местоимениями. Отдельные отклонения от общих правил тоже имеют свое объяснение.
Список литературы
1. Вольская Н.Н. Поликодовый медиатекст: пути исследования // Русская речь. 2016. № 2. С. 58-63.
2. Глухова Н.Н. Язык марийских заговоров и молитв // Диссертация на соискание ученой степени докора филологических наук. - Йошкар-Ола, 1997. - 366 с.
3. Даржа У.А.О. Образование собственно сложных наречий в тувинском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1-1 (43). С. 53-55.
4. Магомедов М.И. Выражение пространственных отношений превербно-послеложными словосочетаниями в аварском языке // В сборнике: Выражение пространственных отношений в языках Дагестана Махачкала, 1990. С. 127-132.
5. Огородникова Л.А.Структурно-словообразовательные признаки словоформ в родительном падеже (на материале художественных и публицистических текстов второй половины XVIII в.) // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. № 1 (7). С. 121-125.
6. Зулпукаров К.З., Атакулова М.А. и др. Инвариантность в прономинальной и провербиальной парадигмах языка. - Бишкек, 2016. - 728 с.
Груздева М.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВА
Вологодский научный центр Российской академии наук
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы и методические возможности использования социокультурного подхода для изучения социальной стратификации общества.
Abstract. In the article considers the oretical bases and methodical possibilities of using the sociocultural approach for studying social stratification of a society.
Ключевые слова: социальная стратификация, социокультурный подход, ценности.
Key words: social stratification, sociocultural approach, values.
Социальная стратификация это один из инструментов анализа структуры общества, активно используемый социологами и экономистами с конца 19 века. Под социальной стратификацией понимают деление общества на слои или страты, объединяющие в себе различные признаки и критерии, которые устойчиво характеризуют ту или иную группу людей.
Общество разделяют на условные группы с целью определения его структуры и особенностей, измерения неравенства в доступе к различным благам (в зависимости от критериев деления), и как следствие регулирования чрезмерной дифференцированности общества во избежание нарастания социальной напряженности.
Понятие неоднородности общества появилось практически одновременно с самим общественным устоем, люди всегда выполняли разные роли, существовало гендерное разделение обязанностей, и их возможности к ведению той или иной профессиональной деятельности ложись в основу разделения на группы. Наиболее частым критерием социальной стратификации со времен Платона и Аристотеля являлись доход, власть и возможность управлять, профессиональная деятельность. Основоположник классовой теории К. Маркс и продолжатель его дела Ф. Энгельс определяли отношение к собственности на средства производства как основу доминирования одного класса людей над другим (теория классовой борьбы).
Начиная с первой половины 20 века социологи, опираясь на работы М. Вебера, развивали теорию социальной стратификации, идентифицировать страты стали по сочетанию различных факторов, например, не только доход, но и различные привилегии благосостояния. Кроме того, люди могли перемещаться между классами и стратами, что получило название социальной мобильности. Движение из одной социальной группы в другую в зависимости от направленности так же характеризовалась изменением набора функций и характеристик в зависимости от направленности движения.
В большинстве классических исследований социальная стратификация чаще всего имеет под собой экономическую основу, фактор дохода является решающим при определении профессиональных и даже политических групп. Однако структура общества более многогранная, подтверждением тому следует большое количество социологических и социально-психологических исследований, которые изучают изменения в обществе в связи с трансформационными процессами. С усложнением общественных явлений и связей, развитием человеческого потенциала в теорию социальной стратификации встраивались все новые критерии и
признаки, которые представляли жизнь человека шире, чем его благосостояние, профессиональную деятельность и причастность к власти. Под влиянием развития институционального, а позднее сформированного на его основе социокультурного подхода, важными критериями стратификации стали образование, культурный уровень, ценностная система. Так П. Бурдье - основоположник теории о культурном, символическом и экономическом капиталах, вкладывал в основу социальных позиций владение одним или несколькими видами капиталов.
