2. По законодательству нетипичные дети имеют равные права на охрану здоровья, реабилитацию, обучение и приобретение профессии, но возможности реализации этих прав различны и зависят от многих факторов. Чем выше социальный статус, уровень образования родителей и доход семьи, тем качественнее и эффективнее проводятся мероприятия по реабилитации нетипичного ребенка и тем быстрее достигается его полная социализация. Городские дети имеют больше возможностей для социализации, чем сельские.
3. Учитывая специфику социализации нетипичных детей в регионе, необходимо расширять сеть филиалов областного реабилитационного центра и детско-юношеской спортивной школы инвалидов.
4. В результате качественно и своевременно выполненных восстановительных мероприятий по социализации нетипичных детей 18% детей с ограниченными возможностями из общей страты этих детей по Саратовской области способны к активной общественной жизни. Эта группа реабилитируемых может стать активным трудовым потенциалом страны и сгладить последствия нынешнего демографического провала России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добровольская Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 56-63.
2. Котляр А.Э. Маргиналы на рынке труда / А.Э. Котляр // Россия накануне XXI века. М.: СПИ РАН, 1994. 72 с.
3. Потапова О.Н. Обоснование карты учета потребности детей-инвалидов в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и оценки бытовых условий / О.Н. Потапова // Учетно-аналитическое обеспечение и оценка управленческих решений: межвуз. сб. тр. Саратов: Научная книга, 2006. С. 98-99.
4. Саркисян Л.А. Об интегрированном обучении в Московском институте-интернате / Л.А. Саркисян // Профессиональное образование инвалидов. М.: Московский институт-интернат для инвалидов, 2000. С. 22-25.
5. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Права и возможности инвалидов в Российской Федерации» 10 сентября 2001 г. http:www.ombudsman.gov.ru/docum/spinv.htm.
6. Статистический сборник Госкомстата России. М.: Госкомстат России, 2001. 320 с.
7. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: СГТУ, 1997. 97 с.
Потапова Ольга Николаевна -
ассистент кафедры «Валеология и основы медицинских знаний» Педагогического института
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
УДК 94(470.67):323
Л.А. Труженикова
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДАГЕСТАНЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ 1937 ГОДА
На основе архивных и опубликованных материалов автор рассматривает деятельность высших и местных органов государственной власти Дагестана по реализации основных положений Конституции ДАССР 1937 года, а также вопросы административно-территориального деления республики.
L.A. Trujenikova
STATE RELATIONS DEVELOPMENT IN DAGESTAN AFTER CONSTITUTION ADMISSION OF 1937
On the basis of archival and published materials the author considers the activity of Dagestan state power by realization of principal positions of DASSR Constitution 1937 year, and also the problems of administrative-territorial division of the republic.
Последовательный курс Федерального центра на эффективное управление и всемерное укрепление государства, обеспечение единого правового пространства страны и совершенствование федерального законодательства диктуют настоятельную необходимость изучения опыта развития государственных отношений в Дагестане на основе декларированных положений российских и дагестанских Конституций.
В этом плане небезынтересны процессы, происходившие в недавнем прошлом дагестанского народа в период действия Конституции 1937 года - третьей Конституции в истории Дагестана.
В 1940-1970-е годы в соответствии с положениями Конституции Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики (ДАССР) 1937 года продолжалось совершенствование государственного устройства республики.
Конституция ДАССР 1937 года закрепила основные положения, связанные с решением вопросов национально-государственного и административно-территориального строительства в республике в соответствии с Конституциями СССР 1936 года и РСФСР 1937 года. Однако некоторые положения Конституции ДАССР 1937 года носили, как это выяснилось позже, не совсем конкретный характер.
