Научная статья на тему 'Генезис понятия творчества в истории философии'

Генезис понятия творчества в истории философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8240
1506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис понятия творчества в истории философии»

Л.А. АЛЕКСАНДРОВА

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Творчество - одна из важнейших тем искусства, литературы, философии, психологии и других наук. Многие мыслители, начиная с философов Античности и заканчивая нашими современниками, пытались определить понятие творчества, выявить основные особенности вдохновения как составляющей этого процесса.

Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы: люди, много знающие о творчестве, сами не творят, разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества. Тот же, кто творит и создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает, как он это делает, а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, поскольку невозможно получить никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта [1, с. 511].

К основным качествам творческой личности с полным основанием можно отнести уверенность в своих силах, риск, отсутствие боязни быть странным, глубокое чувство юмора, наличие богатого подсознания, любовь к фантазированию, детскость. Творческие люди, как правило, обладают высоким коэффициентом интеллекта, который направлен на решение, «понимание» задачи. Важнейшим из механизмов творчества является интуиция, характерными чертами которой является непосредственность, неосознанность путей получения результата, внезапность.

С философской точки зрения творчество - это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих целостное развитие личности. Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на следующие вопросы: возможно ли творчество как порождение нового, каков мировоззренческий смысл акта творчества: как процесс созидания и самосозидания?

Существуют различные философские концепции, пытающиеся объяснить природу творчества. Одни усматривают его в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека, другие связывают с деятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека.

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, созерцание всякой деятельности ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В этот период творчество выступает в двух формах: как божественное - акт рождения (творения) космоса и как человеческое - искусство, ремесло.

По мнению таких античных философов, как Гераклит, Демокрит, Аристотель, творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере божественного, поскольку высшим является созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании. В связи с этим всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, которое, в свою очередь, ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное [2, с. 21-35].

Ранние греческие мыслители не выделяли искусства из общего комплекса созидающей деятельности однако в отличие от других видов созидательной деятельности творчество художника совершается под влиянием божественного наи-

тия. Это представление нашло яркое выражение у древнегреческого философа -объективного идеалиста Платона, в его учении об эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Так и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию и есть «Эрос», который предстает и как эротическая одержимость тела, и как эротическая одержимость души, стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к «чистому» созерцанию прекрасного.

Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции: теистическая, идущая от древнееврейской религии и пантеистическая - от античной философии.

Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образом, а совершенно свободно. Творчество есть «вызывание» бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

Вторая тенденция, к которой тяготела едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в вопросе творчества подходят ближе к античной традиции.

Независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции человеческое творчество выступает, прежде всего, как «творчество истории». История есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире. Поскольку не столько разум, сколько воля и волевой акт веры, прежде всего, связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это называется предпосылкой понимания творчества как создания чего-то нового, уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического деяния, которое рассматривается, прежде всего, как нравственное и религиозное. Художественное и научное творчество выступает как нечто второстепенное, поскольку в своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им [3].

Своеобразное «ограничение» человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца. В этот период больше внимания стали уделять именно творчеству человека. Творчество осознавалось как художественное творчество, сущность которого заключена в эстетическом созерцании. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту созидания и к личности художника. Возникает та рефлексия по поводу данного процесса, которая незнакома древности, и средневековью, но столь характерна именно для эпохи Возрождения и Нового времени.

В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие. Лютеранство, а еще в большей степени кальвинизм с их суровой, ригористической этикой акцентировали внимание на практическую, и в том числе на хозяйственную деятельность. Преуспевание индивида в практических делах и начинаниях на земле -свидетельство его богоизбранности. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались религией и тем самым становились основой нравственнорелигиозного деяния и понимания мира.

Понимание творчества в Новое время имеет двойственную, биполярную природу. С одной стороны, пантеистическая тенденция в философии нового времени воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, созерцанием вечного бога - природы. С другой стороны, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь английского эмпиризма), склонна трактовать творчество как позитивную, но, в значительной мере, случайную комбинацию уже существующих традиционных элементов мировосприятия и мироотношения.