Кроме того, стратификационная позиция индивида зависима от его ценностей. А ценности - это важная часть рассмотрения человека через призму социокультурного подхода. Так американский социолог М. Кон провел сравнительные исследования связи социальной структуры и типов личности в разных странах: США, Японии, Польши, Украине и Китае [5]. Выдвинул гипотезу о существовании тесной взаимосвязи классовой принадлежности и типа личности и доказал, что для тех, кто обладает высоким социальным статусом, основной ценностью являются установки на достижение. Напротив, для более низких социальных позиций, на которых люди видят себя менее компетентными членами равнодушного или враждебного к ним общества, характерен конформизм. Так и ценностная система человека влияет на его мобильность, люди с активной жизненной позицией имеют больший шанс занять более высокую социальную позицию. Более привилегированные социальные классы и люди с высоким социальным статусом характеризовались более высоким уровнем интеллектуальной гибкости, независимостью, развитым чувством благополучия. Разработанные им каузальные модели доказали факт, что в условиях социальной нестабильности личность оказывает незначительный эффект на социально структурную позицию, при том что эта позиция по-прежнему коренным образом влияет на личность, как было и в условиях социальной стабильности.
Выделяется и непосредственно ценностно-символическая основа стратификации. Она связана с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментально-смысловым значением. Любая комбинация статусов, ролей и норм обретает в обществе или группе прочность только в том случае, если она признана и позитивно обозначена в представлениях подавляющего большинства членов. Рационально-психологическая легитимизация разных ценностных шкал позволяет людям легко ориентироваться в системе статусов и ролей, согласовывать их со своими потребностями, выстраивая поведение с
расчетом на определенный результат. Этот уровень анализа нацелен на изучение ценностей, предпочтений, символов разных социальных слоев.
Катализатором для всплеска числа исследований по изучению ценностной структуры общества стал распад Советского союза, многие социологи в 90-ых и 2000-ых годам пытались разобраться в ценностях и стремлениях постсоветского человека, во влиянии на них внешних и внутренних изменений, происходивших в стране [4].
Изучением ценностей как психологического феномена занимались: А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, А.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев и др. В частности, А.Н. Леонтьев определял ценность как ведущий мотив, цель, возвышающуюся до истинно человеческого и не обосабливающуюся его, а сливающую его жизнь с жизнью людей и благами. Исследованием ценностных ориентаций занимались И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик и др. Вопросы структуры ценностных ориентаций и их формирования во время общественных трансформаций посвящены работы Т.И. Заславской, З.Т. Голенковой, Н.И. Лапина и др.
Социокультурный подход, развиваемый в работах П. Бурдье, П. Сорокина, А.С. Ахиезера, получил широкое распространение в современных исследованиях Л.Г. Ионина, Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой, Н.А. Шматко и региональных составителей социокультурных портретов, и его критерии и принципы могут быть использованы для целей стратифицирования общества. Он несет в себе общенаучные принципы, в частности важна системность, комплексный подход, аксиологическая (ценностная) ориентация, а также общие философско-методологические принципы и социально-философские основания и предполагает рассмотрение социального во взаимосвязи с его культурными основаниями, изучает институциональные и внеинституциональные стороны социальной жизни, а культура является основной предпосылкой возникновения и существования структур социальной организации.
На современном этапе развития социальной теории, когда наблюдается тенденция к междисциплинарной интеграции и синтезу теоретико-методологических подходов различных областей знаний, социокультурный подход раскрывает широкие возможности для развития теории социальной стратификации. Представляется, что в современных российских условиях, где большая территория, неравномерное распределение ресурсов и ряд кризисных моментов совмещаются с высоким неравенством населения, которое зачастую
полностью неизвестно из-за огромных масштабов теневой экономики, структура общества более сложная и многогранная, нуждается в дополнительных инструментах исследования. Кроме того, современные подходы к социальной стратификации не учитывают особенности территории и населения. Использование социокультурного подхода может решить эту проблему, а также дополнить изучение социальной стратификации субъективными оценками населения, позволит сформировать комплексную информационную базу для принятия эффективных организационно-управленческих решений относительно сохранения социальной стабильности, обеспечения достойного уровня и качества жизни различных социальных слоев.
Таким образом, для стратификации населения российского социума (на примере регионов) могут быть использованы принципы и критерии социокультурного подхода, под которым автор понимает непосредственно использование социокультурных характеристик в методиках и методах стратификации населения.
Методические подходы к использованию социокультурного подхода к социальной стратификации. В качестве объекта для социальной стратификации с использованием различных подходов чаще всего используется население определенной территории -региона мира, группы стран, страны, региона, района.
