Pushkarev S.V. QUASI-MONARCHY («UNMONARHIAL MONARCHY») AS A SPECIAL FORM OF GOVERNING
The article is devoted to the question of such untypical form of government as «UNMONARHIAL monarchy». It determines this institution and its signs, explores specific examples of quasi-monarchies in Europe and Asia in XX century.
Key words: monarchy, the state, quasi-monarchy, the form of government.
ПУШКАРЕВ Станислав Вадимович родился в 1987 г., окончил юридический факультет ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» (2009), преподаватель кафедры гражданского права и процесса АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт», аспирант Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 5 работ.
УДК 340
ГЕНЕЗИС ПОЖАРНО-СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
М.Ш. Саберова
Статья посвящена становлению и развитию пожарного страхового дела в России в период со второй половины XVIII до второй половины XIX вв. Автором анализируются нормативно-правовые акты, определяющие развитие данного вида страхования.
Ключевые слова: зарождение, развитие пожарного страхования в Российской империи.
Проблемам становления и развития пожарного страхового дела в России уделялось большое внимание в работах С.А. Андриевского, Л.А. Бернера, И.А. Гофштет-тера, К.К. Иордана, М.А. Иорданского, Г.М. Кузьменко, С. П. Луневского, М. А. Остроградского, В.А. Хилкова, К.М. Яичкова и других [1].
В. С. Рудницкий отмечал, что началом страховых учреждений в России следует считать учреждение Государственного заемного банка, образованного в 1786 г. [2]. При Государственном заемном банке была учреждена страховая экспедиция, круг деятельности которой на основании Манифеста 1786 г. ограничивался приемом страхований только каменных домов, заводов и фабрик, крытых железом или черепицей [3]. В тот период в России не существовало никакого учреждения страхования товаров от огня.
В 1797 г. Указом царя Павла I были учреждены при Государственном ассигнационном банке «Учетные и страховые конторы» [4]. Позднее, при издании в 1806 г. нового Устава учетных контор, учрежденных под ведением Правления Государственного ассигнационного банка, страховые конторы за ненадобностью были закрыты. Страхование товаров было прекращено, и они оставались на сбережении хозяев [5].
С утверждением Уставов городов Санкт-Петербурга (1798) [6] и Москвы (1799) [7] предусматривалось под контролем государства введение взаимного страхования строений от огня. Но Сенат отклонил данное решение и вместо обязательного страхования предложил добровольное. Первое частное акционерное страховое общество от огня в России было создано в 1827 г.
В 1830 г. опубликован первый Устав страхования пожарных обществ от огня, который имел название «План примерного учреждения в губерниях взаимных страхований от огня обществ». В нормативном акте описывалась система страхования в России от пожаров, о ее первых шагах.
В основу структуры и деятельности общества были положены принципы добровольности и коллегиальности.
По своему правовому положению это была чисто общественная организация, что определяло ее финансовую самостоятельность и независимость от государственной казны.
Во главе общества стояло правление из трех директоров. Должности эти были достаточно обременительны и к тому же занимав -шие их не получали вознаграждения, поэтому предусматривалась обязательная ежегодная
сменяемость руководителей, осуществляемая поочередно для каждого из них по жребию. Для ведения текущих дел учреждалась контора, куда входили: бухгалтер, казначей, писцы, архитекторы и «особые печники» для осмотра печей и труб застрахованных домов.
Но главным, решающим органом в обществе было общее собрание всех его членов. Оно выбирало руководителей, утверждало их годовые отчеты и принимало путем голосования решения по всем вопросам текущей деятельности.
В «Плане примерного учреждения взаимных страхований от огня обществ» давалась характеристика огнестойкости зданий и возможных причин их возгорания. Причины пожаров или «опасности, проистекающие отъ жителей, ремеселъ, заводовъ... и отъ ве-ществъ, помещаемыхъ въ зданияхъ, разделяются следующимъ образомъ:
а) самой меньшей опасностью почитается та, которая можетъ происходить отъ хозяина, его семейства и жильцовъ, которые не отправляютъ никакого ремесла, сопряженного съ опасностью отъ огня;
б) опасными ремеслами почитаются те, при производстве коихъ употребляются легко возгорающиеся вещества, какъ то: дерево, пенька, ленъ, сало, деготь, смола, воскъ и газъ;
в) ремесла и заводы опаснейшие суть те, съ коими сопряжено беспрестанное действие огня или паровыхъ машинъ» [8].
Сама процедура страхования начиналась с подачи желающего застраховать свой дом заявления в правление общества. После чего правление «не медля» высылает архитектора «для сочинения строению плана, для оценки оного и для описи материаловъ, изъ коихъ оно построено» [9]. При этом учитывалось и «кто въ доме или строении живетъ, самъ ли хозяинъ или оное сдается в наймы, какимъ промысломъ или ремесломъ занимаются живущие» [10]. Устанавливалось соседство со всех четырех сторон, а также близость или дальность нахождения от дома средств тушения пожара (т.е. колодцев или каких-либо других резервуаров с водой).
