тем не менее следует отметить и то, что лишь часть потребностей становится целью карьеры. Это объясняется тем, что для проявления любой потребности необходимы определенные организационные условия. Если подходящей ситуации нет или человек субъективно считает

1 Карьерный комфорт — это состояние гармонии целей карьеры человека с возможностями их достижения.

ее несуществующей, определенная их часть остается в сознании как не проявленное стремление. Следовательно, карьера опосредуется потребностями человека, но осуществляется в той мере, в какой это экономически целесообразно для достижения бизнес-целей рыночного субъекта, т.е. сообразуясь с особенностями внутриорганизационной и внеорганизационной реальности.

В связи с этим возможно развертывание ситуации, при которой индивидуальная цель карьеры не соответствует, вступает в противоречие с организационной реальностью, в результате которого проявляются скрытые конфликты и диспропорции карьеры, возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Противоречие между внешними и внутренними целями карьеры связано, во-первых, с существующим разделением труда и неравномерным развитием отдельных отраслей экономики, регионов, организаций и профессий, создающими неодинаковые условия для карьеры работников. Во-вторых, со структурой материальных и духовных потребностей человека в контексте достижения целей жизни. Противоречие между двумя классами движущих сил карьеры может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длительное время.

Итак, субстанциональный подход к исследованию позволяет выявить источники и механизмы карьеры, понимание которых предоставляет субъекту рынку труда возможность прогнозировать, имитировать и выбирать наиболее эффективные ее варианты с учетом благоприятных (вход в новый сегмент рынка труда, неудовлетворенный потребительский спрос в труде, диверсификация труда и т.д.) и неблагоприятных возможностей (сокращение спроса на функциональный труд, рост безработицы, падение жизненного уровня трудоспособного населения, уязвимость в конкуренции, неблагоприятная демографическая ситуация и т.д.).

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера с позиции структурного подхода предстает как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к освоению и совершенствованию способа позиционирования себя в социальной жизни, задают ему границы и формы, придают направленность на достижение социальной устойчивости. Этот подход, раскрывая внутреннее содержание карьеры, позволяет различать внутреннюю и внешнюю, объективную и субъективную формы карьеры.

Внутренняя карьера предстает как индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении человека, связанных с удовлетворением индивидуальных потребностей в труде и вне его на протяжении рабочей жизни. Этот конструкт служит для описания детерминации карьеры в тех ситуациях, когда факторы, которые ее инициируют и регулируют, находятся внутри «Я» личности или поведения. Внутренняя карьера не имеет поощрений, кроме самой активности.

Внешняя карьера представляет процесс побуждения к личностному, профессиональному и должностному развитию человека на основе объективной оценки его склонностей, способностей и других индивидуальных качеств с учетом рыночной потребности в труде. Этот конструкт описывает такой тип детерминации карьеры, когда инициирующие и регулирующие ее факторы проистекают извне личностного «Я» и поведения. По сути, внешняя карьера представляет воздействие на карьерную активность человека путем серии поступательных изменений в его взглядах, позиции и поведении.

Карьера предполагает взаимозависимость двух ее форм: внешней и внутренней.

У каждого человека есть первооснова внутренней карьеры — набор определенным образом сочетаемых между собой и взаимодействующих личностных образований, которые эволюционно изменяют систему взглядов, убеждений, принципов, социально-нравственных качеств человека. Иными словами, внутренняя карьера сама по себе может способствовать повышению внутренней заинтересованности работника к формированию, развитию и даже разрушению карьеры. К сожалению, это положение не может быть справедливым для всех работников и во всех ситуациях. Следует признать, что в большинстве случаев необходимы меры по стимулированию заинтересованности работников в содействии самоорганизации и саморазвитию карьеры, вовлечению работников в управление своей карьерой. И наоборот, под влиянием внешнего воздействия на человека меняются его жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры внутренней карьеры.

Внутренняя и внешняя карьеры осмысливаются с двух сторон — объективной и субъективной.

