Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА'

ГЕНЕЗИС СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА / ДЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО / ГЕНЕЗИС СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА / ИСТОРИЯ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галеева Н.В.

В истории культуры определены этапы зарождения и становления понятия «детство», более того, в них можно проследить различные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие характеристики. В статье рассматриваются понятия детство и субкультура детства как междисциплинарные понятия, а также история их становления и развития. Автором аналитически изложена историография проблемы, а также предложена собственная периодизация феномена субкультуры детства в историческом контексте. Считается, что само понятие детство появляется в конце XVII в., а в педагогической науке - только к середине XVIII в. В то же время возникновение детской субкультуры современные исследователи относят к первобытнообщинному периоду развития человечества, когда не прошедшие посвящение члены общины объединялись для совместной жизнедеятельности, соответствующей жизни взрослых. В начале XVIII в. начинают обращать внимание на необходимость рассмотрения детства как самостоятельного феномена, изучают его в целях правильного развития и воспитания. В России это произошло значительно позже -только в XIX в. такие педагоги и общественные деятели, как К. Н. Вентцель, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, начали обращать внимание педагогической общественности на то, что мир детей значительно отличается от мира взрослых, ребенок живет и действует в нем по своим законам и правилам. Во второй половине XIX в. ряд компонентов субкультуры детства становится предметом изучения российских этнографов и педагогов (детский фольклор, традиционные народные игры, детское словотворчество). В результате дальнейшее развитие феномена субкультура детства и интерес к нему только усиливается: издаются сборники детских стишков, песен, проводятся исследования мира детства, выделяются его отличия от мира взрослых, а также его функции. Таким образом, в рамках междисциплинарного подхода сформировалось понятие субкультура детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF CHILDHOOD SUBCULTURE AS A SOCIO-CULTURAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

In the history of culture, the main stages in the origin and formation of the “childhood” concept have been defined, many variations of which according to a social class, region, family and other factors can be clearly identified. The article deals with the concepts of “childhood” and “childhood subculture” as interdisciplinary concepts, observing the history of their development. The author analyzes the historiography of the problem and suggests her own periodization of the childhood subculture phenomenon in the historical context. It is believed that the very concept of “childhood” appeared at the end of the XVII century, whereas in pedagogical science it only formed by the middle of the XVIII century. Alternatively, the emergence of “children's subculture” is referred by some modern researchers to the primitive society period in human history where the younger members of a community were grouped for daily activities before the initiation ceremony in order to follow the behavior models relevant to those of the adult community members. At the beginning of the XVIII century, researchers began to pay more attention to the childhood regarding it as a special phenomenon that is to be to studied for the correct upbringing purposes. In Russia, this trend appeared only in the XIX century when such educationalists and thinkers as KN. Venttsel, N.I. Pirogov, L.N. Tolstoy, K.D. Ushinsky began to draw the pedagogical community’s attention to the fact that the children’s world differs significantly from the adult world, that a child lives and acts according to his own laws and rules. In the second half of the XIX century, a number of components of the “childhood subculture” became the subject of Russian ethnographers and teachers’ studies, in particular children folklore, traditional folk games, children word-making. As a result, the interest to the “childhood subculture” phenomenon grew and its further development was intensified. Collections of children's poems and songs were published, studies of children’s world were conducted, its differences from the adult world, as well as its functions, were singled out. Thus, within the interdisciplinary approach framework, the notion of “childhood subculture” was developed.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА»

