50/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ КАК НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ
А.Т. Корнаев
GENESIS OF SOCIAL STRATIFICATION AS A SCIENTIFIC CATEGORY
Kornaev A.T.
The article views the collision and the development of essential characteristics of social stratification as a scientific category. Its present-day problems, its place and role in sociological knowledge uncovered through the elucidation of historical roots of statements of the social stratification that dated from works of ancient thinkers.
В статье рассматривается столкновение и развитие сущностных характеристик социальной стратификации как научной категории. Ее современные проблемыi, место и роль в социологическом знании раскрываются через выяснение исторических корней представлений социальной стратификации, которые восходят к творчеству античных мыслителей.
УДК 316.34
Теоретический анализ происходящих коренных изменений в социальной сфере современного российского общества требует усвоения многообразных методологических подходов, сформировавшихся в русле западной социологической традиции и появившихся концепций социальной стратификации отечественных социологов.
Современные проблемы теории стратификации, ее места и роли в современном социологическом знании могут быть раскрыты наиболее адекватно через выяснение исторических корней, которые восходят к творчеству Платона, Аристотеля, к идеям Гоббса. Так, Аристотель в своей работе «Политика» писал, что существует трехмерная модель неравенства или стратификации. «То, из-за чего происходят распри, прибыль и почести, и то, что им противоположно. Ясно также, какое значение имеет почет и почему он служит причиной внутренних неурядиц: люди возмущаются, видя как они сами этим почетом не пользуются, а другие, напротив, пользуются» (1).
Ближе к нашей эпохе развитие теории стратификации на протяжении более сотни лет в существенной мере определялось спором между стратификационным подходом к анализу социальной дифференциации общества, обоснованным М. Вебером, и классовым анализом марксистской традиции.
Именно К. Маркс и М. Вебер положили начало двум основным видениям социального неравенства, в основе которого три критерия: богатство или имущественное неравенство, престиж, власть. Можно конста-
Корнаев А.Т.
«Генезис социальной стратификации как научной категории»
тировать факт о том, что авторами первых концепций многомерности социальной структуры и ее подвижности являются зарубежные социологи. Однако столь же бесспорно создателем современной теории стратификации признается Питирим Александрович Сорокин - русский и американский ученый - крупнейший социолог ХХ столетия, автор фундаментальных трудов «Социология и культурная динамика» (1937- 1941), «Социальная мобильность» (1927) (2).
По описанию П. Сорокина мир предстает перед нами как социальная вселенная, т.е. некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Эти отношения выстраиваются в многомерную систему координат, в которой выделяются две главные оси, обозначающие горизонтальную мобильность (Х) и вертикальную мобильность (У). Само понятие «мобильность» трактуется как изменение отдельным индивидом или целой группой места в социальном пространстве, которое включает экономическое, политическое или профессиональное подпространства. По мнению П. Сорокина, индивид, перешедший из низшего класса в средний с повышением дохода, перемещается в экономическом пространстве, смена профессии или рода деятельности означает перемещение в профессиональном пространстве, смена партийной принадлежности - в политическом. Эти три подпространства социального пространства можно еще именовать системами стратификации. В итоге мы имеем три системы социальной стратификации - экономическую, профессиональную и политическую.
Таким образом, социальное пространство в своей внутренней конструкции организовано, и этот способ организации следует называть стратификационным. Сама же стратификация основывается на неравенстве. Бедные и богатые не равны по своим доходам, престижу своего рода деятельности, политическому весу. Иными словами, у них разный ранг, т.е. место в общественной иерархии. Можно говорить и том, что социальная стратификация описывает расслоение людей на классы, а можно говорить и о том,
что она указывает на порядок распределения людей в социальном пространстве в соответствии со своими иерархическими рангами.
Главное, что лежит в основе стратификации - это неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.
В своей теории стратификации П. Сорокин наиболее подробно проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина «флуктуация». Во всех обществах уровень благосостояния и доходы (критерии экономической стратификации) меняются во времени. При сильном неравенстве в обществе, когда доходы богатых намного превышают доходы бедных, профиль пирамиды высокий, и наоборот. С течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией.
Сравнив огромный статистический материал, П. Сорокин первым в мире доказал, что какой-либо устойчивой тенденции в истории не существует: в развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обнищания; знак плюса со временем меняется на знак минуса. Человечество, считал П. Сорокин, должно усвоить простую истину: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.
