Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОСТИ. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА'

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОСТИ. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА / УМЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УМЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УМЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДЕЛЬ АНДРАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / АНДРАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина Светлана Анатольевна

В данной статье поставлена цель проанализировать научные подходы к пониманию феномена субъектности. Для чего были использованы: метод анализа литературных источников, метод выявления лучших практик формирования субъектности. Результатами стали выявленные подходы к трактовке субъектности. В данной статье рассматриваются подходы к пониманию субъектности различными отечественными учеными: С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.К. Осницким, А.М. Трещевым, А.Г. Асмоловым, В.И. Слободчиковым и пр. Представлены их концептуальные взгляды на проблемы субъектности человека, их отличительные научные позиции, их трактовки сущности и содержания субъектности человека. Предложен анализ развития проблем субъектности, истории их разрешения и развития. Также предложены описание психолого-педагогических исследований И.Ю. Кузнецовой, Н.Ю. Скрябиной, С.А. Пилюгиной, посвященных выявлению андрагогических условий формирования субъектности педагога в процессе обучения в учреждениях повышения квалификации работников образования. Так, Скрябина Н.Ю. предлагает описание условий развития педагога в условиях учреждения постдипломного педагогического образования. Педагог мыслится как взрослый обучающийся, обладающий умениями самостоятельной организации собственной учебной деятельности, мотивированный на преодоление собственных профессиональных затруднений, на удовлетворение собственных профессиональных дефицитов в процессе повышения квалификации. И.Ю. Кузнецовой разработаны и предложены факторы, способствующие формированию субъектной позиции педагога. К ним автором отнесены: учет специфики слушателей курсов повышения квалификации как взрослых людей, имеющих профессиональное образование, опыт профессиональной деятельности, умения взаимодействия со взрослой аудиторией. С.А. Пилюгиной предложены педагогические условия формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации: методическая поддержка формирования субъектности учителя; построение системы дополнительных профессиональных программ; построение творческой образовательной среды учреждения повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE PROBLEM OF SUBJECTNESS. ISSUES OF FORMING THE SUBJECTITY OF THE TEACHER

This article discusses approaches to understanding agency by various domestic scientists: S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, V.N. Myasishchev, B.G. Ananiev, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, A.V. Brushlinsky, A.K. Osnitsky, A.M. Treschev, A.G. Asmolov, V.I. Slobodchikov, etc. Their conceptual views on the problems of human agency, their distinctive scientific positions, their interpretation of the essence and content of human subjectivity are presented. A digression into the development of the problems of subjectivity, the history of their resolution and development is proposed. A description of the psychological and pedagogical research of I.Yu. Kuznetsova, N.Yu. Skryabina, S.A. Pilyugina, devoted to identifying andragogical conditions for the formation of the subjectivity of a teacher in the process of learning in institutions for advanced training of educators. So, Skryabina N.Yu. offers a description of the conditions for the development of a teacher in the conditions of an institution of postgraduate pedagogical education. The teacher is conceived as an adult student who has the skills to independently organize their own learning activities, motivated to overcome their own professional difficulties, to satisfy their own professional deficits in the process of professional development. I.Yu. Kuznetsova developed and proposed factors that contribute to the formation of the teacher's subjective position. The author refers to them: taking into account the specifics of students of advanced training courses as adults with professional education, professional experience, and the ability to interact with an adult audience. The author of this paper proposed pedagogical conditions for the formation of the teacher's subjectivity in the institution of advanced training: methodological support for the formation of the teacher's subjectivity; building a system of additional professional programs; building a creative educational environment of an institution for advanced training of educators.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОСТИ. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА»

V 7ТК" ^7014 1 I -—V 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у А14 / .W И-. 1 |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 128474 2022 11 02 06 Ifcae2e!^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОСТИ. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПЕДАГОГА

© Автор(ы) 2022

ПИЛЮГИНА Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Воспитания и дополнительного образования»

Саратовский областной институт развития образования 410001, Россия, Саратов, Svpilugina@rambler.ru