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

УДК 316.3/.4+372.3/.4

Н. В. Галеева

Генезис субкультуры детства как социокультурного и педагогического феномена

В истории культуры определены этапы зарождения и становления понятия «детство», более того, в них можно проследить различные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие характеристики. В статье рассматриваются понятия детство и субкультура детства как междисциплинарные понятия, а также история их становления и развития. Автором аналитически изложена историография проблемы, а также предложена собственная периодизация феномена субкультуры детства в историческом контексте. Считается, что само понятие детство появляется в конце XVII в., а в педагогической науке - только к середине XVIII в. В то же время возникновение детской субкультуры современные исследователи относят к первобытнообщинному периоду развития человечества, когда не прошедшие посвящение члены общины объединялись для совместной жизнедеятельности, соответствующей жизни взрослых. В начале XVIII в. начинают обращать внимание на необходимость рассмотрения детства как самостоятельного феномена, изучают его в целях правильного развития и воспитания. В России это произошло значительно позже -только в XIX в. такие педагоги и общественные деятели, как К. Н. Вентцель, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, начали обращать внимание педагогической общественности на то, что мир детей значительно отличается от мира взрослых, ребенок живет и действует в нем по своим законам и правилам. Во второй половине XIX в. ряд компонентов субкультуры детства становится предметом изучения российских этнографов и педагогов (детский фольклор, традиционные народные игры, детское словотворчество). В результате дальнейшее развитие феномена субкультура детства и интерес к нему только усиливается: издаются сборники детских стишков, песен, проводятся исследования мира детства, выделяются его отличия от мира взрослых, а также его функции. Таким образом, в рамках междисциплинарного подхода сформировалось понятие субкультура детства.

Ключевые слова: детство, субкультура детства, детское сообщество, генезис субкультуры детства, история феномена детства.

Детство - особый феномен в жизни человека, необходимое состояние для его гармонии и динамичности, период, когда человек приобщается к культуре, нормам, традициям, тренирует необходимые навыки для успешного становления личности. Понятие детство в гуманитарных исследованиях представляет собой предмет междисциплинарной области знания. Его можно рассмотреть с точки зрения различных наук: как значимый период развития в жизни человека, в котором закладываются основные свойства и черты личности (психология); как один из периодов трансляции культуры, социального опыта (культурология); как специфический мир бытия человека (философия); как первичный этап социализации, пространство для воспитания и образования (педагогика).

Рассматривая детство как социокультурный феномен, можно сказать, что его возникновение и развитие в пределах человеческой истории обусловлено социокультурными факторами. То есть продолжительность данного жизненного периода и соответствующие ему

содержательные характеристики находятся в прямой зависимости от уровня духовной и материальной культуры. До определенного времени детство вообще не рассматривалось как самостоятельный этап развития, а с течением времени подходы к нему менялись, возрастные рамки расширялись, а содержание наполнялось все более глубоким смыслом и сущностными характеристиками. Понятие детства как этапа развития человека было впервые сформулировано в педагогической мысли в период эпохи Просвещения. В XIX в. детство стало предметом пристального внимания исследователей благодаря появлению научной педиатрии. В XX в. к феномену детства растет интерес различных наук - психологии, педагогики, культурологии и других, возникает педагогическая категория субкультура детства.

Для того чтобы проанализировать и выявить основные линии зарождения и развития современного феномена субкультура детства, необходимо рассмотреть отношение к нему в истории общества в целом, после чего

можно предложить периодизацию подходов к его рассмотрению различными российскими и зарубежными общественными деятелями.

Безусловно, сущность современного феномена субкультура детства связана с восприятием детства как такового, личности ребенка, его роли в семье и социуме. В каждом обществе на любом этапе его развития существуют различные методы и стили воспитания. Образ ребенка и отношение к нему различаются в разных обществах, что зависит и от уровня социально-экономического развития, и от особенностей культуры. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием, а с социальным статусом, набором прав и обязанностей, форм и видов деятельности, дозволенных ребенку в этот возрастной период.

Л. Демоз предлагает разделить всю историю детства на несколько периодов в соответствии со стилем отношения в семье к ребенку-от полного отрицания мира детства до восприятия ребенка полноправной личностью [1, с. 83-86].

Первый период данный автор обозначает как инфантицидный (с древности до IV в.). Данный промежуток времени характеризуется массовым детоубийством. Ребенок рассматривается как низшее существо, он является собственностью родителей, которые в праве самостоятельно выбрать для него жизнь или смерть. Также причиной детоубийства служило низкое материальное благополучие семей (родители, имеющие несколько детей, просто не в силах были их прокормить).

С течением времени возникло убеждение, что у ребенка есть душа, частота детоубийства снизилась, но ребенок все еще не играл самостоятельной роли ни в обществе, ни в семье. Ребенок выполнял тождественную взрослым работу, приобщался к труду (прополка полей, выгул скота и т. д.). Существование ребенка признается обществом полезным. В семье же наблюдается отстраненность, ребенка стремятся отдать в монастырь, в чужую семью, а если и оставляют в родной семье, то держат заброшенным, ему не уделяют внимания. Данный период можно определить как бросающий стиль - со стороны родителей к ребенку (У!-ХШ вв.).