Карьера в объективном смысле предстает как некая система достижений индивида, воспринимаемая как результат локализации и утверждения личностной и профессиональной устойчивости работника в виде его конкурентного превосходства в личной жизни и труде, как объективная серия статусов и четко определенных позиций, должностей, ролей и т.п. Эта карьера обусловлена объективными закономерностями развития рыночной системы разделения и кооперации труда, профессионально-квалификационного продвижения, особенностями национальной культуры, религии и иными обстоятельствами.

Карьера в субъективном смысле — это восприятие смысла карьеры, видение профессионального будущего работника, к которому стремится работник. Это устойчивая система взглядов, убеждений, принципов, качеств человека, позволяющая ему избирательно сохранять свои личностные и профессиональные позиции и интересы в изменяющихся условиях современной жизни и профессиональной деятельности. Субъективная карьера представляет результат личного выбора человеком карьерных целей и действий по их достижению из множества других, основанного на устойчивых индивидуальных характеристиках — понимании своих талантов, способностей, потребностей, ценностных ориента-ций, ценностей, мотивов. Тем самым эта карьера обусловлена биологической и социальной наследственностью работника, которая создает характерные структуры способностей, навыки восприятия, взгляды, цели жизни, ценности, поведенческие наклонности, механизмы приспособления к окружающей среде. Субъективная карьера имеет для человека внутреннюю ценность и важна только для него самого.

Между этими двумя представлениями о карьере существует тесная взаимосвязь: карьера в большей степени зависит от способов взаимодействия объективной и субъективной форм карьеры, чем от уровня проявления каждой из них. Объективная карьера как серия объективных статусов и позиций не может быть осуществима без субъективной, которая отражает характерный смысл карьеры для определенного человека в конкретной жизненной и трудовой ситуации. В свою очередь, совокупность самовоспринимаемых ценностей, позиций, потребностей и способностей человека влияют на динамику его объективной карьеры, а именно на социальную активность, социально-экономическое положение, статусно-ролевые характеристики, скорость и направления воспроизводства конкурентных преимуществ и переходов между рабочими местами внутри и вне организации.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера с позиции функционального подхода выступает как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых тактик освоения и самопроектирования профессионально-ориентированных видов деятельности, самоактуализации личностного потенциала, саморазрушения карьеры. Этот подход ориентирован на функциональное описание системы карьеры и позволяет выявить роль и функции карьеры в управлении персоналом в целом, а также функций отдельных ее составляющих. Функции карьеры можно сгруппировать по назначению и содержанию деятельности.

Классификация функций карьеры по назначению позволяет определить место карьеры в управлении персоналом и предусматривает выделение таких функций, как средство удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, основа удовлетворения организационных потребностей в труде, средство согласования индивидуальных и организационных потребностей в труде, фактор развития самого человека.

Классификация функций карьеры по содержанию позволяет определить свойства, отношения и закономерности карьеры, отражающие специфику ее самоорганизации, саморазвития и саморазрушения. Эта классификация предусматривает выделение таких функций, как: (1) информационная функция — выступает как способ оперативного сбора и распространения обобщенной объективной информации о последовательности изменений во взглядах, позиции и поведении работника относительно освоения и совершенствования способа жизнедеятельности; (2) регулирующая — связана с созданием правил и определения приоритетов карьеры, позволяющих субъекту карьеры (работодателю и (или) работнику) свободно, со знанием дела принять решение в своих интересах; (3) ориентационная — указывает работнику направления поиска такого рабочего места (должностной позиции), которое позволит ему достичь социальной устойчивости с учетом его способностей, мотивов и рыночной потребности в труде; (4) инвестиционная — представляет привлекательный способ сохранения и увеличения стоимости человеческого капитала, обеспечивающий удовлетворение индивидуальных потребностей работника в течение всей трудовой жизни; (5) распределительная функция карьеры — обеспечивает перелив человеческих ресурсов между отраслями, сферами деятельности, рабочими местами в зависимости от конкурентоспособности работников; (6) стимулирующая — выступает в форме экономического и социально-психологического поощрения работника к достижению социальной устойчивости посредством формирования и использования конкурентных преимуществ; (7) санирующая — проявляется в квалификационно-должностном и материальном расслоении работников по их потенциальной и фактической конкурентоспособности; (8) контролирующая функция карьеры — направлена на выявление характера и содержания устойчивости индивида в потоке социальной жизни.