Весьма значителен также вклад в разработку теории стратификации такого зарубежного социолога, как Т. Парсонс, который выделял три группы дифференцирующих признака: первая - признаки, присущие людям от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, физические и интеллектуальные способности); вторая - признаки, связанные с исполнением социальных ролей (различные виды профессиональной, трудовой деятельности); третья - признаки, характеризующие элементы «обладания» (собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары). Социальную
50/2007
Вестник Ставропольского государственного университета
стратификацию Т. Парсонс определял как дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы и способ рассмотрения индивидов как занимающих более высокое или более низкое социальное положение относительно друг друга в некоторых социально важных аспектах (3). Он считал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями, в соответствии с чем в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности и группы. Так, например, в первобытных обществах ценились сила и ловкость, в средние века - статус духовенства и аристократии, в буржуазном обществе наличие капитала в большей мере обеспечивало продвижение по социальной лестнице, в советском обществе - принадлежность к структурам партии.
Можно привести немало концепций социальной стратификации, однако при всех отличительных нюансах в них наблюдается и общее - все они в основе своей имеют констатацию социального неравенства:
- «социальная стратификация - это структурированные неравенства между различными группами людей» (4);
- «социальная стратификация - способы, с помощью которых неравенство передаётся от одного поколения к другому, формируя различные слои общества» (5);
- «социальная стратификация - институциональное неравенство вознаграждения между главными стратами» (6);
- «социальная стратификация - это расположение групп на иерархической шкале социальных статусов» (7).
Что же касается причин возникновения, существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства, то по этому поводу существуют различные точки зрения и концепции.
Так, марксистская теория находит объяснение прежде всего в неравном отношении людей к средствам производства, к собственности, что порождает и все другие формы неравенства. Согласно марксизму, переход от частной собственности к общественной должен привести к уничтожению
социального неравенства на основе ликвидации классовых различий и создания социально однородного общества.
Приверженцы функционального подхода исходят из того, что люди выполняют различные функции в обществе, значимостью которых определяется место и роль той или иной личности или группы, их положение в обществе. Уже у Платона мы обнаруживаем три сословия: правители, воины, ремесленники и земледельцы, утверждая, что каждый должен заниматься своим делом. На более близком нам этапе развития социологической мысли Э. Дюркгейм приходит к выводу, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе, соответственно чему они образуют определённую иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции, в свою очередь, это определяет и различные вознаграждения.
Процесс формирования и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от её характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Для этого властные структуры используют систему социального контроля.
Анализируя иерархическую структуру общества, многие исследователи пришли к выводу о том, что эта структура весьма динамична, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Это явление принято называть социальной мобильностью. Она означает «любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» (11). Принято различать два типа социальной мобильности - горизонтальная и вертикальная. И если горизонтальная социальная мобильность означает перемещение индивидов, групп в рамках
Корнаев А. Т.
«Генезис социальной стратификации как научной категории»
одного стратификационного уровня, то вертикальная - перемещение индивидов из одного слоя в другой, причём оно может происходить как по восходящему, так и по нисходящему направлениям. Нисходящая социальная мобильность часто совершается независимо и даже вопреки желаниям индивидов. Люди опускаются вниз не только по своей вине, но и в результате серьёзных социальных перемен: под воздействием реформ, кризисов, войн и т.д.
Социальная мобильность во всех своих проявлениях зависит от особенностей структуры общества, от деятельности социальных институтов, от господствующих ценностей и норм поведения. Социальные перемещения сами по себе не меняют характера социальной стратификации, а скорее всего отражают проявляющиеся тенденции в экономическом, социальном, политическом и культурном развитии общества.
Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. В таких условиях он испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая марги-нальность порождает серьёзные социальные проблемы.
Социальная стратификация характерна для любого организованного общества. Общество с полным равенством всех его членов могло существовать лишь в теоретических концепциях. В реальной практике подобная модель нигде не была реализована. Даже при первобытном строе население делилось на группы по полу, возрасту, видам труда. Люди имели различные привилегии, существовали группы особо почитаемых и влиятельных вождей.
Таким образом, анализ теоретических положений о социальной стратификации подвел нас к осознанию того, что стратификационный подход имеет важное и весьма актуальное значение. Исследование социальной структуры только через призму интересов классов и социальных групп возможен лишь на основе абстрагирования от деталей, в результате чего многочисленные слои, находящиеся за пределами основных элементов социальной структуры, не учитываются, а следовательно, не воспроизводится и механизм функционирования её как единого целого. Не находит своего отражения и всё многообразие социального процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. Политика // Соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 528 - 530.
2. См. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М, 1992. - С. 297- 424.
3. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. - М., 1992. - Вып. 1. - С. 114.
4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура / Социс. - 1992. - № 9. - С. 112.
5. Смелзер Н. Социология. -М., 1994. - С. 274.
6. Дэвис К. Ответ Тьюмену // Социальная стратификация. - М., 1992. Вып. 1. - С. 198.
7. Заславская Т. И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 2. - С. 37.
8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 373.
Об авторе
Корнаев Арсен Тотразович, аспирант кафедры фундаментальной социологии СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Основные направления научных исследований - социальная структура современного российского общества; стратификационные процессы и их социальные последствия в регионе Северного Кавказа; молодежь в социальном пространстве современного российского общества.