Научная статья на тему 'Генезис социальной стратификации как научной категории'

Генезис социальной стратификации как научной категории Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнаев Арсен Тотразович

В статье рассматривается столкновение и развитие сущностных характеристик социальной стратификации как научной категории. Ее современные проблемы, место и роль в социологическом знании раскрываются через выяснение исторических корней представлений социальной стратификации, которые восходят к творчеству античных мыслителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the collision and the development of essential characteristics of social stratification as a scientific category. Its present-day problems, its place and role in sociological knowledge uncovered through the elucidation of historical roots of statements of the social stratification that dated from works of ancient thinkers.

Текст научной работы на тему «Генезис социальной стратификации как научной категории»

50/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ КАК НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ

А.Т. Корнаев

GENESIS OF SOCIAL STRATIFICATION AS A SCIENTIFIC CATEGORY

Kornaev A.T.

The article views the collision and the development of essential characteristics of social stratification as a scientific category. Its present-day problems, its place and role in sociological knowledge uncovered through the elucidation of historical roots of statements of the social stratification that dated from works of ancient thinkers.

В статье рассматривается столкновение и развитие сущностных характеристик социальной стратификации как научной категории. Ее современные проблемыi, место и роль в социологическом знании раскрываются через выяснение исторических корней представлений социальной стратификации, которые восходят к творчеству античных мыслителей.

УДК 316.34

Теоретический анализ происходящих коренных изменений в социальной сфере современного российского общества требует усвоения многообразных методологических подходов, сформировавшихся в русле западной социологической традиции и появившихся концепций социальной стратификации отечественных социологов.

Современные проблемы теории стратификации, ее места и роли в современном социологическом знании могут быть раскрыты наиболее адекватно через выяснение исторических корней, которые восходят к творчеству Платона, Аристотеля, к идеям Гоббса. Так, Аристотель в своей работе «Политика» писал, что существует трехмерная модель неравенства или стратификации. «То, из-за чего происходят распри, прибыль и почести, и то, что им противоположно. Ясно также, какое значение имеет почет и почему он служит причиной внутренних неурядиц: люди возмущаются, видя как они сами этим почетом не пользуются, а другие, напротив, пользуются» (1).

Ближе к нашей эпохе развитие теории стратификации на протяжении более сотни лет в существенной мере определялось спором между стратификационным подходом к анализу социальной дифференциации общества, обоснованным М. Вебером, и классовым анализом марксистской традиции.

Именно К. Маркс и М. Вебер положили начало двум основным видениям социального неравенства, в основе которого три критерия: богатство или имущественное неравенство, престиж, власть. Можно конста-

Корнаев А.Т.

«Генезис социальной стратификации как научной категории»

тировать факт о том, что авторами первых концепций многомерности социальной структуры и ее подвижности являются зарубежные социологи. Однако столь же бесспорно создателем современной теории стратификации признается Питирим Александрович Сорокин - русский и американский ученый - крупнейший социолог ХХ столетия, автор фундаментальных трудов «Социология и культурная динамика» (1937- 1941), «Социальная мобильность» (1927) (2).

По описанию П. Сорокина мир предстает перед нами как социальная вселенная, т.е. некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Эти отношения выстраиваются в многомерную систему координат, в которой выделяются две главные оси, обозначающие горизонтальную мобильность (Х) и вертикальную мобильность (У). Само понятие «мобильность» трактуется как изменение отдельным индивидом или целой группой места в социальном пространстве, которое включает экономическое, политическое или профессиональное подпространства. По мнению П. Сорокина, индивид, перешедший из низшего класса в средний с повышением дохода, перемещается в экономическом пространстве, смена профессии или рода деятельности означает перемещение в профессиональном пространстве, смена партийной принадлежности - в политическом. Эти три подпространства социального пространства можно еще именовать системами стратификации. В итоге мы имеем три системы социальной стратификации - экономическую, профессиональную и политическую.

Таким образом, социальное пространство в своей внутренней конструкции организовано, и этот способ организации следует называть стратификационным. Сама же стратификация основывается на неравенстве. Бедные и богатые не равны по своим доходам, престижу своего рода деятельности, политическому весу. Иными словами, у них разный ранг, т.е. место в общественной иерархии. Можно говорить и том, что социальная стратификация описывает расслоение людей на классы, а можно говорить и о том,

что она указывает на порядок распределения людей в социальном пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами.

Главное, что лежит в основе стратификации - это неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

В своей теории стратификации П. Сорокин наиболее подробно проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина «флуктуация». Во всех обществах уровень благосостояния и доходы (критерии экономической стратификации) меняются во времени. При сильном неравенстве в обществе, когда доходы богатых намного превышают доходы бедных, профиль пирамиды высокий, и наоборот. С течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией.