Целостная концепция творчества в конце XVIII в. создается основателем трансцендентального гуманизма немецким философом И. Кантом, который специально анализирует творческую активность как продуктивную способность воображения. Он продолжает протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, «очеловеченный мир», и анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших элементов структуры сознания, субъективности представления и воображения.

Творческая способность воображения, по И. Канту, оказывается связующим звеном между многообразием чувственных впечатлений и понятий рассудка. Она обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение есть тождество созерцания и деятельности, общее основание того и другого. Под продуктивной способностью воображения И.Кант понимал единство сознательной и бессознательной деятельности. Человек творит бессознательно, в состоянии наития, подобно тому, как творит природа, с той лишь разницей, что объективный, бессознательный процесс отражается бессознательно в субъективности человека и связан с его свободой. Творчество заложено в самой природе познания - таков вывод И. Канта. Поскольку в творческом воображении присутствует момент произвольности, спонтанности, то оно есть коррелят изобретательства. В нем присутствует момент необходимости (созерцания), оно оказывается опосредованно связанным с идеями разума и, следовательно, нравственным миропорядком, а через него - с нравственным миром, категорическим императивом [4].

Кантовское учение о воображении было продолжено объективным идеалистом, другим представителем немецкой классической философии Фридрихом Шеллингом. Согласно его учению, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности. Тот, кто наиболее одарен этой способностью, творит в состоянии «наития», бессознательно, подобно тому, как творит природа. Бессознательный характер творческого процесса протекает в субъективности человека и опосредован его свободой. Согласно Ф. Шеллингу и романтикам, творчество, и прежде всего творчество художника и философа, является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Через творчество человек соприкасается с Абсолютным, с Богом. Вместе с культом художественного творчества у романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту творчества.

Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от ее античного, так и от средневекового понимания. История оказалась сферой реализации человеческого творчества, безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Эта концепция истории получила наиболее глубокое развитие в работах выдающегося представителя немецкой классической философии Георга Гегеля. Первоосновой всего существующего он принимал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум), творческое ду-

ховное начало, проявляющее себя в природе, истории самосознания как онтологической стратегии субъективности. Абсолютная идея опредмечивает себя в этих формах, имея своей конечной целью познания самое себя и тем самым восстановление своей целостности [5, с. 123].

В идеалистической философии конца XIX - начале XX вв. творчество рассматривается, по преимуществу, в противоположность - механически воссоздающей творческой деятельности. В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества дана французским философом, интуитивистом А. Бергсоном. Он считал, что творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся в противоположность субъективной, технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. В природе - это процессы рождения, роста, созревания, а в сознании - возникновение новых образов и переживаний.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, воображения «потустороннего» мира. Творческий экстаз, согласно учению русского философа Н.А. Бердяева и раннему учению немецкого философа, экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, - наиболее адекватная форма существования экзистенции.

Н.А. Бердяев отстаивал достоинство человека как творца культуры и считал личность подлинным субъектом культуры. Подобное понимание позволило ему заглянуть в святая святых культурного творчества и увидеть подлинный драматизм отношений человека и культуры.

На первый план выходит человек как личность, а свободная творческая личность стоит выше ограничений культуры. Такой подход дает возможность увидеть противоречие, коренящееся внутри самого культурного творчества -противоречие между безграничностью духа и сковывающими его символическими формами культуры [6, с. 15]. Уже в самой сущности культуры кроется начало, ограничивающее творческий порыв духа. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Это оберегает от опасного произвола и своеволия, но здесь же кроются и существенные ограничения творческой свободы.

Марксистское понимание творчества противостоит идеалистическим и метафизическим концепциям и исходит из того, что творчество - это деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество, как созидательная деятельность, характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

Марксистская философия отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не творчества, поскольку оно всегда предполагает бытие и действие творца - субъекта творческой деятельности. Творчество всегда происходит в конкретных социальноисторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которой всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития науки и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений [7].

В философских направлениях ХХ в. - прагматизме, инструментализме, неопозитивизме - творчество рассматривалось с односторонней прагматической точки зрения. Оно понималось прежде всего как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества был представлен неореализмом и феноменологией. Основой творчества для представителей этих направлений являлась не деятельность, а интеллектуальное созерцание. В своем понимании творчества большинство философов ориентируется на науку, но не столько на естествознание, сколько на математику. Основой научного познания оказывается не деятельность, как в направлении инструментализма, а интеллектуальное созерцание.