ORCID: 0000-0003-2869-027X

Аннотация. В данной статье поставлена цель проанализировать научные подходы к пониманию феномена субъ-ектности. Для чего были использованы метод анализа литературных источников, метод выявления лучших практик формирования субъектности. Результатами стали выявленные подходы к трактовке субъектности. В данной статье рассматриваются подходы к пониманию субъектности различными отечественными учеными: С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.К. Осницким, А.М. Трещевым, А.Г. Асмоловым, В.И. Слободчиковым и пр. Представлены их концептуальные взгляды на проблемы субъектности человека, их отличительные научные позиции, их трактовки сущности и содержания субъектности человека. Предложен анализ развития проблем субъектности, истории их разрешения и развития. Также предложены описание психолого-педагогических исследований И.Ю. Кузнецовой, Н.Ю. Скрябиной, С.А. Пилюгиной, посвященных выявлению андрагогических условий формирования субъектности педагога в процессе обучения в учреждениях повышения квалификации работников образования. Так, Н.Ю. Скрябина предлагает описание условий развития педагога в условиях учреждения постдипломного педагогического образования. Педагог мыслится как взрослый обучающийся, обладающий умениями самостоятельной организации собственной учебной деятельности, мотивированный на преодоление собственных профессиональных затруднений, на удовлетворение собственных профессиональных дефицитов в процессе повышения квалификации. И.Ю. Кузнецовой разработаны и предложены факторы, способствующие формированию субъектной позиции педагога. К ним автором отнесены: учет специфики слушателей курсов повышения квалификации как взрослых людей, имеющих профессиональное образование, опыт профессиональной деятельности, умения взаимодействия со взрослой аудиторией. С.А. Пилюгиной предложены педагогические условия формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации: методическая поддержка формирования субъектности учителя; построение системы дополнительных профессиональных программ; построение творческой образовательной среды учреждения повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: субъектность, психологические концепции субъектности, психолого-педагогические концепции развития субъектности педагога, умения целеполагания деятельности, умения планирования деятельности, умения осуществления деятельности, умения оценки деятельности, умения рефлексии деятельности, условия формирования субъектности педагога, образовательная среда учреждения повышения квалификации, модель андраго-гических условий формирования субъектности, андрагогическое сопровождение, андрагогическая поддержка.

GENESIS OF THE PROBLEM OF SUBJECTNESS. ISSUES OF FORMING THE SUBJECTITY OF THE TEACHER

© The Author(s) 2022

PILYUGINA Svetlana Anatolyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of "Theory and Methods of Training and Education" Saratov Regional Institute for the Development of Education 410001, Russia, Saratov, Svpilugina@rambler.ru

Abstract. This article discusses approaches to understanding agency by various domestic scientists: S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, V.N. Myasishchev, B.G. Ananiev, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, A.V. Brushlinsky, A.K. Osnitsky, A.M. Treschev, A.G. Asmolov, V.I. Slobodchikov, etc. Their conceptual views on the problems of human agency, their distinctive scientific positions, their interpretation of the essence and content of human subjectivity are presented. A digression into the development of the problems of subjectivity, the history of their resolution and development is proposed. A description of the psychological and pedagogical research of I.Yu. Kuznetsova, N.Yu. Skryabina, S.A. Pilyugina, devoted to identifying andragogical conditions for the formation of the subjectivity of a teacher in the process of learning in institutions for advanced training of educators. So, N.Yu. Skryabina offers a description of the conditions for the development of a teacher in the conditions of an institution of postgraduate pedagogical education. The teacher is conceived as an adult student who has the skills to independently organize their own learning activities, motivated to overcome their own professional difficulties, to satisfy their own professional deficits in the process of professional development. I.Yu. Kuznetsova developed and proposed factors that contribute to the formation of the teacher's subjective position. The author refers to them: taking into account the specifics of students of advanced training courses as adults with professional education, professional experience, and the ability to interact with an adult audience. S.A. Pilyugina proposed pedagogical conditions for the formation of the teacher's subjectivity in the institution of advanced training: methodological support for the formation of the teacher's subjectivity; building a system of additional professional programs; building a creative educational environment of an institution for advanced training of educators.

Keywords: agency, psychological concepts of agency, psychological and pedagogical concepts of the development of the agency of the teacher, the ability to goal-setting activities, the ability to plan activities, the ability to carry out activities, the ability to assess activities, the ability to reflect on activities, the conditions for the formation of the agency of the teacher, the educational environment of the institution for advanced training, the model of andragogical conditions for the formation of subjectivity , andragogical support, andragogical support.

ВВЕДЕНИЕ мира, имеющих высококачественное образование. Для

Функционирование современной российской систе- реализации подобных задач необходимо систематиче-мы образования регламентировано различными доку- ское повышение квалификации учителей-специалистов ментами, законами, проектами. Так, национальный про- по различным предметам, необходимо формирование их

ект «Образование» ставит перед обществом сложные субъектности в учреждении повышения квалификации задачи вхождения Российской Федерации в число стран для управления собственной учебной деятельностью в

PILYUGINA Svetlana Anatolyevna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

GENESIS OF THE PROBLEM OF SUBJECTNESS ... 2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474

процессе повышения квалификации для дальнейшего профессионального развития учителя.

Вышесказанное ставит перед нами цель анализа феномена субъектности, его специфики, особенностей, рассмотрения основных проблем субъектности, изучения истории научного анализа субъектности, рассмотрения проблем формирования субъектности педагога в процессе обучения.

