Научная статья на тему 'Генезис морфологической школы профессора Дины Семеновны Гордон (научно-исторический обзор)'

Генезис морфологической школы профессора Дины Семеновны Гордон (научно-исторический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Medica Eurasica
Область наук
Ключевые слова
ГИСТОЛОГИЯ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ МОРФОЛОГОВ / ТКАНИ / ДИНА СЕМЕНОВНА ГОРДОН / HISTOLOGY / ACADEMIC STAFF / SCIENTIFIC SCHOOLS OF MORPHOLOGISTS / TISSUES / DINA SEMYONOVNA GORDON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Валентина Ефремовна, Гордова Валентина Сергеевна

В статье приведен научно-исторический обзор литературы, посвященный генезису научной школы профессора Дины Семеновны Гордон, выпускницы Ивановского медицинского института. Школа морфологов Чувашии формировалась в течение пятидесяти лет, и ее особенностью является использование люминесцентно-гистохимических методов для выявления в органах и тканях нейромедиаторных биогенных аминов. На протяжении нескольких поколений ученых прослежена ветвь Московской гистологической школы, ведущей начало от Александра Ивановича Бабухина, заведующего первой в России кафедрой гистологии. Показано, как с течением времени сохраняется преемственность области научных интересов, при этом первоначальные научно-исследовательские интересы трансформируются в зависимости от используемых методик исследования. Преемственность наблюдается также и в применении педагогических приемов и способов, которые нужны не только для преподавания гистологии как предмета, но и при воспитании будущих врачей и научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Валентина Ефремовна, Гордова Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE MORPHOLOGICAL SCHOOL OF PROFESSOR DINA SEMYONOVNA GORDON (SCIENTIFIC AND HISTORICAL OVERVIEW)

The article presents a scientific and historical review devoted to the genesis of scientific school of Professor Dina Semenovna Gordon, a graduate of Ivanovo medical Institute. The school of Chuvash morphologists was formed during fifty years, and its peculiarity is using luminescent-histochemical methods for detecting neurotransmitter biogenic amines in organs and tissues. Several generations of scientists followed Moscow branch of histological school, which originated from Alexander Ivanovich Babukhin, the head of the first histology department in Russia. It is shown in what way continuity of scientific interests’ areas over time is maintained, at this initial research interests transform depending on methods of research used. Continuity is also observed in using pedagogical techniques and methods that are needed not only for teaching histology as a subject, but for educating future doctors and pedagogical academic staff as well.

Текст научной работы на тему «Генезис морфологической школы профессора Дины Семеновны Гордон (научно-исторический обзор)»

УДК [577.175.82:535.37]:612.086]:378 ББК Е0*66*72в734.6+Р251.26]р4

В.Е. СЕРГЕЕВА, В.С. ГОРДОВА

ГЕНЕЗИС МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА ДИНЫ СЕМЕНОВНЫ ГОРДОН (научно-исторический обзор)

Ключевые слова: гистология, научные кадры, научные школы морфологов, ткани, Дина Семеновна Гордон.

В статье приведен научно-исторический обзор литературы, посвященный генезису научной школы профессора Дины Семеновны Гордон, выпускницы Ивановского медицинского института. Школа морфологов Чувашии формировалась в течение пятидесяти лет, и ее особенностью является использование люминесцентно-гистохимических методов для выявления в органах и тканях нейромедиаторных биогенных аминов. На протяжении нескольких поколений ученых прослежена ветвь Московской гистологической школы, ведущей начало от Александра Ивановича Бабухина, заведующего первой в России кафедрой гистологии. Показано, как с течением времени сохраняется преемственность области научных интересов, при этом первоначальные научно-исследовательские интересы трансформируются в зависимости от используемых методик исследования. Преемственность наблюдается также и в применении педагогических приемов и способов, которые нужны не только для преподавания гистологии как предмета, но и при воспитании будущих врачей и научно-педагогических кадров.

V. SERGEEVA, V. GORDOVA

GENESIS OF THE MORPHOLOGICAL SCHOOL OF PROFESSOR DINA SEMYONOVNA GORDON (scientific and historical overview) Key words: histology, academic staff, scientific schools of morphologists, tissues, Dina Semyonovna Gordon.