ХХ в. внес большие коррективы в систему взглядов на проблему творчества. Непосредственно это выразилось в появлении философии творчества, что уже говорит, с одной стороны, о возрастающем значении субъекта в новом глобализирующемся мире, а, с другой стороны, о необходимости переосмысления его отношений с меняющимся миром. Дуализм бытия и сознания, организующий картину мира XIX в., был в условиях гуманитарных катаклизмов редуцирован до системы «текст - реальность». Сознание стремилось творить реальность по своему усмотрению. И не в последнюю очередь в результате того, что конфликт творца с чужим ему миром обострился до предела.

В философии ХХ в. созидающая личность и процесс творчества тесно соотносятся с теми изменениями, которые произошли как в социуме в целом, так и в мировоззрении отдельного человека в частности, что нашло свое отражение в модернизме как новой философии восприятия мира и его преобразования.

Модернизм - главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было повторение прежних стилей. Это период середины и второй половины XIX в. Однако на смену метафизическому повторению традиционных форм приходит диалектическое отрицание традиций - духовное явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии.

Это течение развивалось до начала Второй мировой войны и произвело принципиальные изменения в характере мышления человека, создав особый тип сознания, оказывающий преобразующее воздействие на образ жизни, подчинившийся влиянию новых ценностей. Не создав мировоззренческой системы в традиционном понимании, модернизм на основе синтеза элементов и тенденций культуры, которые в данный период признавались маргинальными, породил сложный комплекс особого миропонимания и мироотношения. Эта система внешне отличалась несистематизированностью, зыбкостью, подвижностью и принципиальной логической непроработанностью составных частей. Данные признаки следует воспринимать как сущностные свойства модернистского мышления, отбросившего предшествующие ему формы рациональной культуры.

Вторжение «неклассических форм» в творчество первоначально воспринималось как однозначный признак разрушения чего-то важного, что еще сохраняла в себе художественная практика конца XIX в. Безусловно, модернизму был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он также был созидательной работой, своего рода «культурной ретортой».

В 60-е годы ХХ столетия в культурном самосознании стран Запада появилось новое течение, которому дали название - постмодернизм. Оно несло в себе печать разочарования в идеалах и ценностях эпох Возрождения и Просвещения с их

верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов Постмодернизма можно считать его отождествление с именем «усталой» эпохи, «энтропийной» культуры.

Постмодернизм - понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конструирующая себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия.

Несмотря на программное дистанцирование постмодернизма от презумпций классической и неклассической философских традиций, постмодернистская программа современной философии генетически во многом восходит к неклассическому типу философствования, в частности - к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии Хайдеггера, традициям «постнаучного мышления» и «поэтического мышления», а также к традициям семиотики и структурной лингвистики и, в поздних своих версиях - к философии диалога, теории языковых игр [8, с. 778].

В культурологическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». Постмодернизм окончательно закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», выражая изменение места культуры в обществе. Он ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж. Постмодернизм смешивает и уравнивает обыденное сознание и духовность, примитивное и научное, добро и зло, безобразное и прекрасное. Наиболее полно концепции постмодернизма представлены в работах французских философов Жиля Делеза, Жана Бодрийяра, Жака Деррида, Жоржа Батая, Мориса Мерло-Понти, Мишеля Фуко и др. [9].

Анализируя генезис понятия «творчество» в разные философские периоды, можно сделать вывод о необходимости рассматривать его в двух аспектах. Первый, философский, касается природы творчества как высшей формы универсально понимаемой креативности. Второй аспект - психологический, который предполагает анализ механизмов протекания творчества. Необходимо учитывать, что творческий процесс протекает в определенных социальных условиях. Необходима культурная ситуация, предполагающая диалог отношений и обмен мнений, свободу критики и социальной мобильности, творческих дискуссий, способности быстро получать необходимую информацию и знакомиться с достижениями науки и культуры. Творчество в человеческом обществе никогда не умирает, в любой социальной обстановке рождаются и творят одаренные люди, создаются проекты устойчивого развития, совершаются значительные открытия.