Период XIV-XVП вв. характеризуется тем, что родители постепенно начинают про-

являть внимание к ребенку, он становится причастным к жизни семьи, ему отводится определенная роль, но все еще не признается право на индивидуальность. Из ребенка в этот период пытаются вылепить то, что будет полезно семье и обществу, а в случае отказа со стороны объекта применяется физическое насилие. Данный временной период, таким образом, несет в себе некую двойственность, неоднозначность - его можно назвать амбивалентным.

Л. Стоун отмечает: «В некоторых сферах жизни дети в Средние века и Возрождение пользовались значительно большей автономией, нежели в последующий период. Это касалось режима питания, гигиенической культуры, детской сексуальности, что соответствовало общему "несерьезному" взгляду на ребенка до 7 лет. <...> Физические ограничения дополнялись духовным гнетом. В начале Нового времени педагогика, как и средневековая, настойчиво доказывает необходимость подавлять и ломать волю ребенка, видя в детском своеволии источник всех и всяческих пороков» [2, с. 118-132].

В конце XVII - начале XVIII вв. взгляды на воспитание постепенно стали смягчаться. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды (Я. Коменский, Э. Роттердамский, Т. Элиот и др.) физические наказания стали встречаться реже, все чаще от них отказывались. Зарождается понятие о человеческом достоинстве ребенка, а после о его праве на самостоятельный выбор жизненного пути в некоторых сферах жизни. Постепенно ребенка перестают считать ненужным существом, требующим лишь физического ухода, родители становятся эмоционально ближе к ребенку, воспринимают его как объект деятельности. Однако эти процессы сопровождаются желанием полностью контролировать жизнь ребенка - его поведение, мышление, внутренний мир, желания, т. е. происходит некоторое навязывание ребенку собственных потребностей и суждений, отсюда стиль взаимоотношений определяется как навязчивый. Взрослые не задумываются о существовании мира детства, тем самым подавляют личность ребенка, который тем временем не может обходиться без родителей. «Взрослый не может вернуться в оставленную страну своего Детства, мир детских переживаний часто ка-

жется ему таинственным и закрытым. В то же время каждый взрослый несет свое детство и не может даже при желании освободиться от него. В свою очередь, ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого; его мысли, чувства и переживания произ-водны от жизненного мира взрослых. Парадокс, выраженный формулой "мальчик - отец мужчины", повторяется в науках об обществе: общество не может понять себя, не познав закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры» [3, с. 271].

В начале XVIII в. общество начинает обращать внимание на значимость детства как автономного мира. Воспитание в этот период состоит уже не в навязывании собственных суждений ребенку, подчинении, а в подготовке его к будущей самостоятельной жизни. Но ребенок выступает все еще объектом, а не субъектом деятельности. Ребенок постепенно приобщается к культуре, входит в социум, в связи с чем стиль взаимоотношений с родителями и период - социализирующий.

Важным фактором, подтолкнувшим общество и ученых к изучению мира детства, стала книга Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», вышедшая в свет в 1762 г. В ней автор изложил теорию свободного воспитания, заключающуюся в трех положениях: целесообразность естественного воспитания, различие между детьми и взрослыми, различия между этапами развития детей. Ж.-Ж. Руссо писал: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, - знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым... Прежде всего, хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете» [4, с. 22-23]. Многие заключения и положения из этой книги обратили внимание на необходимость изучения сущности ребенка, его внутреннего мира, переживаний, особенностей.