Государственное устройство республики было закреплено во второй главе Конституции. Оно исходило из того, что Дагестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики (статья 13). Вне пределов статьи 14 Конституции СССР и статьи 19 Конституции РСФСР Дагестанская АССР осуществляла государственную власть на автономных началах. Это конституционное положение, по существу, делало непонятным правовой статус республики. Дагестан, будучи автономной республикой, разумеется, мог входить и входил в состав РСФСР именно на правах автономной республики. Констатировать это названным положением не было смысла. Из Конституции ДАССР 1937 года было не вполне ясно, считалась ли республика суверенным государством и субъектом РСФСР. Что касается осуществления республикой государственной власти на автономных началах, то это положение было вовсе непонятным, поскольку не было ясно, осуществляется республикой государственная власть самостоятельно или нет. Тем более, что понятие «автономные начала» применялось также к осуществлению государственной власти автономными областями и национальными округами. Фактически определение «автономные начала» при осуществлении государственной власти прикрывало отсутствие самостоятельности республик в процессе осуществления государственной власти.
Правовой статус ДАССР в ее третьей Конституции оказался значительно ниже, чем он определялся в Конституциях республики 1921 и 1927 гг. Централизация государственной
власти в масштабе СССР и РСФСР стала более строгой. Расширялась компетенция СССР, соответственно сужалась компетенция РСФСР и, тем более, автономных республик, в том числе и ДАССР. Теперь ДАССР, как и другие автономные республики, не осуществляла самостоятельного руководства ни одной отраслью государственного управления - деление наркоматов (с 1946 года - министерств) на объединенные и необъединенные (автономные) было упразднено. Все наркоматы республики осуществляли теперь свои полномочия, подчиняясь наркоматам РСФСР. Это практически означало то, что ни в одной области государственной жизни республика не имела права осуществлять государственную власть, решать соответствующие вопросы самостоятельно.
Республика лишилась права осуществлять амнистии и помилования. Компетенция республики в области законодательства не была четко определена.
Законы СССР и РСФСР, согласно Конституции, считались обязательными на территории ДАССР, то есть республика ни при каких условиях не имела права приостановить действие общесоюзных и федеральных законов, опротестовать их, хотя бы нарушались права республики и ущемлялись интересы населяющих ее народов [1, с.108].
Большая часть полномочий, относящихся по Конституции к ведению республики, выражалась в руководстве, управлении различными отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. К ведению республики было отнесено: руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов, других населенных пунктов; руководство местным транспортом и местной связью, здравоохранением, социальным обеспечением, начальным и средним образованием, культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями республики; порядком пользования землей, недрами, лесами, водами в соответствии с законодательством СССР и РСФСР; управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения; руководство местной промышленностью [2]. Наиболее важные промышленные и другие предприятия подчинялись органам СССР и РСФСР. Права республики в отношении этих предприятий заключались в «контроле и наблюдении» за их состоянием и управлением. По существу же, эти права республики носили, в основном, формальный характер. «Контроль и наблюдение за делом высшего образования», предусмотренные Конституцией, также были формальными.
Как видно, компетенция ДАССР по Конституции была сильно ограничена, основные вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства ДАССР решала не самостоятельно, а подчиняясь общероссийским органам, важнейшие акты также подлежали утверждению этими органами.
По новой Конституции ДАССР республика стала делиться не на округа, а на районы. Теперь республика состояла из 39 районов: Агульского, Акушинского, Ахвахского, Ахтын-ского, Ачикулакского, Бабаюртовского, Ботлихского, Буйнакского, Гумбетовского, Гуниб-ского, Дахадаевского, Дербентского, Докузпаринского, Казбековского, Кайтагского, Карабу-дахкентского, Караногайского, Касумкентского, Кахибского, Каякентского, Каясулинского, Кизлярского, Коркмаскалинского, Кулинского, Кумторкалинского, Курахского, Лакского, Левашинского, Рутульского, Табасаранского, Тляратинского, Унцукульского, Хасавюртовского, Хивского, Хунзахского, Цумадинского, Цунтинского, Чародинского, Шелковского и двух городов республиканского подчинения - Махачкалы и Дербента (статья 14) [2].
