1.5. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНАХ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ДАГЕСТАНЕ
Ибрагимова М.А., аспирантка Дагестанского государственного университета
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Формирование органов конституционного контроля в Дагестане напрямую связано с принятием первой Конституции 1921 года Дагестанкой АССР, которая, как и Конституция РСФСР 1918г. состояла из лозунгов, декретов советской власти и утверждали власть за рабочим населением, диктатуру пролетариата.
По Конституции ДАССР 1921г. Вседагестанский съезд Советов наделялся высшей властью в республике, а в период между Съездами, высшей властью наделялся Центральный исполнительный комитет Советов Дагестана, который являлся контрольным органом ДАССР. Основной его задачей было проведение в жизнь Советской конституции, постановлений Вседа-гестенского съезда Советов и Центральных органов советской власти, рассмотрение и утверждение проектов декретов, иных предложений, вносимых Советом Народных комиссаров ДАССР или отдельными ведомствами, издание собственных декретов и распоряжений.
Из вышеизложенного следует, что органами конституционного контроля по Конституции ДАССР 1921г. являлись: Вседагестанский съезд Советов, так как он обладал правом отмены акта, противоречащего Основному закону или его собственному акту; ЦИК Советов Дагестана, обладающий правом отменять всякое решение Совета народных комиссаров.
1922 год ознаменовался созданием Союза Советских Социалистических Республик, а уже в 1924 году была принята его первая Конституция. Измененный же текст Конституции РСФСР был принят в 1925г. Произошедшие изменения в законодательстве страны повлекли за собой принятие новой Конституции ДАССР в 1927 г.
Впервые в Конституции ДАССР был закреплен приоритет правовых актов СССР и РСФСР по отношению к правовым актам ДАССР. В соответствии со ст. 21 Конституции ДАССР 1927г. Дагестанский ЦИК и его Президиум могли опротестовать декреты и постановления СНК РСФСР.1 Статьей 47 п. «в» Конституции ДАССР закреплялось право за Вседагестанским съездом Советов и ЦИК Дагестана отмены и изменения актов всех нижестоящих органов власти. В период же между сессиями Дагестанский ЦИК являлся высшим законодательным, контролирующим и распорядительным органом власти в республике (ст. 54 Конституции ДАССР 1927г.). Президиуму предоставлялось право отмены или приостановления любых постановлений СНК Дагестана. В свою очередь постановления местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, Дагестанским ЦИК, Всероссийским ЦИК и их президиумами. Постановления исполнительных комитетов и их президиумов
1 Конституция ДАССР 1927г.: Съезд Совета Союза Советских Социалистических Республик: Сборник документов 1923-1937 гг. Т.4. Ч.1. М., 1962г.
отменяются избравшими их съездами Советов, вышестоящими съездами, исполнительными комитетами, Дагестанским ЦИК и его Президиумом, Дагестанским СНК, ВЦИК и его Президиумом, СНК РСФСР. В соответствии со ст. 86 Конституции ДАССР 1927г. окружные, или районные исполнительные комитеты могут приостанавливать под коллективную ответственность окружных (районных) исполнительных комитетов проведение в жизнь распоряжений народных комиссаров ДАССР лишь в исключительных случаях - при явном несоответствии данного распоряжения Конституции ДАССР и постановлениям правительств СССР и РСФСР.
В 1936 году была принята новая Конституция СССР, а уже в 1937 году - Конституция ДАССР, в соответствии со ст. 16 которой законы СССР и РСФСР обязательны на территории Дагестанской АССР2. По вышеуказанной Конституции Президиуму Верховного Совета ДАССР было предоставлено право толкования законов ДАССР, отмены постановлений и распоряжений СНК ДАССР, а также распоряжений районных и городских Советов депутатов трудящихся ДАССР в случае их несоответствия закону. Совет народных комиссаров ДАССР имел право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся, приказы и инструкции Народных комиссаров Дагестанской АССР.
В 1977 году была принята новая Конституция СССР. На внеочередной сессии Верховного Совета девятого созыва 30 мая 1978г. приняли Конституцию Дагестанской АССР, в соответствии с которой Республика принимала свой Основной Закон без последующего его утверждения органами РСФСР. Президиум, по Конституции ДАССР 1978г. выступал, как постоянно действующий, подотчетный и осуществляющий функции высшего органа государственной власти Дагестанской АССР в период между его сессиями3 орган Верховного Совета ДАССР, а также обладающий правом отменять постановления и распоряжения Совета министров ДАССР, решения районных и городских Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону.