The article presents a scientific and historical review devoted to the genesis of scientific school of Professor Dina Semenovna Gordon, a graduate of Ivanovo medical Institute. The school of Chuvash morphologists was formed during fifty years, and its peculiarity is using luminescent-histochemical methods for detecting neurotransmitter biogenic amines in organs and tissues. Several generations of scientists followed Moscow branch of histological school, which originated from Alexander Ivanovich Babukhin, the head of the first histology department in Russia. It is shown in what way continuity of scientific interests' areas over time is maintained, at this initial research interests transform depending on methods of research used. Continuity is also observed in using pedagogical techniques and methods that are needed not only for teaching histology as a subject, but for educating future doctors and pedagogical academic staff as well.

С момента организации медицинского факультета Чувашского государственного университета прошло пятьдесят лет [25, 27], за это время сформировалась научная школа морфологов Чувашии [6, 12, 24, 25].

Приоритетное направление школы - изучение лимфоидных органов с помощью комплексного подхода, при этом ведущим методом исследования является люминесцентно-гистохимический, направленный на выявление в тканях нейромедиаторных биогенных аминов [2, 4, 13, 28]. Ученики профессора Дины Семеновны Гордон уже сами состоявшиеся профессора, и они продолжают дело своего учителя не только в научном, но и в методическом плане [6, 10, 12, 14, 29].

Надо понимать, что любая научная школа, связанная с высшим профессиональным образованием, является по сути своей научно-педагогической школой, потому что в ней наблюдается преемственность и научных методоло-

гических концепций, и дидактических приемов и способов. Школа тогда остается школой, когда воспитание научно-педагогических кадров начинается со студенческих лет, а иногда и со школьных [3, 5, 7-9, 26], причем передача научного опыта должна происходить непосредственно «из рук в руки». Конечно, есть стандартные прописи гистологических окрасок, однако существуют некоторые тонкости, которые можно освоить только при непосредственном участии в экспериментах. Воспитание научных кадров подразумевает, что надо научить человека планировать эксперименты, забирать материал, готовить срезы и окрашивать их, грамотно микроскопировать полученные препараты, готовить научные сообщения и материалы к публикации. Воспитание будущих педагогов также происходит при непосредственном участии научного руководителя: обсуждается план ведения занятия, список препаратов, методика опроса и оценки знаний студентов и многие другие моменты учебного процесса.

Таким образом, у каждого профессора и доцента, состоявшегося в научном и педагогическом плане, есть свой учитель, непосредственно передавший свой опыт. Для авторов данной статьи учителем является профессор Дина Семеновна Гордон [12]. В свою очередь, она считает своими учителями профессора Н.И. Зазыбина (1903-1982), который создал кафедру гистологии в Ивановском медицинском институте, и его ученика, профессора Е.А. Кириллова (1910-1975), непосредственного научного руководителя защищенных ею диссертационных работ [11].

Профессор Евгений Афанасьевич Кириллов вел практические занятия по гистологии в группе, в которой училась студентка Дина Сорока, а лекции потоку читал профессор Николай Иванович Зазыбин. Военное время требовало участия студентов в работе госпиталей, станций переливания крови, и занятия фундаментальной наукой были приостановлены, однако Дина была так увлечена предметом и показывала такие блестящие знания гистологии, что именно ее профессор Е.А. Кириллов в 1947 г. пригласил ассистентом кафедры, когда в сотрудниках возникла необходимость [11].

Профессор Е.А. Кириллов прививал понимание, что профессор обязан по уставу высшей школы готовить сотрудников высшей квалификации. Сам он, поначалу не имея аспирантуры, помогал клиническим врачам различных специальностей, делился с ними своими знаниями, предоставлял рабочие места, реактивы. Во время работы над одной из таких диссертаций выяснилось, что исследований, посвященных иннервации язычной миндалины, практически нет. Он понимал, что исследование иннервации миндалин продолжит дело учителя и позволит развить нейрогистологическую школу профессора Николая Ивановича Зазыбина [11]. Кандидатская диссертация Дины Семеновны Гордон называлась «Гистология периферической нервной системы язычных миндалин». Во время работы над ней непосредственно от профессора Е.А. Кириллова соискатель ученой степени узнала о том, как правильно подбирать литературу, проводить критический анализ источников, досконально проработала технологию написания литературного обзора, которую без изменений передала уже своим ученикам [5, 12]. Кроме того, при формировании кафедры общей биологии и гистологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, были соблюдены все принципы, по которым была организована кафедра гистологии Ивановского государственного медицинского института. Порядок, чистота, оптимальная организация рабочего места считались очень важными факторами воспитательного характера

[11]. В 1967 г. профессор Е.А. Кириллов выступил научным консультантом по диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук «Ней-роморфология миндалин в норме и их нейрогистохимический анализ при хроническом тонзиллите, простом и сопряженным с ревматизмом», которую Дина Семеновна Гордон успешно защитила [2]. Именно эта тема впоследствии легла в основу научно-исследовательской работы кафедры общей биологии и гистологии Чувашского государственного университета [2, 24, 28].