Значительное место в Конституции ДАССР 1937 года уделялось высшим и местным органам государственной власти и государственного управления, порядку их организации и деятельности (главы III, IV и V).
Высшим органом государственной власти ДАССР по Конституции являлся Верховный Совет ДАССР (статья 19), который осуществлял все права, присвоенные ДАССР согласно статьям 13 и 18 Конституции, поскольку эти права не входили, в соответствии с Кон-
ституцией, в компетенцию подотчетных ему органов: Президиума Верховного Совета ДАССР, Совета Народных Комиссаров (СНК) (с 1946 года - Совета Министров), наркоматов (с 1946 года - министерств).
XI Вседагестанский Съезд Советов, принявший Конституцию ДАССР 1937 года, был последним съездом Советов, так как по новой Конституции была создана новая система органов государственной власти [3, с. 122].
26-27 февраля 1938 года состоялась пятая сессия ЦИКа ДАССР десятого созыва. Сессия была созвана специально для обсуждения и принятия проекта Положения о выборах в Верховный Совет ДАССР. После всестороннего рассмотрения сессия утвердила Положение о выборах [4, л.1]. Одновременно сессия утвердила ряд постановлений, принятых Президиумом ЦИКа ДАССР между четвертой и пятой сессиями. Пятая сессия явилась последней сессией ЦИКа ДАССР.
Верховный Совет ДАССР избирал свой Президиум, который созывал сессии Верховного Совета. Он был наделен правом давать толкование законов ДАССР, проводить референдумы, отменять незаконные акты Совета Народных Комиссаров (Совета Министров), районных и городских Советов, осуществлял в период между сессиями Верховного Совета его полномочия по освобождению и назначению отдельных наркомов (министров), устанавливал и присваивал почетные звания республики.
Основными вопросами, рассматриваемыми Президиумом Верховного Совета ДАССР, являлись вопросы избирательной кампании, административно-территориального деления, изменения в составе правительства и судебных органов, состояния работы местных органов власти и их массовых организаций, рассмотрения жалоб трудящихся в учреждениях и ряд других.
В компетенцию Президиума Верховного Совета входило решение вопросов, связанных с государственным устройством республики, в частности, вопросы административно-территориального деления. Их можно разбить на две группы: к первой группе относились вопросы, окончательное решение которых производилось высшими органами государственной власти РСФСР, а потому Президиуму Верховного Совета Дагестана в данном случае принадлежало право представления их в Президиум Верховного Совета РСФСР; вторая группа - это вопросы, окончательное решение которых осуществлял непосредственно Президиум Верховного Совета ДАССР. Они занимали значительное место в деятельности Президиума Верховного Совета Дагестана. На большинстве заседаний Президиума обсуждались вопросы образования или упразднения новых районов, сельских Советов, передачи населенных пунктов из одного сельского Совета в другой или из одного района в другой, укрупнения или разукрупнения административно-территориальных единиц и т.д. [5, л.63-64,78].
Вопросы, связанные с образованием новых районов или их упразднением, после рассмотрения их Президиумом Верховного Совета ДАССР представлялись на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР. Многие вопросы Президиум Верховного Совета Дагестана решал самостоятельно.
Советские Конституции установили неприкосновенность территории союзных и автономных республик и невозможность ее изменения без согласия на то самой республики. Практически все изменения территории производились путем взаимной договоренности заинтересованных республик, с последующим утверждением этого соглашения вышестоящими органами государственной власти. Так, например, Президиум Верховного Совета ДАССР 31 марта 1961 года принял постановление о республиканской границе с Грузинской ССР и Азербайджанской ССР. В нем говорилось: «... рассмотрев представленные Советом Министров ДАССР материалы согласования административных границ республики с представителями Грузинской ССР и Азербайджанской ССР, Президиум Верховного Совета ДАССР постановляет: 1) утвердить административную границу ДАССР по смежеству с Грузинской ССР и Азербайджанской ССР, согласно описанию и начертанию ее на выкопировку с топографических
карт масштаба 1:1000000, составленных на основе акта согласования границ; 2) просить Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР утвердить настоящее постановление» [6, л.18].