При заключении договора оговаривалось, что «если хозяинъ дома при застрахо-вании оного нарочно умолчалъ о какомъ-либо обстоятельстве, которое на основании выше-изложенныхъ правилъ явно увеличиваетъ опасность отъ огня, то въ случае пожара лишается онъ права требовать какого-либо вознаграждения» [11].
Условия и порядок выплаты компенсации в случае пожара были достаточно жест-
кими. Так, пострадавший обязан был подать в течение восьми дней в правление общества «объявление» о пожаре с подробным описанием потерь. Объявление, поданное по истечении этого срока, не рассматривалось, и домохозяин лишался «вознаграждения за убытки».
Вознаграждение за сгоревшее имущество не выдавалось и в тех случаях, когда было доказано, что пожар произошел от «злого умысла со стороны хозяина», от «возмущения» или других «гражданскихъ беспокойствъ», от землетрясения или урагана, «отъ взорвания паровыхъ мельницъ или магазиновъ», а также от «явныхъ поджигателей». «Однако пожаръ, происшедший отъ молнии, вознаграждался»,
- свидетельствовал нормативный акт.
Таким образом, законодательным актом формировались страховые общества от огня.
В 1849 г. страхование распространялось на государственных крестьян всей империи. Прежде всего следует отметить, что страховые пошлины, введенные в 1847 г., являлись основным источником финансирования пожарной охраны.
Следовательно, отчисляемое финансирование помогало развитию противопожарной службы Российского государства.
К.К. Иордан отмечал, что по Указу 1861 г. учреждались частные общества взаимного страхования. В 1862 г. вводилось страхование от огня в городах, выносился на рассмотрение Устав городских обществ взаимного страхования. В 1864 г. принято Положение о земском взаимном страховании [13].
Впоследствии в стране возникало много страховых организаций (обществ) - городских и земских, добровольных и обязательных. Как правило, они преследовали чисто коммерческие цели, между ними существовали противоречия и конкуренция. Наиболее прогрессивными были земские и городские общества взаимного страхования от огня, действующие на основе общественной взаимопомощи и в меньшей мере преследующие коммерческие интересы. Основная задача земских и городских обществ взаимного страхования заключалась в оказании материальной помощи погорельцам, а также в осуществлении мероприятий, улучшающих борьбу с огнем.
Вместе с тем следует отметить, что даже коммерческая деятельность акционерных страховых обществ оказывала некоторое влияние на улучшение пожарного дела.
Во-первых, экономические соображения обществ требовали производить весьма
подробный анализ пожаров по причинам их возникновения и по причиняемому ущербу. Следовательно, лишь в страховых обществах имелся более или менее подробный анализ пожаров.
Во-вторых, страховые общества обязаны были устанавливать факт поджога, чтобы не выплачивать страховую сумму. Поэтому представители страховых обществ принимали непосредственное участие в установлении причин пожаров, изучении их, чем способствовали разработке наиболее эффективных мероприятий по предупреждению пожаров.
В-третьих, страховые общества, будучи заинтересованными в расширении страхового дела, предусматривали на основе тщательного анализа пожаров льготы по страховым платежам при проведении ряда противопожарных мероприятий. Эти льготы предоставляли за устройство огнестойких перекрытий в зданиях и огнестойких крыш, за наличие огнегасящих средств, стационарных огнегасящих установок, пожарной команды.
Льготы предоставляли и за другие устройства, снижающие пожарную опасность страхуемого имущества. При наличии таких льгот владельцы предприятий были заинтересованы в ряде случаев единовременно затратить средства на противопожарные мероприятия, чем на страховые платежи.
Таким образом, система дифференциации страховых платежей способствовала в известной мере внедрению огнестойких построек, возведению огнестойких преград, безопасной планировке предприятий и другим условиям противопожарной защиты.
Для укрепления пожарного дела имело значение и финансирование страховыми обществами различных противопожарных мероприятий на местах. Городские страховые общества, например, оплачивали доставляемую населению своими средствами воду для тушения пожара, платили премию за скорейшее прибытие на место пожара добровольцев, субсидировали добровольные пожарные организации, выдавали ссуды городам на приобретение ими пожарного оборудования и т.д.
В некоторых городах за счет средств страховых обществ улучшали дороги и водоисточники, выдавали ссуды горожанам на приобретение огнестойких строительных материалов, содержали трубочистов и др. Земские страховые общества имели право согласно закону расходовать часть прибыли на противопожарные мероприятия в сельских населенных пунктах.
За счет средств страховых обществ земства создавали специальные технические группы по сельскому огнестойкому строительству, открывали мастерские по производству цементных изделий, оказывали помощь в организации крестьянскими обществами кирпичных заводов, содействовали внедрению новых строительных материалов через кредитные сельские кооперативы, открывали специальные учебные мастерские и лаборатории, а также склады строительных материалов и т.д.
Отдельные страховые общества были тесно связаны с Императорским российским пожарным обществом и принимали в его работе активное участие. В некоторых губерниях созывались местные съезды и совещания по пожарно-страховым вопросам.