В свою очередь, кандидатская диссертация самого Е.А. Кириллова называлась «Изменение периферической нервной системы кожи и скелетных мышц при местном обезболивании растворами новокаина». Она была защищена в Ленинграде весной 1941 г. накануне войны, а докторская диссертация «Реактивные изменения периферических и некоторых центральных отделов нервной системы под влиянием иммунных сывороток, анатоксинов и токсинов» - в Харькове в 1953 г.; в 1954 г. Е.А. Кириллов был утвержден в звании профессора [23].

Евгений Афанасьевич Кириллов был первым аспирантом и диссертантом профессора Н.И. Зазыбина. Николай Иванович Зазыбин, впоследствии заслуженный деятель науки и член-корреспондент АМН СССР, награжденный двумя орденами Ленина и медалями, приехал в Иваново из Ростова-на-Дону, в 1931 г. был утвержден заведующим кафедрой гистологии (сам Ивановский государственный медицинский институт был организован в 1930 г.). На момент организации кафедры Николаю Ивановичу было 28 лет, и он, прирожденный организатор, сумел создать на пустом месте образцовую кафедру с учебными комнатами, музеем, виварием, операционной, лекционным залом на 120 человек. Кроме того, для занятий наукой были специальные фотолаборатория и лаборатория для культивирования тканей [11, 22].

В организации кафедры принимал активное участие и учитель Николая Ивановича, профессор Александр Александрович Колосов, заведующий кафедрой гистологии Донского медицинского института, который помогал советами по обустройству, присылал литературу и оборудование. Научно-исследовательская работа велась на кафедре с первых дней ее существования, ведущая научная тема касалась периферической нервной системы, ее эмбрионального морфогенеза, строения и реактивных изменений. Эта проблема явилась продолжением докторской диссертации Николая Ивановича «Эмбриогенез периферической нервной системы», с блеском защищенной в 1936 г. в Москве. Н.И. Зазыбин фактически первый в стране того времени применил метод импрегнации Бильшовского - Гросс и достиг в применении этого метода определенных успехов [11. С. 76-77; 23]. К слову, ученики названных профессоров достойно продолжают дело своих учителей [21-23].

В 1944 г. профессор Николай Иванович Зазыбин по приказу Наркомздра-ва уехал восстанавливать кафедру гистологии Днепропетровского медицинского института, который был разрушен во время войны; в 1954 г. возглавил кафедру гистологии Киевского медицинского института. Под его руководством защищено 65 диссертаций, в том числе 26 докторских [23].

Учителями Александра Александровича Колосова (1862-1937) по праву можно считать Константина Захаровича Кучина, профессора медицинского факультета Харьковского университета, который привил любовь к гистологии способному студенту, и профессоров Московского государственного универ-

ситета Александра Ивановича Бабухина и Ивана Фроловича Огнева, руководителей его диссертационной работы [1, 23].

Окончив с отличием в 1887 г. медицинский факультет Харьковского университета, Колосов работал ассистентом кафедры гистологии и эмбриологии, в 1889 г. уехал в Москву, где на кафедре гистологии, эмбриологии и сравнительной анатомии, возглавляемой профессором Александром Ивановичем Бабухиным, выполнял научную работу. В 1892 г. защитил докторскую диссертацию по теме «О строении и функциональных особенностях плевроперито-нального и сосудистого эпителия (эндотелия)» и до 1895 г. работал доцентом. В своей диссертации автор предположил, что на основании сходных морфологических черт мезотелий и эндотелий можно отнести их к эпителиальной ткани, несмотря на различное происхождение. С 1895 г. работал заведующим кафедрой гистологии Варшавского университета. В 1915 г. университет переехал в Россию, в Ростов-на-Дону, и А.А. Колосов становится профессором и заведующим кафедрой кафедры гистологии и эмбриологии Ростовского (Донского) медицинского университета, одновременно (с 1915 по 1919 г.) является директором городского Женского медицинского института в Ростове-на-Дону. Отличительной чертой А.А. Колосова как ученого было то, что количество его публикаций не превышает 20, однако все они содержали принципиально новые научные данные о строении и функции клеток и тканей, преимущественно эпителиальных. Под его руководством было выполнено более 20 докторских диссертаций, он трижды избирался деканом факультета, был проректором университета [23].