Можно привести примеры того, как после принятия Конституции ДАССР 1937 года произошел ряд серьезных изменений в административно-территориальном делении республики. 13 сентября 1937 года Президиумом Верховного Совета ДАССР был принят Указ «О разукрупнении Кумторкалинского района» [7, л.145-146]. В сентябре 1939 года Указом Президиума Верховного Совета ДАССР был образован Цудахарский район [8, л.34], а в октябре 1943 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ об образовании Ауховского и Магарамкентского районов в составе ДАССР [9, л.22].
Впоследствии также вносились некоторые изменения в административно -территориальное деление республики. Так, Ставропольскому краю и ЧИАССР были переданы Ачикулакский, Караногайский, Каясулинский, Кизлярский, Шелковской районы. Позже Дагестану был передан ряд районов упраздненной в 1944 году ЧИАССР. После окончания Великой Отечественной войны и восстановления ЧИАССР (1957 год) чеченские районы были возвращены ЧИАССР, а Кизлярский и Караногайский районы возвращены Дагестану [10, с.46].
В процессе дальнейшего национально-государственного и административно-территориального строительства в республике в 1960-1970-е годы осуществлялось образование новых районов, на территориях которых компактно проживала одна или несколько национальностей.
На начало 1956 года в республике насчитывалось уже семь городов: Махачкала (образована в 1857 году), Буйнакск (1866 год), Дербент (1735 год), Избербаш (1949 год), Каспийск (1947 год), Кизляр (1735 год), Хасавюрт (1931 год).
На 1 января 1958 года в состав ДАССР входило 42 района: Караногайский, Кизлярский, Тарумовский, Крайновский, Бабаюртовский, Хасавюртовский, Кизилюртовский, Ленинский, Карабудахкентский, Каякентский, Дербентский, Магарамкентский, Новолакский, Казбековский, Буйнакский, Сергокалинский, Касумкентский, Кайтагский, Табасаранский, Хивский, Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Дахадаевский, Докузпаринский, Кахибский, Кулинский, Курах-ский, Лакский, Левашинский, Рутульский, Тляратинский, Унцукульский, Хунзахский, Цун-тинский, Цумадинский, Чародинский [11, с.7-9].
В 1960-1970-е годы административно-территориальные изменения в республике проводились в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 23 февраля 1963 года «Об изменениях в административно-территориальном делении ДАССР - об образовании 25 сельских районов» [12, л.37]. Границы новых районов республики были утверждены Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 3 сентября 1963 года [12, л.73].
Вместо существовавших 38 районов на карте республики появились более укрупненные следующие 25 сельских районов: Агульский (с центром в селе Тпиг), Ахтынский (Ахты), Ботлихский (Ботлих), Гунибский (Гуниб), Дербентский (город Дербент), Казбековский (Ды-лым), Кайтагский (Маджалис), Караногайский (Терекли-Мектеб), Касумкентский (Касум-кент), Кизлярский (город Кизляр), Лакский (Кумух), Левашинский (Леваши), Ленинский (город Буйнакск), Новолакский (Новолакское), Рутульский (Рутул), Сергокалинский (Сергока-ла), Советский (Советское), Табасаранский (Хучни), Тляратинский (Тлярата), Унцукульский (Гергебиль), Хасавюртовский (город Хасавюрт), Хивский (Хив), Хунзахский (Хунзах), Цумадинский (Агвали), Цунтинский (Бежта).
Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 23 февраля 1963 года в республике появился новый город республиканского подчинения - Кизилюрт, преобразованный из рабочего поселкаКизилюрт [12, л.37-38].
В последующие годы в республике происходил процесс разукрупнения сельских районов, вследствие чего в новых границах были восстановлены прежде существовавшие рай-
оны: Гумбетовский (1964 г.), Акушинский, Кулинский, Курахский, Чародинский (1964 г.) [13, л.273]. В 1965 году Караногайский район был переименован в Ногайский район.
