Научная статья на тему 'Генезис правовой политики в области нормативной регламентации особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности'

Генезис правовой политики в области нормативной регламентации особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая политика / административно-правовой режим / экономическая деятельность / государственное управление / нормативно-правовое регулирование / legal policy / administrative and legal regime / economic activity / public administration / legal regulation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лакаев О.А.

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью ускорения социально-экономического развития государства, что диктует необходимость обращения к историческому опыту правовой организации и функционирования территорий с преференциальным режимом хозяйствования и определения на этой основе перспектив дальнейшего их развития. Цель статьи заключается в выявлении тенденций правовой политики в сфере учреждения соответствующих режимов начиная с периода перестройки по настоящее время и определении основных недостатков, характеризующих деятельность законодателя и субъектов государственного управления в данном направлении. Поставленные задачи были реализованы с использованием общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. Анализируя утратившие силу и действующие нормативные правовые акты, автор пришел к выводу о том, что бесконечное генерирование законодателем и органами государственного управления новых режимов хозяйствования не приводит к существенным социально-экономическим сдвигам. Это во многом связано с отсутствием единой государственной политики в данном направлении, которая выражается, в первую очередь, в принятии документов стратегического планирования. Правовая политика в сфере организации особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности должна быть направлена на формирование единой концепции их формирования и функционирования и с возможным принятием на этой основе комплексного законодательного акта о преференциальных режимах хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лакаев О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of legal policy in the field of regulatory regulation of special administrative and legal regimes of economic activity

Abstract: the relevance of the article is due to the need to accelerate the socio-economic development of the state, which dictates the need to refer to the historical experience of the legal organization and functioning of territories with a preferential management regime and determine on this basis the prospects for their further development. The purpose of the article is to identify trends in legal policy in the field of the establishment of appropriate regimes from the period of perestroika to the present and to identify the main shortcomings characterizing the activities of the legislator and subjects of public administration in this direction. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing the expired and current regulatory legal acts, the author came to the conclusion that the endless generation of new economic regimes by the legislator and public administration bodies does not lead to significant socioeconomic shifts. This is largely due to the lack of a unified state policy in this direction, which is expressed, first of all, in the adoption of strategic planning documents. Legal policy in the field of organization of special administrative and legal regimes of economic activity should be aimed at forming a unified concept of their formation and functioning and with the possible adoption on this basis of a comprehensive legislative act on preferential economic regimes.

Текст научной работы на тему «Генезис правовой политики в области нормативной регламентации особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности»

О. А. Лакаев,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

O.A. Lakaev,

Candidate of Law, Senior Researcher, Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences olegoleg81@mail.ru

DOI:

ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСОБЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью ускорения социально-экономического развития государства, что диктует необходимость обращения к историческому опыту правовой организации и функционирования территорий с пре-П ференциальным режимом хозяйствования и определения на этой основе перспектив

I

I §

дальнейшего их развития. Цель статьи заключается в выявлении тенденций правовой политики в сфере учреждения соответствующих режимов начиная с периода перестройки по настоящее время и определении основных недостатков, характеризующих деятельность законодателя и субъектов государственного управления в данном на-

00 правлении. Поставленные задачи были реализованы с использованием общенаучных <Х методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода.

Анализируя утратившие силу и действующие нормативные правовые акты, автор ^ пришел к выводу о том, что бесконечное генерирование законодателем и органами § государственного управления новых режимов хозяйствования не приводит к суще-jS ственным социально-экономическим сдвигам. Это во многом связано с отсутствием 'S. единой государственной политики в данном направлении, которая выражается, § в первую очередь, в принятии документов стратегического планирования. Правовая С политика в сфере организации особых административно-правовых режимов осу-^ ществления экономической деятельности должна быть направлена на формирование g единой концепции их формирования и функционирования и с возможным принятием 0Q на этой основе комплексного законодательного акта о преференциальных режимах § хозяйствования.

^ Ключевые слова: правовая политика, административно-правовой режим,

экономическая деятельность, государственное управление, нормативно-правовое 22 регулирование.