Однако планомерное научное исследование детства началось лишь во второй половине XIX в., когда в философии (Г. Гегель) и

естествознании (Ч. Дарвин) получила массовое распространение концепция поступательного развития, появилась возможность объективного познания сущности ребенка, что позволяло сделать предположение о возможном целенаправленном и научно обоснованном воспитании, формировании личности ребенка. Изучение ребенка шло в различных направлениях. Первыми к научному исследованию детства обратились врачи и физиологи, выявляя психофизиологические закономерности и правильные условия развития ребенка, нормы развития. Социологи изучали отклонения в общественном поведении детей, сущность правонарушений. В педагогике разрабатывались основы учебного и воспитательного процессов. К концу XIX в. было накоплено достаточно знаний о детском развитии, их теоретическое осмысление позволило создать целостное представление о ребенке в различные возрастные периоды, появилась необходимость создания специальной науки, изучающей развитие ребенка - педологии. Толчком к развитию данной науки была работа немецкого физиолога Г. Прейера «Душа ребенка». Создателем педологии считается С. Холл, основавший первую педагогическую лабораторию, в дальнейшем выросшую в институт детской психологии, а сам термин «педология» предложил его ученик О. Хризман в 1893 г. Далее педологическое движение проникло и в Европу, объединив в себе знания различных дисциплин о ребенке и поставив перед собой задачу создать научные основы педагогики. В одном ряду с термином педология употреблялись психология детства, педагогическая психология, экспериментальная педагогика и др.

Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же И. А. Мещерякова в Большом педагогическом словаре выделяет четыре основных принципа, на базе которых строилась педологическая работа [5, с. 281-283]:

1. Ребенок - это целостная система. Он не должен изучаться только по частям.

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофи-зиологические параметры развития.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Наиболее значимые зарубежные исследования педологии были переведены на русский язык, в России педология получила распространение благодаря К. Д. Ушинскому, который призывал к необходимости всестороннего изучения воспитанников, издав труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Следует отметить, что в России научным изучением мира ребенка занимался и Е. А. Покровский. Являясь врачом по образованию, он не только изучал быт детей и их интересы, но и совершенствовал школу, направлял родителей. Главные его труды - «Первоначальное физическое воспитание детей» и «Детские игры, преимущественно русские».

Долгое время в XIX в. детство было предметом детального рассмотрения именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, зачастую автобиографические, но имевшие значительную историко-культурную ценность, были отражены Ч. Диккенсом, М. Твеном, Л. Н. Толстым.

Многие ученые-исследователи стали уделять внимание изучению отдельных компонентов мира детства. Так, во второй половине XIX в. происходит открытие детского фольклора как самостоятельного направления. Первым, кто выделил детский фольклор в самостоятельную отрасль народной словесности, попытался классифицировать собранный фольклорно-этнографический материал, был П. В. Шейн. Образцы фольклора из его сборников до сих пор имеют огромное значение в истории зарождения и развития отдельных элементов детской культуры. С 50-х гг. XIX в. на протяжении нескольких десятков лет он собирал и публиковал образцы детского фольклора. В 1892 г. вышел его главный труд «Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах». В этой работе автор обратил внимание фольклористов на детский фольклор, что способствовало развитию интереса к миру детства со стороны ученых других отраслей. Современные исследователи придают большое значение детскому фольклору как одному из компонентов субкультуры детства. В частности, М. В. Осорина пишет о том, что «фольклорная традиция, вобравшая в себя

социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, представляет ребенку готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе» [6, с. 41].

Характеризуя этап, приближенный к современности (середина XIX - начало XX в.), можно сказать, что ребенок постепенно становится самостоятельным субъектом социализации, имеет значение и место в семье и обществе. Родители способствуют становлению и формированию его личности, индивидуальному развитию. В семье - эмоциональная близость с детьми, поддержка и эмпатия. Стиль взаимоотношений родителей и детей - помогающий. В данный период произошло открытие мира детства, его сущности, содержания. Такие педагоги и общественные деятели, как К. Н. Вентцель, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, начали обращать внимание педагогической общественности на то, что у ребенка есть свой мир, отличающийся от мира взрослых. Вслед за этим миром детства стали детально интересоваться педагоги, психологи, этнографы, культурологи. Происходит открытие детства как автономной реальности и изучение компонентов детства (игры, фольклор, творчество).

В начале XX в. в психологии также происходит открытие психоаналитических теорий детства (З. Фрейд, Э. Эриксон), которые заключаются в отождествлении психического развития с развитием личности, ее мотивов, чувств, структур, проводится анализ периодов внутри самого детства, его процессов. Определяются стадии развития личности ребенка и факторы, влияющие на процесс адаптации его к внешнему миру.