Проблема субъекта является актуальной и полинаучной, поскольку рассматривается и современными философией, и психологией, и педагогикой, и социологией и пр.: А.С. Огнев [16], В.И. Степанский [17], В.А. Татенко [18], И.Л. Шелехов [19], Е.А. Уваров [20]. Изыскания этих наук предлагают довольно разноплановые представления о субъектности, которые дополняют, совершенствуют данное понятие, вносят в его понимание всё новые контексты, смыслы, проблемные вопросы. Такая ситуация делает необходимым многостороннее рассмотрение феномена субъектности.

МЕТОДОЛОГИЯ

В процессе исследования нами использовались различные методы: метод анализа литературных источников, метод выявления лучших практик формирования субъектности. Метод анализа литературных источников предполагает выявление вопросов субъектности, изучаемых различными учеными, рассмотрение их подходов, их специфики. Метод выявления лучших практик предполагает обнаружение научных исследований формирования субъектности педагогов в различных образовательных средах, показ практических способов формирования субъектности, особенностей построения систем её формирования. Основной категорией участников таких практик стали учителя и педагоги, обучающиеся в различных учреждениях дополнительного профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В статье проанализированы (в соответствии с целью) различные подходы к пониманию феномена субъект-ности, рассмотрены основные проблемы субъектности, рассмотрены проблемы формирования субъектности педагога в процессе обучения.

ОБСУЖДЕНИЕ.

Нами рассмотрены различные подходы к пониманию субъектности: субъектный, андрагогический, гуманистический, системный.

Современная литература даёт разноплановое представление о феномене субъектности. Так, в работе Е.Н. Волковой субъектность трактуется как средство организации жизни человека, которое опирается на осознанность и деятельностное начало [13, с.11]. Е.Ю. Коржова предлагает понимание субъектности как проявлений личности в решении различных жизненных ситуаций [14, с. 11]. К.М. Гайдар понимает субъектность как развивающееся качество человека, изменяющего себя и окружающую среду [15, с. 17]. Разноплановые подходы А. Бандуры [21, с. 11], Р. Гонзалеса [22, с. 8; 23, с. 20], Р. Гринсона [24, с. 7], Р. Харре [25, с. 10], М. Хивсона [26, с. 29], Х. Маркуса [27, с. 11], Л. Сроуфа [28, с. 5], Р. Стеббинса [29], С. Тревархена [30] делают необходимым рассмотрение исследований субъектно-сти более детально.

Изначально субъектность подробно изучалась философией. Однако постепенно субъектность становится проблемой психолого-педагогических исследований. С.Л. Рубинштейн, детально изучая субъектность, предложил положение, утверждающее, что человеку присуща субъектность, которая формируется и проявляется в его самодеятельности. Автор подчеркивал, что результатом самодеятельности является некоторый продукт и, самое главное, дальнейшее развитие субъектности человека. Позднее в своих трудах С.Л. Рубинштейна обосновал идею об автономности существования бытия и субъекта, об их независимом функционировании. При этом ученый подчеркивал, что бытие тесно связано с субъ-32

ектом, поскольку субъект обладает важным свойством преобразовывать мир, бытие, исходя из собственных мотивов, целей, позиций. Также значимой является и мысль о том, что бытие предполагает наличие субъекта, осуществляющего познание мира, его закономерностей, законов, явлений. Однако для познания необходимо не только мышление, но и другой субъект, являющийся своеобразной мерой жизни первого субъекта. В таком познании субъект отделяет себя от другого, утверждает собственное «Я», устанавливает отношения к иному субъекту, к окружающей действительности [1, с. 355].

Рассматривая субъектность, С.Л. Рубинштейн изучает способы жизни человека. Один из них выражается в построении различных отношений, контактов субъекта с окружающими людьми и миром. Другой - предполагает наличие рефлексивных умений субъекта, которые позволяют ему выйти за рамки жизнедеятельности, посмотреть на нее и себя со стороны, оценить их, выработать отношения к самому себе и собственной жизнедеятельности [1, с. 345].

Вслед за С.Л. Рубинштейном вопросы субъектности рассматривал А.Н. Леонтьев. Автор детально изучал её особенности, указывая на телесность как на важную сторону жизни человека, тесно связанную с внутренней психической стороной его жизни. Именно внутреняя психическая жизнь организует условия для существования субъектности, является возможностью построения связей субъекта с реальностью [2]. А.Н. Леонтьев рассматривал субъектность как свойство личности; причем личности, осуществляющей разноплановую деятельность. Анализируя деятельность, автор предложил её определение, описание её предмета, разработку её структуры, указав среди прочих компонентов цель, план и собственно осуществление деятельности. Посредством деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, проявляется субъектность человека, который управляет деятельностью; деятельность является всеобщей формой существования любых организмов. Сравнивая деятельность человека и животных, автор подчеркивал, что принципиальное отличие лежит в их структурах и их содержательных контекстах; важным отличием являются и уровни осознанности деятельностей. Субъектность человека начинает формироваться в детском возрасте в совместной деятельности со старшими (более опытными) людьми. Такая деятельность непременно предметна, то есть обладает предметом, а также осуществляется в системе некоторых условий: условий физического характера и социального характера. Автор подчеркивал, что субъект, реализуя деятельность, всегда руководствуется мотивами и соответствующими им целями; при этом деятельность только тогда эффективна, когда предмет, мотивы и средства деятельности соотносимы друг с другом.