^ THE GENESIS OF LEGAL POLICY

IN THE FIELD OF REGULATORY REGULATION

OF SPECIAL ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIMES OF ECONOMIC ACTIVITY

Abstract: the relevance ofthe article is due to the need to accelerate the socio-economic development of the state, which dictates the need to refer to the historical experience of the legal organization and functioning of territories with a preferential management regime

and determine on this basis the prospects for their further development. The purpo.se of the article is to identify trends in legal policy in the field of the establishment of appropriate regimes from the period ofperestroika to the present and to identify the main shortcomings characterizing the activities of the legislator and subjects of public administration in this direction. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing the expired and current regulatory legal acts, the author came to the conclusion that the endless generation of new economic

regimes by the legislator and public administration bodies does not lead to significant socio- B

economic shifts. This is largely due to the lack of a unified state policy in this direction, which о

is expressed, first ofall, in the adoption ofstrategic planning documents. Legal policy in the X

field of organization ofspecial administrative and legal regimes of economic activity should g

be aimed at forming a unified concept oftheirformation and functioning and with the possible 3

adoption on this basis of a comprehensive legislative act on preferential economic regimes. s

Keywords: legal policy, administrative and legal regime, economic activity, public §l

administration, legal regulation. 3

CD

\т SS

У скорение экономического развития является насущ- S g

ной необходимостью любого государства. Для этого разрабатывает- g §

ся государственная экономическая и правовая политика, принимают- | g

ся акты стратегического планирования, формируются необходимые | g

S о

для этого управленческие структуры, определяется комплекс меха- g 3

низмов, способствующих интенсификации хозяйственных процессов, | g

повышению предпринимательской активности. Организация особых ô п

S о

административно-правовых режимов экономической деятельности | ^

« « « as

- одно из новых направлений правовой политики в экономической g |

области государственного управления России. Безусловно, стрем- | g ление руководства государства к обеспечению поступательного эко- 1 § номического роста характерно не только для современного периода. | Ц На всех исторических этапах развития государства правящими орга- g g, нами предпринимались меры по повышению эффективности хозяй- ь>' ® ственной деятельности, основанные прежде всего на положениях тех % | или иных нормативных правовых актов. В 1920-е гг. распространен- g § ным было создание концессий для привлечения иностранного капи- | 3 тала [1], с помощью которого интенсифицировались внешнеторговые процессы [2], стимулировалась строительная деятельность [3]. 23

Вместе с тем функционирование каких-либо экономических ин- о

статутов, применение тех или иных инструментов государственного п

воздействия на хозяйственные отношения советского периода нельзя g

охарактеризовать как особые административно-правовые режимы, S поскольку они укладывались в общий механизм государственного управления экономикой. Даже в случаях установления перечня преференций, как в случае с иностранными концессиями, ключевой признак особых режимов осуществления экономической деятельно-

сти - установление территорий с особым порядком государственного управления и функционирования хозяйствующих субъектов - отсутствовал. Усилия государства были направлены на подъем экономики не за счет развития отдельно взятых территорий, а посредством общей модернизации производственной инфраструктуры, улучшения материальной базы предприятий, внедрения достижений науки и техники, что способствовало повышению объемов выпускаемой продукции, росту внешнего и внутреннего товарооборота.

В нашем государстве подобные территории появились после изучения успешного опыта создания преференциальных экономических режимов в иностранных государствах, благодаря нацеленности СССР на проведение экономических реформ в конце 1980-х гг. Первыми такими территориями стали зоны совместного предпринимательства, формирование которых было предписано п. 37 .а Постановления Совмина СССР от 2 декабря 1988 г. N° 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объедине-№ ний и организаций» [4]. Следует отметить, что социалистический § тип хозяйствования не подвергался сомнению, а соответствующий § правовой режим подлежал интеграции в плановую экономику. Тем 2 не менее предполагалось ослабление командно-административ-^ ной системы и развитие «социалистической предприимчивости». — Указанный документ в большей степени носил декларативный

§ характер и не предусматривал конкретных мер стимулирующего с

§ характера, подлежащих применению в рамках указанного режима. § Не был установлен и порядок управления зонами совместного ^ предпринимательства, которые должны были создаваться преимущественно в Дальневосточном экономическом районе. о При этом какой-либо концепции создания таких зон не существо-^ вало, не определялись критерии выбора территорий для организации С на них преференциального экономического режима. Предложенное в 1988 г. наименование данных зон не было окончательным. Первые 24 особые режимы, образование которых было поддержано на общесо-^ юзном уровне, именовались зонами свободного предпринимательства, СЧ а территориальный критерий их формирования не был единообраз-® ным, поскольку предполагалось учреждение этих зон на террито-^ риях, находящихся под управлением как городских (Выборгский и Ленинградский), так и областных (краевых) советов народных депутатов (Приморский, Сахалинский, Калининградский и Читинский) [5]. Впоследствии подобная практика получила продолжение [6]. Одновременно на уровне нормативно-правового регулирования

оставалось в употреблении первоначальное их наименование - зоны совместного предпринимательства [7].