Достоинством функционального подхода следует признать то, что он позволяет перейти от простого описания строения сложного объекта к более целостному представлению структуры карьеры как функционально взаимосвязанных составляющих.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера с позиции морфологического подхода представляет совокупность форм и видов движения работника в стратифицированной системе разделения труда по определенным

ступеням преумножения профессионального мастерства. Этот подход позволяет выявить простые и сложные, внутренне разветвленные и дифференцированные виды карьеры, их существенные свойства и связи, постичь их природу, получить о них максимальную информацию и возможность ориентации в карьерном многообразии.

Развитие теоретико-методологических основ морфологического подхода идет от создания искусственных классификаций карьеры к выделению естественных и фасетных групп, а далее — к формированию целостной системы иерархической классификации.

Искусственная классификация карьеры - это описательно-распознавательная система, представляющая разнообразие карьер в удобном для обозрения, запоминания и распознавания виде. Эта классификация дает возможность по отдельности обозреть каждый из видов карьеры по отдельным внешним системным свойствам.

В естественной классификации исходят из учета, по мере возможности, всей совокупности свойств видов карьеры, объединяя последние в группы на основании их наибольшего сходства между собой. Естественная классификация создается в целях выявления полноты существенных свойств и связей видов карьеры, постижения их природы, получения о них максимальной информации.

Фасетная классификация видов карьеры позволяет выбирать признаки классификации независимо друг от друга. Эта классификация карьеры обладает, во-первых, большой емкостью, т.е. возможностью использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок. Во-вторых, большой гибкостью, простотой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок (возможность практически неограниченного добавления числа фасетов, расширения состава значения в отдельных фасетах, группировки множества по любому сочетанию и числу фасетов). Однако фа-сетная система классификации карьеры сложна в построении, так как при этом необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

В настоящее время возникают сложные, внутренне разветвленные и дифференцированные формы карьеры, т.е. происходит ее мультимодация2. Искусственные, естественные и фасетные классификации обнаруживают свою непригодность для приведения в порядок растущего многообразия карьеры: системы предстают как хаотическое нагромождение разнообразных ее видов. Недостаточно или даже плохо систематизированные виды карьеры не только не облегчают управление карьерой, но и затрудняют его.

Современное развитие теоретико-методологических основ классификации карьеры связано с распространением идей карьерной систематики.

Карьерная систематика предполагает формирование единой классификационно-иерархической системы карьеры с выявлением взаимосвязей и подчиненности различных ее видов на основе общих признаков в виде таксономического древа карьеры. Все разнообразие видов карьеры классифицируется таким образом, чтобы можно было по месту того или иного вида карьеры в системе извлечь о нем максимально возможную информацию для принятия управленческих решений. Недостатки иерархической системы классификации карьеры — это, во-первых, жесткость структуры (ее негибкость), которая приводит к сложности внесения изменений; во-вторых, невозможность группировать объекты по не предусмотренным заранее сочетаниям признаков.

2 Мультимодация карьеры — это процесс увеличения разнообразия сочетаний (комбинаций) неодинаковых по каким-либо признакам форм карьерного движения.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера в рамках институционального подхода представляет механизм закрепления и реализации системы основополагающих морально-этических принципов, норм и правил побуждения человека к личностному, профессиональному развитию и профессионально-квалификационному движению в стратифицированной системе разделения на благо организации. Карьера предстает как определенная институциональная структура, согласующаяся с социокультурным этносом, кадровой политикой организации и государства. Карьера осуществляется в рамках определенных институтов.

Институты карьеры проявляются, прежде всего, в качестве определенного набора неформальных правил, включающих обычаи, традиции, стереотипы воспитания и поведения. Например, господствующий в обществе стереотип предписывает, что ведение домашнего хозяйства — прерогатива женщин, а обеспечивать материальное благосостояние семьи посредством верности внутриорганизационной карьере — прерогатива мужчин. В результате господства в обществе данного культурного стереотипа для большинства замужних женщин предписана необходимость работы до замужества, уход с оплачиваемой работы на время рождения и воспитания детей (карьерный апшифтинг), и по мере взросления детей освоение такой работы, которая позволит сочетать занятость на оплачиваемой работе с дальнейшим воспитанием детей (карьерный дауншифтинг).