Деятельность субъекта позволяет анализировать личность, поскольку только в личностных проявлениях можно познать, понять личность и провести её оценку. А.Н. Леонтьев выдвигает значимое положение о развитии субъектности человека. По его мнению, субъект-ность развивается в контексте и на пересечении различных деятельностей, которые находятся по отношению к друг другу в соподчиненном положении.

Таким образом, сазанное выше представляет дея-тельностный подход, раскрывающий категории «деятельность», «субъектность», «развитие субъектности», «субъект деятельности» [2].

В.Н. Мясищев также внес значимый вклад в разработку научных проблем субъекта, личности, отношений. В.Н. Мясищев, разрабатывая проблемы субъект-ности, писал о значении субъективного. Субъективный соотносится с субъектностью в значении «имеющийся у субъекта». Субъект в данном случае - тот, кто способен осуществлять деятельность, обладающий целью деятельности, предметом материального характера (или идеального характера), средствами реализации. Также

автор указывает на важный контекст понимания субъектности как способности человека принимать решения, выбирать, учитывая собственные запросы.

Разрабатывая концепцию отношений, В.Н. Мясищев писал о личности как о субъекте отношений, система которых связывает субъекта с окружающим миром. Такие отношения предполагают связи с предметным миром, с явлениями, процессами, отдельными людьми, группами людей. Посредством реализации отношений происходит становление субъекта, дальнейшее его саморазвитие, самоутверждение.

Самыми важными отношениями автор считал отношения субъекта с другими людьми, поскольку они позволяют субъекту детально оценить себя, собственную деятельность, её качество и результативность.

Исследователь подчеркивал, что отношения с другими людьми носят характер взаимоотношений, то есть отношений взаимного влияния, деятельности, сотрудничества, оценивания и пр.

Отношения субъекта обычно строятся на его разнообразных предпочтениях: эмоциональных, интеллектуальных, общеличностных. Такие отношения основаны на связи субъекта с многочисленными гранями окружающего мира через эмоции, чувства, решения, поступки и т.п. Отношения субъекта разноплановы, порой противоречивы, выстроены в рамках особой иерархии, в которой каждое из отношений занимает своё место.

В.Н. Мясищев подчеркивает, что отношения процессуальны, построены на сознательности, волевых усилиях, чувствах; отношения субъекта представляют собой мощность, характеризующую уровень заинтересованности человека в общении с кем-либо, в выполнении каких-либо замыслов, действий, деятельностей; уровень потребностей в чем-либо, уровень эмоциональных проявлений. В данном контексте отношения трактуются в качестве векторов жизнедеятельности субъекта [3, с. 48-53 ]. Отношения субъекта складываются в процессе воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития. В контексте этих процессов формируются ценностные ориентиры, позиции, убеждения человека, именно они и влияют на систему отношений человека [3; с. 48-53 ].

В.Н. Мясищев подчеркивал, что во внешнем мире предметы обладают различными значениями для человека, во внутреннем плане отношения также разнозна-чимы для человека; эти отношения всегда находятся в процессе изменений, трансформаций, перемен.

Таким образом, концепция отношений, разработанная В.Н. Мясищевым, во многом обогащает представления о субъекте и субъектности.

Б.Г.Ананьев также посвящал свои исследования проблемам субъектности и личности. Б.Г. Ананьев детально рассматривал характеристики человека как индивида, как личности, как субъекта. Индивидные характеристики человека связываются ученым с его биологическими, физиологическими качествами, свойствами.

Личностные характеристики связываются Б.Г. Ананьевым с положением, репутацией человека в социуме, то есть его политические убеждения и позиции, экономический статус, социальное положение, позиционирование в общности людей, где происходит развитие данного человека, его личности.

Ученый указывает на то, что личность выполняет в обществе разноообразные ролевые функции; богатство ролевых функций делает личность более адаптированной, более социально приспособленной, делает её более мобильной и переключаемой. Также важным является и система ценностей личности, которая задает ценностные и поведенческие ориентиры личности. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что ценности формируются изначально за рамками личности, в обществе, в малых и больших группах. Организуя взаимодействие в них, личность оказывается в ситуации социализирования, которая способствует выбору, а затем и присвоению ценностей личностью. Так, личность, переплавляя через внутрен-

ний мир внешние ценности, соотносит их с собственным внутренним содержанием и постепенно овладевает ценностными позициями, предлагаемыми обществом.