Однако первая реально созданная территория с преференциальным режимом хозяйствования, названная свободной экономической зоной, появилась в районе г. Находки и Партизанском районе Приморского края [8]. В основу организации управления данной территорией был

заложен принцип, который с некоторыми изменениями используется 8

и в настоящее время и состоит в создании особого органа публичного §

управления - Административного комитета, основанного на актуаль- |

ном для того времени господстве коллегиальных начал в управлении, |

характеризующихся большей объективностью и взвешенностью при- д

нимаемых решений [9, с. 92]. Отличие от традиционного для того |

периода порядка управления состояло в отказе от схемы с местными § ^ советами с их исполнительными комитетами в пользу создания еди- |

ного органа, председатель которого утверждался Советом министров § §

РСФСР по представлению Партизанского райсовета и Находкинского §

горсовета. Эти же советы формировали основной штат предприятия. | §

Административный комитет наделялся как собственными функциями, §

так и функциями, переданными от соответствующих советов. К соб- § |

ственным функциям относились: стратегическое планирование (выра- | §

ботка и осуществление стратегии развития свободной экономической <? п

зоны); аккредитационная деятельность (оценка и поддержка предло- 1 ^

жений иностранных и отечественных инвесторов); регистрационная § |

деятельность (регистрация создаваемых на территории зоны пред- | §

ставительств и филиалов); совещательная деятельность (подготовка | |

предложений по совершенствованию преференциального режима); | §

нормативно-правовое регулирование (выработка регламентирующих § §

хозяйственную деятельность норм). Делегируемые функции опреде- | з>

лялись самими советами. К мерам, стимулирующим и иным образом -Ц |

обеспечивающим экономический рост, относились: таможенные 5 -

о •

и налоговые льготы; упрощенный порядок проведения импортно-экс- | | портных операций; благоприятствующий иностранным инвестициям

режим; недопущение направленных на изъятие иностранных инвести- 25

ций мер административного принуждения (конфискация, реквизиция о

и национализация); возможность самостоятельного принятия решения п

хозяйствующими субъектами о создании совместных предприятий; §

освобождение вывоза произведенных на территории зоны товаров § от лицензий и квот; упрощенный порядок въезда и пребывания иностранцев; и др. [10].

Аналогичный статус в мае 1991 г. был присвоен городам Ленинград и Выборг, на которые был распространен такой же преференциаль-

ный экономический режим, а понятия «свободная экономическая зона» и «зона свободного предпринимательства» были признаны синонимичными [11]. Функционирование зоны обеспечивалось специальным органом - Комитетом по управлению зоной свободного предпринимательства г. Ленинграда. К числу ее особенностей можно отнести возможность создания свободных таможенных и иных функциональных субзон [12]. В 1991 г. были приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию еще восьми свободных экономических зон.

Единая нормативная основа организации свободных экономических зон была не развита. Изначально в качестве таковой рассматривались Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР от 5 июля 1991 г. № 2302-1 [13]. Свободным экономическим зонам в данном Законе была посвящена только ст. 42, в которой эти „о зоны определялись как территории с особым режимом хозяйственной го деятельности для предприятий с иностранными инвестициями, а также для советских граждан и предприятий. Данное определение не со-№ держало основных черт особых экономических режимов, в первую § очередь наличие специфической организации публичного управления, § а прерогатива по установлению свободных экономических зон принад-2 лежала союзным республикам. Этим централизованное нормативно-^ правовое регулирование организации и функционирования данных — территорий ограничивалось.

§ Одновременно с указанными Основами было разработано и соот-^ ветствующее законодательство РСФСР, закрепившее общие черты пре-§ ференциального режима хозяйствования в свободных экономических ^ зонах, которые стали отражением ранее сформировавшейся практики их учреждения. В то же время были введены новые стимулирующие

99

о меры, в частности, упрощенный порядок регистрации предприятий ^ с иностранными инвестициями; регистрация предприятий с объ-С емом иностранных инвестиций до 75 млн рублей непосредственно в свободной экономической зоне управомоченными на то органами. 26 Был уточнен упрощенный порядок въезда иностранцев, предполага-^ ющий в том числе безвизовый режим [14]. Данный Закон частично СЧ упорядочил функционирование свободных экономических зон, в то ® время как вопросы организации публичного управления на основе ^ единообразных правил решены не были.

