Научная статья на тему 'ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ЛЬГОТНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ'

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ЛЬГОТНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
914
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЛЬГОТА / ПРЕФЕРЕНЦИЯ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОФФШОРНАЯ ЗОНА / НАЛОГ / LEGAL REGIME / PREFERENCE / PREFERENTIAL REGIME OF ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC ZONE / OFFSHORE ZONE / TAX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подольский Александр Владимирович

В статье дается определение преференциального режима хозяйствования как разновидности льготного правового режима. Посредством анализа различных способов классификации правовых режимов и применения их к преференциальному режиму хозяйствования определяются признаки указанного режима. Проводится сравнение некоторых преференциальных режимов хозяйствования, на основе которого делается вывод об их целесообразности и полезности для развития, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и для общества и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREFERENTIAL ECONOMIC MODE AS A PREFERRED LEGAL REGIME

The article gives a definition of the preferential regime of economic activity as a preferential legal regime. Using the analysis of different ways of classification of legal regimes and their application to the preferential regime of economic activity, the features of this regime are determined. By means of comparison of some preferential economic regimes it is concluded that they must be appropriate and useful for development, both for business and for society as well as for state as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ЛЬГОТНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

УДК 340.1; 346.5 Александр Владимирович Подольский,

старший преподаватель кафедры «Международное право», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

E-mail: mse.shurik@gmail.com

Alexander Vladimirovich Podolsky, Senior Lecturer, Department of International Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher

Education «Tambov State Technical University»

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ЛЬГОТНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

В статье дается определение преференциального режима хозяйствования как разновидности льготного правового режима. Посредством анализа различных способов классификации правовых режимов и применения их к преференциальному режиму хозяйствования определяются признаки указанного режима. Проводится сравнение некоторых преференциальных режимов хозяйствования, на основе которого делается вывод об их целесообразности и полезности для развития, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и для общества и государства в целом.

Ключевые слова: правовой режим, льгота, преференция, преференциальный режим хозяйствования, экономическая зона, оффшорная зона, налог.

PREFERENTIAL ECONOMIC MODE AS A PREFERRED LEGAL REGIME

The article gives a definition of the preferential regime of economic activity as a preferential legal regime. Using the analysis of different ways of classification of legal regimes and their application to the preferential regime of economic activity, the features of this regime are determined. By means of comparison of some preferential economic regimes it is concluded that they must be appropriate and useful for development, both for business and for society as well as for state as a whole.

Keywords: legal regime, preference, preferential regime of economic activity, economic zone, offshore zone, tax.

В современных условиях глобализации, когда экономики разных стран легко интегрируются друг в друга, субъекты предпринимательской деятельности зачатую имеют уникальную возможность облегчить режим своей хозяйственной деятельности. Это происходит за счет того, что фиксируя бизнес на определенной территории (причем фиксация может носить разноплановый характер - от регистрации бизнеса до ведения производства), субъект получает некоторые преференции в хозяйствовании (налоговые, таможенные, информационные и т.д.).

Термин «преференция» происходит от латинского слова praeferentia - предпочтение, преимущество, льгота. Такой же смысл можно извлечь из английского глагола to prefer -предпочитать.

Стремление хозяйствующих субъектов к получению таких преференций является естественным и закономерным, так как они сулят им сокращение издержек и, соответственно, увеличение прибыли, а, как известно, основной целью предпринимательской деятельности как раз и является извлечение прибыли.

Преференциальный режим хозяйствования - это определенный правовой режим деятельности субъектов предпринимательства. Учитывая различные подходы к пониманию правовых режимов1, правовой режим можно определить как установленный законом или иным

1 Так, С. С. Алексеев предлагает понимание правового режима как определенного порядка правового регулирования, выраженного в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования. - См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185. Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют правовой режим как особый порядок правового регулирова-

разрешенным законом способом порядок реализации субъективных прав и обязанностей в определенных условиях при помощи правовых средств стимулирующего или ограничивающего характера с целью достижения определенного социально значимого результата.

Исходя из данного определения правового режима и приведенных выше определений понятия «преференция», преференциальный режим хозяйствования представляется как правовой режим, устанавливающий определенный (льготный) порядок реализации прав и обязанностей хозяйствующих субъектов. Характеризуя преференциальный режим хозяйствования необходимо обозначить, какие классификационные критерии правовых режимов к нему можно применить.

В науке выработан целый ряд способов классификации правовых режимов, регламентирующих различные сферы общественных отношений.