Не менее значимым является и характер как отражение личности, ее задатки, направленность. Все эти характеристики определяют во многом жизнь человека, его развитие, сферы деятельности.

Соотнося личность и субъектность, Б.Г. Ананьев подчеркивает их тесную связь, указывая на то, что без личности не существует субъектность и наоборот. При этом субъектность им связывается с активностью, с деятельностью, с производительностью, с трудом, коммуникацией и познавательными интересами. Субъект раскрывается посредством сознания, которое позволяет отражать, познавать окружающее, а также посредством разных видов деятельности, которые способствуют трансформации, изменению окружающего под влиянием целей и поступков субъекта. Субъектность человека также находит свое выражение в креативности. Создавая что-либо новое, прежде не существовавшее, человек совершает процесс передачи созданного в социум. Креативность как отражение субъектности представляет способы деятельности человека, умение его сохранять аутентичность, активно преобразовывать себя и мир.

Также Б.Г. Ананьев указывает на соотношение личности и субъекта и подчеркивает, что личность является результатом связей человека и общества, результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Субъекту присуща опора на деятельность, опора на управление этой деятельностью, на принятие решений об её осуществлении. При этом автор подчеркивает тесную связь понятий «личность» и «субъектность» и сложность их дифференциации. Эта ситуации приводит автора к мысли о субъектной концепции личности, о субъектности личности, которая обладает способностью самореализовываться, самодетерминироваться, саморазвиваться [4].

К.А. Абульханова-Славская, являясь последовательницей идей С.Л. Рубинштейна, разрабатывала далее проблемы субъекта и субъектности. Так, субъект и личность, по её мнению, находятся в неразрывной связи; субъект есть выражение личности, которая автономно организует собственную жизнь, опираясь на осознанность, активность, устремленность к цели; субъект самостоятельно организует собственное уникальное бытие. Автор вводит категорию «жизненный путь», характеризующую самовыражение внутренней жизни человека. Жизненный путь является своеобразным отражением субъектности человека, простраиванием собственной деятельности в контексте внутреннего ощущения времени, наполнением собственными смыслами своего бытия. По оценке К.А. Абульхановой-Славской субъект (как носитель субъектости) автономно реализует собственные задатки, способности, потенции в разных деятель-ностях, опираясь на самостоятельное регулирование. При этом К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что важным является соотнесение человеком собственной внутренней жизни с объективной реальностью; такое соотнесение позволяет субъекту адаптивно осуществлять деятельность, учитывая собственную специфику и специфику окружающего мира, находя точки соприкосновения. Рассматривая характеристики субъектности, К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что она находит свое проявление в выборе человеком аутентичных методов реализации собственной деятельности, интегрируя уже известные методы или создавая новые. Следующей характеристикой субъектности становится умение человека достигать эффективных результатов в трудовой деятельности. Для чего ему необходимо учесть требования, предъявляемые этой деятельностью к выполняемым трудовым операциям, действиям, процедурам, результатам, и соотнести их со своими качествами и способностями. Также субъектность характеризуется умениями человека организовать коммуникацию с коллегами, вза-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474

имодеиствие и сотрудничество с ними для достижения качественных результатов трудовой деятельности. Не менее значимой является и такая характеристика субъектности как способность человека выполнять деятельность высокого уровня сложности и принимать на себя ответственность за её качество, за время её выполнения.

К.А. Абульханова-Славская рассматривает субъект-ность и с точки зрения определения человеком своего места в выполняемой трудовой деятельности, своего отношения к ней. Это позволяет человеку определить дальнейшие стратегии деятельности, их смену или сохранение в неизменности. Субъектность рассматривается автором и в контексте выявления человеком места трудовой деятельности среди своих ценностей, определения иерархии этих ценностей, выявления позиции ценности трудовой деятельности в ней. Это также во многом определяет включенность человека в деятельность, расширение им своих профессиональных компетенций по собственной инициативе [5].

Таким образом, К.А. Абульханова-Славская, анализируя субъектность, обогащает научные представления о ней, опираясь на исследования предшественников, в частности, на работы С.Л. Рубинштейна.

А.В. Брушлинский также изучает особенности субъектности человека. Он пишет о жизни человека как о сложной организации, отмечая при этом, что она не представляет собой бесконечную последовательность различных видов деятельностей, которые движутся друг за другом, перетекая от одной к другой. Жизнь полиструктурна, в ней различные виды деятельностей сменяются системой переживаний, чувствований, любований и пр., то есть человек, по мнению А.В. Брушлинского, осуществляет в течение жизни переходы от деятельности к недеятельности. Такие переходы позволяют человеку уйти от деятельности, остановиться, осознать себя и окружающее; такие переходы способствуют развитию человека.