Введение в действие единых законодательных правил о свободных экономических зонах не препятствовало учреждению особых экономических режимов, отличных от режима свободных экономических зон. Так, в ноябре 1991 г. была организована эколого-экономическая

зона «Горный Алтай» [15]. В основном правила ее создания и функционирования повторяли порядок, установленный для свободных экономических зон, за исключением специфики, которая была связана с необходимостью обеспечения особого экологического режима.

Распад Союза ССР ознаменовал ускорение социально-экономических реформ в России, на что было ориентировано новое законодательство независимого государства. На следующий день после ука- 85 занного события был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N° 2118-1 § «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [16], | в котором не содержалось положений, обеспечивающих льготное |н| налогообложение резидентов каких-либо особых территорий. Таким д образом, был поставлен под сомнение особый порядок функциониро- | вания свободных экономических зон, поскольку льготный налоговый § ^ режим был одним из определяющих факторов для привлечения ино- | странных инвестиций. § § Дальнейшая правовая политика в отношении территорий с пре- §

ференциальным режимом осуществления предпринимательской 1 §

деятельности связана с усилением роли президентской власти в про- § ® ведении экономических и иных преобразований. В июне 1992 г.

главой государства были подтверждены все льготы и гарантии, уста- | §

новленные нормативными правовыми актами РСФСР в отношении <? п

свободных экономических зон [17]. Президентом РФ впервые было | ®

введено понятие «особая экономическая зона» для определения ее §|

как части свободной экономической зоны. В таком понимании осо- §§ §

бая экономическая зона была сформирована в административных 1 |

границах Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского | §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

районов Сахалинской области внутри свободной экономической § §,

зоны «Сахалин». Принципиально иного содержания режим особой 1®

экономической зоны в данном случае не имел, его специфика состо- -Ц |

яла во введении ряда дополнительных льгот (упрощенный порядок 5 -

§ •

лицензирования, введение норм ускоренной амортизации по согла- | | сованию с администрацией Сахалинской области, самостоятельное

использование предприятиями производимой ими продукции) [18]. 27

Новым стал также термин «зона свободной торговли», содержа- о

ние которого заключалось в том, что названная зона одновременно п

была свободной таможенной зоной, учрежденной Президентом РФ §

на прилегающей к аэропорту Шереметьево территории г. Москвы, § для облегчения хозяйствующим субъектам режима международной торговли в пределах данной территории. Впервые для территорий с преференциальным экономическим режимом была реализована идея организации публичного управления через акционерное общество за-

крытого типа, акции которого полностью находились в государственной собственности (аналог современных управляющих компаний). Данное общество выполняло функции хозяйственной администрации, имея статус агентства по управлению зоной свободной торговли, которое было уполномочено управлять государственным имуществом и совершенствовать инфраструктуру на соответствующей территории [19]. Впоследствии общие правила организации свободных таможенных зон были закреплены в Таможенном кодексе РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1 [20].

Последующие управленческие решения характеризуются хаотичностью, непоследовательностью, введением эксклюзивных и экспериментальных режимов и снижением качества нормативно-правового регулирования. В 1994-1996 гг. органами государственного управления были введены экспериментальный режим зоны экономического „о благоприятствования на территории Ингушской Республики [21], режим территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный» [22], режим особой экономической зоны № «Кавказские Минеральные Воды» [23], режим научно-технологиче-о5 ского парка «Новосибирск» [24]. В первом случае непрозрачностью § характеризовался механизм публичного управления зоной эконо-2 мического благоприятствования: оно должно было осуществляться ^ администрацией зоны, формирование которой выходило за пределы — федерального регулирования, за исключением назначения ее гла-§ вы Правительством РФ по представлению Президента Ингушской Республики. Режимы, направленные на ускорение научно-технологического и производственного развития территорий, были слабо обеспечены с точки зрения необходимого объема нормативно-правового регулирования. Фактически имели место меры распорядительного о характера по учреждению соответствующих территорий без про-^ работки мер стимулирующего и организационно-обеспечительного С воздействия. Особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» отличалась от ранее созданной на части Сахалинской области 28 особой экономической зоны. По сравнению с последней она была объ-^ единяющей территорией для свободных экономических зон, которые (V могли создаваться на ее территории, что говорит об их формировании ® в отсутствие какой-либо внятной концепции.