Что касается Александра Ивановича Бабухина (1827-1891), то он заведовал первой в России кафедрой гистологии, созданной в Московском университете в 1864 г. А.И. Бабухин, посвятивший свою жизнь изучению строения сетчатки, гистофизиологии нервных волокон, является основателем московской школы гистологов [1, 16, 20]. В настоящее время в Орле проводятся Бабухинские чтения, на которых, помимо научных вопросов разбираются и методические, касающиеся методики преподавания гистологии. Ученики Дины Семеновны Гордон являются активными участниками этих чтений [15, 30].

Таким образом, мы проследили развитие одной из ветвей Московской морфологической школы непосредственно до научной школы профессора Дины Семеновны Гордон. На протяжении, как минимум, четырех поколений ученых прослеживается преемственность области научных интересов, а также педагогических подходов при воспитании будущих врачей и научно-педагогических кадров для медицинских вузов. Для сохранения этой преемственности необходимо собирать прижизненный архивный материал (фотографии, автографы рукописей, монографии, аудио- и видеозаписи, библиографии опубликованных работ), периодически проводить юбилейные научно-практические конференции [17-19], всячески привлекать своих учителей и учеников к созданию архива. Кроме того, о преемственности научных школ следует сказать студентам во время вводной лекции по гистологии, перечислив всех профессоров и их основные работы, эту информацию нужно продублировать на стендах в учебных комнатах. Можно создать галерею фотоэкспозиций, общую для всего факультета, посвященную отдельным научным школам в составе медицинского факультета. Доступные литературные источники, повествующие о жизни и научной деятельности представителей научной школы, следует выделить в отдельный список и представить его в каче-

стве дополнительной обязательной литературы по предмету для самостоятельных занятий и по гистологии, и по истории медицины. Также можно рекомендовать включать вопросы о формировании и развитии научных школ в список экзаменационных вопросов по истории науки и философии при сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру и при сдаче кандидатского минимума. Главное, о чем надо помнить людям, продолжателям любой научной школы, это то, что мало сохранить достойную память о своих учителях, необходимо воспитать достойных учеников, которые смогли бы продолжить дело своего учителя не только в научной, но и в педагогической деятельности.

Литература

1. Гаджиева Ч.С., Кузнецов С.Л. Развитие гистологии на медицинском факультете Императорского московского университета - Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (К 250-летию основания медицинского факультета) // Морфология. 2009. Т. 135, № 2. С. 96-98.

2. Гистохимия в морфологии: хрестоматия / сост. Т.Л. Смирнова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. 168 с.

3. Гордова В.С. Дина Семеновна Гордон. Мозаика. Опыт эссе // Морфология в теории и практике: сб. материалов и тезисов к 90-летию со дня рождения Д.С. Гордон. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. С. 174-176.

4. Гордова В.С. Нейромедиаторы лимфоидных органов (функциональная морфология) // Здравоохранение Чувашии. 2013. № 4. С. 92-96.

5. Гордова В.С. Научная работа студентов под руководством профессора Дины Семеновны Гордон // Морфология в теории и практике: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 95-летию со дня рождения д-ра мед. наук, профессора Д.С. Гордон. (Чебоксары, 22 ноября 2017 г.): сб. ст. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. Вып. 3. С. 72-78.

6. Гордова В.С., Сергеева В.Е. Продолжение ученого - в его учениках // Университетское образование в полиэтнических регионах Поволжья: к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (VI Арсентьевские чтения): сб. ст. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2015. С. 336-339.

7. Гордова В.С., Сергеева В.Е. Как внедрение нового методического подхода обострило актуальность "старого" педагогического принципа // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: сб. материалов VI Международной учебно-методической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2014. С. 237-239.

8. Гордова В.С., Сергеева В.Е. Профориентационные занятия со школьниками на медицинском факультете Чувашского университета // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: сб. материалов VII Междунар. учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2015. С. 251-254.

9. Гордова В.С., Сергеева В.Е., Гордон Д.С. Организация научно-исследовательской работы студентов на медицинском факультете // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов: сб. материалов !Х Междунар. учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. 2017. С. 194-198.

10. Гордова В.С., Соловьева Л.М., Сергеева В.Е., Изранов В.А. Методические подходы к освоению темы "Эпителиальная ткань" // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки. 2018. № 1. С. 49-56.