В целях приближения руководства районных советских и общественных организаций к хозяйственному и культурному строительству на местах и дальнейшего улучшения бытового обслуживания сельского населения республики Президиум Верховного Совета ДАССР постановил образовать в Дагестанской АССР дополнительно следующие районы: Ахвахский с центром в селе Карата, Бабаюртовский (Бабаюрт), Буйнакский (г.Буйнакск), Гергебильский (Гергебиль), Дахадаевский (Уркарах), Каякентский (Ново-Каякент), Магарамкентский (Ма-гарамкент), Тарумовский (Тарумовка). Центр Ленинского района был перенесен из города Буйнакск в село Карабудахкент [14, л.1,2].
Происшедшие административно-территориальные изменения в республике были утверждены Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Таким образом, на 1 июля 1965 года Дагестанская АССР насчитывала 38 районов и 573 сельских Совета. В ней имелось восемь городов республиканского подчинения. Административное деление республики учитывало разнообразие ее экономических зон и соответствовало политическим потребностям государства [15, с.170].
В 1960-1970-е годы Президиумом Верховного Совета ДАССР принимались также решения об изменении административно-территориального деления и внутри ряда районов республики. Например, в 1965 году проводились внутренние изменения в Кайтагском, Хасавюртовском, Хунзахском, Буйнакском, Новолакском районах [14, л.150]; в 1967 году - в Ки-зилюртовском, Табасаранском, Ахвахском районах; в 1971 году - в Буйнакском, Кулинском, Агульском, Кизлярском, Хивском районах; в 1975 году - в Магарамкентском, Буйнакском, Сергокалинском, Каякентском, Дахадаевском районах [16, л.12-13]. В 1966 году был образован новый район республики - Кизилюртовский с центром в городе Кизилюрт [17, л.7].
На 1 января 1972 года в составе Дагестанской АССР насчитывалось 39 районов, восемь городов республиканского (АССР) подчинения и 584 сельских Совета [18, с.12].
Таким образом, в рассматриваемые годы вопросы национально-государственного и административно-территориального устройства республики постоянно находились в центре внимания высшего органа государственной власти - Верховного Совета ДАССР и его Президиума - и решались в соответствии с интересами всех народов, проживавших на территории республики.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти ДАССР согласно Конституции 1937 года (статья 38) являлся образуемый Верховным Советом ДАССР Совет Народных Комиссаров (СНК) ДАССР, ответственный перед Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета ДАССР и подотчетный этим органам.
Отдельными отраслями государственного управления ДАССР руководили наркоматы (министерства), подчиняясь как Совету Народных Комиссаров (Совету Министров ДАССР), так и соответствующим министерствам РСФСР.
По Конституции ДАССР 1937 года в республике функционировало 12 наркоматов: пищевой и легкой промышленности, земледелия, финансов, торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения и три ведомства: дорожного управления, управления по делам искусств и уполномоченного Комитета заготовок СССР.
В соответствии с Конституцией ДАССР основными административно-территориальными единицами ДАССР являлись районы, города, села и рабочие поселки. В соответствии с этим систему местных органов власти ДАССР составляли районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся. Местные Советы депутатов трудящихся избирались сроком на два года.
Компетенция местных Советов была определена Конституцией ДАССР, согласно которой к их ведению были отнесены следующие вопросы: руководство культурно-
политическим и хозяйственным строительством на своей территории; установление местного бюджета; руководство деятельностью подчиненных им органов управления; обеспечение охраны государственного порядка; содействие укреплению обороноспособности страны; обеспечение соблюдения законов и охраны прав граждан [22].
Местные Советы образовывали подотчетные им органы управления, определяли организационные начала их деятельности. Советы имели право отменять противоречащие закону правовые акты подчиненных им органов управления.