^ Эксклюзивные правовые режимы осуществления экономической деятельности стали также предметом законодательного регулирования. Федеральным законом от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса "Ингушетия"» [25] был введен режим, заменивший собой режим зоны экономического благопри-

I

С

ятствования. Особые экономические зоны были организованы

в Калининградской [26] и Магаданской [27] областях. Несмотря

на некоторые их сходства, в организации публичного управления

были установлены существенные различия. В Калининградской

области не предусматривалось специального органа управления -

оно возлагалась на областную администрацию, которая для целей

соответствующего закона именовалась Администрацией особой 8

экономической зоны. По законодательству Магаданской области §

в первоначальной его редакции, надлежало создать государственное §

учреждение, подведомственное администрации Магаданской об- |

ласти и предназначенное для обеспечения взаимодействия органов д

власти и хозяйствующих субъектов. |

Разрозненное нормативно-правовое регулирование особых ад- § ^

министративно-правовых режимов осуществления экономической |

деятельности просуществовало до принятия Федерального закона § §

от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах § Ц

в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2021 г.) [28], который, | §

казалось бы, должен был стать отправной точкой формирования §

преференциальных экономических режимов на единых началах с вы- § |

делением технико-внедренческих, промышленно-производственных, | §

а впоследствии портовых и туристско-рекреационных зон. Между <? п

тем законодатель не стал отказываться от эксклюзивных особых ^

экономических зон в Магаданской и Калининградской областях, § |

а стал учреждать иные зоны в зависимости от возникновения потреб- | §

* 2

ности в усовершенствовании экономических отношении на тех или § |

иных территориях. При этом сложилась своего рода триада особых | §

административно-правовых режимов осуществления хозяйственной § §

деятельности: особые экономические зоны, территории опережаю- ь>' ®

щего социально-экономического развития и зоны территориального §

развития, различия которых состоят в организации управления тер- 5 ^

ой

риториями и характером стимулирующего воздействия на хозяйству- | | ющих субъектов. О какой-либо их упорядоченности вряд ли можно

вести речь, так как продолжают формироваться и новые эксклюзив- 29

ные режимы: осуществление предпринимательской деятельности о

в Арктической зоне; свободная экономическая зона на территориях п

Республики Крым и города федерального значения Севастополя; §

федеральная территория «Сириус». Кроме того, в литературе под- § нимается вопрос об упорядоченности организации соответствующих территорий, соотношении территориального и пространственного развития применительно к территориям с преференциальным режимом хозяйствования [29, с. 68-69].

Ретроспективный анализ нормативно-правового регулирования особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности показывает, что бесконечное генерирование законодателем и органами государственного управления новых режимов хозяйствования не приводит к существенным социально-экономическим сдвигам. Это во многом связано с отсутствием единой государственной политики в данном направлении, которая выражается, в первую очередь, в принятии документов стратегического планирования. Высшими органами государственного управления не предпринимаются попытки разработать концепцию преференциальных режимов осуществления экономической деятельности, на основе которой мог бы быть принят соответствующий закон. Историческое развитие, безусловно, показывает и положительный сдвиг, выраженный в переходе к законодательному регулированию, „о отличающемуся большим качеством по сравнению с подзаконным, большей детализацией оснований, порядком формирования территорий с преференциальными экономическими режимами, № полномочиями субъектов публичного управления ими. В то же § время существующее состояние нормативно-правовой регламента-§ ции вскрывает проблемы как теоретического, так и практического 2 характера. Не определен статус управляющих компаний и иных ^ специфических субъектов публичного управления в контексте кон-_ ституционных новелл о единой системе публичной власти. К тому § же такие территории, как зоны территориального развития, до сих 5 пор не созданы, что вызывает сомнения в целесообразности их за-§ конодательного установления. Таким образом, правовая политика ^ в сфере организации особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности должна быть направо лена на создание единой концепции их формирования и функциони-

2

С конодательного акта о преференциальных режимах хозяйствования.

^ рования с возможным принятием на этой основе комплексного за-

30 Список литературы:

1. Общие экономические и юридические условия концессий : декрет ^ СНК РСФСР от 23 ноября 1920 г. (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1920. - № 91, ст. 481.

^ 2. О порядке допущения иностранных фирм к производству торговых

*« операций в пределах РСФСР : декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 12 апреля 1923 г. (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1923. - № 31, ст. 345.

3. О льготных условиях допущения иностранного капитала к производству строительных работ на территории Союза ССР : постановление СНК СССР от 25 мая 1926 г. (утратило силу)// СЗ СССР. - 1926. - № 40, ст. 293.

4. О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций : постановление Совмина СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 (утратило силу) // СП СССР. - 1989. - № 2, ст. 7.