Институты карьеры выступают в виде системы правовых норм централизованного и локального характера. Централизованные формальные правила определяют институциональные ограничения мобильности работников и предусматривают защиту работодателя от некомпетентных наемных работников. Они включает, например, Трудовой кодекс РФ, Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих, Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Единый тарифно-квалификационный справочник для рабочих, т.п.

Каждый работодатель на основе названных нормативных документов разрабатывает свои локальные квалификационные требования к персоналу, соблюдение которых необходимо для того, чтобы занять то или иное рабочее место, получить ту или иную должность. Локальные нормы карьеры представлены, прежде всего, в философии карьеры, карьерной политике, различных регламентах повышения квалификации, обучения, продвижения, резервирования на выдвижение на руководящие должности, др. Перечень требований для квалификационного лицензирования должностей руководителей отражается в положении о подразделении (организации), специалистов — в должностных инструкциях, а технических исполнителей и рабочих — в инструкционных картах.

В число формальных составляющих институтов карьеры входит система субъектов рынка труда, которые образуют особую систему социально-трудовых отношений, приводящих карьеру в состояние саморазвития и самокоррекции на основе законов конкуренции. К ним следует отнести домохозяйства, образовательные учреждения, кадровые агентства, организации-работодатели и др.

Итак, согласно институциональному подходу, эффективность карьеры определяется не только развитостью институтов, создающих условия для справедливых, равноправных,

доверительных взаимоотношений между работодателями и наемными работниками по поводу карьеры последних, но и правовыми нормами централизованного и локального характера, неформальными правилами содействия карьерной мобильности в организации.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРЫ

Карьера в рамках системного подхода предстает как целостный комплекс ресурсов для достижения социальной устойчивости человека, осознающего пределы свободы и ответственности за самореализацию в ее формальном, неформальном и информальном проявлениях. Комплекс ресурсов, с одной стороны, охватывает сегмент иерархической структуры рынка труда, рамками которого ограничивается спектр возможных полноценных и качественно специфичных вариантов карьеры; с другой — включает те мировоззренческие и идеологические стандарты, которые устанавливают общественно приемлемые или, по крайней мере, допустимые формы, виды карьеры, способы достижения карьерных целей субъекта рынка труда. Иными словами, в целом содержание конструкта «система карьеры» носит интегративный характер, представляя синтез организационно-экономической и культурной составляющих, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образующих единое целое, обладающих свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности: цели карьеры, карьерное пространство, вектор, ресурсная база, основания, норма, динамика карьеры.

Главным системообразующим элементом карьеры является цель, которая задает перспективу исследования ее приоритетов, тенденций и эффективности, карьер-технологий, факторов внешней и внутренней среды. Основой формирования общей целевой направленности карьеры является создание условий для согласования индивидуальных (внутренних) и организационных (внешних) целей.

Карьерное пространство как элемент системы определяется потоком карьерных позиций, создающим необходимые условия для достижения работником устойчивости в потоке социальной жизни. Карьерная позиция как элемент карьерного пространства представляет выражение воли, осознанной личной активности человека, его видение социально-экономической ценности должностной позиции для достижения своей социальной устойчивости в трудовой и внерабочей видах деятельности. Иными словами, карьерной позицией является не всякая должностная позиция, а только та, которая позволяет человеку получить личностно-значимые выгоды в различных жизненных и трудовых ситуациях.

Карьерное пространство — это векторное пространство, определяемое множеством возможных траекторий достижения карьерной позиции (векторов карьеры) внутри организации и вне ее. Вектор карьеры представляет некоторую последовательность карьерных позиций, способствующую достижению гармонии между трудовой и личной (частной) жизнью человека, рабочим и свободным временем, личными и общественными потребностям. Вектор карьеры характеризуется емкостью и направлением.

Емкость карьерного пространства зависит от количества и параметров должностных позиций, определяемых организационной структурой, штатным расписанием и представляющих социально-экономическую ценность для определенных групп работников. Направление карьеры — это последовательность более или менее четко определенных позиций, должностей, статусов, ролей, которые восприни-

маются как некие траектории к личностно-значимым достижениям в профессии, в социуме, внутри и вне организации.