Так, по предмету правового регулирования выделяют конституционные, административные, международно-правовые, гражданско-правовые, налоговые, земельные и другие отраслевые правовые режимы. Преференциальный режим хозяйствования в рамках данной классификации, как правило, является смешанным, поскольку в нем могут присутствовать правоотношения, входящие в предмет различных отраслей права: налогового (налоговые преференции и льготы), таможенного (упрощение таможенных процедур), предпринимательского (регистрация юридических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности), гражданского (заключение договоров, осуществление банковских операций) и т. д.

В зависимости от пространственных границ действия правовых режимов выделяют международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы. К первым относятся такие порядки регулирования, в установлении и осуществлении которых принимают участие несколько государств. В рамках внутригосударственных режимов выделяются такие подвиды, как федеральные, региональные, муниципальные и локальные режимы1. Преференциальные режимы хозяйствования могут быть как международными (преференция предоставлена нерезиденту государства), так и внутригосударственными (льготами пользуются резиденты).

По времени установления правовые режимы можно систематизировать на постоянные и временные. Во временных границах существуют постоянные преференциальные режимы хозяйствования (исторически сложившиеся оффшорные зоны - Кипр, Сингапур) и временные (например, Калининградская область, которая федеральным законом отнесена к особым экономическим зонам до 2045 года)2.

По способу установления правовые режимы делятся на законные, договорные и основанные на административно-правовом акте. Способом установления преференциального режима хозяйствования всегда является закон. Подзаконные нормативные акты могут лишь конкретизировать тот или иной льготный режим для ведения хозяйственной деятельности (например, Постановление Правительства РФ от 20.04.2017 № 481 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Саров»3). Однако в ряде случаев предусматривается право субъектов самим определять режим поведения, т.е. хозяйствующий

ния, выражающийся в сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. - См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. C. 17. Л.А. Морозова определяет его как «результат регулятивного воздействия на общественные системы юридических средств, свойственных конкретной отрасли права и обеспечивающих тем самым нормальное функционирование определенной сферы социальных связей». См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование в ССОР. М., 1985. С. 123.

1 См.: Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический и сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2014. С. 37.

2 См.: Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280.

3 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201704250014?index=4&rangeSize=1 (дата опубликования - 25.04.2017; номер опубликования - 0001201704250014; дата обращения - 03.04.2019).

субъект в определенной сложившейся ситуации может по своему усмотрению принять ту или иную модель поведения из числа определенных законом.

По функциональной направленности правовые режимы можно разделить на стимулирующие и ограничивающие. В основу данной классификации положен информационно-психологический аспект. А.В. Малько отмечает, что правовой режим выступает в качестве своеобразного «темперамента» юридического воздействия1. Стимулирующие правовые режимы создают благоприятную правовую среду для осуществления интересов субъектов права. Набор входящих в такие режимы правовых средств предоставляет субъектам права преимущества в реализации их законных интересов, и, тем самым, мотивирует их к правомерному поведению.

Особенность льготных правовых режимов заключается в освобождении от определенных обязанностей (путем исключения их из общего набора обязанностей полностью, либо частично, либо уменьшения их объема, либо упрощения порядка (процесса) их исполнения), равно как и в освобождении от ответственности или уменьшении ее объема. Преференциальный режим хозяйствования - всегда льготный режим, поскольку предоставляет возможность облегчить ведение хозяйственной деятельности.

Особую значимость в рамках рассматриваемого вопроса приобретает деление правовых режимов на общие и специальные. Первичные или общие представляют собой совокупность юридических средств, где находят свое выражение общие, исходные способы правовой регуляции на том или ином участке общественной жизни. Общим режимом обозначается такой порядок, который рассчитан на повседневную деятельность, типичные социальные ситуации2. Вторые же или специальные - это своего рода модификации общих режимов, характеризующиеся либо особыми льготами и преимуществами, состоящие в дополнительных правах, либо особых ограничениях, выражающиеся в дополнительных запретах или позитивных обязываниях3.

Преференциальный режим хозяйствования нельзя отнести только к общим или только к специальным правовым режимам. Существуют государства, на всей территории которых действует определенный льготный правовой режим ведения хозяйственной деятельности. По отношению ко всем хозяйствующим субъектам данный режим будет общим. Собственно говоря, целью создания такого режима является привлечение как можно большего числа инвесторов, в том числе (а иногда и главным образом) нерезидентов. Такие государства в целом представляют собой оффшорные зоны (Сингапур, Гонконг).