5. О создании зон свободного предпринимательства : постановление ВС РСФСР от 14 июля 1990 г. № 106-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.

- 1990. - № 7, ст. 107.

6. О создании зон свободного предпринимательства : постановление § ВС РСФСР от 13 сентября 1990 г. № 165-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС § РСФСР. - 1990. - № 15, ст. 162. *

7. Об иностранных инвестициях в СССР : указ Президента СССР § от 26 октября 1990 г. № УП-942 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - | 1990. - № 44, ст. 944. 2

8. О создании в Приморском крае в районе г. Находки свободной эконо- | мической зоны : постановление ВС РСФСР от 24 октября 1990 г. // Ведомости § СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 21, ст. 235. | |

9. Ильгова, Е. В. Коллегиальные и единоначальные методы формирования § | и деятельности органов управления: традиционные подходы и новые тенден- § ^ ции / Е.В. Ильгова, В.В. Аржанов, Е.С. Архипова // Вестник Саратовской | § государственной юридической академии. - 2021. - № 5 (142). - С. 90-103. | §

10. О первоочередных мерах по развитию свободной экономической § ® зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края : постановление § | Совмина РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 540 (утратило силу) // СП РСФСР. | §

- 1991. - № 4, ст. 50. §§

О СО

11. О хозяйственно-правовом статусе зон свободного предприниматель- | о ства г. Ленинграда и г. Выборга Ленинградской области : распоряжение ВС | § РСФСР от 12 мая 1991 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. ^^

- № 20, ст. 650. § §

а ^

12. О первоочередных мерах по развитию зоны свободного предпринима- § 3 тельства г. Ленинграда (ЛЗСП) : постановление Совмина РСФСР от 11 июня | § 1991 г. № 328 (утратило силу) // Право и экономика. - 1995. - № 8. § о

13. Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР

от 5 июля 1991 г. № 2302-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1991. - О|

№ 31, ст. 880. ¡1

а

14. Об иностранных инвестициях в РСФСР : закон РСФСР от 4 июля § 3 1991 г. № 1545-1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - ^^ № 29, ст. 1008.

15. О первоочередных мерах по развитию эколого-экономической зоны 31 «Горный Алтай» : постановление Совмина РСФСР от 8 ноября 1991 г.

№ 595. - ШЬ: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102012997& £

Мк=&Нпк^=5 (дата обращения: 20.02.2022). ^

16. Об основах налоговой системы в Российской Федерации : закон РФ 3 от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. §

- 1992. - № 11, ст. 527.

17. О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации : указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 24, ст. 1325.

18. О социально-экономическом развитии Курильских островов : указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1549 // Ведомости СНД и ВС РФ.

- 1992. - № 50, ст. 2974.

19. О создании зоны свободной торговли «Шереметьево» : указ Президента РФ от 10 декабря 1992 г. № 1572 // Ведомости СНД и ВС РФ.

- 1992. - № 52, ст. 3091.

20. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1 (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 31, ст. 1224.

21. О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики : постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 740 (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1994. - № 9, ст. 1023.

22. О создании территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный» : указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. № 1308 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 9, ст. 975.

23. Об особой экономической зоне в границах особо охраняемого эколо-го-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод : постановление Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. № 1430 // Рос.

§ газ. - 1995. - 12 янв.

24. О создании научно-технологического парка «Новосибирск» : по-а становление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 290 // Собр. законода-§ тельства Рос. Федерации. - 1996. - № 13, ст. 1375.

§ 25. О Центре международного бизнеса «Ингушетия» : федеральный за-

^ кон от 30 января 1996 г. № 16-ФЗ (утратил силу) // Собр. законодательства С Рос. Федерации. - 1996. - № 6, ст. 491.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 26. Об Особой экономической зоне в Калининградской области : феде-

^ ральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ (утратил силу) // Собр. законо-2£ дательства Рос. Федерации. - 1996. - № 4, ст. 224.

25 27. Об Особой экономической зоне в Магаданской области : федераль-

§ ный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // Собр. С законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 23, ст. 2807; 2014. - № 52, ч. 1, ст. 7534.

о^ 28. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : феде-

оо ральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) // 2 Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30, ч. 2, ст. 3127; 2021. с - № 24, ч. 1, ст. 4188.

29. Заметина, Т.В. Совершенствование территориальной организации 32 Российской Федерации: проблемы и перспективы / Т.В. Заметина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 6 (143). 22- С. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.