11. Гордон Д.С. Я в моем мире // Морфология в теории и практике: сб. матер. и тез. к 90-летию со дня рождения Д.С. Гордон. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. С. 6-117.

12. Гордон Д.С. Об истории, науке, учениках и любимой кафедре // Морфология в теории и практике. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 5-11.

13. Гордон Д.С. Мои ученики // Морфология в теории и практике: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 95-летию со дня рождения д-ра мед. наук, профессора Д.С. Гордон (Чебоксары, 22 ноября 2017 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. Вып. 3. С. 9-64.

14. Гордон Д.С., Сергеева В.Е., Зеленова И.Г. Нейромедиаторы лимфоидных органов. Л.: Наука, 1982. 128 с.

15. Гунин А.Г. Гистология в схемах и таблицах. М.: Практическая медицина, 2018. 288 с.

16. Лузикова Е.М., Гордова В.С., Прохорова А.И., Тимофеев А.С., Смородченко А.Д., Сергеева В.Е. Сочетанное использование метода Фалька - Хилларпа и авидина с флюоресцирующими метками при изучении строения тимуса // Морфология. 2017. Т. 151. № 3. С. 85.

17. Метелкин А.И., Алов И.А., Хесин Я.Е. Александр Иванович Бабухин. Основоположник Московской школы гистологов и бактериологов. Выдающиеся деятели отечественной медицины. М.: Медгиз, 1955. 308 с.

18. Ноздрин В.И., Самарин В.И., Тучнин Л.М. Бабухинъ. М.: ЗАО Ретиноиды, 2007. 96 с.

19. Патюченко О.Ю., Королев Ю.М., Давиденко В.Н., Куцев С.И. Петр Андреевич Хлопонин (к 70-летию со дня рождения) // Морфология. 2017. Т. 152, № 4. С. 93-94.

20. Погорелов Ю.В., Виноградов С.Ю. Николай Иванович Зазыбин - основатель школы ивановских гистологов: (к 100- летию со дня рождения) // Морфология. 2003. № 4. С. 107-109.

21. Сапин М.Р., Сатюкова Г.С., Швецова Э.В. Морфологи России в XX веке: Кто есть кто в анатомии, гистологии, эмбриологии. М.: АПП "Джангар", 2001. 272 с. С. 88.

22. Сергеева В.Е. Дина Семеновна Гордон: развитие ее идеи в морфологии // Морфология в теории и практике: сб. матер. и тез. к 90-летию со дня рождения Д.С. Гордон. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. С. 118-129.

23. Сергеева В.Е. Воплощение идей Дины Семеновны продолжается... // Морфология в теории и практике: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 95-летию со дня рождения д-ра мед. наук, профессора Д.С. Гордон (Чебоксары, 22 ноября 2017 г.) Вып.3. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. С. 65-71.

24. Сергеева В.Е., Гордова В.С. К юбилею Дины Семеновны Гордон // Морфология. 2017. Т. 151, № 2. С. 95-96.

25. Сергеева В.Е., Гордова В.С. Поиск одаренных студентов при подготовке квалифицированных научно-педагогических кадров для преподавания морфологических дисциплин медицинских специальностей // Вопросы морфологии ХХ1 века. Вып. 5. Гистогенез, реактивность, регенерация тканей. СПб.: ТЕАН, 2018. С. 306-308.

26. Сергеева В.Е., Гордова В.С. Созвучие научных душ: чета Гордон становлении и развитии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова // Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию ЧГУ им. И.Н.Ульянова): сб. ст.: в 2 т. Чебоксары: Среда, 2017. Т. 1. С. 424-428.

27. Сергеева В.Е., Гордова В.С., Гордон Д.С. Люминесцентная гистохимия биогенных аминов в морфофункциональном состоянии органов и тканей в эксперименте (научно-исторический обзор) [Электронный ресурс] // Acta medica Eurasica. 2017. № 3. С. 39-49. URL: http://acta-medica-eurasica.ru/single/2017/3/6/ (дата обращения 14.02.2018).

28. Сергеева В.Е., Гордова В.С, Бондаренко В.Ф., Соловьева Л.М. Понятие о структуре и функции при освоении гистологии и нормальной физиологии // Возможности и перспективы высшего образования: опыт развития современных многопрофильных вузов: материалы 1Х Междунар. учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. С. 292-294.