Напротив, создание внутри государства определенных территорий, на которых действует преференциальный режим хозяйствования, превращает его в специальный льготный правовой режим. Например, в соответствии с ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»4 особые экономические зоны, создаваемые на территории РФ, имеют границы своего действия, таким образом, специализируя данную территорию. Кроме того, Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.5 в определении свободной (специальной, особой) экономической зоны указывает, что это часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.

1 См.: Малько А.В. Правовой режим как общеправовая категория: проблемы теории и практики // Правовые режимы: актуальные общетеоретические и конституционно-правовые проблемы: монография / Под ред. Н.А. Фроловой, В.Ю. Панченко. Красноярск, 2016. С. 24.

2 См.: Лиманская А.П. Указ. соч.

3 См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 187.

4 Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.

5 Бюллетень международных договоров. № 7. 2012.

Исходя из перечисленных характеристик преференциального режима хозяйствования, можно выделить его основные признаки:

- это правовой режим, поскольку он устанавливается законом и представляет собой определенный порядок реализации прав участников предпринимательской деятельности;

- субъектами данного режима являются участники хозяйственных (предпринимательских) отношений (в отличие от других льготных правовых режимов - земельных, таможенных, налоговых и пр. - участниками которых могут быть субъекты, не связанные с предпринимательством);

- является, как правило, комплексным правовым режимом, поскольку в нем могут присутствовать правоотношения, входящие в предмет различных отраслей права (в отличие, например, от льготного режима налогообложения для отдельных категорий физических и юридических лиц, который будет иметь отраслевую принадлежность);

- носит льготный характер, так как в своей структуре содержит юридические средства стимулирующего характера (льготы, преференции), направленные на мотивацию субъектов хозяйственной деятельности к правомерному поведению в сфере бизнеса.

Таким образом, преференциальный режим хозяйствования можно определить как льготный правовой режим, в рамках которого субъектам хозяйственной деятельности предоставляется комплекс мер стимулирующего характера в виде налоговых, таможенных и иных льгот и преференций.

Основное свойство всех преференциальных режимов - льготный характер. От способа и меры льготирования зависит мягкость самого режима. Преференциальный режим хозяйствования может заключаться в предоставлении как отдельных налоговых и иных льгот, так и упрощении ведения хозяйственной деятельности в целом. Такое упрощение можно назвать режимом наибольшего благоприятствования. Оно характерно в большей степени для так называемых «оффшорных зон», которыми могут являться как территориальные образования отдельных государств (пример, Бермудские острова, остров Мэн, являющиеся юрисдикцией Великобритании), так и целые государства (Кипр, Лихтенштейн).

В общем понимании оффшорные зоны - это ограниченные территории, в которых действуют особо льготные экономические условия. В соответствии с этим основной целью использования оффшорных зон субъектами хозяйствования является уменьшение налоговых обязательств, причем как в стране реализации хозяйственной деятельности, так и в стране постоянного местонахождения предприятия.

Для нерезидентов в рамках оффшорных зон могут устанавливаться либо режим полного освобождения от налогов (Багамские и Бермудские острова), либо значительно пониженный (по сравнению с промышленно развитыми странами) уровень налогообложения их доходов и имущества (Нидерландские, Антильские и Каймановы острова, Гонконг, остров Мэн). В ряде случаев термин «оффшорные зоны» может употребляться в отношении стран, учитывая специфику внутреннего законодательства или условий налоговых соглашений с другими странами, где существует пониженный уровень налогообложения в отношении некоторых видов доходов. К числу подобных государств можно отнести, например, Нидерланды (пониженные ставки налогов в отношении доходов, получаемых холдинговыми компаниями), Швейцария и Лихтенштейн (налоговые льготы, предоставляемые торговым и посредническим компаниям), Люксембург (законодательно установлены дополнительные налоговые преимущества для банков)1.

Современные оффшорные зоны или налоговые убежища (налоговые гавани) стали появляться после Первой мировой войны. Именно тогда многие европейские правительства резко подняли налоги, чтобы собрать средства на восстановление. Первым настоящим налоговым раем была Швейцария, которая оставшись нейтральной, избежала сильных разрушений и была

1 См.: Морозова И.С. Теория правовых льгот: дис. ... доктора юрид. наук. Саратов, 2007. С. 187.