Преобладание использования характеристик дохода и благосостояния в большинстве методик стратификации с точки зрения методологии объясняется доступностью и распространённостью статистических данных о размерах заработных плат по территории, отраслям экономики, объемах социальных выплат, среднедушевому доходу, финансовому положению домохозяйств (по ежегодным обследованиям) и т.д.
Применение социокультурного подхода требует наличия социологических данных, получение которых связано с определенными ограничениями: затратность и трудоемкость исследований, определенные погрешности, поправки на субъективность респондентов. Однако современная социология, в том числе в России, постоянно развивается, совершенствуется методология и увеличивается охват территорий, появляются всероссийские и региональные масштабные исследования с сопоставимы данными. Кроме того, эффективность использования социологических данных доказана большинством исследователей гуманитарных и общественных наук, поэтому есть все основания для применения социокультурного подхода для стратификации общества.
При изучении исследований стратификаций населения был выявлен ряд особенностей анализа, так с социальной стратификацией тесно связаны понятия социальной дифференциации или социального неравенства. С позиции социальной справедливости данные характеристики учитываются при стратификации населения по доходам и уровню жизни. Однако при использовании социокультурного подхода к стратификации дифференциация рассматривается с позиции распространённости противоположных ценностей населения одной территории.
Исходя из различий взглядов на социокультурный подход, в методологии сложились две точки зрения на его использование для стратифицирования общества.
Одни исследователи используют для методик разделения общества на группы классические признаки - доход, благосостояние, самооценка уровня жизни, и затем для анализа этих групп, их мобильности и различий рассматривают ценностные основы, установки, внешнюю среду их формирования.
Вторые - включают непосредственно социокультурные характеристики (ценности, нормы, правила, настроения, активность) в критерии стратификации. Кроме того, с включением ценностных характеристик в индикаторы стратификации многие исследователи обращаются не только к выделению отдельных страт, но и проводят анализ в возрастном срезе, акцентируя внимание на различии поколений.
Многие исследователи, обращающиеся к изучению ценностной структуры общества, рассматривают так же и ее влияние на развития страны. Так, например, Хантигтон и Харисон [2], в своих работах все больше склоняются к мнению, что существует определенный набор ценностей и моделей поведения, которые препятствуют удовлетворению базовых потребностей личности, затрудняя экономическое, политическое и социальное развитие страны. Другие исследователи, в особенности участники программы «Социокультурные портреты регионов», реализуемой в большинстве субъектов РФ, рассматривают ценности с позиций положительного влияния на социально-экономическое и культурное развитие территории.
Опираясь, прежде всего, на теоретические основы изучения социокультурного подхода, стоить отметить, что второй подход больше отвечает запросам времени. Кроме того, уже существует опыт стратифицирования российского общества на основе инструментария
выделении базовых ценностей, предложенного в Центре изучения социокультурных изменений Института философии РАН [1; 3].
Экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы (начиная со смены экономических формаций, становления рыночной экономики, демократических ценностей, информационного общества до изменения направлений внешней политики, поиска национальной идеи), оказывают серьезное влияние на трансформацию ценностных ориентаций, изменение системы социальных экономических и политических ценностей населения. По сути, складывается новая система социальной стратификации, но ее черты неочевидны и необходимы новые подходы и тонкие статистические методы анализа для ее выявления, для обнаружения сходства и различия в формирующихся новых элементах стратификации общества. Проблема социальной стратификации общества является актуальной и в связи с возникновением новых для нашего общества групп, например, интернет-предпринимателей, людей, вынужденных подстраиваться под новые условия рынка труда и менять свою профессию, активных пользователей информационных продуктов и социальных сетей и так далее. Несмотря на то, что ценности различных групп населения уже давно находятся в поле зрения современных исследователей, единой методики и взгляда на учет социокультурных характеристик, на данный момент не сформировалось. Таким образом, на современном этапе развития общества имеются все предпосылки для углубленного изучения ценностной структуры населения, использования основ социокультурного подхода для социальной стратификации.
Список литературы
1. Динамика ценностей населения реформируемой России // отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: Эдиториал урсс. 1996.
2. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу [Текст] / под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. : Московская школа политических исследований, 2002. 320 с.
3. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 28-36.
4. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России). Под общей ред. И.Г. Дубова. М.: Имидж-Контакт. 1997. с.74-75.
5. Kohn M. Social Structure and Self-Direction: A Comparative Analysis of the United States and Poland // Blackwell Pub/ 1990. 256 p.