29. Спирин И.В., Сергеева В.Е. Колебание концентрации серотонина, катехоламинов и гис-тамина в структурах тимуса при введении соматотропного гормона // Бабухинские чтения. Орел. 2005: материалы 4-й науч.-практ. конф. М.: ЗАО ФНПП "Ретиноиды", 2005. С. 129.

30. Ялалетдинова Л.Р., Гордова В.С., Ястребова С.А., Сергеева В.Е. Нейроиммуномодули-рующие свойства хорионического гонадотропина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 60-62.

References

1. Gadzhieva Ch.S., Kuznetsov S.L. Razvitie gistologii na meditsinskom fakul'tete Imperatorskogo moskovskogo universiteta - Moskovskoi meditsinskoi akademii im. I.M. Sechenova (K 250-letiyu osnovaniya meditsinskogo fakul'teta) [The development of histology at the medical faculty of the Imperial Moscow University - Moscow Medical Academy. Name after I.M/ Sechenov (To the 250th anniversary of the foundation of the Medical Faculty)]. Morfologiya [Morphology], 2009, vol. 135, no. 2, pp. 96-98.

2. Gistokhimiya v morfologii [Histochemistry in morphology]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2013, 168 p.

3. Gordova V.S. Dina Semenovna Gordon. Mozaika. Opyt esse [Dina Semenovna Gordon. Mosaic. Essay experience]. Morfologiya v teorii i praktike: sb. mater. i tez. k 90-letiyu so dnya rozhdeniya D.S. Gordon [Morphology in theory and practice: Proc. of conf. to the 90th anniversary of D.S. Gordon]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2012, pp. 174-176.

4. Gordova V.S. Neiromediatory limfoidnykh organov (funktsional'naya morfologiya) [Neurotransmitters of lymphoid organs (functional morphology)]. Zdravookhranenie Chuvashii [Public health of Chuvashia], 2013, no. 4, pp. 92-96.

5. Gordova V.S. Nauchnaya rabota studentov pod rukovodstvom professora Diny Semenovny Gordon [The scientific work of students under the guidance of Professor Dina Semenovna Gordon]. Morfologiya v teorii i praktike: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. 95-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra med. nauk, professora D.S. Gordon (Cheboksary, 22 noyabrya 2017 g.) [Proc. of Conf. «Morphology in theory and practice» to the 95th anniversary of D.S. Gordon (Cheboksary, 22 november 2017)]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2017, iss. 2, pp. 72-78.

6. Gordova V.S., Sergeeva V.E. Prodolzhenie uchenogo - v ego uchenikakh [The task of high school professor is to nurture deserving scolars]. Universitetskoe obrazovanie vpolietnicheskikh region-nakh Povolzh'ya: k 50-letiyu Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I.N. Ul'yanova (VI

Arsent'evskie chteniya): sb. st. [University education in the polyethnic regions of the Volga region: to the 50th anniversary of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (VI Arsentiev readings). Digest of articles]. Cheboksary, 2015, pp. 336-339.

7. Gordova V.S., Sergeeva V.E. Kak vnedrenie novogo metodicheskogo podkhoda obostrilo aktual'nost' "starogo" pedagogicheskogo printsipa [How the introduction of the new methodical approach exacerbated the relevance of the "old" pedagogical principle]. Voprosy povysheniya effektivnosti profess-sional'nogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh: sb. materialov VI Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. [Proc. of VI Int. Teaching and Methodological Conf. «Problems of increasing the effectiveness of vocational education in modern conditions»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2014, pp. 237-239.

8. Gordova V.S., Sergeeva V.E. Proforientatsionnye zanyatiya so shkol'nikami na meditsinskom fakul'tete Chuvashskogo universiteta [Vocational guidance classes with schoolchildren at the medical faculty of the Chuvash University]. Vysshaya shkola Rossii pered vyzovami sovremennosti: perspektivy razvitiya: sb. materialov VII Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. [Proc. of VII Int. Teaching and Methodological Conf. «Higher School of Russia before the Challenges of Modernity: Prospects for Development»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2015, pp. 251-254.

9. Gordova V.S., Sergeeva V.E., Gordon D.S. Organizatsiya nauchno-issledovatel'skoi raboty studentov na meditsinskom fakul'tete [The organization of research work of students at the medical faculty]. Vozmozhnosti i perspektivy vysshego obrazovaniya: opyt razvitiya sovremennykh mnogoprofil'nykh vuzov: sb. materialov ^ Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. [Proc. of IX Int. Teaching and Methodological Conf. «Possibilities and prospects of higher education: the experience of the development of modern mul-tidisciplinary universities»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2017, pp. 194-198.