Важным в иследованиях А.В. Брушлинского является рассмотрение понимания в контексте субъектно-сти. Субъектность находит свое проявление в различных аспектах понимания человеком действительности, процессов, явлений, в аутентичности их толкования. Ученый рассматривает различные виды понимания. Так, одним из них является понимание, выстраиваемое на полученной информации, на фактах. Он подчеркивает, что человек способен понять лишь те явления, процессы, объекты, о которых предварительно он уже приобрел некоторую информацию. Соотнося прежнее знание и новое, человек получает возможность понимания предложенного. В процессе понимания осуществляется осмысление какого-либо объекта, предмета и включение его в систему собственных представлений, убеждений, ценностей. Также в процессе понимания реализуется анализ изучаемого, сопоставление его характеристик с характеристиками уже изученных явлений, предметов, объектов.

В статьях А.В. Брушлинского фигурирует и иной вид понимания - понимание, опирающееся на собственное толкование. Субъектность выражается и в трактовании окружающего, в расшифровывании смыслов, вложенных окружающими в тексты, продукты, произведения искусства и т.п. Такое понимание рождается в процессе классификации изучаемого по каким-либо признакам и отнесения его к каким-либо группам, отрядам, категориям знания. Расшифровывание предполагает обнаружение множества смыслов, причем, смыслов очевидных, лежащих на поверхности, и смыслов имплицитных. Именно имплицитные смыслы составляют в большей мере основу субъектности, поскольку они рождаются в соответствии с имеющимися ценностными ориентирами человека, его установками, его склонностями, близкими видами деятельности. Развитие субъектности часто связывается автором с интериоризацией внешних значений, с переводом их в свою систему понимания окружающе-

го [6 ].

А.К. Осницкий связывает субъектность с осознанностью, автономностью; именно эти условия способствуют становлению и развитию субъектности. Осознавая цели, задачи деятельности человек может не представать как субъект, поскольку цели и задачи выработаны не им, а только присвоены в качестве организающих начал деятельности. Истинным субъектом человек становится в ситуации активного осознанного целепола-гания, планирования и выбора условий, необходимых для выполнения запланированного, а также в ситуации ранжирования по значимости и востребованности задач, необходимых к выполнению.

А.К. Осницкий большое внимание уделял и самодетерминации как характеристике субъектности. Он подчеркивал, что человек-субъект осуществляет деятельность, исходя из различных мотивов; самодетерминация предполагает осуществление деятельности человеком, при опоре не только на внешние мотивы, но и в большей степени на внутренние, что позволяет говорить о заинтересованности человека в выполнении деятельности [7].

Важным для характеристки субъектности является и умение регуляции человеком собственных действий, поступков, поскольку она осуществляется осознанно. Еще более значимым для характеристики субъектности является и осознанное построение собственной жизни, когда человек, достигший уровня субъекта, понимает себя им.

Субъектность рассматривалась и А.М. Трещевым. Субъектность им неразрывно связывалась с активностью и деятельностью. Причем активность имеет характеристики векторности и целевой конкретности. Деятельность, по мнению А.М. Трещева, позволяет человку становиться субъектом, выстраивать связи с окружающим миром, развивать собственную неповторимость, самодетерминироваться, развиваться. Иными словами, можно отметить, что А.М. Трещев, говоря об условиях развития субъектности человека, выделяет доминирующим условием именно деятельность, разные её виды [8].

А.Г. Асмолов изучает субъекта, субъектность также посредством исследования различных их проявлений. В первую очередь, по А.Г. Асмолову, субъектность связывается с деятельностью, с инициированием её выполнения человеком. Субъектность предполагает наполнение смыслами собственной деятельности. Важным в оформлении субъектности становится самоизменения человека, производимые осознанно, под воздействием внутренних мотивов. Такие изменения ведут к саморазвитию человека по заранее продуманной траектории. Не менее значимым в оформлении субъектности является и преобразование человеком других людей, внесение в их жизнь изменений, наполнение новыми значениями выполняемой ими деятельности. Так, субъектность, по утверждению А.Г. Асмолова, предполагает возможность самоизменения человека и изменения им окружающих. Что и представляет его субъектом деятельностей.

A.Г. Асмолов подчеркивает, что субъектность также выржает себя через характерологические особенности человека, которые позволяют человеку выстраивать смыслы жизни, деятельности, формировать экзистенциальные установки, вырабатывать авторские способы жизнедеятельности [9].

B.И. Слободчиков пишет о субъекте и субъектности. Для него субъектность человека предстает в качестве авторства собственной жизненной траектории, которую он создает, творит в течение жизни. Причет творит осознанно, ответственно, свободно. Субъект, по мнению В.И. Слободчикова, особая форма существования человека, к которой человек не сразу приходит. Это форма свободы (но не отторжения) человека от социальных ценностей, установок, рекомендуемых деятельностей, предложенных мыслей, это аутентичная сфера жизнедеятельности [10].