Организационной формой деятельности Советов депутатов трудящихся как органов местной государственной власти являлись сессии, то есть пленарные заседания с участием всех депутатов Совета.
Местные Советы являлись органами власти, проводящими в жизнь законы и постановления центральных органов Советского государства. Они имели дело непосредственно с населением, по их работе население должно было судить о Советской власти. От уровня работы местных Советов во многом зависело успешное развитие промышленности и сельского хозяйства, решение вопросов, связанных с трудом и бытом трудящихся. В деятельности местных Советов активное участие должны были принимать депутаты и постоянные комиссии.
К работе местных Советов ДАССР широко привлекались и трудящиеся на местах. Тем самым возникали новые формы участия трудящихся в деле управления государством.
В исполкомах районных и городских Советов ДАССР было образовано 38 общественных отделов, в состав которых входило по 7-11 человек. Эти отделы оказывали большую помощь исполкомам местных Советов [19, с.35-36, 38].
Отдельная (IV) глава Конституции ДАССР была посвящена бюджетным правам республики. В этой главе было установлено, что бюджет ДАССР составляется Совнаркомом и утверждается Верховным Советом республики, а также были указаны источники доходной части бюджета.
Новые советские Конституции, в том числе и Дагестанской АССР, подняли значение органов суда и прокуратуры на новую ступень. В отличие от первых конституций Конституция ДАССР 1937 года содержала главу о суде и прокуратуре (глава VII). Она закрепляла основные принципы организации и деятельности органов правосудия и надзора за соблюдением социалистической законности [22].
В Дагестане, как и во всем СССР, была установлена единая система судов, построенная применительно к административно-территориальному делению. Первым звеном судебной системы являлся народный суд, избираемый гражданами района (города) на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. Высшим судебным органом ДАССР считался Верховный суд. Однако по своему правовому положению он не отличался от краевых (областных) судов, так как его решения, приговоры могли быть обжалованы, опротестованы в кассационном порядке и отменены Верховным судом РСФСР. На Верховный суд ДАССР был возложен надзор за судебной деятельностью всех судебных органов ДАССР. Верховный суд избирался Верховным Советом ДАССР сроком на пять лет. Конституция предусматривала ведение судопроизводства на девяти языках народов Дагестана. Лица, не владеющие языком, на котором велся судебный процесс, не имеющие возможности самостоятельно ознакомиться с материалами дела, обеспечивались переводчиком, они имели также право выступать в суде на родном языке.
Высший надзор за точным исполнением законов министерствами, подведомственными им учреждениями, должностными лицами осуществлял Прокурор ДАССР. Он назначался Генеральным Прокурором СССР и осуществлял свои полномочия независимо от государственных органов ДАССР. Районные и городские прокуроры также назначались общероссийским органом - Прокурором РСФСР и утверждались Генеральным Прокурором СССР.
Статьи Конституции (глава VIII), посвященные правам, свободам и обязанностям граждан, воспроизводили соответствующие положения Конституций СССР и РСФСР.
Впервые в Конституции были закреплены: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование; право на неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, на тайну переписки; обязанности граждан беречь и укреплять социалистическую собственность, соблюдать Конституции СССР, РСФСР и ДАССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Почетной обязанностью Конституция признавала службу в рядах Вооруженных Сил СССР, а защиту Отечества - священным долгом каждого гражданина республики. В Конституции 1937 года вновь закреплялись предусмотренные в прежних конституциях права и свободы: свобода проведения собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации и другие права.
Особенность закрепленных в Конституции прав и свобод граждан заключалась в том, что они были гарантированы материально, и эти гарантии указывались в Конституции, что обеспечивало, наряду с другими гарантиями, реальность прав и свобод граждан.
В то же время нельзя не отметить, что после принятия Конституций 1936-1937 гг. права граждан зачастую нарушались. Эти нарушения имели место также и по отношению к дагестанцам.