10. Gordova V.S., Solov'eva L.M., Sergeeva V.E., Izranov V.A. Metodicheskie podkhody k osvoeniyu temy "Epitelial'naya tkan'" [Methodical approaches to the development of the topic "Epithelial tissue"]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Ser. Estestvennye i meditsinskie nauki [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Ser. Natural and Medical Sciences]. 2018, no. 1, pp. 49-56.

11. Gordon D.S. Ob istorii, nauke, uchenikakh i lyubimoi kafedre [About history, science, pupil-sand favorite department]. Morfologiya v teorii i praktike [Morphology in theory and practice]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2008, pp. 5-11.

12. Gordon D.S. Ya v moem mire [I am in my world] Morfologiya v teorii i praktike: sb. mater. i tez. k 90-letiyu so dnya rozhdeniya D.S. Gordon [Proc. of Conf. «Morphology in theory and practice»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2012, pp. 6-117.

13. Gordon D.S. Moi ucheniki [My scholars]. Morfologiya v teoriii praktike: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. 95-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra med. nauk, professora D.S. Gordon (Cheboksary, 22 noyabrya 2017 g.) [Proc. of Conf. «Morphology in theory and practice» (Cheboksary, 22 november 2017)]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2017, iss. 2, pp. 9-64.

14. Gordon D.S., Sergeeva V.E., Zelenova I.G. Neiromediatory limfoidnykh organov [Neurotransmitters of lymphoid organs]. Leningrad, Nauka Publ., 1982, 128 p.

15. Gunin A.G. Gistologiya v skhemakh i tablitsakh: uchebnoe posobie [Histology in schemes and tables: a training manual]. Moscow, Practical medicine Publ, 2018, 288 p.

16. Luzikova E.M., Gordova V.S., Prokhorova A.I., Timofeev A.S., Smorodchenko A.D., Sergeeva V.E. Sochetannoe ispol'zovanie metoda Fal'ka-Khillarpa i avidina s flyuorestsiruyushchimi metka-mi pri izuchenii stroeniya timusa [The combined use of the Falk - Hillarp and avidin method with fluorescent labels in the study of thymus structure]. Morfologiya [Morphology], 2017, vol. 151, no. 3, p. 85.

17. Metelkin A.I., Alov I.A., Khesin Ya.E. Aleksandr Ivanovich Babukhin. Osnovopolozhnik mos-kovskoi shkoly gistologov i bakteriologov. Vydayushchiesya deyateli otechestvennoi meditsiny [Alexander Ivanovich Babukhin. The founder of the Moscow school of histology and bacteriology. Outstanding figures of Russian medicine]. Moscow, Medgiz Publ., 1955, 308 p.

18. Nozdrin V.I., Samarin V.I., Tuchnin L.M. Babukhin" [Babukhin]. Moscow, Retinoidy Publ., 2007, 96 p.

19. Patyuchenko O.Yu., Korolev Yu.M., Davidenko V.N., Kutsev S.I. Petr Andreevich Khloponin (k 70-letiyu so dnya rozhdeniya) [Petr Andreevich Khloponin (on the occasion of his 70th birthday)]. Morfologiya [Morphology]. 2017, vol. 152, no. 2, pp. 93-94.

20. Pogorelov Yu.V., Vinogradov S.Yu. Nikolai Ivanovich Zazybin - osnovatel' shkoly ivanovskikh gistologov (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Nikolai Ivanovich Zazybin is the founder of the school of Ivanovo histologists: (on the occasion of the 100th anniversary of his birth)]. Morfologiya [Morphology]. 2003, no. 4, pp. 107-109.

21. Sapin M.R., Satyukova G.S., Shvetsova E.V. Morfologi Rossii v XX veke: Kto est' Kto v anatomii, gistologii, embriologii [Morphologists of Russia in the XX century: Who is Who in Anatomy, Histology, Embryology]. Moscow, Dzhangar Publ, 2001, 272 p.

22. Sergeeva V.E. Dina Semenovna Gordon: razvitie ee idei v morfologii [Dina S. Gordon: development of her idea in morphology]. Morfologiya v teorii i praktike: sb. mater. i tez. k 90-letiyu so dnya

rozhdeniya D.S. Gordon [Proc. of Conf. «Morphology in theory and practice»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2012, pp. 118-129.