Ресурсную базу карьеры определяют, с одной стороны, ресурсные возможности и границы карьерной мобильности работника; с другой — организационные возможности приведения функциональных качеств работника в соответствие с требованиями производственного потенциала рабочих мест, с учетом субъективных предпочтений работодателей.

Ресурсные возможности работника обусловлены врожденными качествами, воспитанием, образованием, жизненным и трудовым опытом для достижения целей карьеры. Организационная ресурсная база карьеры — это совокупность организационных условий для обеспечения социальной устойчивости человеку в трудовой и внерабочей деятельности. Она определяется такими параметрами, как: поток должностных компетенций (позиций), при этом важным является не их перечисление, а качественные характеристики (содержание и параметры работы по должности); конкурентоспособность трудового потенциала организации; масштаб и характер инвестиций в карьеру персонала; нематериальные активы (например, имидж, репутация, популярность, известность, рейтинги, связи организации, т.п.).

Основанием для перемещения в карьерном пространстве являются официально или неофициально принятые требования к работнику, необходимые для достижения определенных ступеней профессионально-должностного ряда (например, наличие официальных квалификаций, опыта работы и т.п.). Основания карьеры определяются, во-первых, институциональными ограничениями мобильности работников, т.е. квалификационным лицензированием профессий, предусматривающим защиту работодателя от некомпетентных наемных работников. Во-вторых, рыночной конкуренцией между наемными работниками за более выгодные сферы приложения; между работодателями за личность конкурентного работника, за более эффективное использование его конкурентных преимуществ, т.е. необходимостью создания широких возможностей для реализации работником своих жизненных запросов и способностей на основе свободного труда и роста личных доходов.

Нормой карьеры как элемента, формирующего систему карьеры, следует считать последовательное, планомерное, непрерывное движение сотрудников внутри и вне организации от низших к высшим ступеням профессионального мастерства. В отечественной практике сложились следующие нормы периодичности обновления знаний, умений навыков: для работников, выполняющих функциональные обязанности, с непрофильным образованием — не реже одного раза в три года; для работников с профильным образованием — не реже одного раза в пять лет. Практика показывает, что в среднем для освоения должности по минимуму квалификационных требований необходимо не более одного года, двух следующих ступеней — по 2-3 года. Полностью должность осваивается в течение 5-6 лет. После 5-7 лет пребывания работника в одной должности начинается спад трудовой и карьерной активности.

На карьеру оказывают значительное влияние как объективные, так и субъективные факторы, которые могут вызвать отклонения от нормы. Возможны такие отклонения от нормы, как плато карьеры, карьерный дауншифтинг и ап-шифтинг.

Под плато карьеры следует понимать период в карьере работника, когда вероятность его профессионального и статусного самосовершенствования очень низка. По сути, все работники в конечном счете достигают плато карьеры по объективным или субъективным причинам. Карьерный да-

уншифтинг — это отклонение от нормы карьеры, обусловленное добровольным отказом квалифицированных работников от активизации своих конкурентных преимуществ в труде, продвижения в организации, демонстрации своей компетентности. Карьерный апшифтинг представляет добровольный полный отказ работника от деловой карьеры в пользу личностной. Он может быть связан, например, со стремлением к внутреннему спокойствию и минимизации функциональной, управленческой ответственности, а также с неготовностью и неспособностью к смене выполняемых профессиональных задач, освоению новых навыков или изменений в них, возникающих под влиянием преобразований в условиях научно-технического прогресса, и т.п.

Динамика карьеры есть векторная величина, характеризующая интенсивность и направленность карьерной мобильности работника во времени. Она зависит, прежде всего, от диапазона и последовательности карьерных позиций, от барьеров, которые существуют между уровнями профессионально-квалификационной иерархии, от функциональных разграничений между смежными областями работ и оценивается либо сроком пребывания работника в одной должностной позиции, либо частотой смены должностной позиции (рабочего места), либо скоростью обновления компетенций. При этом у разных работников она сугубо индивидуальна, поскольку сильно зависит от присущих каждому человеку качеств, отличающих его от коллег такого же возраста, квалификации, статуса, др.