в состоянии оставить низкие налоговые ставки, что привело к притоку капитала по причинам, связанным со сравнительно небольшим размером налогового бремени. Дальнейшее развитие современных налоговых убежищ, связывают с появлением Еврорынка в Англии в конце 1950-х годов. В сентябре 1957 года Банк Англии принял решение, что операции, проводимые банками Великобритании от имени кредитора и заемщика, которые сами не были расположены в Великобритании, не должны были официально рассматриваться как имевшие место в Великобритании для целей налогового регулирования, даже если сделка была произведена в Лондоне. Создание британского еврорынка оказалось главной движущей силой интеграции оффшорной экономики с центром в Лондоне. Британские банки начали расширять свою деятельность на Еврорынке в Джерси, Гернси и острове Мэн в начале 1960-х годов1. К 1964 году к ним присоединились три крупных американских банка - Citibank, ChaseManhattan и Банк Америки. В конце 1960-х годов также произошло становление Сингапура в качестве налогового убежища.

К началу 1990-х годов насчитывалось от шестидесяти до ста налоговых убежищ в мире2. В настоящее время в мире насчитывается около 60 оффшорных зон. Наиболее популярные из них - это Белиз, Сейшелы, Британские Виргинские острова, Гонконг, Кипр, Сингапур.

Российская дефиниция оффшорных зон содержится в Налоговом кодексе РФ3. Из смысла п. 3. ст. 284 НК РФ можно определить оффшорную зону как государство и территорию, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких территорий утвержден приказом Министерства финансов.

К признакам оффшорных зон, которые одновременно являются и особыми экономическими условиями, можно отнести: отсутствие ставки налога или номинальная его ставка; благоприятная нормативно-правовая среда (ориентация бизнеса в сторону нерезидентов); отсутствие необходимости раскрытия финансовой информации; отсутствие существенной экономической активности в месте совершения сделок; диспропорция между объемом деятельности финансового сектора и внутренних финансовых потребностей; совершение сделок в валютах, которые не являются валютой страны, в которой располагается оффшор; банковская деятельность оффшорного центра является по существу «транзитным бизнесом». Однако важно отметить, что только совокупность нескольких из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о статусе оффшорной зоны, то есть нельзя судить по наличию только одного из признаков.

Способ предоставления налоговых льгот в оффшорных центрах и зонах, характер, специфика, уровень использования налоговых дополнительных преимуществ и нормативных изъятий служат основаниями для выделения определенных типов налоговой юрисдикции. Например, существует целая группа государств, в которых не устанавливается обложение доходов какими-либо налогами (Анкилла, Багамы, Бермуды, Науру, остова Теркс и т.д.); стран - предоставляющих возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаний, зарегистрированных на данной территории, но осуществляющих свою деятельность за пределами этой страны или территории (Олдерни, Антигуа, Белиз, Британские Виргинские острова, Гибралтар и т. д.); стран, в которых законодательно фиксируется возможность обложения доходов по пониженным ставкам (Барбадос, Бельгия, Кипр, Мальта, остров Мэн и т. д.) и т. п.4

Страны, устанавливающие сверхмягкий режим налогообложения для привлечения под свою налоговую юрисдикцию иностранных фирм, называют налоговыми убежищами. От на-

1 См.: Dharmapala D., Hines Jr. J.R. Which countries become tax havens? // Journal of Public Economics. 21.07.2009. № 93. С. 1058-1068.

2 См.: Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. 2014. № 13 (217). С. 59-61.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 06.08.1998. № 148-149.

4 См.: Морозова И.С. Указ. соч. С. 188.

логового убежища следует отличать налоговый оазис - территорию в пределах одного государства, на которой действует на постоянной или временной основе льготный порядок налогообложения. К налоговым оазисам относятся, как правило, порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства и т.д.1

Предоставляя хозяйствующим субъектам благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности, оффшорные зоны и центры, как уже было сказано, стремятся привлечь приток капитала в свои юрисдикции. Однако для государств, фактическими резидентами которых являются субъекты предпринимательства, уход таких субъектов из под их налоговой юрисдикции означает неполучение налогов и, как следствие, проблемы в формировании бюджетов различных уровней. Возвращаясь к вопросу о цели установления того или иного правового режима, еще раз отметим, что она (цель) заключается в достижении определенного социально значимого результата. С одной стороны, используя преференциальный режим хозяйствования, установленный иностранным государством, субъект хозяйственной деятельности стремится к развитию, получая искомые преференции. С другой стороны, своему государству такой предприниматель не приносит пользы (либо она весьма незначительна) чем создается «эффект упущенной выгоды» для государства. По сути компании, использующие оффшорные зоны «воруют» деньги из бюджета своей страны. На эту проблему уже в 2011 году обратил внимание В.В. Путин, который признал, что завязанные на оффшоре российские компании исключают возможность полноценного управления экономикой страны. Зачастую оффшорные зоны используются исключительно с целью ухода от налогов и отмывания доходов. Кроме того, оффшоры используются как механизм финансирования террористических организаций.