Вместе с тем общества взаимного страхования от огня (Положение о взаимном страховании) в городах учреждались при городских управлениях, а также на основании Устава городских обществ взаимного страхования (1862) учреждались самостоятельно (т. е. не при городских управлениях) [14].
Страховые общества освещали состояние пожарного дела в журналах «Борьба с огнем и страхование», «Вестник взаимного страхования», «Страховое дело», а также в брошюрах и специальных выпусках.
Таким образом, общества взаимного страхования от огня по структуре являлись негосударственными общественными организациями, которые оказывали большую финансовую помощь в организации и деятельности противопожарной службы Российского государства.
Источники и литература
1. Андриевский С.А. Пожарно-страховое дело в земской губернии. СПб., 1902. 33 с.; Бернер Л.А. Страхование от огня в акционерных страховых предприятиях. СПб., 1913. 24 с.; Гофштеттер И.А. Пожарно-страховое дело в земских губерниях. СПб., 1902. 64 с.; Иордан К.К. К 150-летию взаимного страхования // Вестник взаимного страхования. 1915. № 6; Иорданский М.А Что такое земская страховка? Владимир, 1913. 16 с.; Кузьменко Г.М. Правовое положение земского огневого страхования в городах // Страховое дело. 1912. № 5; Луневский С.П. Страхование от огня. СПб., 1912. 56 с.; Остроградский М.А. О мерах борьбы с сельскими пожарами. СПб., 1912. 44 с.; Хилков В.А. Земство и кредитные товарищества в борьбе с пожарами // Страховое дело. 1912. № 4; Яичков К.М. Страхование движимых имуществ и товаров во взаимных обществах // Вестник взаимного страхования. 1915. № 2. С. 63.
2. Рудницкий В. С. Пожарное дело в Санкт- 9. Там же.
Петербурге. Исторический очерк. СПб., 1903. 10. Там же.
3. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXII. № 16478. 11. Там же.
4. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXIV. № 18275. 12. Иордан К.К. К 150-летию взаимного
5. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXV. № 22042. страхования // Вестник взаимного страхования.
6. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXV. № 18663. 1915. № 6.
7. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXV. № 18822. 14. СЗ РИ. Т. XII. Ч. 1. № 249.
8. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. V. Отд. 1. № 3399.
Saberova M.C. GENESIS OF FIRE-INSURANCE BUSINESS IN THE RUSSIAN EMPIRE (ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECT)
The article is devoted to the formation and development of fire insurance business in Russia during the period from second half XVIII till second half XIX centuries the Author are analyzed standard — the legal certificates defining development of the given kind of insurance.
Key words: Origin, development of fire insurance in the Russian empire
САБЕРОВА Марина Шамильевна родилась в 1983 г., окончила Приволжский филиал Российской академии правосудия (2008), соискатель Российской академии правосудия, преподаватель кафедры гражданского права Приволжского филиала Российской академии правосудия. Автор 37 работ.
УДК 347.746
ВЕКСЕЛЬНАЯ СТРОГОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ВЕКСЕЛЬНОГО ПРАВА В ЕВРОПЕ И РОССИИ
А. В. Соколов
В настоящей статье автор раскрывает один из основных принципов вексельного права
- вексельную строгость, показывает причины ее возникновения, развития и изменения в различные периоды становления вексельного права и развития торгово-финансовых отношений в целом в Европе и России.
Ключевые слова: вексельная строгость, история векселя, вексельная ответственность.
С момента своего появления вексель стал играть и играет до сих пор огромную роль в расчетах между торговыми субъектами как внутри страны, так и за ее пределами, давая возможность расплатиться за товар, услугу, выдать или погасить заём, отсрочив платеж в денежной форме, и являясь, таким образом, средством оформления и обеспечения как коммерческих, так и банковских кредитов.
Появившись в X11 —XIII вв. в Италии, вексель брал на себя функции перевода денег и стал популярным финансовым инструментом, обращающимся исключительно в торговой среде, среди менял и купцов. И в связи с этим формировались свои исключительные принципы, правила и обычаи оборота векселей, которые в полной бы мере отражали интересы торгового класса. Так, к примеру, спор о возврате долга в общегражданском порядке мог затягиваться на долгое время, и кредитор нес бремя доказывания
не только своих прав на возврат долга, но и должного исполнения обязательств. Данное обстоятельство весьма осложняло истребование долга, затягивая судебную тяжбу, и как следствие, могло поставить кредитора в сложное финансовое положение, а тем более, если кредитор являлся иностранным лицом, что было характерно в вексельном обороте, когда, например, векселедержатель и плательщик нередко могли находиться в разных частях Европы и даже на разных континентах. Это явление непременно негативно сказывалось на объеме торговых операций, следовательно, и на доходах как участников ярмарки, так и местных вельмож и землевладельцев - организаторов ярмарки. Отсюда интересы местных законодателей и торговцев заключались в скорейшем решении долговых вопросов по векселю и быстром истребовании вексельной суммы; это могло сопровождаться арестом должника, что и