23. Sergeeva V.E. Dina Semenovna Gordon: razvitie ee idei v morfologii [Dina Semenovna Gordon: development of her idea in morphology]. Morfologiya v teorii i praktike: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posv. 95-letiyu so dnya rozhdeniya d-ra med. nauk, professora D.S. Gordon. (Cheboksary, 22 noyabrya 2017 g.) [Proc. of Conf. «Morphology in theory and practice»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2017, iss. 2, pp. 118-129.

24. Sergeeva V.E., Gordova V.S. K yubileyu Diny Semenovny Gordon [On the anniversary of Dina Semyonovna Gordon]. Morfologiya [Morphology], 2017, vol. 151, no. 2, pp. 95-96.

25. Sergeeva V.E., Gordova V.S. Poisk odarennykh studentov pri podgotovke kvalifitsirovannykh nauchno-pedagogicheskikh kadrov dlya prepodavaniya morfologicheskikh distsiplin meditsinskikh spetsial'nostei [Search for gifted students in the preparation of qualified scientific and pedagogical staff for teaching morphological disciplines of medical specialties]. Voprosy morfologii XXI veka. Vyp. 5. Gistogenez, reaktivnost', regeneratsiya tkanei [Questions of morphology of the XXI century. Issue 5. Histogenesis, reactivity, tissue regeneration]. St. Petersburg, TEAN Publ., 2018, pp. 306-308.

26. Sergeeva V.E., Gordova V.S. Sozvuchie nauchnykh dush: cheta Gordon v stanovlenii i razvitii Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I.N. Ul'yanova [Consonance of scientific souls: a couple of Gordon in formation and development of the Chuvash State University named after I.N. Ulianova]. Paradigmy universitetskoi istorii i perspektivy universitetologii (k 50-letiyu ChGU im. I.N. Ul'yanova): sb. st. [Paradigms of University History and the Prospects of University Studies (to the 50th anniversary of the Chuvash State University named after I.N. Ulianov): a collection of articles]. Cheboksary, Sreda Publ., 2017, vol. 1, pp. 424-428.

27. Sergeeva V.E., Gordova V.S., Gordon D.S. Lyuminestsentnaya gistokhimiya biogennych aminov v morfofunktsional'nom sostojanii organov i tkanei v eksperimente (nauchno-istoricheskij obzor) [Luminescent histochemistry of biogenic amines in the morphofunctional state of organs and tissues in an experiment (scientific and historical review)]. Acta medica Eurasica. 2017. no. 3. pp. 39-49. Available at: http://acta-medica-eurasica.ru/single/2017/376.

28. Sergeeva V.E., Gordova V.S., Bondarenko V.F., Solov'eva L.M. Pon'atie o structure I funktsii pri osvoenii gistologii i normal'noj fiziologii [The concept of structure and function in the development of histology and normal physiology]. Vozmozhnosti i perspektivy vysshego obrazovaniya: opyt razvitiya sovremennykh mnogoprofil'nykh vuzov: sb. materialov IХ Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. [Proc. of IX Int. Educational and Methodical Conf. «Possibilities and prospects of higher education: the experience of the development of modern multidisciplinary universities»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2017, pp. 292-294.

29. Spirin I.V., Sergeeva V.E. Kolebanie kontsentratsii serotonina, katecholovykh aminov I gista-mina v structurakh timusa pri vvedenii somatotropnogo gormona [Fluctuation of the concentration of serotonin, catecholamines and histamine in the thymic structures during introduction of somatotropic hormone]. Babukhinskie chteniya. Orel. 2005: materialy 4-i nauch.-prakt. Konf. [Proc. of Sci. and Pract. Conf. «Babukhin Readings. Orel. 2005»]. Moscow, Retinoidy Publ., 2005, p. 129.

30. Yalaletdinova L.R., Gordova V.S., Yastrebova S.A., Sergeeva V.E. Neiroimmunomoduliruyu-shchie svoistva khorionicheskogo gonadotropina [Neuroimmunomodulating properties of the chorionic gonadotropin]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2016, 148 p.

СЕРГЕЕВА ВАЛЕНТИНА ЕФРЕМОВНА - доктор биологических наук, профессор кафедры медицинской биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kaf-biology@yandex.ru).

SERGEEVA VALENTINA - Doctor of Biological Science, Professor, Medical Biology Department with the Microbiology and Virology Course, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ГОРДОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фундаментальной медицины, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Россия, Калининград (vgordova@kantiana.ru).

GORDOVA VALENTINA - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Fundamental Medicine Department, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.