В 2017 году коллегиально многими государствами были приняты важные документы и решения, что подтвердило фактическую готовность государств сотрудничать между собой, не взирая на политические разногласия.

Так, была подписана Многосторонняя конвенция по выполнению Плана ВЕРБ, членом которой стала и Россия. Данная Конвенция позволяет внедрять согласованные государствами меры по ограничению налоговых льгот для международных структур без внесения изменений в уже действующие международные соглашения.

Утверждены новые виды межстрановой отчетности, позволяющие сопоставить обороты и цены в рамках международных групп компаний и выявить центры прибыли, сформированные в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций. Россия также присоединилась к данным стандартам.

В рамках Европейского союза (ЕС) вступила в силу IV Директива о Противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, на основании которой каждая страна-член ЕС обязуется вести реестр бенефициаров зарегистрированных компаний.

Тем не менее преференциальный режим хозяйствования является режимом, стимулирующим развитие экономики. Субъекты хозяйственной деятельности, получив те или иные преференции, развивают производство, внедряют инновации, увеличивают количество рабочих мест. В этой связи целесообразно создавать условия для преференциальной хозяйственной деятельности внутри страны. На внутригосударственном уровне должны создаваться конкурентоспособные правовые режимы, привлекательные для хозяйственной деятельности.

В Российской Федерации к таким режимам можно отнести режим свободной экономической зоны и режим территории опережающего социально-экономического развития.

Под особой экономической зоной ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» понимает часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Закон выделяет четыре вида особых

1 См.: Морозова И.С. Указ. соч. С. 188.

экономических зон: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны. Отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года. Ст. 2 данного Соглашения указывает на цель создания свободных экономических зон - содействие социально-экономическому развитию государств-членов таможенного союза, привлечение инвестиций, создание и развития производств, основанных на новых технологиях, развитие транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы и т. д.

Резидентам особых экономических зон предоставляются налоговые преференции, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ. Так, ст. 385.1 НК РФ для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области в течение первых шести календарных лет, налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устанавливается в размере 0 процентов, а следующие пять лет региональная ставка данного налога уменьшается на 50 процентов.

Схожая налоговая льгота в рамках режима особой экономической зоны устанавливается и на налог на прибыль. Более того, прибыль, получаемая в рамках реализации инвестиционных проектов на территории республики Крым и города федерального значения Севастополь, не будет облагаться налогом, подлежащим зачислению в федеральный бюджет в течение 10 налоговых периодов.

Привлекательные налоговые преференции предлагает резидентам и режим территории опережающего социально-экономического развития. Под такой территорией Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ1 понимает часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов. Законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на данной территории (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Преференциальный режим хозяйствования в пределах указанных территорий заключается в предоставлении не только налоговых, но иных льгот и преимуществ. Для резидентов могут быть установлены льготные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, предоставлено право приоритетного подключения к объектам инфраструктуры, право применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и т. д.

Таким образом, создаваемые на территории России преференциальные режимы хозяйствования в виде особых экономических зон и территорий опережающего социально-

1 Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26.

экономического развития выглядят весьма привлекательными с точки зрения как субъекта хозяйствования, получающего налоговые и иные преференции, так и государства, решающего при помощи таких режимов стратегические задачи. Кроме того, эти режимы соответствуют общей цели установления правовых режимов - достижение социально значимого результата (в данном случае при помощи средств стимулирующего характера).

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юрид. лит., 1989. -

288 с.

2. Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. - 2014. - № 13 (217). - С. 59-63.

3. Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический и сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2014. - 185 с.

4. Малько А. В. Правовой режим как общеправовая категория: проблемы теории и практики // Правовые режимы: актуальные общетеоретические и конституционно-правовые проблемы: монография / Под ред. Н.А. Фроловой и В.Ю. Панченко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 272 с.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. -№ 1. - C. 16-29.

6. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. - М.: Юрид. лит., 1985. - 144 с.

7. Морозова И.С. Теория правовых льгот: дис. ... доктора юрид. наук. - Саратов, 2007. - 450 с.

8. Dharmapala D., Hines Jr. J.R. Which countries become tax havens? // Journal of Public Economics. -21.07.2009. - № 93. - С. 1058-1068.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.