В исследованиях ученых-культурологов детство также стало самостоятельным объектом анализа. С 30-х гг. XX в. проходят исследования культурных систем разных народов мира. Можно считать, что первым ученым-писателем, основательно подошедшим к проблеме изучения детства и его культуры на территории бывшего СССР, систематизировавшим накопленные знания в упорядоченную систему и исследовавшим новые составляющие детской субкультуры, стал Г. С. Виноградов (1886-1945). Его работы «Русский детский фольклор», «Детский быт и фольклор», «Детская сатирическая лирика», «Детский

народный календарь», «Детские тайные языки» и другие, которые объединили собирательский исследовательский опыт, представляют огромную научную ценность на сегодняшний день и послужили развитием субкультуры детства в XX в. Г. С. Виноградов одним из первых высказал мысль, что субкультура детства имеет самобытные, не свойственные миру взрослых особенности, обусловленные характерными чертами детского возраста.

Значительный вклад в развитие субкультуры детства внес французский демограф и историк Ф. Ариес. Им было собрано множество интересных и важных фактов, касающихся жизни детей. Ф. Ариеса интересовало, прежде всего, как в процессе развития истории в сознании художников, писателей и ученых рассматривалось понятие «детство», чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые четко продемонстрировал, что детство не просто естественный этап человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. В 1960 г. выходит книга Ф. Ариеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке», в которой он освещает три главных круга вопросов:

• становление и развитие понятия и сущности детства как особого социокультурного феномена - периодизацию жизненного пути, изменение с течением времени детской одежды, игр, развлечений, подходов к воспитанию детей;

• историю школьной жизни - возраст школьников, изменение типов учебных заведений и т. д.;

• роль и функции детей в семье при старом порядке и в современности.

Главным в теории Ф. Ариеса было не историческое прошлое детства, а отношение взрослого к детям, установки социума на мир детства. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Ариесу, является одной из главных характеристик культуры в целом.

Первым, кто донес концепцию Ф. Ариеса до советских ученых, был И. С. Кон, который стал основателем этнографии детства - науки, которая изучает «закономерности развития и воспитания детей и подростков в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов» [7, с. 267].

В 1988 г. И. С. Кон опубликовал труд по этнографии детства «Ребенок и общество», в котором описал особенности культуры детства, процесса социализации детей разных народов. Он разработал и составил программу по собиранию этнографических и фольклорных материалов. Вслед за этим был опубликован сборник работ М. Мид «Культура и мир детства», который также привлек большое внимание и со стороны научных деятелей, и со стороны общественности к развитию ребенка и особенностям его существования.

В историко-социологическом и этнографическом изучении детства И. С. Кон выделяет три отдельные составляющие:

1) роль ребенка в обществе, социальный статус, специфика жизнедеятельности, взаимоотношения со взрослыми, система воспитания и т. д.;

2) образы ребенка в культуре и обществе, представления о взрослении ребенка и зрелости;

3) культура детства, детское восприятие мира взрослых, особенности детского сообщества, внутренний мир ребенка.

Таким образом, происходит переход от феномена детство к феномену субкультура детства. Понятие детская субкультура появляется в конце XX в. в связи с возрастанием гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята Декларация прав ребенка, 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная конвенция о правах ребенка. Все эти документы стали толчком к перевороту социального сознания от рассмотрения ребенка как существа лишь «готовящегося стать личностью» к принятию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

В связи с происходящими событиями в 90-е гг. XX в. сложилось несколько подходов к пониманию детства, его сущности:

1. Культурологический подход (Е. В. Бон-даревская, Т. И. Власова, И. Г. Яковенко), в рамках которого детство - особый культурный мир общества, ребенок - субъект культуры, способный сам вносить в нее изменения. Для ребенка необходимо создать условия

для социализации и культурной идентификации. Вводится понятие субкультура детства как совокупность ценностей, традиций, обычаев, которым подчиняются члены этой субкультуры.

2. Антропологический подход (Б. М. Бим-Бад, В. И. Максакова, Е. Н. Шиянов) - детство как самостоятельный социальный и культурный феномен со своими компонентами, внутренними взаимосвязанными явлениями.

3. Личностно-ориентированный подход (Н. И. Алексеев, И. С. Якиманская) - в центре концепции ребенок и его развитие. Ребенок способен к саморазвитию, обладает индивидуальностью, является субъектом деятельности.