3 ноября 1989 года Законом ДАССР были внесены изменения и дополнения в Конституцию ДАССР 1978г. Данный Закон был опубликован 13 ноября 1989г. в газете «Дагестанская правда». В соответствии с вышеуказанными изменениями Съезд народных депутатов ДАССР был вправе отменять акты, принятые Верховным Советом ДАССР. Сам Верховный Совет наделялся правом отмены указов и постановлений Президиума Верховного Совета ДАССР, распоряжений Председателя Верховного Совета ДАССР, постановлений и распоряжений Совета министров ДАССР, также отменял решения районных и городских Советов народных депутатов в случае их несоответствия Конституции СССР, Конституции РСФСР, Конституции ДАССР и законам СССР, РСФСР, ДАССР. Верховный Совет ДАССР давал толкование законов ДАССР. Президиум Верховного Совета ДАССР, в соответствии с Законом ДАССР от 1989г. осуществлял контроль за соблюдением Конституции Дагестанкой АССР. Законом ДАССР
2 Конституция ДАССР 1927г.: Съезд Совета Союза Советских Социалистических Республик: Сборник документов 1923-1937 гг. Т.4. Ч.1. М., 1962г.
3 Конституция Дагестанской АССР 1978г. Конституция (Основной закон) Советской Федеративной Социалистической Республики. Конституции (основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР. М., 1979г. ст. 101.
Пробелы в российском законодательстве
2'2008
от 1989г. был учрежден Комитет конституционного надзора Дагестанской АССР. Вышеуказанный комитет избирался Съездом народных депутатов ДАССР из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и семи членов на десятилетний срок. В круг полномочий Комитета входило:
1) осуществлять наблюдение за соответствием Конституции ДАССР, законам ДАССР постановлений и распоряжений Совета министров ДАССР, решений районных, городских Советов народных депутатов;
2) по собственной инициативе или по поручению Съезда народных депутатов Дагестанской АССР представлять Съезду заключения о соответствии Конституции ДАССР проектов законов ДАССР, подлежащих рассмотрению Съездом;
3) по собственной инициативе, по поручению Съезда народных депутатов ДАССР, по предложению Верховного Совета ДАССР представлять Верховному Совету ДАССР заключения о соответствии актов Верховного Совета ДАССР, проектов актов данного органа Конституции, законам ДАССР, принятым Съездом народных депутатов ДАССР;
4) по собственной инициативе, по поручению Съезда народных депутатов ДАССР, по предложению Верховного Совета ДАССР, Президиума Верховного Совета ДАССР, Председателя Верховного Совета ДАССР, постоянных комиссий Верховного Совета ДАССР, Совета министров ДАССР, постоянных комиссий Верховного Совета ДАССР, Совета министров ДАССР давать заключения о соответствии Конституции ДАССР, законам ДАССР актов других государственных органов и общественных организаций.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции ДАССР и ее законам Комитет конституционного надзора направлял органу, издавшему акт, свое заключение в целях устранения допущенного нарушения, которым приостанавливается исполнение противоречащего Конституции ДАССР или ее законам акта либо его отдельного положения. Комитет конституционного надзора был вправе входить с представлением на Съезд народных депутатов ДАССР, в Верховный Совет ДАССР, Совет министров ДАССР об отмене противоречащих Конституции ДАССР или ее законам актов подотчетных им органов или должностных лиц. Организация и деятельность Комитета конституционного контроля ДАССР регулировалась Законом ДАССР «О Конституционном надзоре Дагестанской АССР» от 25 июля 1990г. Вышеуказанный Комитет не обладал правом отмены актов, не соответствующих Конституции ДАССР, законам ДАССР, то есть являлся органом конституционного надзора, а не контроля.
17 сентября 1991г. был принят Закон ДССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Дагестанской ССР». В соответствии с вышеуказанным Законом Верховный Совет ДССР наделялся важнейшими полномочиями по конституционному контролю: принятие Конституции ДССР, внесение в нее изменений и дополнений, отмена указов и постановления Президиума Верховного Совета ДССР, распоряжений Председателя Верховного Совета ДССР, постановлений и распоряжений Совета министров ДССР; отмена решений районных и городских Советов народных депутатов в случае несоответствия их Кон-
ституции СССР, Конституции РСФСР, Конституции Дагестанской ССР, законам СССР, РСФСР, Дагестанской ССР; толкование законов ДССР.