Таким образом, мы представили крупнейшие отече-

ственные исследования субъектности человека. Итожа сказанное, стоит отметить, что субъектности присущи осознанность, автономность, деятельностное, активное начало, целевая векторность, рефлексивность.

Далее рассмотрим особенности, условия формирования субъектности педагога, обучающегося в учреждениях повышения квалификации.

Говоря о формировании субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации, необходимо обратиться к исследованию И.Ю. Кузнецовой, в котором рассматриваются основные её качества: ценностное отношение преподавателя к организации и сущности повышения квалификации, умение преподавателя самостоятельно ставить цель профессиональной деятельности, умение разрабатывать и осуществлять собственный индивидуальный профессионально-образовательный маршрут, умение преподавателя осуществлять рефлексивные процедуры, умение сотрудничать со слушателями курсов повышения квалификации, а также с коллегами по организации обучения взрослых.

Также И.Ю. Кузнецовой разработаны и предложены факторы, способствующие формированию субъектной позиции педагога. К ним автором отнесены: учет специфики слушателей курсов повышения квалификации как взрослых людей, имеющих профессиональное образование, опыт профессиональной деятельности, умения взаимодействия не только с детской, но и со взрослой аудиторией. Важным фактором также автор называет реализацию индивидуального подхода в работе со взрослыми людьми, осуществление андрагогической поддержки педагогов в процессе повышения квалификации [11].

Н.Ю. Скрябина предлагает описание условий развития педагога в условиях учреждения постдипломного педагогического образования. Педагог мыслится как взрослый обучающийся, обладающий умениями самостоятельной организации собственной учебной деятельности, мотивированный на преодоление собственных профессиональных затруднений, на удовлетворение собственных профессиональных дефицитов в процессе повышения квалификации. Также важным является понимание педагога как субъекта собственного учения, реализующего индивидуальный образовательный маршрут в процессе повышения квалификации. Среди условий обучения педагога как субъекта учебной деятельности Н.Ю. Скрябина называет сотрудничество педагога с андрагогами и коллегами-слушателями в учебной аудитории (и за её пределами), доминанта автономности учебной деятельности в межкурсовой период, использование уже накопленных педагогом компетенций в качестве содержания обучения на курсах повышения квалификации, выявление передового педагогического опыта и предложение его во взрослой аудитории к анализу и пр.

Н.Ю. Скрябина предлагает модель андрагогических условий по формированию педагога как субъекта учебной деятельности в условиях постдипломного педагогического образования. По мнению автора, важнейшим итогом её исследования стало представление о педагоге как субъекте учебной деятельности, который овладевает самомотивацией к развитию собственного профессионализма (к порождению желания профразвития), овладевает умением самодвижения по траектории профессионального роста, приобретает умения осуществлять мотивированную познавательную активность в профессиональной сфере.

Н.Ю. Скрябина доказательно представляет (на основе тщательно проведенного эксперимента и его анализа) факторы, предоставляющие возможность организовать профразвитие педагога в учреждении постдипломного педагогического образования. Среди них: мобильность обучения (учитывающего специфику профессиональной деятельности педагога), индивидуализация учебной деятельности, практическая применимость знаний, предложенных на занятиях в рамках курсового обуче-

ния, разнообразие дополнительных профессиональных программ обучения (их новизна, актуальность, аутентичность), предлагаемых педагогам; цифровизация обучения (использование электронных носителей информации, дистанционных оболочек для организации самостоятельной работы педагогов, использование информационных технологий при организации обучения взрослых). Н.Ю. Скрябина разрабатывает психолого-андрагогическое сопровождение педагога в обучении как процедуру поддержки профессионального развития слушателя учреждения постдипломного педагогического образования [12].

Автор данной статьи также предлагает исследование формирования субъектности учителя в системе повышения квалификации работников образования. В данном исследовании определены теоретико-методологические, практические предпосылки развития проблемы формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации. Было уточнено понятие «формирование субъектности учителя в учреждении повышения квалификации»; оно рассматривается в качестве педагогической деятельности, сутью которой является содействие педагога профессиональному саморазвитию учителя посредством формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации, итогом - продукт деятельности учителя. Также разработана концепция формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации, которая включает в себя: общие положения; содержание (основанное на закономерностях, принципах; на системе формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации, состоящей из управленческой, диагностической, практической, аналитической частей); педагогические условия формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации: методическая поддержка формирования субъектности учителя; построение системы дополнительных профессиональных программ; построение творческой образовательной среды учреждения повышения квалификации работников образования. Автором разработана система формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации, включающая в себя управленческую, диагностическую, практическую, аналитическую части. Предложены и обоснованы критерии, показатели, уровни (1 (репродуктивный) - учитель выступает принимающим цель, план, средства реализации учебной деятельности, предложенные андрагогом; 2 (частично-поисковый) - учитель - субъект частичного управления своей учебной деятельности; 3 (продуктивный) - учитель - субъект управления своей учебной деятельности) формирования субъектности учителя в учреждении повышения квалификации.