Сравнив огромный статистический материал, П. Сорокин первым в мире доказал, что какой-либо устойчивой тенденции в истории не существует: в развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обнищания; знак плюса со временем меняется на знак минуса. Человечество, считал П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

Весьма значителен также вклад в разработку теории стратификации такого зарубежного социолога, как Т. Парсонс, который выделял три группы дифференцирующих признака: первая - признаки, присущие людям от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные способности); вторая - признаки, связанные с исполнением социальных ролей (различные виды профессиональной, трудовой деятельности); третья - признаки, характеризующие элементы «обладания» (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары). Социальную

50/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

стратификацию Т. Парсонс определял как дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы и способ рассмотрения индивидов как занимающих более высокое или более низкое социальное положение относительно друг друга в некоторых социально важных аспектах (3). Он считал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями, в соответствии с чем в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности и группы. Так, например, в первобытных обществах ценились сила и ловкость, в средние века - статус духовенства и аристократии, в буржуазном обществе наличие капитала в большей мере обеспечивало продвижение по социальной лестнице, в советском обществе - принадлежность к структурам партии.

Можно привести немало концепций социальной стратификации, однако при всех отличительных нюансах в них наблюдается и общее - все они в основе своей имеют констатацию социального неравенства:

- «социальная стратификация - это структурированные неравенства между различными группами людей» (4);

- «социальная стратификация - способы, с помощью которых неравенство передаётся от одного поколения к другому, формируя различные слои общества» (5);

- «социальная стратификация - институциональное неравенство вознаграждения между главными стратами» (6);

- «социальная стратификация - это расположение групп на иерархической шкале социальных статусов» (7).

Что же касается причин возникновения, существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства, то по этому поводу существуют различные точки зрения и концепции.

Так, марксистская теория находит объяснение прежде всего в неравном отношении людей к средствам производства, к собственности, что порождает и все другие формы неравенства. Согласно марксизму, переход от частной собственности к общественной должен привести к уничтожению

социального неравенства на основе ликвидации классовых различий и создания социально однородного общества.

Приверженцы функционального подхода исходят из того, что люди выполняют различные функции в обществе, значимостью которых определяется место и роль той или иной личности или группы, их положение в обществе. Уже у Платона мы обнаруживаем три сословия: правители, воины, ремесленники и земледельцы, утверждая, что каждый должен заниматься своим делом. На более близком нам этапе развития социологической мысли Э. Дюркгейм приходит к выводу, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе, соответственно чему они образуют определённую иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции, в свою очередь, это определяет и различные вознаграждения.

Процесс формирования и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от её характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Для этого властные структуры используют систему социального контроля.

Анализируя иерархическую структуру общества, многие исследователи пришли к выводу о том, что эта структура весьма динамична, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Это явление принято называть социальной мобильностью. Она означает «любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» (11). Принято различать два типа социальной мобильности - горизонтальная и вертикальная. И если горизонтальная социальная мобильность означает перемещение индивидов, групп в рамках

Корнаев А. Т.

«Генезис социальной стратификации как научной категории»

одного стратификационного уровня, то вертикальная - перемещение индивидов из одного слоя в другой, причём оно может происходить как по восходящему, так и по нисходящему направлениям. Нисходящая социальная мобильность часто совершается независимо и даже вопреки желаниям индивидов. Люди опускаются вниз не только по своей вине, но и в результате серьёзных социальных перемен: под воздействием реформ, кризисов, войн и т.д.

Социальная мобильность во всех своих проявлениях зависит от особенностей структуры общества, от деятельности социальных институтов, от господствующих ценностей и норм поведения. Социальные перемещения сами по себе не меняют характера социальной стратификации, а скорее всего отражают проявляющиеся тенденции в экономическом, социальном, политическом и культурном развитии общества.

Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. В таких условиях он испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая марги-нальность порождает серьёзные социальные проблемы.

Социальная стратификация характерна для любого организованного общества. Общество с полным равенством всех его членов могло существовать лишь в теоретических концепциях. В реальной практике подобная модель нигде не была реализована. Даже при первобытном строе население делилось на группы по полу, возрасту, видам труда. Люди имели различные привилегии, существовали группы особо почитаемых и влиятельных вождей.

Таким образом, анализ теоретических положений о социальной стратификации подвел нас к осознанию того, что стратификационный подход имеет важное и весьма актуальное значение. Исследование социальной структуры только через призму интересов классов и социальных групп возможен лишь на основе абстрагирования от деталей, в результате чего многочисленные слои, находящиеся за пределами основных элементов социальной структуры, не учитываются, а следовательно, не воспроизводится и механизм функционирования её как единого целого. Не находит своего отражения и всё многообразие социального процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Политика // Соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 528 - 530.

2. См. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М, 1992. - С. 297- 424.

3. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. - М., 1992. - Вып. 1. - С. 114.

4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура / Социс. - 1992. - № 9. - С. 112.

5. Смелзер Н. Социология. -М., 1994. - С. 274.

6. Дэвис К. Ответ Тьюмену // Социальная стратификация. - М., 1992. Вып. 1. - С. 198.

7. Заславская Т. И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 2. - С. 37.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 373.

Об авторе

Корнаев Арсен Тотразович, аспирант кафедры фундаментальной социологии СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Основные направления научных исследований - социальная структура современного российского общества; стратификационные процессы и их социальные последствия в регионе Северного Кавказа; молодежь в социальном пространстве современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.