В том же году был учрежден Конституционный Суд ДССР, входящий в состав судебной системы и являвшийся высшим судебным органом конституционного контроля в ДССР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Конституционный суд ДССР избирался Верховным Советом ДССР и состоял из девяти судей. Организация и деятельность Конституционного суда ДССР регламентировалась Законом ДССР «О Конституционном суде ДССР» от 18 декабря 1991г. Закон регламентировал статус судей Конституционного суда ДССР и порядок его деятельности. В полномочия Конституционного суда ДССР входило рассмотрение:
1) дел о конституционности заключенных ДССР договоров, имеющих или могущих иметь непосредственное действие на территории РСФСР в качестве правовых норм, если в момент рассмотрения дела в Конституционном суде они не были в установленном порядке ратифицированы и не вступили в силу;
2) законов ДССР и других нормативных актов Верховного Совета ДССР или Президиума Верховного Совета ДССР;
3) актов, изданных высшим должностных лицами ДССР;
4) иных нормативных актов высших государственных органов ДССР, включая нормативные акты, издаваемые Советом министров ДССР;
5) нормативных актов городских, районных, районных в городе Советов народных депутатов и глав местной администрации;
6) проверка конституционности правоприменительной практики, которые Конституционный суд ДССР рассматривал по индивидуальным жалобам граждан ДССР, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц;
7) подготовка заключений, даваемых Конституционным судом ДССР по запросам и собственной инициативе.
90-е годы в области конституционного контроля в Дагестане были ознаменованы образованием Конституционного Суда ДССР, который «сочетал в себе как парламентский контроль, так и контроль специализированного органа в данной области.»4
С принятием постперестроечной Конституции Республики Дагестан 1994г. изменилась система органов государственной власти. В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Дагестан государственную власть в республике осуществляет Народное собрание Республики Дагестан, Государственный совет Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан. В систему судов Дагестана входят Конституционный суд Республики Дагестан, Верховный суд Республики Дагестан, Арбитражный суд Республики Дагестан, районный, городской (ныне не действующий) и мировые судьи. Самому Конституционному суду Республики Дагестан посвящена была ст. 113 Конституции Республики. Ныне же действует Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003г., где Конституционному суду Республики Дагестан отведены статьи 93 и 94. В соответствии с
4 Пирбудагова Д.Ш. Институт конституционного контроля и охрана конституционной законности в Республике Дагестан: вопросы истории, теории и практики: Монография. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. Стр. 52.
указанными статьями Конституционный Суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, а также по запросам Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного Суда Республики Дагестан, Прокурора Республики Дагестан, представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан, разрешает дела о соответствии Конституции Республики Дагестан:
1) законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан;
2) не вступивших в силу договоров и соглашений, заключенных от имени Республики Дагестан;
3) уставов муниципальных образований;
4) нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.
Конституционный Суд Республики Дагестан по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет соответствие закона Республики Дагестан, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Республики. Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан дает толкование Конституции Республики Дагестан. Список полномочий законодатель оставил открытым, предусмотрев право рассмотрения Конституционным Судом Республики Дагестан иных дел, но только при возможности лишь в случае, если это предусмотрено законами Республики.
Организация и деятельность вышеуказанного органа регулируется по настоящее время Законом Республики Дагестан «О Конституционном суде Республики Дагестан» от 25 апреля 1996г. (изм. и доп. от 2000г., 2001г., 2003г., 2006г.) В соответствии со ст. 70 Закона, Конституционный суд Республики Дагестан может иметь свой Регламент, который был принят 6 марта 2007г. Вышеуказанный акт регламентирует внутреннюю организацию деятельности Конституционного Суда Республики Дагестан. С 19 марта 2006г. действует также Положение об аппарате Конституционного Суда Республики Дагестан, которое содержит в себе нормы, устанавливающие порядок деятельности и его функционирования, а также задачи руководства в Аппарате.
В настоящее время нельзя не учитывать наличие, деятельность и последствия деятельности Конституционного Суда Республики Дагестан. Не смотря на не-загруженность Конституционного Суда Республики Дагестан, его деятельность все же направлена на обеспечение развития Конституции Дагестана, усиление конституционного надзора, защита конституционного строя, равноправие и защита прав жителей субъекта, конституционность формирования местного самоуправления, взаимодействия ветвей государственной власти.