Основанием творческого процесса являются такие составляющие, как вдохновение, продуктивное воображение, традиции. Следует учитывать фактор спонтанности творчества, отсутствие прагматической цели. Но в связи с изменениями в обществе, которые связаны с наступлением очередного этапа информационных технологий, возникла потребность не столько в творчестве, а в особой творческой способности - креативности, поскольку с середины ХХ в. в социуме стали востребованными главные отличия креативности от творчества - отсутствие спонтанности и наличие прагматичности.

В этот период произошли изменения, повлекшие за собой изменения в творческом процессе, и была сформирована технология создания продукта,

которая в первую очередь преследовала прагматические, т.е. коммерческие цели, что связано с движением к информационному обществу.

Развитие информационно-технологической революции способствовало формированию инновационной среды, где открытия и практическое применение взаимодействовали и использовались в повторяющемся процессе проб, ошибок и обучения на практике. Развитие информационных технологий, их усложнение, переход от одного этапа к другому способствовали повышению уровня интеллектуального и творческого потенциала человека, а также изменяли духовную составляющую личности. Все больше открывалось реальных возможностей для саморазвития личности благодаря накопленным знаниям и увеличивающему потоку информации.

Принципиальным отличием новых информационных технологий этого периода являются качественно иные возможности сбора, хранения, передачи и продуцирования знания. Все это поддерживается и обеспечивается программными средствами и информационными носителями [10, с. 51-52].

Изменение требований и условий труда, связанных с увеличением объема практически значимых профессиональных знаний, доступом к информационным потокам, более сложной техникой и технологией переработки знания, а также такой немаловажный фактор, как индивидуализация труда, заставляет личность постоянно повышать уровень творческого потенциала, который обладает интегрирующим качеством и способствует наилучшему синтезу разнообразной информации.

Именно в этот период базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях, обществу было достаточно понятия творчества. Но с привнесением в общество принципиально новых форм интерактивного общения пользоваться только понятием «творчество» стало недостаточно.

В современных условиях наиболее реализовавшимися и успешными становятся люди, способные быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ними задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых на первый взгляд ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед ними целей. В условиях постиндустриального общества овладение инструментами управления информации становится фактической необходимостью и для отдельного человека, осознавшего ценность непрерывного совершенствования как в профессиональном, так и в личном плане.

В большинстве работ, посвященных проблеме креативности, содержатся указания на особые свойства креативной психической деятельности, особый способ восприятия и преломления объективной реальности, особенности личностного творческого функционирования, связанного со способностью глубоко, самостоятельно, критически мыслить и гибко ситуативно действовать.

Творчество всегда первично и фундаментально, креативность подчинена прагматической цели. В то же время креативность вне творчества невозможна, она является только технологией организации творческого процесса, которая требует реализации опредмечивания в различных социокультурных формах. В условиях информационного общества стал возможным синтез творчества и креативности. Более того, можно предположить, что появление творческой способности «креатив» является закономерным процессом, и данный этап не является последним в генезисе понятия «творчество».

Литература

1. Губин В.Д. Философия / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2001.

704 с.

2. Аристотель. О душе / Аристотель. СПб.: Питер, 2002. 224 с.

3. www.krearratia.ru.

4. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб.: Тайм-Аут, 1993.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII-ХIХ века / В.Н. Кузнецов. М.: Высш.шк., 1989. 480 с.

6. Бердяев Н.А. Предсмертные мысли Фауста / Н.А. Бердяев // Лит. газета. 1989. № 12.

7. www.superidea.ru.

8. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. Минск: Книжный Дом. 2003. 1280 с.

9. Козловский И. Культура постмодернизма / И. Козловский. М., 1997.

10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: Прогресс-Академия, 1995-325 с.

АЛЕКСАНДРОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1964 г. Окончила Ташкентский государственный педагогический университет. Старший преподаватель филиала Донского государственного технического университета в г. Волгодонске. Область научных интересов - социальная философия, маркетинг. Автор 10 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.