Нетрудно заметить, что системный подход к исследованию карьеры, объединяя другие методологические подходы, позволяет, во-первых, рассмотреть карьеру не как сумма-тивное целое, а как интегрированное образования компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых обуславливает системные функциональные свойства, способствующие формированию и развитию целостности и однородности системы карьеры; во-вторых, выделить системообразующие элементы, выражающие глубинную сущность карьеры и раскрывающие природу внутреннего единства элементов, тип карьеры, а также источники, движущие силы и механизмы ее самоорганизации, саморазвития и саморазрушения.

Итак, выбор методологического подхода к исследованию карьеры оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность. Использование того или иного подхода к исследованию карьеры обуславливает установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в системе карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бавыкина Е.Н. Карьерные стратегии молодых специалистов, оказывающих влияние на качество трудовых ресурсов как одного из факторов экономического роста России [Текст] / Е.Н. Бавыкина // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2013. — Т. 172. — С. 470-479.

2. Манухина С.Ю. Методологические вопросы статистического исследования карьеры работников [Текст] / С.Ю. Манухина, М.В. Карманов // Ученые записки Российской академии предпринимательства. — 2010. — № 23. — С. 210-221.

3. Махмутова Д.М. Эволюция подходов в изучении карьеры [Текст] / Д.М. Махмутова // Инновации и инвестиции. — 2011. — № 1. — С.105-109.

4. Симонова М.В. Влияние конкурентоспособности и качества рабочей силы на эффективность работы организации [Текст] / М.В. Симонова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2012. — № 3 (3). — Т 1. — С.33-35.

5. Сотникова С.И. Стратегический подход к управлению конкурентоспособностью преподавателей вуза в инновационной экономике [Текст] / С.И. Сотникова, О.П. Козлова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — № 2. — 2010. — С. 90-93.

6. Сотникова С.И. Карьерная систематика: от личной конкурентоспособности к конкурентоспособности бизнеса [Текст] / С.И. Сотникова // Кадровик: Кадровый менеджмент. — № 9. — 2010. — С. 10-17.

7. Castilla, E. Gender, Race, and Meritocracy in Organizational Careers // American Journal of Sociology, 2008. Vol. 113, Issue 6. Рр. 1479-1526.

8. Juntunen, C., Cline, K. Culture and Self in Career Development: Working With American Indians // Journal of Career Development. 2010. Vol. 37. Issue 1. Рр. 391-410.

9. Khapova, S.N., Arthur, M.B. Interdisciplinary approaches to contemporary career studies // Human Relations. 2011. Vol. 64. Issue 1. Рр. 3-17.

10. Schein, E.H. Culture as an environmental context for careers // Journal of Occupational Behavior. 1984. Vol. 5. Issue 1. Рр. 71-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Schein, E.H, McKelvey, W.W., Peters, D.R., Thomas, J.M. Career Orientations and Perceptions of Rewarded Activity in a Research Organization. Administrative Science Quarterly. 1965. Vol. 9. Рр. 333-349.

12. Sturges, J., Conway, N., Guest D., Liefooghe A. Managing the career deal: The psychological contract as a framework for understanding career management, organizational commitment and work behavior // Journal of Organizational Behavior. 2005, Vol. 26. Ussue 7. Рр. 821-838.

13. Tomaskovic-Devey, D., Thomas, M., Johnson, K. Race and the Accumulation of Human Capital across the Career: A Theoretical Model and Fixed-Effects Application // American Journal of Sociology. 2005. Vol. 111. Issue 1. Рр. 58-89.

14. Zhao, W., Zhou, X. Chinese Organizations in Transition: Changing Promotion Patterns in the Reform Era // Organization Science. 2004. Vol.15, Issue 2. Рр. 186-199.

REFERENCES

1. Bavykina, E.N. Kar'ernye strategii molodykh spetsialistov, okazyvayushhikh vliyanie na kachestvo trudovykh resursov, kak odnogo iz faktorov ehkonomicheskogo rosta Rossii [Career Strategy of young professionals, affecting the quality of the labor force as a factor of economic growth in Russia]. Nauchnye trudy Vol'nogo ehkonomicheskogo obshhestva Rossii. [Proceedings of the Free Economic Society of Russia]. 2013, V. 172, pp. 470-479.