Тем не менее в XX в. у многих отечественных ученых возникало сомнение в выделении детской субкультуры, в существовании особой картины мира, собственной этики нормативных отношений, творчества, традиций и фольклора. Культура общества, являясь культурой взрослых, долго отказывала миру детства в признании его как особого субкультурного образования. Нужны были десятилетия упорных трудов и кропотливых исследований, чтобы выделить в научном гуманитарном знании категорию субкультура детства.

Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие субкультура детства имеет место в психологическом словаре. «Детская субкультура (от лат. sub - под, cultura - возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из "поколения в поколение" сверстников» [8].

В данный период происходит трансформация компонентов субкультуры детства. В частности, видоизменяются детские игры: происходит снижение интереса к интеллектуальным и творческим играм, все больше сво-

бодного времени уделяется просмотру телевизора, меняется качество игры. Но все же в данный период у детей остается интерес к подвижным коллективным играм. В 90-е гг. XX в. популярностью пользуется такой компонент детской субкультуры как наделение прозвищами. Прозвища вызывают интерес у детей, их основой служат герои книг, телевизионных передач, внешние черты ребят и их качества. Изменения также происходят и в детском словотворчестве: считалки, заклички, прибаутки сменяются страшилками, детскими садистскими стишками, анекдотами, через которые дети борются с различными страхами, высмеивая их в различных формах, а также проявляя навыки сочинительства и фантазирования.

С начала XXI в. по настоящее время большое внимание проблеме изучения детской субкультуры уделяет В. В. Абраменкова. По ее мнению, социогенетический анализ субкультуры детства является значимым для развития сознания и личности ребенка как члена детского сообщества, группы сверстников. В. В. Абра-менкова выделяет компоненты детской субкультуры, их взаимосвязь и значимость для мира детства, а также функции, которые выполняет данная субкультура в процессе роста и развития ребенка. В учебном пособии «Социальная психология детства» автор пишет: «В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Детская субкультура - автономное целостное образование внутри культуры взрослых - представляет различные возрастные группы, социальные слои, региональные сообщества, неформальные объединения и пр.» [9, с. 109].

Еще один современный исследователь детской субкультуры М. В. Осорина определяет три главных фактора, влияющих на формирование автономного мира ребенка [10, с. 8-9]:

1) влияние взрослой культуры;

2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности;

3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей.

М. В. Осорина исследует быт современного ребенка, игры, затеи. В 2008 г. выходит ее книга «Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых», где автор описывает специфические особенности секретного мира и его влияние на формирование личности отдельного ребенка и детских сообществ. Данная книга будет полезна как научным исследователям детства, так и родителям, желающим глубже познать мир своего ребенка.

В начале XXI в. в содержании компонентов субкультуры детства также происходят изменения. Дети все большее внимание уделяют компьютерным играм и виртуальному общению, из детского арсенала игр постепенно исчезают традиционные игры, остаются лишь примитивные догонялки и прятки. Прозвища перестают быть актуальными, а если присутствуют, то уже не носят оценочный характер. Теряют актуальность популярные в прошлом десятилетии формы детского словотворчества, в обиходе детей остаются анекдоты, стихи-перевертыши, страшные и смешные истории.

Несмотря на большое количество ученых, занимающихся вопросами детской субкультуры, можно говорить о том, что она как социокультурный и педагогический феномен на сегодняшний день недостаточно изучена. Содержанием субкультуры детства являются не только особенности поведения, внутреннего мира детей, но и элементы различных эпох -традиции, обычаи, культурные ценности, содержащиеся в фольклоре, детских играх и т. д.

Субкультура детства обладает огромным потенциалом для становления и развития личности ребенка, служит механизмом развития не только конкретного ребенка, но и всего общества в целом.

Рассмотрев историографию детства и формирование феномена субкультура детства, можно предложить периодизацию его становления. Данная таблица отражает содержание субкультуры детства в конкретный временной период, а также основных ученых, внесших вклад в развитие данного социокультурного феномена.

Таким образом, анализ материалов отечественных и зарубежных исследователей позволил нам выявить основные исторические линии зарождения и факторы, влияющие на развитие феномена субкультура детства:

1. Отношение к ребенку и положение его в обществе определилось прежде всего в семье, зависели от стиля семейного воспитания, роли его в семье.