ВЫВОДЫ.

Современные исследования субъектности рассматривают данную категорию как способность человека осуществлять целенаправленную деятельность, как умение человека трактовать окружающее, расшифровывать смыслы, вложенные окружающими в тексты, продукты, произведения искусства, как возможность человека осуществлять самоизменения и изменения окружающих и пр. Формирование субъектности учителя, педагога также исследуется различными учеными, которые на первое место среди условий формирования ставят гуманистически организованную образовательную среду.

Таким образом, итожа выше сказанное, стоит отметить, что проблемы субъектности рассматриваются на стыке различных наук: педагогики, психологии, философии, антропологии, акмеологии. Философские изыскания обычно предполагают исследования методологического характера, которые дают возможность познакомиться с различными концепциями изучения субъект-ности. Психологические исследования чаще предлагают рассмотрение и анализ сущности субъектности, ее различных аспектов, специфики. Отличительных особен-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2022. T. 11. № 2(39) e-ISSN: 2712-8474

ностей от категорий «личность», «индивид», «индивидуальность». Психолого-педагогические исследования чаще предлагают описание психолого-педагогических условий, способствующих формированию субъектной позиции, субъектности обучающихся в той или иной образовательной среде.

Многочисленные исследования дают широкий спектр представлений о субъектности, её структуре, функциях, специфических особенностях и характеристиках, подходах к организации формирования субъект-ности обучающихся (разных возрастов) в образовательном процессе различных образовательных организаций. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2002. — 416 с.

2. Леонтьев А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. - М.: Политиздат, 2008. — 130 с.

3. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии// Психология отношений. - Москва — Воронеж, 2022. - с. 48-53.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2020.-136 с.

5. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни»,

- М.: Наука, 2021. - 96 с.

6. Брушлинский А.В. Психология субъекта. — М.: изд-во «Алетейя», 2021.

7. Осницкий А.К., Кабардов М.К. О субъекте, субъектности и творческой самодеятельности // Субъектность личности в профессионально-образовательном пространстве. — 2013.

8. Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. — М., 2016.-С.18-19.

9. Асмолов А.Г. Общая характеристика индивидуальности. — М.: Наука, 2019. —С. 23-25.

10. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие Виктор Слободчиков ISBN: 978-57429-0940-8 Год издания: 2014 Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университе

11. Кузнецова И.Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации. /монография. — Кемерово: изд-воо ГОУ КРИРПО, 2019. — 136 с.

12. Скрябина Н.Ю. Андрагогические условия профессионально-личностного саморазвития педагога. — автореферат дисс. к.п.н.. — Ростов-на Дону, 2007, - 26 с.

13. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореферат дис. ...докт. психол. наук.: М., 1998.- 44 с.

14. Коржова Е.Ю., Дворецкая М.Я. психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии, 2005. № 6. С.11-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: автореферат дис. ...канд.психол.наук.: М., 1994.- 24 с.

16. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. — М.: Наука, 2019. —164 с.

17. Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылки личностной формы общения// Вопросы психологии. — 1991.- №5. — С.25-27.

18. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы //Психологический журнал. — 1995. Т.16.№ 3.- С.23-34.

19. Шелехов И.Л. Влияние СМИ на формирование образа идеального партнера у студенток с разным уровнем субъектности // вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2011. - №3 (6). С.324-327.

20. Уваров Е.А. Субъектная активность как ведущий фактор саморазвития // Журнал прикладной психологии. — 2015. — 3 1. — с. 2-20.

21. Bandura A. An agentic perspective on positive psychology // Positive psychologyA Exploring the best in people. — 2018. - № 1. P/167-196.

22. Gonzalez R. A re-examination of defining moments in Vygotsky's work and their implications for his continuing legacy. - 2011. - P. 257-275.

23. Gonzalez R. Advancing the topics of social reality, culture? And subjectivity from a cultural-historical standpoint //Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. — 2016. — 6 (6). — P. 175-189.

24. Greenson R. Explorations in Psychoanalysis. — N.: Press. — 2018.

— 578 p.

25. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. -Oxford, 2017.- 299 p.

26. Hewson M. Encyclopedia of case study research. — N.: Press. — 2009. — Pp 13-17.

27. Markus H. Sociocultural Diversity in the Consructor of Action. — N.: Press. — 2009. — P. 5.

28. Sroufe L. Socioemotional development. - Oxford, 2015.- 462 p.

29. Strebbins R. The interrelationship of leisure and play. — UK: Palgrave. — 2015. — 183 p.

30. Trevarthen C. Communication and cooperation in early infancy. -N.: Press. — 2019. — P. 321 - 347.

Received date: 19.09.2022 Revised date: 31.10.2022 Accepted date: 10.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.