2. Manukhina, S.Yu. Metodologicheskie voprosy statisticheskogo issledovaniya kar'ery rabotnikov [Methodological issues of statistical research career workers]. Uchenye zapiski Rossijskoj

Ákademii predprinimatel'stva. [Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship]. 2010, I. 23, pp. 210—221.

3. Makhmutova, D.M. Evolyutsiya podkhodov v izuchenii kar'ery [The evolution of approaches to the study of the career]. Innovatsii i investitsii [Innovations and investments]. 2011, I. 1, pp. 105-109.

4. Simonova, M.V. Vliyanie konkurentosposobnosti i kachestva rabochej sily na ehffektivnost' raboty organizatsii [Influence of competitiveness and quality of the workforce on the performance of the organization]. Upravleniepersonalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. [HR management and intellectual resources in Russia]. 2012, I. 3 (3), V. 1, pp. 33-35.

5. Sotnikova, S.I., Kozlova, O.P. Strategicheskij podkhod k upravleniyu konkurentosposobnost'yu prepodavatelej vuza v innovatsionnoj ehkonomike [A strategic approach to management of competitiveness of high school teachers in the innovation economy]. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ehko-nomicheskoj akademii. [Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy]. 2010, I. 2. , pp. 90-93.

6. Sotnikova S.I. Kar'ernaya sistematika: ot lichnoj konkurentosposobnosti k konkurentosposobnosti biznesa [Career syste-matics, from the personal to the competitiveness of business competitiveness]. Kadrovik:Kadrovyjmenedzhment. [Personnel: Personnel management]. 2010, I. 9, pp. 10-17.

7. Castilla, E. Gender, Race, and Meritocracy in Organizational Careers. American Journal of Sociology, 2008, Vol. 113, Issue 6. Pp. 1479-1526.

8. Juntunen, C., Cline, K. Culture and Self in Career Development: Working With American Indians. Journal of Career Development. 2010. Vol. 37. Issue 1. P. 391-410.

9. Khapova, S.N., Arthur, M.B. Interdisciplinary approaches to contemporary career studies. Human Relations. 2011. Vol. 64. Issue 1. Pp. 3-17.

10. Schein, E.H. Culture as an environmental context for careers. Journal of Occupational Behavior. 1984. Vol. 5. Issue 1. Pp. 71-81.

11. Schein, E.H., McKelvey, W.W, Peters, D.R., Thomas, J.M. Career Orientations and Perceptions of Rewarded Activity in a Research Organization. Administrative Science Quarterly. 1965. Vol. 9. Pp. 333-349.

12. Sturges, J., Conway, N., Guest, D., Liefooghe, A. Managing the career deal: The psychological contract as a framework for understanding career management, organizational commitment and work behavior. Journal of Organizational Behavior. 2005, Vol. 26. Ussue 7. Pp. 821-838.

13. Tomaskovic-Devey, D., Thomas, M., Johnson, K. Race and the Accumulation of Human Capital across the Career: A Theoretical Model and Fixed-Effects Application. American Journal of Sociology. 2005. Vol. 111. Issue 1. Pp. 58-89.

14. Zhao, W., Zhou, X. Chinese Organizations in Transition: Changing Promotion Patterns in the Reform Era. Organization Science. 2004. Vol. 15, Issue 2. Pp. 186-199.

Шапиро C.A., Шатаева O.B.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. 208 с.

Учебное пособие посвящено управлению персоналом на предприятиях различных организационно-правовых форм. Изложены основные технологии управления персоналом: подбор и оценка персонала, проблемы мотивации и стимулирования труда, вопросы, связанные с обучением персонала, развитием трудового потенциала, эффективностью управления персоналом, методы антикризисного управления персоналом, освещен передовой отечественный и зарубежный опыт. Соответствует ФГОС BO 3+.

Для студентов бакалавриата и магистратуры по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Антикризисное управление», аспирантов, преподавателей, а также менеджеров по управлению персоналом и руководителей организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.