2. Первыми особенностями, выявленными в детском возрасте, были особенности развития - психического и физического. Признание ребенка как личности началось с особого отношения к миру детства, к внутреннему миру детей и особенностям их переживаний.

3. Российские и зарубежные исследования необходимо рассматривать в совокупности, так как они взаимосвязаны и являются продолжением друг друга.

4. Субкультура детства является особой культурой в общей, господствующей культуре. От нее зависит развитие не только отдельного ребенка, но и общества в целом.

5. В настоящее время отсутствует углубленный системный анализ современной субкультуры детства и его компонентов.

Историография субкультуры детства

Период Исследователи Аспекты субкультуры детства

1800-1850 Ж.-Ж. Руссо Воспитание ребенка

1850-1890 Е. В. Покровский, П. В. Шейн Психофизиология, детский фольклор

1890-1920 С. Холл, К. Д. Ушинский Комплексное исследование личности ребенка

1920-1950 З. Фрейд, Э. Эриксон Психоаналитическая теория

Г. С. Виноградов Этнография

1960-1980 Ф. Ариес, И. С. Кон, М. Мид Быт, демография, этнография

1990 - настоящее время М. В. Осорина Быт современного ребенка

В. В. Абраменкова Внутренний мир, компоненты субкультуры детства, функции

Библиографический список

1. Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 512 с.

2. Носко И. В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири : сб. науч. тр. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. С. 118-132

3. Кон И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 336 с.

4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения : в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе ; сост. А. Н. Джуринский. Т. 1. Эмиль, или о воспитании. М. : Педагогика, 1981. С. 22-23.

5. Мещерякова, И. А. Педология // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова,

B. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 857 с.

6. Осорина М. В. Значение детской фольклорной традиции в развитии коммуникативных умений ребенка // Мир детства и традиционная культура : материалы III чтений памяти Г. С. Виноградова. М., 1990.

C. 39-47.

7. Мид М. Культура и мир детства. М. : Наука, 1988. 429 с.

8. Психологический словарь / под ред. В. Качалова. М. : 1999-2017. URL: https://goo.gl/IK7iVX (дата обращения: 03.05.2017).

9. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ, 2008. 431 с.

10. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2010. 368 с.

N. V. Galeeva

The Genesis of Childhood Subculture as a Socio-Cultural and Pedagogical Phenomenon

Abstract. In the history of culture, the main stages in the origin and formation of the "childhood" concept have been defined, many variations of which according to a social class, region, family and other factors can be clearly identified. The article deals with the concepts of "childhood" and "childhood subculture" as interdisciplinary concepts, observing the history of their development. The author analyzes the historiography of the problem and suggests her own periodization of the childhood subculture phenomenon in the historical context. It is believed that the very concept of "childhood" appeared at the end of the XVII century, whereas in pedagogical science it only formed by the middle of the XVIII century. Alternatively, the emergence of "children's subculture" is referred by some modern researchers to the primitive society period in human history where the younger members of a community were grouped for daily activities before the initiation ceremony in order to follow the behavior models relevant to those of the adult community members. At the beginning of the XVIII century, researchers began to pay more attention to the childhood regarding it as a special phenomenon that is to be to studied for the correct upbringing purposes. In Russia, this trend appeared only in the XIX century when such educationalists and thinkers as KN. Venttsel, N.I. Pirogov, L.N. Tolstoy, K.D. Ushinsky began to draw the pedagogical community's attention to the fact that the children's world differs significantly from the adult world, that a child lives and acts according to his own laws and rules. In the second half of the XIX century, a number of components of the "childhood subculture" became the subject of Russian ethnographers and teachers' studies, in particular children folklore, traditional folk games, children word-making. As a result, the interest to the "childhood subculture" phenomenon grew and its further development was intensified. Collections of children's poems and songs were published, studies of children's world were conducted, its differences from the adult world, as well as its functions, were singled out. Thus, within the interdisciplinary approach framework, the notion of "childhood subculture" was developed.

Key words: childhood; childhood subculture; children's community; genesis of childhood subculture; history of childhood studies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галеева Надежда Викторовна - ассистент кафедры теории и методики воспитательных систем НГПУ. E-mail: nad-vol94@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.