Избирательная система по Конституции 1937 года (глава IX) стала более демократической, чем та, которая была закреплена в прежних конституциях. Не вполне всеобщие выборы стали теперь всеобщими, не вполне равные выборы - равными, многостепенные выборы были заменены прямыми, открытое голосование - тайным. Избирать и быть избранными не имели права умалишенные, а также лица, лишенные судом избирательного права. Последнее ограничение отпало в 1956 году, когда лишение судом избирательных прав не допускалось.
Десятая глава Конституции была посвящена гербу, флагу и столице республики, а последняя - одиннадцатая глава - установила порядок изменения Конституции. В статье 114 было записано, что Конституция ДАССР могла быть изменена лишь по решению Верховного Совета ДАССР, принятому большинством (не менее двух третей голосов) депутатов, с утверждением Верховным Советом РСФСР [20, с.190-191].
Таким образом, Конституция ДАССР 1937 года, как и другие советские конституции, закрепила итоги борьбы трудящихся за построение социализма. Она стала законодательной базой для дальнейшего развития и упрочения Дагестанской АССР.
Каждая конституция оставляет свой след в истории народа. Развитие государственных отношений в Дагестане в 1940-1970-е годы в соответствии с основными положениями Конституции ДАССР 1937 года, глубокие изменения, происшедшие за это время во всех сферах жизни республики, впоследствии продиктовали необходимость принятия нового, четвертого Основного Закона республики - Конституции ДАССР 1978 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Халилов А. М. Национально-государственное устройство Республики Дагестан в составе Российской Федерации / А.М. Халилов, Ш.Б. Магомедов, А.Р. Омаров. Махачкала, 1995. 372 с.
2. Конституция (Основной Закон) ДАССР 1937 года // Дагестанская правда. 1937. 14 июня.
3. Казанбиев М. А. Очерки истории советского строительства в Дагестанской АССР (1921-1937 гг.) / М.А. Казанбиев. Махачкала, 1965. 124 с.
4. ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп. 19. Д. 385. Л.1.
5. Казанбиев М.А. Конституция Дагестанской АССР 1937 года / М.А. Казанбиев // Рукописный Фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп. 2. Д. 203-а.
6. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 24. Д. 98.
7. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д.51.
8. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д.48.
163
9. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 14-с. Д. 24.
10. Халилов А.М. Государственное (Конституционное) право Республики Дагестан / А.М. Халилов, Ш.Б. Магомедов. Махачкала, 1998. 327 с.
11. Народное хозяйство Дагестанской АССР: стат. сборник. Махачкала, 1958. 120 с.
12. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д. 1.
13. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д. 1-а.
14. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д.3.
15. История Дагестана. Т. IV. Махачкала, 1969. 302 с.
16. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д.52. Л. 32; Д. 54.
17. ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 30. Д. 5.
18. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР: юбилейный стат. сборник. Махачкала, 1972. 223 с.
19. Юнусов Ю.Ю. Дагестанская АССР - советское социалистическое государство / Ю.Ю. Юнусов. Махачкала, 1966. 44 с.
20. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана / М.А. Казанбиев. Махачкала, 1970. 383 с.
Труженикова Людмила Анатольевна -
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Теория методики преподавания истории» Дагестанского государственного университета, г. Махачкала
УДК 338.33
Н.Н. Шаш
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ
Человеческий капитал измеряет способности человека преумножать доход. В то жe время этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Статья рассматривает основные формы развития человеческого капитала, который получает важное значение как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. Определены сущностные характеристики и выделены три состояния человеческого капитала: инкорпорированное, объективированное и институционализированное.
N.N. Shash
THE FORM OF DEVELOPMENT OF COMPANY'S HUMAN CAPITAL
A human capital measures human's ability to exceed income. Nowadays little attention is paid to this problem. The article considers the basis forms of the development of the human capital, which play the great value at the macro and the microeconomic levels. The author states the basic characteristics and defines three formations of the human capital: incorporated, objected and institutionalized.